Кроме видимых человеческим глазом лучей егэ. Инфракрасное зрение у животных. Как видит сова. Строение глаз человека

В форме ЕГЭ

Вариант 3

А1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) принятА

4) красИвее

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) Мне просто хотелось оставить ему что-нибудь на память. Какую-нибудь БЕЗДЕЛЬНИЦУ.

2) Всё равно его [Андерсена] любовь будет в конце концов БЕЗОТВЕТНОЙ.

3) Надо раз испытать жизнь во всей её БЕЗЫСКУССТВЕННОЙ красоте.

4) Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ лицом пошла навстречу Кистеру, что у него сердце забилось от радости.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая собеседнику,

1) я привёл свои аргументы.

2) часто не учитываются законы психологии.

4) ему позвонили.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.

4) Живопись не только обогащает эмоционально, но и заставляет думать.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьер ов.

2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.

3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.

4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.

Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века - уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом . (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)... человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.

2) Население планеты растёт медленно.

3) Население планеты очень быстро увеличивается.

4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста?

3) Кроме того

4) Поэтому

А9. Какие слова (слово) являются (-ется) грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1) проживал один миллиард человек

2) проживал миллиард

3) миллиард человек

4) проживал

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное

2) наречие

3) прилагательное

4) причастие

А12. Укажите значение слова БИОСФЕРА в предложении 4.

1) Наука о живой природе, о закономерностях органической жизни.

2) Раздел кибернетики, посвященный использованию биологических процессов в решении инженерных задач.

3) Электромагнитные колебания, возникающие в мозгу человека и высших животных.

4) Область распространения жизни на Земле.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Композицио(1)о и сюжетно картины просты: на одной из них художником изображе(2)ы прибой в зимний ветре(3)ый день, на другой - просёлочная дорога с одиноко шагающим путником.

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пот…плевший, л…петать, поб…дитель

2) отр…слевой, огл…вление, гр…мадный

3) выт…рать, л…ловый, зач…рстветь

4) заг…релый, р…птать, обл...денение

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр…морский, пр…светлый, пр…следовать

2) видеос…емка, в...ются, ад...ютант

3) раз...грать, дез…нформировать, по...скать

4) бе…ценный, ра…фасовать, не…говорчивый

А16. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?

1) люди запомн...т, кол...щие предметы

2) угли тле…т, цвета выгор...т

А24. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство - могучая творческая сила.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3

А27. Прочитайте текст.

Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, - пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало - десятки за ночь).

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.

2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, - невидимы.

3) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, - что помогает птицам ориентироваться в темноте.

4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) Представления о том, что всё в нашей жизни предопределено наследственностью, очень старые - гораздо старее научной биологии. (2)Именно на них базировалась система каст, где социальное положение личности определялось только положением родителей. (3)Представители прямо противоположной концепции считали, что разум новорождённого ребенка не содержит мыслей и принципов, всё возникает из чувственных данных и жизненного опыта.

(4)Накопленные с тех пор научные знания позволяют говорить, что истина лежит посередине. (5)Ни один признак не может развиться, если такая возможность не заложена в генотипе. (6)Но если развитие протекает в разных условиях, то проявление генотипа будет варьироваться. (7)А главное, каждому признаку надо помочь развиться. (8) «...Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся биография сделали его таким, - пишет известный генетик XX века Феодосий Добжанский. - (9)Я употребляю слово «биография», а не «среда», потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений, накладываемых внешней средой».

(10)История знает много случаев, когда люди, родившиеся в глуши, ценой собственных усилий поднимались до высот знания и профессионального мастерства и в то же время эти высоты не были нужны людям, которым, казалось бы, всё дано от рождения. (11) Самый известный пример - жизнь.

(12)Менее известна жизнь. (13)Тяжелобольная мать, распродав всё, что у неё было, привезла его из далёкого Тобольска в Петербург. (14)Они мечтали об университете, но как выпускник Тобольской гимназии, Дмитрий Иванович не мог поступить ни в Московский, ни в Петербургский университет. (15)Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам...

(16)Трудно поверить в то, что замечательный писатель, великий мастер слова Иван Алексеевич Бунин в гимназии «пробыл» всего четыре года. (17)Всё остальное сделали книги...

(18)Недавно в интервью для журнала «Человек» , директору Медико-генетического центра, был задан вопрос: «Что получится, если появится возможность анализировать индивидуальный геном человека, подобно, например, анализу крови?» (19)Учёный ответил: «Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться, и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата. (20)Только это».

(По Л. Серовой)

Любовь Владимировна Серова – доктор биологический наук.

А28. Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать высказывание:

«Жизнь подарена нам судьбой, но войти в неё, прожить Человеческую жизнь - высокую и интересную, независимо от чинов и званий, - серьёзная задача, которую каждый решает по-своему».

А29. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 4-9?

1) рассуждение

2) повествование

3) есть все типы речи

4) описание

А30. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) лежит (предложение 4)

2) разум (предложение 3)

3) развитие (предложение 6)

4) результат (предложение 19)

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов «1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми . Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются .

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.

В1. Определите способ образования слова РАЗВИТИЕ (предложение 6).

В2. Из предложения 2 выпишите частицы.

В3. Определите способ связи слов в словосочетании НАВЕРНЯКА УЗНАЕМ (предложение 19).

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 12-17 найдите сложное предложение, в состав которого входит простое безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с необособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 1 - 7 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. «Стиль текста определяет те языковые средства, которые использует автор, чтобы доказать свою точку зрения.________(«генотип», «индивидуальный геном», «задатки») и ___________ (предложение 10: «...поднимались до высот знания и мастерства») позволяют автору усилить эмоциональное звучание своих раздумий.

Как способ доказательства в тексте используется __________ (предложения 8, 9, 19, 20). ________(«разумеется», «казалось бы» (предложения 9, 10) помогают лучше выразить отношение автора к проблеме, поставленной в тексте».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) метафора

3) фразеологизм

5) термины

6) вводные слова

7) экспрессивная разговорная лексика

8) цитирование

9) риторический вопрос

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1.

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Русский язык 10 класс

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зАгнутый 2) звОнит 3) снЯла 4) красивЕе
А2. В каком предложении вместо слова памятный нужно употребить слово памятливый ?
1) Это было очень памятное событие для всей семьи.
2) Этот памятный разговор повлиял на мою судьбу.
3) До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, памятным и энергичным.
4) Мне дорог и памятен каждый уголок родного дома.
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Обнаружив в кометах органические вещества,
1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
2) это даёт основания для важных выводов.
3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.
4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

Прочитайте текст и выполните задания А4 – А6.
(1) … (2) Так, к началу XIX века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу XX века - уже шесть миллиардов человек. (3) Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4) Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5) Учёные установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6) … человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.
А4. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) Быстрый рост населения планеты называют демографическим взрывом.
2) Население планеты растёт медленно.
3) Население планеты очень быстро увеличивается.
4) По мнению учёных, биосфера Земли рассчитана на неограниченное количество человек.
А5. Какие(-ое) слова (слово) являются(-ется) одной из грамматических основ второго (2) предложения текста?
1) проживал человек

2) проживал один миллиард человек

3)миллиард человек 4) проживал

А6. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКОЙ из третьего (3) предложения текста.
1) местоимение 2) наречие 3) прилагательное 4) причастие
А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) пот_плевший, л_петать, поб_дитель

2) отр_слевой, огл_вление, гр_мадный
3) л_ловый, зач_рстветь, выт_рать

4) заг_релый, р_птать, обл_денение
А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_морский, пр_светлый, пр_следовать

2) видеос_ёмка, в_ются, ад_ютант
3) раз_грать, дез_нформировать, по_скать

4) бе_ценный, ра_фасовать, не_говорчивый
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?
1) люди запомн_т, кол_щие предметы

2) угли тле_т, цвета выгор_т
3) наде_щийся на взаимность, кле_щий карандаш

4) беспоко_щийся о будущем, повара вар_т
А10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Картина Левитана «Владимирка» н(1) содержит н(2)каких сюжетных элементов, это чистый пейзаж, в котором художник н(3) поступился красотой русской природы, н(5) умалил её поэтической прелести.
1) 1, 2 2) 2 3) 1, 3 4) 3, 4
А11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (ПО)ЧЕМУ, глядя на один портрет, мы (НА)ДОЛГО засматриваемся, любуясь изображением, и равнодушно скользим быстрым взглядом по другому?
2) Даже после смерти Баха в ТОМ(ЖЕ) магистрате его педагогическая деятельность, ТАК(ЖЕ) как и композиторская, не получила должно оценки.
3) Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть, (ПО)ТОМУ, что природа в изображении художника КАК (БУДТО) находится в дисгармонии с жизнью человека.
4) КОЕ(ГДЕ) (В)ДАЛИ желтеет поспевающая рожь
А12. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
В России континентальный климат () и здесь особенно суровая зима.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (5) каким-то итальянским архитектором.
1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4
А14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретически и практически и общенаучное значение.
4) Древние испанские мастера при строительства замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
А15. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Римский-Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство - могучая творческая сила.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
1) В этом документе речь идёт о создании экономического союза, который предусматривает ликвидацию таможенных барьеров.
2) Я вспомнил ту женщину, с которой разлучили меня лет двенадцать назад обстоятельства.
3) Утром я обычно занимаюсь делом, которое требует наибольшего внимания и напряжения.
4) Именно в 12 лет в жизни Бетховена произошло событие, которое предопределило всю его последующую жизнь и карьеру.
А17. Прочитайте текст.
Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, - пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птица охотиться с темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало - десятки за ночь).
В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают сов.
2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, - невидимы.
3) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, - что помогает птицам ориентироваться в темноте.
4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

Прочитайте текст и выполните задания А18 - А19; В1 - В8;
(1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2) Но что может значить это определение? (3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4) Ограничено и человечество в целом.
(5) Вообразите горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6) Вот его ограниченность. (7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… (14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16) Но очень важно разделять знания и представления. (17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землёй, но ни разу не вылезали наружу (19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21) Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы… (23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека и большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.(По В. Солоухину)
А18. Какой(-ие) тип(-ы) речи использованы в предложениях 1-4?
1) повествование 2) рассуждение 3) описание 4) повествование и описание
А19. В каком предложении использованы антонимы?
1) 14 2) 9 3) 3 4) 18
В1. Определите способ образования слова САМОНАДЕЯННО (предложение 10).
В2. Из предложений 1-2 выпишите все местоимения.
В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 14-20 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого простого предложения.

В5. Среди предложений 2-12 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номера всех этих предложений.
В6. Среди предложений 13-18 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 13- 20 найдите предложение, связанное с предшествующим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.
В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в ответ.
Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как _____ (предложения 2, 11), _____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как ____ („«капсуле» всего человечества“ в предложении 13) и _____ (загадочным миром в предложении 8).
Список терминов:
1) сравнительный оборот 2) парцелляция
3) ряды однородных членов 4) ирония
5) метафора 6) индивидуально-авторские слова
7) вопросительные предложения 8) диалектизмы
9) эпитет

– это окна в мир и зеркало нашей души. Но насколько хорошо мы знаем наши глаза?

Знали ли вы, сколько весят наши глаза? Или сколько оттенков серого мы способны увидеть?

Знали ли вы, что карие глаза – это голубые глаза с коричневой прослойкой сверху?

Вот несколько интересных фактов о глазах, которые вас удивят.


Цвет глаз человека

1. Карие глаза на самом деле голубые под коричневым пигментом. Существует даже лазерная процедура, которая позволяет превратить карие глаза в голубые навсегда.

2. Зрачки глаз расширяются на 45 процентов, когда мы смотрим на того, кого любим .

3. Роговица глаз человека так похожа на роговицу акулы, что последнюю используют в качестве заменителя при операциях на глазах.

4. Вы не можете чихнуть с открытыми глазами .

5. Наши глаза могут различить около 500 оттенков серого .

6. Каждый глаз содержит 107 миллионов клеток , и все они чувствительны к свету.

7. Каждый 12-й представитель мужского пола – дальтоник.

8. Глаз человека видит только три цвета: красный, синий и зеленый . Остальные цвета являются сочетанием этих цветов.

9. Диаметр наших глаз составляет около 2,5 см, и они весят около 8-ми грамм .

Строение глаз человека

10. Из всех мышц нашего тела, мышцы, контролирующие наши глаза – самые активные.

11. Ваши глаза всегда останутся такого же размера, что и при рождении , а уши и нос не перестают расти.

12. Только 1/6 часть глазного яблока видна.

13. В среднем за всю жизнь мы видим около 24 миллионов разных изображений .

14. Ваши отпечатки пальцев имеют 40 уникальных характеристик, в то время как радужная оболочка глаза – 256. Именно по этой причине сканирование сетчатки используется в целях безопасности.

15. Люди говорят "не успеешь глазом моргнуть", так как это самая быстрая мышца в теле. Моргание длится около 100 – 150 миллисекунд, и вы можете моргнуть 5 раз в секунду .

16. Глаза обрабатывают около 36 000 частиц информации каждый час.

17. Наши глаза фокусируются примерно на 50 вещах в секунду .

18. Наши глаза моргают в среднем 17 раз в минуту, 14 280 раз в день и 5,2 миллиона раз в год.

19. Идеальная продолжительность зрительного контакта с человеком, которого вы впервые встретили, составляет 4 секунды. Это нужно, чтобы определить какой у него цвет глаз.

Мозг и глаза

20. Мы видим мозгом, а не глазами . Во многих случаях размытое или плохое зрение вызвано не глазами, а проблемами со зрительной корой мозга.

21. Изображения, которые отправляются в наш мозг, на самом деле перевернуты.

22. Глаза используют около 65 процентов ресурсов мозга . Это больше чем любая другая часть тела.

23. Глаза начали развиваться около 550 миллионов лет назад. Самым простым глазом были частицы белков фоторецепторов у одноклеточных животных.

24. Каждая ресница живет около 5 месяцев .

26. У глаз осьминога нет слепого пятна, они развились отдельно от других позвоночных.

27. Около 10 000 лет назад у всех людей были карие глаза , пока у человека, жившего в области Черного моря, не появилась генетическая мутация, которая привела к появлению голубых глаз.

28. Извивающиеся частички, появляющиеся в ваших глазах, называются "плавающие помутнения ". Это тени, отбрасываемые на сетчатку крошечными нитями белка внутри глаза.

29. Если вы зальете холодную воду в ухо человеку, глаза переместятся в направлении противоположного уха. Если вы зальете теплую воду в ухо, глаза переместятся к тому же уху. Этот тест, называемый "калорическая проба", используется для определения повреждения мозга.

Признаки болезни глаза

30. Если на фотографии со вспышкой у вас только один глаз красный , есть вероятность наличия у вас опухоли глаз (в случае если оба глаза смотрят в одном направлении в камеру). К счастью уровень излечения составляет 95 процентов.

31. Шизофрению можно определить с точностью до 98,3 процентов с помощью обычного теста на движение глаз.

32. Люди и собаки – единственные, кто ищут зрительные подсказки в глазах других, а собаки делают это только общаясь с людьми.

33. Примерно у 2 процентов женщин есть редкая генетическая мутация , благодаря которой у них наблюдается дополнительная колбочка сетчатки. Это позволяет им видеть 100 миллионов цветов.

34. Джонни Депп слеп на левый глаз и близорук на правый.

35. Зафиксирован случай сиамских близнецов из Канады, у которых общий таламус. Благодаря этому они могли слышать мысли друг друга и видеть глазами друг друга .

Факты о глазах и зрении

36. Глаз человека может делать плавные (не прерывистые) движения, только если следит за движущимся объектом.

37. История циклопов появилась благодаря народам средиземноморских островов, которые обнаружили останки вымерших карликовых слонов. Черепа слонов была в два раза больше черепа человека, а центральная носовая полость часто ошибочно принималась за глазницу.

38. Космонавты не могут плакать в космосе из-за гравитации. Слезы собираются в маленькие шарики и начинают пощипывать глаза.

39. Пираты использовали повязку на глаза , чтобы быстро адаптировать зрение к среде над палубой и под ней. Таким образом, один глаз у них привыкал и к яркому свету, а другой к тусклому.


© Fernando Cortes

40. Вспышки света, которые вы видите в глазах, когда потираете их, называются "фосфен".

41. Существуют цвета, которые слишком сложные для человеческого глаза, и их называют "невозможные цвета ".

42. Если вы поместите две половинки мячиков от пинг-понга на глаза и будете смотреть на красный свет, слушая радио, настроенное на помехи, то у вас появятся яркие и сложные галлюцинации . Этот метод называется процедура Ганцфелда .

43. Мы видим определенные цвета, так как это единственный спектр света, которые проходит сквозь воду – область, где появились наши глаза. Не существовало никаких эволюционных причин на земле, чтобы видеть более широкий спектр.

44. Астронавты миссии Аполлона рассказывали о том, что видели вспышки и полосы света, когда закрывали глаза. Позже выяснилось, что это было вызвано космической радиацией, облучавшей их сетчатку за пределами магнитосферы Земли.

45. Иногда люди, страдающие афакией – отсутствием хрусталика, сообщают о том, что видят ультрафиолетовый спектр света .

46. У пчел в глазах есть волоски. Они помогают определять направление ветра и скорость полета.

47. Около 65-85 процентов белых кошек с голубыми глазами – глухие.

48. У одного из пожарных Чернобыльской катастрофы глаза из карих стали голубыми из-за сильной полученной радиации. Он погиб через две недели от отравления радиацией.


© irina07 / Getty Images

49. Чтобы следить за ночными хищниками, многие виды животных (утки, дельфины, игуаны) спят с одним открытым глазом . Одна половина полушария их мозга спит, в то время как другая бодрствует.

50. Практически у 100 процентов людей старше 60-ти лет диагностируют герпес глаз при вскрытии.

Можно ли видеть тепло?

Натуралистов всегда поражала тонкость зрения сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало - десятки за ночь.

Может быть, совы, как и животные, с которыми мы только что познакомились, тоже разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства?

Некоторые ученые считают, что совы видят. тепло, которое испускает тело их жертв. Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи.

Если пучок света пропустить через призму, то он распадется на составляющие его лучи с разной длиной волн и частотой колебаний, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Кроме видимых человеческим глазом лучей, пучок света составляют и невидимые лучи - ультрафиолетовые и инфракрасные.

Их можно обнаружить с помощью различных приборов: например, фотографической пластинки (ультрафиолетовые лучи) и очень чувствительного термометра (инфракрасные лучи). Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого тела.

Каждая живая мышь, каждая пичужка тоже излучает инфракрасные лучи. Хищник, наделенный своеобразными «термометрами», чувствительными к тепловым лучам, мог бы определять с их помощью местонахождение своих жертв.

Есть предположение, что сова тоже наделена термоскопическим зрением .

Опыты с совами дали разноречивый результат. Одним ученым удалось подтвердить предположение о «тепловом» зрении совы. Другие же своими работами показали, что такого зрения у совы нет. Вопрос этот еще подлежит уточнению (серая неясыть видела инфракрасные лучи, а ушастая сова нет).

Однако обнаружены другие животные, наделенные инфракрасным «зрением »: черепахи и кальмары!

Польский исследователь Войтузяк, экспериментируя с водяными черепахами трех разных видов (одна из них обычная европейская болотная черепаха), доказал, что они различают длинноволновые лучи солнечного спектра и их можно обучить воспринимать инфракрасный свет как зримый сигнал.

Обладатель термоскопических глаз - глубоководный кальмар хиротевтис.

Что касается кальмаров, то некоторые их глубоководные виды, помимо обычных глаз, наделены еще так называемыми термоскопическими глазами, то есть органами, способными улавливать инфракрасные лучи. Эти глаза рассеяны у них по всей нижней поверхности хвоста. Каждый имеет вид небольшой темной точки.

Под микроскопом видно, что устроен он, как обычный глаз, но снабжен светофильтром, задерживающим все лучи, кроме инфракрасных. Светофильтр расположен перед преломляющей линзой - хрусталиком. Линза отбрасывает сконцентрированный пучок тепловых лучей на чувствительный к ним воспринимающий орган.

A27

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.

верно передана главная

1. Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.

2. Cибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых.

Очевидно, что при выполнении этого задания следует обратить внимание на слова формулировки: верно и главная .

Алгоритм выполнения задания , следовательно, может быть таким:

1. Исключим предложения, содержащие неверную информацию. Это предложение 4 (« В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства »), где идет речь о мировой экономике, то есть об информации, отсутствующей в тексте.


2. Исключив предложение, содержащее неверную информацию, обратимся непосредственно к тексту, из которого теперь следует выделить главную информацию. Не вызывает сомнений, что начало текста (« Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии ») – это его зачин, то есть главной информации оно не содержит.

3. Далее логично найти смысловой центр текста, то есть то, ради чего текст написан – предложение, содержащее главную информацию. Это, конечно, последнее предложение указанного текста: « Именно поэтому в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание ».
Найдем в тексте также ответ на вопрос «
Почему в планах развития России Сибири уделяется большое внимание? » - «… Сибирь удивляет нас …тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам ».

4. Теперь, чтобы выполнить задание, остаётся построить логическую цепочку: в каком из вариантов ответа идет речь о планах экономического развития, связанных с природными богатствами региона? Очевидно: только в 3 варианте ответа, так как в варианте 1 речь идет только о размерах Сибири, а в варианте 2 нет указаний на планы экономического развития России.

Cледовательно: правильный ответ – 3.

Выполните предложенные ниже задания самостоятельно.

Задания А 27

1.

Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. Учёные считают, что именно эти лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы.

2. Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.

3. Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.

4. Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

Задания А 27

2.

Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии - тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной.

2. Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.

3. Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.

4. При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.

3.

Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.
Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента.

2. Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы.

3. Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды.

4. На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.

4.

Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности — востребованными другими людьми.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе.

2. Каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми.

3. Решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом, зависит от способностей самого человека.

4. Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.

5.

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Бактерии обитают всюду.

2. Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3. В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4. Бактерии обитают в каждом живом организме.

Задания А 27

6.

Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных. Поэтому современные учёные (археологи, историки, этнографы, философы, писатели, лингвисты и др.) говорят о том, что защита и сохранение культурных особенностей народов и наций становятся ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Сохранение окружающей среды — задача не менее важная, чем сохранение культуры народов и наций.

2. Ключевым моментом человеческого прогресса и самовыражения становится защита и сохранение культурной специфики народов и наций.

3. Археологи, историки, этнографы, философы, писатели и лингвисты изучают культурные особенности народов и наций.

4. По мнению современных учёных, утраты в природе до известных пределов восстановимы, в отличие от потерь культурных.

7.

В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. Женских вариантов названий этих профессий не существует, прежде всего, потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник.

2. В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.

3. В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.

4. Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

8.

Количество наук возрастает, но появление новых идёт не только за счёт дифференциации и специализации, но и за счёт возникновения смежных дисциплин. Сливаются физика и химия, образуя ряд промежуточных дисциплин, с соседними и несоседними науками вступает в связь математика, происходит «математизация» многих наук. И это не случайно: продвижение наших знаний о мире происходит именно в промежутках между «традиционными» науками.

Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. Даже ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.

2. Идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила законы механики.

3. Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.

4. История науки доказывает, что теория относительности опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.

10.

Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. Например, в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности(руки) и т. п. Но если кто-нибудь вместо известного выражения: Не суйте нос в чужие дела скажет Не суйте орган обоняния в чужие дела , вы примете этого человека за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1. Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.

2. Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлено речевой ситуацией.

3. Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.

4. Принятые в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т. п. следует употреблять только в соответствующем контексте.