Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна идёт. Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

  • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
  • В. Бианки «Когда наступает весна»
  • К. Ушинский «Весна»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Выставляется открытка весны.

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).
– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный) .
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .

8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

Занятие по развитию речи «Весна идет»

Составитель: Шогляева Р.Н .

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию классиков русской литературы.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .

Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивать связную речь , словесно -логическое мышление.

- Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наш гости! Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)

Правильно ребята, это весна. Какое ласковое и нежное слово - весна! Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: композиторы пишут музыку, художники - свои картины, поэты - стихи.

Посмотрите на этот портрет (слайд № 1 Орест Кипренский) Кто на нем изображен? Сейчас я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина о весне, а вы послушайте и представьте всё то, о чем пишет поэт.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)

Воспитатель: Вы увидели весну? Как вы думаете, какое настроение передал поэт?

Ответ детей: Поэт передал радостное, весёлое настроение.

Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Ответ детей: Закончилась холодная зима. Все радуются приходу весны. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

Вы заметили, как стало холодно на улице. Сегодня, у входа в нашу г руппу я нашла эту красивую коробочку . Как вы думаете, что в ней?

(Ответы детей)

Давайте заглянем туда. Ой, что-то она не открывается (Воспитатель пытается открыть коробочку)

Может, надо всем дружно похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают в ладоши, коробочка не открывается)

Может, надо всем на неё сильно подуть? (Все дети дуют на коробочку, и она медленно открывается)

Посмотрим, что же в ней лежит. Здесь лежит письмо . Интересно! А что в письме и от кого оно? Послушайте : «Ребята, помогите! Снежная Королева заколдовала меня! Освободите меня от её холодных чар! Выполните ее задания, иначе у вас круглый год будет зима»

Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? ( Весна )

Что будем делать? (нужно помочь Весне , выполнить задания Снежной Королевы)

1. «Отгадай весеннюю загадку»

1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( Весной )

2. Новоселье у скворца - он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы … (Скворечник)

3. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.

Птицам жить там тепло, дом зовут такой … (Гнездо)

4.На речке лед идет,

Значит это … (Ледоход)

2. Игра «Четвертый - лишний»

(Слайды)

3. Игра «Скажи правильно» (с мячом)

Набухают почки или листочки?

Порхают птички или лисички?

Тают снежинки или слезинки?

Журчат ручьи или грачи?

Распускаются почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Просыпаются ежики или зайчики?

Дни становятся короче или длиннее?

Игра «Скажи какой, какая, какие?» (с мячом)

Солнышко (какое?) - весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое, …

Облака (какие?) - белые, легкие, пушистые, красивые, …

Травка (какая?) - первая, молодая, зеленая, нежная, душистая, …

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

(дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

Каждое время года приходит к нам со своей палитрой красок. (слайд №2) Посмотрите, на эту картину и скажите, какое время года в своей картине изобразил известный художник Исаак Левитан? (Раннюю весну) Как вы догадались ? (Голубое небо; много света; яркое, теплое мартовское солнце; снег под лучами солнца уже потемнел; еще тонкие, без листвы осинки; птицы еще не прилетели, скворечник пустой …)

Воспитатель: В следующем задании нам надо с помощью стихотворений создать весеннее панно. А сейчас приготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Ла - ла - ла, к нам весна пришла

(хлопают в ладоши)

Ло - ло - ло, в лесу тепло.

(сжимают и разжимают пальчики)

Пель - пель - пель, капает капель

(ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля - ля - ля, расцветай, земля!

(делают «фонарики»)

Вот, теперь мы готовы создать весеннее панно. И поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Подснежник». Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

(дети прикрепляют картинки на панно)

Ребенок: Тепло на солнышке.

Весна берет свои права.

В реке местами глубь ясна

На дне видна трава.

- Первый признак Весны - солнце теплое , доброе

Ребенок : По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри, на ветках клена

Сколько носиков зеленых!

Вот и еще один признак Весны - на деревьях набухают почки

Ребенок: Дзинь-дзинь-дзинь, поют капели.

Ля-ля-ля, поет скворец.

Дзинь-ля-ля, на самом деле

Наступил Зиме конец!

- Следующий признак Весны - птицы возвращаются в родные края

Ребенок: Прорастает сквозь снежок.

К солнечным лучам цветок.

Маленький и снежный, -

Синенький подснежник.

- Еще один признак Весны - появление подснежников .

Ребенок: Тает снег, бегут ручьи.

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

- Какой следующий признак весны? Правильно - ручьи . Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. И чтобы окончательно освободить Весну от зимних чар , давайте скажем:

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

(Дети хором проговаривают стихотворение)

Воспитатель: Мы - молодцы! Разрушили колдовские чары Снежной Королевы и освободили Весну . Весна идет , - весне дорогу !

Понравилось ли вам занятие, ребята. Что больше всего понравилось? Молодцы, дети. И вы мне очень понравились. Я рада, что вы у меня такие, умные, добрые, отзывчивые.

Фатима Хаутиевна

Цель : развитие речи по теме «Ранняя весна » .

Задачи :

Образовательные :

расширять представления о весне как времени года ;

учить составлять предложение по лексической теме «Весна » с опорой на картинки;

обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие :

активизировать словарный запас прилагательных : весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

учить согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

развивать долгосрочную память , продолжать учить запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные :

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Интеграция областей : Речевая, познавательная.

Предварительная работа : Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне .

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. Момент

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна ) .

Вы рады весне ? (Да.) Мы долго ждали весну , значит, какая весна ? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Воспитатель : Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко . Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит : «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю» , а весна : «Я и без тебя зиму прогоню» . Обиделось солнышко и ушло. А весна как ни старалась , не смогла победить зиму и пошла к солнышко, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? –ответы детей.

Как мы можем весне помочь ? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

Воспитатель : Каждый шаг-след – это вопрос от весны . Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

1. Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. д.

2. Составление рассказа о весне по мнемотаблице .

3. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

Солнце – солнышко

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Птенец - птенчик

Ветка – веточка

Капля - капелька

Цветок – цветочек

Трава - травка

Лист- листик

4. Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель : Надо солнышко позвать, вспомним стихотворение.

По мнемотаблице дети вспоминают стихотворение «Весна – красна » :

Ты, весна , весна- красна ,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для елки

Новые иголки,

Для осины и берез

Свежих листьев целый воз.

5. Физминутка : «Выйди, выйди солнышко»

Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

«Выйди, выйди, солнышко!

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток.

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём».

6. Составление рассказа о весне по картине .

Воспитатель берёт в руки солнышко :

Надо помирить весну и солнышко .

Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся.

Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился , но без тебя

никак не обойтись, ты главное. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

7. Игра «Солнышко весной » Какое оно, солнышко, весной ? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее) .

8. Продуктивная деятельность.

Воспитатель : Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной согреет землю , Но случилось беда когда солнышко с весной поссорились , подул ветер и порвал картинки «Весенние праздники» на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется (8 марта, День космонавтики, 9 мая) .

9. Подведение итогов :

Воспитатель : Ребята вам понравилось наше занятие ? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему ранняя весна «Выросли подснежники» Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Ранняя весна" Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях, связанных.

Тема: Веcна Цели: - активизация словаря по теме; - преобразование существительных и прилагательных единственного числа во множественное.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Весна» . Совершенствование навыка составления рассказа по картинкам по предварительно составленному плану. Формирование целостного восприятия изображенного на картине.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска; 6 картинок: подснежник, солнышко, скворечник, сосульки, грач, ручей; карточки «Весна» по числу детей, картина «Весна» , массажный мяч, резиновый мяч.

Предварительная работа. Рассматривание на занятии по развитию речи картины «Весна» , беседа по ней, словарная работа, составление плана рассказа.

Ход занятия

Действия логопеда

Действия детей

1. Организационный момент

Логопед. Ребята, здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Напоминаю вам, что меня зовут Элиза Федоровна.

Встречает детей в дверях кабинета

Проходят в кабинет и здороваются

2. Объявление темы.

Мотивация и создание положительной атмосферы

Логопед: Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, и поиграем. Сядет тот, кто назовет предмет на картинке и скажет какой он.

1. Подснежник

2. Солнышко

3. Сосулька

4. Скворечник

Логопед. Вы отлично справились с заданием. Молодцы!

Приглашает детей к столику. На столе 4 картинки:

Концентрация внимания детей.

Логопед убирает картинки.

Подходят к столу и разглядывают картинки и размышляют.

3. Самомассаж рук и лица с использованием массажного мячика

Теперь ребята я предлагаю сделать массаж наших рук и лица.

1, 2, 3, 4, 5, будем с мячиком играть,

По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю,

Сверху левой, снизу правой, меж ладонями катаю,

Поверну, а ты проверь – сверху правая теперь,

(катая по лицу от уха до уха по щекам и губам)

Мяч катаем по щекам, по щекам и по губам,

Хоть слева направо, хоть справа налево-

Мяч массажный катаем мы смело,

Мяч катаем от ушка до ушка,

Чтоб улыбнулась пошире «лягушка»,

Бежит мячик как живой, мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал лишь быстрее побежал,

По щечкам, по губкам я мячик качу,

Красиво говорить хочу!

До встречи, любимые мячики,

Раздает детям массажные мячики

Показывает действия с мячом с одновременным проговариванием стихотворения.

Выполнение движений по образцу

Убирают мячи в корзину

4. Составление простых предложений с опорой на зрительный образ Уточнение и расширение знаний о весне и её признаках

«Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает.

Грач горластый прилетает».

Когда это бывает? (Дети отвечают).

Логопед: Дети, а какое сейчас время года? (Весна)

Ещё совсем недавно на земле, на крышах домов что лежало? (Снег)

Воспитатель показывает картину на доске (домик, на крыше и на земле лежит снег). К картине добавляет солнышко и говорит:

Вышло солнце из-за тучи, и стало ярко пригревать.

Что стало со снегом? (Он начал таять)

Какой снег стал весной? (Грязный, серый, рыхлый, мокрый, тяжёлый)

Что стало со снегом на крыше? (Начал таять, закапали капели)

Вечером солнышко ушло спать, стало холодно. Во что превратились капели? (в сосульки).

Утром выглянуло солнышко, что стало с сосульками? (Они закапали). А почему? (Их солнышко пригрело).

На проталинах расцветает что? (подснежники)

Прилетают черные грачи и начинают что делать? (вить гнезда).

Какое картина вызывает настроение? (радостное, весеннее, и т.п.)

Загадывает загадку о весне.

Выставляет картинку «Весна».

Дети рассматривают картину и отвечают на наводящие вопросы логопеда.

5. Игра с мячом

«Семейка слов», «Назови ласково»

Развитие грамматического строя речи (словообразование)

Логопед. Давайте представим, что мы на полянке в весеннем лесу, и поиграем с мячом в игру «Семейка слов». Сегодня мы образуем семейку от слова весна. Во время игры будем перекатывать мяч друг другу

День весной какой? (весенний)

Погода весной какая? (весенняя)

Солнце весной какое? (весеннее)

Цветы весной какие? (весенние)

Настроение весной какое? (весеннее)

Птицы весной поют песенку какую? (весеннюю)

А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я называю слово, а вы его «жалеете» и называете ласково.

Солнце (солнышко)

Ручей (ручеёк)

Сосулька (сосулечка)

Проталина (проталинка)

Снег (снежок)

Гнездо (гнездышко)

Приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Отвечают и перекатывают мяч следующему ребенку.

6. Упражнение «Веснянка» Координация речи с движением на развитие общей моторики

Кап-кап-кап – звенит капель (дети играют пальчиками)

Приближается апрель (хлопают в ладоши)

Побежал в саду ручей (бег на месте)

Прилетело сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянут руки вверх).

Предлагает детям встать

7.Составление рассказа по опорным картинкам «Весна».

Развитие связной речи

Логопед. Возьмите карточки. Про-должим работу по картинкам, которые вам помогут составить рассказ. Про какое время года эти картинки?

Дети. Про весну.

Напоминаю вам план рассказа по картинкам:

1. начало, которое начинается со слов - Наступила весна;

2. середина рассказа, по картинкам рассказываем все признаки и приметы весны;

3. конец, где мы закончим рассказ, словами - Я (не) люблю весну, потому что …

Логопед раздает детям карточки с рисунками и побуждает к активному общению и умению отвечать полным ответом. Стимулирует воображение.

Предлагает детям выбрать лучшего рассказчика и на-граждает его наклейкой

Дети составляют рассказ по картинкам

8. Окончание занятия.

Анализ и оценка работы детей.

Логопед. Ребята, вы настоящие рассказчики. Мне очень понравилось как вы сегодня занимались, а вам понравилось?

Что мы с вами сегодня учились делать? (учились составлять рассказ по картинкам)

О каком времени года мы рассказывали?

Что вам понравилось на картинках или картине?

Сейчас ребята мы пойдем на прогулку и ещё раз посмотрим, как тает снег, какие проталинки появились на нём, какие побежали ручейки. Нам будет весело и интересно на прогулке.

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка и предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии

Дети перечисляют задания, которые выпол-няли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного

Данное занятие знакомит дошкольников с природой весеннего периода времени года, дети знакомятся с признаками ранней весны, такими яркими явлениями русской природы, как прилет птиц, таяние снега, разлив рек и половодье. В занятие включена дыхательная гимнастика, работа с мнемотаблицей и другие интересные задания.

Открытое занятие по развитию речи «Мы идем весну искать».

Цели:

  • закрепить и обобщить знания детей о признаках наступления весны;
  • способствовать развитию речи, памяти, расширить словарный запас;
  • способствовать воспитанию аккуратности при выполнении работы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам отправиться на поиски весны.

Идем по тропинке:

1,2.3,4,5 мы идем весну искать!
Раз – уже набухли почки,
Два – распустятся листочки,
3 – кусты по счету три зеленеют, посмотри.
Тает снег на счет 4,
Речка с каждым часом шире.
5 – на клумбе ровно 5 одуванчиков опять.
Солнце светит на бульваре.
6 – уже весна в разгаре.
7 – уже длиннее день,
Распускается сирень.
За семеркой цифру 8
Мы построиться попросим.
9 – все, конец игре!
10 – лето на дворе!

Ребята, пока мы шли по тропинке, не встречали ли вы весну?

2. Просмотр м/ф «Весенние мелодии».

Я вам предлагаю поискать весну в мультфильме.

3. Беседа по теме занятия.

Какие признаки наступления весны вы увидели в м/ф? А чтобы облегчить вам задачу, карточки помогут их вспомнить.

Прилетели грачи.
Пригревает солнце.
Под лучами солнца тает снег, и образуются проталины.
Бегут ручьи.
На деревьях набухают почки.
Появляются первые цветы.
Всюду звучит капель.
Появляются насекомые.

Долго боролась весна с зимой. Не хотела зима уходить. Загадывала свои загадки, давала сложные задания. Их много, весне одной не справиться.

Хотите, чтобы весна победила зиму и осталась с нами?

Нужно ей помочь. Если все задания выполним, победит весна, а если нет, вернется зима, опять выпадет снег, станет холодно.

Прислала весна к нам своих помощников – солнечных зайчиков, а от зимы прикатился снежок. Остановились солнечные зайчики на нашем столе, у каждого из них задание.

Заданий много, какое же выполнить первым?

В этом нам поможет снежок. Подуем на него, к какому солнечному зайчику он прибежит, то задание и выполним первым.

Дуем на снежок.

Задание №1. «Капель».

Солнечный зайчик принес с собой загадку:

Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)

Весну можно увидеть в капели. Про сосульки написано много стихотворений, и солнечный зайчик просит выучить одно из них.

Но прежде разомнем свой язычок, чтобы он стал послушным:

на-на-на к нам пришла весна.
ра-ра-ра пляшет детвора.
ок-ок-ок вот расцвел цветок.

Как капаю капельки с сосулек? Кап-кап.

Наше стихотворение так и называется «Кап-кап» Слушаем:

Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
(А. Леонтьев, пер. В. Данько)

Проговариваем несколько раз по мнемотаблице.

А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

Дуем на снежок.

Задание №2. «Песня для солнышка».

Солнечный зайчик спрашивает вас, любите ли вы солнышко?

Как приятно, когда оно светит, у нас и настроение становится лучше. Давайте подарим солнышку песенку.

Дети исполняют песню «День открылся на заре».

День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.
Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала,
Светит солнышко для всех,
Светит одинаково.
Припев (2 раза)

А вот и солнышко появились? Только что-то оно не веселое.

Чего-то у него не хватает. Чего же? У него нет лучиков. Давайте прикрепим к нему лучики. А с каждым лучиком будем называть какое солнышко.

  • доброе -лучистое
  • ясное — весеннее
  • веселое — горячее
  • желтое — радостное

Солнышко улыбнулось нам. Это оно вас благодарит, за то, что вы ему помогли.

Дуем на снежок.

Задание №3. «Весенняя сказка».

Весной разные чудеса случаются и волшебство.

А где бывает волшебство? В сказках.

Солнечный зайчик просит нас сочинить свою волшебную сказку. А поможет нам в этом золотое блюдечко, наливное яблочко.

Ой, весна моя, ты весняночка.
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка раскажись!

Рассмотрите картинки.

Кто на них изображен?

Подумайте и назовите главного героя сказки.

Как можно назвать сказку?

Скажите, с каких слов начинаются все сказки? Жили-были…

И нашу сказку мы начнем такими словами.

Короткий рассказ о весне для детей.

Дуем на снежок.

Задание №4. «Весенняя картина».

– Хотел солнечный зайчик подарить весне картину, стал рисовать, но только почему-то у него не получается.

Что он сделал не правильно?

Что лишнее на его рисунке?

Давайте превратим эту картину в весеннюю и раскрасим только то, что относится к весне.

Давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде чаши.
Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.
Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.

Дети раскрашивают картину пастелью.

4. Приход гостя.

Я весна — красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На полях рощу цветочки,
Прогоняю с речки лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу.

Мы так ждали тебя, Весна и искали тебя везде! И приготовили для тебя рисунки.

ВЕСНА: Спасибо вам, ребята, за ваши старания. Все задания солнечных зайчиков вы выполнили и помогли мне поскорее прийти. За это награжу я вас подарками.

Дарит апельсины и уходит.

5. Итог открытого занятия.

Вот и подошла к концу наша прогулка.

Встретили ли мы весну? Где?

Что вам особенно понравилось во время нашей прогулки?

Мальцева Н.С.,
воспитатель