Рассказ о себе в 3 лице пример. Обращение к себе в третьем лице - исполнение собственных желаний

Окружающих может сильно раздражать подобный стиль общения. Согласитесь, выглядит довольно странно, когда вполне нормальный внешне парень вдруг заявляет: «Андрей уже устал работать» вместо «Я уже устал работать».

Прежде чем с опаской сторониться, разберитесь в психологии такого поведения.

Интересно! Ученые проводят специальный психологический тест, участники которого пытаются поведать о себе и своих привычках от первого, второго и третьего лица, причем как в единичном, так и в множественном числе. Сами участники эксперимента с удивлением обнаружили, что испытывали совершенно разные эмоции.

Если человек говорит о себе в третьем лице, употребляя вместо «Я» местоимение «Он/Она» или вообще, называя себя по имени, он скорее всего относится с юмором к своей жизни и привычкам. Психологам удалось установить, что именно общение в такой форме позволяет максимально эффективно донести до собеседника цель и интересы человека.

С психологической точки зрения такая манера разговора означает, что человек смотрит на себя и сложившуюся ситуацию со стороны. Таким образом, снижается эмоциональное давление на рассказчика, хотя он остается внимательным и сосредоточенным. Такие люди могут легко решить любую возникшую проблему.

Другие мнения

Самое распространенное мнение окружающих гласит, что люди, которые говорят о себе в третьем лице, обладают слишком завышенной самооценкой и ни во что не ставят остальных. Надо признать, эта гипотеза не лишена доли истины.

Если дело касается чиновника или человека, занимающего высокий пост, он действительно может психологически наслаждаться своей важностью и властью. Некоторые даже говорят о себе во множественном числе, употребляя местоимение «Мы». Именно последние считают себя настолько влиятельными, что не берут в расчет ни мнение, ни с интересы окружающих.

Но простые люди вряд ли станут морально возвышать себя над другими, рассказывая о своей жизни и деятельности от третьего лица. Зачастую такая манера общения употребляется для того, чтобы показать ироничность отношения к себе.

Вероятно, что человек стесняется рассказывать какие-то жизненные моменты, и переход на такой тип повествования позволяет ему более свободно и с юмором описать ситуацию, одновременно не ощущая ответственности за случившееся.

Некоторые психологи считают такую привычку отрицательной. Она может свидетельствовать о том, что у человека слишком низкая самооценка, а в особо сложных случаях речь может идти даже о комплексе неполноценности. Иногда привычка говорить о себе в третьем лице свидетельствует о начальной стадии шизофрении.

Если вы обладаете привычкой рассказывать о себе от третьего лица, не стоит расстраиваться. Ведь у всех людей есть недостатки, а этот не считается таким уж ужасным, чтобы впадать в уныние.

Консультация для родителей

РЕБЕНОК ГОВОРИТ О СЕБЕ В ТРЕТЬЕМ ЛИЦЕ ИЛИ ПУТАЕТ ПОЛ

У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».

Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»

Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.

Если ребенок говорит о себе во втором лице

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?

Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».

Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.

Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.+

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

  2. Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.

Дата сообщения: 16.12.2009 13:45

Татьяна

Мой друг часто говорит о себе в третьем лице. Например: " Коту сегодня жарко. Кот сегодня заболел (упал, грустит, и т.д)Кот - это прозвище.Что это может означать? Как характеризует этого человека?

Дата сообщения: 17.12.2009 00:46

Маргарита Владимировна

Мне нравится психолог Н. Козлов, он проводил упражнение, в котором люди говорили о себе в различных лицах и числах, вот что он сказал о людях, которые говорили о себе в третьем лице единственного числа:
"Когда человек говорит о себе в третьем лице единственного числа, то он обнаруживает, что становится удивительно легко шутить над собой, удивительно легко четко и внятно объяснять, что он хочет и что он будет делать – со стороны ему реально виднее, ему легко поговорить, сложные моменты во взаимоотношениях с подчиненными, не вовлекаясь в чувства, а оставаясь в пределах общего дела и общей цели."
Но это он говорит в рамках специального упражнения.

У меня есть несколько точек зрения на эту проблему:
1) просто прикалывается;

3) человек хочет посмотреть на себя со стороны;
4) желание привлечь внимание к своей персоне, неординарным обращением к себе.

Дата сообщения: 17.12.2009 09:12

Сергей

Просто едет крыша.

Дата сообщения: 17.12.2009 12:12

Сергей, ну зачем же так категорично? Разве у вас нет "тараканов" в голове?

Татьяна, иногда я говорю о себе в третьем лице. Проанализировав, почему так происходит, я поняла, что делаю это:
1) для самоиронии;
2) когда испытываю сильные чувства, которые мне хочется обсудить с тем, к кому я их испытываю.
В обоих случаях говорить так гораздо легче.

Дата сообщения: 17.12.2009 15:29

Татьяна

Думаю, что подходят 2 варианта:
1) самоирония
2) у него имеется внутренний конфликт, недостаток внимания в детстве, нехватка какого-то третьего лица в жизни ребенка(возможно неполная семья);

Дата сообщения: 23.12.2009 15:57

Авдеев Сергей

Вольф Мессинг говорил о себе в третьем лице! "Вольф хочет чаю..." Возможно, гениальность, а возможно... и нет. Только своевременное обращение к специалисту может предотвратить.... или развить....
Если это взрослый человек, то возможно, избегание ответственности.
Можно что угодно предполагать и доказать.
Я думаю, что каждый человек имеет право иметь свой "бзик" или свою картину мира. Других это может напрягать, радовать или смешить.... Выбирайте...

Дата сообщения: 21.03.2010 11:29

Евгения

А у меня это происходит от смущения, когда хочется избежать многочисленных "Я" и показаться нескромной.

Дата сообщения: 08.06.2010 23:45

Евгений

Гай Юлий Цезарь написал автобиографическую книгу "Жизнеописание Цезаря". Он ее писал о себе любимом, но в третьем лице. В итоге это привело к тому что текст воспринимается как более достоверный и объективный - ведь эту оценку дал кто-то со стороны, а не сам автор себе. Возможно, Кот так же мудр, как Цезарь.

Дата сообщения: 18.08.2010 16:21

Саша

У меня есть привычка говорить о себе в 3м лице, причем о себе в старости. Я себя называю баба Шура. Сама не понимаю почему... Как это можно трактовать?

Дата сообщения: 23.12.2010 17:27

12312

полный бред. Этот форум туфта!

Дата сообщения: 30.12.2010 00:09

Настя

Я тоже говорю инногда о себе в 3ем лице.
В этот момент я:
1) или разруливаю сложную ситуацию (ибо я человек который падает из крайности в крайность) и помочь мне некому.
2) Либо я хочу показать человеку мол о самолюбии (хотя не есть таковой), только в том случае если он мне не приятен и я хочу его оттолкнуть.

Дата сообщения: 24.01.2011 08:48

Анна

По-моему говорить о себе в третьем лице вполне нормальное явление, в этом вообще нет ничего особенного.Таким образом мы избегаем этих многочисленных "я",и вообще легче оценивается ситуация

Дата сообщения: 07.02.2011 00:40

Ndrey

Слушайте психологи, а если человек говорит о себе самом, что он такой "хороший, грамотный, красивый, и, к тому же, профессионал в своей профессии", то что он желает, или подсознательно хочет, показать своим подчиненным?!!! Как реагировать на такие "БРЕДНИ" - послать куда по-дальше или молчать в тряпочку? Второе не особо приемлемо, т.к. имеется достоинство, а послать - равносильно увольнению.

Дата сообщения: 22.03.2011 15:03

shizzska

2 Ndrey.
Психологи не обладают телепатией, и не понимают что для тебя означает слово "бредни", так что не надо обращаться так пренебрежительно, уверен тебе тоже не нравиться когда к тебе так обращаются. Думаю тебе стоит описать ситуацию поподробнее.

У меня такая же проблема, мой отец очень эгоцинтричная личность, то есть он делает все что захочет, когда захочет, постоянно орет на членов семьи, при этом тычет в себя пальцем и говорит какой он невьебенный, красивый и на все руки мастер, при чем когда мы просили продемонстрировать свои способности, он вежливо отказывается. Единственным аргументом в доказательстве своей правоты считает пену летящую изо рта. Реально в воспитании нас(Я младший брат 19лет, старшему 27) не принимал никакого участия, не считая битья и криков. Ммм не знаю как надавить на отца, что бы он понял, что кроме него в доме еще много людей у которых тоже есть мнение.

На данный момент между медиками ведутся споры о том, понимать ли вялотекущую шизофрению, как форму классического заболевания, или выделить ее, как самостоятельную нозологическую единицу. Этот вопрос всплыл потому, что симптоматика данной болезни довольно абстрактна, и может описывать абсолютно здорового человека с особенным характером. К примеру, эксцентричность и странный внешний вид являются важнейшим проявлением этого недуга, но как тогда отличить представителей разных субкультур (репери, эмо, готы, рокеры, хиппи и др.) от пациентов. Иначе говоря, где грань между нормальностью и скрытой шизофренией, и кто ее определяет?

Клиническая картина заболевания

Как правило, данный вид шизофрении может начать проявляться в возрасте 20-30 лет, но точный и полноценный диагноз ставится обычно только в 40 лет. При этом признаки недуга возможны еще в раннем возрасте, когда ребенок необоснованно выполняет странные действия, например, делает уроки только на кухне, или любит изюм, но никогда не ест его в булочках. Это можно назвать причудой, если ребенок может объяснить, почему он так делает, пусть даже это объяснение будет нелогичным. Если же ребенок говорит «Не знаю», это может свидетельствовать о некоторых предпосылках. Также частым признаком является разговор о себе в третьем лице.

Важно, что люди с вялотекущей шизофренией осознают изменения в своей эмоциональной и психической деятельности, и при желании могут выглядеть очень приветливыми, но это обычно краткосрочная маска.

Однако если человек отличается хладнокровностью, равнодушием к проблемам близких людей, и при этом долгое время может не «снимать» улыбку, то психологи утверждают, что у такого человека шизофрения граничит с социопатией.

Признаки заболевания

По последним данным такая шизофрения наблюдается у 10-15% людей на планете, причем в большинстве случаев этот недуг передается по наследству. Среди основных признаков врачи выделяют такие:

  • замкнутость и нежелание вступать в социальные контакты;
  • очень узкий круг общения;
  • очень узкий круг общения;
  • эксцентричное поведение и довольно грубая реакция на какие-то внешние проявления – мимолетом сказанные слова, неуместные плакаты и т.д.);
  • подозрительность, недоверчивость, нежелание работать в группе и коллективе;
  • сочетание стереотипного мышления с богатой фантазией, приводящей к появлению иллюзий.

Конечно, список подобных признаков довольно большой, и буквально совпадение с 3-4 пунктами может свидетельствовать о наличии скрытой формы болезни.

Важность навязчивых идей

Особое внимание хочется обратить на наличие навязчивых идей, которые могут сопровождаться разными синдромами – тот же синдром навязчивых движений, когда человек открывает двери только левой рукой, или обходит столб только с правой стороны и т.д. Какая-то навязчивая идея настолько входит в жизнь человека, что пациенты объясняют ее просто привычкой. Это может быть желание постоянно убирать, или мыть окна каждый последний четверг месяца. Поразительно, но ради выполнения устоявшейся идеи человек готов даже отпроситься с работы, что может свидетельствовать о том, что заболевание прогрессирует.

Хочется обратить внимание и на то, что более 60% знаменитых ученых по всем признакам страдали данной формой шизофрении. Их навязчивая идея была наука, ради которой они переставали думать о бытовых благах.

Ярким примером является известный математик Перельман, решивший задачу Пуанкаре, и отказавшийся от награды в миллион долларов, поскольку для него важной была сама задача, а не прибыль. Другой пример, Исаак Ньютон, который отличался на ужас вредным и злостным характером, нежеланием часто общаться с коллегами и непомерной эгоцентричностью. Что уже говорить про замкнутого Теслу или странное поведение Эйнштейна.

Конечно, это не значит, что вялотекущая шизофрения является признаком гениальности, ведь вышеперечисленные ученые прилагали масштабные усилия для достижения успеха в научной сфере. А вот одна лишь болезнь может привести к серьезным психическим расстройствам, поэтому необходимо браться за ее лечение. Но поскольку в данном случае серьезной симптоматики в виде бредовых галлюцинаций и социально опасных действий, не проявляется, врачи обычно назначают только прием нейролептиков и иногда сеансы психоанализа.