Предложения с подчинительной связью примеры. Подчинение в сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи

Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.

Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:

  • два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
  • есть подчинительный союз или союзное слово;
  • на письме его части разделяются запятой.

В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».

Связь в словосочетании

Полезное видео: что такое сложноподчиненные предложения

Средства подчинительной связи

Части предложения соединяются с помощью подчинительных союзов: пока, как, если, так что, с тех пор как, будто и многих других. Каждый союз выражает определенный вид отношений, которые различаются по смыслу.

Иногда для соединения главной и зависимой частей используют другие языковые средства – союзные слова, в которые входят:

  • относительные : кто, что, какой и др.;
  • относительные местоименные наречия: почему, как, когда и др.

Союзные слова и союзы, которые выражают разные смысловые отношения, представлены в таблице:

Тип средства связи Смысловые отношения Примеры
Изъяснительные формулирует пояснение Я сказала маме, чтобы она не беспокоилась обо мне
Временные Указывают на время действия, уточняют время Марина заказала цветы тогда, когда услышала, что у Маши День Рожденья
Причинные выражает причину действия Я никогда раньше не думала об этом, потому что не знала, что так может случиться
Условные Формулируют условные отношения Дмитрий сделал бы заказ сразу, если бы знал, что товар подорожает.
Целевые Формулируют целевые отношения Оксана пела, чтобы заработать денег
Уступительные Формулируют уступительные отношения Несмотря на то, что на улице шел дождь, людей на пляже было много.

Союз и союзное слово – это элементы, которые связывают части сложного предложения. В схематическом изображении союз принадлежит к придаточному, он не является членом предложения.

Внимание! Союзное слово не только соединяет два структурных элемента, но и играет синтаксическую роль в придаточном.

Например: «Не существует таких событий, которые можно было бы изменить». В этом примере слово «которые» является не союзом, а союзным словом.

Виды подчинения

В сложном предложении может быть не одно, а несколько зависимых частей. Они связываются между собой разными способами. В зависимости от этого выделяют такие виды подчинения:

  • однородное;
  • параллельное;
  • последовательное;
  • комбинированное.

Каждый вид имеет свои особенности и отличается от остальных определенными характеристиками.

Виды подчинительной связи

Однородное и параллельное

Однородная связь образуется при условии, что все зависимые части относятся к главной или принадлежат к одному типу. Например: «Мне казалось, что я вижу день, что я слышу странные звуки, что я ощущаю холод».

Три придаточных в этом примере отвечают на один вопрос и относятся к главному по одному признаку. Они относятся к одному слову и принадлежат к одинаковому виду. В этом случае все зависимые элементы относятся к одному типу и отвечают на один вопрос.

Параллельное подчинение возникает в конструкциях, в которых не соблюдено одно из условий однородного.

Например, придаточные части могут относиться к одному слову, но при этом отвечать на разные вопросы. Например: «Когда я дочитала книгу, сложно было понять (когда? что?), что именно я чувствовала к ее героям», «Когда как за окном бушевала буря, я читала книгу (когда?, какую?), в которой рассказывалось об истории, которая произошла с детьми, когда они отдыхали в лесу с родителями».

Однородная связь

Последовательное и комбинированное

Последовательное подчинение – это связи в предложении, при которых зависимые части связаны между собой «цепочкой»,т. е. каждый следующий элемент зависит от предыдущего. Их определяют как придаточные разной степени. Например: «Максим увидел фильм (какой?), где играл тот актер (какой?), которого он любил (когда?), когда был ребенком (каким?), который был влюблен в картины про героев».

В этом примере второе придаточное зависит от первого, третье – от второго, четвертое – от третьего. Вопросы в таких предложениях задаются последовательно от одной части к следующей. Они могут быть разными и выражать разные смысловые отношения.

В комбинированном подчинении употребляются все виды подчинения: смешиваются параллельное, последовательное, однородное. Это характерно для длинных конструкций с большим количеством зависимых. Например: «Вчера я так устала, что не могла понять, то ли голова болит от погоды, то ли от завала на работе». В этом примере использованы два вида связи: последовательное и однородное подчинение.

Обратите внимание! Для того, чтобы определить тип связи, используют схемы и обозначения для главных членов, стрелочки для вопросов и скобки для обозначения начала и окончания зависимых элементов.

СПП с комбинированным подчинением

Знаки препинания

В СПП положение придаточного может быть разным:

  • находится после главного предложения;
  • с обеих сторон «окружено» главной;
  • находится перед главной.

Придаточное всегда выделяется запятыми.

Полезное видео: знаки препинания в ССП и виды СПП

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Это второй урок по теме "Сложные предложения с разными видами связи". На уроке углублялись представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, отрабатывалось умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и вся эта работа проводилась в сочетании с повторением к экзамену (ОГЭ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе

Дата проведения: 08.04.2017 г.

Учитель: Полькина И.А.

Тема: Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Цель

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока: закрепление изученного материала, подготовка к ОГЭ.

Оборудование: раздаточный материал, тестовые задания.

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем углублять ваши представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, т.е. будем отрабатывать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и всю эту работу проводить в сочетании с повторением к экзамену.

Запись числа и темы урока. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

II. Повторение изученного.

А) Повторим орфографию.

Запишите в столбик словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. На какую орфограмму подобраны слова?

И..коренить зло, бе..пристрастный взгляд, бе..вкусица в одежде, ра..полагается по-разному, во..хождение на гору, ра..хвораться не на шутку, бе..жалостный поступок.

Правописание приставок на З/С. Правило: З пишется пред звонкими согласными, С – перед глухими). Какое это задание в ОГЭ? Как оно может формулироваться?

Б) Повторим лексику.

Определим ЛЗ слова Беспристрастный - не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый (Ожегов)

Подберём синонимы к слову. Беспристрастный - объективный, нелицеприятный (словарь синонимов).

Замените разговорное слово «расхвораться» стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Найдите среди записанных словосочетаний фразеологизм - «Не на шутку», определите его значение (основательно, всерьез).

В) Замените словосочетание «безжалостный поступок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (поступок без жалости).

А теперь выполним задание 4 ОГЭ. Ответы запишите в тетрадь (самостоятельно, проверка).

Задание 4 ОГЭ

1. Из предложений 16-19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает , что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

2. Из предложений 25-29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая , пошёл бы в огонь и в воду.

(29)Почти год держал он меня в отчуждении.

3. Из предложений 40-43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными - С».

(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно . (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…

4. Из предложений 29-33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила…

5. Из предложений 28-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

– (28)А вот и жених пришёл ! (29)Здорово, юный жених!

(30)Ребята засмеялись.

Проверяем выполненные задания.

I II. Переходим к теме нашего урока.

Повторим теорию: Комбинации каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи?

(Это предложения с такими видами связи: А) сочинительная и подчинительная;

Б) сочинительная и бессоюзная;

В) подчинительная и бессоюзная;

Г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная.)

Запись под диктовку (предложения взяты из текста изложений ФИПИ) на доске, синтаксический разбор с объяснением.

1 (Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2 [ надо непременно самому испытать ее] : 3 [ надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4 [ надо почувствовать] , 5 (как луч этой доброты овладевает сердцем , словом и делами всей жизни).

Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится ; это теплота , от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.

(СП с подчинит. и бессоюзной связью).

О чем записанные предложения? (о доброте)

IV. Проверка домашнего задания

Зачитайте сочинение 15.3 по тексту про белку (Текст №3 ФИПИ)

Что такое доброта?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому-либо. Добрые люди отзывчивы и способны дарить окружающим заботу и любовь, не требуя почестей или вознаграждения. При виде несчастья доброе сердце огорчается и появляется потребность оказать помощь советом, делом, сочувствием. И если для того, чтобы кого-то выручить из беды, требуется показать кулаки и физически стать на защиту слабого, то добрый человек, будь он даже слабее обидчика, сделает это.

На защиту белки, на которую устроили настоящую травлю десять старшеклассников, отчаянно бросился герой рассказа Альберта Лиханова. Мальчика до глубины души возмутило то, что у каждого из них была и голова, и сердце, но ни один не понимал, что делает. Крики и требование прекратить на мальчишек не действовали, их предводитель открыто злорадствовал, а белка уже упала вниз... Добро должно быть с кулаками. И главный герой ринулся на толпу обидчиков, отчаянно сопротивляясь, не чувствуя боли и желая только одного: «протаранить ещё кто-то нибудь». Этот поступок по достоинству оценил подоспевший на помощь дед.

Мне не раз приходилось видеть подростков, ведущих себя по отношению к животным безобразно. Останавливая их и спрашивая, зачем они это делают, почему не думают, что котёнку или щенку больно, страшно, я всегда поражалась их ответу: «Подумаешь, кошка. Это же не человек!» Так хочется ответить словами Льва Толстого «Чтобы понять, есть ли у животного душа, нужно самому иметь душу». Бездушие по отношению к слабым и беззащитным животным, если его оставлять безнаказанным, незамеченным, непременно приведёт к тому, что такая агрессия будет проявляться и к людям. И наоборот: человек, относящийся с душой к животным, и к людям будут относиться с добротой.

Оглянитесь вокруг. Если вы видите, что кто-то нуждается в вашей помощи, если вы чувствуете, что не можете не помочь, пройти мимо, значит, в вашем сердце живёт доброта. Совершайте добрые дела и помните - быть добрым человеком значит быть настоящим человеком.

V . Закрепление

Записываем следующие предложения и разбираем их (предложения взяты из текста изложений ФИПИ):

[Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение], и [ вы заметите] , (как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова). (СП с сочинит. и подчинит. связью).

[После прочтения серьёзных произведений вы будете соображать быстрее] , [ваш ум станет острее] , и [ вы поймёте] , (что читать полезно и выгодно) .

(СП с сочинит., подчинит. и бессоюзной связью).

А сейчас в качестве проверки знаний выполним экзаменационные задания

Задание 14 ОГЭ (работа в парах)

1. Среди предложений 32–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(32)На большой перемене мы с директором в опустевшем классе стали пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы, появился Ваня Белов и сказал:

– (34)Я пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!

(35)Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.

2. Среди предложений 12–23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(12)Сергеева - артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, - улыбнулся парень. - (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

3. Среди предложений 6–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

– (9)Только, народ, чтобы всем коллективом! - предупредил нас Витёк Носков.

(10)Так как у меня по химии за полугодие выходила спорная четвёрка, мне, честно говоря, сбегать с урока резона не было, но воля коллектива выше личных интересов.

4. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.

5. Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

– (18)Кому отправлял?

(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться - так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

VI. Обобщение

Какие виды союзной связи в сложных предложениях вы знаете?

Если нет союза, что это за связь?

Какие знаки препинания ставятся в бессоюзных предложениях?

Домашнее задание. К ОГЭ – повторить всё о синонимах, выполнить подборку заданий на карточках, а также доделать варианты 2 и 3; по учебнику: параграф 37, упр.211

Самоанализ урока

Тема урока «Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях». Это второй урок по данной теме.

Цель : углубить представления учащихся о структуре сложных предложений с различными видами связи.

Задачи:

Образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; вся эта работа проводится в сочетании с повторением к экзамену.

Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;

Воспитательные: воспитывать добрые чувства по отношению к животным.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: использование раздаточного материала.

Этапы урока следующие: повторение изученного (подготовка к ОГЭ), изучение нового материала, проверка домашнего задания, закрепление и проверка знаний.

Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.

Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.

Широко распространенным средством контроля знаний сегодня является тестирование. После повторения материала в качестве закрепления учащимся предлагается тест. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте. Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.

Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.


Школьникам и взрослым людям для правильной формулировки и изложения собственных мыслей нужно научиться грамотно расставлять смысловые акценты в письменной речи. Если в жизни мы чаще пользуемся простыми конструкциями, то на письме используем сложные предложения с разными видами связи. Поэтому важно знать особенности их построения.

Вконтакте

Классификация

Какие виды связи предложений используются в русском языке:

  • сочинительная с союзами и без них, когда компоненты синтаксической конструкции являются независимыми, равноправными относительно друг друга;
  • подчинительная связь, бессоюзная и союзная, когда одна часть конструкции главная, а вторая зависимая;
  • союзная, сочинительная и подчинительная , выражается с помощью сочинительных или подчинительных союзов и союзных слов;

Сложные предложения состоят из нескольких простых, потому имеют больше двух грамматических основ. Встречая их, не удивляйтесь и помните, что частей может быть не только 2 или 3, а в среднем до 10-15. В них постоянно комбинируются разные типы связи.

Основные виды сложных предложений с примерами :

  1. Бессоюзные.
  2. Сложносочинённые.
  3. Сложноподчинённые предложения.
  4. Конструкции с разными видами связи.

Пример бессоюзной связи : Ветер гонит тучи на край небес, ель надломленная стонет, что-то шепчет зимний лес.

Необходимо отметить главную особенность конструкций с сочинительной связью. Функция сочинительной связи — показывать равноправие частей внутри сложного предложения, производится при помощи интонации и использования сочинительных союзов. Также может использоваться бессоюзная связь.

Как строятся сложносочиненные предложения, примеры со схемами:

Небосвод очистился от нависавших туч — и выглянуло яркое солнце.

Поля опустели, осенний лес стал темным и прозрачным.

Предложения четвертого типа обычно состоят из трёх и более частей , которые соединены между собой разными способами. Чтобы лучше понять смысл подобных конструкций, как усвоить, как строятся и группируются сложные предложения с разными видами связи. Часто предложения разделяются на несколько блоков, соединённых бессоюзно либо при помощи сочинительной связи, при этом каждая из частей представляет простое или сложноподчиненное предложение.

Зависимые части могут иметь разное смысловое значение, по этому признаку сложноподчинённые предложения подразделяются на несколько групп.

Определительные

Служат для характеристики и раскрывают признак определяемого существительного из главного предложения. Присоединяются при помощи и : где, откуда, куда, который, что. Находятся только внутри главного или после него. К ним можно поставить вопросы: какой?, чей?

Примеры :

Как томительно жарко в те часы, когда полдень завис в тишине и зное.

Долго любовался он, улыбаясь, капризной любимой дочкой своей, которая задумалась, не замечая ничего вокруг.

Изъяснительные

Относятся к словам, имеющим значение мысли (размышлять), чувства (грустить), речи (отвечал, сказал), чтобы подробно раскрыть смысл главного слова, уточнить, дополнить. К ним относятся также указательные слова – та, тот, то, к которым и присоединяется зависимая придаточная часть. Соединяются союзами что, чтобы, будто, как будто.

Примеры :

Парень быстро смекнул, что родители подруги не особо умны, и продумывал дальнейшую стратегию.

Это можно было заметить из того, что он несколько раз прокатил со своим возом по двору, пока не обнаружил избы.

Обстоятельственные

Имеют отношение к или к словам, обладающим обстоятельственным значением. Назовем их разновидности и способы присоединения к главному слову:

  • времени, уточняют период времени, когда совершается действие, для связи используются подчинительные временные союзы: когда, до какого времени (Когда речь шла о войне, незнакомец опускал голову и задумывался);
  • места, говорят о месте , соединяются с главным словом союзными словами-наречиями: где, куда, откуда (Листья, куда ни взгляни, были желтые или золотые);
  • условия, раскрывают при каких обстоятельствах возможно то или иное действие, присоединяются придаточными союзами: если, если…, то. Могут начинаться с частиц — так, то (Если пойдет дождь, то палатку надо будет перенести выше);
  • степени, уточняет меру или степень действи я, о котором идет речь, к ним можно поставить вопросы: до какой степени? в какой мере? (Дождь прекратился так быстро, что земля не успела промокнуть.);
  • цели, сообщают какую цель преследует действие и соединяется целевыми союзами: чтоб, чтобы (Чтобы не опоздать, он решил выйти пораньше);
  • причины, для присоединения используется союз — потому что (Он не выполнил задание, потому что заболел);
  • образа действия, указывают как именно было совершено действие, присоединяются подчинительными союзами: как будто, словно, точно (Лес стоял весь в снегу, словно его кто-то заколдовал);
  • следствия, служат для уточнения результата действия, к ним можно задать вопрос — в следствие чего? Присоединяются союзом — так что (Снег блестел на солнце все ярче, так что болели глаза);
  • уступки, для их присоединения применяются союзы: пускай, хотя, несмотря на. Могут использоваться союзные слова (как, сколько) с частицей ни (Сколько ни старайся, а без знаний и навыков ничего не получится).

Построение схем предложений

Рассмотрим, что такое схема предложения. Это графический рисунок, показывающий структуру предложения в компактном виде.

Попробуем составить схемы предложений, в составе которых находятся два или несколько придаточных. Для этого обратимся к примерам с разными склоняемыми частями речи.

Сложноподчиненные предложения могут состоять из нескольких придаточных частей, у которых наблюдается разное соотношение друг с другом.

Существуют следующие виды связи предложений:

  • однородная или ассоциативная;
  • параллельная (централизованная);
  • последовательная (цепная, линейная).

Однородная

Характеризуется следующими признаками :

  • все придаточные можно отнести ко всему главному либо к одному из слов;
  • придаточные одинаковы по значению, отвечают на один вопрос;
  • связваются сочинительные союзами или применяется бессоюзная связь;
  • интонация при произношении перечислительная.

Примеры и линейные схемы предложений :

Я заметил, как звёзды стали расплываться (1), как лёгким дуновением пронеслась прохлада (2).

, (как…), (как…).

Иногда придаточные представлены каскадом изъяснительных предложений, зависящтх от одного слова, находящегося в главной части:

Неизвестно, где она жила (1), кто она была(2), почему римский художник написал ее портрет (3) и о чём она задумалась на картине(4).

, (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Параллельная

Такие сложноподчинённые предложения имеют придаточные с разными значениями, принадлежащие к нескольким типам

Приведем примеры предложения со схемами:

Когда наша лодка поплыла от корабля на берег, мы заметили, что из поселения стали убегать женщины и дети.

(Когда…),, (что…).

Здесь от главного предложения зависят два придаточных: времени и изъяснительное.

Конструкции могут создавать цепочку , которую можно изобразить на схеме следующим образом:

В некоторых местах теснились домики, которые по цвету своему были похожи на окружающие скалы, что надо было находиться ближе, чтобы их различить.

, (которые…), (что…), (чтобы…).

Возможен и другой вариант , когда одно предложение находится внутри другого. Иногда конструкции комбинируются, связываясь с одним придаточным внутри другого.

Сначала страшно испугался кузнец, когда поднял его чёрт так высоко, что ничего уже не было видно внизу, и промчался под самой луной так, что мог бы зацепить её шапкой.

, (когда…, (что…), и …), (что…).

В предложениях используются различные знаки препинания :

  • запятая, пример: Финальная реплика свояченицы заканчивалась уже на улице, куда отправилась она по своим срочным делам;
  • точка с запятой: Некоторое время спустя на селе все крепко спали; только месяц висел высоко в роскошном украинском небе;
  • двоеточие: Это произошло так: ночью танк завяз в болоте и утонул;
  • тире: Густые кусты орешника будут преграждать тебе путь, поранишься о колючий терновник – упрямо иди вперёд.

Последовательная

Простые конструкции соединяются одна с другой по цепочке:

Известен сучок на стволе дерева, на который ставишь ногу, когда хочешь влезть на яблоню.

, (на который…), (когда…).

Процедура определения

По какому плану определяют виды связи предложений на письме. Предлагаем пошаговое руководство, которое подойдет для любого случая:

  • внимательно прочитайте предложение;
  • выделите все грамматические основы;
  • поделите конструкцию на части и пронумеруйте их;
  • найдите союзные слова и союзы, при их отсутствии учитывайте интонацию;
  • определите характер связи.

​Если имеются в наличии две независимые части , то это предложение с сочинительной связью. Когда одно предложение называет причину того, о чём идет речь в другом, то это сложное предложение с подчинением.

Внимание! Придаточные конструкции можно заменить или деепричастным оборотом. Пример: По чёрному небосклону, усеянному мириадами маленьких звёздочек, возникали там и тут беззвучные молнии.

Учим русский язык — сложные предложения с разными видами связи

Виды связи в сложных предложениях

Вывод

Виды связи предложений зависят от их классификации. В них используются . Схемы очень разнообразны, существует множество интересных вариантов. Графический рисунок предложения позволяет быстро определить построение и последовательность всех составных частей, выделить основы, найти главное и правильно расставить знаки препинания.

В современном русском языке, особенно в письменной речи, часто используются сложные предложения. Сложные в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. Бессоюзное – которое состоит из нескольких частей , но для связи этих частей между собой не используются союзы. Вот классический пример бессоюзного предложения: «Шел снег, погода была морозной». Или, например: «Холодало, птицы улетали на юг».

Союзные, в свою очередь, имеют другую особенность. Они также из двух и более частей, и для связи используются союзы. Союзы бывают двух видов - сочинительные и подчинительные . Если используются подчинительные союзы, предложение называется сложноподчиненным. Если же используются сочинительные союзы, оно называется сложносочиненным.

Подчинительная связь в сложном предложении

Если части сложного предложения соединяются между собой при помощи подчинительной связи, оно называется сложноподчиненным. Оно состоит из двух частей: главного и придаточного предложений . Главное всегда только одно, а придаточных предложений может быть и несколько. От главной части к придаточной можно поставить вопрос. Типы подчинительной связи бывают разными.

Придаточная часть может выполнять функцию обстоятельства, например: «Я ушел домой из школы, когда прозвенел звонок». Также она может выполнять функцию дополнения: «Я сказал ему то, что давно хотел сказать». И, наконец, может выполнять функцию обстоятельства, например: «Бабушка велела внуку пойти туда, где он забыл свой портфель», «Я не пришел, потому что заболела моя бабушка», « “Моя мама приехала, когда на дворе растаял снег».

Вот классические примеры вариантов с различными типами подчинительной связи. Во всех примерах первая часть будет главной, а вторая - придаточной, соответственно, вопрос задается от первой части ко второй:

  • «Я люблю, когда наступает весна»;
  • «Я читал книгу про дом, который построил Джек»;
  • «Мама расстроилась, потому что сын получил двойку»;
  • «Мальчик решил узнать, откуда приходит в дом Дед Мороз».

Сочинительная связь в сложном предложении

О сочинительной связи можно говорить в тех случаях, когда простые части, входящие в состав сложного, равноправны, и ни одно из них нельзя назвать главным или зависимым. Соответственно, и вопрос от одной части к другой поставить нельзя. Наиболее распространенными сочинительными союзами являются союзы «а», «но», «и» .

Примеры сочинительной связи:

  • «Мама пришла домой, а сын в это время ушел на прогулку».
  • «Я чувствовал себя плохо, но друзья смогли развеселить меня».
  • «Солнце зашло, и головки одуванчиков на лугу закрылись».
  • «Наступила зима, и все вокруг погрузилось в белое безмолвие».

Сочинительная связь в вариантах с союзом «а» часто используется в русских народных пословицах и поговорках, основанных на противопоставлении каких-либо признаков, например: «Волос дорог, а ум короток». В старом русском языке, например, в фольклорных произведениях (сказки, былины, присказки, побасенки) союз «а» часто заменяется на его древнерусский синоним «да», например: «Пришел дед репку тянуть, да репка большая выросла. Тянул-тянул дед репку, да позвал бабку на помощь».

Сложносочиненные предложения особенно часто используются в описаниях природы, когда автор произведения хочет дать наиболее полную картину летнего дня, зимней ночи или яркого, красивого пейзажа. Вот пример такого описательного текста с сочинительной связью в сложных предложениях: «Шел снег, и люди бежали домой, подняв воротники. На улице было еще светло, но птицы давно замолчали. Был слышен только скрип снега под ногами, а ветра не было. Солнце медленно садилось за горизонт, и двое влюбленных на скамейке в парке любовались коротким зимним закатом».

Также сложносочиненные предложения, особенно предложения с союзами «а» и «но», активно используются в научном стиле письменной речи, в текстах-рассуждениях. Вот пример такого рассуждения: «Человеческий организм вынослив, но иммунную систему легко разрушить бесконтрольным употреблением антибиотиков. Антибиотики как лекарства имеют много преимуществ, но они вызывают дисбактериоз и оказывают отрицательное влияние на иммунитет».

Особенности пунктуации

Две части подчинительного предложения соединяются между собой подчинительными союзами. Части сочинительного типа, в свою очередь, соединяются между собой сочинительным союзами. Союз - это небольшая частица, которая визуально напоминает предлог, но выполняет совсем другую функцию: соединяет или два предложения, которые находятся внутри одного.

Как в сложноподчиненных, так и в сложносочиненных предложениях, перед союзами должна обязательно стоять запятая . Во время чтения вслух перед этой запятой нужно делать паузу. Пропуск запятой перед союзами с использованием сочинительной и подчинительной связи считается грубой синтаксической ошибкой. Однако, учащиеся начальной и даже средней школы часто допускают такие ошибки в диктантах, в самостоятельных и проверочных работах по русскому языку, в сочинениях и письменных работах по литературе. В связи с этим в школьную программу изучения русского языка входит отдельный раздел, посвященный отработке правил пунктуации.

В сложных бессоюзных предложениях для связи двух частей можно использовать не только запятую, но и другие знаки препинания, например:

  • «Солнце взошло, птицы проснулись с обычной утренней песней».
  • «Я предупреждал тебя: играть с огнем очень опасно!».
  • «Зажглась полная луна, озарив землю своим сиянием; почувствовав приближение ночи, завыл волк в дальнем лесу; где-то вдалеке, на дереве, заухал филин».

Сложные предложения помогают сделать письменную и устную речь особенно выразительной. Они активно используются в текстах различного содержания. Грамотное написание их с соблюдением всех пунктуационных правил свидетельствует о том, что человек хорошо знает русский язык и умеет четко излагать свои мысли в письменном виде. Пренебрежение существующими правилами пунктуации , напротив, говорит о низком уровне речевой культуры человека. Учителя русского языка и литературы должны обращать особое внимание на правильное написание сложных предложений при проверке письменных работ учащихся.