Малоподвижные игры для детей. Приложение малоподвижных,средне подвижных, быстро подвижных игр младших школьников

"ТРОПИЧЕСКИЙ ДОЖДЬ".

Участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре: "Сейчас мы все вместе вызовем тёплый тропический дождь. Во время этого лучше всем молчать, так как лучше будут слышны звуки дождя". Затем ведущий показывает движения, постепенно поворачиваясь и смотря на уча-стников по очереди. Участник, на которого смотрит ведущий, начинает повторять за ним движения.
ДВИЖЕНИЯ:
  1. Тереть ладони друг о друга.
  2. Щёлкать пальцами.
  3. Хлопать ладонями по груди
  4. Хлопаем ладонями по коленям
  5. Топаем ногами.
Затем движения идут по убыванию от пятого к первому движению.

"ХОМЯЧОК".

Все садятся в круг. Первый участник начинает рассказ словами: "У меня живёт дома хомячок, у него вот такие лапки" и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рас-сказ: "У меня живёт дома хомячок, у него вот такие ушки" и т. д. По принципу снежного кома. По окончании рассказа вся группа рисует хо-мячка, про которого только что, рассказывала.

УБИЙЦА.

Все играющие становятся в круг, берутся за руки и каждый заводит свою правую руку за спину. Все закрывают глаза и не открывают, пока не скажет ведущий. Ведущий назначает "убийцу", прикоснувшись к кому-либо из участников. "Убийца" по сигналу ведущего начинает посылать в любую сторону определённое количество импульсов (пожимает руку соседа), получивший импульс передает его дальше, сократив на одно руко-пожатие. Тот игрок, кто получил один импульс, считается убитым и вы-ходит из игры. Затем все открывают глаза и узнают, кто убит. Если у двоих есть подозрение, кто убийца, они могут сказать об этом на ухо ведущему. Если их мнения совпали, этот участник выбывает из игры, независимо от того, был ли он убийцей или нет. Если их мнения разошлись, то они сами выбывают из игры. Задача участников - определить убийцу, задача убийцы - вывести всех из игры.

МАГИЯ СЛОВ

Все участники рассчитываются на "первый-второй", а затем образуют пары, в которых есть один "первый" и один "второй" номер. Ведущий говорит: "Закройте глаза и представьте себе десятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя (можно записать на бумажку)". Далее задание "первым" номерам: повернуться к своим партнерам по паре и сделать в их адрес несколько положительных высказываний. Например: "я очень рад, что мы с тобой в одной паре", "у тебя очень приятный голос", "мне нравится твое имя", "ты сегодня очень красивая", "у тебя очаровательная улыбка", "ты классно вчера выступил в концерте" и т. д. Затем ребята меняются местами, и высказываются уже "вторые" номера. После этого всем участникам опять предлагается закрыть глаза и отметить на десятибалльной шкале свое настроение. Результаты "до" и "после" необходимо сравнить.

Замечания:
o Играть рекомендуется с детьми не младше 10-12 лет.
o Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.
o Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу, - положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.
o У некоторых детей (особенно в разнополых парах) могут возникнуть затруднения. Поэтому ведущему лучше заранее сделать несколько карточек с написанными на них положительными высказываниями.

АССОЦИАЦИИ

Игру, как правило, проводят в кругу. Выбирается человек, о котором будет идти речь.
Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.
Например, кем (или каким) окажется этот человек, если он вдруг станет:
o деревом
o картиной
o цветком
o песней
o мебелью
o рекой
o животным
o растением
o птицей
o временем года
Возможен вариант, когда каждого участника игры описывают в форме метафор: "колючий ежик", "вечный двигатель", "капитан Врунгель" и т. п.
Замечания. Игру можно несколько усложнить: выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы помещения или отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего. Его задача - с помощью вопросов (см. выше) выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они говорят.
Если ведущий справился с этой задачей, то тот, кого он угадал, идет "водить".

ИМИДЖМЕЙКЕРЫ

Ведущий: "Всем нам интересно знать, какое впечатление мы производим на других людей, что в нас они воспринимают как существенное, а его не замечают. Сейчас есть возможность поучаствовать в коллективном создании образов присутствующих здесь людей, то есть попробовать себя в роли имиджмейкеров". Игрок выходит в центр круга. Ведущий задает детям вопросы: Какой образ у вас появляется при взгляде на нашего героя? Какую картину можно создать к этому образу? Какие люди его окружают, какой интерьер или пейзаж составляет фон его портрета? В какую эпоху все это происходит? Какое время года окружает нашего героя? и т. д.
Необходимо подбирать вопросы так, чтобы отразить многообразие внутреннего мира ребенка, особенности его поведения, характер взаимодействия с другими членами коллектива.
Замечания. После обсуждения достоинств и отдельных недостатков можно продолжить работу "имиджмейкеров" по формированию положительного имиджа героя. Для этого ребята должны сказать о желаемых, но отсутствующих у него чертах характера, личностных качествах.

ЭСТАФЕТА ЖЕСТОВ

Все участники садятся в круг. Ведущий дает им задание придумать какой-нибудь жест, движение, гримасу, с которой каждый будет участвовать в игре (щелканье пальцами, похлопывание ладошками, "рожки" из пальцев, хлюпанье носом, смешная рожица и т. д.). После того как жесты придуманы, их необходимо продемонстрировать друг другу и постараться запомнить все то, что показали другие участники.
Игру начинает ведущий: он показывает свой жест и жест того человека, которому он передает эстафету. Задача игрока - повторить предыдущий жест (ведущего), свой жест и жест того участника, которому передается эстафета. Таким образом, каждый из участников показывает три жеста: предыдущего участника, свой собственный и следующего участника.
Замечания. На первый взгляд - это игра на внимание (дети очень часто путаются, забывают продемонстрировать какой-нибудь из жестов и т. д.). Однако через 5-7 минут после начала игры можно заметить, что некоторые жесты (а соответственно, и участники) повторяются чаше, чем остальные. Почему? Причина не в том, что какие-то жесты более запоминающиеся. Практика показывает, что чаще выбирают ребят приятных в общении, успевших удачно проявить себя в каких-либо делах.
Для того чтобы игра проходила интересно, необходимо соблюдать простое условие - она должна проходить в полной тишине.
Через 7-8 минут после начала игры ее можно усложнить, дав участникам задание увеличить темп игры в два раза.
Игра может произвести на оказавшихся поблизости "непосвященных" людей шокирующее впечатление - постарайтесь сделать так, чтобы ее не увидели посторонние.

КРОКОДИЛЬЧИКИ

Игра очень похожа на предыдущую и демонстрирует формирующиеся в коллективе отношения, симпатии и предпочтения.
Все участники сидят в кругу. По команде ведущего (начиная с него самого) игроки рассчитываются по порядку.
У ведущего номер "один", он говорит: "По небу летело пять крокодилов". Игрок с номером "пять" спрашивает: "А почему пять?". Ведущий отвечает: "А сколько?". Игрок называет любую цифру, не превышающую число участников игры. Теперь уже игрок, номер которого назвали, начинает задавать вопросы и продолжает игру. Для игроков важно не сбиться и правильно вести диалог в быстром темпе.
Замечания:
o Через некоторое время после начала игры можно попросить участников играть быстрее.
o У некоторых ребят игра может вызвать недоумение: "К чему все это?". Объясните, что "крокодильчики" - очень тонкая психологическая игра (конечно, это не совсем так, но детей надо мотивировать), которая помогает выявить уровень сплоченности коллектива.
o Если вы будете играть в "Крокодильчиков" хотя бы по 10-15 минут в течение 3-4 дней, вы заметите, что дети с каждым разом играют все быстрее и быстрее. o Спустя несколько дней бывает так, что цифры, которые дети выбирают чаще других, меняются. Это естественно, поскольку, в коллективе существует очевидная динамика развития отношений.

УРОКИ ДЕКЛАМАЦИИ

Детям дается задание: хором выразительно прочитать какое-либо известное стихотворение (в едином темпе и ритме). Этот "урок" обычно не вызывает серьезных затруднений. Гораздо сложнее следующий - прочитать это же стихотворение с одинаковой интонацией, в едином темпе и ритме, и при этом "ученики" должны произносить слова по очереди, сидя в кругу.
Замечания. Можно провести один и тот же "урок" несколько раз. Повышается ли качество декламирования после многократных повторений? Каков настрой детей? А может, пришло время сменить стихотворение? Задайте ребятам ряд вопросов: Как они ощущали себя на "уроках"? Насколько им удалось преодолеть психологический барьер (стеснительность, скованность)? Как они настраивались на одну волну с "классом"? Как изменилось их настроение?

ЗДРАВСТВУЙ! ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ...

Ведущий поворачивается к участнику, сидящему (стоящему) слева от него, и весело говорит: "Здравствуй! Ты представляешь...", а затем сообщает ему какую-нибудь новость, рассказывает смешную историю, случай, анекдот.
Задача участника - внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем участник обращается к соседу слева и тоже радостно произносит: "Здравствуй! Ты представляешь..." и заканчивает фразу уже своей новостью, случаем, историей. Замечания. Можно в процессе игры изменить задание. Например попросить детей пересказывать одну и ту же новость, историю, случай. Проследите за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация (она может становиться более краткой, а может и более пространной).

СЧЕТ

Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания. Необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу: участники, по команде ведущего, должны сделать шаг вперед.

СЧЕТ ДО ДЕСЯТИ

Игра очень похожа на предыдущую. Но задача игроков несколько изменяется: необходимо, не договариваясь между собой, считать вслух от одного до десяти. Важно довести счет до совершенства.

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Ведущий начинает рассказывать какую-нибудь неизвестную детям сказку или историю. После 6-7 первых предложений он прерывает свое повествование и передает слово следующему участнику.
Задача игрока - придумать небольшое продолжение сказки (3-4 предложения). Каждый участник вправе изменить сюжет сказки, ввести в нее новых персонажей или, наоборот, кого-то исключить. Перебивать говорящего запрещено. Он имеет полное право сочинять свой отрывок так, как считает нужным.
Когда все участники круга примут участие в сочинении сказки, слово вновь переходит ведущему, и он заканчивает рассказ.
Замечания. Будьте готовы к тому, что повествование будет развиваться не так, как хотелось бы вам, а как решат рассказчики. А именно:
o будут часто умирать, погибать, исчезать герои сказки;
o героями сказки могут становиться реально существующие люди, члены коллектива, а иногда сами педагоги, проводящие эту игру;
o вероятно частое появление отрицательных персонажей, которые будут путать все действие и творить всякие гадости;
o некоторые эпизоды сказки станут противоречить друг другу;
o дети могут надолго задумываться над своим эпизодом сказки;
o некоторые дети откажутся от участия в сочинительстве, а некоторые наоборот - вмешаются еще до того, как им дадут слово, и т. д.
Для того чтобы избежать такого развития событий, педагогу необходимо взять управление очередностью на себя.
Имеет смысл провести игру несколько раз в течение 2-3 дней. Тогда взаимодействие детей становится более слаженным, целенаправленным, содержание сказки добрее, а сюжет логичнее.

ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ

Все дети образуют круг, повернувшись лицом в центр. Круг должен быть довольно широким, поэтому нужно встать так, чтобы находиться друг от друга на расстоянии 30-40 см. Руки вытянуты вперед, ладони каждого участника лежат на ладонях рядом стоящего или поддерживают их.
Кто-нибудь из игроков начинает детскую считалочку: "Летел лебедь по синему небу, загадал число...". Каждый из ребят называет всего лишь по одному слову из считалочки. Тот, кому необходимо назвать число, называет его, а следующие начинают счет. При этом каждый делает хлопок по ладони соседа.
Тот, на которого выпало конечное число, должен не пропустить его и вовремя убрать ладошку из-под хлопка соседа.

МЕСИМ, МЕСИМ ТЕСТО

Участники становятся в круг, взявшись за руки, и дружно повторяют слова: "Месим, месим тесто, месим, месим тесто", при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: "Раздувайся пузырь, да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!" расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже "месят". Находящиеся в кругу имеют право помогать "разрывать" своими спинами "пузырь". Побеждают самые сильные и ловкие.

«Все наоборот»

Дети стоят лицом к взрослому. Воспитатель ритмично меняет положение рук, а дети выполняют те же движения, только наоборот. Например, воспитатель поднимает руки, а дети опускают руки; воспитатель отводит руки назад – дети протягивают руки вперед. Предлагаем такие варианты движений (взрослый – дети):

поднять руки вверх – опустить вдоль туловища;

вытянуть вперед – отвести назад, за спину;

опустить вдоль тела – поднять вверх;

отвести назад – вытянуть вперед;

правая рука вверху, левая рука внизу – правая рука внизу, левая рука вверху.

«Делай наоборот»

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель показывает упражнение, а дети выполняют его в противоположную сторону.

Например, воспитатель выполняет наклон вправо, а дети – наклон влево; воспитатель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т. д.

«Если нравится тебе…»

Дети стоят в кругу.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения и текст.

(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то и другому покажи,

Если нравится тебе, то делай так. (Два хлопка в ладоши.)

Затем слова повторяются, но с другими движениями: дети хлопают по коленям, прижимая руки к щекам, говорят: «Ай-ай», прикасаются пальцем к носу со словами: «Би-би». Можно придумать и другие забавные движения.

В заключение после каждой строчки дети последовательно повторяют все движения, показанные ранее.

Важно не ошибиться в последовательности и выполнять движения в быстром темпе.

«Запрещенное движение»

Играющие образуют круг.

Воспитатель заранее условливается с детьми о том, какое движение нельзя совершать, например: приседать, хлопать в ладоши, махать руками.

Затем под музыку педагог показывает различные движения, которые играющие должны повторять за ним. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает какое-либо запрещенное движение.

Тот из играющих, кто по невнимательности повторит запрещенное движение, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихотворение (по выбору ребенка).

Можно усложнить игру: договориться о том, что есть два движения, которые нельзя повторять, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладет руку на затылок, играющие приседают, скрестив ноги, а когда педагог наклоняется вперед, они два раза хлопают в ладоши.

«Колпак мой треугольный»

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры. Слова в тексте стихотворения заменяются движениями. А текст такой:

Колпак мой треугольный.

Треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник).

Теперь, произнося текст, заменяем три слова: «колпак», «мой», «треугольный».

Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.

«Лево – право!»

Дети сидят на стульях кружком.

В центре – водящий с мячом.

Водящий бросает мяч одному из ребят. Если водящий при этом кричит: «Бери!», то, поймав мяч, ребенок должен назвать имя своего соседа слева. Если же при броске прозвучало: «Отдай!», нужно назвать имя соседа справа.

Тот, кто ошибется, сменяет ведущего.

«Людоед»

Выбирают водящего - «людоеда».

Людоеду завязывают глаза, и он садится на стул. Остальные игроки становятся в цепочку и, по очереди проходя перед людоедом, касаются его колена.

Людоед пытается поймать за руку игрока. Тот, кого он поймал, становится людоедом.

«Найди мяч»

Дети становятся в круг вплотную, лицом к центру.

Один ребенок по назначению воспитателя становится в середину круга, это водящий. Играющие держат руки за спиной.

Одному из играющих воспитатель дает в руки мяч.

С этого момента мяч начинают передавать друг другу за спиной. Водящий, стоя внутри круга, старается угадать, у кого мяч. Для этого он может попросить любого ребенка показать ему руки, сказав: «Руки!». По этому требованию играющий мгновенно протягивает обе руки вперед, ладонями вверх.

Тот, у кого оказался мяч, или тот, кто уронил мяч, становится в середину, а на его место встает водящий.

Игра повторяется.

«Отдай честь!»

Отдать честь правой рукой, а левую руку одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!».

Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.

«Рожки да ножки»

Средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх – это рожки.

Указательный и средний пальцы вытянуты, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим пальцем; рука опущена вниз – это ножки.

Одна рука показывает рожки, вторая – ножки. Затем руки одновременно меняются ролями.

«Сосед, подними руку»

Играющие стоят или сидят (в зависимости от уговора) в кругу.

По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из играющих и громко произносит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся – поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.

Игра продолжается установленное время.

Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был водящим.

Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда ребенком не выполняется.

«Стоп!»

Все играющие становятся на линии, проведенной вдоль одной стороны площадки (зала). На противоположной стороне кружком (диаметр 2–3 шага) обозначается дом водящего. Водящий, выбранный по жребию (считалке), стоит спиной к детям и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!»

На каждое слово водящего все шагают вперед.

Как только водящий произнесет: «Стоп!» – дети останавливаются, а водящий оглядывается и смотрит, кто из ребят не успел замереть на месте и шевельнулся.

Он называет этих детей, и они возвращаются на исходную линию.

Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и произносит: «Быстро шагай, смотри, не зевай! Стоп!» Все останавливаются на том месте, где их застал сигнал «стоп». Вернувшиеся на исходную линию дети двигаются оттуда.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из детей не подойдет близко к водящему и не встанет в его дом раньше, чем он скажет: «Стоп!»

Тот, кому это удастся, становится водящим.

Играющие образуют круг. Выбирают по жребию (считалке) водящего. Он выходит в середину круга и закрывает глаза.

Дети идут по кругу и произносят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты, Алеша (Наташа и пр.), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются.

Воспитатель указывает на кого-либо из играющих. Тот называет водящего по имени.

Водящий, не открывая глаз, должен постараться угадать, кто из ребят его позвал.

Если водящий отгадывает, он открывает глаза и меняется местами с названным им ребенком. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза.

Игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону.

«Флюгер»

Воспитатель называет стороны света и для каждой из них определяет действие: север – руки на пояс; юг – руки на голову; восток – руки вверх; запад – руки вниз.

Взрослый называет часть света, дети показывают соответствующее движение.

В конце игры отмечаются дети, не допустившие ошибок.

«Четыре стихии»

Дети стоят в шеренге или врассыпную.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» – вытягивают руки вперед, на слово «воздух» – поднимают руки вверх, на слово «огонь» – производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Взрослый произносит слова вразнобой, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, считается проигравшим.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Много – один (для детей 5-7 лет)

Задачи: Учить ловить мяч, точно бросать в руки инструктору. Активизировать словарный запас ребенка

Описание:

Дети строятся в круг, инструктор стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) и называет слово в единственном числе – ребенок ловит мяч и, бросает его обратно и называет слово во множественном числе. 1,2,3 – мячик догони, дети разбегаются, ведущий ловит ребят мячом.

Варианты: называет слово, например, дом, ребенок ловит мяч, бросает обратно ведущему, называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - домик

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «Ходят капельки по кругу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и выполнять перестроения

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ДЕНЬ И НОЧЬ» (игра средней подвижности)

Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч

Описание: У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

«У КОГО МЯЧ?» (игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Описание: Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч, обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку.

Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»

Цель:. Развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно – мышечного аппарата стоп; развитие глазомера, умения ориентироваться в пространстве.

Описание: По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки. Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.). Не разрешается брать предметы с пола руками.

«Ловкие ноги» (5-7 лет)

Дети сидят на полу, на ковре, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. У её конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой ноге, не задев палку. Правую ногу вернуть в и.п. То же сделать левой ногой. Повторить упражнение 2-4раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки. Выполняя упражнение, можно проговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю

Палку я не зацеплю.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Филин» (3-5 лет)

Цель: Развитие координации движений рук с дыхательными движениями; тренировка зрения и слуха.

Описание : Дети сидят. По сигналу педагога «День!» дети – «филины» медленно поворачивают головы вправо и влево. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперёд и взмахивают руками – «крыльями», опуская их вниз, протяжно, без напряжения, произносят «у-у-ффф». Повторить 2-4 раза. Контролировать осанку.

«Тропинка»

Цель: Развитие общего представления об окружающем мире; воспитание внимания, чувства товарищества.

Описание:

Предложить детям представить себя в лесу. Дети пошли в лес по лесной тропинке, которая должна вывести их на солнечную полянку. В колонне по одному дети идут друг за другом, выполняя следующие задания: «тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом; «копна» - все участники игры берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. На сигнал «кочки» - все участники игры приседают, положив руки за голову.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Четыре стихии»

Цель:

Описание:

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажет слово «вода», то вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим.

«Дрозд»

Цель: Улучшение координации движений; умение действовать в паре; воспитание внимания.

Описание:

Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом: «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнёра), у меня - гладкие, у тебя – гладкие (указывает на щёки), у меня сладкие, у тебя – сладкие (указывает на губы), я твой друг и ты мой друг. Мы любим друг друга!» Все обнимаются. Затем пары меняются.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Игра «Елка, береза, дуб»

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Описание игры : Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начи­нают двигаться по кругу друг за другом:

По дорожке мы идем и деревья узнаем!

По команде педагога «Елка!» дети останавливаются, поднима­ют руки в стороны - вниз; по команде «Береза!» дети останавли­ваются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками впра­во-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки - в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. По­беждают 2-3 самых внимательных игрока.

«Ворота»

Цель: способствовать развитию внимания, совершенствовать умение самостоятельно организовываться, успокаиваться.

Описание игры : Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспи­тателя «Ворота!» останавливаются и поднимают руки. Последняя пара проходит под воротами и становит­ся впереди. Игра продолжается.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра «Светофор»

Цель: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать ориентироваться в пространстве, развивать внимание, закрепить знания о светофоре и правилах дорожного движения.

Описание игры : Дети образуют круг. Педагог встает в его центр. В руках педа­гога 3 кружка красного, желтого и зеленого цвета (диаметр круж­ка 15 см, длина палочки 20 см).

По сигналу педагога (свисток, удар в бубен) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педа­гога. Когда педагог поднимет кружок красного цвета, группа оста­навливается, желтого цвета - шагает на месте, зеленого цвета - дети идут по кругу друг за другом. Если ребенок ошибся при вы­полнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждают 1-2 самых внимательных ребенка.

«Зеваки»

Цель: Развитие согласованности движений, внимания, быстроты реакции.

Описание:

Дети идут по кругу друг за дру­гом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 гра­дусов и начинают движение в об­ратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Цветочный хоровод»

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение и действовать согласно тексту.

Описание:

У нас в зеленом уголке, случилось диво.

Хлопают в ладоши.

Распустились все фиалки пышно и красиво.

Выполняют «пружинку», поворачиваясь вправо – влево, руки на пояс.

Посмотрите, что за чудо! Вот так вот-вот так вот!

«Удивляются» - поднимают плечи вверх.

Все фиалки в пляс пустились –

кружит цветочный хоровод. Берутся за руки, идут по кругу.

В танце лепестки мелькают, словно бабочки порхают.

Бегут на носочках друг за другом, взмахивая руками, как бабочки крыльями.

А зеленые листочки, как пушистые комочки,

Поскакали, покатились, закружились, закружились.

Шагают, высоко поднимая колени.

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп! Хлопают в ладоши.

Мы ногами топ, топ, топ! Топают ногами, руки на поясе.

Вот веселые дела – группа наша в пляс пошла!

Поочередно ставят на пятку сначала правую, затем левую ногу, руки на поясе.

Мы с цветами веселились, в хороводе мы кружились.

Наклоняются вправо – влево, руки на поясе.

Отдыхать нам всем пора,

Поднимаются на носки, руки в стороны – вдох.

Уже закончилась игра.

Приседают, опускают руки вниз, выдох.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Море волнуется»

Цель: учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь, не мешая друг другу., действовать по сигналу, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

Описание игры: по считалке выбирают водящего. Водящий произносит слова: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура … на месте замри", Ребята замирают в позах, соответствующих той фигуре, которую попросил водящий, например, лыжник. Водящий, прохаживаясь между играющими, выбирает понравившуюся ему фигуру. Этот ребенок и будет следующим водящим.

Вариант игры: Дети сидят полукругом или в кругу.

По команде:"Море спокойно" - все замирают.

"Море волнуется" - поднимают руки и колышут ими.

"На море буря" - разбегаются.

"Море спокойно" - стараются сесть на свое место.

«Найди и промолчи!»

Цель : учить детей ходить на звуковой сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Дети стоят в шеренге лицом к воспитателю. Он предлагает им повернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет какой-нибудь предмет. По сигналу дети повора­чиваются, открывают глаза и при­ступают к поискам спрятанного предмета. Тот, кто нашел предмет, подходит к воспитателю и тихо, на ухо говорит, где он его нашел. Если он не ошибся, то отходит в сторону. Игра продолжается до тех пор, по­ка все дети не найдут предмет.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Бьют часы»

Цель:

Описание:

Играющие образуют круг, поворачиваются лицом в его центр.

Часы бьют раз, часы бьют два, часы бьют три,

Хлопают в ладоши.

Новый год, приходи! Выполняют руками поступательные – «зовущие» движения к себе.

Тебя ждали год. Стояли у ворот.

А пришёл мороз, заморозил нам нос.

Шагают на месте, потирая нос.

Нас, мороз, не пугай, с нами ты поиграй.

Выполняют наклоны вправо – влево, руки на поясе.

В прятки ты поиграй, да подарки нам дай:

Выполняют 2 приседания, руки на колени.

Конфеты, игрушки, орехи, хлопушки.

Постукивают кулачками друг о друга.

Будем веселиться, танцевать, резвиться.

Прыгают на месте на двух ногах, руки вниз.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Мы пока еще ребята»

Описание: Дети стоят по кругу и выполняют игровые движения по тексту: Мы пока еще ребята. Подрастем - пойдем в солдаты.

Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Будем Родине служить, чтоб под мирным небом жить!

Хлопают в ладоши.

А пока, что мы – ребята, озорные дошколята.

Прыгают на двух ногах на месте, руки вниз.

Любим бегать и играть, прыгать, лазать и скакать.

Выполняют упражнение «часики»- наклоны вправо – влево, руки на поясе.

Затем дети поворачиваются друг за другом и выполняют следующие команды:

    «Солдаты идут» - шагают, энергично работая руками, высоко поднимая колени.

    «Разведчики крадутся» - идут на носках, слегка наклонившись вперед, руки прижаты к бокам.

    «Моряки плывут» - бегут друг за другом, выполняя руками гребковые движения.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Как у нашей мамы руки»

Цель: развивать творческую фантазию, умение вживаться в образ, передовая характерные движения, выполнять движения одновременно с текстом

Описание: дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения:

Как у нашей мамы руки никогда не знают скуки:

Моют, гладят и стирают, и квартиру убирают. Сжимают пальцы в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Легкие как птицы руки – мастерицы.

Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх – вниз.

А теперь, мои друзья, вашей мамой буду я.

Буду с вами я играть, своих деток забавлять.

Мячик в руки я беру, начинаю, я игру.

Кидать мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, кидая мяч, обратно говорит ласковое слово для своей мамы (добрая, нежная, красивая…)

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Слушай сигнал (Старший возраст)

Задачи: Цель: развивать внимательность.

Описание игры : Дети идут в колоне по одному.

Ведущий дает заранее обговоренные сигналы – звуковые (хлопок ладонями). Например: когда ведущий хлопает в ладоши один раз, то дети бегут, когда хлопает два раза – дети садятся, когда три – дети идут.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цель : сохранять выдержку, развивать слуховое внимание.

Описание игры: Играющие берутся за руки и образуют хоровод, внутри круга стоит водящий с закрытыми глазами. Если дети еще маленькие, достаточно просто закрыть глаза ладошками - это позволяет ребенку чувствовать себя комфортно и безопасно, нет страха потерять равновесие и ориентацию в пространстве. Если дети постарше - можно повязать платок на глаза. Хоровод ходит по кругу и произносит следующее: - Вот построили мы круг, повернемся вместе вдруг. (В это время хоровод поворачивается и идет в другую сторону) - А как скажем "СКОК-СКОК-СКОК" - Отгадай, чей голосок? Слова "СКОК-СКОК-СКОК" произносит один из участников хоровода. Делает это по сигналу руководителя. Задача водящего - угадать кто произнес эти слова, если отгадал - он становится в хоровод, а произносивший слова становится водящим.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Запомни свое место (для детей 4-7 лет)

Цель игры . Развивать моторно-слуховую память, умение действовать по сигналу.

Описание игры:

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Все шагают свободно врассыпную, а по сигналу педагога (удара в бубен, звонок колокольчика, хлопок и т.д.) возвращаются на свои места.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Смотри на руки! (для детей 5-6 лет)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по показу. Воспитывать выдержку и внимательность

Описание: Дети стоят друг за другом, первый- командир. Во время спо­койного марша

по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные дети повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники их повторяют.

МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

У дядюшки Трифона

(для детей 5-6 лет)

Задачи: Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом. Упражнять в ходьбе по кругу.

Описание:

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Картотека малоподвижных игр в старшей группе

Эти игры направлены на развития ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей старшего и подготовительного возраста. Данные игры могут быть задействованы в непосредственной образовательной деятельности.

«Найди пару»

Цель: развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

На стол выкладывают предметы, которые сочетаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Детям предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить, потом почему он считает эти предметы парными.

Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаши, бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.). Раскладывают предметы на столе и перемешивают. Детей усаживают либо, деля на команды, либо в парах за стол, или по одному.

Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или ребенок выбирает предмет самостоятельно). Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.

Берут следующий предмет и повторяют тоже самое. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам. Вместо предметов можно использовать картинки с предметами.

Интерактивные технологии : работа в парах, хоровод, цепочка.

«Как живешь?»

Цель: развивать у детей умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно, мыслительные навыки, координацию движения.

Выбирается ведущий. Ребенок показывает движения, а остальные дети повторяют за ним. Игру можно усложнить разделить детей на команды и под руководством взрослого команды выполняют движения. Во время игры можно включить негромкую музыку.

Как живешь? Вот так!

Показать большие пальцы обе их рук, направленные вверх.

Как идешь? - Вот так!

Маршировать.

Как бежишь? - Вот так?

Бег на месте.

Ночью спишь? - Вот так!

Ладони соединить и поло жить на них голову (щекой)

Как берешь? - Вот так!

Прижать ладонь к себе.

А даешь? - Вот так!

Выставить ладошку вперед.

Как шалишь? - Вот так!

Надуть щеки и кулачками мягко ударить по ним.

Как грозишь? - Вот так!

Погрозить пальцем вперед, или друг другу.

Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках),

«Скажи наоборот»

Цель: учить быстро, находить слова противоположные по значению, развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.

Дети стоят по кругу, бросают и ловят мяч с названием слов-антонимов.

аккуратный - неряшливый
белый - черный
бледнеть - краснеть
блестеть - мерцать
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
вопрос - ответ
восход - закат
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
делать - бездельничать
день - ночь
добро - зло
друг - враг
жара - холод и т.д.

Интерактивные технологии : «хоровод», «интервью», «цепочка».

«Челночок»

Цель: Развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу

Пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах»

«Колобок»

Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий, развивать слуховое внимание через игру.

Мяч для этой игры может быть любого размера. Покидать свое место игрокам нельзя. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга - водящий. Игроки один другому ногами передают мяч, а водящий старается перехватить его. Они могут плавно перекатывать мяч, отбивать, делать обманные движения. Нельзя только брать его в руки. А водящий может поступать как угодно; задержать мяч ногой, рукой, выбить за круг, достаточно даже слегка прикоснуться к нему.

Если водящему удастся задержать мяч, он становится на место того игрока, от которого к нему попал мяч.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«ЩУКА»

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

Игра проводится с мячом. Дети стоят по кругу. Выбирается Щука. Она выходит на середину круга.

Мимо леса мимо дач,

Плыл по речке

красный мяч.

Увидала щука: -

Что это за штука?

Хвать, хвать.

Не поймать.

Мячик вынырнул опять.

Выходи, тебе водить!

На первые четыре строки стихотворения дети перекатывают мяч от одного к другому через центр круга (мимо Щуки). На пятую строку стихотворения мяч перекатывается Щуке, которая берет мяч, произнося текст шестой строки, и как бы разглядывает мяч.

На первые три строки второй строфы стихотворения Щука ударяет мячом об пол, произнося этот текст, на четвертую строку она перекатывает мяч снова детям, которые продолжают перекатывать его снова от одного к другому через середину. Тот ребенок, на которого пришлись слова «Тебе водить», выходит с мячом в середину. Он становится Щукой. Игра повторяется.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».\

«Кто ушел?»

Цель: Развивать внимательность, сообразительность. Умение быстро найти недостающего.

Запрещается подглядывать, можно назначить ведущего ребенка.

Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Педагог разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

Интерактивные технологии

«Летает -не летает»

Цель: Развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим

Дети идут в колонне по одному. Педагог называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Хоровод»

Цель: Развивать навык действовать по сигналу или под музыку, координацию движений. Внимательно слушать задания педагога. Ведущего можно выбрать ребенка с помощью считалки.

Играющие образуют два круга, один внутри другого, и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение в заданную сторону (ходьба или медленный бег). Можно предложить ритмическую ходьбу под песню или музыкальное сопровождение:

«хоровод», «Ручеек»

Совершенствовать умение действовать по сигналу, развивать координацию движений. Нельзя размыкать руки.

Дети идут в колонне по двое. По команде педагога «Ручеёк» дети останавливаются, берутся за руки и поднимают руки вверх. Каждая пара, начиная с последней, одна за другой пробегает внутри (под руками) и становится впереди, поднимая руки вверх.

Интерактивные технологии «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах».

"Холодно горячо"

Цель: Развивать слуховые качества, физические качества.

Запрещается подглядывать, когда ведущий прячет предмет.

Водящий выходит из зала, дети прячут предмет. После этого водящий входит и ищет предмет. А дети ходят за ним и говорят:

холодно…тепло,…горячо…помогая найти спрятанный предмет.

Интерактивные технологии : «хоровод».

"Водяной"

Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества.

Дедушка - Водяной!

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час.

Угадай кого из нас!

Запрещается подглядывать. Можно усложнить игру - выбрать 2 водяного

Дети стоят в кругу, водяной в центре. Дети идут по кругу и говорят слова, после слов: - выйди, выйди... водяной идет с закрытыми глазами, руки вперед, кого заденет, того и угадывает.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

«Шмель»

Цель: упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Мяч откатывать только руками; нельзя ловить, задерживать мяч.

Играющие сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный), поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребенок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

Цель: развивать координацию, внимание, умение работать в коллективе.

Водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

«Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты,…(имя), отгадай,

Кто позвал тебя, узнай».

Ведущий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Топор»

Цель: развивать физические качества, коллективизм, умение действовать по сигналу.

Ведущему нельзя показывать, кому он дал предмет.

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор,

Поищи и ты топор!

Ведущий (сначала взрослый) прячет в ладонях одного из играющих маленький предмет (топорик). Стихотворение произносят хором. Тот из играющих, на кого пришлось слово топор, идет его искать

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Найдите различия»

Цель: развивать внимание, память, умение действовать по сигналу.

Ведущий должен определить, что изменилось у игроков. Тот, у кого он нашел больше всего изменений, и будет водить.

Все садятся в круг. Для игры нужно, чтобы играющие внимательно осмотрели друг друга. Когда ведущий выходит из комнаты, участники должны произвести небольшие перемены в своем облике: заколоть волосы, забинтовать палец, расстегнуть пуговицу.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

Цель: развивать слуховые качества, физические качества.

Дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Статуи»

Цель: развивать координацию движений, слух, физические качества, умение играть по правилам.

Нужно кидать мяч прямо в руки. Внимательно слушать ведущего.

Эту игру лучше играть большим мячом. Игроки становятся по кругу и перебрасывают мяч друг другу руками. Кто не поймает мяч, получает наказание: продолжает игру, стоя на одной ноге. Если в такой позе ему удается поймать мяч, то наказание снимается; он становится на обе ноги. Если же совершается еще одна ошибка, игрок становится на одно колено. При третьей ошибке он опускается на оба колена. Если в этом положении игрок поймает мяч, ему прощаются все наказания, и он продолжает игру, стоя на обеих ногах. А если постигнет неудача, придется выбыть из игры.

Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Чем все закончилось»

Цель: развивать память, умственные способности. Пополнять словарный запас ребенка.

В игре используется сказочный сюжет. Прочитайте начало сюжета и попросите продолжить его. Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес по грибы. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» - радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал….

Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках),«цепочка», «карусель»,

«аквариум», «большой круг»

Игра является одной из приоритетных форм работы с людьми. Особенно интересны подвижные игры на воздухе. Но, по разным причинам, не всегда есть возможность для уличных игр. Поэтому каждый организатор игр должен уметь занять любого человека и в помещении, иметь свою «копилку» малоподвижных игр и развлечений. Говоря о значении игры, следует отметить, что знание ее теории позволяет глубже и интереснее построить содержание своей работы.

Что же такое малоподвижные игры? Это игры, в которых может участвовать различное количество людей, участники играют сидя, стоя либо же игровое пространство ограничено небольшим помещением. К ним относятся: настольные, предметные, тренинговые; интеллектуально-познавательные; сюжетные, ролевые, драматизация, творческие конкурсы; игры со словами.

Виды малоподвижных игр

Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают участников новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

«Найди различия». Участникам предлагаются на первый взгляд одинаковые картинки. Необходимо найти 20 различий.

Предметные игры

Предметные игры: предметы, окружающие нас, могут стать прекрасным инвентарем в любой игре. Нужно только умело их использовать в соответствии с назначением. Пример таких игр:

«Часы». Игрокам предлагается расположить часы (солнечные, песочные, механические, электронные) в порядке их появления на свет.

«Назови исполнителя». Участники получают грампластинки с заклеенным названием. Прослушав мелодию, они угадывают автора и исполнителя.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

  • - способствуют знакомству и сплочению в коллективе;
  • - создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях;
  • - развивают важные качества личности человека- умение понять состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию. Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения организатора.

Приведем несколько примеров.

Игра-знакомство «Снежный ком». Участники садятся в круг. Первый игрок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий - имя первого, второго и свое и т.д. Игру можно усложнить, если игроки уже знакомы: к имени можно добавить какое-то качество (Вася - веселый, Дима - добрый) или предмет (Вова - велосипед, Наташа - ножницы)

«Прогноз». Группа делится на две команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «ссора», «грусть», «дружба», «счастье». Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

«Найди пару». Играющим на спину крепятся таблички с именами сказочных героев (например, старик, старуха) или части имен (царь, Горох). Необходимо найти свою пару с условием: нельзя прямо спрашивать: «Что написано у меня на спине?»

Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

  • 1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.
  • 2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал подъема флага и т.д.
  • 3. Участники должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.
  • 4. Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Великолепная семерка», «Литературный ринг», «Ремесла древние и современные». Викторины также носят познавательный характер. Это определенный набор вопросов на одну тематику. За правильный ответ насчитываются баллы, очки. Набравший наибольшее количество баллов становится победителем.