Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе. Тема: «Игрушки». План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе " сказочные герои"

  1. Закрепление правильного произношения звука С.
  2. Определение места звука в слове.
  3. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов типа сок .
  4. Употребление существительных в Т.п.
  5. Развитие внимания, памяти.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки с изображением смешариков, предметные картинка на звук С, карточки с изображением различных поз, наборы для составления схем.

Ход занятия

  • Оргмомент. Самомассаж.
  • Доброе утро, глазки,
    Доброе утро, ушки,
    Доброе утро, ручки,
    Доброе утро, ножки.

  • Знакомство с темой. “Гимнастика для ума”.
  • – Высокое, стройное хвойное дерево (сосна)

    – Ночная птица (сова)

    – Регулирует движение на перекрестке (светофор)

    – Усатая рыба (сом)

    – Какая птица не летает, а быстро бегает? (страус)

    – Что видим, когда спим? (сон)

    – Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)

    Вспомните все слова, которые вы назвали. Какой первый звук в этих словах?

  • Уточнение артикуляции, характеристика звука С.
  • – Самовар закипел и засвистел: с-с-с-с…

    – Покажите, как свистит самовар.

    (Дети наблюдают за артикуляцией, используя зеркала).

    – Расскажите о произношении звука С.

    Губы в улыбке, зубки сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка; голос не включается.

    – Дайте характеристику звуку С. (Согласный, твердый; обозначается синим цветом).

  • Воспроизведение слоговых рядов.
  • – Кто у нас сегодня в гостях? (Смешарики.)

    – Давайте вспомним их имена. (Нюша, Бараш, Совунья, Копатыч, Крош, Лосяш, Ежик, Кар-Карыч.)

    – Какое имя начинается со звука С? (Совунья.)

    – У Совуньи сегодня день рождения. А в день рождения именинника принято поздравлять, говорить приятные слова, пожелания. Смешарики всегда что-то выдумывают. Они даже придумали свой язык и только на нем поздравляют друг друга с днем рождения. Давайте поздравим Совунью на их языке.

    са-со-су-сы

    со-су-сы-са

    су-сы-са-со

    сы-са-со-су

    ас-ос-ус-ыс

    ос-ус-ыс-ас

    ус-ыс-ас-ос

    ыс-ас-ос-ус

    ста-сто-сту-сты

    сто-сту-сты-ста

    сту-сты-ста-сто

    сты-ста-сто-сту

    аст-ост-уст-ыст

    ост-уст-ыст-аст

    уст-ыст-аст-ост

    ыст-аст-ост-уст

  • Проговаривание картинок со звуком С, определение места звука в слове.
  • – Все друзья приготовили Совунье подарки, в названии которых есть звук С. Назовите, кто что подарил, и определите место звука С в каждом слове.

    Нюша подарила бусы. В слове “бусы” звук С находится в середине. И т.д.

    (Бараш – сумку, Копатыч – капусту, Крош – букет гладиолусов, Лосяш – самокат, Ежик – поднос, Кар-Карыч – самовар).

  • Упражнение в употреблении существительных в Т.п.
  • – Совунья приготовила для всех угощение.

    – Чем тебя угостила Совунья?

    (У каждого на столе картинка, ребенок переворачивает картинку и составляет предложение.)

    Меня Совунья угостила салатом.

    (Сыром, сушками, сгущенкой, смородиной, ананасом, …, кокосом .)

  • Пальчиковая гимнастика со скороговоркой.
  • На кокосы, на кокосы

    Налетели мы, как осы.

    А кокосы высоко,

    А кокосы далеко.

  • Физкультминутка. Игра “Повтори позу”.
  • – Совунья для вас приготовила развлечение. Она будет показывать различные позы, а вы должны их повторить.

  • Звуковой анализ слова “сок”, составление схемы слова.
  • – Самым вкусным напитком на столе был сок, который Совунья приготовила сама. Давайте составим схему слова “сок”.

  • Игра “Отгадай слово”.
  • – Совунья еще хочет с вами поиграть. Отгадайте слова, которые она задумала.

    Добавить звук С в конце слова: ле_, поя_, фику_, анана_, компа_, ква_, кла_, уку_, насо_, но_, автобу_, поко_, уксу_.

    Добавить звук С в начале слова: _ам, _ом, _он, _уп, _ад, _ани, _умка, _ова, _апоги, _амолет, _оня, _обака, _камейка.

  • Подведение итогов.
  • – Вам понравилось на дне рождения Совуньи? Что именно, какие игры, угощения?

    – C каким звуком мы познакомились? Какой он?

    – Совунья тоже очень довольна, благодарна вам за поздравление. Она приготовила для вас еще угощение.

    (Угощение для детей: сушки, пастила, чупа-чупс или др.)

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

    Тема: Осень

    Задачи:

    • Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
    • Упражнять в согласовании глаголов с существительными в роде, числе.
    • Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
    • Упражнять детей в согласовании числительного с существительным.
    • Упражнять в употреблении предлогов (на, под, около, за, перед).
    • Упражнять в составлении простых предложений.
    • Развивать мелкую и общую моторику.

    Оборудование: плоскостное изображение местности с различными препятствиями (река, овраг, тропинка); фигурки лисы, медведя, зайца, ежа, мыши; картинка с изображением Бабы – яги; счётные палочки; мяч; разрезные картинки (грибы), картинка с изображением осени, макет дерева.

    Ход занятия.

    Организация начала занятия.

    Логопед. Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей).

    Изобразите Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, весе­лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразите Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гони­мая. Изобразите плачущую Осень.

    Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Появляется Баба – Яга.

    Баба – Яга. Я знаю, кто это плачет, это плачет Осень. Я заперла её в домике и не выпущу, пусть всегда будет Лето. Не хотите? Тогда идите по тропинке и выполняйте все задания. Если справитесь, то отпущу я вашу Осень.

    Логопед. Ну, что, ребята поможем Осени?Ой, кто это на нашем пути? Это же лиса рыжая – краса.

    Лиса. Ребята, скучно мне. Давайте поиграем с вами в игру “Скажи ласково”. Игра с мячом:

    Лист – листочек,

    Гриб – грибочек,

    Ягода – ягодка,

    Дерево – деревце,

    Трава – травка,

    Куст – кустик,

    Пень – пенёк,

    Облако – облачко.

    Лиса. Спасибо, ребята, что поиграли со мной. Я дарю вам осенний листик, он вам пригодится.

    Выбегает заяц.

    Заяц. Ребята, здравствуйте. Совсем я стал забывчивый. Нашёл картинку и не знаю, что же на ней верно, а что нет? Поможете мне, отгадаете? (Игра “Нелепицы”).

    Заяц. Спасибо, ребята, помогли вы мне. За это дарю я вам листик, он вам пригодится.

    Появляется медведь.

    Медведь . Ой, ребята, помогите. Что – то старый я стал, да невнимательный. Давайте с вами поиграем. Вы умные и внимательные детки. Исправьте мои ошибки. Если это бывает осенью, то вы кивайте головой, а если не бывает, то поворачивайте голову из стороны в сторону.

    Листья желтеют.

    Дует сильный ветер.

    Тает снег.

    Идёт дождь.

    Бегут ручьи.

    Появляются почки на деревьях.

    Дети катаются на санках.

    Листья опадают с деревьев.

    Под ногами шуршат листья.

    Медведь. Молодцы, справились с моим заданием. За это дарю вам листик. Он вам пригодится.

    Логопед. Ребята, устали вы немного, давайте отдохнём.

    Физкультминутка.

    Ветер северный подул:

    «С-с-сс», все листья

    С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

    Полетели, закружились

    И на землю опустились.

    Дождик стал по ним стучать:

    «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

    Град по ним заколотил,

    Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

    Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед — назад.)

    Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

    Появляется ёжик.

    Ёж. Здравствуйте, ребята, беда у меня случилась. Собирал я грибы, собирал, а ветер подул и поломал их все. Вы поможете мне их собрать. (Дети собирают разрезные картинки). Молодцы, ребята, помогли мне. Дарю я вам лист. Он вам пригодится.

    Логопед. Ребята, посмотрите, что это впереди? Овраг. Как же нам через него перейти? Давайте построим мост. Только из чего его строить?

    Появляется мышка.

    Мышь. Я помогу вам, за каждый правильный ответ, я дам вам бревно. (Макет дерева, на нём цветы, под ним яблоки, за ним волк, справа лиса и т.д.). Ответы детей. Молодцы, ребята, дарю вам лист, он вам пригодится.

    На носочках осторожно

    Перейти мосточек можно.

    Тише, тише, не спешите,

    Брёвнышки не раскатите.

    Баба – Яга. А вот и вы пришли. А что это у вас? Осенние листья? Посчитайте их правильно, тогда отпущу Осень.

    Дети считают, Баба – Яга отпускает Осень.

    Осень.

    Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

    Но не касаюсь ёлочек и сосен.

    Так кто же я? Я …(осень).

    Спасибо, вам, ребята, что освободили меня. За это я угощу вас своими дарами (яблоками).

    учитель-логопед

    Зверева Ольга Николаевна

    МКДОУ детский сад № 172 г. Новосибирска

    План-конспект фронтального логопедического занятия
    в старшей логопедической группе
    "Сказочные герои"

    Программное содержание:
    . учить детей слышать и выделять первый звук в слове: и гласный, и согласный,
    . упражнять детей в образовании существительных косвенных падежей,
    . учить слышать предлог В - ИЗ в предложении и соотносить его со схемой,
    . учить составлять рассказы-описания о сказочных героях по схеме.

    Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации сказочных героев для доски, схема места звука в слове - демонстрационный материал, серия схем для составления описательных рассказов о сказочных героях для доски, схемы предлогов В - ИЗ каждому ребенку.

    Ход занятия.
    1. Организационный момент.
    (дети стоят по кругу)
    Солнечный лучик к нам в гости зашел (берем воображаемый луч в ладошки)
    Солнечный лучик ладошки нашел (растираем воображаемый луч) ,
    К сердечку пришел, наши ушки нашел,
    Горло согрел, по затылку прошел (касаемся того, о чем говорим) .
    С нами остался, здесь заигрался (сдуваем воображаемый луч с ладошек) .
    Сказочный лучик привел нас в сказочную страну. Пока мы будем здесь гулять, успейте «сфотографировать» любого сказочного героя.
    Идем: 1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять.
    (разжимаем пальцы из кулака от большого к мизинцу)
    1,2,3,4,5 - в домик спрятались опять.
    (собираем пальцы в кулак от мизинца к большому).
    Какого сказочного героя вы здесь встретили? (слушаем каждого ребенка). Я тоже успела кого-то сфотографировать, и хочу показать вам свои «фотографии».
    (дети садятся за столы)

    2. Заинтересовывающий момент. Нас встречают сказочные герои.
    (на интерактивной доске появляются последовательно иллюстрации сказочных героев)
    Кого вы видите? (Красную Шапочку, Снежную Королеву, Аленушку и братца Иванушку, Дюймовочку, Бабу Ягу, Царевну Лягушку, гусей-лебедей, Крошечку-Хаврошечку)
    (хоровые ответы)

    3. Работа со схемой места звука в слове. (демонстрационный материал).
    Наши сказочные герои очень хотят, чтобы вы внимательно послушали их слова и определили, какой звук стоит в начале каждого слова, я протяну его голосом: СССнежная Королева, ИИИванушка, АААленушка, СССтупа, Баба ЯЯЯга, КККрошечка-Хаврошечка, КККрасная Шапочка, СССтрела, ЦЦЦветок.
    (индивидуальные ответы)

    4.Работа со схемами предлогов.
    Наши сказочные герои придумали для вас о себе предложения и спрятали в них эти маленькие слова. Вы их узнали?
    Какое маленькое слово спряталось сюда? Правильное, это - В, а это - ИЗ. Тогда слушайте внимательно предложения и поднимайте мне, пожалуйста, схему того маленького слова, которое услышите.
    . Баба Яга летит В ступе.
    . Гуси-лебеди вернулись ИЗ деревни.
    . Дюймовочка выглянула ИЗ цветка.
    . Снежная Королева живет В ледяном дворце.
    . Царевна Лягушка взяла В рот золотую стрелу.
    . Иванушка превратился В козленочка.
    . Красная Шапочка вышла ИЗ лесу.
    . Крошечка-Хаврошечка залезла коровушке В одно ушко, Из другого вылезла.
    (дети встают)

    5. Пальчиковая гимнастика
    Тянут- тянут бабка с дедкой
    Из земли большую репку…
    Вот пришла бы наша внучка,
    Помогла б собачка Жучка.
    Где же кошка? мышка-крошка?
    Хоть сидит и крепко…
    Но вытянули репку!

    6.Физминутка.
    Сказка даст нам отдохнуть.
    Отдохнем и снова в путь!
    Нам советует Мальвина: - Станет талия осиной,
    Если будем наклоняться влево-вправо 10 раз.
    Вот Дюймовочки слова: - Чтоб была спина пряма,
    Поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
    1, 2, 3, 4, 5 - повторите-ка опять,1, 2, 3, 4, 5.
    Красной Шапочки совет:
    - Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет,
    1, 2, 3, 4, 5, повторите-ка опять;1, 2, 3, 4, 5.
    Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!
    (дети выполняют описанные движения)
    (дети садятся)

    7. Рисование в воздухе симметричных предметов двумя руками.
    Эти сказочные герои очень любят получать подарки. Вот и мы сейчас им тоже что-нибудь подарим. Корзину кому?, рисуем в воздухе корзину двумя руками сразу. Новую ступу кому?, корону? трон? сарафан?

    8. Составление рассказов-описаний о сказочных героях.
    Эти сказочные герои очень любят, когда о них все рассказывают. Мы сейчас это и сделаем. Нам помогут вот такие карточки-подсказки:
    - вопрос - Кто это?
    - книжка - Из какой сказки этот герой?
    - человечек-действие - Что он делает в своей сказке?
    (появляются карточки-схемы для составления описаний о сказочных героях)
    Нужно выбрать для себя любого сказочного героя и сначала назвать его. Потом нужно сказать, в какой сказке он живет. Далее человечек-действие спрашивает нас, что этот герой делал в сказке.
    (даю образец рассказа, слушаем 3-4 детских рассказа)

    9. Работа с иллюстрациями с ошибкой.
    В конце нашего путешествия по сказкам мы проверим, все ли здесь в порядке.
    (поочередно на доске появляются иллюстрации сказок)
    . «Репка» - лишний заяц,
    . «3 поросенка» - лишняя собака,
    . «Теремок» - лишняя собака.

    10. Итог занятия.
    Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Давайте вспомним, где мы были, что мы делали. Собираем это в кулачок, чтобы потом рассказать маме (дети перечисляют виды работ, выполненные ими на занятии).

    Т е м а «Падежные конструкции».

    Дательный падеж существительных в единственном числе.

    Цели: Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать

    Существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже.

    Ход занятия

    Организационный момент. Логопед раздает картинки для индивидуальной работы и просит детей ответить, кому он дает картинку. Дети составляют примерно такие предложения: «Вы даете картинку Свете (Ире, Тане, Коле и т. п.)».

    1. Игра «Кому нужны эти вещи?»

    У логопеда на столе сантиметр, иголки с нитками, шприц, калькулятор, бигуди, указка и т. п. На наборном полотне - картинки с изображениями

    людей разных профессий (учитель, повар, портниха, медсестра и др.)- После того как уточнены названия профессий в именительном падеже, логопед спрашивает: «Кому нужны сантиметр и иголка с ниткой (указка, шприц и т. п.)?» (Все новые слова проговариваются хором.) Дети отвечают на вопрос, выделяя окончание последнего слова, например: «Сантиметр нужен портнихе».

    2. Игра «Чему обрадовался Петя?»

    Логопед рассказывает детям, что у одного мальчика - Пети - был недавно день рождения. Петя получил много подарков и всем им очень обрадовался. Логопед выкладывает на стол из коробки игрушки - медвежонка, робота, машинку, конструктор и т. п. Дети вначале говорят их названия, а затем составляют предложения - ответы на вопрос чему обрадовался Петя? При этом также выделяется окончание последнего слова.

    3. Включение в предложение существительного в дательном падеже. Логопед по одной выставляет на наборное полотно сюжетные картинки и просит детей ответить примерно на такие вопросы:

    Кому Лена пишет письмо?

    Кому бабушка вяжет кофту?

    Кому Коля несет цветы?

    Кому помог мальчик?

    Дети составляют предложения, выделяя окончания последних слов.

    4. Динамическая пауза. Дети встают в кружок, логопед - в центре. Каждый раз, бросая кому-нибудь из них мяч, логопед просит этого ребенка исправить ошибки Незнайки и сказать верное предложение. (Произносит следующие словосочетания: «Сено дадим кошке», «Мясо дадим козе»,«Овес дадим собаке» и т. п.) Дети ловят мяч и, возвращая его логопеду, говорят правильное предложение.

    5. Игра «Волшебный лес».

    Логопед предлагает ребятам отправиться в волшебный лес, где звери дружат, ходят друг к другу в гости, разговаривают. У детей на столах разложены картинки с изображениями разных зверей (ежа, волка, барсука, лисы, рыси и т. п.). Дети называют их.

    Логопед читает стихотворение:

    Шьет одежду ловко, лихо

    Маша - лисонька-портниха.

    Затем спрашивает: «Кому шьет одежду лиса?»

    Дети составляют предложения о каждом животном, изображенном на картинках.

    Еще вариант стихотворения:

    Наливает повар белка

    Супу в разные тарелки.

    Вопрос: «Кому белка наливает супу?»

    В предложениях, составленных детьми, голосом выделяется окончание названия животных.

    6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

    Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

    Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

    Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе.

    Тема: «Игрушки».

    Цель : формирование лексико – грамматической системы речи.

    Коррекционно-образовательные задачи.

      Уточнить представления детей об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.

      Уточ­нить и активизировать словарь по теме «Игрушки».

      Учить употреблять слова – признаки в простой фразе.

      Упражнять в согласование прила­гательных с существительными в роде и числе.

      Упражнять в согласовании и практическом применении сущ. с местоим. МОЙ, МОЯ.

    Коррекционно-развивающие задачи.

      Развивать навыки речевого общения.

      Развивать слуховое внимание и восприятие, мышление, память.

      Развивать общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные задачи.

      Развивать навыки культуры общения и деятельности (внимательно слушать ответы других детей, выполнять задания согласно инструкции).

      Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности в игре и на занятии.

      Воспитывать самостоятельность, инициатив­ность.

    Оборудование: игрушки, различные по материалу, форме, цвету; музыкальные игрушки; кубики; картинки – раскраски по теме; цветные карандаши; мяч; фишки; ширма.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент:

    Приветствие. Вот маленький мячик. Давайте будем передавать его друг другу из рук в руки и желать доброго утра. (Доброе утро, Катя. Доброе утро, Ваня. И т.д.). Доброе утро, дети!

    Пальчики здороваются. Дети соединяют по очереди пальцы в кольцо, проговаривая:

    Большой – указка,

    Большой – середка,

    Большой - безымянный,

    Большой – мизинчик.

    2. Основная часть.

    Сегодня мы с вами отправляемся в магазин игрушек. Отгадайте, какие игрушки нас встречают?

    Игра «Отгадай загадку, получи отгадку»

    Из пластмассы сделан весь,
    У него пропеллер есть.
    Если кто-то с ним играет,

    По квартире он летает. (Вертолёт)

    У него есть два крыла,
    Как у птицы, у орла.
    Корпус у него блестящий.

    Он как будто настоящий. (Самолёт)

    В этой молодице Прячутся девицы,

    Каждая сестрица - Для меньшой темница. Красные щечки, Пестрые платочки.

    Хлопают в ладошки Веселые…Матрешки.

    От меня помчался вскачь

    Мой веселый звонкий... Мяч.

    Платья носит,
    Есть не просит,
    Всегда послушна,

    Но с ней не скучно. (кукла)

    Зверь забавный сшит из плюша,
    Есть и лапы, есть и уши.
    Меду зверю дай немного.
    И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь)

    Серый маленький зверюшка,
    Косолапый длинноушка.
    Ну-ка, кто он, угадай.
    И морковку ему дай! (Зайка.)

    Чтоб могла она кататься,
    Помогу ей разогнаться.
    Я рукой ее толкаю,

    Скорость сам я выбираю. (машина)

    Игра «1, 2, 3 – фишки получи» (Употребление признаков: цвет, форма, величина, материал в простой фразе, согласование прил. с сущ.)

    Дети подбирают признаки к своей игрушке, за каждый признак получают фишку.

    Например: У меня железная машина. У меня большая кукла. У меня круглый мяч. И т.д.

    Особое внимание обратить на образование слова РАЗНОЦВЕТНАЯ матрешка. Объяснить детям значение данного слова.

    Игра «Петя – Жадина» (согласование сущ. с местоимениями МОЙ, МОЯ)

    Петр к игрушкам побежал,

    Все их в кучу он собрал.

    Мой медведь, Моя машина, Мячик мой, мой Буратино!

    Никому я их не дам.

    Ну, сиди, играй в них сам.

    Как Петр кричал про свои игрушки? Давайте на время тоже превратимся в «жадин».

    Дети проговаривают: мой вертолет, моя кукла и т.д.

    Пальчиковая гимнастика (Развитие тонкой моторики, чувства рифмы)

    На большом диване в ряд
    Куклы Танины сидят:
    Два медведя, Буратино
    И веселый Чипполино,
    И котенок, и слоненок. 1,2,3,4,5
    Помогаем нашей Тане
    Мы игрушки сосчитать!

    Игра «Расставь игрушки правильно» (Развитие слухового внимания, памяти)

    Поставьте в ряд машину, куклу, самолет.

    Игры с музыкальными игрушками.

    Мяч покатился, у музыкальных игрушек остановился. Почему они называются музыкальными?

    Игра «Угадай, что звучит?» (Развитие слухового внимания и фонематического восприятия)

    Логопед за ширмой играет на музыкальных инструментах, а дети отгадывают.

    Игра «Тихо – громко» (Развитие силы голоса)

    С ребятами играю, в колокольчики всех превращаю. Дети произносят тихо или громко: «Динь – динь – динь»

    Игра «Барабанщики» (развитие чувства ритма)

    С ребятами играю, в барабанщиков всех превращаю. Дети повторяют ритмы.

    3. Итог занятия. Где мы сегодня побывали? О чем говорили? Я дарю вам рисунки игрушек, а вы выберите, каким цветом их зарисуете. Я нарисую желтый мяч….