Стресс — привычное состояние человека в современном мире. Стресс и депрессия – бич современного общества

Стресс – это состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют несколько типов стрессов. Одна из классификаций выделяет физиологические и психологические стрессы, последние подразделяются на информационные и эмоциональные. Физиологический стресс возникает под воздействием физиологических стрессоров, например, повышенной температуры. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Мне кажется, данный вид стресса особенно актуален в современном мире, где большинство людей стремятся к успешному построению карьеры и занятию ответственных постов. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Все перечисленные виды стрессов могут оказывать как положительное мобилизующее воздействие на жизнедеятельность организма, так и отрицательное.

На сегодняшний день крайне распространена точка зрения, согласно которой стресс – это редкое и яркое явление в жизни обычных людей. Мнение Г.Селье на этот счёт крайне отличается. Он считает, что человек даже в состоянии полной расслабленности, как ему кажется, испытывает стресс. Кровеносная, дыхательная, нервная и пищеварительная системы непрестанно работают. Полное отсутствие стресса означало бы смерть. Однако уровень физиологического стресса наиболее низок в периоды отдыха и расслабленности, хотя никогда не равен абсолютному нулю. Эмоциональное возбуждение любой направленности сопровождается возрастанием степени физиологического стресса.

Подводя промежуточные итоги, хотелось бы сказать, что особенности стресса довольно многообразны: стресс бывает нескольких видов, в зависимости от вида стрессора и последствий. Также стресс имеет три фазы своего протекания. И, наконец, стресс – довольно распространённое явление в жизни любого человека, независимо от рода его деятельности, социального положения и возраста. Если психологического стресса человек ещё как-то может избежать, то физиологический стресс ему неподвластен.

Очевидно, что человек не может полностью обезопасить и оградить себя от стресса, который является неотъемлемым спутником человека и всех животных на протяжении всей их жизни. В настоящее время довольно распространено мнение о том, что стресса можно и нужно избегать.

Значение стресса в современном мире

В современном мире идёт довольно широкая пропаганда идеи о том, что стресс наносит человеку исключительно деструктивное влияние, способствуя развитию различных психических нарушений и общему износу организма. Возможно, в какой-то степени это, действительно, так, и я не буду опровергать это. Однако я убеждена, что стресс может оказывать и положительное влияние, и далее я попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых, я считаю, что глупо приписывать какие-либо полярные качества чему-либо. Не думаю, что можно однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим. Мне кажется, всё относительно, даже те вещи, которые на первоначальный взгляд кажутся исключительно отрицательными и негативными, могут обнаружить в себе какие-то позитивные стороны. Поясню на примере. Допустим, человека уволили с работы. Конечно, на первый взгляд кажется, что это крайне отрицательное событие в жизни любого, ведь человек потерял источник средств для существования, а также способность трудиться и самореализовываться. Однако данная ситуация заставляет человека мобилизировать все свои силы и возможности для поступления на другую работу, которая, возможно, является более перспективной и высокооплачиваемой. Если бы человека не уволили, он, скорее всего, в силу своей привычки к стабильности, не решился бы на смену места работы. Хотя возможен и другой исход. Например, человек не смог найти работу и впал в депрессию. Тогда, конечно, вся череда этих событий несёт негативный характер. Однако, не зря ведь говорят: «Кто ищет, тот всегда найдет». Я думаю, что способность человека найти новую работу в данной ситуации зависит исключительно от его личных качеств и упорства. Таким образом, я считаю, что то, какое влияние оказывают на нас те или иные события, зависит только от нашего восприятия и отношения к ним, а также от нашего поведения в данной ситуации. Итогом всему выше сказанному может послужить моя точка зрения, согласно которой, любое событие или явление, в том числе и стресс, носит двойственный характер. Нельзя однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим.

Во-вторых, мне кажется, что само по себе глупо – наделять негативным смыслом явление, которое имеет место в жизни любого человека и которое неизбежно. Ведь никому не придёт в голову сказать, что рост волос или дыхание, например, это плохо. Я считаю, относительно стресса ситуация складывается аналогичным образом. Ведь стресс, хотя бы на физиологическом уровне, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, подобно росту волос или ногтей.

В-третьих, даже если стресс и носит негативный характер, все равно его общее глобальное влияние на организм, на мой взгляд, позитивно. Ведь человек, не познавший несчастья, не сможет быть поистине счастливым. Так же и со стрессом. Стресс придаёт нашей жизни яркую окрашенность. Болезни сменяются периодами здоровья, слезы сменяются смехом, а тяжёлая ежедневная работа сменяется отдыхом. Именно эта контрастность даёт нам настоящую возможность почувствовать вкус жизни, ведь «всё познается в сравнении». Стресс даёт человеку возможность наслаждаться минутами стабильности и гармонии, ценить их, что особенно важно, на мой взгляд, в современном мире, когда жизнь приобретает бешеный ритм, когда люди часто лишены свободной минуты для того, чтобы просто задуматься о своей жизни, когда человек заботит только его денежная стабильность.

Подведя итоги, хотелось бы сказать, что стресс оказывает влияние на организм человека на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, что, как мне кажется, может повлиять на жизнь человека двояко, как положительно, так и отрицательно. Конечно, каждый человек индивидуален, каждый воспринимает то или иное событие особым, субъективным образом. Однако стресс даёт любому из нас возможность ощутить вкус жизни через сравнение и принятие всех неожиданных поворотов судьбы. А вот воспользоваться этой возможностью или же жаловаться на жизнь, это уже решать нам. Надеюсь, мне удалось показать, что стресс может оказывать существенное позитивное и положительное влияние наряду с негативным.

  • Мифтахов Ильнур Ринатович , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СТРЕСС
  • СТРЕССОРЫ
  • ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТРЕССА
  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СТРЕССА

Статья посвящена одному из видов аффектов – стрессу. Рассмотрены его характерные признаки, а также возможные способы борьбы со стрессом.

  • Стресс и его особенности. Способы психической саморегуляции
  • Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции

В современной жизни людям, особенно тем, кто занимает активную жизненную позицию, стремится к успеху, достижению своих целей приходится много и напряженно работать. А там, где есть напряжение, там присутствует стресс. Это слово так и переводится с английского языка – «нажим», «напряжение».

Таким образом, стресс является непременным спутником работающего человека и со временем набирает темпы по своей интенсивности. Всё чаще и чаще в общении друг с другом, средствах массовой информации мы слышим слово «стресс» и испытываем на себе его последствия .

Многим из нас знакомы состояния, описываемые словами: «Из меня как будто бы все соки выжали», «Внутри меня ощущение пустоты и белый свет не мил»; периоды упаднического настроения, раздражения на всех и на всё, бессонницы, головных болей, рассеянности, обидчивости, избегания контактов с другими людьми, душевной пустоты. Это только малая доля негативных последствий стресса. Многим людям стресс кажется столь привычным и неизбежным, что они просто смиряются с ним и терпят его последствия .

Но ведь стресс – это то, чем можно управлять, использовать во благо себе, достигая свои личные цели. Для того чтобы управлять своим стрессом необходимо наличие нескольких составляющих. Вот они:

  • желание быть здоровым;
  • готовность приложить для этого собственные усилия;
  • понимание процесса развития стресса и его последствий;
  • умение оценивать своё состояние (определять признаки чрезмерного стресса и предвидеть их появление);
  • владеть методами, с помощью которых можно предотвратить негативные последствия стресса или справиться с ними, когда они уже есть;
  • и, наконец, применять всё это в своей жизни.

В этой статье я хочу раскрыть тему стресса, причины его развития и методы, с помощью которых можно предотвратить последствия и справиться с ним.

Информация, которую я предлагаю, имеет практическую ценность для работающих людей, ценящих своё здоровье, её можно использовать для того, чтобы освободиться хотя бы частично от груза проблем, которые появляются в результате стрессов. У большинства людей слово стресс ассоциируется с чем-то неприятным. Вот некоторые определения, которые чаще всего звучат: «стресс – это болезни», «стресс усталость», «стресс – это когда всё раздражает», «стресс – бессонница и головная боль», «стресс – переутомление», «стресс – неприятное событие», «стресс – когда на меня кричат», «стресс – когда с кем-то из моих близких людей происходит несчастье». Из этих определений получается, что стресс – это какое-то неприятное внешнее событие и его негативные последствия для человека. На самом же деле всё это не стресс и имеет другие названия.

Так что же такое стресс?

Это понятие впервые было введено канадским исследователем - физиологом Г. Селье в 1936г. в результате исследования «защитных реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на действие значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют восстановлению нарушенного равновесия и направлены на поддержание постоянства внутренней среды организма». Таким образом, по определению Селье стресс – это защитные реакции в организме человека в ответ на значительные внешние и внутренние раздражители, способствующие восстановлению нарушенного внутреннего равновесия .

А сами раздражители, т.е. причины стресса, называются стрессорами. Стрессоры бывают внешними и внутренними. К внешним стрессорам, например, можно отнести резкие изменения температуры, физические травмы, психические травмы (потеря работы, развод, смерть близкого человека и др.), большую мышечную нагрузку. Внутренние стрессоры – это восприятие человеком внешней ситуации (раздражителя) как стрессовой, например, два человека не успевают в заранее намеченные сроки выполнить работу. Один из них может воспринять эту ситуацию как стрессовую, а другой равнодушно отнесётся к ней. Один видов стрессовый ситуации, которая в современном мире часто встречается – это ситуация на работе. Большинство людей волнует финансовое положение. Это нормально, это является естественным стимулом для улучшения своих финансовых условий. Однако замечали ли вы, что, на самом деле большинство людей волнует не столько вопрос финансов относительно своей работы, сколько вопрос стабильности собственного положения на работе. Опрос показал, что большинство мужчин и женщин не понимают и не могут определить, насколько стабильно их положение на занимаемой ими должности. Это вызывает постоянное беспокойство, которое перерастает в нервозность, и затем люди от страха начинают совершать поступки, которые косвенно могут способствовать увольнению .

Что нужно сделать. Избежать беспокойства можно только путем внесения ясности относительно своего положения. Периодически нужно задавать прямые вопросы начальству о том, насколько вы вписываетесь в текущий курс компании, что вы можете сделать, чтобы принести больше пользы компании и стать для нее более ценным работником. Скорее всего, ответы будут строиться таким образом, чтобы отвязаться от вас, однако, это не важно. Важно, что вы всегда будете в курсе событий, в курсе отношения к вам со стороны начальства. Для преодоления причины стресса большего и не требуется. А заодно, поймете – следует ли вам развиваться вместе с компанией, либо вы здесь просто теряете время.

Таким образом, для того, чтобы развилась защитная реакция организма (стресс) необходимо, наличие ситуации (раздражителя), которая будет восприниматься человеком на физическом и или психическом уровне как стрессовая .

Как же проявляется стресс на физиологическом и психическом уровне? В разных ситуациях по-разному. Это может быть повышение тонуса сосудов, выброс некоторых гормонов в кровь, повышение артериального давления, учащённое сердцебиение, переживание волнения, радости, страха, гнева и т.д. Вы были когда-нибудь на вершине горы? Вспомните свой первый подъём. Что Вы переживали тогда? Какими были телесные ощущения? Или, например, свой первый поцелуй, подготовку к свадьбе, рождение ребёнка, назначение на новую должность. Всё что Вы переживали в эти моменты, и было стрессом. Получается, что стресс может быть даже приятным и полезным для человека. Ниже я привожу несколько примеров этого.

Стресс важен для тренировки выносливости и сопротивляемости организма к внешним нагрузкам и выживания при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Например, Вы хотите участвовать в спортивных состязаниях и бежать кросс. Но прежде чем это сделать Вы должны тренировать себя, систематически бегать, постепенно увеличивая нагрузку. В результате реакции организма на эти нагрузки, т.е. стресса, происходит наращивание мышечной массы, перестройка дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, Вы становитесь более выносливыми.

Другой пример, Вы переходите дорогу, вдруг замечаете машину, которая с большой скоростью несётся на Вас, Ваше тело моментально ориентируется и совершает быстрое движение в безопасную сторону. Авария миновала Вас. Это тоже был стресс. Благодаря реакции Вашего организма, т.е. стрессу Вы избежали столкновения с машиной.

Без преодоления трудностей жизнь человека становится неинтересной и скучной. Представьте, что у Вас уже всё есть, Вам ничего не нужно, не к чему стремиться и нечего достигать. Или для получения того, что Вы хотите, не нужно прикладывать никаких усилий. Достаточно только подумать об этом, и оно уже появилось. Вам даже не нужно будет вставать с постели … никогда. Хотите Вы такую жизнь? Хотеть её можно только до тех пор, пока она не стала реальностью. Как только человек попадает в подобные условия, он может наслаждаться своим расслаблением некоторое время. А потом возникает ощущение дискомфорта, чувство неудовлетворённости, и человек ищет для себя новые занятия, ставит новые цели. Жизнь вновь приобретает вкус и наполняется смыслом. Достигая поставленные цели, человек удовлетворяет свои потребности. Удовлетворяя потребности, переживает удовольствие, выраженное в позитивных, приятных эмоциях, мыслях, ощущениях тела .

Но когда движение беспрестанное, нет остановок и отдыха, когда цели, которые реализует человек, противоречат его внутренним потребностям, появляются проблемы, называемые негативными последствиями стресса .

Человек страдает как от отсутствия целей и движения, так и от безостановочного движения и постоянного напряжения. Другими словами, большинство людей не переносят как отсутствие стресса, так и его избыток. В связи с этим очень важно человеку исследовать самого себя и знать тот уровень стресса, который лично для него наиболее приемлем, и несёт положительный результат. Тот, кто не сумеет это сделать, будет страдать от негативных последствий стресса в результате отсутствия достойных целей или постоянной чрезмерной перегрузки .

Список литературы

  1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. – 320 с.
  2. Давлетгаряева Р.Г. О смысле жизни // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289). С. 6-9.
  3. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. С. 94-95.
  4. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности.
  5. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 14-15.5
  6. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 – 65.
  7. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции. 2014. С. 137-139.
  9. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life - 2014 proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal". 2015. С. 1073-1079.
  10. Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». 2016. С. 54-55.
  11. Назаров Т.З., Алехина Е.Н. Разводы в современной семье: психология или экономика /Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 349-353.
  12. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.– С.257 – 263.
  13. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1 – С.140 – 142.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В последнее время можно часто услышать: «Не могу работать, у меня депрессия», «Все надоело, все раздражает -- может, у меня депрессия?», «Не приставай к ней, у нее депрессия». Кажется, еще недавно мы не знали такого слова. Наш век «подарил» нам много разных, ранее не известных, болезней, но относится ли это к депрессии?

Обратимся к классике, например к Пушкину отрывок из «Евгений Онегин»:

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора;

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Или вот, Грибоедов отрывок из «Горе от ума»:

Лечился, говорят, на кислых он водах,

Не от болезни, чай, от скуки…

Сплин (с англ. яз. - подавленное настроение, уныние), хандра, скука -- не разные ли это имена одной и той же напасти? Ну конечно, наши классические литературные герои -- и Онегин, и Чацкий -- страдали ничем иным как депрессией, весьма распространенной и в наше время. Так что же это такое?

Само слово происходит от латинского depressio -- подавление, подавленность. Это психическое расстройство, которое вторгается в настроение человека, в его эмоциональную сферу.

Депрессия -- серьезное заболевание, причиняющее боль и страдание не только тем, кто болен, но их родным и друзьям. Число людей, страдающих депрессией, точно назвать нельзя. Но все же известно, что такое расстройство отнюдь не редкое, и настолько распространено, что его называют «простудой» среди психических заболеваний. Но не всегда при снижении жизненного тонуса можно говорить о депрессии; настоящая депрессия включает в себя несколько компонентов.

Во-первых, настроение -- подавленное, угрюмое, когда ничего не хочется. По одной из гипотез, депрессия -- это защитный механизм, когда человека обуревают неисполнимые желания, один из способов сохранить себя -- отказаться от желаний вообще.

Во-вторых, искажается восприятие мира. Будущее видится исключительно в мрачных тонах. Человека мучает бессонница или, наоборот, все время тянет в сон. Физически сил нет совсем, нужно приложить неимоверные усилия, чтобы просто встать с постели. Кроме ощущения бессмысленности жизни и восприятия себя как полного неудачника, при глубокой депрессии человека часто мучает чувство вины, причем, как правило, абсолютно необоснованное. Депрессия характеризуется также чувством постоянной изматывающей усталости, пассивности и безразличия к жизни и работе. Внешне человек, испытывающий депрессию, выглядит вялым, в глазах -- пустота и отрешенность.

Нужно принять во внимание, что время от времени депрессию переживают почти все люди. В письмах Пушкина, начиная с 1834 года, попадаются такие фразы: «У меня решительно сплин…», «Начал много, но, ни к чему нет охоты…» Или письмо драматурга Леонида Андреева: «Началась бессонница. Все не сплю. Я нездоров… Видимых причин как будто и нет. Невидимые -- где-то глубоко, в душе. Все болит, работать не могу, бросаю начатое». Знакомые и удивительно схожие симптомы, не правда ли?

Нет человека, который бы не знал, что такое сниженное настроение, чувство подавленности и безнадежности. Часто мы находим оправдания своему мрачному настроению, но выявляем ли мы при этом истинную причину? Подумаем, из-за чего мы впадаем в депрессию:

Разные люди говорят о различных и даже противоположных истоках своего состояния. Реальные причины депрессии могут быть в индивидуальной предрасположенности к переживанию тяжелых эмоциональных состояний: повышенная чувствительность, тонкость, незащищенность, ранимость. Склонны к депрессии люди, которые воспитывались в конфликтных семьях, и в детстве часто переживали чувство обиды, страха, унижения и подавленности.

Среди причин депрессии также хронический стресс, когда в течение длительного периода человек чувствует неуверенность в завтрашнем дне, живет в условиях нестабильности, социальной и финансовой незащищенности.

Депрессия возникает и тогда, когда многие годы человек вынужден испытывать унижение от другого, близкого и значимого человека, и по различным причинам не может разорвать болезненные для него отношения. Также симптомы депрессии могут проявиться на фоне соматического заболевания, или как побочный эффект при приеме лекарств.

Определенные аспекты нашей личности, могут нас сделать более расположенными к заболеванию -- предъявление к себе повышенных требований, неумение расслабиться, неохотное обращение за помощью, склонность к постоянной тревожности. Депрессия менее свойственна людям гибким и уступчивым, уверенным, спокойным за свои социальные позиции и способным без затруднения говорить с другими о своих проблемах. Тем не менее, жизнерадостные и активные люди, хоть и реже впадают в депрессию, тоже могут испытать подобное расстройство, но и переживают они такое состояние острее -- настолько оно чуждо их личности.

Каждому человеку в своей жизни приходится испытывать различные оттенки настроения. Нет ничего ненормального или странного в том, что мы реагируем на потерю работы или любимого человека, погружаясь в мрачные мысли. Когда же такие чувства несоразмерны со случившемся, крайне резко выражены и нарушают нашу работу и ежедневную жизнь, можно говорить об одной из форм депрессивного расстройства.

Переживая большую потерю в личной жизни, например, смерть близкого человека, мы испытываем некоторые симптомы депрессии: трудно спать, не хочется есть, делать, что нужно. Такие симптомы после понесенной утраты на какое-то время -- явление нормальное, если постепенно, по мере того, как вы смиряетесь со своим горем, ваши ощущения возвращаются к обычному состоянию. Грусть и тревога -- обычная, здоровая реакция у людей на утраты и неприятности. После серьезной потери такие симптомы считаются нормальными примерно в течение 2-ух месяцев. Но если такая реакция упорно держится дольше, то она может перерасти в болезненное состояние, когда человек уже не может жить нормальной жизнью.

Важный показатель различия между обычной грустью и клинической депрессией -- это внутренняя самооценка. В состоянии депрессии люди постоянно борются с плохими мыслями о себе, о жизни, о своем будущем. Они чувствуют себя безвольными и беспомощными, неспособными к общению с другими людьми. Конечно, и в обычном состоянии дурного настроения или уныния люди тоже задумываются о своей жизни и будущем, но в целом они не теряют душевного равновесия и остаются, такими, какие они есть, не падают духом и сохраняют работоспособность.

В той или иной степени риск заболеть депрессивным расстройством есть у каждого из нас. Депрессия может поражать всех: и богатых, и бедных, и молодых, и старых, состоящих в браке или нет. События, приводящие к напряжению и стрессу, возникают в жизни любого. Однако статистика показывает, что среди женщин депрессия встречается в два раза чаще, чем среди мужчин, хотя причины депрессии у мужчин и женщин обычно лежат в разных плоскостях: если подавленное состояние мужчин чаще всего связано с их социальным положением, то женщина острее реагирует на потрясения в эмоциональной сфере. Возрастных ограничений для депрессии также практически не существует, меняются лишь обстоятельства жизни, которые вызывают расстройство.

Также стоит отметить, что обычно мы рассуждаем о депрессии как о враге, с которым нужно беспощадно бороться, но депрессия не всегда является врагом, иногда она говорит с нами как друг, к которому стоит прислушаться:

Например, если в течение продолжительного времени вы переживаете депрессию, это может свидетельствовать о том, что вы на грани нервного срыва от переутомления, и хотя бы на несколько дней следует сделать передышку. Также, если вы переживаете депрессию -- это знак того, что, возможно, вы живете не так, как должны или хотите. Что-то важное нужно менять в своей жизни с тем, чтобы улучшилось настроение, и появилась жизненная энергия. Если вы в какой-то определенной области имеете выраженные способности и не реализуете свое предназначение, у вас может возникнуть подавленное настроение и депрессия. Самовыражение -- важное условие для психического здоровья яркого и одаренного человека.

Итак, плохое настроение и снижение жизненного тонуса переживают все люди, но относятся к этим состояниям по-разному. Немногие из нас верят, что своим настроением, своей жизненной энергией можно управлять. На самом деле, это совсем несложно, стоит только выработать навыки самоуправления.

Старайтесь не «застревать» на плохих мыслях и настроениях. Люди накручивают себя, окружающих и перестают замечать то хорошее, что есть в их жизни. Нельзя зацикливаться -- думать все время об одном и том же, о чем-то горестном и тяжелом. Помните, что советует соседка брошенной жене Наде в фильме «Любовь и голуби»? «Ты встань, не лежи. Думы-то перекинь, тут чего-то поделашь, там посуетишься…» Иначе жизнь суживается и концентрируется в одной точке -- безысходность и отчаяние, а для жизни места не остается.

Чаще вспоминайте русскую пословицу: «Утро вечера мудренее» или знаменитые слова Скарлетт О"Хара из «Унесенных ветром»: «Об этом я подумаю завтра». А завтра будет уже все по-другому и «об этом», может быть, и думать не нужно будет».

И, конечно, искать и искать -- себя самого и то хорошее и светлое, что есть в жизни каждого из нас. Стремиться видеть не пустую половину в стакане, до середины заполненном водой, а именно эту наполненную часть.

Теперь, поговорим о стрессе и его особенностях:

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода - холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое - организм отвечает не только защитной реакцией на данное воздействие, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации.

Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает "нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в1936 году.

Ганс Селье разделил стресс на эвстресс - «хороший», конструктивный и дистресс - вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности.

Стресс - состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям.

Стресс - это давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. В обоих случаях женщина испытала стресс.

10 секретов борьбы со стрессом:

Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем.

Ощущение контроля над происходящим - это то, что необходимо для душевного спокойствия. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день - реально.

Секрет 2. Оптимизм...

Необходим позитивный взгляд на вещи, а страх неудачи только порождает стресс.

Секрет 3. Оптимизм и одновременно реализм

Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком

Если хотите избавиться от стресса - не переживайте по мелочам. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные.

Секрет 5. Не обещать ничего лишнего

Учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать.

Секрет 6. Контакты с людьми

Поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, - сами ищите поддержки, когда вам плохо.

Секрет 7. Укрепление здоровья

Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена». Вполне вероятно, что состояние здоровья и не дает вам выкарабкаться из лап стресса.

Секрет 8. Беречь свою энергию

Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир.

Секрет 9. Гибкость

Желая достичь определенных результатов, меняйте всё - и даже собственное поведение. Гибкость - очень важная черта для борьбы со стрессом.

Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!»

Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали.

Основоположник учения о стрессе Ганс Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни!»

Тест "Подвержены ли Вы стрессу?"

Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан учеными Медицинского центра Университета Бостона.

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

Предлагаются следующие ответы:

Почти всегда

Почти никогда

Никогда

Вопросы теста:

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4. В пределах 50 километров у вас есть хотя бы один человек, на которого вы можете положиться.

5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7. За неделю вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8. Ваш вес соответствует вашему росту.

9. Ваш доход полностью удовлетворяет ваши основные потребности.

10. Вас поддерживает ваша вера.

11. Вы регулярно занимаетесь общественной деятельностью.

12. У вас много друзей и знакомых.

13. У вас есть один или два друга, которым вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать ваше время эффективно.

19. За день вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:

Почти всегда - 1;

Часто - 2;

Иногда - 3;

Почти никогда- 4;

Никогда - 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Если вы набрали меньше 10 очков, то вас можно обрадовать, если вы отвечали еще и честно,- у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, вам не о чем беспокоиться.

Если ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если вы набрали более 50 очков, вам следует серьезно задуматься о вашей жизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить, хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Список использованной литературы

стресс психический депрессия

1. Самоукина Н.В. Учебное пособие-практикум «Антистрессовая программа для специалистов», медицинских справочников и книг по психологии.

2. Морозов А.В. «Деловая психология». Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений - СПб.

3. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней) - СПб.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Существует множество методик стресс-менеджмента. Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды.

    реферат , добавлен 26.12.2008

    Понятие и виды стресса. Физические, социальные и семейные стрессоры. Основные стадии стресса: тревога, сопротивление и истощение. Его симптомы и последствия. Методы борьбы со стрессом. Напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

    презентация , добавлен 02.03.2015

    Стресс - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Разновидности стресса и крайние формы реакции на него организма. Анализ причин стресса на рабочем месте и его влияние на выполнение рабочих заданий.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Особенности авторитарного и либерального стиля управления. Пути повышения стрессоустойчивости у менеджеров. Стресс как состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Структура человеческих потребностей для управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Понятие стресса как состояния напряжения, возникающего у человека под влиянием сильных воздействий, его причины и виды. Стресс в работе руководителя: факторы возникновения и методы борьбы. Характеристика основных способов снять стрессовое напряжение.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Виды стресса и основные причины их возникновения. Активизация всех защитных систем организма человека. Как протекает стресс. Основные мифы и реальность, сопровождающие стрессовое состояние человека. Наиболее эффективные способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Общее описание феномена депрессии, а также рассмотрение его теории. Исследование связи депрессии с переживаемым стрессом и состоянием выученной беспомощности. Обозначение возможности системного подхода для снятия депрессивного синдрома у сотрудников.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Что такое стресс. Фитнес и стресс. Способы борьбы со стрессом. Психологическое расслабление как во время тренировки, так и после нее. Регулярные занятия физической культурой. Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером.

    реферат , добавлен 09.11.2008

    Стресс и его влияние на тело человека. Фазы развития стресса, симптомы, последствия, методы борьбы. Физиологические реакции, направленные на минимизацию негативных последствий стрессовых воздействий. Основной гормон, выбрасываемый организмом при стрессе.

Транскрипт

1 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 1 ПРОБЛЕМА СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Шафранова Анна Викторовна Стресс, как известно, в современном мире касается каждого из нас без исключения. Так как человек в мирской суматохе не способен противостоять напряжению, который выражается в особых ситуациях жизни, вызванные множеством по своей природе причин. Что же на самом деле представляет собой стресс в научном представлении? Стресс обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье одно из условий достижения успеха в любой деятельности . Как выявить стресс? Признаки стрессового напряжения Невозможность сосредоточиться на чем-то. Слишком частые ошибки в работе. Ухудшается память. Слишком часто возникает чувство усталости. Очень быстрая речь. Мысли часто улетучиваются. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). Повышенная возбудимость. Работа не доставляет прежней радости. Потеря чувства юмора. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

2 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 2 Пристрастие к алкогольным напиткам. Пропадает аппетит, вообще потерян вкус к еде. Невозможность вовремя закончить работу . Причины стрессового напряжения Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения. Вам постоянно хочется спать никак не можете выспаться. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день. Вы много курите. Потребляете алкоголя больше, чем обычно. Дома, в семье, на работе у вас постоянные конфликты. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться. У вас появляется комплекс неполноценности. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания. Вы не чувствуете уважения к себе ни дома, ни на работе . Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.. Итак, причин возникновения стрессов бесчисленное множество и выйти из стресса можно только одним путем: не думать и беспокоиться о том, что произошло, а думать о том, что нужно сделать для того, чтобы разрешить ситуацию, о том, что делать дальше. Это очень правильная позиция, здесь вы не теряете свои жизненные силы, без конца «пережевывая» неприятное событие. Что случилось, уже случилось, и изменить мы его не можем, мы только можем смотреть вперед, получить новый взгляд на жизнь и всегда научиться выходить из сложных ситуаций победителем . 10 секретов борьбы со стрессом Секрет 1. Убежденность в том, что ситуация под контролем Никто не застрахован от внезапных (приятных или не очень) событий, влекущих за собой изменения привычного уклада жизни. Но, по большому счету, только мы в ответе за наш собственный распорядок. Другие люди и внешние обстоятельства в большинстве случаев ничего не решают. Ощущение контроля над происходящим это то, что необходимо для душевного спокойствия.

3 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 3 Вы считаете, что вашей жизнью управляет кто-то другой? Тогда вам гарантирован стресс. Конечно, если у вас авторитарные родители, упрямый друг сердца или неуравновешенный босс, сложно считать себя кузнецом своего счастья. Постарайтесь избежать амплуа жертвы. Научитесь ежедневно находить время только для себя. Вы не можете изменить других людей, но спланировать ваш собственный день реально. Секрет 2. Оптимизм... Всем известна шутка, что один и тот же стакан воды может быть полупустым для пессимиста и наполовину заполненным для оптимиста. Выбор спокойной и счастливой женщины очевиден: позитивный взгляд на вещи. Кому-то он дается от природы, а кому-то приходится его формировать. Ситуация складывается в нашу пользу, если мы делаем все то, что считаем нужным. Так почему же мы позволяем страху перед потенциальным провалом возобладать над надеждой на лучшее? А страх неудачи порождает стресс. Секрет 3...и одновременно реализм Очень полезно повторять себе, что все будет хорошо. Но бормотать это, закрыв глаза и направляясь прямиком в канализационный люк, неразумно. Увы, но слепой оптимизм не панацея. Иногда лучше принять обстоятельства и терпеливо переждать неблагоприятную ситуацию. Это вовсе не значит, что те, кого стресс обходит стороной, не хотят и не умеют мечтать. Ничего подобного! Они делают это «профессионально»: разрабатывают планы действий и могут посмеяться над наивностью собственных заблуждений. Верно и то, что эти люди, взявшись за осуществление плана А, всегда держат в голове запасной план Б. Секрет 4. Способность видеть всю картину целиком Если хотите избавиться от стресса не переживайте по мелочам. Проблема, от которой и следа не останется через пару месяцев, попросту не стоит ваших нервов. Надо научиться расставлять приоритеты, в том числе эмоциональные. Всегда старайтесь утром оценить предстоящий день и выбрать самые важные дела. Когда вас что-либо будет сильно отвлекать, спросите себя: «С толком ли я трачу время?». Ответили «Нет» отложите до лучших времен решение проблемы, предварительно оценив ее масштаб. Например, если в разгар работы вам звонит знакомая, вежливо скажите ей, что лучше поговорить в более удобное время. Но если у подруги случилось что-то очень важное настоящее несчастье или, наоборот, радостное событие, тогда разговор может оказаться действительно очень значимым делом. Секрет 5. Не обещать ничего лишнего Часто мы сами обеспечиваем себе стрессы. Одна из распространенных ошибок говорить людям то, что они хотят услышать, а не то, что соответствует вашим возможностям. Так можно наобещать столько, что выполнить все это просто невозможно.

4 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 4 Вы не справляетесь с заявленным объемом, и стресс удваивается ведь вы подводите людей. Выход прост: учитесь обещать меньше, чем в состоянии сделать. Вот увидите, друзья обрадуются, если вы, хотя и с опозданием, приедете на вечеринку ведь вы сказали, что вообще не успеете. Будет доволен и ваш начальник, если вы закончите отчет днем раньше, а не неделей позже. Секрет 6. Контакты с людьми Сотни психологических исследований говорят о том, что в результате общения при условии доброжелательного настроя сторон стабилизируется сердечный ритм и снижается кровяное давление, а значит, люди становятся более спокойными. Поэтому поддерживайте добрые отношения с окружающими. И при этом не будьте всегда только жилеткой, в которую все плачутся, сами ищите поддержки, когда вам плохо. Секрет 7. Укрепление здоровья Стресс, вызванный какими-либо заболеваниями, бывает довольно сильным и при этом действует исподтишка. Не стоит недооценивать мелкие неполадки в работе вашего организма, пообещав себе заняться ими, как только кончатся «трудные времена». В правила борьбы с депрессией входит поддержка и подпитка нервной системы. Селен, а также антиоксиданты и витамины группы B хорошо дополнят любой витаминный комплекс, особенно если у вас напряженный период. Но они, конечно, не заменят двух основных составляющих здоровой жизни без стресса - сна и правильного питания. Секрет 8. Беречь свою энергию Защищайте свою энергетику от внешних вторжений. Нас окружают энергетические «черные дыры»: те, кто вечно раздражены и недовольны жизнью, не находят лучшего занятия, кроме как пытаться затащить вас в их скорбный мир. Вы хорошо знаете таких людей. Держитесь подальше от энергетических вампиров, но если столкновений избежать не удается, то старайтесь отгородиться от их негативного влияния. Если вы даже мысленно возведете вокруг себя защиту из белого сияния, то потеряете меньше сил. И, может, даже зарядите своей позитивной энергией несчастного «вампира». Секрет 9. Гибкость Желая достичь определенных результатов, меняйте всё и даже собственное поведение. Гибкость очень важная черта для борьбы со стрессом. Например, если вы не можете переспорить вашего коллегу, хотя, и уверены, что правы, попробуйте для разнообразия прислушаться к его аргументам. Во-первых, в них наверняка есть здравый смысл, во-вторых, проследив за ходом мыслей оппонента, вы поймете, где он ошибся, и вам будет легче направить его рассуждения в нужное русло. А в-третьих, когда слушаете вы, то стараются слушать и вас. Секрет 10. «Смотреть далеко вперед!» Что бы ни случилось, не принимайте ничего на свой счет и не ищите собственной вины. Вместо

5 NovaInfo.Ru - 46, 2016 г. Психологические науки 5 того чтобы заниматься самобичеванием, постарайтесь вынести урок из сложной ситуации, в которую вы попали. Не опускайте рук и спрашивайте себя: «Почему это случилось именно сейчас? Что я могу сделать, чтобы обернуть все в свою пользу?». Возможно, в ближайшей перспективе вы не найдете ответов на эти вопросы. Но тот факт, что ваши мысли позитивны, обеспечивает вам будущее без стрессов . Список литературы 1. Алиев Х.М., Метод ключ в борьбе со стрессом [Текст]: учебник / Х.М. Алиев, - Ростов-н /Д.: Феникс, 2013 г. 320 с. 2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции с Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. 4. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции с Игебаева Ф.А. Значение социально-психологического фактора в развитии предприятий АПК.// Проблемы и перспективы устойчивого развития АПК. Материалы научнопрактической конференции. Саратов, С Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, с. 7. Игебаева Ф.А. Проблема моббинга и профессиональная карьера // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития. Материалы Международной научно-практической конференции; ТОМ 1., в 2-х томах. Курск, С Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», С Морозов А.В. Деловая психология. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд-во «Союз», с. 10. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. Уфа: Башкирский ГАУ, с. 11. Игебаева Ф.А. Искусство управлять людьми - самое трудное и высокое из всех искусств в сборнике: Science, technology and life proceedings of the international scientific conference. editors v.a. iljuhina,v.i. zhukovskij, n.p. ketova, a.m. gazaliev, g.s.mal" с Игебаева Ф.А. Влияние социально-психологического фактора на создание благоприятного климата в коллективе. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО» С


NovaInfo.Ru - 53, 2016 г. Психологические науки 1 СТРЕСС, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ Абдуллина Алия Мавлетбаевна Слово «стресс» впервые ввел в обиход канадский врач и биолог

Йога для всех это уникальная комбинация физических упражнений, созданных проверенной временем восточной традицией оздоровления всего организма и адаптированных для людей европейского и американского склада

10 точных фактов, которые ваши друзья могут не знать о наркотиках Сможешь ли ты пройти этот тест о наркотиках? ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ? 1. Существуют легкие и тяжелые наркотики? 2. Некоторые наркотики не вредят

АЛЛЕН КАРР КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕКУРЯЩИМ Вдохновение на каждый день Москва 2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Большинство курильщиков убеждено, что избавиться от никотиновой зависимости очень трудно. Требуется огромная

ГБУЗ «ТОКБ им. В.Д. Бабенко» психолог Центра здоровья Что такое скорбь? Скорбь это эмоциональная реакция на значительную потерю. Слова «горе» и «душевная боль» часто используются для описания чувства скорби.

Персональный успех модуль 17 управление стрессом Брайан Трейси. Все права защищены. содержание данной документации не может быть воспроизведено полностью или частично, в любой 1 заметки и примечания 2

ТМО ДЛЯ ПРОЦЕССА С ЦЕЛЯМИ Следующая техника является применением ТМО для разрешения внутренних конфликтов, которые у вас есть в отношении вашей цели. Наилучший способ прояснить ваши внутренние конфликты

УДК 316.7 Хлопотина Е.А., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия культура делового

Что нужно знать, чтобы победить гнев. Негативные и неконтролируемые эмоции не только лишают нас ежедневных радостей жизни, но и мешают достигать поставленных целей. Сильные негативные эмоции самыми разными

УДК 316.7 Багаутдинов Э.К., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности культуры делового

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Что такое экзамен (2 сл) Тревожность, фазы стресса Признаки стрессового напряжения Проблема подростков Условия успеха Рекомендации: -преодоление

УДК 316.7 Сайдиев Е.Н., магистрант, ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ Россия, г.уфа СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Аннотация: в данной статье рассмотрены способы управления и предупреждения конфликтов.

Приходит время, когда у пьющего человека проблем становится столько, что он поневоле начинает думать что делать дальше? Не пора ли бросить пить, или хотя бы пить поменьше? Если у вас появились мысли о

1 «Жизнь на полную мощность» Андрей Владимирович Шаров Вице-президент, ОАО «Сбербанк России» Знакомство Андрей Владимирович Шаров КАРЬЕРА: В период с 2002 по 2009 годы руководил Управлением государственной

Результативный Тайм-менеджменТ результатиâнûй тайм-менеджмент модуль 11 баланс между работой и семьей заметки и наблюдения INTRODUCTION модуль 11 Баланс между работой и семьей Успешные люди знают, что

ПРОГРАММА «КОРРЕКЦИЯ ВЕСА» Считаю это важным 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Мне это необходимо 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Подумал/а, что это 3 2 1 0 1 2 3 Хочу пригодится Думаю, что это правильно 3 2 1 0 1 2 3 Хочу Считаю,

Профессиональное здоровье учителя «Здоровый учитель здоровые дети» (Абакумова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 9) Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога У нездорового

Как стресс расшатывает наше здоровье? Постепенно! Сначала у тебя возникает небольшая проблема, решение которой проходит через негативные эмоции. Ты переживаешь, плачешь, злишься, страдаешь, обижаешься,

УДК 316.7 Исянова Д.Д., магистр, ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», г.уфа, Россия КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрены основные виды и классификации коммуникативных

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ Профессия педагога одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального

УДК 316.7 Муртазина Д.К., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ», Россия, г.уфа ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация. В статье рассмотрены различные классификации психологических типов деловых партнеров.

УДК 316.7 Шагалина Л.Р., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ИСКУССТВО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Аннотация: Статья посвящена искусству телефонного делового разговора, поскольку общение по телефону

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 12 «Красная шапочка» Консультация для воспитателей. «Стресс и его профилактика» Подготовила: музыкальный

УДК 316.7 Латыпова Э.А., аспирант, Латыпов Э.Р., аспирант ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО ЭТИКЕТА Аннотация: В статье рассматриваются особенности делового телефонного

Выявление ограничивающих убеждений Отрывок из новой книги Джека Макани «Self-коучинг: 7 шагов к счастливой и осознанной жизни» Шаманы верят: «Мир это то, что мы о нем думаем». Если это так, то следовать

Иногда в жизни случаются такие ситуации, когда начинает казаться, что ничего нельзя исправить, а душевная боль никогда не кончится В такой момент могут посетить мысли о нежелании жить В кризисном состоянии

Всемирный день здоровья в 2017 году посвящен теме борьбы с депрессией Как мы получаем стресс? Должен! Жесткая конкуренция Должен! Постоянно учиться Больше и лучше работать Приспосабливаться к постоянно

Профессиональное здоровье педагога «Здоровый учитель здоровые дети» Здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем педагога У нездорового учителя 1. Ниже качество работы 2. Ученики хуже усваивают

Как вести себя в суде. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СУДЕ? ЧАСТЬ 1. Подготовка к событию Предстоит судебный процесс? Не уверены, как правильно одеться и вести себя перед судьей или присяжными? Эта статья поможет почувствовать

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири 1 (03). Март 2011 (http://md.islu.ru/) ББК 88.4 УДК 37.011.31 А.В. Эккерман Иркутск, Россия СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОВРЕМЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Что такое стресс? Занятие 6 Стресс и здоровье Стрессоры. Что это такое? Социальная адаптация Факторы риска, формирующие стресс Как оценить уровень стресса? Как преодолевать стресс? Стресс и вредные привычки

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ (А.А.РУКАВИШНИКОВ) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического выгорания, включающей различные подструктуры личности. ИНСТРУКЦИЯ:

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПОЖАРНЫХ Светлана Мохова АННОТАЦИЯ: Часто эмоциональные трудности людей особых профессий (пожарные, спасатели, медики) ошибочно понимаются как индивидуальные недостатки. Их стараются

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Психосоматика -12 Сигналов Нашего Тела Наше тело сложнейший механизм, чувствительно реагирующий не только на внешние, но и на внутренние факторы. Доктор Сьюзен Баббель, психолог, специалист в области депрессии,

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

ОПЛАКИВАЯ ПОТЕРЮ КОГО-ТО ОЧЕНЬ ЗНАЧИМОГО Разработала Marge Heegaard Перевела Татьяна Панюшева Для заполнения детьми Имя Возраст Ты пережил очень трудное время. И то, что у тебя путаются мысли и чувства

Клаус Дж. Джоул СССКлаус ДжоулССС ГЛАВА 15 3,6 миллиона. О чем мы думаем? Мы все время думаем о деньгах Итак, сегодня снова поговорим о деньгах. Почему? Потому что мы любим о них говорить. Потому что вспоминаем

Психическое здоровье личности. Норма и отклонения Проектная работа по обществознанию и психологии учащихся 10 класса Цель исследования Познакомиться с различными научными представлениями о психическом

Стресс в работе медицинских сестер и методы его снижения. Прогрессивная мышечная релаксация. М.В.Шипичева г.вологда Итоговые цели Привести факторы, которые вносят вклад в возникновение усталости от сострадания

ЕДА И ЭМОЦИИ: НЕВРОЗ У ХОЛОДИЛЬНИКА Переедание это проблема или решение? Все мы немного едоголики. Еда - больше чем просто способ поддерживать существование тела, это эмоциональный процесс! При помощи

Памятка для учителей по способам сохранения психологического здоровья Памятка для учителей Для вас, уважаемые учителя эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по сохранению

Преодоление страха перед экзаменами Как-то ученики попросили Учителя представить следующую ситуацию: он находится на краю обрыва, а внизу за спиной пропасть, справа разъяренный тигр, слева кобра, впереди

Открытое занятие на муниципальном уровне тренинг с педагогами «Эмоциональному выгоранию скажем, нет!» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Как научиться преодолевать стресс? Сегодня мы поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс», изучим основные виды и признаки стресса, ознакомимся с основными стадиями развития, выработаем оптимальные

Задание 1. Инструкция: Ниже предлагается ряд утверждений, которые касаются разных аспектов Вашей жизни. Каждый из них может быть более или менее актуальным для Вас. Оцените, насколько часто в последнее

Педагогический совет «Личность педагога в современной школе» Если ты не воспитываешь себя, то ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель В.А. Сухомлинский Личность человеческий

Взорви свои рамки. Подробности о тренинге. NB! Напоминаю, тренинг идёт 24 часа. Если ты не сможешь выбраться на 24 часа в Москву, то дальше можешь не читать. Стоимость: Время тренинга: с 10:00 23 мая 10:00

С 1 декабря 2013 года! СТРЕССА Хорошо известно, что нервная система регулирует работу всех внутренних органов. Длительный стресс и эмоциональные нагрузки являются одной из причин развития большинства заболеваний:

Школа Класс Тестовая тетрадь ученика Фамилия Имя Пол Дата рождения 2010 ТЕСТ 1. «Лесенка» Инструкция: В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой стороны качества, которые

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

УДК 316.7 Давыдова А. А., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» Россия, г.уфа ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА Аннотация: Статья посвящена этикетным нормам общения по телефону. Для делового человека телефон

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В каждом возрастном периоде поведению, а также умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития

Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Суицид геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв? Есть, скажите, у кого-то храбрость вскрыть

УДК 316.7 Исмагилова Д.Р., магистр ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ» г.уфа, Россия ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ Аннотация: В статье рассмотрены психологические типы деловых партнеров. Зная особенности

НЕУПРАВЛЯЕМОСТЬ. Эта лекция посвящена второй части Первого Шага Программы, в которой пойдет речь о потере контроля над жизнью. Потеря контроля ясно видна, когда наркоман в состоянии опьянения совершает

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Хроническая болезнь почек 1 Хорошо известно, что курение - вредная привычка. Наиболее распространенный способ курения сегодня - курение сигарет. Другие способы курения - трубки и сигары. Курение - единственная

Цикл консультаций «Психологические шпаргалки» Елена Валентиновна Вильданова, педагог-психолог ТЕМА «Постновогодний синдром» Как с удовольствием отправиться на работу Новый год - самый волшебный праздник.

NovaInfo.Ru - 47, 2016 г. Социологические науки 1 СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Спиридонова Екатерина Михайловна Мир устроен таким образом, что практически во всех сферах человеческой

О РАБОТЕ ДЕТСКОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида 187 «УМКА» «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ» «Я ВВЕДУ ТЕБЯ

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Техника Эмоционального Освобождения поможет вам облегчить или полностью устранить плохие эмоции, ощущения и боли, например, головную боль. Используйте эту Технику смело. Найдите для себя 15 минут в день,

Программа развития стрессоустойчивости Что такое стресс? Стресс постоянный спутник нашей повседневной жизни. Представить себе ситуацию, что мы живем жизнью, состоящей из одних только радостей и удовольствий,

Желаем вам хорошо выспаться! Насколько важен здоровый сон Почему нельзя считать здоровый сон чем-то само собой разумеющимся Как мы можем улучшить сон 2 3 Травмы могут вызвать нарушения сна У тех, кто пережил

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ EQ УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ЭМОЦИЯМИ Отчёт для Sam Poole ID HC560419 Дата 23 Февраль, 2017 2013 Hogan Assessment Systems Inc. Введение Под эмоциональным интеллектом мы понимаем способность

ГБОУ СПО ВО «Ковровский техникум сервиса и технологий» Доклад, практикум. Тема: «Социальная адаптация обучающихся: Конфликт. Конструктивное решение конфликта». Подготовила мастер п/о Кукушкина О.Р. 2014г.

22.02.17 Провела: воспитатель Лобачева Я.Е. «МОЯ ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ» Цель: формировать навыки бережного отношения к своему здоровью, роль семьи в формировании здорового поколения. Задачи: Образовательные.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.