Игровое тренинговое занятие для старшеклассников "поучимся общаться". Программа по коррекции социальных и коммуникативных умений

Ольга Руденко

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

для педагогов и родителей

Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения»

“Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.

(Антуан де Сент Экзюпери).

Цель: Создание условий для развития навыков эффективного общения, с помощью которых можно управлять своим эмоциональным состоянием и поведением.

Задачи:

Создать благоприятные условия для работы группы;

Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;

Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала.

Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.

Содействовать повышению уверенности в себе при общении;

Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.

Оборудование: воздушные шары, стулья в два полукруга. Карточки (зеленый, желтый, красный, «правила группы», веревка (5-10 метров, мольберт, карточки для самодиагностики, карточки с предметами для задания «воздушный шар», ручки, шляпа, магнитофон, памятки участникам.

Ход мероприятия.

Психолог – Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы пригласили вас на психологический тренинг, который мы предлагаем провести в путешествии на воздушном шаре вместе с нашими педагогами. Прошу удобней занять себе места в корзине шара. В путешествии нам придется много общаться в тесном взаимодействии, не зависимо нравится нам что-то или нет, от общения никуда не денешься, мы будем лететь высоко над землей.

Вам наверняка знакомо это слово «тренинг». Как по-вашему, что оно обозначает и с чем ассоциируется? (Ответы.)

Психологический тренинг - это тренировка души, разума и тела.

Тренинг – это содержательные упражнения, ролевые и психологические игры, работа в парах и группах, и, конечно же, это увлекательное и живое общение интересных людей.

У каждого участника для комфортного полета имеются по три сигнальные карточки: зеленые карточки - согласие на любые поставленные вопросы, желтые карточки – означают, что у вас есть предложения или хотите высказать свое мнение, рекомендации во время путешествия, красные карточки – несогласие, недовольство, желание высказать свой протест!

Психолог. Для начала, как и в любом путешествии, нам необходимо установить правила нашей группы участников. Я предлагаю:

Правила группы

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю.», «Я думаю.».

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы нашей группы).

А так же по правилам безопасности необходимо пристегнуть ремни (играет тихая музыка релаксационная). К полету готовы, отцепить канат! Поднимаемся!

Психолог - Пока мы поднимаемся на определенный уровень для полета, вам необходимо получить полезную информацию от педагога….:

1. Воспитатель - Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

2. Воспитатель. – Нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности.

Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

имя собеседника

комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Психолог - Тема совместного психологического тренинга «Компетентность родителей и педагогов в вопросах общения» выбрана не случайно. Так как педагог и родители должны быть партнерами в воспитании детей, должны иметь доверительные отношения. А без процесса общения невыполнимы поставленные общие цели и задачи воспитания и развития.

Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций.

Психолог - Чтобы в группе работа шла активно и с увлечением мы с вами должны познакомиться, но необычным на это раз способом. Все действия необходимо выполнять аккуратно, так как мы находимся в невесомости и наш корабль не должен потерять равновесие.

Упражнение - активатор «Поменяйтесь местами, кто.» (звучит мелодия)

Цель: снять напряжения, поменять местами в рабочем круге участников группы

Это упражнение позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Прошу участников и расположиться по кругу. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: любит носить брюки. Тот, кто остался без стула (новый ведущий) предлагает поменяться местами тех, кто…. любит яблоки, умеет играть на гитаре, любит стряпать и т. п.

Психолог. - Вот мы и познакомились. У вас есть много общих интересов, любимых продуктов, занятий. Вот только погода мне что-то не нравится, тучки какие-то серые. (ведущий смотрит в бинокль). Наверное, нужно принять меры предосторожности. У нас есть веревка, которой мы можем связаться и закрепиться за корзину корабля, чтобы нас не выбросило за борт.

Игра «Шанхайцы» Материалы – веревка длиной 5-10 метров

Правила – все участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинается закручиваться вокруг своей оси и тянет остальных за собой, пока не получится спираль, которую вы плотно обматываете веревкой на уровне бедер. Задание – в этом положение участники должны пройти некоторое расстояние (от одного края корзины до другого, по пути каждый должен преставиться и рассказать о себе, что-нибудь необычное о своих детях. Все участники должны запомнить все, что будет говорить каждый из них. Когда цель будет достигнута, развяжите веревку.

Психолог. - Ура! Штормовое нашествие обошло нас стороной, прошу занять свои места и рассказать, что запомнилось в ходе рассуждения. Время – 10-15 минут.

А сейчас немного важной информации от педагога….

3. Воспитатель: существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Психолог - Следующим упражнением мы будем учиться общаться взглядом

Упражнение “Взгляды”

Участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.

Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз, но таким образом, чтобы получилось две шеренги, - это две команды для следующего упражнения.

Итог: Возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку. И сейчас мы проверим ваши взаимоотношения, создавшиеся в путешествии, на прочность.

Упражнение «Ладони-1»

В парах, стоя лицом друг к другу; участники соединяют свои ладони с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская ладоней. Затем еще шаг назад и еще… При этом между партнерами постоянно существует контакт глаз и ладоней. “Отступление" продолжается как можно дольше. Если участники, полагают, что “дошли до точки”, то начинается обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.

Психолог. - А теперь мы установим, на сколько доверительными стали у вас отношения друг с другом.

Упражнение «Ладони-2»

Пары те же. Партнеры стоят друг перед другом на расстоянии 2-3 шага. Нужно качнуться навстречу друг другу (не отрывая ног от земли) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в упражнении «Ладони-1»). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад, и вновь устремляется навстречу своему партнеру. И еще шаг назад…

Итог. Между вами появился не только контакт глаз, но и доверительные отношения! Молодцы! располагайтесь удобно по местам.

Психолог. – солнце светит ярко, группе стало жарко! И чтобы не получить солнечный удар нужна шляпа. Но, увы, в нашей корзине она одна…

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение участников в высказывании комплимента друг другу. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент соседям по кругу. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке», если это педагог. А тот «сосед», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!».

Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент.

Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным.

Психолог. – Воздушная тревога!

"Воздушный шар"

Инструкция: "Прошу всех удобно сесть и внимательно выслушать информацию. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Мы с вами летим над океаном и до земли осталось еще 500-550 км. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком, которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине нашего шара:

1 Канат 50м

2 Аптечка с медикаментами 5 кг

3 Компас гидравлический 6 кг

4 Консервы мясные и рыбные 20кг

5 Секстант для определения местонахождения по звездам 5 кг

6 Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов 25 кг

7 Конфеты разные 20 кг

8 Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа)

9 Ракетница с комплектом сигнальных ракет 8 кг

10 Палатка 10-местная 20кг

11 Баллон с кислородом 50кг

12 Комплект географических карт 25 кг

13 Канистра с питьевой водой 20л

14 Транзисторный радиоприемник 3 кг

15 Лодка резиновая надувная 25кг

Наше предложение имеет выход. Нужно собраться в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить.

Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги со списком предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, (образец психолога) соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т. д. ".

При определении значимости предметов и вещей, т. е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т. е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

1) высказать свое мнение может любой член экипажа;

2) количество высказываний одного человека не ограничивается;

3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения; (карточки сигнальные)

4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.

Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых, так как дома всех ждут родные и близкие.

Если не сможете договориться, мы разобьемся. Помните об этом!"

(Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.

Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.

Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж приземлился неудачно - в океан, не долетев до земли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе.

Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.

Психолог - при вашей активной деятельности мы благополучно приземлились на землю, но нас уже поджидают корреспонденты с вопросами о путешествии, о интересном, о трудностях.


Упражнение «Интервью»

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью

Инструкция: далее мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым, кто вторым, На презентацию своего коллеги дается 1 минута. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет ответ всей группе эмоционально и выразительно. Корреспондент записывает ответ участника

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

Психолог дарит участникам тренинга памятки – правила активного слушания.

ПАМЯТКА УЧАСТНИКАМ ТРЕНИНГА

«Правила активного слушания»

1. Доброжелательный настрой. Спокойно реагировать на все, что говорит собеседник. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному.

2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме.

3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать.

4. Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас.

5. Зрительный контакт.

6. Если вы понимаете, что собеседник не настроен на разговоры и откровенность, то оставьте его в покое.


Упражнение «Воздушный шар»

Все собираются в круг. Ведущий произносит следующий текст:

Закроем глаза. Представим себе, что все мы летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.

Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди – остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим, все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один – мы должны выбросить вещи постепенно, в течение 15 мин.

Перед вами карточки с названием вещей. Каждая карточка-эта коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить – их можно выбросить только вместе. В первую очередь нужно избавиться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь - от самых нужных.

Но ориентируйтесь и на вес вещей. Главное - в итоге надо выбросить все вещи.

Может возникнуть вопрос – какая разница, что выбрасывать сначала, а что потом, если все равно все вещи окажутся в море? Можно сказать, что чем позже они выбросят вещь, тем выше вероятность, что они ее поймают потом, уже находясь на острове (она будет ближе к берегу). Ведь последнюю выброшенную вещь поймают почти наверняка, а первую точно не поймают. Поэтому порядок выбрасывания вещей все таки важен, т.к. важно, с чем мы останемся на острове.

При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное правило : вещь считается выброшенной только тогда, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все – карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове и возможно долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря действуйте, думайте, 15 мин. ваши. Время пошло.

Список вещей:

ЗОЛОТО, ДРАГОЦЕННОСТИ 300 Г.

КОТЛЫ, МИСКИ, КРУЖКИ, ЛОЖКИ 6 КГ.

РАКЕТНИЦА С СИГНАЛЬНЫМИ РАКЕТАМИ 5 КГ.

ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ ПРО ВСЕ 12КГ.

КОНСЕРВЫ 20 КГ.

ТОПОРЫ, НОЖИ, ЛОПАТЫ 15 КГ.

ПИТЬЕВАЯ ВОДА 20 Л.

АПТЕЧКА 3 КГ.

ВИНТОВКА С ЗАПАСОМ ПАТРОНОВ 30 КГ.

ШОКОЛАД 7 КГ.

ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ СОБАКА 50 КГ.

РЫБАЛОВНЫЕ СНАСТИ 0,5 КГ

МЫЛО, ШАНПУНЬ, ЗЕРКАЛО 2 КГ

ТЕПЛАЯ ОДЕЖДА И СПАЛЬНИКИ 50КГ.

СОЛЬ, САХАР, ВИТАМИНЫ 4 КГ.

КАРАТЫ, ВЕРЕВКИ 10 КГ.

СПИРТ 10 Л.

Упражнение «Лава»

Инструкция: «Вот вы добрались до острова, а на нем происходит извержение вулкана. Спастись можно, только перебравшись на другую сторону лавы (территорию важно ограничить, расстояние между сторонами приблизительно 8-9 м), соблюдая следующие условия. Две команды по 6человек двигаются навстречу друг другу. Задание считается выполненным, когда обе команды оказываются на противоположной стороне. Перемещаться по «лаве» можно только по «огнеупорным» коврикам, двигающимся только в одну сторону. Каждая команда получает по 2 «огнеупорных» коврика размером 25x20 см. Огнеупорность коврики сохраняют только при постоянном контакте с телом или одеждой человека. При отсутствии контакта хотя бы на долю секунды коврик сгорает. Если человек заступает за коврик, вся группа возвращается. Если один из ковриков сгорел, можно продолжать движение, пользуясь оставшимися ковриками».

При выполнении данного упражнения тренеру важно следить за скоростью выполнения упражнения, динамикой отношений в группе и, используя некоторые техники, влиять на развитие группы и процесс прохождения «лавы». Например, если группа оченьбыстро и легко преодолевает препятствие, то можно «выключить» наиболее активных лидеров и организаторов, запретив им разговаривать в ходе выполнения упражнения (это также даст возможность проявиться другим участникам группы), при этом сказанные слова с их стороны становятся равны нарушению правил и, как следствие, ведут к возвращению всей команды в начало задания. Если же команда действительно долгое время боролась, чтобы преодолеть препятствие, то можно слегка подыграть и мягче судить незначительные нарушения правил.

Темы для обсуждения:

    что чувствовали по ходу выполнения упражнения;

    что помогало, что мешало справиться с заданием;

    как можно улучшить взаимодействие в команде в следующий раз;

    каким искусством вы овладели в этом упражнении.

Упражнение «Фотограф и фотоаппарат»

Инструкция: «Вы преодолели препятствия и оказались в прекрасной части острова. Вам захотелось сделать несколько замечательных фотоснимков. Сейчас необходимо разбиться на пары и условиться, кто в паре будет партнером А, а кто - Б. Партнер А становится «фотографом», Б - «фотоаппаратом». Задача А поводить Б с закрытыми глазами по залу и сделать три интересных «снимка». Для этого А должен подвести свой «фотоаппарат» к тому месту, которое он хотел бы «сфотографировать», остановиться и легко нажать Б на плечо. Почувствовав это, Б должен на секунду открыть глава и как бы «сфотографировать» то, что увидит. Когда сделаны три кадра, Б открывает глаза и «проявляет пленку»: показывает и рассказывает А, где были сделаны «фотографии» и что «попало в кадр». После этого партнеры меняются местами. Важно обратить внимание участников на то, что с партнером, играющим роль «фотоаппарата», можно разговаривать, но сам он не говорит. Во время выполнения упражнения тренер следит за безопасностью участников.

Темы для обсуждения:

    что чувствовали;

    в какой роли было наиболее комфортно и почему;

    легко ли было довериться другому, что этому мешало;

    каким искусством овладели в этом упражнении.

Упражнение «Ядовитая лиана»

Инструкция: «Наша фотосессия завела нас в джунгли, где просто так не пройти. Необходимо преодолеть ядовитую лиану. Ее невозможно обойти, любое касание лианы приводит к возвращению всей команды обратно. Вы видите, что треугольником, на уровне вашего пояса, натянута веревка - это «ядовитая лиана», в процессе упражнения нельзя касаться ее ни телом, ни одеждой, при прикосновении команда возвращается обратно. Вся команда попадает внутрь этого треугольника. Задача: выбраться из него. Выбираться можно с двух сторон треугольника (то есть команда разбивается на две группы), выбравшиеся участники могут помогать другим, даже из другой группы. Время не ограничено».

Цель игры : дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

    Предложите участникам игры выбрать себе профессию:(врач, инженер, учитель, художник, и т.д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

    Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто – то должен выпрыгнуть из корзины.

    Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

    После завершения дискуссии происходит оценка работы группы.

Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т.д.

Деловая игра «Золотые орехи»

Методические указания по проведению : Деловая игра направлена на развитие навыков вербальной и невербальной форм деловых коммуникаций у ее участников.

Для проведения игры группа разделяется на две команды с равным числом участников. Эти команды должны разойтись по разным помещениям и не иметь возможности общения друг с другом до начала игры. Членам команд запрещается обмениваться письменными описаниями ролей.

Членам каждой команды раздается описание одной из двух ролей. Время для ознакомления с ролью ограничивается преподавателем и устанавливается в пределах до 20 минут. Это время должно быть использовано для прочтения материала и обсуждения общей линии проведения переговоров с другой командой.

Для проведения переговоров каждая из команд должна выдвинуть по одному переговорщику. Эти переговорщики будут вести прямые устные переговоры друг с другом.

Команды также предупреждаются, что во время переговоров их представителей, члены команд не могут допускать никаких устных комментариев, давать переговорщикам устные указания или подсказывать.

При этом, однако, разрешается писать и передавать переговорщикам записки, которые они могут использовать при переговорах.

Любая из команд может обратиться к преподавателю с просьбой прервать переговоры и назначить нового переговорщика.

Переговоры проводятся в общей аудитории, куда собираются обе команды. Переговорщикам должен быть предоставлен стол для переговоров, установленный таким образом, чтобы он был виден всем участникам. Команды должны быть рассажены таким образом, чтобы исключить возможность устного общения во время переговоров (желательно за спинами своих переговорщиков). Обмен записками между командами также запрещается.

Время переговоров обычно не превышает 20 минут. Таким образом, игра занимает по длительности один академический час (45 мин.).

Роль №1 Золотые орехи Фирма «Пилл» История

Вы работаете в новой фармацевтической фирме «Пилл», возникшей несколько лет назад на «пустом месте». Все сотрудники Вашей фирмы до этого составляли костяк одной из второстепенных лабораторий ВНИИ «Химзащита» – крупного НИИ, принадлежавшего Министерству обороны.

Ваша бывшая лаборатория занималась во ВНИИ «Химзащита» сугубо гражданскими разработками, которым дирекция не придавала особого значения, т.к. бюджет финансировал работу лишь «основных» лабораторий, а Вы работали по договорам с фармацевтическими предприятиями. Часть Ваших перспективных разработок пылилась на полках – Вы не могли доказать руководству, что делаете нужное дело…

Трансформация экономики создала условия для частной предпринимательской деятельности. Вся «команда» ушла из ВНИИ и создала частную фирму ООО «Пилл». Самому «старому» сотруднику, Вашему директору, всего 35 лет.

Личных сбережений сотрудников ООО хватило на уставный фонд, получение соответствующей лицензии и аренду помещения. Старые наработки удалось успешно внедрить на крупном фармацевтическом предприятии, а на вырученные средства приобрести специальное оборудование, необходимое для новых исследований и разработок.

Не так давно Ваша фирма разработала новый уникальный препарат Х для лечения болезни Дипса. Эта коварная болезнь возникает в период беременности и приводит к смерти новорожденного через 2 недели после родов. Своевременное (24 часа после родов) введение препарата Х обеспечивает полное излечение новорожденных. Более того, вакцинация беременных надежно защищает плод от возможности приобретения болезни Дипса. Это пионерское изобретение – ни в одной другой стране мира нет ничего подобного препарату Х.

Штацкая Татьяна Николаевна

Сюжетно ролевая игра «Полет на воздушном шаре » .

Организационный момент : экспериментально исследовательская деятельность «Воздух повсюду »

Цели : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.

Материалы : воздушные шарики , таз с водой, пустая пластмассовая тара-бутылка, листы бумаги.

Описание. Воспитатель загадывает детям загадку о воздухе .

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух )

Вопросы : Что мы вдыхаем носом?

Что такое воздух ?

Для чего он нужен?

Можем ли мы его увидеть?

Где находится воздух ?

Как узнать, есть ли воздух вокруг ?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух » - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим , но он везде окружает нас. Мы можем почувствовать движения воздуха .

Воспитатель показывает детям пустую бутылку.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух ? (ответ детей ) .

Как мы можем это проверить? Пустую, прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться.

Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки . Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом .

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом . (ответ детей ) Дети

надувают воздушные шарики . Чем мы заполняем шарики?

Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не

является пустым.

Сюрпризный момент – появление воздушных шаров (шары привязаны к спортивной стойке, что будет служить основой воздушного шара ).

Воспитатель : Ребята, сегодня Омар вместе со своей мамой, тетей Юлей, приготовили для нас сюрприз, принесли в детский сад воздушные шары (воспитатель выносит сюрприз) . Как вы думаете, в какую игру мы можем поиграть с этими шарами (ответ детей ) . Воспитатель подводит детей к сюжетно ролевой игре «Путешествие на воздушном шаре »


Сюжетно ролевая игра «Путешествие на воздушном шаре »

Цели :

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом , и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.

Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа : Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» . Беседа о воздушном транспорте .

Оборудование : для изготовления корзины : стулья по количеству детей , гимнастические веревки или скакалки, мешки с песком. Атрибуты для сюжетных игр «Повар» , «Больница» , набор пилота - штурмана воздушного шара : компас, подзорная труба, рация…

Распределение ролей :

Прежде чем мы распределим с вами роли, давайте вспомним золотое правило «Будь внимателен к друзьям, прислушивайся к их советам и просьбам»

Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Скажите, что должен делать командир? (ответ детей )

Командир будет руководить строительством воздушного шара , показывать маршрут полета . Для этого ему нужны компас и подзорная труба.

Ребята, а вы знаете, как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. Для путешественников подзорная труба просто необходима. Кто у нас будет командиром? Дети выбирают командира, если заявят желания два ребенка, можно разрешить конфликт при помощи считалки … Воспитатель : Вручает командиру компас и подзорную трубу. Но командиру необходимы два помощника, кто хочет быть помощником?

Так же во время путешествия может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами) .

Нам нужны повара, чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду (кастрюлю, тарелки, ложки и чашки) .

Нам в полете обязательно пригодиться радист, который будет поддерживать связь с землей (воспитатель должен взять на себя эту роль, так как эта роль поможет ему руководить всей игрой, если вдруг ребенок проявит желание быть радистом, значит, воспитатель может стать помощником радиста)

Начнем готовиться к полету . Командир, из чего можно построить корзину воздушного шара , как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг? Давайте мы его построим из стульчиков корзину воздушного шара , всё свяжем веревками и отправимся в путешествие.


1 конфликтные ситуации :

Подготовили воздушный шар к полету , медики и повара приготовили атрибуты для своих профессий, воспитатель создаёт конфликтную ситуацию, при рассаживании в шаре не хватает одного места. Решение проблемы (ответ детей ) .


Все расселись и начался полет , во время полета :

Ребята, посмотрите, мы пролетаем над самой главной рекой нашего края. Река Кубань самая полноводная река, в ней обитает много рыб. А вы, каких рыб обитающих в реке Кубань знаете? (ответ детей )

Посмотрите вниз, а вы что видите? (ответ детей )

1 соединение по рации с землей.

Воспитатель сообщает детям, что недавно прошел «смерч» над рекой Кубанью, сломан мост и большой волной на берег выбросило много рыб…

Воспитатель спрашивает детей , что дальше будут делать? (ответ детей )

Вы предлагаете приземлиться и помочь рыбкам, но мне так нравиться путешествовать на воздушном шаре , давайте мы дальше продолжим путешествие, а рыбкам пускай кто – то другой поможет (ответ детей ) .

Ребята принимают решение приземлиться и оказать помощь.

После приземления помощники командира – пилота проверяют техническое состояние воздушного шара , повара готовят обед, а командир с остальными путешественниками отправляется на оказание помощи пострадавшим…


Дети строят мост, переходят по мосту на другой берег реки и отпускают рыб в воду (бумажные макеты рыб, воспитатель индивидуально спрашивает у детей , как называется рыбка, которую ребенок выпускал в реку.




Закрепление знаний золотого правила «Если друг попал в беду, на помощь я к нему спешу»

Командир с путешественниками возвращается на поляну, где помощники сделали технический осмотр воздушного шара , повара приготовили обед. Медики проводят медицинский осмотр и оказывают первую медпомощь. Во время приема пищи (которую приготовили повара, воспитателю – радисту поступает 2 сообщение с земли…




2 соединение по рации с землей.

Воспитатель сообщает ребятам о том, что поступило штормовое предупреждение и нужно поторопиться, отправляться дальше в путешествие…


Повара собирают посуду, медики заканчивают оказание медпомощи и все рассаживаются в корзине воздушного шара .



Во время полета идет обсуждение ландшафта над которым пролетают ребята…

Воспитатель нам пора с вами возвращение в детский сад, потому что

путешественники должны быть смелыми, сильными людьми и нас с вами ждет на занятие физической культурой Наталья Александровна (инструктор по физвоспитанию…

Игра заканчивается , но если позволят свободное место в группе , игра может продолжиться в любое свободное время по желанию детей .

ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

  • научить принимать коллективные решения в условиях неопределенности;
  • выработать навыки эффективного взаимодействия;
  • обучить сотрудничеству.

Процедуры:

  • принятие индивидуальных решений;
  • выработка коллективного решения в группах;
  • дискуссия;
  • анализ результатов и подведение итогов.

Время. 1 учебный час.

Информация для участников игры. «Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно, и вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном. До ближайшего участка земли 500-550 км. Но произошло непредвиденное: в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены в гондоле воздушного шара на этот случай. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Через 5 минут шар стал падать с прежней, довольно большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт, чтобы, в конце концов, приземлиться живыми на землю.

В гондоле остались следующие предметы:

1) канат – 50 м;

2) аптечка с медикаментами – 5 кг;

3) компас гидравлический – 6 кг;

4) консервы мясные и рыбные – 20 кг;

5) секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) – 5 кг;

6) винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов – 25 кг; 7) конфеты разные – 20 кг;

8) спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа);

9) ракетница с комплектом сигнальных ракет – 8 кг;

10) палатка 10-местная – 20 кг;

11) баллон с кислородом – 50 кг;

12) комплект географических карт – 25 кг;

13) канистра с питьевой водой – 20 л;

14) транзисторный приемник – 3 кг;

15) лодка резиновая надувная – 25 кг.

Ваша задача – принять решение, что и в какой последовательности вы должны выбросить. Сначала каждый участник игры принимает индивидуальное решение. Затем создаются команды по 5-7 человек (зависит от количества участников игры) и каждая команда обсуждает проблемную ситуацию и вырабатывает коллективное решение».

Правила игры:

  • Нельзя принимать решение путем голосования.
  • Нельзя высчитывать проценты: кто «за» и кто «против».
  • Нельзя «давить» на партнера («делай, как я сказал!»).
  • Желательно с помощью переговоров добиться консенсуса, в случае конфликта мнений – компромисс.
  • Высказывать свое мнение может любой член экипажа.
  • Количество высказываний одного человека не ограничивается.
  • Решение считается принятым только тогда, когда все члены экипажа с ним согласились.
  • Если хоть один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается и группа должна искать новый выход или новую аргументацию и технологии убеждения.
  • Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
  • При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них освобождаться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть (например, все конфеты или спальные мешки, а не половина).
  • Время, которое имеется в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение, во многом зависит от того, как быстро участники игры примут коллективное решение.
  • В случае если договориться не удастся – экипаж «погибнет».

Порядок проведения игры. После принятия решений в группах начинается их презентация и обоснование, затем в ходе дискуссии вырабатывается наиболее приемлемое решение для сложившейся экстремальной ситуации (в гондоле остаются предметы и вещи для сигнализации о своем бедственном положении и для поддержки физического состояния).

Дебрифинг. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги игры. Для определения эффективности взаимодействия следует обратить внимание на следующие характеристики.

Что способствовало успеху:

  • уровень компетентности участников игры;
  • конструктивность взаимодействия;
  • культура полемики;
  • общность целей (индивидуальных и групповых);
  • эффективность использования стратегий взаимодействия (компромисс, уступка, сотрудничество);
  • четкая организация обсуждения;
  • умение слушать партнеров;
  • желание победить.

Что препятствовало эффективной работе команды:

  • слабая компетентность в значимости и возможностях обсуждаемых предметов в сложившейся ситуации;
  • неэффективные стратегии взаимодействия (соперничество, избегание спора, уступка агрессивным партнерам);
  • превалирование личностных целей (провести свою линию, показать себя) над групповыми;
  • слабое руководство дискуссией со стороны формального лидера или отсутствие такового;
  • низкая культура спора, слабое владение вербализацией;
  • неразвитая эмоциональная культура.

Для завершения игры целесообразно каждой команде сформулировать урок, который следует извлечь на будущее.