Переход древних людей к основанному на ведении сельского хозяйства оседлому образу жизни сопровождался трансформацией института собственности

Вопрос перехода древних племен людей от собирательства и охоты к земледелию тревожит умы ученых уже давно. Просто непонятно, зачем в местах, где изобильно произрастали плоды для прокормления и где людям было достаточно этой пищи, они вдруг начали вести оседлую жизнь и каторжный труд на полях.

Свою пищу, они стали добывать буквально в поте лица! Зачем? Почему когда собирательство и охота вдоволь обеспечивала людей пищей, они перешли к земледелию? Ведь нужно поле вспахать, посеять семена, растить это не один месяц, потом собирать урожай, молотить зерно, хранить его….

И это еще не все! А кулинарная обработка зерна?! Сколько нужно еще дополнительно приложить усилий, чтобы приготовить пищу. Огромные трудозатраты! А засуха? А неурожаи? Все это было достаточно рискованно…Охота и собирательство давало человеку дополнительный драйв и удовольствие, тогда как монотонный труд на поле с отдаленным результатом не мог ему давать те дополнительные положительные эмоции, которые из поколения в поколение закрепилось в его архетипе.Привязанный к одному месту человек лишился не только удовольствия. Часто его каторжный труд не был вознагражден тучным урожаем и приходилось голодать, потому, что ресурсы от дополнительного собирательства и охоты в одном месте интенсивно уменьшались.


Зачем это было им нужно? Не думаю, что они были настолько глупы, чтобы придумать себе такую жизнь ради «развития цивилизации», о которой они и не думали даже!Известная фраза "человек по своей природе ленив" на самом деле имеет глубинную основу. Человек, как любая другая живая система стремится к желаемому результату, пытаясь израсходовать как можно меньше энергии. Поэтому ради обеспечения себя едой ему просто нет смысла бросать охоту и собирательство и переходить к изнуряющему труду земледельца.Интересна и география зарождения земледелия. Все очаги находятся в горно-тропической и субтропической местностях, схожих по климатическим условиям – Средиземноморья. Гималаев, Индии, Китая, Африки и Южной Америки. И дефицита кормовой базы здесь просто НЕ БЫЛО!Откуда люди взяли семена?! По исследованиям нашего ученого- генетика Николая Вавилова, есть «дикая» пшеница, пшеница твердых и мягких сортов. Но оказывается «дикая» пшеница не является прародительницей известных нам сортов пшеницы. Причем каждый вид пшеницы, имеет свой ареал происхождения. (или распространения?). Вавилов, как генетик своими исследованиями практически доказал, что все виды пшеницы настолько далеки друг от друга своими хромосомами, что не поддаются никакой селекции.Из чего следует, что твердые и мягкие сорта пшеницы появились на Земле не в результате перерождении(селекции) «дикой» пшеницы, а каким-то чудесным образом сразу попали в руки земледельцам.Такие же загадки и с ячменем. При необычном появлении в раннем земледельчестве ячменя, полностью отсутствует на Земле «дикий» ячмень. Древние предания однозначно отвечают на эти вопросы. Наши предки были абсолютно уверены, что все это произошло по инициативе и под контролем Богов!Так в этих преданиях точно указано что:Кукурузу (о загадке происхождения кукурузы подробнее можно ) притащил Бог Кецалькоатль в Мексику, пшеницу в Египет –Бог Осирис, шумеров обучили Энки и Энлиль, китайцев- « Небесные Гении», тибетцев – «Владыки мудрости».И нигде! Нигде, в преданиях, люди не пишут, что это они сами этому, эмпирическим путем, дотумкались.Из всего следует, что человеку и не к чему был этот переход к земледелию, а нужен был кому-то более могущественному, которого люди назвали Богами. Они их видели и, главное, вынуждены были подчиняться их воли.А зачем это нужно было Богам? Есть версия, чтобы стимулировать прогресс. Ведь оседлый образ жизни требует жилья, орудий производства, стимулирует развитие общественных отношений и т.д. Но есть и другой вариант. В шумерских текстах говорится, что Боги создали человека, чтобы возложить на него свои труды!

Обратим внимание, что все очаги, где бурно начало развиваться земледелие, явились центрами религиозных культур. Никто не может достоверно объяснить, откуда появилась эта связь и чем все-таки она обусловлена.

А если? Если древний человек действительно видел спустившихся с небес на «огненных колесницах» Богов? То есть не абстрактные силы – ветер, солнце, звезды… А существ, которые не только давали новые знания и навыки, но и побуждали людей делать все по их замыслу?

Можно предположить, что более развитая инопланетная цивилизации имела гуманные цели – вокруг земледелия развить целую индустрию и продвинуть человечество в его развитии. И мы действительно это видим на примере Мексики и Египта.

Те же источники доносят, что с возникновением «земледелия», те же «боги» установили порядок взаимоотношений и правил жизни, законы совместного оседлого существования. Все это подтверждают раскопки археологов, подтверждающие возникновение развитых цивилизаций Египта и Индии, без всяких предварительных ступеней развития.

Но вот предания Месопатамии отправляют нас в прямо противоположную сторону. В мифологии этого региона прямо указывается, что Бог создал людей для служения богам и для работы. (источник – З.Ситчин, «Двенадцатая планета»). Еще в добиблейские времена почитаемое божество именовалось «Господином» и «Хозяином».

Ну да ладно… А как вам история о едином языке? Про Вавилонскую башню, наверное, все слышали?

Ученые –лингвисты обратили внимание, что в языках многих народов мира существуют общие черты и в лексике, и в морфологии, и в грамматике. Можно предположить, что нынешние народы, разделенные сейчас громадными расстояниями, были когда-то единым целым. Правда, нужно отдать должное, вариантов множество. Недавно прочитала, что все народы вышли из мифической Гипербореи и двигались с севера на юг… к Индии. Удивительно то, что в Мурманской области многие названия рек, гор... ну очень похожи на индийские.

Чем больше копали археологи и лингвисты, тем больше они находили сходство у еще большего числа народов, от Тихого океана до экватора Африки. И к чему пришли? А к тому, что вырисовывается одна версия, что все индоевропейцы со множеством других народов оказались потомками какой-то единой группы, говорящей на одном языке. А процесс расселения этих народов представляет собой дерево, с единым стволом. Вот это - ДА!

Но! Что удивительно! Основное количество схожих терминов, слов и понятий относится к земледелию и…религии. Оппа!

Если учесть, что Н.Вавилов в своих труда доказал, что земледелие было основано в разных районах практически одновременно и автономно, то….как –то не сходится…

И везде в этих районах в древних писаниях земледелие определяется как «дар богов».

Получается, что кто-то учил людей одновременно в разных местностях земледелию и религии, называя одинаково все эти понятия и предметы. А значит, не было и единого праязыка и единых предков? Значит, и не было исхода от одной какой-то народности по всей земле нашей? Просто население, которое жило в этих местностях, получило к своему языку новые слова, новые понятия, которые им «подарили» вместе с земледелием? Почему именно эти слова с тысячелетиями не претерпевали изменения у всех этих народов, не смотря на различные изменения их жизни, освоения новых территорий и смешения народов? Ну, кто бы осмелился заменить эти "подаренные" слова своими – они ведь были даны свыше!

Мы же видим человека как «венцом» творения природы. А если это не так? А если мы дети, которых ведут сквозь века, развивая и упорядочивая нашу жизнь?

А сами мы смогли бы додуматься до таких серьезных изменений и глобальных преобразований? Или жили бы до сих пор как аборигены центральной Африки и Австралии, пока к ним не пришли первопроходцы-исследователи новых земель?

Вопросы земледелия ставят перед нами очень интересные загадки. И одна из них…Если земледелие « подарили» нам Боги, то кто они и откуда? И зачем это делали?

И так. Мы уже знаем, что земледелие на Земле появилось вдруг и практически сразу на определенных широтах, в основном недалеко от горных массивов или непосредственно в горных местностях. В одинаковых климатических условиях!

"Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские - к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия" (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований").

Интересным фактом оказалось и то, что прародителей пшеницы, ячменя и кукурузы на Земле не оказалось. Прямо ниоткуда появились эти культуры. Тогда же и зародились некоторые религии. Мы так же выяснили, что во всех практически языках есть сходство. И самое большое сходство слов в области выращивания зерновых и в религии.

Вот мы и подходим к тому вопросу, который напрашивается: « А кто они такие, наши благодетели, которые подарили людям эти знания и технологии? И зачем?»

Ну, естественно хочется задать вопросы. Если инопланетный десант хотел дать людям новые технологии, то почему только в одних широтах? Почему не попробовать в разных климатических условиях? И разные культуры? Почему не передать эти знания в более северных широтах, где реально не хватало дикорастущих плодов для пропитания?

Однако, они свой «эксперемент» проводили только в этих климатических условиях. Такое впечатление, что это происходило не по причине того, что они хотели, а по причине того, что вынуждены были.

Напрашивается вывод, что некая инопланетная группа, похожих на нас существ, высадилась на определенных территориях и была вынуждена, находится длительное время на нашей планете, а значит и адаптироваться под наши земные условия. Что это было? Возможно это был специальный десант. А может они, из- за глобального конфликта на своей планете, искали новое убежище? Почему десант? Потому, что во всех древних мифах описано ограниченное число Богов, спустившихся с неба.

Давайте примем за данность. Они высадились, и им придется здесь по не известным нам причинам жить долго.

Практически во всех преданиях – египетских, шумерских, индейских, африканских есть сведения о бессмертии Богов или их ооочень продолжительном правлении до 9000 лет (Птах – в Египте). Конечно, для простых смертных это уже вечность. Но, что интересно. Описывая сроки правления этих богов летописцы констатировали, что с каждым новым правителем срок жизни его сокращался, причем существенно. Уже седьмой правитель из династии Богов Египта -Гор- правил всего 300 лет. А последующие еще меньше.

Отсюда вывод, что продолжительность жизни этих пришлых Богов на земле стала сильно сокращаться. Скорее всего, что им не подходили наши земные условия жизни. А значит на их планете они были другими?

Но они дышали нашим воздухом, ведь они обходились на Земле без скафандров, ходили по Земле. Значит и состав воздуха и гравитация были похожими на их планете.

Ну а теперь представим, откуда они могли быть…

Мы все знаем, что кровь у нас красная. Почему? Из –за гемоглобина, который содержит железо. О высокой потребности железа в нашем организме говорит тот факт, что никакая биохимия не выводит из организма железо, получается, что избытка железа у людей не бывает. Практически всем организмам на Земле для полноценного его функционирования требуется железо. И его на Земле в достатке! Всем хватает.

А если бы на планете не было бы железа? Ну или было бы в малом количестве. А было бы много меди? Как повели бы себя организмы? Правильно! Приспособились бы к меди… И именно медь стала бы тем необходимым элементом для биохимического процесса в крови всего животного мира и человека.

А какого цвета тогда была бы кровь? Вы не поверите!

Это вам что-то напоминает? Ах да! «Голубая кровь» - это же относится к царским династиям и аристократии.

Бог Птах (Египет)

Бог Кришна (Индия)

Бог Кецалькоатль (Мексика)

Есть еще вопросы? Ах да, почему у них голубой оттенок кожи? Да потому, что кровь была действительно голубая. Не могли же древние люди в разных концах света придумать и рисовать богов!!! такими, как им вздумается. И как говорится, "не из тучи гром", везде с голубым оттенком кожи. Они рисовали то, что видели!
Вот мы и пришли к мысли, что у богов видимо было много меди в крови. Значит на планете, где они жили, было больше меди, чем железа. Это подтверждается еще и тем, что в мифологии описано как боги обучают людей искусству металлургии. И какие же металлы люди начинают осваивать в тех местах, где появились боги? Не железо, которого полно на Земле, а цветные металлы и в первую очередь МЕДЬ! Похоже, что Боги хорошо знали этот металл, а железо для них было предметом роскоши.

В древних писаниях есть описание медных рудников. На в Египте и Синайском полуострове его добывали в 5-4 тысячелетии до нашей эры. Тогда как железо начали добывать только во 2 тысячелетии до нашей эры.
Медь во многих восточных странах считается священным металлом. И действительно, медь обладает многими лечебными свойствами. В месторождениях меди всегда сопутствует серебро, который, как и медь, имеет высокие антибактериальные свойства. Употребление пищи из медной и серебряной посуды не только обезвреживало пищу, но и …. Вот тут вспомним средневековых красавиц, которые добивались бледности лица, почти голубого оттенка,… Что они делали? Пили серебряную воду.

В совокупности с голубой кровью, от употребления растворенного серебра и меди, кожа пришельцев явно имела голубой цвет.

Ну, уж если попал этот «десант» на Землю, где дефицит меди, то нужно как-то адаптироваться. Железо химически более активно, чем медь и попадая в организм, оно начинает вытеснять медь, поэтому им приходилось постоянно пополнять запасы меди и избегать пищу, богатую железом.
Как известно богаты железом бобовые, мясо, овощи, ягоды. Но, им эта пища явно была вредна.
Так же знаем, что именно злаки, крупы, хлеб - богаты медью! Более того. В зерновых не только мало железа, - они содержат вещества фосфатин и фитин, которые образуют с железом труднорастворимые соли и снижают его усвояемость организмом.

Поэтому, для того чтобы содержание меди в крови постоянно пополнялось, приходилось соблюдать определенную диету, содержащую большое количество меди. Ах, вот оно что! Вот, оказывается, зачем нужно было обращать человека к земледелию… Похоже, что в личных интересах этого десанта и для реального выживания их в этих условиях.

В этих же регионах эти посланцы небес ввели жертвоприношения в виде растительных продуктов и их производных. Этот обряд до сих пор сохранился в Индии и странах дальнего востока. А вегетарианство, уходящее своими корнями в древние времена, наверняка имеет в своей основе желание «уподобится богам», «достичь просветления».

А почему они все-таки тяготели к местностям, где имелись какие-то возвышенности и горы?
Видимо потому, что там давление намного ниже, чем в равнинных местностях. Значит, их организм был адаптирован именно к такой местности. Возможно на их планете планетное тяготение было намного меньше.
Кроме того, для разжижения крови им постоянно требовались слабоалкогольные напитки, которые делались из специальных пшеничных лепешек, типа нашего русского хмельного кваса (рецепт описан в шумерских клинописях, как дар богини Нанкаси). Этим напитком они не только разжижали кровь, но и освобождались от излишнего углекислого газа в крови. Технология его приготовления тоже получена от богов и эти напитки так же стояли в списке жертвоприношений. Легендарная сома, мед, пиво, хмельной квас, напитки из маиса (целых 9 сортов спиртных напитков из маиса боги дали американским индейцам, внеся их в список жертвоприношений!) - все шло в употребление. О вине и его необходимости для этих "земных богов" лучше читать в исследованиях А.Склярова.

И так, принеся землянам новые технологии, новые культуры они внедрили и новые общественные отношения, которые устанавливали служение им, новым богам!

Употребляя принесенные им в качестве пожертвования - слабоалкогольные напитки, фрукты и изделия из зерна, они пели, веселились, то есть вели праздный образ жизни, так сказать свое удовольствие. Живые боги музицировали, танцевали. Это все очень хорошо описано в Бхагават Гите. Сам бог Кришна спустился с небес и находился в постоянно состоянии праздника. Ну я думаю, что вы все видели кришнаитов, подражая ему они постоянно танцуют и поют.

Они брали себе в жены земных женщин, от которых имели потомство - полукровок. А так как условия жизни на Земле явно отличались от их планеты и кровь землян, похоже была сильнее "голубой", постепенно из поколения в поколение кровь становилась красной и голубой оттенок кожи бесследно исчез.
Но память о голубой крови и цвете кожи хранится еще во всех религиях Индии, Египта и Мексики. Последователи этих учений-правил, которые оставили им их боги, во многом воспринимают внешний аспект всех этих действий. Подражая своим голубым богам, они уходят жить в горные пещеры, мажут свое тело краской. чтобы оно было голубого цвета, едят только вегетарианскую пищу, пьют легкие алкогольные напитки, поют и танцуют.
В итоге своего десанта, голубые пришельцы дали землянам новых богов. Их поколение было просвещенным и передавало сакраментальные знания и власть своим потомкам - жрецам и правителям, всем, кто имеет отношение к "голубой крови". И летопись потомства велась всегда очень строго.

Страны, где были внедрены их правила - Египет, Мексика, Индия,Месопатамия... Похоже этот десант не только подарил этим народам новые технологии и знания, но и внедрил веру служения себе, внушив им что они и есть боги, создав для себя и своих потомков исключительно благоприятные условия для жизни и дальнейшей власти.
Я нисколько не хочу здесь затронуть чувства верующих этих стран. Они все имеют право на выбор во что им верить. Я только пытаюсь разобраться откуда на разных территориях, на разных континентах, но с одними и теми же климатическими условиями появились одинаковые технологии, однокоренные слова, похожие общественные отношения и религии, поклоняющиеся голубокровным.

Слава Богу, Россия к ним не имеет отношения. Наши предки вышли из других территорий и имели другие представления о Боге и другое отношение к силам природы.
Из всего этого у меня появляется вывод, что Иисус пришел на Землю для того, чтобы принести нам истинное знание . Открыть глаза землянам на существование истинного Бога, создателя всего сущего, который невидим для нас и живет в душе каждого. Он призывал не поклонятся идолам, и не превращать храмы в места торговли. Лучше взять и прочитать "Новый Завет", чтобы понять его заветы, его учение!
Сказка ложь... да в ней намек...

Загадок много на Земле, которые столетиями разгадывают ученые. А часть этих тайн тщательно охраняется теми, кому выгодно наше незнание.

До недавних пор ученые считали, что переход от собирательства и охоты, а стало быть, от бродячего образа жизни к оседлости произошел впервые на Евразийском континенте одновременно с началом земледелия 10 тыс. лет назад. Но последние археологические данные потребовали пересмотра устоявшихся воззрений. Два исторических события - переход к оседлости и начало земледелия - различаются по времени и месту.

В ряде мест оседлый образ жизни мог поддерживаться собирательством и охотой, в других регионах - морским или речным рыболовством, в третьих - огородничеством, в четвертых - только земледелием. Таким образом, нет жесткой зависимости оседлости от способа производства. Однако антропологи установили связь социальной дифференциации населения и способа производства. Наибольшей она является в обществах, основанных на земледелии.

Немецкий археолог X. Цигерт, основываясь на результатах раскопок в 2007 г. в Северной и Восточной Африке, заявил, что древнейшие предки человека перешли от охоты и собирательства к оседлой жизни на 400 тыс. лет раньше, чем считалось. На стоянках Будринн на берегу исчезнувшего озера Феззан на юге Ливии и Мелка-Контур у реки Эвош в Эфиопии ученый обнаружил останки каменных жилищ и инструменты (тысячи ножей, скребков, каменных топоров), созданные Homo erectus для ловли рыбы и разделки мяса. На древних стоянках наши предки жили группами от 40 до 50 человек, они использовали водные ресурсы, обеспечивавшие им постоянный урожай.

Как обнаружили Ян Макдагл и Тим Вайт в 2005 г., ранние современные люди жили около неглубоких пресных озер, которые были обильно населены рыбами и крокодилами. Кроме того, они любили употреблять в пищу гиппопотамов. Homo sapiens idaltu 160 тыс. лет назад использовал изготовленные им инструменты труда для охоты и добычи пищи.

По наскальным рисункам на стоянке Торо Муэрто на юге Перу в 2003 г. французский археолог Жан Гюффруа смог проследить постепенный переход людей от кочевого образа жизни (охота и собирательство) к оседлому (земледелие и животноводство). Радиоуглеродный анализ угля из кострищ позволил заключить, что они создавались древними охотниками и собирателями в период между 7000 и 3000 г. до н.э. Переход к оседлости в горных регионах Перу связан с началом развития скотоводства, а не земледелия.

С началом потепления в конце ледникового периода, около 9-10 тыс. лет назад, кочевавшие по Дальнему Востоку охотники на диких оленей стали специализироваться на морском и речном рыболовстве. Экономика, основанная на добыче морских млекопитающих, рыбы и моллюсков, оказалась более стабильной, она привела к постепенному росту населения и переходу к оседлому образу жизни. Обнаруженные археологами постоянные поселения в районе Амура доказывают оседлый образ жизни.

Хакасы перешли к оседлой жизни только в первой половине XX в., а цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни. Хотя первые постоянные жилища у казахов относятся к XV в., основная масса казахов продолжала кочевать вплоть до середины XIX в. На оседлое поселение переходили обедневшие люди, у которых байская верхушка захватила пастбища и скот.

Обобщив многочисленные данные, ученые пришли к выводу, что переход к оседлости происходил в разное время в разных частях планеты различными путями. В одном случае охотники и собиратели становились оседлыми благодаря рыболовству, в другом - скотоводству, в третьем - земледелию. Например, на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана первые люди охотились, а затем 11 тыс. лет назад осели и начали возделывать землю. Это подтверждают раскопки самого древнего храма на Земле в Гёбекли-тепе, проведенные в 2008 г. немецкими археологами.

Переход к земледелию происходил медленно и в разных частях мира по различным сценариям. Общим считается качественное изменение социального устройства. Резко возросла численность и плотность населения, вместе с тем сократилась миграция. Ускорился процесс общественного разделение труда и возросла социальная дифференциация.

Земледелие повлияло на потребительский режим: человек стал делать запасы впрок, строить амбары, планировать посев и уборку урожая, откладывая семена на будущий год. Человек впервые приспосабливался к земледельческому циклу. Успехи скотоводства также развивали самодисциплину. Люди учились разводить скот и забивать его в нужное время. Новые стандарты поведения не являлись врожденными, им нужно было научиться.

Антропологи и историки не пришли к единому мнению относительно причин и времени зарождения земледелия. В одном случае главную причину видят в экономике: переход от примитивного и малоэффективного огородничества к земледелию повысил производительность труда и привел к появлению прибавочного продукта.

О возникновении земледелия говорят археологические находки, прежде всего монументальные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться пять лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество, а это происходило в начале 4 тыс. до н.э., должно иметь огромные запасы прибавочного продукта.

В другом случае главным считают глобальное изменение климата (окончание оледенения, формирование географических ареалов, Ближний Восток, с удобными для обработки почвами), в третьем - сводят все к религии, поскольку еще О. Конт выдвинул идею о том, что земледелие - не столько средство от голода, сколько религиозный культ. Возможно, что первоначально манипуляции с зерном представляли собой не столько аграрные, сколько ритуальные действия, посвященные магическим силам или божеству. Согласно теории Э. Гана, разведение животных проистекало из культового содержания животных, и от земледельцев знакомство с домашними животными проникло к охотникам.

Нельзя обходить вниманием и демографические причины - рост численности и плотности первобытного населения. Приблизительно к 3-5 тыс. до н.э. достигнута плотность населения Земли, при которой невозможно дальнейшее развитие присваивающего хозяйства (3-10 км 2 на одного человека). Зона обитания охотников и собирателей не превышала 40 тыс. км 2 , т.е. составляла 30% территории планеты. Рост населения ускорил переход от охоты и собирательства к земледелию, т.е. переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Нет единства мнений и в трактовках эволюционного пути земледелия. Одни исследователи считают, что скотоводство возникло среди охотничьих племен, а земледелие среди племен, занимавшихся главным образом сбором съедобных растений. Другие уверены, что скотоводство возникло лишь после того, как оформившееся земледелие создало запасы корма для животных. Относительно времени археологи склонны полагать, что предпосылки для перехода к земледелию и к скотоводству начали складываться в период мезолита среди племен, занимавшихся одновременно охотой, рыболовством и собирательством.

Земледелие возникало в разных регионах - одновременно или последовательно - и в разных видах. Две основные разновидности - горное и степное земледелие. Первое антропологи называют вертикальной, а второе - горизонтальной экономикой. Земледелие также подразделяется на орошаемое (поливное, ирригационное) и неорошаемое. Начальные этапы связаны как с неорошаемым, так и с орошаемым земледелием сначала на естественных разливах горных ручьев («болотное», лиманное земледелие), а затем на искусственно орошаемых участках крупных речных долин с помощью плотин и каналов. В зонах предгорий и гор вывод воды осуществлялся с помощью струенаправляющих дамб (горно-ручейковый и горно-долинный типы орошения). На равнинах ирригационное земледелие базируется на регулировании паводковых разливов и крупных оросительных систем 1 .

Ирригационное земледелие и сегодня широко распространено во многих регионах мира: Северная Африка, Сахара, юг Европы (Испания), Передняя и Южная Азия, Южная Америка (Перу), Средняя Азия.

По имеющимся археологическим данным, первыми очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время) Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка (Мезоамерика) и андийский регион Южной Америки. Наиболее древний из них - Передняя Азия 2 , ее лесостепные и предгорные области. В горах распространены главным образом террасные формы ирригационного земледелия.

Здесь развитию земледелия мешали зимние морозы. Лишь после выведения сортов маиса с коротким циклом развития в Мексике распространилось поливное террасное земледелие, положившее начало цивилизации ацтеков. Именно в Месоамерике сформировалась самобытная система - кувшинное орошение. Водоносные слои,

Ляпин А.Л. Геометрия оросительных систем. К истории ирригации в дельте Мургаба // Исседон: альманах по древней истории и культуре. Т. III. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 2005.

Передняя Азия - географический регион, включающий в себя, с географической точки зрения, Кавказ, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Междуречье, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона - Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ). При этом Аравийский полуостров и Междуречье объединяются в Юго-Западную Азию.

расположенные близко к поверхности, позволяли древним земледельцам выкапывать колодцы прямо на своих кукурузных полях. При помощи кувшинов они поднимали воду на поверхность и поливали растения.

Земледельческие поселения появляются в горных и предгорных районах Ближнего Востока (в области, известной под названием «Плодородный полумесяц») около 11 тыс. лет назад: в Иордании (Иерихон), в северном Ираке (Джармо), в юго-западном Иране (Али-Кош), в южной Турции (Чатал-Гуюк). Люди стали вести оседлый образ жизни, строя глинобитные дома, одомашнивая овец, коз и свиней.

Миграция земледельческих племен в 6 тыс. до н.э. в засушливые районы Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) привела к возникновению орошаемого земледелия, сыгравшего особую роль в эволюции человеческого общества. Наиболее развитые системы ирригационного земледелия обнаружены археологами в долинах крупных рек: Тигр и Евфрат, Нил, несколько позднее Инд, еще позднее Хуанхэ, Амударья, Мургаб и др.

Дальнейшее продвижение их на юг привело к формированию одной из древнейших цивилизаций - шумерской. Развивалось ли земледелие в Египте самостоятельно или оно возникло под воздействием расселения на юг сиро-палестинских земледельческих племен, археологи затрудняются сказать. Однако известно, что в 5 тыс. до н.э. в дельте Нила существовала сложившаяся земледельческая культура. Интенсивное ведение сельского хозяйства поддерживало рост населения и увеличение городов; 4,8 тыс. лет назад население Урука, самого крупного из древних городов Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. С расширением ирригации и увеличением численности населения в обществе начались конфликты из-за воды, и люди стали искать защиты в укрепленных городах

Малоазиатский земледельческо-скотоводческий очаг повлиял на распространение земледелия в Греции, где открыты поселения в 5 тыс. до н.э. с развитыми формами ведения такого хозяйства. Из Греции земледелие проникает в 5 тыс. до н.э. на Балканы. С 5 по 3 тыс. до н.э. земледелие распространяется по Центральной Европе и доходит до южной Скандинавии и Британских островов. За 4 тыс. лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света.

Независимо от Ближнего Востока и одновременно с ним формировалась земледельческо-скотоводческая культура в Китае (в бассейне Хуанхэ).

Начало земледелия в Туркмении датируют 6-5 тыс. до н.э., остальную территорию Средней Азии в это время занимали неолитические охотники и собиратели. На территории Казахстана признаки земледелия появляются в 4 тыс. до н.э. В Закавказье древнейшие земледельческие поселения (Шому-Тепе, Шула-вери) относятся к 5-4 тыс. до н.э. К северу от Кавказского хребта в 3 тыс. до н.э. обитали скотоводческие племена; в Северном Причерноморье они появились в 7-6 тыс. до н.э., в Молдавии - в 6 тыс. до н.э. Земледельческие поселения, относящиеся к так называемой Трипольской культуре, открыты на Правобережье Украины и датируются 4-3 тыс. до н.э. Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае получило свое развитие еще в глубокой древности. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы.

Поначалу технология первобытного земледелия была крайне примитивной. Десять тысяч лет назад она заключалась в следующем: на определенном участке, предназначенном для земледелия, выжигался лес, затем проводились элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего два-три года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок.

Тем не менее земледелие при использовании даже самых простых орудий труда (палки-копалки, каменной мотыги, каменного топора) давало по сравнению с охотой, собирательством и рыболовством гораздо больший экономический эффект. К тому же оно редко где выступало единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой и рыболовством.

Данные об авторе

Гусева Татьяна Васильевна

Место работы, должность:

МАОУ СОШ №112, учитель истории и обществознания

Челябинская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

Цели:

Образовательная: 1.Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

Развивающая: Продолжить формирование умений выделять главное, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).Развивать устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты

Воспитательная: Способствовать повышению интереса, уважения к истории у учащихся.

Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. «История древнего мира» Учебник для пятого класса общеобразовательной школы под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.

Используемое оборудование:

1. Компьютер (работа в среде POWERPOINT), мультимедийный проектор.

2. Карточки с индивидуальными заданиями.

Краткое описание:

Урок в 5 классе по истории Древнего мира. Планируемые результаты учебного занятия: 1. умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, раскрыть содержание иллю-страции, давать развернутые ответы на вопросы; 2. умение и навыки работы с текстом, 3. умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Хри-стова; 4. умение оперировать историческими терминами и понятиями; 5. умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Ход урока:

I. Организационный этап. (Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.)

II. Этап проверки знаний, умений, навыков.

Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей". Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством.

Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то, что вы уже знаете.

1. Беседа с классом:

Слайд 1-2: Какие материки вы видите на карте?

Слайд 3: На каком материке жили древнейшие люди?

Слайд 4: В какой части этого материка?

Слайд 5-6: Кого называют первобытными людьми?

Слайд 7-8: Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

Слайд 9-10: Чем древние люди отличались от обезьян?

Слайд 11-12: Какие древнейшие орудия труда вам известны?

Слайд 13-14: Какие способы добывания пищи вам известны?

Слайд 15: Почему древнейший человек не мог выжить в одиночку?

Слайд 16-17: Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 000 лет назад?

Слайд 18-21: Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

Слайд 22: Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. Подумай: Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?

Слайд 23-24: Поэтому в это время появился_____, ________ из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье.

Слайд 25: Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община. Дайте определение понятию «родовая община».

2. Решение творческих задач (индивидуальная работа - 2 учащихся).

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 ка-менных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества кос-тей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1.

Определите главное занятие обитателей фота Тешик-Таш? (Ответ: Охота.)

Задача № 2

Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного века? (Ответ: Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьяно-людей - расколотая галька)).

3. Тест (2-3 учащихся).

1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад б) около 10 млн. лет назад

в) около 100 тыс. млн. лет назад

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун б) лук в) рубило

З. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше- ния?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине

в) в государстве

4. Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота б) земледелие в) ремесло

5. Кто управлял родовой общиной?

а) цари б) жрецы в) старейшины

6. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одно-го»?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве

Ключ к тесту: 1- а; 2 - а; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - б.

III. Этап мотивации к учебной деятельности.

Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить? (О скотоводстве и земледелии.)

Задание: Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве. (Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства .)

IV. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Вопрос: А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство? (Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота» .)

Вопрос: А почему на смену этим занятиям пришли другие?Почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

Задача: Выяснить, как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

V. Этап выявления места и причинызатруднения.

Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Объявление темы урока. Слайд 26.

VI. Этап освоения новых знаний.

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Представьте себе поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. ( Слайд 27)


Поселок состоит из нескольких хижин, сделанных из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Он окружен насыпью из камней и земли, служащей защитой от дикий зверей. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы.

В поселке живет родовая община. ( Слайд 28)


Мужчины, вооруженные копьями, луками и стре-лами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Такое хозяйство называется присваивающим.

Присваивающее хозяйство - хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, занимаясь собирательством и охотой.( Слайд 29)


Вопрос: Как вы думаете, легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям? (Учащиеся выдвигают версии:

- Легко - они быстро всему учились.

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда.)

Слайд 30-31.



Учащиеся рассматривают картины, называют новшества: используют лук, стрелы, приручили собаку

VII. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Создание плана проекта:

1. А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3. А какие орудия труда они использовали?

Задание: Давайте обратимся к учебнику стр.20.

Индивидуальная, самостоятельная работа.

Задание:

1. Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

2. Девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

Учащиеся 3-4 минуты читают текст, выполняют задание самостоятельно.

Давайте проверим, что у нас получилось.

Слушаем мальчиков.

Причина: Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие: Так зародилось скотоводство.

Фиксирую на слайде: От охоты к скотоводству. (Слайд 32)


Вопрос: Какое занятие надежнее: охота или скотоводство? Чем надежнее (т.е. лучше обеспечивает пи-щей)? Обоснуйте вашу мысль. (Охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя - им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в по-селке готовые запасы пищи .)

Теперь послушаем девочек.

Причина: Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие: Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие.

Фиксирую на слайде: От собирательства - к земледелию. (Слайд 33)


Вопрос: Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди пони-мали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

Вопросы: (Слайды 34-36)




  1. Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной
    мотыгой - палкой с сучком, она делалась целиком из дерева или была состав-ной - из дерева с наконечником из камня или рога .).
  2. Чем убирали урожай? (серпом)
  3. Предположите, из чего древнейшие люди делали серпы? (Серп делался не из металла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков .)
  4. На чем растирали зерна? (на зернотерках)
  5. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

Около 10 тыс. лет назад - возникли земледелие и скотоводство. ( Слайд 37)


С появлением земледелия и скотоводства жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.

На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам произво-дил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотовод-ством. ( Слайд 38)


Задание : Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством.

Обучение приему сравнения.

Для выполнения задания необходимо сравнить земледелие и скотоводство с более древними занятиями людей: собирательством и охотой.

Вопрос: Что означает сравнить между coбой два предмета?

Сравнить - это значит найти сходство и различие .

Вопрос: В чем сходство между собирательством и земледелием? С какой целью люди занимались собирательством и с какой земледелием? (с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу.)

Вопрос: В чем различие между собирательством и земледелием? Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения.

Задание: Самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод.

VIII. Этап реализации построенного проекта.

Микроцель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

Задание: Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Учащиеся работают над заданием, используя Слайды 39-41.




Приходят к выводу.

Вывод: Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Занятие земледелием требовало постоян- ного проживания на одном месте. Возникали поселения, в которых возводили строения, способные противостоять изменениям пого- ды в течение года. Дома имели четырех- угольную или круглую форму, В зависимости от места проживания выбирался строитель- ный материал - дерево, глина или камень. Внутри дома сооружался очаг, делались ле-жанки, сиденья.

В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

Задание: Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.

Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз - племя.

Фиксирую на доске:

Родовые общины → племя

IX. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайд №42.


Задание: Рассмотрите схему на слайде. Объясните, кто стоял во главе племени? (Вождь. )

Вопрос: Кто его избирал и с кем он должен был советоваться? (Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием. )

Задание: Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён. (Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель .)

Вопрос: Какой вывод по проблеме мы можем сделать? (Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности )

X. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха.

Земледелие не возникло одновременно во всех странах. Слайд 43.


Задание: По легенде карты (с.7) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия (зеленым).

Вопрос: Как называется этот район? (Западная Азия).

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

XI. Этап включения в систему знаний и повторения.

Микроцель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Задание: Определите род занятий. Слайд 44.


(Эти люди выделывали шкуры, охотились, ловили рыбу, занимались земледелием, скотоводством. )

Задание: «Терминологическая угадайка». Слайд 45-46.



Задание: Впишите недостающие слова. Слайд 47-48.



Задание: Внимательно рассмотрите исторические «примеры». Что нужно поменять местами чтобы получилось правильное «равенство»? Слайд 49-50.



XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведем итоги:

  • Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно (5).
  • Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4).
  • Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

(Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.)

XIII. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания. Слайд 51.

Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.

Я благодарю вас за то, что вы отправились со мной в этот урок и не напрасно провели своё рабочее время.

Слайд 52-53.

Охота и собирательство как способ ведения хозяйственной деятельности исторически предшествовало сельскому хозяйству. В эпоху неолита система собственности определялась свободным доступом к ресурсам, в связи с тем, что издержки защиты и спецификации прав собственности были «запретительно» высоки. Система свободного доступа к природным благам сокращала ресурсную базу, поскольку ресурсы сверхэксплуатировались и не восстанавливались. Это препятствует перспективному экономическому развитию и росту. С переходом к оседлому земледелию и одомашниванию животных связано формирование системы коммунальной, общей собственности на материальные блага, двух типов правил использования ресурсов, которые предполагают: 1) ограничение использования ресурсов членами племени (табу, запреты), и 2) исключение доступа к ресурсам представителей других племен (принцип «свой-чужой»). С развитием технических средств (соха, серп, коса, плуг, мельница) преимущества сельского хозяйства растут и приводят к переливу труда из сферы охоты и собирательства в сельское хозяйство, в развитие ремесел, и создают материальную базу для роста населения и развития сообщества. Институциональный анализ Норта в применение к экономической истории, приведен ниже в виде отдельных извлечений из большого научного труда.

3.2. Ведение хозяйства – основа формирования прав собственности

Одним из основных хозяйственных институтов, влияющих на экономическое развитие, является система прав собственности. Сбалансированная система прав собственности создает условия для развития хозяйства, а плохо определенная - препятствует экономической эффективности, и может затормозить развитие на сотни лет.

Д. Норт. Структура и изменения в экономической истории, извлечения из Гл.8, 9

В «охото-собирающаем» обществе специализация ограничивается простым разделением ролей: охотой обычно занимались мужчины, а собирательством - женщины. Напротив, улаженное сельское хозяйство видело более сложные задачи. Среди ранних фермеров, некоторые индивидуумы, специализировались на обеспечении защиты; другие служили как священники, чтобы содействовать "рационализации" человека с его природой.

Проблемы, которые стоят перед сельскохозяйственным сообществом, в частности в решении, что производить, как производить, и для кого производить, были поэтому намного сложнее, чем те что перед племенами охотников/собирателей. Должны были быть разрешены следующие основные задачи - организация общей защиты; создание запасов на случай голода; принятие решений о том что, когда, и как производить; управление и координирование все более и более специализированных задач, для улаженного существования; и принятие решений по распределению все более и более различного числа товаров среди общества.


В пределах сельскохозяйственного сообщества, появились новые рабочие специализации. Во II в. до н.э., была хорошо развита специализация ремесел. Гончары, рабочие по металлу, ткачи, каменщики, плотники, судостроители, ювелиры. Такая специализация и разделение труда указывает на огромное изменение, произошедшее по сравнению с относительно недифференцированным обществом, которое порождает охота и собирательство. Общество, в котором существует специализация и разделение труда, требует установления механизма для распределения выпускаемого продукта среди населения, и требует гораздо больше координации и необходимости принятия решений в обществе.

Большую часть древней эры, организованные рынки не существовали. Географические ограничения влияли на результаты развития экономик. Развитие и рост городов распространялись вдоль Средиземноморья.

Наиболее фундаментальным достижением древнего мира стало появление института государства.

Первоначально, исключительные общественные права были установлены первыми сельскохозяйственными общинами; в некоторых местах они уступили исключительным государственным правам собственности, в других частным правам собственности. В государствах, где были установлены индивидуальные частные права собственности, они распространялись на товары, землю, и труд в форме рабства. Благодаря существенному прогрессу в развитии технологии, за восемь тысяч лет произошел переход от Бронзового века к Железному.

Формируются разнообразные типы государственных устройств, начиная от деспотического и заканчивая демократическим. При этом, несмотря на различия, во всех государствах использовалась работа правительства. Рост государств сопровождался военной и политической нестабильностью. Тенденция к росту, привела к объединению всего Западного мира в Римскую Империю. Между началом упорядоченного сельского хозяйства и пиком Римской Империи был промежуток приблизительно в восемь тысяч лет.

От века к веку менялись темпы изменений, рушились отдельные цивилизации. Были периоды очевидных затяжных стагнаций. Последний из них - долгий провал между распадом Римской империи на Западе и возрождением Западной Европы примерно пять столетий спустя.

Проблема, однако, состоит не в том, что правители не осознают плачевного состояния экономики. Главное препятствие, не позволяющее кардинально изменить экономику, - в самой природе политических рынков и, еще глубже, в мировоззрении их участников.

Примерно 10 тысяч лет назад, когда планета оказалась переполненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кризис. Это случилось в конце каменного века. Примитивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство. При нем дополнительная продукция получается только за счет расширения или захвата новых территорий.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5 - 6 млн, но следствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла объективная надобность перехода от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному, при котором больше продукта получают с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человечество нашло в переходе от собирательства сначала к огородничеству, а затем к земледелию.

Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке (Турция, Ирак, Иран, Сирия, Иордания и Израиль), в области «плодородного полумесяца». Произошел переход от огородничества к земледелию. Жители этой части Земли стали первыми в мире земледельцами и пастухами. Древние жители Среднего Востока, пионеры в производстве продуктов, обогатили свое питание и добавили к повседневному рациону домашнюю пищу (пшеницу и ячмень, овец и гусей). Сотни тысяч лет до этого люди полагались на дикую пищу и щедрость природы.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материалах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источники добывания пищи и способы охоты.

Разведение животных. Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Более совершенные способы охоты, например загонная охота, когда все стадо попадало в ловушку и животных можно было не спешить убивать, способствовали их одомашниванию. Разведение коз и овец, ранее других прирученных в Персии и Анатолии (к началу VII тысячелетия до н. э.), имело еще и то преимущество, что эти животные жили стадами и поэтому привыкли следовать за вожаком.



Если в естественных условиях животные сами выбирали вожака, то теперь это делали люди, отдавая предпочтение более послушным и плодовитым животным. Находки в Иране свидетельствуют о том, что одомашненные козы и овцы существовали приблизительно с середины VII тысячелетия до н. э. Их выращивали не только на мясо, но и для получения молока и шерсти. Свиней, одомашненных здесь к началу VI тысячелетия до н. э., не разводили в больших количествах, потому что они требовали много корма и были переносчиками болезней. Туры на Ближнем Востоке считались священными животными, символом мужественности и силы. Собаки стали домашними животными, очевидно, к XV тысячелетию до н. э.

Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Хранить долго сырое мясо в жарком климате нельзя. Гораздо удобнее держать животных в загоне, подкармливать, а затем, когда надо, убить и съесть мясо свежим. Для того чтобы кормить животное, надо создавать луга, где можно косить сено, и держать пастбища, куда на лето выгонять стадо. Первыми прирученными животными оказались козы и овцы. Позже, спустя несколько тысячелетий, приручили и одомашнили крупный рогатый скот и свиней.

Скотоводство - более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве. Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибавкой в урожае.

Окультуривание растений. Начало земледелию положило окультуривание растений. Это слово означает превращение диких растений в культурные злаки. Древний человек давно приметил, что в отличие от других они являются съедобными растениями. Дикую пшеницу, оказывается, можно есть так.

В районе «плодородного полумесяца» произрастал злак с крупными зернами. Это была дикая пшеница. Она размножается, когда зрелые колосья раскрываются и из них выпадают зерна. Длинная и жесткая ость помогает им с помощью ветра улетать далеко от материнского растения и после падения на землю прочно закрепляться в почве. Этот способ размножения, естественный в природе, создавал древнему собирателю неудобства. Он либо должен был собирать незрелые колосья, либо терял много зерен при сборе урожая. Вероятно, именно эти недостатки и стали причиной окультуривания пшеницы

Первыми растениями, которые стали сеять люди, были пшеница и ячмень. Окультуренные растения настолько изменились по сравнению с дикорастущими, что выведенные сорта уже не могли произрастать без вмешательства человека. Опыты исследователя в области земледелия Джека Р. Харлана показали, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели работы могла собрать больше зерна, чем ей было необходимо на целый год.

И сегодня дикая пшеница в обильном количестве растет на холмистых склонах Ближнего Востока. Человек, работая по технологии неолита, без особых усилий может насобирать килограмм пшеницы. Дикорастущая пшеница быстро созревает, и урожай можно собирать с периодичностью в три недели. Семья опытных собирателей могла за эти три недели собрать достаточно пшеницы (около 1000 кг), чтобы питаться в течение целого года. Однако собрав пшеницу, ее надо было где-то хранить. Построили амбары. Их надо было охранять и долгое время оставаться поблизости от этого источника пищи. Так появился еще один стимул к оседлому образу жизни.

Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым. Раньше всего это случилось там, где позволял климат - на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай хлебных злаков можно было собирать в течение 6 месяцев. А разводя дополнительно скот, можно было подолгу оставаться на одном месте.

При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляетсяэксплуатация человека человеком.

Первые поселения возникли около мест обильного произрастания дикорастущих злаков. Тут же заводили скот: овцы и козы могли поедать стебли, остававшиеся после сбора зерна. Собиратели строили дома, хранилища для зерна и печи для его приготовления. Так они превращались в земледельцев.

В Китае 8800 лет назад окультурили просо и рис. Просо - высокое грубое травянистое растение, которое и сейчас растет в северном Китае. Его зерно, которым питается треть населения земного шара, в США используется в качестве корма для птиц. Около 7000 лет назад в Китае и Таиланде были одомашнены собака, свинья, буйвол, козы и овцы. В Америке первыми человек окультурил кукурузу и картофель.

Итак, приручение животных и окультуривание растений резко изменили способ хозяйства и образ жизни человека. После периода охоты и собирательства пришло время земледелия, на смену бродяжеству пришла оседлость. Соединение животноводства и зерноводства привело к появлению современного типа сельского хозяйства - двухотраслевого или смешанного. Именно эти достижения человечества принято.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии - тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при эффективном земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного к интенсивному хозяйству длился несколько тысяч лет, в результате продуктивность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты подсчитали, что он продолжался 3 тыс. лет. Столько длилась первая мировая революция - неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых произошел не сразу. Потребовался промежуточный этап, на котором человечество опробовало искусственное взращивание овощей. Таким образом, огородничество представляет собой как бы пробное, или пилотажное исследование возможностей земледелия.

При огородничестве трудятся вручную примитивными средствами труда. Иногда подобный тип хозяйствования называютфермерством. Культивирование корнеплодов соединялось с разведением рогатого скота. Постепенно от корнеплодов перешли к культивированию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало в пашенное земледелие.