Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики. Отчисление студентов

Об отмене приказа об отчислении за академическую неуспеваимость

По делу № 2-2292/11

Принято Басманным районным судом (Город Москва)

  1. Басманный районный суд города Москвы в составе:
  2. председательствующего судьи Курносовой О.А.,
  3. при секретаре Микаеляне А.Р.
  4. с участием истца Куштанова А.Н., представителей ответчика Данилиной В.Н., Казаринова Ю.Ю., Коваленко А.В.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2292/11 по иску Куштанова А. Н. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» об отмене Приказа № от 14.04.2011г. об отчислении, обязании предоставить право на пересдачу,
  6. Установил:

  7. Куштанов А.Н. обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» об отмене Приказа № от 14.04.2011г. об отчислении как незаконного, обязании предоставить право на пересдачу.
  8. В обоснование заявленных требований истец указал, что он незаконно был лишен права на получение образовательных услуг, при этом незаконно был отчислен из Университета Приказом № от 14.04.2011г. с нарушением процедуры, а именно, без получения от него объяснений. Кроме того, отчисление истца произведено приказом проректора, а не ректора и на основании не представления декана факультета, а на основании выписки из зачетных ведомостей Куштанова А.Н, подписанной начальником учебной части.
  9. Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
  10. Представители ответчика в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований.
  11. Суд, выслушав объяснения истца, представителей ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
  12. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Куштанов А.Н. был зачислен приказом от 05.08.2009г. № на 1 курс магистерской программы «<данные изъяты>» по направлению № - международные отношения, на место, обеспеченное государственным финансированием.
  13. На зачете по научному семинару «<данные изъяты>» 27.12.2010г. студентом была получена неудовлетворительная оценка.
  14. В соответствии с п. 47 Положения об организации контроля знаний в государственном университете - Высшей школе экономики, утвержденного ученым советом Государственного университета - Высшей школы экономики от 26.03.2010г. № студенты, получившие на промежуточном или итоговом контроле оценку «неудовлетворительно» («не зачтено») или пропустившие его без уважительной причины, считаются имеющими академическую задолженность.
  15. В силу п. 53 указанного Положения пересдача по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз.
  16. Как установлено в судебном заседании Куштанову А.Н. была предоставлена возможность ликвидации академической задолженности 08.02.2011г., по результатам данной пересдачи студентом была получена неудовлетворительная оценка.
  17. Согласно зачетной ведомости 2 курса, 2 модуль, дисциплина - <данные изъяты>, преподаватель - ФИО2, дата проведения зачета - 08.02.2011г. студентам ФИО3, Куштанову А.Н. поставлен «не зачет».
  18. По результатам второй пересдачи на комиссии 11.03.2011г. студентом Куштановым А.Н. также была получена неудовлетворительная оценка.
  19. Согласно протоколу от 11.03.2011г. работы комиссии по приему зачета по дисциплине <данные изъяты> студенту Куштанову А.Н. заданы три вопроса, общая оценка «неудовлетворительно».
  20. Как следует из выписки из зачетных ведомостей студента 2 курса Куштанова А.Н. по дисциплине: научный семинар «<данные изъяты>» выставлена оценка: 27.12.2010г. - 3 неуд.; 08.02.2011г. - 3 неуд.; 11.03.2011г. - комиссия 2 неуд; студент Куштанов А.Н. проинформирован о возможности обучения по индивидуальному учебному плану.
  21. Согласно протоколу апелляционной комиссии от 17.03.2011г. при рассмотрении заявления Куштанова А.Н. о нарушениях в проведении комиссии 11 марта 2011г., комиссия в составе ФИО2 - заместителя декана; ФИО1 - заместителя декана по работе в магистратуре, ФИО4 - помощника декана по научной работе, старшего преподавателя кафедры мировой политики не нашла оснований для удовлетворения требований апелляционного заявления. При высокой оценке общественной деятельности Куштанова А.Н. научное содержание работы и ответов на зачетной комиссии не соответствует требованиям, предъявляемым к студентам магистерской программы «<данные изъяты>».
  22. Приказом № от 14.04.2011г. проректора ФИО5 Куштанов А. Н. студент 2 курса магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики, направление подготовки № «<данные изъяты>», программа «<данные изъяты>», очной формы обучения, обучающегося на месте, обеспеченном государственным финансированием, в связи с академической неуспеваемостью отчислен. Основание - выписка из зачетных ведомостей Куштанова А.Н. на 1 листе.
  23. Истец в судебном заседании пояснил, что не располагал информацией о повторной сдаче зачета, данная информация должна была быть ему предоставлена учебной частью. Несмотря на отсутствие сведений о дате пересдачи истец присутствовал на семинаре 08.02.2011г. в ходе которого представил наработанные материалы, однако был лишен возможности их презентовать, в конце занятия преподаватель ФИО2 сообщил, что истцу необходимо пересдать указанную дисциплину на комиссии. Комиссионная пересдача зачета по НИС состоялась 11 марта 2011г., однако, комиссионной пересдачи быть не могло, поскольку не было первой пересдачи (08.02.2011г. фактически проходил семинар, а не пересдача зачета). Истец указывает, что в соответствии с п. 53 Положения об организации государственного контроля знаний в НИУ ВШЭ в данную комиссию должен был входить преподаватель, принимавший зачет, т.е. ФИО2, однако в комиссии ФИО2 не было, он был заменен на ФИО4, что помешало объективной оценке работы (материалов магистерской диссертации). Пересдача (комиссионная) проходила в устной форме. Задавались вопросы общего характера, не относящиеся к теме магистерской диссертации, что противоречит п. 40 Положения, истцу не было предоставлено времени на подготовку. После комиссионной пересдачи истец подал апелляционную жалобу, была сформирована апелляционная комиссия, которая, по мнению истца, была сформирована предвзято, т.к. не включала в себя лиц со стороны. Истцу не было разъяснено каким именно требованиям не соответствует его работа, представленная преподавателю ФИО2 После получения решения апелляционной комиссии истец подал жалобу проректору ФИО5 по результатам рассмотрения которой истцу 13.04.2011г. было выдано Решение проректора ФИО5
  24. В силу Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании" порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.
  25. Согласно п. 190 Устава Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» студент может быть отчислен из университета по собственному желанию; в связи с расторжением договора на обучение на платной основе по соглашению сторон; по инициативе университета: за академическую неуспеваемость в соответствии с положением, регулирующим вопросы контроля знаний студентов, утвержденным ученым советом университета, за непрохождение итоговой аттестации без уважительных причин, за нарушение устава и правил внутреннего распорядка университета, за неисполнение условий договора при обучении на платной основе по соглашению сторон.
  26. В соответствии с п. 191 Устава отчисление студента осуществляется приказом ректора университета, по инициативе университета - на основании представления декана факультета (заведующего отделением).
  27. Согласно п. 100 Устава студент, отчисленный по инициативе университета или в связи с расторжением договора, может быть восстановлен в университете Решением ректора в течение 2 лет после отчисления только на платной основе при наличии вакантных мест.
  28. Судом, по ходатайству представителей ответчика допрошены свидетели.
  29. Свидетель ФИО3 показала, что на зачете по научному семинару «Анализ и прогноз деятельности Европейского союза» 27.12.2010г. ей была выставлена неудовлетворительная оценка в связи с чем она обратилась в учебную часть с целью получения информации о дате пересдачи данного предмета, которая была назначена на 08.02.2011г., а затем 08.02.2011г., также обратилась в учебную часть вместе с Куштановым А.Н. для того, чтобы узнать дату заседания комиссии.
  30. Свидетель ФИО6 показала, что занимает должность начальника учебной части магистратуры в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», лично извещала Куштанова А.Н. о пересдаче научного семинара позвонив ему на мобильный телефон.
  31. Свидетель ФИО7 показала, что занимает должность, присутствовала при телефонном разговоре ФИО6 с Куштановым А.Н., после заседания комиссии у истца не было претензий, 08.02.2011г. студенты ФИО3 и Куштанов А.Н. подходили в учебную часть и сообщили о том, что у них «не зачет», на что она им сообщила о том, что через неделю состоится заседание комиссии, Куштанов А.Н. сообщил, что не согласен с результатом, т.к. ему не задавали вопросов, но не говорил о том, что не был извещен о пересдаче в рамках семинара, состоявшегося 08.02.2011г.
  32. Оценивая показания свидетелей суд приходит к выводу о том, что они не противоречат друг другу, подтверждаются иными, собранными по делу доказательствами; свидетели не заинтересованы лично или косвенно в исходе дела.
  33. Суд данным показаниям доверяет, считает, что факты, сообщенные свидетелями, являются достоверными сведениями, поэтому являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
  34. Исследовав представленные доказательства, суд считает обоснованными доводы истца о наличии у ответчика задолженности перед истцом.
  35. На основании ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  36. Как установлено в судебном заседании каких-либо нарушений Устава Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», а также , в отношении Куштанова А.Н. допущено не было.
  37. В ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения доводы истца о том, что при проведении промежуточного и итогового контроля ответчиком были допущены нарушения, а именно, некорректность в постановке вопросов, их выход за рамки программы; нарушение преподавателем установленной процедуры проведения промежуточного или итогового контроля; нарушение методики выставления оценки за работу.
  38. Довод истца о том, что ответчик не отобрал у истца письменные объяснения до вынесения приказа об отчислении, что является основанием для отмены приказа, суд находит несостоятельным, поскольку Положением об организации контроля знаний в государственном университете - Высшей школе экономики, утвержденного ученым советом Государственного университета - Высшей школы экономики от 26.03.2010г. №11 предусмотрена возможность отчисления студента за академическую неуспеваемость и без получения письменного объяснения студента (п. 52 Положения).
  39. 0
  40. В удовлетворении требований Куштанова А. Н. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» об отмене Приказа № от 14.04.2011г. об отчислении, обязании предоставить право на пересдачу отказать.
  41. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Басманный районный суд города Москвы в течение 10 дней.
  42. Судья О.А. Курносова

Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) уже несколько лет проводят исследование феномена отчисления студентов. О результатах работы коллектива учёных на II Международной конференции исследователей высшего образования «Университеты и государство» рассказала аналитик НИУ ВШЭ Елена Колотова.

Во многих вузах отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению. На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что вуз не может обеспечить оптимальные условия обучения. При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости).

Уровень отсева студентов в России не очень высокий – 21 процент, что гораздо меньше, чем, например, в США, где он достигает 54 процентов. Но и не самый низкий – в Корее всего 15 процентов студентов не заканчивают обучение.

Учёные НИУ ВШЭ поставили задачу выявить на примере студентов их вуза причины, по которым те прекращают обучение, и факторы, которые этому способствуют или, наоборот, снижают риск отчисления. Для исследования были взяты «когорты» студентов, поступивших в вуз в 2007, 2008 и 2009 годах.

Поскольку большинство отчислений в вузах связано с академической неуспеваемостью, исследователи сосредоточились именно на этом типе отчислений, хотя «хвосты» – не единственная причина, по которой студенты уходят из вуза.

Наблюдая за судьбой студентов, которые поступили в НИУ ВШЭ в 2007 году, исследователи установили, что на начало четвёртого курса 22 процента студентов были отчислены по причине академической неуспеваемости. Если прибавить к ним тех, которые ушли из вуза без задолженностей, доля отчисленных вырастет до 27 процентов. Наибольший риск приходится на начало второго курса. Это пора пересдачи «хвостов», оставшихся после первого года обучения. То есть можно сказать, что в основном студенты вылетают с первого курса.

В группу риска попадают студенты, которые старше своих однокурсников; мужского пола; обучаются на платном отделении или имели льготы при поступлении (инвалиды, сироты, и т.д.). Также чаще других уходят из вуза из-за академической неуспеваемости иногородние студенты. Наоборот, понижают риск отчисления такие факторы, как золотая медаль и высокий балл ЕГЭ. Здесь исследователи отмечают, что для «когорты» 2009-го года влияние результатов ЕГЭ на вероятность отчисления уже не так заметно. Это породило гипотезу о том, что массовое введение этого экзамена уменьшило его дифференцирующую способность, однако для её доказательства требуются дальнейшие исследования.

Уровень отсева студентов заметно разнится среди факультетов Вышки. Есть факультеты, с которых студентов выгоняют активно, например экономический, где отсев превышает 30 процентов. А есть и такие, где отсев невелик: в Международном институте экономики и финансов (автономном подразделении НИУ ВШЭ) он менее 8 процентов.

Чтобы объяснить такое различие, исследователи опросили сотрудников учебных частей и студентов. Оказалось, что отсеву учащихся способствует их количество (чем больше студентов на факультете, тем меньше внимания преподавателей и сотрудников вуза достаётся каждому из них) и наличие «проблемных» дисциплин. Для Вышки самыми проблемными дисциплинами оказались социальная и политическая статистика, её пересдают 59 процентов учащихся, и социально-экономическая статистика – пересдают 45 процентов. Предметы тяжело даются студентам по ряду причин: например, им может не хватать базовых знаний или времени для подготовки. Некоторые студенты манкируют правилами обучения в ВШЭ (например, надеются купить экзамен или списать). Для иногородних студентов дополнительной нагрузкой становятся бытовые трудности. Наконец, важную роль играют преподаватели: от стиля подачи материала, требований преподавателя и конфликтов с ним во многом зависит успешность обучения. Некоторых профессоров даже называют «санитарами леса» за то, что те видят свою цель в отчислении «плохих» студентов.

Сами студенты по-разному относятся к угрозе отчисления. Для учащихся бакалавриата это серьёзная проблема, и они, как правило, всеми силами стараются удержаться в вузе. В то время как для магистрантов отчисление – не такая большая беда, и зачастую они сами отказываются от обучения при возникновении проблем в учёбе или даже при их отсутствии. Важным фактором здесь оказывается занятость вне вуза. Если у студента уже есть работа или другое занятие, конкурирующее с учёбой, бросить вуз ему легче.

Соответственно, студенты бакалавриата, если уж их отчислили, затем стараются или восстановиться в ВШЭ, или поступить заново (возможно, на другой факультет), или перебраться в другой, иногда менее престижный вуз. Магистранты же в случае ухода не так рвутся обратно: они могут сделать большой перерыв или вовсе бросить учёбу, а если снова поступают, то никак не в менее престижный вуз, хотя могут при этом кардинально сменить профиль обучения.

Приложение 9

К Правилам внутреннего распорядка

УТВЕРЖДЕН

Ученым советом

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Протокол от 23.12.2011 № 31

ПОРЯДОК

отчисления студентов по инициативе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


  1. Общие положения

    1. Настоящий Порядок определяет порядок отчисления студентов и слушателей (далее – студенты) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», включая филиалы (далее – университет), по инициативе университета.

    2. Настоящим Порядком следует руководствоваться при отчислении студентов по инициативе университета:

      1. За академическую неуспеваемость в соответствии с положением, регулирующим вопросы контроля знаний студентов, утвержденным ученым советом университета:

        1. При наличии у студента единовременно трех и более академических задолженностей по разным дисциплинам по результатам промежуточного и итогового контроля (п.56 Положения об организации контроля знаний);

        2. При наличии у студента академической задолженности после окончания установленных сроков основного и дополнительного периодов пересдач без уважительной причины 1 (п.73 Положения об организации контроля знаний);

        3. При наличии задолженностей в рамках индивидуального учебного плана (далее – ИУП), не ликвидированных студентом в срок (п.12 Приложения 5 к Положению об организации контроля знаний);

        4. При наличии трех задолженностей (с учетом задолженностей по незавершенному ИУП) (п.12.1 Приложения 5 к Положению об организации контроля знаний);

        5. При наличии двух задолженностей (с учетом задолженностей по незавершенному ИУП) во время действующего ИУП по окончании периода пересдач (п.12.2 Приложения 5 к Положению об организации контроля знаний);

        6. При наличии у студента академической задолженности, возникшей в результате невыбора темы курсовой работы или темы выпускной квалификационной работы по окончании дополнительного срока: с начала третьего модуля до 15 февраля (п.2.12 Положения о курсовой работе/курсовом проекте студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»; п.2.13 Положения о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»);

      2. За непрохождение итоговой государственной аттестации (далее - ИГА) в соответствии с положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших или средних специальных учебных заведений, утверждаемым органом управления образованием:

        1. При получении на ИГА неудовлетворительных результатов (п.5.1 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»);

        2. При непрохождении ИГА без уважительной причины, т.е. без последующего предоставления официальных документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия студента на государственном экзамене/защите выпускной квалификационной работе (п.5.1 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»);

        3. При недопуске к защите выпускной квалификационной работы студента, не представившего в установленный срок по неуважительной причине выпускную квалификационную работу с отзывом руководителя (п.4.7 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»).

      3. За нарушение устава и правил внутреннего распорядка университета:

        1. При нарушении академических норм в написании письменных работ 2:

          1. списывание при выполнении письменных работ;

          2. двойная сдача письменных работ;

          3. плагиат в письменных работах;

          4. подлоги при выполнении письменных работ;

          5. фабрикация данных и результатов работы;

        2. При наступлении юридической ответственности, в том числе получение судимости за совершение студентом противоправного поступка в отношении университета, его обучающихся или работников, когда применение иных мер к правонарушителю признается недостаточным;

        3. При грубом нарушении правил внутреннего распорядка, нанесении существенного вреда деловой репутации университета и несоблюдении общественного порядка и общепринятых норм поведения в зданиях и общежитиях университета и за его пределами;

        4. При невыходе студента из академического отпуска в срок, установленный приказом о предоставлении академического отпуска;

        5. При представлении подложных (поддельных) документов, связанных с обучением в университете и других учебных заведениях, в том числе документов об образовании, зачетных книжек, медицинских справок;

        6. При высказываниях и действиях, ведущих к разжиганию национальной и социальной розни, оскорблению религиозных чувств;

        7. При повторном грубом нарушении устава и правил внутреннего распорядка университета в течение календарного года;

        8. За иные проступки студентов, которые могут быть расценены как нарушение устава и правил внутреннего распорядка университета.

      4. За неисполнение условий договора при обучении на платной основе в следующих случаях:

        1. При несоблюдении условий договора о предоставлении платных образовательных услуг, заключенного между университетом и студентом/заказчиком (в зависимости от количества сторон в договоре).

    3. Отчисление студента по инициативе университета должно быть произведено в срок, не превышающий одного месяца со дня обнаружения проступка 3 (возникновения основания для отчисления) и шести месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни и (или) нахождения студента на каникулах.

    4. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

  1. Порядок действий при отчислении за академическую неуспеваемость

    1. При возникновении оснований для отчисления за академическую неуспеваемость студента, обучающегося на месте с оплатой стоимости обучения на договорной основе (далее – платный студент), работник учебной части структурного подразделения, реализующего основную образовательную программу высшего профессионального образования (далее – ВПО), по которой обучается студент (далее – учебная часть), направляет студенту/заказчику (в зависимости от количества сторон в договоре о предоставлении платных образовательных услуг (далее – договор), уведомление об отчислении (Приложение 1 к настоящему Порядку) в срок, предусмотренный в договоре.

    2. Уведомление об отчислении может быть вручено лично (этот факт заверяется личной росписью студента/заказчика (в зависимости от количества сторон в договоре) на копии уведомления, которая хранится в его личном деле), либо одним из способов доставки:

  • направлено почтовым отправлением с уведомлением о вручении по последнему известному месту жительства, указанному в договоре и личном деле,

  • направлено телеграммой с уведомлением о вручении, по последнему известному месту жительства, указанному в договоре и личном деле,

  • направлено по электронной почте: студенту на корпоративный электронный адрес, заказчику – на электронный адрес, в случае наличия его в договоре.

    1. После отправки уведомления по истечении срока, указанного в договоре (далее – срок по договору), учебная часть готовит проект приказа 4 об отчислении, запускает по Системе документационного обеспечения управления (далее – СДОУ) с приложением представления за подписью декана факультета/заведующего отделением факультета (Приложение 4 к настоящему Порядку) на подписание должностному лицу университета, наделенному приказом ректора полномочиями по подписанию приказов об отчислении студентов (далее – подписывающему лицу).

    2. При возникновении оснований для отчисления за академическую неуспеваемость студента, обучающегося на месте, обеспеченном государственным финансированием (далее – бюджетный студент), учебная часть в течение 3 рабочих дней готовит проект приказа об отчислении 5 студента, запускает его по СДОУ с приложением представления за подписью декана факультета/заведующего отделением факультета на подписание подписывающему лицу.

    3. В случае отчисления студента на основании наличия менее 3 академических задолженностей, на справке об успеваемости, приложенной к проекту приказа об отчислении, начальник учебной части делает запись об отказе студента от обучения по специальному индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) с повторным прослушиванием дисциплин, по которым он имеет задолженности.

    4. В течение трех рабочих дней со дня издания приказа об отчислении за академическую неуспеваемость учебная часть объявляет его студенту под роспись. Отметка об ознакомлении с приказом проставляется студентом на копии приказа, которая вкладывается в личное дело студента.

    5. В случае отказа студента от ознакомления с указанным приказом под роспись, учебной частью составляется соответствующий акт (Приложение 2 к настоящему Порядку).



  1. Порядок действий при отчислении за непрохождение ИГА

    1. Отчисление студентов за непрохождение ИГА осуществляется в порядке, изложенном в разделе 2 настоящего Порядка.

    2. При отчислении студентов за непрохожденте ИГА по основаниям, изложенным в пунктах 1.2.2.2 и 1.2.2.3, до совершения действий, изложенных в разделе 2 настоящего Порядка (в дополнение к ним), учебная часть направляет студенту уведомление о представлении письменных объяснений и последующем отчислении (Приложение 7 к настоящему Порядку). Доказательством надлежащего вручения уведомлений является личная подпись студента на уведомлении.

    3. В случае отсутствия студента, уведомление о предоставлении объяснений доводится до него по последнему известному месту жительства, указанному в личном деле, одним из способов, указанным в п.2.2.2 настоящего Порядка.

    4. В случае отказа от представления объяснений, либо неполучения объяснения по истечении срока указанного в уведомлении о предоставлении объяснений 6 , учебная часть в течение одного рабочего дня составляет акт об отказе студента от представления объяснения (Приложение 2 к настоящему Порядку).

    5. Дальнейший порядок действий описан в пп.2.3-2.9 настоящего Порядка.

  1. Порядок действий при отчислении за нарушение устава и правил внутреннего распорядка университета

    1. Порядок действий при отчислении студента за нарушение академических норм в написании письменных работ:

      1. Если факты нарушения академических норм в написании письменных работ обнаружены до выхода студентов на ИГА:

        1. Преподаватель, обнаруживший факт нарушения, обязан в течение 3 рабочих дней представить на имя декана факультета/заведующего отделением факультета/руководителя подразделения, реализующего основную образовательную программу ВПО (далее – декан факультета), служебную записку с просьбой о применении к студенту дисциплинарного взыскания с приложением копии письменной работы (или ее фрагмента) (возможно, в электронном виде), в которой обнаружено нарушение.

        2. Датой обнаружения проступка считается день обнаружения нарушения преподавателем.

        3. Декан факультета в течение 5 рабочих дней с даты получения служебной записки от преподавателя организует проверку изложенных фактов, в том числе требует объяснительную записку от студента. В случае отказа студента представить объяснение составляется акт об отказе студента представить объяснение по факту нарушения (Приложение 3 к настоящему Порядку).

        4. При наличии оснований для отчисления декан формирует представление об отчислении студента за нарушение устава и правил внутреннего распорядка (Приложение 4 к настоящему Порядку).


      2. Если факты нарушения академических норм в написании письменных работ обнаружены в тексте ВКР после выхода студента на ИГА до проведения защиты ВКР:

        1. Лицо, обнаружившее факт нарушения, обязано отразить вскрытое им нарушение в рецензии/отзыве на ВКР и в служебной записке на имя декана факультета, которую оно передает ответственному секретарю государственной аттестационной комиссии (далее - ГАК) в день обнаружения факта нарушения.

        2. Ответственный секретарь ГАК передает рецензию и служебную записку декану факультета не позднее одного рабочего дня со дня получения документов, направив копии председателю ГАК.

        3. Декан факультета в течение 5 рабочих дней после получения служебной записки и рецензии запрашивает объяснительную записку от студента 7 , нарушившего академические нормы, организует проверку изложенных фактов.

        4. При подтверждении факта нарушения, декан принимает решение о недопуске студента к итоговым государственным испытаниям, незавершенным к настоящему моменту, и формирует представление об отчислении студента за нарушение устава и правил внутреннего распорядка.

        5. Представление об отчислении прикладывается в качестве одного из документов - оснований к проекту приказа об отчислении, формируемом учебной частью в СДОУ.

      3. Если факты нарушения академических норм в написании письменных работ обнаружены во время проведения ИГА:

        1. Член экзаменационной комиссии, обнаруживший факт нарушения, обязан уведомить остальных членов комиссии о произошедшем.

        2. Члены экзаменационной комиссии принимают решение об удалении студента с экзамена/защиты выпускной квалификационной работы. В этом случае в протоколе студенту выставляется оценка «0» (неудовлетворительно) и составляется акт о произошедшем (Приложение 5 к настоящему Порядку).

        3. Секретарь ГАК передает акт декану факультета в день проведения защиты или экзамена, направив копию председателю ГАК.

        4. Декан факультета в течение 5 рабочих дней после получения акта о произошедшем нарушении запрашивает объяснительную записку от студента 8 , нарушившего академические нормы, готовит представление на отчисление студента за нарушение устава и правил внутреннего распорядка (Приложение 4 к настоящему Порядку).

        5. Представление об отчислении прикладывается в качестве одного из документов - оснований к проекту приказа об отчислении, формируемом учебной частью в СДОУ.

        6. После получения представления декана об отчислении студента в случаях, описанных в пп.4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 настоящего Порядка, учебная часть направляет платному студенту/заказчику (в зависимости от количества сторон в договоре) в установленный в договоре срок уведомление об отчислении в связи с нарушением устава и правил внутреннего распорядка, выразившемся в нарушении академических норм в написании письменной учебной работы, (Приложение 1 к настоящему Порядку).

        7. В течение 3 рабочих дней с момента передачи представления декана на отчисление бюджетного студента, или по истечении после отправки уведомления об отчислении платному студенту/ заказчику (в зависимости от количества сторон в договоре) срока по договору, учебная часть готовит проект приказа об отчислении 9 и запускает его по СДОУ на подписание подписывающему лицу.

        8. В течение 3 рабочих дней со дня издания приказа об отчислении в связи с нарушением устава или правил внутреннего распорядка, учебная часть объявляет его студенту под роспись. Отметка об ознакомлении с приказом проставляется студентом на копии приказа, которая вкладывается в личное дело студента.

        9. В случае отказа студента от ознакомления с указанным приказом под роспись учебная часть составляет соответствующий акт (Приложение 2 к настоящему Порядку).

        10. В случае отсутствия студента подтверждением ознакомления студента с приказом об отчислении является направление копии приказа/выписки из приказа одним из способов, указанным в п.2.2.2 настоящего Порядка.

        11. Уведомление о вручении и опись вложения, или бумажная копия электронного письма вкладываются в личное дело студента.

    2. Порядок действий при отчислении за иные нарушения устава и правил внутреннего распорядка

      1. Лицо, обнаружившее факт совершения студентом дисциплинарного проступка, описывает случившееся в служебной записке на имя декана факультета, на котором обучается студент, совершивший дисциплинарный проступок. Если факт нарушения был обнаружен несколькими лицами, то составляется совместный акт о произошедшем (Приложение 5 к настоящему Порядку), который передается декану факультета.

        1. Декан факультета в течение 5 рабочих дней с момента получения служебной записки/акта запрашивает от студента, совершившего дисциплинарный проступок, объяснительную записку. В случае отказа студента представить объяснение составляется акт об отказе студента представить объяснение по факту нарушения (Приложение 3 к настоящему Порядку). При наличии достаточных оснований для отчисления студента, декан факультета формирует представление (Приложение 4 к настоящему Порядку) на отчисление за нарушение устава и правил внутреннего распорядка.

      2. Представление об отчислении прикладывается в качестве одного из документов - оснований к проекту приказа об отчислении, формируемом учебной частью в СДОУ.

      3. До издания приказа об отчислении студента учебная часть направляет платному студенту/заказчику (в зависимости от количества сторон в договоре), в установленный в договоре срок уведомление об отчислении в связи с нарушением устава или правил внутреннего распорядка (Приложение 7 к настоящему Порядку).

      4. Уведомление об отчислении может быть вручено лично (этот факт заверяется личной росписью на копии уведомления, которая хранится в личном деле), либо одним из способов доставки.

      5. В течение 3 рабочих дней с момента передачи представления декана на отчисление бюджетного студента, или по истечении после отправки уведомления об отчислении платному студенту/заказчику (в зависимости от количества сторон в договоре) срока по договору, учебная часть готовит проект приказа об отчислении 10 и запускает его по СДОУ на подписание подписывающим лицом.

      6. В течение трех рабочих дней со дня издания приказа об отчислении в связи с нарушением устава или правил внутреннего распорядка, учебная часть объявляет его студенту под роспись. Отметка об ознакомлении с приказом проставляется студентом на копии приказа, которая вкладывается в личное дело студента.



      7. Уведомление о вручении и опись вложения, или бумажная копия электронного письма вкладываются в личное дело студента.

  1. Порядок действий при отчислении за неисполнение условий договора при обучении на платной основе

    1. Неисполнение студентом условий договора, не связанных с оплатой обучения, может служить основанием для отчисления студента за нарушение устава и правил внутреннего распорядка Университета, процедура которого описана в разделе 4 настоящего Порядка.

    2. При нарушении студентом договора в части установленного срока оплаты за обучение, учебная часть направляет студенту 11 уведомление о предоставлении объяснений, приостановлении предоставления услуг по договору и последующем отчислении (Приложение 6 к настоящему Порядку).

    3. Днем совершения проступка считается день, когда студент/заказчик (в зависимости от количества сторон в договоре) не оплатил обучение в установленный в договоре срок.

    4. Если после отправки уведомления по истечении срока по договору (п.2. 3), учебная часть не получает письменное объяснение и документальное подтверждение выполнения студентом своих договорных обязательств (например, копии квитанции об оплате), она готовит акт о непредставлении объяснений (Приложение 3 к настоящему Порядку), проект приказа об отчислении 12 и запускает его по СДОУ на подписание подписывающим лицом.

    5. В течение трех рабочих дней со дня издания приказа об отчислении за неисполнение условий договора при обучении на платной основе, учебная часть объявляет его студенту под роспись. Отметка об ознакомлении с приказом проставляется студентом на копии приказа, которая вкладывается в личное дело студента.

    6. В случае отказа студента от ознакомления с указанным приказом под роспись, учебная часть составляет соответствующий акт (Приложение 2 к настоящему Порядку).

    7. В случае отсутствия студента, подтверждением ознакомления студента с приказом об отчислении является направление копии приказа/выписки из приказа одним из способов, указанным в п.2.2.2 настоящего Порядка.

    8. Уведомление о вручении и опись вложения, или бумажная копия электронного письма вкладываются в личное дело студента.

Приложение 1

Студенту (-ке)/Заказчику 13 (ФИО полностью)

курса*___________________________________

факультета*______________________________отделения*______________________________

Направление/специальность*__________________________________________________________________________________________________

Уведомление об отчислении

^ ФИО студента/заказчика ).

Уведомляем Вас о том, что на основании ст.190 устава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ________ (указать Фамилию, ИО студента) подлежит отчислению за _____________________________________________________________ 14 .

По состоянию на _______ ___________ ____________ документа, подтверждающего уважительную причину _____________ , в учебную часть предоставлено не было.

(ФИО полностью) 15

«___» ______________ 20__ г.

Приложение 2

к Порядку отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ

«Высшая школа экономики»

г. Москва Дата

^ АКТ

о непредставлении письменного объяснения

Настоящий акт составлен о том, что _________________ года студенту (ке) факультета/отделения _______________________ ФИО было предложено представить письменное объяснение о причинах _____________________________________________,

указывается в связи с чем было истребовано объяснение

О чем было составлено и отправлено по почте/ вручено лично уведомление о предоставлении объяснений от ____ _______________ ____ № __________ .

По состоянию на ____ _______________ ____ указанное письменное объяснение студент (ка) не представил (ла).

Должность Подпись расшифровка подписи

Должность Подпись расшифровка подписи

Приложение 3

к Порядку отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

г. Москва Дата

^ АКТ

об отказе от ознакомления с приказом об отчислении студента

Студент (ка) факультета/отделения _______________________

ФИО отказался (лась) ознакомиться с приказом №_______________ от ___________

«Наименование приказа».

Должность Подпись расшифровка подписи

Должность Подпись расшифровка подписи

Должность Подпись расшифровка подписи

Приложение 4

к Порядку отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ

Ректору

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Я.И.Кузьминову

Представление

на отчисление студента по инициативе университета

Уважаемый Ярослав Иванович,

Прошу отчислить по инициативе университета

студента ________________________ (ФИО)

Факультета/отделения __________________________________________________.

Курс __________ , направление подготовки _____________________________

За _______________________________________________________________ 16

На основании _______________________________________________________ 17 , являющихся приложениями к данному представлению.

Декан факультета/заведующий отделением Фамилия, инициалы

Приложение 5

к Порядку отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

г. Москва Дата

^ АКТ

об обнаружении факта нарушения академических норм в написании письменных работ во время проведения ИГА

Настоящий акт составлен о том, что:

Во время проведения ИГА ____ _______________ ____ года

в ВКР студента (ки) факультета/отделения _______________________ ,

ФИО был обнаружен факт нарушения академических норм в написании письменной работы «___________________________________________________________________»,

в виде 18 ____________________________________________________________________.

Должность Подпись расшифровка подписи

Должность Подпись расшифровка подписи

Должность Подпись расшифровка подписи

Приложение 6

к Порядку отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ

_________________________________________

факультета_______________________________

отделения________________________________

адрес____________________________________

Заказчику 19 (ФИО полностью)

_________________________________________

адрес____________________________________

^ Уведомление о предоставлении объяснений

и приостановлении предоставления образовательных услуг по договору с последующим отчислением

Уважаемый (-ая) _______________ (^ ФИО студента)

Уважаемый (-ая)_____________ФИО студента и _____________ФИО заказчика 20 ,

Уведомляем вас о том, что Вы нарушили п. __ договора о предоставлении платных образовательных услуг (подготовка бакалавра/магистра/специалиста) № ___________ от ___________.

Просим Вас в течение двух рабочих дней с момента получения настоящего уведомления предоставить письменные объяснения студента _______________ (ФИО студента) о причинах

Уведомляем Вас, что в случае непредставления до 21 _________ _____ __________ в учебную часть факультета документа, подтверждающего исполнения данного пункта/пунктов, Университет приостанавливает предоставление образовательных услуг по договору № __________ ____________ ___________ , и Вы/ФИО студента будете/т отчислены/н из Университета

Декан факультета/заведующий отделением Фамилия, инициалы

Уведомление получил: студент/заказчик 22

«___» ______________ 20__ г.

Приложение 7

к Порядку отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ

Студенту (-ке) (ФИО полностью) _________________________________________

курса____________________________________

факультета_______________________________отделения_______________________________

направление/специальность__________________________________________________________

адрес____________________________________

Заказчику 23 (ФИО полностью)

_________________________________________

адрес____________________________________

^ Уведомление о представлении объяснений

и последующем отчислении

Уважаемый (-ая) _______________ (ФИО студента)

Уважаемый (-ая)_____________ФИО студента и _____________ФИО заказчика 24 ,

Просим Вас (ФИО студента) в течение двух рабочих дней с момента получения настоящего уведомления отправить в адрес отправителя письменные объяснения о причинах указывается, в связи с чем истребуется объяснение.

Уведомляем Вас, что по истечении срока, установленного для предоставления объяснений, Вы/ФИО студента будете/т отчислены/н из Университета за 25 ___________________________________________________________ .

Декан факультета/заведующий отделением Фамилия, инициалы

Уведомление получил: студент/заказчик (ФИО студента/заказчика полностью) 26

«___» ______________ 20__ г.

1 Студентам, имеющим не более двух задолженностей после окончания периода пересдач, может быть предоставлена возможность обучения по специальному индивидуальному учебному плану.

2 В соответствии с Приложением № 7 к Правилам внутреннего распорядка университета.

3 Днем обнаружения проступка считается день документального подтверждения факта его совершения, если иное не установлено настоящим Порядком.

4 В соответствии с Альбомом унифицированных форм приказов по работе со студентами, утвержденным ректором университета.

5 В соответствии с Альбомом унифицированных форм приказов по работе со студентами, утвержденным ректором университета.

6 При направлении уведомления по почте срок увеличивается с учетом времени на пересылку отправления.

7 В случае отказа студента представить объяснение или его непредставления, составляется акт об отказе студента представить объяснения по факту нарушения (Приложение 3 к настоящему Порядку).

8 В случае отказа студента представить объяснение или его непредставления, составляется акт об отказе студента представить объяснения по факту нарушения (Приложение 3 к настоящему Порядку).

9 В соответствии с Альбомом унифицированных форм приказов по работе со студентами, утвержденным ректором университета.

10 В соответствии с Альбомом унифицированных форм приказов по работе со студентами, утвержденным ректором университета.

11 При заключении трехстороннего договора уведомление о предоставлении объяснений, приостановлении предоставления услуг по договору и последующем отчислении направляется и заказчику.

12 В соответствии с Альбомом унифицированных форм приказов по работе со студентами, утвержденном ректором университета

13 При заключении трехстороннего договора.

14 За академическую неуспеваемость;

За неисполнение условий договора при обучении на платной основе.

15 Указывается при передаче уведомления студенту/заказчику лично.

* При отправке письма заказчику не заполняется.

16За академическую неуспеваемость;

За непрохождение итоговой государственной аттестации;

За нарушение устава и правил внутреннего распорядка университета;

За неисполнение условий договора при обучении на платной основе.

17 Документы - основания соответствуют перечню документов, указанных в качестве оснований к форме соответствующего приказа об отчислении студента по инициативе университета в Альбоме унифицированных форм приказов по работе со студентами.

26 Указывается при передаче уведомления студенту/заказчику лично.

Далеко не всегда выбор факультета, на который поступает вчерашний школьник, является осознанным. Для многих студенчество – это не подготовка к «работе мечты», а всего лишь еще несколько лет «за партой». Поступление в университет часто обусловлено стремлением «быть как все» (по факту хоть какое-нибудь высшее образование воспринимается сейчас как необходимость) или избежать службы в армии. Кроме того, направление подготовки часто выбирается под прессингом родителей.


Как показали исследования, если у студента нет уверенности в том, что он правильно выбрал «дело жизни», его чаще всего интересует не процесс обучения, а лишь получение диплома. И этой мотивации оказывается недостаточно: необходимость тратить массу времени на «неинтересные» предметы приводит к «аллергии на учебу», а вслед за этим – и к отчислению. И это одна из самых частых причин, по которым студенты покидают вуз.

Решение сменить специальность

Около 40% студентов, которые решают прекратить обучение в вузе, объясняют свое решение сменой профессиональных интересов. Некоторая часть из них переводится в рамках вуза на другой факультет или отделение, но большинство покидает учебное заведение. Причем далеко не все из них вновь стремятся сесть на студенческую скамью – каждый пятый из отчислившихся по этой причине приходит к выводу, что высшее образование на данном этапе жизни им не требуется.


Такой выбор часто шокирует родных и близких, однако по мнению специалистов, такая «смена курса» является естественной: время учебы в вузе совпадает со временем взросления, формирования личности человека, и метод «проб и ошибок» на данном этапе – возрастная норма. Кроме того, некоторые психологи считают, что для большинства людей возрастом осознанной профориентации является двадцатилетний рубеж, так что решение сменить направление подготовки в этом возрасте вполне объяснимо.


Способствует отчислениям по этой причине и «жесткость» российской системы высшего образования. Если, к примеру, в США можно поступить в выбранный вуз, а с конкретным направлением подготовки определиться уже в процессе обучения, то в России большинство абитуриентов поступает уже на конкретную специальность, и перевестись на другую даже в том же университете – затруднительно.

Переоценка собственных возможностей

Каждый четвертый случай отчисления вызван тем, что, выбирая направление подготовки, студен переоценил свои возможности (или недооценил сложность учебы в данном вузе). Действительно, хорошо освоенный школьный курс по не дает гарантии, что ученик способен заниматься иностранными языками профессионально, а «пять» по математике – что он справится с курсом сопромата. Ведь вузовский курс – это совсем другой объем, и принципиально другой уровень сложности и нагрузки, а проводить адаптационные программы для первокурсников в российских вузах обычно не принято. Кроме того, в некоторых учебных заведениях (например, инженерных) программы обучения «перегружены» не самыми простыми дисциплинами.


Если сложности локальны, и студенту с трудом дается какой-либо из разделов курса – он обычно справляется сам или же с помощью сокурсников или преподавателей. Но, если «сражаться» приходится со всеми материалами учебного курса, особенно если речь идет о профильных предметах, это может привести к абсолютной потере интереса к учебе или депрессии.

Слишком много увлечений

Каждый пятый оставивший вуз признается, что одной из причин отчисления стала невозможность «найти баланс» между учебой и увлечениями. Для кого-то на данном этапе взросления хобби оказалось важнее сидения за учебниками, кого-то подвело неумение правильно распорядиться своим временем.

Совмещение учебы и работы

Совмещение учебы в вузе с работой – столь же частая причина отчисления (20%). Подработка без отрыва от занятий – очень распространенное в нашей стране явление, по статистике больше половины студентов в годы учебы работают временно или постоянно. Причем, если трудовая деятельность связана с профилем подготовки – то постоянная практика очень помогает усвоению знаний, и это отмечали неоднократно.


Однако работа требует времени, и зачастую это происходит в ущерб выполнению домашних заданий, подготовки курсовых проектов и так далее. В таких случаях академическая неуспеваемость и «вылет» из вуза – не такая уж редкость.

Неумение «вписаться» в академическую среду

Около 18% отчислившихся отметили, что не смогли «влиться» в студенческий коллектив, каждый четвертый – что они не нашли «общего языка» с преподавателями. По сути университетская жизнь – это «академический формат» взаимоотношений, и те, кто не способен принять для себя нормы взаимодействия в этой среде становятся аутсайдерами. А неспособность к компромиссам, повышенная конфликтность, отсутствие гибкости и неумение выстраивать взаимоотношения – не способствует успеху нигде.

Состояние здоровья

Поступление в вуз для многих – это очень резкая смена образа жизни, режима дня и питания (особенно это актуально для иногородних, переселяющихся из родительского дома в общежитие). Плюс недосып, вредные привычки, сильные стрессы и переутомление в период сессий… При этом, поскольку у многих младшекурсников физиологически еще продолжается переходный возраст со свойственными ему медицинскими проблемами – состояние здоровья многих студентов можно охарактеризовать как «шаткое». Неудивительно, что проблемы со здоровьем – еще одна из частых причин отчисления, ее отметили 19% опрошенных.

Жизненные обстоятельства

Еще один серьезная причина для отчисления из высшего учебного заведения – это трудные семейные обстоятельства или возникшие материальные сложности. Однако встречается такое не так уж часто – этот фактор отмечают лишь 7% студентов, покинувших вуз.

В Высшей школе экономики выявлен случай подлога на экзамене - студент 3 курса Анатолий Ширыкалов пересдавал письменный экзамен за студента 1 курса факультета государственного и муниципального управления Антона Балалыкина. Оба отчислены из вуза. Ситуацию комментирует проректор ВШЭ Сергей Рощин .

- Сергей Юрьевич, какова позиция администрации вуза в отношении этого инцидента?

Мы столкнулись с ситуацией, которая однозначно рассматривается руководством и администрацией ВШЭ как недопустимая. Причем в данном деле мы имеем подлог как с юридической точки зрения - фотография на студенческом билете была подделана, так и с точки зрения нарушения норм корпоративной этики Высшей школы экономики. Оба студента отчислены за нарушение пункта «Г» ст. 188 Устава ВШЭ, который обязывает студента соблюдать правила честной игры, не допускать сдачи письменных работ, выполненных другими, и не осуществлять подлогов. Странно, что подобные правила надо «прописывать», но жизнь свидетельствует о том, что это оправдано, раз студенты сочли возможным пойти на такое.

Оставляя в стороне юридические аспекты тяжести подлога, хотел бы сказать о том, что элементы подлога, плагиата, интеллектуального воровства - это все действия, связанные с нарушением корпоративной этики ВШЭ. В спорте есть такое понятие как fair play (честная игра), на мой взгляд, оно применимо и в других областях деятельности. Университетский дух априори подразумевает честную игру в академической сфере.

- Какова реакция студенческого сообщества на сложившуюся ситуацию?

Увы, как оказалось, не все студенты до конца понимают причины отчисления их коллег из вуза. В администрацию университета поступило инициированное одним из участников инцидента письмо с подписями студентов, считающих, что проступок не настолько значителен, чтобы применять такие жесткие дисциплинарные меры. И это для меня тревожнее всего - значит, признаки коррозии сознания и готовности нарушить принципы честной игры есть не только у этих ребят, на них готовы смотреть сквозь пальцы и другие студенты.

Вышка последовательно старается бороться за соблюдение академических стандартов научной и учебной деятельности. Здесь мы не делаем ни для кого исключений. И хорошая успеваемость, успехи в академической деятельности - не основание для того, чтобы нарушать нормы и принципы корпоративной этики и устава вуза. Все, кто не желает, не может принять эти правила, должны быть готовы к тому, что с Вышкой им не по пути.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ