Норвежский путешественник Руаль Амундсен - что он открыл? Покорение Южного полюса. Раритетные фотографии руаля амундсена - первого человека достигшего южного полюса

(16 июля 1872 - 18 июня 1928 гг.)
норвежский путешественник, исследователь полярных стран

Прошел впервые северо-западным проходом от Гренландии к Аляске на шхуне "Иоа" (1903-06 гг.). В 1910-12 гг. совершил антарктическую экспедицию на судне "Фрам"; в декабре 1911 г. первым достиг Южного полюса. В 1918-20 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне "Мод". В 1926 г. руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Руаль Амундсен погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции Умберто Нобиле.

Его именем названо море Амундсена (Тихий океан, у берегов Антарктиды, между 100 и 123° .з. д.), гора (нунатак в Восточной Антарктиде, в западной части Земли Уилкса, у восточного борта выводного ледника Денмана под 67° 13" ю. ш. и 100° 44" в. д.; высота 1445 м.), американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде (при открытии в 1956 г. станция располагалась точно на Южном полюсе, однако на начало 2006 г. из-за движения льдов, станция находилась примерно в 100 м. от географического южного полюса.), а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер (расположен на Южном Полюсе Луны, поэтому кратер и назвали именем путешественника Амундсена, который первым достиг Южного Полюса Земли; кратер имеет диаметр 105 км, и его дно недоступно для солнечных лучей, на дне кратера лёд.).

"В нем жила какая-то взрывчатая сила. Амундсен не был ученым, да и не хотел им быть. Его влекли подвиги".

(Фритьоф Нансен)

«То, что до сих пор ещё неизвестно нам на нашей планете, давит каким-то гнётом на сознание большинства людей. Это неизвестное является чем-то, чего человек ещё не победил, каким-то постоянным доказательством нашего бессилия, каким-то неприятным вызовом к господству над природой».

(Руаль Амундсен)

Краткая хронология

1890-92 гг. учился на медицинском факультете в университете г. Христиания

1894-99 гг. плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с 1903 г. совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность

1903-06 гг. впервые прошёл на небольшом промысловом судне «Иоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске

1911 г. на судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта

1918 г. летом экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 г. достигла Берингова пролива

1926 г. Руаль возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген - Северный полюс - Аляска

1928 г. во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.

История жизни

Руаль родился в 1872 г. на юго-востоке Норвегии (Борге , недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей.

Когда ему было 14 лет, умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 г. - Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».

Еще в 15 лет Руаль решил стать полярным путешественником, прочитав книгу Джона Франклина . Этот англичанин в 1819-22 гг. пытался отыскать Северо-Западный проход - путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Участникам его экспедиции пришлось голодать, питаться лишайниками, собственной кожаной обувью. "Удивительно, - вспоминал Амундсен, - что... больше всего приковало мое внимание именно описание этих лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания".

Итак, с 21 года Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. В 22 Руаль впервые ступил на борт судна. В 22 он был юнгой, в 24 уже штурманом. В 1897 году молодой человек отправляется в свою первую экспедицию к Южному полюсу под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша , в команду которого он был принят по протекции Фритьофа Нансена.

Предприятие чуть было не закончилось катастрофой: исследовательский корабль "Бельжика" вмерз в паковые льды, и экипаж был вынужден остаться на зимовку в условиях полярной ночи. Цинга, анемия и депрессии измотали участников экспедиции до предела. И только один человек обладал, казалось, непоколебимой физической и психологической выносливостью: штурман Амундсен. Следующей весной именно он твердой рукой вывел "Бельжику" из льдов и вернулся в Осло, обогащенный новым бесценным опытом.

Теперь Амундсен знал, чего ожидать от полярной ночи, но это только подстегивало его честолюбие. Следующую экспедицию он решил организовать сам. Амундсен купил корабль - легкое рыболовецкое судно "Иоа" и начал подготовку.

"Любой человек не так уж много умеет, - говорил Амундсен, - и каждое новое умение может ему пригодиться".

Руаль изучал метеорологию и океанологию, научился проводить магнитные наблюдения. Он прекрасно ходил на лыжах и управлял собачьей упряжкой. Характерно, уже позже, в 42 года , он научился летать - стал первым гражданским летчиком Норвегии .

Амундсен хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, - пройти Северо-Западным проходом, предположительно связывающим Атлантику с Тихим океаном. И 3 года тщательно готовился к этому путешествию.

"Ничто так не оправдывает себя, как затраты времени на подбор участников полярной экспедиции", - любил повторять Амундсен. Он не приглашал в свои путешествия людей моложе тридцати лет, и каждый из тех, кто шел с ним, знал и умел многое.

16 июня 1903 г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту “Иоа” в свою первую арктическую экспедицию . Без особых приключений "Иоа" прошла между арктическими островами северной Канады до того места, где Амундсен разбил зимний лагерь. Провианта, инструментов, оружия и боеприпасов он заготовил достаточно и теперь вместе со своими людьми учился выживать в условиях арктической ночи.

Он завязал дружбу с эскимосами, которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать пеммикан (пищу из высушенного и истолченного тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски , без которых в ледяной пустыне человеку не обойтись.

Такая жизнь - предельно удаленная от цивилизации, ставящая европейца в тяжелейшие, непривычные условия - казалась Амундсену возвышенной и достойной. Он называл эскимосов "мужественными детьми природы". Но некоторые обычаи его новых друзей производили на него отталкивающее впечатление. "Они очень дешево предлагали мне множество женщин", - писал Амундсен. Чтобы подобные предложения не деморализовали участников экспедиции, он категорически запретил своим товарищам на них соглашаться. "Я добавил, - вспоминает Амундсен - что, по всей вероятности, в этом племени должен быть очень распространен сифилис". Это предупреждение подействовало на команду.

Более двух лет Амундсен пробыл у эскимосов, а в это время весь мир считал его пропавшим без вести. В августе 1905 г. "Иоа" отправилась дальше, взяв курс на запад, сквозь воды и области, которые еще не были нанесены на старые карты . Вскоре перед ними открылась широкая гладь залива, образуемого морем Бофорта (теперь залив носит имя Амундсена ). А 26 августа "Иоа" встретила шхуну, идущую с запада, из Сан-Франциско. Капитан-американец был удивлен не менее, чем норвежец. Он поднялся на борт "Иоа" и спросил: "Вы капитан Амундсен? В таком случае я вас поздравляю". Оба крепко пожали друг другу руки. Северо-Западный проход был покорен.

Кораблю пришлось перезимовать еще один раз. За это время Амундсен вместе с эскимосскими китобоями преодолел на лыжах и нартах 800 км и добрался до Игл-Сити , расположенного в глубине Аляски, где был телеграф. Отсюда Амундсен телеграфировал на родину: "Северо-Западный проход преодолен ". К несчастью для путешественника, расторопный телеграфист передал в американскую прессу эту новость раньше, чем о ней узнали в Норвегии. В результате партнеры Амундсена, с которыми был заключен контракт о правах на первую публикацию сенсационного сообщения, отказались заплатить оговоренный гонорар. Так первооткрыватель, переживший неописуемые тяготы в ледяной пустыне, оказался перед полным финансовым крахом, стал героем без гроша в кармане.

В ноябре 1906 г., больше чем через 3 года после отплытия, он вернулся в Осло , чествуемый так же, как когда-то Фритьоф Нансен. Норвегия, год назад провозгласившая независимость от Швеции, видела в Руале Амундсене национального героя. Правительство пожаловало ему 40 тысяч крон. Благодаря этому он смог, по крайней мере, оплатить свои долги.

Отныне первооткрыватель Северо-Западного прохода мог купаться в лучах своей всемирной славы. Его путевые заметки стали бестселлером. Он читает доклады в США и по всей Европе (в Берлине среди его слушателей был даже император Вильгельм II). Но Амундсен не может спокойно почивать на лаврах. Ему еще нет 40, и жизненное предназначение влечет его дальше. Новая цель - Северный полюс .

Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама" . Однако Амундсен не торопился открыто сообщать о своем намерении: правительство могло отказать ему в деньгах на осуществление столь опасного замысла. Амундсен объявил, что планирует экспедицию в Арктику, которая станет исключительно научным предприятием, и ему удалось получить государственную поддержку. Король Хокон пожертвовал 30000 крон из своих личных средств, а правительство предоставило в распоряжение Амундсена с согласия Нансена принадлежащее ему судно "Фрам". Пока шла подготовка экспедиции, американцы Фредерик Кук и Роберт Пири объявили, что Северный полюс уже покорен...

Отныне эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Однако оставался Южный полюс - и он должен был без промедления отправиться туда.

"Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Руал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг... Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел мимо мыса Горн , но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру . Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились..."

Все штурмы Южного полюса до этого терпели неудачу. Дальше других продвинулись англичане Эрнест Шеклтон и капитан королевского флота Роберт Скотт . В январе 1909 г., когда Амундсен готовил свою экспедицию к Северному полюсу, Шеклтон не дошел 155 км до самой южной точки земли, а Скотт объявил о запланированной на 1910 г. новой экспедиции. Если Амундсен хотел победить, он не должен был терять ни минуты.

Но чтобы осуществить свой план, ему приходится снова ввести в заблуждение своих покровителей. Опасаясь, что Нансен и правительство не одобрят план поспешной и опасной экспедиции к Южному полюсу, Амундсен оставил их в уверенности, что продолжает готовить арктическую операцию. Только Леон, брат и доверенное лицо Амундсена, был посвящен в новый план.

9 августа 1910 г. "Фрам" вышел в море. Официальная цель: Арктика, через мыс Горн и западный берег Америки. На Мадейре, где "Фрам" пришвартовался в последний раз, Амундсен впервые сообщил команде, что его цель - не Северный полюс, а Южный. Кто хотел, мог высадиться, однако желающих не нашлось. Своему брату Леону Амундсен дал письма к королю Хокону и Нансену, в которых он приносил извинения за смену курса. Своему сопернику Скотту, который в полной готовности стоял на якоре в Австралии, он лаконично телеграфировал: ""Фрам" на пути к Антарктиде ". Это послужило сигналом к началу самого драматичного соперничества в истории географических открытий.

13 января 1911 г., в разгар антарктического лета, "Фрам" отдал якоря в Китовой бухте на ледяном барьере Росса. В то же самое время Скотт достиг Антарктиды и разбил лагерь в проливе Мак-Мердо, на расстоянии 650 км от Амундсена. Пока соперники отстраивали базовые лагеря, Скотт послал свой исследовательский корабль "Терра Нова" к Амундсену в Китовую бухту. Англичане были дружественно приняты на "Фраме". Все внимательно присматривались друг к другу, соблюдая внешнюю доброжелательность и корректность, однако и те, и другие предпочитали молчать о своих ближайших планах. Тем не менее Роберт Скотт полон тревожных предчувствий: "Я никак не могу заставить себя не думать о норвежцах в той далекой бухте", - записывает он в своем дневнике.

Прежде чем штурмовать полюс , обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой (у него в арсенале имелись даже мотосани), зато Амундсен стремился учесть каждую мелочь. Он велел через равные промежутки по пути следования к полюсу расположить склады с запасами продовольствия. Опробовав собак, от которых теперь во многом зависела жизнь людей, он был восхищен их выносливостью. Они пробегали до 60 км в день.

Амундсен безжалостно тренировал, своих людей. Когда один из них, Ялмар Йохансен, стал жаловаться на резкость начальника, он был исключен из группы, которая должна была отправиться к полюсу, и в качестве наказания оставлен на корабле. Амундсен писал в своем дневнике: "Быка надо брать за рога: его пример непременно должен послужить уроком для остальных". Возможно, это унижение не прошло для Иохансена даром: несколькими годами позднее он покончил с собой.

В весенний день 19 октября 1911 г. с восходом антарктического солнца 5 человек во главе с Амундсеном устремились на штурм полюса . Они отправились в путь на четырех санях, запряженных 52 собаками. Команда легко нашла прежние склады и дальше на каждом градусе широты оставляла склады продовольствия. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. Но и здесь путешественники нередко попадали в лабиринт ледниковых трещин.

На юге в ясную погоду перед взором норвежцев стала вырисовываться неведомая горная страна с темными конусообразными вершинами, с пятнами снега на крутых склонах и сверкающими ледниками между ними. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх - шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней . За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

В поисках проходов сквозь лабиринт горных вершин и хребтов путешественникам приходилось неоднократно подниматься и спускаться обратно, чтобы затем подняться вновь. Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга - покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Ледник был испещрен трещинами. На стоянках, пока собаки отдыхали, путешественники, связавшись друг с другом веревками, на лыжах разведывали путь.

На высоте около 3 000 м. над уровнем моря были убиты 24 собаки. Это не было актом вандализма, в котором нередко упрекали Амундсена, это была печальная необходимость, запланированная заранее. Мясо этих собак должно было служить пищей их сородичам и людям. Это место было названо "Бойней". Здесь были оставлены 16 собачьих туш и одни сани.

"24 наших достойных спутника и верных помощника были обречены на смерть! Это было жестоко, но так должно было быть. Мы все единодушно решили не смущаться ничем для достижения своей цели".

Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода. Порой они карабкались в снежной мгле и тумане, различая путь только под ногами. Горные вершины, возникавшие перед их взором в редкие ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена . А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена - Лив.

"Это было странное путешествие. Мы проходили по совершенно неизведанным местам, новым горам, ледникам и хребтам, но ничего не видели". А путь было опасен. Недаром отдельные места получили столь мрачные названия: "Врата ада", "Чертов глетчер", "Танцевальный зал дьявола". Наконец горы кончились, и путешественники вышли на высокогорное плато. Дальше простирались застывшие белые волны снежных застругов.

7 декабря 1911 г. установилась солнечная погода. Двумя секстантами определили полуденную высоту солнца. Определения показали, что путешественники находились на 88° 16" ю. ш. . До полюса оставалось 193 км . Между астрономическими определениями своего места они выдерживали направление на юг по компасу, а расстояние определяли по счетчику велосипедного колеса окружностью в метр. В тот же день они прошли самую южную точку, достигнутую до них: 3 года тому назад партия англичанина Эрнеста Шеклтона достигла широты 88° 23", но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 км.

Норвежцы легко скользили на лыжах вперед, к полюсу, а нарты с продовольствием и снаряжением везли еще достаточно сильные собаки, по четыре в упряжке.

16 декабря 1911 г. , взяв полуночную высоту солнца, Амундсен определил, что они находятся примерно на 89° 56" ю. ш., то есть в 7– 10 км от полюса . Тогда, разбившись на две группы, норвежцы разошлись по всем четырем сторонам света, в радиусе 10 километров, чтобы точнее обследовать приполюсный район. 17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс . Здесь они установили палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки.

Инструменты говорили о том, что они находятся непосредственно в точке полюса. Но чтобы их не обвинили в том, что они не дошли до самого полюса, Хансен и Бьоланд прошли еще семь км дальше. На Южном полюсе они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и лаконичное послание своему сопернику – Скотту.

18 декабря норвежцы по старым следам пустились в обратный путь и через 39 дней благополучно вернулись во Фрамхейм. Несмотря на плохую видимость, склады продовольствия они находили легко: устраивая их, они предусмотрительно складывали из снежных кирпичей гурии перпендикулярно пути по обе стороны от складов и отмечали их бамбуковыми шестами. Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. (!)

Приведем имена первооткрывателей Южного полюса : Оскар Вистинг, Хелмер Хансен , Сверре Хас-сель , Олаф Бьяланд , Руал Амундсен .

Через месяц, 18 января 1912 г. , к норвежской палатке на Южном полюсе подошла полюсная партия Роберта Скотта . На обратном пути Скотт и четыре его товарища погибли в ледяной пустыне от истощения и холода. Впоследствии Амундсен писал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня!"

Когда Скотт достиг Южного полюса, Амундсен уже завершал обратный маршрут. Резким контрастом звучит его запись; кажется, речь идет о пикнике, о воскресной прогулке: "17 января мы добрались до продовольственного склада под 82-й параллелью... Шоколадное пирожное, поданное Вистингом, до сих пор свежо в нашей памяти... Я могу привести рецепт..."

Фритьоф Нансен: "Когда приходит настоящий человек, все трудности исчезают, так как каждая в отдельности предусмотрена и умственно пережита заранее. И пусть никто не является с разговорами о счастье, о благоприятных стечениях обстоятельств. Счастье Амундсена - это счастье сильного, счастье мудрой предусмотрительности".

Амундсен построил свою базу на шельфовом леднике Росса . Сама возможность зимовки на леднике считалась очень опасной, так как всякий ледник находится в постоянном движении и огромные его куски обламываются и уплывают в океан. Однако норвежец, читая отчеты антарктических мореплавателей, убедился, что в районе бухты Китовой конфигурация ледника за 70 лет практически не изменилась. Объяснение этому могло быть одно: ледник покоится на неподвижном основании какого-то "подледного" острова. Значит, можно зимовать и на леднике.

Готовя полюсный поход, Амундсен еще осенью заложил несколько продовольственных складов. Он писал: "...От этой работы... зависел успех всей нашей битвы за полюс". Амундсен забросил к 80-му градусу более 700 килограммов, к 81-му - 560, к 82-му - 620.

Амундсен использовал эскимосских собак. И не только как тягловую силу. Он был лишен "сентиментальности", да и уместны ли разговоры о ней, когда в борьбе с полярной природой на карту ставится неизмеримо более ценное - жизнь человека.

План его может поразить и холодной жестокостью, и мудрой предусмотрительностью.

"Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на Юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. В расчете, составленном перед окончательным отправлением на полюс, я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, т. е. момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием… "
Выбор места зимовки, предварительная заброска складов, использование лыж, более легкое, более надежное, чем у Скотта, снаряжение - все сыграло свою роль в конечном успехе норвежцев.

Сам Амундсен называл свои полярные путешествия "работой". Но годы спустя одна из статей, посвященных его памяти, будет озаглавлена совершенно неожиданно: "Искусство полярных исследований".

К моменту возвращения норвежцев на береговую базу "Фрам" уже пришел в Китовую бухту и забрал всю зимовочную партию. 7 марта 1912 г. из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

Еще почти два десятка лет после экспедиции Амундсена и Скотта никто не был в районе Южного полюса.

Итак, Амундсен вновь победил, и его слава облетела весь мир. Но трагедия побежденных оставила больший след в душах людей, чем триумф победителя. Смерть соперника навсегда омрачила жизнь Амундсена. Ему было 40 лет, и он достиг всего, чего хотел. Что ему еще оставалось делать? Но он по-прежнему бредил полярными областями. Жизни без льдов для него не существовало. В 1918 г., когда еще бушевала мировая война, Амундсен отправился на новом корабле "Мод" в дорогостоящую экспедицию в Северный Ледовитый океан . Он собирался разведать северное побережье Сибири до Берингова пролива. Предприятие, длившееся 3 года и не раз грозившее людям гибелью, мало обогатило науку и не вызвало интереса публики. Мир был занят другими заботами и другими сенсациями: начиналась эра воздухоплавания.

Чтобы не отстать от времени, Амундсен должен был пересесть из собачьих упряжек за штурвал самолета. Еще в 1914 г. он, раньше всех в Норвегии, получает летные права. Затем при финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта покупает два крупных гидросамолета: теперь Руаль Амундсен хочет первым долететь до Северного полюса !

Предприятие закончилось в 1925 г. полным фиаско . Одному из самолетов пришлось совершить вынужденную посадку среди дрейфующих льдов, где его и оставили. У второго самолета вскоре тоже обнаружилась неисправность, и лишь через 3 недели команде удалось ее устранить. На последних каплях горючего Амундсен достиг спасительного Шпицбергена.

Но капитуляция была не для него. Не самолет - так дирижабль ! Покровитель Амундсена Эллсворт купил воздушный корабль итальянского аэронавта Умберто Нобиле , которого нанял на должность главного механика и капитана. Дирижабль переименовали в "Норвегию" и доставили на Шпицберген. И вновь неудача: еще во время подготовки к полету пальму первенства забрал у Амундсена американец Ричард Берд : на двухмоторном "фоккере" он пролетел, стартовав со Шпицбергена, над Северным полюсом и в качестве доказательства сбросил там звездно-полосатый флаг.

"Норвегия" теперь неминуемо оказывалась второй. Зато из-за своей почти стометровой длины она была более внушительной и впечатляющей для публики, чем маленький самолет Берда. Когда 11 мая 1926 г. дирижабль вылетел со Шпицбергена, вся Норвегия следила за полетом. Это был грандиозный перелет над Арктикой через полюс к Аляске, где воздушный корабль приземлился в местечке под названием Теллер. После 72-часового бессонного перелета, в тумане, временами едва не касаясь земли, Умберто Нобиле сумел точно посадить спроектированную им гигантскую машину. Это стало огромным успехом в области воздухоплавания . Однако для Амундсена триумф был горьким. В глазах всего мира имя Нобиле затмило имя норвежца, который, будучи организатором и начальником экспедиции, в сущности, летел всего лишь как пассажир.

Пик жизни Амундсена был позади. Больше он не видел ни одной области, где бы он хотел быть первым. Вернувшись в свой дом в Бунне-фьорде , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после ее смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту "Иоа", "Фрама" или "Мод".

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почетные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. "У меня складывается впечатление, - писал Фритьоф Нансен в 1927 г. одному из своих друзей, - что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки". Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл "заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой", "нелепым офицером", "человеком дикой, полутропической расы". Но именно благодаря Умберто Нобиле Амундсену суждено было в последний раз выйти из тени.

У. Нобиле, ставший при Муссолини генералом, в 1928 г. задумал повторить перелет над Арктикой на новом дирижабле "Италия" - на этот раз в роли руководителя экспедиции. 23 мая он стартовал со Шпицбергена и достиг полюса в запланированное время. Однако на обратном пути радиосвязь с ним прервалась: из-за обледенения внешней оболочки дирижабль прижался к земле и разбился в ледяной пустыне.

Международная поисковая операция уже через несколько часов шла полным ходом. Амундсен покинул дом в Бунне-фьорде, чтобы принять в участие в спасении своего соперника, человека, который похитил самое ценное, что у него было, - славу. Он надеялся взять реванш, стать первым, кто найдет Умберто Нобиле. Весь мир сможет оценить этот жест!

При поддержке некоего норвежского мецената Амундсену всего за одну ночь удалось нанять двухмоторный гидроплан с командой, к которой сам он присоединился в порту Бергена. Утром 18 июня самолет достиг Тромсё , а во второй половине дня вылетел в направлении Шпицбергена. С этой минуты его никто никогда не видел . Неделю спустя рыбаки обнаружили поплавок и бензобак от разбившегося самолета. А всего через 5 дней после гибели Руаля Амундсена обнаружили Умберто Нобиле и еще семерых уцелевших его спутников.

Жизнь великого искателя приключений закончилась там, куда влекло его жизненное предназначение. Он не мог найти себе лучшей могилы. Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: "Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, - там я хотел бы умереть".

Национальный герой Норвегии, полярный путешественник, покоритель Северо‑Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился 16 июля 1872 года в городе Борге в семье капитана, владельца судоверфи Вервен Йенса Амундсена.

С детства Руаль Амундсен мечтал стать полярным исследователем , зачитывался книгами об экспедиции британского полярника Джона Франклина, который в 1845 году не вернулся из экспедиции по поиску Северо‑Западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами.

В 1890‑1892 годах Амундсен по настоянию матери учился на медицинском факультете в университете города Кристиания (ныне ‑ Осло).

В 1893 году, после смерти матери, он оставил учебу и поступил младшим матросом на судно "Магдалена", совершавшее плавания по Северному Ледовитому океану. В 1895 году Амундсен сдал экзамен на штурмана, в 1900 году получил лицензию капитана судна.

В 1897‑1899 годах Амундсен в качестве первого помощника капитана корабля "Бельжика" совершил свою первую экспедицию в Антарктику. Возглавлял экспедицию бельгийский морской офицер лейтенант Адриен де Жерлаш.

Целью мероприятия было изучение берега Антарктики, но экспедиция чуть не закончилась трагедией, когда корабль по неопытности руководителя сковал лед около острова Петра I. Прошло 13 месяцев, прежде чем судно освободилось из ледяного плена, и вышло в открытое море. По инициативе Амундсена, который во время дрейфа фактически принял командование на себя, чтобы выжить, команда занялась ловлей пингвинов и тюленей, изготовляя из кожи животных теплую одежду и употребляя их мясо в пищу.

17 июня 1903 года Амундсен отправился на судне "Йоа" в Арктику с шестью членами экипажа. Целью экспедиции было отыскать Северо‑Западный проход с востока на запад от Гренландии к Аляске, а также определить текущие координаты северного магнитного полюса (они со временем меняются).

Амундсен пересек Атлантический океан, обогнул западную часть Гренландии, вошел в море Баффина, далее - в пролив Ланкастера. Через лабиринт островов канадского побережья судно медленно двигалось к цели сквозь плавучие льдины, сильные ветры, туман и мелководье. К концу лета экспедиция нашла естественную гавань на острове Короля Вильяма вблизи Северного полюса, что позволило произвести точные научные наблюдения. В гавани, названной "Йоа", Амундсен с командой пробыл два года, построив наблюдательные пункты, оборудованные точными измерительными приборами. Результаты изучений дали большую работу многим ученым на 20 лет вперед. В это время Амундсен изучил быт эскимосов и научился управлять собачьими упряжками.

В августе 1905 года научная работа закончилась, и судно "Йоа" продолжило свой путь между Атлантическим и Тихим океанами. Через три месяца следования экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан‑Франциско, - Северо‑Западный проход был впервые пройден.

Вскоре после открытия морского пути судно вмерзло в лед и осталось на третью зимовку.

Чтобы сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с американским компаньоном в октябре 1905 года отправился на собачьих упряжках в 500‑мильное путешествие через 3‑километровые горы в Игл‑Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. 5 декабря мир узнал об открытии Северо‑Западного морского пути между Атлантическим и Тихим океанами.

Следующей целью Амундсена было первым достичь Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это совершил Роберт Пири, он решил первым достичь Южного полюса.

9 августа 1910 года Руаль Амундсен отправился в Антарктику на "Фраме" - знаменитом корабле норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время подготовки экспедиции стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовится к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен решил попасть на полюс первым, тщательно скрывая свой замысел и от норвежского правительства, так как он опасался, что из‑за экономической и политической зависимости Норвегии от Великобритании его экспедиция к Южному полюсу будет запрещена. Об экспедиции Амундсена к Южному полюсу, мир узнал, когда "Фрам" достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма об этом настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.

Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками.

14 декабря 1911 года Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса . Скотт дошел до полюса только 18 января 1912 года.

15 июля 1918 года Амундсен отправился к Северному полюсу из Аляски на судне "Мод" Северо‑Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда он решил исследовать Арктику с воздуха.

11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь‑промышленник Линкольн Элсуорт, итальянский конструктор, капитан дирижабля Умберто Нобиле и штурман Ялмар Риисер‑Ларсон с командой из 12 человек стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле "Норье" ("Норвегия").

12 мая дирижабль достиг Северного полюса, а 14 мая - Аляски, где снизился и был разобран. Перелет протяженностью 5,3 тысячи километров продолжался 71 час. Во время перелета на Северный полюс были сброшены норвежский, американский и итальянский флаги. Маршрут "Норвегии" был проложен над неизвестными ранее территориями - последние белые пятна на карте мира были заполнены.

18 июня 1928 года Амундсен вместе с пятью членами экипажа французского гидросамолета "Латам" вылетел из норвежского города Тромсе на поиски итальянского конструктора Нобиле, потерпевшего катастрофу в Арктике на дирижабле "Италия". Через три часа "Латам" потерпел крушение в Баренцевом море, Руаль Амундсен погиб вместе с экипажем самолета.

Умберто Нобиле и его спутников обнаружили всего через пять дней после гибели Амундсена.

Руаль Амундсен никогда не был женат.

В честь Руаля Амундсена названы море, гора и американская научная станция Амундсен‑Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане.

2011 год в Норвегии Руалю Амундсену и Фритьофу Нансену.

14 декабря 2011 года, к 100‑летию покорения Антарктики Руалем Амундсеном, на Южном полюсе премьер‑министром Норвегии Йенсом Столтенбергом норвежскому путешественнику.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В наши дни даже ребенок имеет общее представление о полярном мире: белоснежные равнины, удивительное явление природы северное сияние, гигантские айсберги и удивительные морские животные - белые медведи или пингвины.

Как много опасностей таят эти необыкновенные уголки Земли. Несмотря на все преграды путешественников и мореплавателей тянет к Северному и Южному полюсам, стремясь заполнить «белые пятна» на карте мира и доказать всем и себе, что человек способен на риск. Одним из первых кто сумел провести удачные полярные мореплавания, были норвежец Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен . Одному удалось стать первым человеком, побывавшем на Северном полюсе, другой же раньше всех добрался до Южной точки.

На юге Норвегии в городке Борг 16 июля 1872 года в семье судостроителя Амундсена , родился младший сын Руаль. Руаль мечтал связать свою жизнь с морем. В портовый город, где жил мальчик, приходили и он, чтобы понаблюдать за ними, ходил на пристань в любую погоду. Там он заслушивался от историй бывалых моряков о приключениях и подвигах на море. Руаль надеялся, что в один прекрасный день он тоже отправится открывать неизведанные земли. Норвежец Руаль Амундсен с детства мечтал об Арктике и готовился к будущим походам, усиленно тренируясь и увлеченно читая всю доступную ему литературу об освоении Севера. На Амундсена огромное впечатление производили рассказы о тех трудностях, что приходилось преодолевать команде Джона Франклина, английского исследователя и печально известного полярника.

Молодой человек занялся лыжными тренировками. В этом виде спорта он достиг прекрасных успехов. Кроме того, приучая себя к холоду, Амундсен спал с открытым окном даже в самые суровые холода.

Руаль в возрасте 18 лет повинуясь желанию матери, поступил на медицинский факультет университета. Юноша не старался себя проявлять в области медицинских исследований, поэтому со временем он оставил университет и призвался в армию. Благодаря усердным тренировкам Амундсен с легкостью преодолел и этот отрезок в своей жизни. Мечты о грядущих походах окрыляли его во всем.

Амундсен студент

В 1894 году Амундсен начал подготовку к предстоящим мореплаваниям . К тому времени он прочитал массу книг доступных ему об Арктике. Чтобы получить опыт в качестве моряка он отправился в плавание, начав в должности матроса. Изучая навигацию, он постепенно дослужился до штурмана, а затем сдал экзамен на звание капитана судна. Со временем Амундсен научился управлять судном во время шторма и стал опытным помощником капитана и отличным мореплавателем.

карты, изображающие Северный Ледовитый океан, во времена Амундсена представляли собой совсем не то, что сейчас

В 1897 году двадцатипятилетний Руаль Амундсен отправился в Антарктику на исследовательском судне «Бельгика » в должности первого штурмана. Путешествие оказалось сложным и не удачным. Судно на тринадцать месяцев застряло между льдами. Почти все руководство экспедиции слегло от цинги, и командование перешло к молодому штурману. Амундсен благодаря своим знаниям в медицине спас большую часть экипажа. Мореплавателям удалось вырваться из ледяной западни в 1899 году и судно «Бельгика » вернулось в Европу.

Благодаря полученному опыту Амундсен успешно сдал экзамены и приступил в 1900 году к организации собственной экспедиции в роли капитана. Взяв ссуду под собственный дом, он приобрел яхту «Йоа » водоизмещением 47 тонн и длиной 21 метр. Для найма команды и закупки продовольствия ему пришлось просить помощи друзей и искать спонсоров.

В ночь на 16 июля 1903 года яхта «Йоа » с командой из семи человек покинула порт Тромсё и взяло курс на Аляску через Баффинов залив, двигаясь между островами северного побережья Канады. Непростое мореплавание все же удалось завершить в 1905 году. Это означало, что он совершил поход к Северо-Западному проходу, тем самым 34-летний Амундсен совершил подвиг, не удавшийся его «советнику» Джону Франклину.

полярный исследователь Джон Франклин


По возвращению домой Амундсен мгновенно стал знаменитым и он совершил поездку по США, выступая с лекциями во многих городах. Полученные деньги позволили ему оплатить долги. Но эта независимость была не долгой. Планируя новую экспедицию, Амундсен вскоре наделал новых долгов. Найти деньги для экспедиции оказалось непросто. не раз стремились добраться до Северного полюса, но безуспешно. Наиболее известной была попытка Нансена. Он построил «Фрам », которое специально было приспособлено для плаваний в условиях арктического климата, однако до цели ему добраться не удалось. Руаль Амундсен решил заручиться поддержкой своего знаменитого предшественника. Он встретился с Нансеном и тот одобрил его план. Более того, великий мореплаватель подарил Амундсену шхуну «Фрам », тем самым назначая его своим преемником. Это также помогли решить финансовые проблемы - инвесторы поверили в замысел.

мореплаватель Амундсен

полярный мореплаватель Амундсен

шхуна «Фрам»

прибытие на Южный полюс

отправка в неизвестный путь

парусное судно «Мод»


Амундсен отправился в поход в начале августа 1910 года. Среди членов экспедиции царило подавленное настроение. Они не говорили об этом в слух, но успех исследователя Пири, который 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса, неприятно сказывался на настроении команды. Наблюдая за таким положением дел, Амундсен в тайне принял решение. Выйдя в море, шхуна «Фрам » последовала по неожиданному пути. Предполагалось, что судно двинется к Арктике, но оно продолжало идти через Атлантический океан. Команда мореплавателей встревожилась, но Амундсен , капитан и главный руководитель экспедиции знал, куда направляется его шхуна. 12 октября, когда шхуна «Фрам » приблизилась к острову Мадейра у берегов Северной Африки, тайна раскрылась. Амундсен созвал команду и сообщил о смене курса. Он решил, раз уж не удалось стать первооткрывателем Северного полюса, то он покорит Южный. Информация о смене курса привела команду в восторг и вдохнула азарта.

В феврале 1911 года, когда в Южном полушарии закончилось лето, шхуна «Фрам » достигла берегов Антарктиды. В первую очередь мореплаватели организовали базу и обустроили несколько складов. С наступлением зимы основная часть экспедиции осталась пережидать ее в лагере. Остальная группа людей, состоящая из четырех человек 19 октября 1911 года, на собачьих упряжках покинула базу, устремляясь в глубь континента. Команда преодолевала до 40 км в день и 14 декабря 1911 года достигла своей цели - Южного полюса. После трехдневных наблюдений, проведенных в этой точки планеты, группа исследователей во главе с Амундсеном вернулась в лагерь. Норвежская общественность ликовала. Все поздравляли Амундсена с подвигом. Правительство поощрило мореплавателя и первооткрывателя щедрой наградой.

Но ученого не удовлетворяли собранные материалы, поэтому 7 июня 1916 года на судне «Мод», построенное за собственные деньги Амундсен отправился во второе плавание. Это судно имело множество новых приборов на то время, которые позволяли лучше маневрировать во льдах. Руаль Амундсен вложил в него почти все свои средства, предприняв еще один полярный подвиг. Его целью был снова Северный полюс. Побывать на самой северной точке Земли оставалось самой заметной мечтой мореплавателя. Амундсен решил сначала открыть Северо-Восточный проход вдоль северного побережья России. 16 июля 1918 года Руаль Амундсен отправился на судне «Мод» вдоль северного побережья России к Берингову проливу. С большим трудом он в 1920 году добрался Аляски. Полярник сломал руку и был вынужден сменить курс на Сиэтл для оказания медицинской помощи и требующего ремонта судну. Так закончилась вторая экспедиция Амундсена .

Амундсен провел блестящие экспедиции, побывал в Арктике и Антарктиде. Стал самым знаменитым полярным исследователем, однако именно столь любимая исследователем Арктика в конечном итоге и погубила его.

Некий итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле в 1928 году решил покорить Северный Полюс, добравшись туда на дирижабле. Однако после взлета Нобиле потерпел аварию. Сразу несколько спасательных групп бросились ему на помощь, в одной из них был и Амундсен . Ранее они были знакомы - вместе участвовали в совместной экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году. Однако позже отношения между ними внезапно переросли во враждебные. Тем не менее, решение участвовать в спасении экспедиции итальянца Амундсен принял без промедления.

Экипаж крупного гидросамолета «Latam-47 » состоял из норвежцев и французов. В его составе Амундсен вылетел в неизвестном направлении. Надо сказать, он тщательно скрывал свои намерения. Об избранном маршруте никого не информировал, что впоследствии чрезвычайно осложнило поиски. Не оставил Амундсен и записей, с журналистами был краток и сдержан. Великий путешественник, будто заранее готовился к трагедии - продал свое имущество, расплатился с кредиторами. Очевидцы утверждают, что дальновидный Амундсен не взял даже аварийного пайка, лишь несколько бутербродов. Норвегия долго отказывалась поверить в гибель своего национального героя. Смерть Амундсена официально признали только через полгода после исчезновения гидросамолета. Страна почтила память знаменитого полярника несколькими минутным молчанием. А генерал Нобиле - соперник Амундсена, узнав о гибели норвежца, нашел в себе мужество вслух произнести: «Он победил меня ».

В честь норвежского мореплавателя и исследователя Руаля Амундсена названа гора в Восточной Антарктиде, залив Северного Ледовитого океана около берегов Канады, котловина в Северном Ледовитом океане, расположенная между хребтами Ломоносова и Гаккеля и море Тихого океана у берегов Антарктиды. В Норвегии создан исторический музей, посвященный великим полярникам.

памятник на острове Шпицберген. Отсюда Амундсен отправился в экспедицию

музей в Осло, Норвегия

полярная станция Амундсен-Скотт на Южном полюсе

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт в 1902 году. Но о дошел только до 82°17" южной широты. Вернувшись в Англию, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной экспедиции к Южному полюсу. Но один из участников его первой экспедиции, Эрнест Шеклтон, прибывший на родину раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса. Шеклтон прибыл к берегам Антарктики в начале 1908 года. 9 января 1909 года он со спутниками достиг 88° 23" южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало. Пришлось повернуть обратно. После этого экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия. А затем неожиданно в состязание вступил норвежец Руаль Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам». Но он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс. О своем решении он поначалу никому не сказал, даже членам экспедиции.

1 мая 1910 года «Фрам» был пришвартован в Акерсхусе для загрузки снаряжения. 2 июня на борту побывала королевская чета, которую принимали Амундсен и Нансен. 3 июня «Фрам» был перебазирован в Буннефьорд, где на борт погрузили разобранный дом для зимовки в Антарктике. 7 июня отплыли в короткий поход по Северному морю и вокруг Британских островов — это было предварительное испытание судового дизеля, во время которого проводились океанографические исследования. Сильные штормы сократили плавание. 11 июля «Фрам» вернулся в Берген, а 23 июля — в Кристианию (принимать сушеную рыбу, собак и т. д.). Здесь в истинные цели экспедиции были посвящены помощник командира Ертсен и лейтенант Преструд.

2 Мадейра, Фуншал

Ведение всех своих дел Руаль Амундсен передал брату Леону. Еще до выхода «Фрама» из Кристиании Леон Амундсен совершил поездку на Мадейру, где проверил количество и качество запасов для перехода команды его брата в Антарктиду, последующей зимовки и штурма полюса.

«Фрам» пришел в Фуншал 6 сентября 1910 года. На несколько дней команда была отпущена в увольнение. Стоянка длилась до 9 сентября: были отремонтированы подшипники гребного винта и запасено 35 т пресной воды (ее заливали даже в большие шлюпки и топливные баки).

9 сентября произошел инцидент: местные газеты опубликовали сообщения о походе Амундсена к Южному полюсу. Амундсен собрал команду и разъяснил свои истинные намерения, предложив несогласным вернуться на родину за его счет. Хельмер Хансен описывал это так: «Каждый из нас, один за другим, был спрошен, согласен ли он с этим новым для нас планом и желает ли он одолеть вместо Северного полюса Южный. Результатом было то, что все мы, как один, ответили — да. На этом представление закончилось».

Леон Амундсен сошел на берег, увезя три письма брата, адресованных королю, Нансену и норвежскому народу. Королю и Нансену послания были доставлены 1 октября.

Письмо Руаля Амундсена норвежскому народу (с поправками Леона Амундсена) было перепечатано многими газетами Норвегии 2 октября. В тот же день Леон Амундсен отправил в Крайстчерч телеграмму на английском языке за подписью брата, адресованную Роберту Скотту: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Адресата она достигла 12 октября.

В 21:00 9 сентября «Фрам» покинул Мадейру. Следующую остановку предполагалось сделать на Кергелене, но непогода не позволила к нему приблизиться. Экватор пересекли 4 октября.

1 января 1911 года был замечен первый айсберг, 2 января экспедиция пересекла Южный полярный круг. Переход через паковые льды занял четверо суток. 11 января был замечен Великий ледяной барьер, 14 января 1911 года «Фрам» вошел в Китовую бухту.

3 Зимовка во «Фрамхейме»

Высадка команды Амундсена на побережье Китовой бухты прошла 15 января 1911 года. Перевозка строительных материалов проходила 15−16 января 1911 года, под крышу зимовочный дом был подведен уже 21 января. Новоселье отпраздновали 28 января, дом получил имя «Фрамхейм». В этот день было перевезено более 900 ящиков с провиантом с судна на базу. 4 февраля Китовую бухту посетил барк «Терра Нова» — судно снабжения Роберта Скотта, некоторые участники экспедиции которого посетили и «Фрам», и береговую базу Амундсена.

Список участников похода к Южному полюсу Амундсен огласил 1 декабря 1910 года, когда «Фрам» еще находился в море. В состав зимовочного отряда вошли следующие лица: Руаль Амундсен — начальник экспедиции, начальник санной партии в походе к Южному полюсу, Олаф Бьоланд — опытный лыжник и плотник, Оскар Вистинг — лыжник и каюр, Йорген Стубберуд — плотник, участник похода к Земле короля Эдуарда VII, Кристиан Преструд — лейтенант ВМФ Норвегии, непосредственный начальник Вистинга на Хортенской верфи, начальник санной партии к Земле короля Эдуарда VII, в экспедиции проводил метеорологические и прочие измерения, Фредерик Ялмар Йохансен — капитан запаса норвежской армии, участник Норвежской полярной экспедиции в 1893—1896 годах, Хельмер Хансен — лыжник, Сверре Хассель — лыжник, Адольф Хенрик Линдстрем — кок и провиантмейстер, участник экспедиций Свердрупа и Амундсена.

10 февраля 1911 года Амундсен, Йохансен, Хансен и Преструд отправились на 80° ю. ш. на трех санях, достигнув места назначения 14-го числа. Они должны были заложить базовый склад для похода на Юг. Вернулись они 16 февраля, днем ранее «Фрам» покинул Китовую бухту. Последующие походы группы Амундсена на юг базировались на лагере 80-й широты. Дорога размечалась бамбуковыми вехами с черными флагами; когда вехи закончились, их отлично заменила сушеная треска. Остававшиеся на базе люди заготовили более 60 т тюленины. В результате трех походов (до 11 апреля) были заложены склады вплоть до 82° ю. ш., куда были свезены свыше 3000 кг провианта, в том числе 1200 кг тюленины, и горючего. В последнем (апрельском) походе начальник не участвовал: он страдал кровотечениями из прямой кишки и оправился только к июню. Это были последствия травмы, полученной еще на «Йоа». Командовал последним походом Йохансен как самый опытный полярник в команде.

Полярная ночь на широте «Фрамхейма» началась 21 апреля 1911 года и длилась до 24 августа. Зимовка проходила в благоприятной обстановке, для необходимых работ норвежцы построили подснежный городок, где была даже сауна. Зимовщики имели граммофон и набор пластинок, в основном классического репертуара. Для развлечения служили карты и дартс, а также чтение (библиотечка включала 80 книг).

Всю полярную зиму шла интенсивная подготовка к походу. Бьоланд, убедившись, что поверхность ледника ровна, уменьшил вес саней с 80 до 30 кг, — изначально их предназначали для тяжелого рельефа. Йохансен всю зиму занимался укладкой провианта, чтобы не тратить время на его распаковку и взвешивание в пути.

4 Неудачный выход к полюсу

К наступлению полярного дня Начальником руководило нетерпение — его команда находилась в 650 км от группы Скотта и на 96 км ближе к полюсу, поэтому нельзя было судить о погодных условиях у конкурентов (тогда еще не было известно, что во «Фрамхейме» было холоднее, чем на базе Скотта. Средняя зимняя температура достигала у Амундсена −38 °С, у Скотта −27 °С, но основной тягловой силой у Скотта были лошади, что определяло более поздние сроки выхода). Амундсена особенно беспокоили известия о моторных санях Скотта, поэтому он решил выступать 1 сентября 1911 года. Однако даже за 4 дня до отправления температура не поднималась выше −57 °С. Только 31 августа потеплело до −26 °С, но дальше погода опять испортилась.

В команду вошли 8 человек (кроме Линдстрема — бессменного хранителя базы) со всеми пережившими зиму собаками, которых осталось 86. Первая попытка похода к Южному полюсу была предпринята 8 сентября 1911 года при −37 °С. Поход оказался неудачным: при падении температуры до −56 °С лыжи не скользили, а собаки не могли спать. Взятая в поход водка замерзла.

Полярники решили добраться до склада на 80° ю. ш., разгрузить там нарты и возвращаться во «Фрамхейм». 16 сентября Амундсен устремился обратно на базу. Возвращение превратилось в неорганизованное бегство, в котором каждый полярник оказался предоставлен сам себе. Интервал времени между возвращением членов экспедиции во «Фрамхейм» составил 6 часов, на базе даже не был зажжен фонарь, чтобы облегчить отставшим ориентацию в пространстве. На этом пути Йохансен спас менее опытного Преструда от верной смерти в снежной метели и на экстремальном холоде −60 °C: у того пала вся собачья упряжка.

Наутро по возвращению во «Фрамхейм» Йохансен подверг резкой критике руководство Амундсена. Раздраженный оппозицией, Амундсен исключил Йохансена из полярной партии, несмотря на то, что он был самым опытным каюром экспедиции. Йохансен вместе с поддержавшими его Преструдом и Стубберудом вместо престижного похода к географическому полюсу были направлены Амундсеном во второстепенную экспедицию к Земле короля Эдуарда VII. Кроме того, капитан Йохансен отныне был подчинен заведомо менее подготовленному тридцатилетнему лейтенанту Преструду.

5 Выход из «Фрамхейма»

Только в октябре 1911 года появились признаки антарктической весны. Тем не менее погода в сезон 1911/1912 годов была аномально холодной: температуры держались между −30 °C и −20 °C, при норме −15 °C — −10 °C.

20 октября в путь отправились пятеро участников полярного похода. У них было 4 нарт и 52 собаки. Первого склада на 80° ю. ш. достигли 23 октября и устроили двухдневный привал. Начиная с 26 октября, экспедиция стала строить снежные пирамиды высотой около 2 м для ориентации в пространстве (частая пасмурная погода на леднике Антарктиды вообще приводит к дезориентации), их воздвигали через каждые 3 мили. Начальные 180 миль пути были размечены шестами с флагами и прочими вехами. Последний из заложенных ранее складов был достигнут 5 ноября в густом тумане. Далее путь проходил по неизвестной территории. 9 ноября команда достигла 83° ю. ш., где был заложен большой склад для обратного пути. Здесь пришлось пристрелить нескольких беременных сук, которые были закопаны в снег про запас.

6 Подъем на Полярное плато

11 ноября показались Трансантарктические горы, самые высокие вершины получили имена Фритьофа Нансена и дона Педро Кристоферсена. Здесь были собраны и оставлены на промежуточном складе геологические образцы. 17 ноября команда подошла к границе шельфового ледника, предстоял подъем на Полярное плато. До полюса оставалось 550 км.

В последний рывок на полюс Амундсен брал провианта на 60 дней, 30-дневный запас оставался на складе 84° ю. ш. Собак к этому времени осталось 42. Было решено подняться на плато, забить 24 собаки и с 18-ю двинуться к полюсу. По пути предполагалось забить еще шесть собак, в лагерь должны были вернуться 12 животных.

Подъем на плато начался 18 ноября под сенью горы Бетти, названной так в честь старой няньки Амундсена — шведки Элизабет Густавсон. В первый день команда прошла 18,5 км, поднявшись на 600 м над уровнем моря. Вистинг и Хансен разведали подъем по леднику высотой около 1300 м, протяженности которого определить не удалось (он получил имя Акселя Хейберга). Далее были другие перевалы, высотой до 2400 м. 21 ноября был пройден 31 км с подъемом на высоту 1800 м.

7 Лагерь «Бойня»

Лагерь 21 ноября получил название «Бойни»: каждый каюр убивал своих собак, на которых пал выбор, Амундсен в этом не участвовал, взяв на себя обязанности кока. 24 собаки были разделаны и захоронены в ледник, а также частично съедены на месте. На короткое время выглянуло солнце, после чего удалось определить, что экспедиция достигла 85° 36" ю. ш. Двухдневный отдых с обильной пищей подкрепил собак, однако дальше команда встретилась с огромными трудностями, о чем свидетельствуют данные этим местам названия: Чертов ледник и Танцплощадка дьявола. Это были зоны глубоких трещин на высоте 3030 м над уровнем моря и крутой ледник. Обнаруженные дальше горы получили имя Хелланд-Хансена. Амундсен беспокоился: альпинистское оборудование осталось на складе внизу, но удалось найти относительно пологий ледник для подъема.

Температуры все это время держались на уровне −20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от горной болезни. Постоянные штормовые ветры приносили новые проблемы.

6 декабря норвежцы достигли наивысшей точки на пути — 3260 м над уровнем моря — и в тот же день побили рекорд Шеклтона 1909 года. Нервы команды были на пределе: часто разгорались мелкие ссоры.

8 Южный полюс

Полюса Амундсен и товарищи достигли 14 декабря в 15:00 по времени «Фрамхейма». Равнина, окружающая его, была названа именем Хокона VII (Шеклтон назвал ее в честь Эдуарда VII). Покорение полюса отпраздновали курением сигар, припасенных Бьоландом. Поскольку сигар было восемь — по числу первоначальных участников команды, три из них достались Амундсену.

Из-за острых дебатов, которыми сопровождались обсуждения отчетов полярных экспедиций и, в частности, конкурирующих утверждений Фредерика Кука и Роберта Пири о достижении ими Северного полюса первыми, Амундсен подошел к определению географического положения с особой ответственностью. Амундсен полагал, что его инструменты позволят определить местоположение с погрешностью не лучше одной морской мили, поэтому он решил «окружать» полюс лыжными пробегами на удалении 10 миль от расчетной точки.

Поскольку теодолит был поврежден, обсервация производилось с помощью секстанта. Солнце за 24 часа совершило вокруг лагеря круг, не скрываясь за горизонтом. Выполнив измерения и вычисления, Амундсен определил, что их текущая позиция примерно на 5,5 миль (8,5 километров) удалена от математической точки Южного полюса. Это место было также «окружено» на лыжах.

17 декабря Амундсен решил, что находится в истинной точке Южного полюса и предпринял новый 24-часовой цикл измерений, причем каждую обсервацию выполняли два человека с тщательной фиксацией в навигационном журнале. Четверо из пяти путешественников имели квалификацию навигатора (кроме Олафа Бьоланда).

На этот раз из вычислений Амундсена следовало, что группа находится в 1,5 милях (около 2,4 километров) от полюса, и двое экспедиционеров пометили флагами и «окружили» расчетное место. Таким образом, ради достоверности покорения Южный полюс был «окружен» экспедицией трижды. На полюсе была оставлена шелковая палатка — «Пульхейм» — с письмами Роберту Скотту и королю Норвегии.

Амундсен оставил на Южном полюсе письмо следующего содержания: «Дорогой капитан Скотт, поскольку Вы, вероятно, станете первым, кто достигнет этого места после нас, я любезно прошу направить это письмо королю Хокону VII. Если Вам пригодятся любые из вещей в этой палатке, не стесняйтесь их использовать. С уважением желаю Вам благополучного возвращения. Искренне Ваш, Руаль Амундсен».

9 Возвращение в «Фрамхейм»

Возвращались быстро: Чертов ледник был достигнут 2 января 1912 года, спуск занял один день. Погода резко испортилась: спустился туман. В тумане 5 января экспедиция едва не пропустила Бойню, которую случайно нашел Вистинг, наткнувшись на собственную сломанную лыжу. В тот же день разыгрался шторм при температуре −23 °C. Достигнутый успех, однако, не подействовал в лучшую сторону на отношения членов команды: однажды Бьоланда и Хасселя сурово отчитали за храп. Хассель в дневнике жаловался, что Амундсен «всегда избирает самый неприязненный и надменный тон выговора»; к тому времени хорошие отношения с Начальником сохранил один только Х. Хансен.

7 января норвежцы были у подножья ледника Акселя Хейберга, в том же месте, которое покинули 19 ноября, на высоте 900 м над уровнем моря. Здесь команда приняла новый распорядок: после 28 километров перехода делался 6-часовой привал, затем — новый переход и т. д. После нового сбора геологических данных была убита одна собака (осталось 11), и у подножья ледника в каменной пирамиде были захоронены 17 л керосина в бидоне и спички. У экспедиции было провианта на 35 дней пути и промежуточные склады на каждом градусе широты. С того дня экспедиционеры каждый день ели мясо.

Во «Фрамхейм» команда прибыла в 04:00 26 января 1912 года с двумя нартами и 11-ю собаками. Пройденное расстояние составило чуть менее 3000 км, таким образом, за 99 дней пути средний переход составил 36 км.

10 Хобарт

Нервное напряжение Амундсена только возросло после возвращения с полюса, тем более, что он не знал, что уже одержал победу над Скоттом: предстояло как можно быстрее вернуться к цивилизации и сообщить о результатах. Внешне это выразилось в том, что в дневнике и письмах Амундсен вообще перестал придерживаться общепринятой норвежской орфографии. Вечером 30 января «Фрам» в густом тумане покинул Китовую бухту и около 5 недель пересекал поля паковых льдов, направляясь в Хобарт, хотя Литтелтон в Новой Зеландии был ближе, но это была главная база Скотта.

В Хобарт «Фрам» прибыл 7 марта 1912 года. На берег сошел один только Амундсен с папкой, содержащей тексты телеграмм, составленных заблаговременно. О Скотте не было никаких известий. Амундсен инкогнито снял номер в портовой гостинице, после чего немедленно связался с Норвегией, отправив три телеграммы — брату Леону, Нансену и королю, даже спонсорам известия были отправлены позже. В утренней телеграмме от брата сообщалось, что Леон Амундсен к тому времени продал эксклюзивные права на публикацию материалов о Норвежской полярной экспедиции лондонской газете Daily Chronicle. Гонорар Руаля Амундсена составил 2000 фунтов — по наивысшей ставке. Неоценимую помощь в заключении договора оказал Эрнест Шеклтон. По условиям контракта, Амундсену принадлежало исключительное право публикации отчетов и дневников всех участников экспедиции. Они не могли публиковать что-либо без согласия Амундсена на протяжении трех лет после возвращения. Телеграмма Нансену была весьма лаконична: «Спасибо за все. Задача выполнена. Все в порядке». С королем Норвегии Леону Амундсену встретиться не удалось — он заседал в штабе военных учений, но содержание телеграммы передал ему адъютант.

Только 11 марта 1912 года команде «Фрама» разрешили сойти на берег в Хобарте, выдав 10 шиллингов на карманные расходы.

11 Буэнос-Айрес

20 марта 1912 года Амундсен отбыл в лекционное турне по Австралии и Новой Зеландии, в тот же день получив известия, что издательство Якоба Дюбвада заключило с ним договор о книге о путешествии на сумму 111 тыс. крон — рекордную для того времени. 21 мая он прибыл в Буэнос-Айрес, выдавая себя за коммерсанта Энгельбрегта Гравнинга, торжественное чествование состоялось 30 мая в Норвежском обществе Ла-Платы. Команду отправили в Норвегию, «Фрам» оставался в Аргентине под присмотром лейтенанта Т. Нильсена.

12 Возвращение

1 июля 1912 года в Берген прибыли почти все участники экспедиции к Южному полюсу. 31 июля из Буэнос-Айреса через Копенгаген прибыл и Амундсен.

Назовите десять знаменитых норвежцев, тут же возникнет Нансен – высокий голубоглазый блондин, полярник, Нобелиат как спаситель народов, политик, человек, которого сложно в чем-то упрекнуть. Непременно список дополнит Амундсен – путешественник и полярный исследователь, который продолжил начинания Нансена и первым покорил Южный полюс, совершил перелёт на дирижабле над Северным полюсом и осуществил морской переход как Северо-восточным, так и Северо-западным путём.

Страсть к путешествиям в норвежцах пробудили ещё праотцы-викинги. Хитроумное сплетение легенд и саг пронесло славу этих храбрецов сквозь века, и с тех пор чуть ли не в каждом норвежце живёт желание исследовать что-то загадочное, неприступное, сложное… Географическое положение Норвегии изначально предполагало морские путешествия в северном направлении, где наиболее притягательными – особенно в конце XIX – начале XX в. – виделись заледенелые просторы Северного полюса.

Из двух великих норвежских исследователей льдов, Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, последний – фигура более противоречивая. Когда Амундсен узнал, что Роберт Скотт собирается покорить Южный полюс, он вопреки цеховой этике бросился наперерез, опередил шотландца и стал первым человеком, достигшим абсолютного юга. Скотт пришёл к цели чуть позже и погиб в снегах, потрясённый проигрышем. Научный мир осудил норвежца и решил считать первопроходцами и Скотта и Амундсена. Действительно, по сравнению с вечностью разница в 36 дней незначительна.

У Нансена всё проходило не так драматично. Был благонравен, радовал окружающих. Родился в 1861 году, учился на зоолога. Ещё во время учёбы в университете Нансен совершил своё первое путешествие по Северному Ледовитому океану. Потом будет ещё несколько полярных экспедиций. Будущему учёному и политику пригодилась спортивная выучка. Несколько раз Нансен становился чемпионом Норвегии по бегу на лыжах.

В 1888 году, перед тем как возглавить экспедицию в Гренландию, стал доктором наук. А из экспедиции вернулся знаменитым, совершив с пятью спутниками пеший переход от восточного побережья Гренландии до западного. В 1890-е годы продолжал опасные ледовые походы. Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, остров Джексон – для современников это равнялось первым полётам космонавтов. На севере и сейчас не сахар, а в те годы без современной техники было совсем тяжело. Когда Нансен отплывал на своём судне «Фрам», проект которого он специально разработал для арктических экспедиций, его провожали как на эшафот. Зато эти экспедиции, завершавшиеся чудесным возвращением героев, заложили основы новой науки, физической океанографии и серьёзно подняли акции лично Нансена. Герой-мореход завоевал всемирное признание и репутацию, которыми ему довелось позже воспользоваться на благо сотен тысяч наших соотечественников. В 1922 году получил Нобелевскую премию мира. Умер Нансен 13 мая 1930 года в своей усадьбе близ Осло. Согласно завещанию, его тело было кремировано, а прах развеян над Осло-фьордом.

Руаль Амундсен родился в 1872 году в семье судовладельца и с юности мечтал о полярных исследованиях. Тем не менее, уступив настояниям матери, он поступил на медицинский факультет университета, который бросил в 1893 году, сразу после её смерти. Поступив матросом на судно, Амундсен несколько лет плавал на разных судах и постепенно вырос до штурмана. В 1897-1899 годах он принял участие в бельгийской антарктической экспедиции, участники которой из-за ошибок при подготовке и в ходе её проведения были вынуждены провести 13-месячную зимовку. Этот тяжёлый урок пригодился Амундсену при подготовке его собственной арктической экспедиции. В 1903 – 1906 годах на небольшой яхте «Йоа» Амундсен с шестью спутниками исследовал Северо-Западный путь из Атлантического океана в Тихий. Однако это была лишь прелюдия к главной цели – Южному полюсу.

Стартовавшая летом 1910 года на знаменитом судне «Фрам» экспедиция прибыла к Антарктиде 13 января 1911 года. Построив базу и тщательно подготовившись к переходу, в октябре 1911 года пять человек во главе с Амундсеном отправились на собачьих упряжках к Южному полюсу и достигли его 14 декабря 1911 года. В дальнейшем Амундсен совершил ещё несколько путешествий на север и погиб, участвуя в спасении экспедиции Умберто Нобиле 18 июня 1928 года. Его так и не нашли.

Первоначально Амундсен планировал достигнуть Северного полюса, однако получив известие о покорении полюса Фредериком Куком, а позднее Робертом Пири, решил достичь Южного полюса. Когда 12 октября 1910 года Скотт прибыл в Мельбурн, там его ожидала телеграмма из Мадейры. Она была краткой и по существу: «Позвольте сообщить Вам, «Фрам» направляется в Антарктику. Амундсен.» Экспедиция Амундсена высадилась в Антарктиде одновременно с экспедицией английского путешественника Роберта Скотта, однако сумела достичь Южного полюса на 36 дней раньше.

В решающий поход к Южному полюсу норвежец отправился 20 октября. А Скотт – только 2 ноября 1911 года. Путь Амундсена был короче, правда, несколько труднее с точки зрения рельефа. Тяжёлым оказался подъём на горный хребет. Зато по ровной местности собаки легко тащили сани, и люди лишь держались за привязанные к ним верёвки, скользя на лыжах. Прежде чем штурмовать полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт мог похвастаться более дорогой экипировкой, зато Амундсен в своём снаряжении учёл каждую мелочь. Английский и норвежский отряды были равны по количеству людей – пять человек в каждом. Моторные сани англичан быстро вышли из строя, задолго до полюса пришлось застрелить выбившихся из сил пони. Люди сами потащили сани. Оказалось, что англичане пренебрегают даже лыжами, в то время как для норвежцев это было привычное средство передвижения. Экспедиция Скотта осталась без топлива: оно вытекло из железных сосудов сквозь плохо пропаянные швы.

14 декабря 1911 года Амундсен достиг Южного полюса. Англичане всё ещё шли, проявляя чудеса стойкости, но очень медленно. Лишь 18 января 1912 года они прибыли на полюс и уже не удивились, когда увидели там флаг Норвегии. Обратный путь оказался Скотту и его товарищам не под силу. Страшные морозы и ветер сделали своё дело. Они часто сбивались с пути, голодали. 29 марта, в 20 км от продуктового склада, Роберт Скотт сделал последнюю запись в дневнике: «Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!». Тела троих полярников, в том числе и Роберта Скотта, были обнаружены в ноябре 1912 года. На месте первой зимовке Скотта был воздвигнут крест со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

В 1936 году в Осло, на полуострове Бюгдой, был открыт музей, посвященный истории норвежских полярных экспедиций. Главный его экспонат – судно «Фрам», восстановленное полностью, на борт и во внутрь которого поднимаются туристы со всего мира!

Добро пожаловать в Норвегию , страну первооткрывателей и путешественников!