Проблемы эстетики в ортопедической стоматологии. Кафедра ортопедической стоматологии Роль врача ортопеда в восстановлении лицевой эстетики

9235 0

В настоящее время все большее количество людей предъявляют повышенные критерии к качеству изготовленных протезов. Они хотят не только восстановить жевательную функцию, но предъявляют требования к эстетике. В широком смысле, эстетика является феноменом интеллекта. Очень часто при протезировании пациентов, у которых имеются зубы, мы не всегда можем добиться высокого эстетического эффекта: или из-за отсутствия платежеспособности, или из-за того, что наши конструкции не всегда могут хорошо вписаться и подстроиться под конкретные условия в полости рта. Решается это или длительным ортодонтическим лечением, или даже хирургическими вмешательствами, что требует большого срока лечения и значительных затрат. При полном отсутствии зубов мы имеем хорошую возможность добиться быстрого и эстетичного протезирования. Однако очень часто врачи, изготавливая полные съемные протезы, не думают об эстетике, стараясь возместить лишь утрату зубов.

Эстетический эффект области рта определяется соотношением между постоянными, статическими (зубы, десны) и динамическими факторами (губы и непосредственно примыкающие мышцы), а также многочисленными изменениями этого соотношения в процессе функционирования.

Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом , конечно же, при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно проводить, в основном начиная со стомато-лицевой композиции. С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями. Однако при протезировании пациентов при полном отсутствии зубов зрачки могут быть на разном уровне, и поэтому приходится проводить воображаемую линию, параллельную окклюзионной.

Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является 100 % закономерностью.

Статистические исследования, где использовали уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой линией в 70 % случаев, и что эстетике не повредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это определенно означает, что средняя линия нижней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхнечелюстной средней линии при постановке зубов фронтальной области.

Если при постановке зубов на базисе полного съемного протеза учтены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизведена совершенная улыбка, которая характеризуется следующим образом: передние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, концы клыков едва дотрагиваются до нижней губы, изгиб режущих краев верхних зубов параллелен внутреннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетической оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей. В некоторых клинических ситуациях, в которых утрата снижен тургора кожей лица зашла далеко и техника тренировки мускулатуры становится нереальной, при постановке зубов во фронтальном отделе, их положение специально может быть удлинено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоложения. Однако этот подход возможен только в том случае, когда он не вступает в конфликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом переднего ската ямки ВНЧС, значительной атрофией фронтальных отделов челюстей и др.). В 60 лет поддержание здорового расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологической лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался годами.

У лиц пожилого возраста (70 лет) при отсутствии патологий полости рта провисание кожи лица может так выражено, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы протезирования и мышечной тренировки значительного влияния не оказывают.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (направление движения нижней челюсти и др.), играет ведущую роль в достижении эстетической гармонии в области рта.

В 1914 г. Уильямсом (Williams) разнообразие форм контуров зубов было классифицировано как квадратная, яйцеобразная, коническая и смешанная. Уильямс также установил соотношение, которое, предположительно, существует между контуром лица и контуром верхнечелюстного резца. В дальнейшем получила развитие теория о гармоничном взаимоотношении между формой лица, формой стоматологической дуги и формой зубов, или триада Нельсона (Nelson), которая поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято большинством стоматологов, хотя до сих пор подвергается критике различными исследователями. Соотношение параметров верхних центральных резцов является своего рода краеугольным камнем в дизайне улыбки. Длина и ширина фронтальных зубов очень сильно влияют на восприятие всей лицевой композиции. Цветовая гамма искусственных зубов полного съемного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Цвет зубов следует подбирать с учетом возраста и даже цвета кожи человека. Более светлый цвет зубов визуально уменьшает возраст.

Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается достаточное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.

В связи с таким положением некоторыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарнитурных зубов». Если проблему тонального отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитуры, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний возможно только с помощью дополнительной технологии. Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуализации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезам.

Десна, образующая статическую рамку для зубов, при нормальных физиологических условиях имеет бледный оттенок и простирается примерно до цементно-эмалевого соединения.

Воспроизведение эстетики десны в съемных конструкциях имеет свои тенденции и подразделяется на воспроизведение цвета и формы (наружных контуров). В настоящее время имеется достаточное количество исследований, касающихся внутри- и межрасовых различий цветовой гаммы десневых тканей. Многими фирмами производителями предлагается до 20 различных оттенков базисных пластмасс, имитирующих, кроме этого, за счет специального наполнителя подслизистую капиллярную сеть. При желании можно имитировать несколько оттенков. Что же касается наиболее эстетичного и естественного воспроизведения поверхности искусственной десны на базисе, то для достижения этой цели существует довольно много приемов. Осуществление имитации общего наружного рельефа десны достигается гравировкой по воску.

Для воспроизведения десневого валика над шейкой зуба рекомендуется слегка поддеть с оральной стороны моделировочным шпателем и аккуратно, не разрушая воск, поочередно извлечь зубы фронтальной группы. Затем модель с восковым базисом необходимо поддержать вертикально над пламенем горелки, чтобы края восковых лунок искусственных зубов и межзубные сосочки слегка подплавились и сжались. Теперь остается только аккуратно вставить каждый зуб в соответствующую альвеолу. При этом мягкий воск в области шейки и межзубных промежутков слегка деформируется, образуя маргинальный десневой валик и межзубный сосочек натурального вида. Эта процедура требует от зубного техника достаточной осторожности, чтобы не передержать модель над горелкой и не допустить расплавления воска. Натуральный эффект общей десневой поверхности на базисе достигается после осуществления постановки зубов и гладкого оформления поверхности воска, при очень кратковременном внесении модели в пламя горелки и быстром последующим промакивании наружной поверхности воскового базиса пористой губкой. Те же самые манипуляции можно проводить и с использованием щетки. При этом на его поверхности очень натурально воспроизводится эффект «апельсиновой кожуры».

После полимеризации и полирования поверхность такого протеза выглядит практически натурально по сравнению с изготовленной традиционным способом. Аспекты воспроизведения маргинальной десны и общей десневой поверхности при стоматологических вмешательствах играют важную роль в эстетичности достигаемых результатов и, несомненно, ставят специалиста-практика, придерживающегося этих принципов, на более высокую профессиональную ступень.

Кроме перечисленных манипуляций, можно применить так называемую «косметическую постановку» передних зубов. Верхние центральные резцы ставятся под углом друг к другу «домиком». Один угол режущего края покрывает угол другого резца. Для того чтобы зубы не сильно выступали, у одного спиливают угол с вестибулярной поверхности, а у другого — с язычной. Вторые резцы и клыки с мезиальной поверхности несколько развертываются в губном направлении.

Нижние фронтальные зубы устанавливают под углом друг к другу. Края протеза должны быть объемными 2—3 мм. На нёбной поверхности должны быть воспроизведены «Ruge palatinum» усредненные или индивидуальные.

А.П. Воронов, И.А. Воронов, Д.А. Воронов
ГОУ ВПО «МГМСУ»


Ортопедическая стоматология, в первую очередь, ставит перед собой задачу полного восстановления жевательной функции у пациентов. Однако, не менее важным для врача стоматолога-ортопеда является и эстетический аспект протезирования, в частности, когда речь идет о реставрации передних зубов.


В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии. Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей.


Эстетика протезирования Сейчас проблема эстетики протезирования является одной из главных в ортопедической стоматологии. Она включает: 1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношение с окружающими тканями, обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица); 2) эстетику протеза за счет использования современных технологий изготовления и материалов; 3) изучение типичных индивидуальных изменений, возникающих с возрастом, в случае аномалий, разрушение зубных рядов и другой патологии; 4) разработку методов устранения нарушений эстетических норм лица;


Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (1У – 111 век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (1Х – У1 век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости.. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека и изготовление их людьми, так или иначе связанных с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.


Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица. Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов.


Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов. 1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования. 2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами. 3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы. Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.


Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов. 1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов. 2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти 3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти. 4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица 5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха. 6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба. 7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое. 8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха. 9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица. 10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза. 11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.



ЛИЦО – типы по Бауэру. На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и жевательного аппарата или костно-мышечной системы. Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг больших и живых глаз. Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит; верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла. Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое). Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица. Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только на основании преобладания в том или ином случае различных признаков, определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях очертание лица человека может быть определено как квадратное, коническое и обратноконическое.





Эстетическая стоматология в рамках ортопедической стоматологии Самый большой объем работ по эстетической стоматологии проводят стоматологи – ортопеды, которые работают как самостоятельно, так и вместе со стоматологами других специальностей. Совместно со стоматологами-терапевтами они устанавливают искусственные коронки на штифтовые зубы, вместе в хирургами после имплантации зубов устанавливают коронки и протезы. Собственно ортопедические работы по эстетическому восстановлению зубов могут быть разными, их выбор индивидуален и зависит от проблем и предпочтений пациента. Устанавливаются несъемные (мостовидные и консольные) и съемные (бюгельные) протезы, виниры (тонкие фарфоровые пластинки, которые устанавливаются на передние зубы для закрытия дефектов), вкладки (или полукоронки устанавливаются в качестве пломбы на коренные зубы при их больших дефектах).


Эстетическая стоматология в рамках ортодонтии Ортодонтия – это раздел стоматологии, который занимается исправлением неправильного положения зубов и аномалий прикуса с использованием съемных и несъемных аппаратов. Одной из основных причин обращения пациентов к ортодонту является неправильный прикус, который может значительно нарушать внешний вид пациента. В процессе ортодонтического лечения перемещаются и занимают другое положение отдельные зубы, восстанавливается нормальный вид зубных рядов и нижней челюсти.


Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но и на его настроение, психологический статус, успешность, как в личной, так и общественной жизни. Восстановление функции – жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и отличает качественное стоматологическое лечение от посредственного. Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением керамических материалов и современных компьютерных систем проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые от естественных зубов результаты. Современная ортопедическая стоматология позволяет получить положительные результаты там, где другие методы лечения неэффективны или приводят к недолговечным или нестабильным результатам. Пример – восстановление, коррекция формы, изменение цвета с применением пломбировочного материала при разрушении зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не обойтись: риски разрушения терапевтического восстановления зубов слишком значительны.стоматология Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование, использование искусственных корней – имплантатов – весь этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически безупречные работы почти во всех случаях.


В. Н. Трезубов, А. С. Щербаков, Р. А. Фадеев Ортодонтия 2001г Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 5 курсов - Лебеденко И.Ю г Терапевтическая стоматология: учебник. ч2. Болезни пародонта Барер Г.М г Терапевтическая стоматология: учебник. ч2. Болезни пародонта

1

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Это связанно с тем, что в современном обществе красота улыбки измеряется «голливудскими» стандартами. Чтобы можно было назвать зубы идеальными, они должны быть не только здоровыми, но и иметь приятный внешний вид. Эстетическая реставрация зубов – это не только применение новейших технологий и использование современных композитных материалов, но и настоящее ювелирное мастерство и высокий профессионализм врачей-стоматологов. Поэтому так важно сегодня стоматологу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и владеть навыками скульптора и художника. Слово «эстетика »в медицине охватывает закономерности строения человеческого тела, его соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения.

эстетика

искусственные зубы

1. Гумилевский Б.Ю., Жидовинов А.В., Денисенко Л.Н., Деревянченко С.П., Колесова Т.В. Взаимосвязь иммунного воспаления и клинических проявлений гальваноза полости рта // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 7–2. – С. 278–281.

2. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В. Гальваноз как фактор возникновения и развития предраковых заболеваний слизистой оболочки полости рта // Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2012. – № 3. – С. 37–39.

3. Данилина Т.Ф., Наумова В.Н., Жидовинов А.В. Литье в ортопедической стоматологии. Монография. – Волгоград, 2011. – С. 89–95.

4. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Профилактика гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами // Вестник новых медицинских технологий. – 2012. – Т. 19, № 3. – С. 121–122.

5. Данилина Т.Ф., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Майборода А.Ю. Диагностические возможности гальваноза полости рта у пациентов с металлическими ортопедическими конструкциями // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 2. – С. 49–51.

6. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В. А. Способ диагностики непереносимости ортопедических конструкций в полости рта // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 46–48.

7. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н., Вирабян В.А. Расширение функциональных возможностей потенциалометров при диагностике гальваноза полости рта // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. – 2013. – № 1. – С. 260.

8. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Наумова В.Н., Жидовинов А.В. Литье в ортопедической стоматологии. Клинические аспекты. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. – С. 184.

9. Данилина Т.Ф., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Хвостов С.Н. Коронка для дифференциальной диагностики гальваноза // Патент на полезную модель РФ № 119601, заявл. 23.12.2011, опубл. 27.08.2012. Бюл. 24. – 2012.

10. Данилина Т.Ф., Наумова В.Н., Жидовинов А.В., Порошин А.В., Хвостов С.Н. Качество жизни пациентов с гальванозом полости рта//Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – Т. 14. № 2. – С. 134.

11. Данилина Т.Ф., Порошин А.В., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В. Хвостов С.Н. Способ профилактики гальваноза в полости рта // Патент на изобретение РФ №2484767, заявл. 23.12.2011, опубл. 20.06.2013. -Бюл. 17. – 2013.

12. Данилина Т.Ф., Сафронов В.Е., Жидовинов А.В., Гумилевский Б.Ю. Клинико-лабораторная оценка эффективности комплексного лечения пациентов с дефектами зубных рядов // Здоровье и образование в XXI веке. – 2008. – Т. 10, № 4. – С. 607–609.

13. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами / Жидовинов А.В. // Диссертация. – ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет». – Волгоград, 2013.

14. Жидовинов А.В. Обоснование применения клинико-лабораторных методов диагностики и профилактики гальваноза полости рта у пациентов с металлическими зубными протезами: автореф. дис.... мед. наук. – Волгоград,. – 2013. – 23 с.

15. Жидовинов А.В., Головченко С.Г., Денисенко Л.Н., Матвеев С.В., Арутюнов Г.Р. Проблема выбора метода очистки провизорных конструкций на этапах ортопедического лечения // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 232.

16. Жидовинов А.В., Павлов И.В. Изменение твердого неба при лечении зубочелюстных аномалий с использованием эджуайз-техники. В сборнике: Сборник научных работ молодых ученых стоматологического факультета ВолгГМУ Материалы 66-й итоговой научной конференции студентов и молодых ученых. Редакционная коллегия: С.В. Дмитриенко (отв. редактор), М.В. Кирпичников, А.Г. Петрухин (отв. секретарь). – 2008. – С. 8–10.

17. Мануйлова Э.В., Михальченко В.Ф., Михальченко Д.В., Жидовинов А.В., Филюк Е.А. Использование дополнительных методов исследования для оценки динамики лечения хронического верхушечного периодонтита // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1020.

18. Медведева Е.А., Федотова Ю.М., Жидовинов А.В. Мероприятия по профилактике заболеваний твёрдых тканей зубов у лиц, проживающих в районах радиоактивного загрязнения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12–1. – С. 79–82.

19. Михальченко Д.В., Слётов А.А., Жидовинов А.В. Мониторинг локальных адаптационных реакций при лечении пациентов с дефектами краниофациальной локализации съемными протезами // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 407.

20. Михальченко Д.В., Гумилевский Б.Ю., Наумова В.Н., Вирабян В.А., Жидовинов А.В., Головченко С.Г. Динамика иммунологических показателей в процессе адаптации к несьёмным ортопедическим конструкциям//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 381.

21. Михальченко Д.В., Порошин А.В., Шемонаев В.И., Величко А.С., Жидовинов А.В. Эффективность применения боров фирмы «Рус-атлант» при препарировании зубов под металлокерамические коронки // Волгоградский научномедицинский журнал. Ежеквартальный научнопрактический журнал. – 2013. – № 1. – С. 45–46.

22. Михальченко Д.В., Филюк Е.А., Жидовинов А.В., Федотова Ю.М. Социальные проблемы профилактики стоматологических заболеваний у студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 474.

23. Поройский С.В., Михальченко Д.В., Ярыгина Е.Н., Хвостов С.Н., Жидовинов А.В. К вопросу об остеоинтеграции дентальных имплантатов и способах ее стимуляции / Вестник Волгогр. гос. мед. ун-та. – 2015. – № 3 (55). – С. 6–9.

24. Шемонаев В.И., Михальченко Д.В., Порошин А.В., Жидовинов А.В., Величко А.С., Майборода А.Ю. Способ временного протезирования на период остеоинтеграции дентального имплантата//Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 55–58.

25. Mashkov A.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Variability index of activity of masticatory muscles in healthy individuals within the circadian rhythm. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

26. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Rehabilitation diet patients using the dental and maxillofacial prostheses. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

27. Matveev S.V., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Selection criteria fixing materials for fixed prosthesis. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

28. Mikhalchenko D.V., Sirak S.V., Yarigina E.N., Khvostov S.N., Zhidovinov A.V. The issue of a method of stimulating osteoitegratsii dental implants. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

29. Mikhalchenko D.V., Sirak S.V., Zhidovinov A.V., Matveev S.V. Reasons for breach of fixing non-removable dentures. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

30. Mikhalchenko D.V., Siryk S.V., Zhidovinov A.V., Orehov S.N. Improving the efficiency of the development of educational material medical students through problem-based learning method in conjunction with the business game.. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 4.

31. Mikhalchenko D.V., Siryk S.V., Zhidovinov A.V., Orekhov S.N. Optimization of the selection of provisional structures in the period of osseointegration in dental implants.. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 4.

32. Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V., Mikhalchenko A.V., Danilina T.F. Тhe local immunity of dental patients with oral galvanosis // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. – 2014. – Vol. 5, № 5. – P. 712–717.

33. Sletov A.A., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Treatment of patients with surround defects mandible. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

34. Virabyan V.A., Sirak S.V., Mikhalchenko D.V., Zhidovinov A.V. Dynamics of immune processes during the period adaptation to non-removable prosthesis. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

35. Zhidovinov A.V., Sirak S.V., Sletov A.A., Mikhalchenko D.V. Research of local adaptation reactions of radiotherapy patients with defects of maxillofacial prosthetic with removable. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 5.

AESTHETIC CONSIDERATIONS IN PROSTHETIC DENTISTRY

Mashko O.A. 1

1 Volgograd State medical university

Abstract:

Recently, the aesthetic demands of patients for prosthetics increased significantly. This is due to the fact that in today’s society a beautiful smile is measured by «Hollywood» standards. Perfect teeth should be not only healthy, but also to have a pleasing appearance. Aesthetic restoration of teeth – it is not only the use of new technologies and the use of advanced composite materials, but also present jewelry skill and professionalism of dentists. Therefore the dentist-orthopedist should have the necessary knowledge on aesthetics, artistic taste and be skilled sculptor and painter. Currently, this is an integral part of his work. The word «aesthetics» in medicine covers the laws of the human body structure, its proportionality at rest and dynamic, color harmony, symmetry issues, speech, age-related changes.

Keywords:

artificial teeth

Эстетическая стоматология - область стоматологической науки, изучающая эстетику челюстно-лицевой области, ее нормы; аномалии и деформации, методы их устранения и профилактики. Другими словами, это отрасль стоматологии, работающей во имя красоты человеческого лица - прекраснейшего из творений природы .

Разделом ортопедической эстетики является теория художественного моделирования.

Платон определял эстетику следующим образом - это простота, чистота, прямота, число, непрерывность, многообразие, целостность, совершенство, свет, цвет, пропорция, гибкость, точность, величина, и т.д. .

Целью данной статьи является изучение необходимости эстетических аспектов в ортопедической стоматологии.

Эстетическая стоматология имеет серьезную этическую базу, которая нацелена на общее улучшение состояния зубов .

Стремление пациентов к эстетическому лечению вызвано тем, что благодаря улучшению внешнего преображения, люди желают изменить свое внутреннее содержание.

Но несмотря на то, что эстетика способствует достижению уверенности в себе, не стоит забывать о том, что ключевым моментом все же является общее оздоровление зубов.

Как известно, в ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектура лица человека зависит от:

1. Высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип)

2. Ориентация челюстей в пространстве.

3. Углы нижней челюсти .

В зависимости от строения зубочелюстной системы различают три типа лица:

У пациентов с удлиненным типом, высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклюзионное пространство минимальное или равно нулю .

Вторая группа пациентов имеет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти приближается к 90 градусам, основание челюстей и основание черепа параллельны, свободное межокклюзионное расстояние равно шести или более миллиметров .

Третья группа - люди с правильным контуром лица, все атрогеометрические и телеренгенографические данные у них средние.

В красоте лица, несомненно, главная роль принадлежит зубам. Они являются опорой для губ, даже в покое от положения зубов зависит тонус, взаимоположение и профиль губ. Они могут быть свободными - состояние покоя, выступать или западать, находится на одном уровне. Все это отражается на индивидуальной красоте человека. Зубы выполняют немаловажную роль во время разговора, улыбки, смеха, приема пищи. Обнажаясь, зубы своими признаками активно формируют облик лица, его гармонию,формируя или разрушая ее. Цвет зубов, форма, размеры, расположение в зубном ряду формируют красоту улыбки .

Реакция большинства людей на какое-либо отклонение от нормы часто бывает непропорциональна его тяжести. Вследствие этого, у человека появляется негативное чувство отличия от других членов общества, что сказывается на его психоэмоциональном состоянии .

Основными компонентами улыбки являются:

1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы.

2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица.

3. Ширина рта в покое и улыбке.

4. Симметрия улыбки.

5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

6. Степень обнажения передних зубов. Нижние зубы в норме обнажаются на 1/3 их высоты, верхние имеют четыре степени обнажения:

В пределах режущей трети.

В пределах средней трети.

В пределах пришеечной трети.

Обнажается альвеолярный отросток .

Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования, фиксации протеза.

Важное значение в формировании нормальной улыбки имеет параллельность окклюзионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена на уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхнего центрального резца .

Выразительным средством, которое занимает в эстетике ортопедической стоматологии одну из первых позиций, является подбор цвета зубов и конструкций.

Цвет искусственных зубных коронок не должен отличатся от естественных. Для решения данной проблемы применяют фарфоровые, металлокерамические или металлопластиковые короноки и мостовидные протезы . Цвет зубов подбирается пациенту с помощью специальных расцветок и при помощи определенных условий (освещение, одежда пациента и т.д.) .

Если же у пациента наблюдается полная потеря зубов, подбор цвета искусственных зубов проводится в соответствии с возрастом и цветом кожи, у женщин с цветовой гаммой лица .

Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Различные цветовые оттенки глаз, кожи, волос, зубов оживляет лицо и разрушают монотонность .

Эстетика съемных протезов так же зависит от выбора и постановки искусственных зубов, цвета и моделирования искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искусственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. Не стоит опускать эстетические аспекты и при выборе фиксирующих элементов протеза. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и аттачмены .

Сегодня на рынке представлены различные виды эстетических материалов. К примеру керамические массы представлены следующими видами:

Различают несколько видов керамики:

Каркасная керамика

Диоксид алюминия (спечен., полуспеч.)

Диоксид циркония (спечен., полуспеч.)

Диоксид циркония, стабилизированный иттрием

Бескаркасная (высокая эстетика):

Полевошпатная керамика:

Лейцитная керамика

Силикатная керамика

Первые материалы для фрезерования в аппарате CEREC появились вместе с первым аппаратом в 1985 году. Это были блоки фирмы VITA и производились они из натурального сырья полевошпатной керамики и назывались они Vitablocs.

Для достижения качественной цветопередачи используются композиционные фиксирующие материалы различных цветов.

Relyx U200 (3M ESPE) - самопротравливающий самоадгезивный композитный цемент двойного отверждения. Выпускается в шприцах и в дозирующей форме Clicker.

Предназначен для фиксации коронок, мостовидных протезов, вкладок, накладок из металлокерамики, всех видов штифтов и культевых вкладок. Безметалловых конструкций на основе оксида циркония/алюминия.

Достоинства материала:

Отсутствуют этапы протравливания и бондинга: упрощен процесс фиксации, минимизирован риск ошибок и возникновения постоперативной чувствительности.

Высокая степень адгезии к тканям зуба и всем видам материалов для изготовления конструкций, как у традиционных много шаговых композитных систем.

Практически нулевая растворимость: надежная фиксация без нарушения краевого прилегания, долговечность реставрации.

Низкий коэффициент расширения при контакте с жидкостью: стабильный и долговечный результат при фиксации конструкций из любых материалов.

Выбор оттенков и отличная светопроводимость для эстетических реставраций.

Двойной механизм отверждения.

Variolink II - это двойного (светового и химического) отверждения композиционная система для адгезивной фиксации керамических и композитных реставраций.

Variolink II выпускается 6 цветов основной пасты и 2 цветов катализатора, а также 3 степеней вязкости. Рабочее время - примерно 3,5 минуты при 37 °C. Основа и катализатор смешиваются в соотношении 1:1. Состав:

Мономерная матрица состоит из Bis-GMA, диметакрилата уретана и диметакрилата триэтиленгликоля;

Неорганические наполнители включают в себя бариевое стекло, трифторид иттербия, Ba-Al-фторидсиликатное стекло и сфероидные смешанные оксиды.

Дополнительные компоненты: катализаторы, стабилизаторы и пигменты.

Размер частиц - 0,04-3,0 мкм. Показания: фиксация керамических и комп зитных реставраций (вкладок inlay/onlay, коронок, безметалловых адгезивных мостовидных протезов, виниров), штифтово-культевых конструкций.

В индивидуальных случаях выявляются аллергические реакции. Возможно раздражение пульпы при очень глубоких или средних полостях без соответствующей защиты пульпы/дентина лечебной/изолирующей прокладкой.

Взаимодействие с другими материалами: фенольные вещества (например, эвгенол) ингибируют полимеризацию.

У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшая внешний вид съемного протеза, уменьшать фиксацию протеза .

Реакция большинства людей на какое-либо отклонение от нормы часто бывает непропорциональна его тяжести. Вследствие этого, у человека появляется негативное чувство отличия от других членов общества, что сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Поэтому красивая и здоровая улыбка оказывает благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но и на его настроение, психологический статус, успешность, как в личной, так и в общественной жизни.

Библиографическая ссылка

Машко О.А. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2017. – № 4. – С. 54-57;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=1011 (дата обращения: 23.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

n эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты. Предмет медицинской эстетики охватывает закономерности строения человеческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, возрастные изменения и т. д.

Оценка формы и размеров головы, лица и зубов n Фронтальное и боковое обследования, включающие анализ расположения глаз, носа, подбородка и губ, позволяют определить референтные точки, которые очень важны в эстетической реабилитации. Внешний осмотр начинают с оценки формы лица. Для определения соотношения участков черепа предложены индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Форму головы можно определить по формуле: n Широкая часть головы ÷ Длинная часть головы × 100.

между лбом и носом; prn проназале, наиболее выступающая вперед точка носа; sn - подносо-вая точка; st - стомион, точка пересечения линии смыкания губ со срединно-сагиттальной плоскостью; gn - гнатион, наиболее выступающая точка подбородка

Считается, что при показателе: n до 75, 9 - голова долихоцефалическая; n от 76 до 80, 9 - мезоцефалическая; n от 81 до 85, 4 - брахицефалическая; n от 85, 5 и более - гипербрахиоцефалическая.

Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов: n высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип); n ориентации челюстей в пространстве; n величины угла нижней челюсти.

n В зависимости от этого выделяют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Зубное пространство в состоянии покоя минимально или равно нулю. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол наклона нижней челюсти приближается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Межзубной промежуток равен 6 мм и более. Третью группу составляют пациенты с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние.

Для определения соотношения участков черепа Гарсон (1910) предложил индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Морфологический индекс формы лица можно определить по формуле: Морфологическая высота лица ÷ Наибольшая скуловая ширина × 100. По морфологическому индексу лица изначально выделяют 5 его типов: n до 78, 9 - очень широкое лицо; n 79, 0 -83, 9 - широкое лицо; n 84, 0 -87, 9 - среднее лицо; n 88, 0 -92, 9 - узкое лицо; n 93, 0 и выше - очень узкое лицо.

Степень развития мозгового черепа, жевательного и дыхательного аппарата, костно-мышечной системы формирует лицо человека, и соответственно этому Бауер выделил четыре формы лица: церебральную, респираторную, дигестив-ную (пищеварительную) и мышечную. Первые научно обоснованные описания формы лица, в связи с эстетикой зубного протезирования, встречаются в работах Вильямса (1913). Изучив большое количество черепов различных расовых групп, он установил четыре формы лица: n квадратный тип - когда боковые линии лица параллельны или почти параллельны; n треугольный тип - при более или менее остро сходящихся к нижней части лица боковых линиях; n овальный тип - с закругленными боковыми линиями; n овоидный тип - когда лицо имеет более широкие размеры под глазами, чем над ними.

Энгль (1908) ввел для оценки эстетики лица по фотографиям "линию гармонии", соединяющую наиболее выступающие точки лба глабелла (gl) и подбородка - погониум (pg). Изучая профиль лица, положение губ и носа, автор пришел к выводу, что наиболее гармоничным является лицо, когда эта линия проходит через крыло носа (рис. 5 -3, а). Кампион брал за основу мягкие ткани лба, кончик носа и подбородка (рис. 5 -3, б). Однако сегодня появились современные и точные методы определения профиля лица по профильным телерентгенограммам.

Виды профиля лица по Lowery, где n а - выпуклый; б прямой; в - вогнутый

Фронтальный анализ лица, взаиморасположение горизонтальных и вертикальных линий лица, обеспечивающих его правильную геометрию: n А - срединная линия; В межзрачковая линия; С 1 граница волосистой части головы; С 2 - надбровная линия; С 3 - под-носовая линия; С 4 - подбородочная линия; D - линия резцов. Фото предоставлено автором

n Выделяют три разновидности улыбки: резцовую, сосочковую и альвеолярную (рис. 5 -6). Для резцового типа улыбки характерно обнажение только режущего края передних верхних зубов. Это так называемая закрытая улыбка. n Она позволяет разместить вне зоны видимости кламмеры или искусственную десну съемного протеза. При со-сочковом типе улыбки обнажается вся коронка переднего зуба, уголки рта приподняты. При таком типе улыбки нежелательно применение кламмер-ной системы фиксации. Самым неблагоприятным является альвеолярный тип улыбки, так как при этом вообще затруднено эстетическое протезирование.

n Существует три типа линии улыбки - низкая, средняя и высокая ("десневая улыбка"). Немаловажное значение для эстетики лица имеет так называемое щечное пространство затемняющееся вглубь пространство от середины клыка до угла рта. Это темное пространство между щечной поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек и углами рта помогает достичь эффекта градации при меняющемся освещении зубов. В то время как щечное пространство уменьшает восприятие деталей, возрастает иллюзия расстояния и глубины (рис. 5 -7).

n Компоненты улыбки n Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размерам головы. Обычно для высоких людей астеничного типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы; для нормостеника - зубы любой формы с незначительным преобладанием высоты над шириной; для гиперстеника - широкие зубы, чаще с признаками овальности. n Соответствие формы верхних резцов форме лица. n Ширина рта в покое и при улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной, и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачком. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на премолярах и молярах, а также металлические зубные протезы в боковых отделах зубных рядов.

n Симметрия улыбки. n Соответствие ширины верхних передних зубов ширине рта. n Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор метода фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе определяется степенью обнажения передних зубов. Существует четыре степени обнажения: n - коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети; n - коронки этих же зубов обнажаются в пределах средней трети; n - зубы обнажаются в пределах пришеечной трети; n - обнажается альвеолярный отросток.

n Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым является такое соотношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы. n Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому. n Плоскость, проходящая между верхними и нижними резцами, должна совпадать со срединной линией (эстетическим центром лица). n Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин - всей ширине шести верхних передних зубов. n Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов. n Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при величине угла 5° для 4 верхних резцов.

Компоненты "красивой улыбки" n Большое значение в формировании нормальной улыбки имеет параллельность резцовой поверхности нижнему краю красной каймы верхней губы и линии, соединяющей углы рта (рис. 5 -8). Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена на уровне разреза губ и соответствует режущему краю нижних резцов.

n Моделирование формы и величины искусственных зубов не представляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти (антагонисты). Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и другое делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики с пациентом обсуждают цвет, форму, величину искусственных зубов. При согласовании эти форма и величина переносятся на постоянные зубные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусственных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи применяются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию.

n n При моделировании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивают наклон зубов к средней линии, применяют более темную окраску зубов. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верхней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикально. Другим приемом иллюзии является наложение боковых резцов на центральные. Этим достигаются уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади более мелких боковых резцов. Прямолинейные зубы кажутся больше, овальные - меньше

n При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видимые при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают бескламмерные системы крепления (магнитные фиксаторы, телескопические коронки, аттачмены) или специально планируемая "косметическая" ретенция кламмеров в визуально недоступных зонах, которую можно осуществить на этапе изготовления (бюгельных) коронок.

В идеальной пропорции резцов, где форма и положение зубов оптимальны, межзубные промежутки располагаются все более апикально от средней линии до клыков. Практически все исследователи оптимальных пропорций зуба пришли к выводу, что ширина у резца составляет приблизительно 75 -80 % длины (рис. 5 -9).

n В сложных клинических ситуациях для реализации плана эстетического лечения необходимо проведение диагностического воскового моделирования. Это, в свою очередь, позволяет наглядно продемонстрировать планируемое восстановительное лечение, что особенно важно при наличии трем, диастем, скученного расположения передних зубов, рецессиях десны и т. д. Восковое моделирование позволяет определить необходимость дополнительной ортодонтической, хирургической подготовки, избирательного пришлифовывания бугров, коррекции десневого прикрепления, а также наметить схему препарирования зубов под ортопедические конструкции и выявить особенности временных коронок (рис. 5 -10).

Рис. 5 -10. Восковое моделирование зубного ряда на диагностической модели верхней челюсти (а). Пластмассовый аналог восковой композиции, полученный с помощью силиконового ключа (б)

n Характеристика зубных протезов по мере убывания их эстетических качеств: n керамические виниры; n цельнокерамические коронки из прессованной керамики; n цельнокерамические коронки с безметалловым каркасом из оксида алюминия или циркония; n металлокерамические коронки с керамическим краем (плечом) без гирлянды; n металлокерамические коронки с гирляндой.

n ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА ЗУБОВ n Одним из факторов, определяющих успех протезирования керамическими и металлокерамическими конструкциями, служит правильное, точное определение цвета зубов. Между тем эта процедура требует определенных знаний и навыков. Определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки (эталона) не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень многоцветны (мультихромны).

Виды расцветок для определения цвета зубов n Существует несколько видов расцветок - Vita, Chromascop, Vitapan 3 D Master и др. , но ни одна из них в полной мере не отображает всего многообразия цветов в живом зубе. n Возьмем за основу расцветку Vita Lumin Vacuum, Vitapan Classical фирмы "Vita" (Германия). В настоящее время она является самой распространенной. Рассмотрим ее подробнее. В вопросе определения цвета всегда нужно учитывать следующие характеристики: n окраска или тон - название цвета или сочетание цветов; n насыщенность - определяется количеством пигментов данной окраски (чем их больше, тем выше степень насыщенности); n яркость - определяется количеством серого оттенка.

n Расцветка Vita имеет четыре диапазона тонов: А, В, С, Д. При этом: А оранжево-коричневый, В - желто-оранжевый, С - серо-коричневый, Д оранжево-серый. В реальной жизни один из цветов может преобладать над другими, например А 3 с преобладанием оранжевого. Шейка натурального зуба, как правило, окрашена более интенсивно, потому что там самый тонкий слой эмали. И при определении цвета это обязательно нужно учитывать. Иногда окраска шейки зуба может находиться в тоне, отличающемся от основного. Например, основной тон может быть А, но шейка зуба может быть желтой с заходом в гамму В. n К расцветке Vita прилагается вкладыш, где цвета расцветки расставлены по степени яркости: В 1, А 1, В 2, Д 2, А 2, С 1, С 2, Д 4, А 3, Д 3, В 3, А 3. 5, В 4, С 3, А 4, С 4. Часто можно видеть зубы, имеющие тон А или В, но при этом по яркости вполне соответствующие гамме С. Другими словами, если приложить один из зубов расцветки группы С к такому зубу со сниженной яркостью, то можно увидеть, что он (зуб из расцветки) почти выделяться не будет. По яркости зубы будут идентичны, и различие лишь в окраске. Ошибка в степени яркости моментально выделяет протез в полости рта. Разница в цвете или насыщенности иногда бывает не так заметна, как ошибка в яркости.

n Эта шкала расцветок соответствует: n керамическим материалам из Вита Омега/Омега-800, Вита VMK 68/95, Вита Тиманкерамик, Вита Хай-Керам, Витадур Альфа; n искусственным пластмассовым и фарфоровым зубам Витапан. n Универсальная расцветка Chromascop фирмы Ivoclar Vivadent (Лихтенштейн) состоит из 20 цветов, которые подразделяются на 5 наглядных, съемных цветовых групп ("белый", "желтый", "светлокоричневый", "серый", "темно-коричневый"). По окончании определения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета осуществляются лишь в рамках соответствующей группы (рис. 511).

Расцветка Vitapan 3 D Master фирмы Vita (Германия) состоит из 26 цветов, скомпонованных по яркости, насыщенности и оттенку (рис. 5 -12).

Процедура определения цвета зубов n Определяя цвет, необходимо разделить коронку зуба на 3 условные взаимно перпендикулярные горизонтальные и вертикальные плоскости. Горизонтальные плоскости следует разделить: n на пришеечную; n срединную (экваторную); n режуще-окклюзионную.

Оптимальные условия для определения цвета n Эрнст А. Хегенбарт (1993) считает, что для оптимального восприятия цвета зубов предпочтителен нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, он принят за стандарт. Причем уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 лк. В соответствии с этим стандартом разработаны искусственные источники освещения для рабочих мест врача-стоматолога и зубного техника. Установлено, что гигиенический минимум естественной освещенности для помещений с длительным пребыванием людей составляет 200 лк. На определение цвета зубов также влияет цвет стен, потолка, пола и штор, мебели и т. д.

n электронные приборы для измерения цвета зубов можно разделить на спектрофотомеры, колориметры и цифровые камеры. Эти приборы отличаются размерами участка измерения, конструкцией, чувствительностью к воздействию различных факторов во время работы, устойчивостью к нежелательным воздействиям, дизайном, а также ценой.

Эстетика (от греч. aisthetikos -- чувствующий, чувственный) -- филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию.

Эстетическая стоматология - это область медицины направленная на улучшение, восстановление и сохранение красивого (эстетичного) внешнего вида зубов. В эстетической стоматологии выделяется три понятия, которые тесно связаны с друг другом, но имеют значительное отличие по сути: реставрация, реконструкция, трансформация.

Реставрация - это восстановление формы, функции и эстетических свойств зуба искусственными реставрационными материалами. То есть восстановление ранее утраченной формы в топографических границах зуба по причине кариозного процесса, травмы и т.д. Реконструкция - это изменение пространственной ориентации зуба в полости рта при различных аномалиях положения зубов, таких как тортоаномалии, протрузии, ретрузии, дистопия а также сочетание этих аномалий. Трансформация - это изменение присущей формы зуба на другую, и тем самым переведение его в другую группу. Например, клыка в резцы, премоляра в клык и др. Часто трансформация приобретает значение при одновременном ортодонтическом лечении.

Этапы реставрации: Для того чтобы достигнуть высокого качества выполняемой работы необходимо строго соблюдать определённые этапы, такие как:

  • · Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
  • · Анестезия
  • · Очистка поверхности
  • · Определение цвета
  • · Препарирование
  • · Макро и микроизоляция от влаги
  • · Наложение лечебной прокладки(в случае необходимости)
  • · Кондиционирование
  • · Нанесение бондинговой системы
  • · Послойное внесение и фотополимеризация материала
  • · Удаление изолирующих материалов (валиков, матриц, клиньев)
  • · Шлифовка
  • · Полировка
  • · Финишная полимеризация

Эстетическая реставрация - это восстановление пораженных кариесом и разрушенных зубов согласно их первозданного вида путем верного подбора восстановительного материала по таким параметрам, как цвет, прозрачность и форма. Отличие реставрации от пломбирования зубов: если при пломбировании в основном происходит восстановление функциональных характеристик зуба, то при реставрации утраченные ткани зуба восполняются материалом, имитирующим дентин и эмаль, их прозрачность и цветовую гамму.

Реставрация зубов -- особая технология, при которой применяются специфические материалы искусственного происхождения: компомеры и композиты.

Эстетическое восстановление подразделяется на прямое и непрямое:

· При прямой арт-реставрации стоматолог воссоздает и реставрирует разрушенные части зубов из фотополимера или стеклоиономера (реставрационных материалов светового отверждения) прямо во рту пациента.

Компомеры обладают хорошими эстетическими свойствами и используются при реставрации зубов довольно небольшой срок. Разнообразная цветовая палитра материалов для реставрации дает возможность максимально похоже выбрать цвет восстанавливаемого зуба. Фотополимеры. Плюсы: -проникает в дентин и эмаль, практически сливаясь с родными тканями; -подстраиваются под цвет эмали; - неограниченное время работы, так как затвердевают лишь после применения специальной лампы. Минусы: -высокая цена; -при попадании влаги на материал - фотополимер темнеет; -при плохой шлифовке образуется налет. Композиты довольно давно широко задействованы при реставрации зубов и имеют срок службы 10 -- 15 лет. Стеклоиономеры - целый класс современных стоматологических материалов, созданных путем объединения свойств силикатных и полиакриловых систем. (Классифицируются: порошок, порошок-жидкость, капсулы, паста).

Плюсы: - хорошая химическая адгезия к тканям зуба; - хорошая химическая адгезия к другим пломбировочным материалам; - высокая биологическая совместимость с тканями зуба; - близкие к тканям зуба характеристики теплового расширения; - низкий модуль упругости; - обладают биоактивностью. Минусы: - длительность отвердевания цементной массы; - чувствительность к избытку или недостатку влаги в процессе отверждения; - чувствительность к внешним механическим воздействиям в процессе отвердевания; - опасность раздражающего действия на пульпу при глубоких полостях.

· К непрямым методам относятся восстановления целостности зуба с помощью микропротезов, требующих снятия слепка и времени для их изготовления в лаборатории. К микропротезам можно отнести керамические виниры и накладки, с помощью которых возвращается целостность резцов или жевательных зубов без применения полноценного протезирования.

Виниры - это микропротезы, которые восстанавливают форму и/или цвет отдельно взятого зуба или группы зубов, и в отличие от коронок, покрывают не весь зуб, а одну - две его поверхности. Виниры на зубы изготавливаются для облицовки их передней поверхности, которая видна при улыбке. Обычно в линию улыбки попадают 10 верхних и 8 нижних зубов.

Виниры керамические по праву считаются лучшими. Изготавливаются такие виниры в зубо-технической лаборатории. Фарфоровые виниры. Фарфор - это основной материал для изготовления керамических виниров. Связано это с тем, что фарфор прочен, не меняет цвет со временем, имеет показатели прозрачности и строение, которое ближе всего похоже на эмаль зуба. Виниры из диоксида циркония. Циркониевые виниры состоят из высокопрочного каркаса из диоксида циркония и спеченной на нем фарфоровой массы. Несомненно есть преимущество винира из диоксида циркония перед виниром из непрессованного фарфора. Дело в том, что циркониевый каркас по прочности превосходит непрессованный фарфор. Однако сопоставим по прочности с прессованным фарфором.

Достоинства керамических виниров:

  • § Высочайшая эстетика и полная цветовая стабильность, т.е. они не темнеют и не тускнеют со временем.
  • § Надежность и длительный срок службы, который ограничен только форс-мажерными обстоятельствами (например, спортивная травма и т.д.)

Недостатки керамических виниров:

· Высокая цена.

Композитные виниры. Такие виниры изготавливаются из свето-полимерных композитных пломбировочных материалов. Существует два метода изготовления виниров из композитов:

§ В стоматологическом кресле во рту у пациента -в этом случае винир делают из композитных светоотверждаемых пломбировочных материалов. Поэтому такие виниры называют также - прямые виниры, виниры терапевтические. По сути это реставрация зуба из светополимерных пломбировочных материалов.

Процесс изготовления такого винира заключается в том, что врач-терапевт сам сошлифовывает переднюю поверхность зуба, и путем послойного нанесения светополимерного пломбировочного материала восстанавливает переднюю поверхность зуба.

§ В зубо-технической лаборатории -в этом случае сначала нужно обточить зуб под винир и снять с зубов слепок. В лаборатории зубной-техник по слепку сделает гипсовый оттиск зубов, на котором будет смоделирован винир из все тех же светоотверждаемых пломбировочных материалов. Этот вариант изготовления более качественен и обладает большей надежностью по сравнению с первым.

Достоинства композитных виниров:

  • § Удобны при малых дефектах зуба.
  • § Возможность обработки только поврежденного участка зуба.
  • § Доступная цена.

Недостатки композитных виниров:

  • § Изменение цвета винира со временем.
  • § Низкий уровень эстетики.
  • § Хрупкие.
  • § Изготавливаются не в лаборатории, а стоматологом непосредственно во рут у пациента - человеческий фактор.

Стоматологические зубные накладки или зубные вставки применяются в тех случаях, когда имеется значительное разрушение зуба и его восстановление при помощи композитных материалов не возможно. Зубные накладки и вставки прочны; они способствуют укреплению зубов до 75 процентов; вкладки и накладки продлевают жизнь зуба и предотвращают необходимость зубного лечения в будущем.

Люминиры - одно из средств современной косметической стоматологии. По своей сути, это косметические накладки, которые устанавливают на видимую часть зуба с целью откорректировать его структуру, форму или цвет (устранить сколы, искривления или исправить цвет эмали), а в отдельных случаях люминиры можно использовать даже вместо брекетов. Согласно технологии люминиринга, перед установкой люминиров не требуется обточки зубов, в отличие от виниров. Так как винир достигает в ширину 0,7мм, а люминир 0,2мм.

Достоинства люминиров:

  • § Не требует обточки зуба.
  • § Возможно снятие люминира.

Недостатки люминиров:

  • § Ненатуральный цвет.
  • § Возможна коррекция лишь одного зуба.
  • § Высокая цена. Основными на сегодняшний день являются следующие методы художественного восстановления зубов:
  • · выравнивание и изменение формы зубов,
  • · устранение сколов зубов или их разворотов,
  • · удаление старых потемневших пломб,
  • · устранение слишком узких или больших межзубных промежутков,
  • · профессиональное отбеливание и восстановление эмали.

Основными приемами, применяемыми в эстетической стоматологии, могут считаться следующие наиболее распространенные на сегодняшний день:

  • · реставрация эстетики и формы зуба;
  • · корректировка формы зубного ряда и отдельных зубов;
  • · изменение цвета зубов (отбеливание зубной эмали);
  • · изменение расположения отдельных зубов в зубном ряду;
  • · перекрытие промежутков между зубами (тремы, диастемы).

Прямая реставрация зубов: Плюсы:

  • · сведенное к минимуму снятие эмали зуба,
  • · надёжность - именно благодаря современным технологиям эффект оперативного вмешательства держится долгие годы,
  • · экономию времени - существенно уменьшается количество посещений зубного врача,
  • · экономию средств - для прямой эстетической реставрации зубов цены обычно ниже, чем для непрямой реставрации.

· материалы, используемые при реставрации, требуют особого ухода, так как могут изменять свой цвет.

Непрямая реставрация зубов: Плюсы:

· установленные виниры и накладки наиболее точно соответствуют по форме и цвету натуральных зубов.

· проходит в несколько этапов и суммарно занимает больше времени.

эстетический реставрация зуб протез

Список используемой литературы

Боровский Е.В. с соавт.: Терапевтическая стоматология.