Тренинг поведения в конфликтных ситуациях упражнения. Занятие с элементами тренинга "конфликт"

Наталья Кузнецова
Психологический тренинг для педагогов «Конфликты и способы выхода из них»

Психологический тренинг для педагогов

«Конфликты и способы выхода из них»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт»; способствовать выработке навыков конструктивного выхода их конфликтных ситуаций; установить контакты между участниками; способствовать разрушению привычных стереотипов приветствия, развитию креативности.

Предварительная работа: диагностика педагогов (тест «30 пословиц»)

Ход тренинга

1. Игра приветствие «Трамвайчик» Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий: «А я рядом». Следующий: «А я зайцем». Четвертый: «А я с…» и называет имя любого участника. Тот, чье имя назвали, торопится сесть на свободный стул, и все по аналогии повторяется сначала.

Конфликт – это скрытое или явное противодействие сторон, чьи интересы в какой-либо сфере начали конкурировать между собой.

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека.

2. Упражнение «Алфавит эмоций» Задача – за несколько минут вспомнить и записать возникающие в конфликтной ситуации – по одной эмоции на каждую букву алфавита. В общем кругу создается единый банк данных.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждых своих взглядов, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по- разному.

3. Упражнение «Конфликт в транспорте» Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе, один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?

Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?

Какие чувства испытывали играющие?

Чей способ решения проблемы самый успешный?

Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи?

В конфликте, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением: стресс, повышение голоса, сердцебиение, ускоренное дыхание, побледнение, грубые слова, которые унижают другого.

4. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации: Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

«акулы» чаще используют соревнование»;

«черепахи» – уклонение;

«медвежата» – приспособление;

«лисы» – компромисс»;

«совы» – сотрудничество.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

5. Упражнение “Плюсы и минусы конфликта” На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности, можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы. Многие из нас конфликты рассматривают чаще всего как негативное явление, которое приводит к нарушению взаимоотношений и другим отрицательным последствиям. Но нельзя забывать, что преодоление кризисов, в том числе конфликтных ситуациях, зачастую позволяют перейти на новый этап взаимодействия с другими людьми, на новый уровень восприятия окружающего мира и себя в нём. И сейчас мы с вами убедимся в этом при выполнении упражнения.

Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов.

Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

Конфликт вскрывает “слабое звено” в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);

Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;

Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;

Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;

Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;

Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;

Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;

Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;

Представление о победителях или побежденных как о врагах;

Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Есть два вида утверждений, которые можно использовать во время конфликтной ситуации. Одним из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, есть понимания своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Такой способ называется “Я-утверждение”. Такое утверждение улучшают взаимоотношения, напротив “Ты-утверждение” подрывают их и ведут к углублению конфликта. Используя “я-утверждение” мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации, при этом мы не предъявляем обвинение и не осуждаем других людей.

6. Игра «Нас с тобой объединяет» Цель: обучение взаимопониманию и эмпатии, получение обратной связи от группы.

Задачи: Выявление общих черт и различий, научить обнаруживать положительные достоинства других людей, сплотить коллектив.

Ход работы: Участники встают в круг; у одного из них в руках мяч или другой предмет, выступающий в роли эстафетной палочки.

Он кидает этот мяч любому из участников со словами «Имя». Нас с тобой объединяет (качество). Этим качеством может быть что угодно: черты характера, цвет волос, привычки, любимые места отдыха, знак зодиака, аспекты жизненного опыта и т. д.

Если получивший мяч согласен с высказыванием, он откликается словами «да, это так», если не согласен, говорит «Спасибо. Я подумаю». После этого он передает мяч своему избраннику и обозначает повод для объяснения. При желании он может присоединить третьего, опираясь на тот же критерий, что был обозначен.

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы думаете, удалось ли вам обнаруживать положительные достоинства других людей?

2. Возникали ли трудности при выполнении упражнения?

3. Что вы ощущали, когда вам давали обратную связь?

4. Что вы ощущали, когда вы обращались к своему оппоненту?

5. Какие эмоции у вас возникали при выполнении упражнения?

7. Чтение и обсуждение притчи. (Приложение)

Литература:

1. Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;

2. Монина Г. Б. Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007.

Приложение

Притча о сплетнях … Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

Три сита?

Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

Да нет, я просто слышал…

Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.

Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

Нет, напротив…

Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

Нет, в этом нет никакой необходимости…

Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

Тренинг для школьников «Я и конфликт».

Цель: содействие осознание участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.

Актуализировать знания учащихся о конфликте;

Ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;

Формировать умение находить взаимопонимание с людьми;

Способствовать взаимопониманию в классе;

Обучать детей адекватно оценивать себя.

Ведущий. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, то лучше могут найти люди, то теплые и доверительные их отношения.

Упражнение «Не хочу хвастаться, но я...»

Цель: развитие у подростков способности к самопрезентации.

Все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я... замечательный друг ».

Все участники высказываются.

Упражнение «Повторение правил»

Цель: закрепление правил и развитие чувства ответственности.

Каждый участник по очереди называет одно правило и объясняет его смысл.

Упражнение «Мое представление о конфликте»

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта. Психолог предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.

Обсуждение:

Какие ощущения были у вас во время рисования?

Понравился ли вам рисунок?

Упражнение «Конфликт - это...»

Цель: выяснение сущности понятия «конфликт».

Психолог обращается к участникам групп с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты ответов записываются на ватмане. После этого все вместе выясняют положительную (+) и отрицательный (-) стороны конфликта.

Подведение итогов.

Информационное сообщение «Конфликт»

Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.

Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

Какая реакция учителя на слова Сергея?

Как бы вы сделали в этой ситуации?

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

Какова реакция девушки?

Как бы вы сделали на месте мамы?

4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! ».

Какова реакция ученика?

Как бы вы сделали на месте учителя?

Заключение ведущего среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность, требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать других.

Деструктивный способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии. Деструктивно мыслить-значит работать в направлении самоуничтожения, а не самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это сознательный контроль негативных мыслей и поступков.

Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам и повторять движения:

В Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

Начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

Начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

А вот и град, настоящая буря (топот ногами);

Капли падают на землю (щелчок пальцами);

Тихий шелест ветра (потирание ладоней);

Солнце (руки вверх).

Упражнение «Ваше настроение и пожелания»

Цель: создание позитивного настроения. Все участники берутся за руки и по кругу говорят о своих положительные эмоции и высказывают пожелания другим.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе»

Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и свое участие в них, вымышленное или реальное.

Задачи: формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам; обучение навыкам бесконфликтного общения.

Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликты в классе – это конфликты между учениками. Нередко они возникают из-за стремления учащихся к лидерству. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок подвержен соблазну стадности, что порождает немотивированную жестокость, травлю себе подобных.

Положительное влияние на разрешение конфликта оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Ход мероприятия

Учитель. Давайте послушаем диалог ученика с учителем.

Диалог читают два ученика.

Кирилл, почему ты ударил его?

Он первый ударил меня.

А он говорит, ты ударил его первым.

Нет, не я. Он первый ударил меня.

Ты так и не ответил на мой вопрос. Почему ты ударил его?

Я защищался. Я не хотел отступать. Я должен был защищаться.

И поэтому ты его ударил?

Он первый меня ударил...

Учитель. Что произошло?

Ученики. Драка, выяснение отношений между ребятами, учитель выясняет, хочет понять: кто прав, кто виноват.

Учитель. Итак, произошел конфликт, и мальчики выбрали далеко не самый лучший путь его разрешения. Что означает слово «конфликт» лично для вас? Попробуйте написать «на скорую руку» список некоторых ассоциаций, образов, воспоминаний, связанных со словом «конфликт» (в классе).

Ученики пишут на тетрадных листах, а потом читают вслух: слезы, раздражение, обида, боль, крик, грубость, непонимание, порванная тетрадь, замечание в дневнике, вызов родителей в школу.

Учитель. Возможно, перед вами всплыли картины разбитых носов, «кучи-малы» в коридоре, заплаканные глаза. Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте, какое у вас настроение?

Учащиеся пишут на тетрадных листах, а затем читают вслух: гнев, страх, расстройство, раздражение, возмущение, слезы.

Учитель. А теперь, закрыв глаза, представьте себе абсолютно бесконфликтный класс. Какой он?

Учащиеся. Восхитительный, скучный, трудноуправляемый, неинтересный.

Учитель. Скажите, а нужны ли конфликты?

Учащиеся:

Ой, ну зачем они нужны?

Да, без них невозможно найти истину.

Нет, всегда лучше найти приемлемое решение без ссоры.

Конфликты причиняют боль и страдание людям.

Без конфликтов в классе нельзя, настоящая жизнь такая же.

Учитель. Конфликт может привести или к улучшению климата в классе, к взаимопониманию, или, наоборот, к большей несправедливости. К сожалению, невозможно прожить жизнь без конфликтов. Но разрешение конфликта во многом зависит от нашего поведения.

Давайте проверим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

не принимаю участия;

кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

только если имею для этого веские основания;

критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

только в шутку и то если это люди не обидчивые;

лишь по принципиальным вопросам;

споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

не буду поднимать бучу из-за пустяка;

молча возьму солонку;

не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

с возмущением посмотрю на обидчика;

сухо без эмоций сделаю замечание;

выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

промолчу;

ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Обсуждение

Предлагается обсудить с учащимися следующие вопросы:

В чем сходство и различие понятий «спор» и «конфликт»?

Что, на ваш взгляд, является конфликтной ситуацией?

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства, достоинства всех людей, участвующих в конфликте?

Что мешает людям (вам лично) разрешать конфликты именно так?

Обучение разрешению конфликтов

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого разрешения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений.

Сначала формируются правила разрешения конфликта.

Следующий шаг: анализ конкретных конфликтных ситуаций (групповая работа). В течение 10-15 минут обсудить ситуации в соответствии с усвоенными правилами и дать свой вариант возможного пути разрешения конфликта, причем важно найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе эта конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.

Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.

Тренинг «Война и мир»

Цель тренинга: Научить участников эффективным поведенческим стратегиям профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

Упражнение Приветствие.

Цель: формирование доверительных отношений в группе, создание позитивных эмоциональных установок.

Инструкция: любым способом по очереди поприветствовать друг друга.

Упражнение «Ассоциации».

Сегодня мы занимаемся конфликтами. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Конфликт – это ситуация, в которой на индивида действуют одновременно противоположно направленные силы.

Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»

Цель упражнения: продемонстрировать, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

Инструкция: Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге). «Ваша задача – за 30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Выиграет та пара, которая наберет наибольшее количество очков (1 касание – 1 очко)».

    Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

    Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

    Как люди договариваются, кто будет решать, а кто – подчиняться решениям?

Тренер: очень часто в конфликте разгорается такая буря страстей, что эмоции просто невозможно удержать. И в тоже время, мы говорим о том, что конфликты необходимо решать уже «остывшими». Но как же нам достичь такого состояния? Для этого существуют определенные техники. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

«Конфликт нападающего и защищающегося»

Цель: Дать возможность глубже почувствовать собственную позицию в конфликте; актуализировать психологическое переживание конфликта.

Инструкция: Сядьте лицом к лицу с партнером и решите, кто из вас будет играть роль «нападающего», а кто – «защищающегося». Затем ведите диалог. Твердо стойте на своей позиции, старайтесь не сдаваться. Если вы «нападающий», говорите своему партнеру, как он должен вести себя и что должен делать. Ругайте и критикуйте с позиции явного превосходства и уверенности в себе. Если вы «защищающийся», постоянно извиняйтесь и оправдывайтесь. Говорите своему партнеру, как вы стараетесь, как хотите угодить и как что-то мешает вам выполнить его требования. Через пять-десять минут завершите эту часть опыта.

Поменяйтесь ролями. Постарайтесь полностью испытать власть, авторитет «нападающего» или манипулирующую пассивность «защищающегося». Через пять или десять минут остановитесь. Поделитесь своими переживаниями. (Одни члены группы могут отметить, что они чувствовали оживление, играя роль «нападающего», другие могут отметить, что чувствовали себя уверенно в роли «защищающегося».) Сравните сыгранные вами роли с вашим способом действия в реальной жизни.

Обсуждение. Что вы чувствовали? Изменилось ли это ощущение и как? Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему?

Упражнение « Гляделки».

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.

- Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

- В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

- В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

Игра «Конфликт в транспорте»

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов и диагностировать конфликтные ситуации.

Инструкция: В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один – впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

    Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?

    Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?

    Какие чувства испытывали играющие?

    Чей способ решения проблемы самый успешный?

    Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Упражнение « Если бы …, я стал бы …»

Цель: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Инструкция: Упражнение выполняется по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация («Если бы меня обсчитали в магазине …»), следующий участник заканчивает предложение («Я стал бы требовать жалобную книгу»)

Упражнение Восточный базар».

Цель: отработать навыки конструктивного взаимодействия.

Инструкция: каждый участник получает несколько (по кличеству участников) бумажек, на которых он пишет свое тренинговое имя. Затем все бумажки сворачиваются и собираются. Это так называемые «именные деньги». Каждый участник, не глядя, берет из общей кучи столько денег, сколько отдал. Когда все деньги разобраны, можно посмотреть кому чьи достались. Задание: любым способом вернуть себе свои «именные деньги».

Обсуждение. Рефлексия своих чувств.

Упражнение « Скульптура» :

вылепите из себя самого скульптуру под названием

«Бодрость, уверенность, жизнерадостность, сила».Запомните позу и мимику. Надевайте и носите эту позу три раза в день.

Тренер: как вы себя сейчас чувствуете? Как вы считаете, эффективно ли это упражнение?

Заключительная рефлексия + раздаточный материал.

ИГРА «ГОРЯЧИЙ СТУЛ»

Цель: Помочь детям ощутить чувство раскаяния за свои поступки
По предложению воспитателя дети вспоминают истории, в которых вели себя неправильно (обидели, отобрали что-то, обзывались), но сейчас им стыдно и они не хотят, чтобы это повторилось. Рассказчик сидит на «горячем стуле», а остальные полукругом.
После рассказа предлагают варианты желательного поведения и эта ситуация проигрывается.
Впервые на «горячий стул» садится сам воспитатель.

ЧЕРЕПАХА
Цель: Коммуникативный массаж, преодоление непринятия чужих прикосновений
Дети встают парами (как вариант – в кругу друг за другом). Произносят слова и выполняют движения.
Шла купаться черепаха (пальчики шагают по спине)
И кусала всех от страха (легкие пощипывания)
Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь. (поглаживающие движения ладонями по спине)
Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.
Хитрость в том, что если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧИК
Цель: коррекция эмоции гнева, тренировка снятия напряжения
На веревочке подвешен мяч. Надо подойти к нему на расстоянии вытянутой руки и сильно бить, вымещая на нем свой гнев, затем подходить все ближе и ближе, смягчая удары, потому что мячик может и ударить в ответ. В конце мячик можно погладить, «пожалеть».
РАЗГОВОР С РУКАМИ
Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.
Если ребенок подрался, сломал что-то, причинил кому-то боль, можно предложить такую игру: обвести на листе его ладошки и предложить оживить их: нарисовать глазки, ротик. Затем затеять беседу с ними. Спросить «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом надо подчеркнуть, что ручки хорошие, много умеют (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что сегодня они постараются делать только хорошие дела: мастерить, играть, здороваться и никого не обидят.
В течение дня надо с ребенком спросить у ручек, выполнили они свое обещание или нет. Обязательно похвалив их за соблюдение договора.

КОВРИК ЗЛОСТИ
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

СОСЧИТАЙ ДО ДЕСЯТИ

Цель: снятие психомышечного напряжения
Дети стоят в кругу, двое в центре лицом друг к другу, «бодаются» и выполняют указания остальных детей.

Раз, два, три – кулаки сожми.
На четыре покажи
Зубы крепкие свои.
Пять – сильней бодайся,
Только не кусайся.
А на шесть, и на семь
Подобрее стали все.
А на цифру восемь
Злюку с рук мы сбросим.
А на девять – улыбнись,
А на десять превратись
В куколку из тряпочки
И присядь на тапочки.

В конце надо суметь расслаблено присесть на пол, руки и голова свисают. Замереть в этой позе на 5-10 секунд.

КРУГ ПРИМИРЕНИЯ


Цель: снятие негативного настроения в результате конфликта, обучение ритуалу примирения
В случае конфликта между детьми, после «разбора полетов», предложить детям помириться. Дети образуют круг вокруг драчунов и говорят, почему им надо помириться.
- Надо помириться, и тогда не будет драки.
- Надо помириться, чтобы игра продолжалась
- Надо помириться, чтобы жить дружно.
«Герои» конфликта соглашаются примириться и совершают ритуал. Берутся мизинчиками друг за друга и все произносят слова примирялки.

ПУТАНИЦА
Цель: поддержать групповое единство, помочь преодолеть непринятие телесного контакта
Считалкой выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети берутся за руки, образуя круг. Не разжимая рук они начинают запутываться6 перешагивая через руки, подлезая под них – кто как умеет. Когда образуется единый запутанный клубок, водящий входит в комнату и распутывает его, не разжимая рук, чтобы вновь образовался круг.

СБОРЩИКИ
Цель: Учить в игре координировать свои действия с членами группы
По полу разбросано большое количество разнообразных мелких предметов и игрушек. Участники игры делятся на группы по 3-4 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего каждая группа двумя свободным руками должна собрать как можно больше предметов. Во время собирания звучит веселая музыка. После того, как все игрушки собраны, подсчитывается их число.
По ходу игры внутри каждой группы или между ними могут возникнуть конфликтные ситуации, которые можно в дальнейшем использовать для ролевого разыгрывания.
СПИНА К СПИНЕ
Цель: Развивать умение договариваться друг с другом, помочь увидеть, как важно смотреть в глаза собеседнику при разговоре с ним
Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. После игры дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно разговаривать?», «Не хотелось ли вам что-нибудь изменить?»

Конфликт в социальной среде как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен.

Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Имеются три типа установок или подходов к урегулированию конфликта:

  • - одна из сторон (или все стороны) стремится одержать победу (односторонние действия);
  • - участник (участники) конфликта игнорирует его наличие и бездействует (односторонние действия);
  • - с помощью третьей стороны или без неё участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, с тем чтобы найти взаимоприемлимое решение (совместные действия).

В ходе урегулирования конфликта участникам предстоит пройти ряд фаз от насильственных действий к разрешению противоречий путем обсуждений.

Эти фазы следующие:

  • - прекращение насильственных действий;
  • - установление диалога;
  • - поиск решения проблем путем переговоров.

В качестве адекватных методов профилактики и разрешения конфликтов наиболее часто различными авторами упоминаются следующие:

  • - ранняя диагностика конфликта и выявление его причин с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания;
  • - "выплескивание", "разрядка" негативных эмоций через виды деятельности, не причиняющие заметного вреда оппоненту;
  • - изменение характера восприятия участников конфликта;
  • - метод последовательных взаимных уступок;
  • - переговоры участников конфликта;
  • - обращение к арбитру;
  • - обращение к посреднику.

Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга. Инициатором такого подхода следует считать Дж. Бертона, согласно которому разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, о чем упоминалось выше, а также, посредством этого, на изменение отношений сторон друг к другу.

Цель тренинговых занятий - предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи тренинговых занятий:

  • - обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;
  • - помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;
  • - помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);
  • -развитие таких свойств личности как коммуникабельность, эмпатия, стрессоустойчивость, рефлексия;
  • -сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия.

Занятие 1

Упражнение "Интервью"

Цель - развитие умения слушать партнёра и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.

Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нём как можно больше. Затем каждый говорит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

Упражнение "Космическая скорость"

Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия.

Инструкция: "Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды 1 раз".

Усложнение:

  • - сделать то же самое, но на время
  • - "А быстрее можете?"
  • - выполнить любым другим способом на время.

Ведущий предлагает всем участникам команды после завершения упражнения сесть в круг и выразить свое состояние на момент начала работы и ее окончания.

На что следует обратить внимание:

  • - выработка командной стратегии
  • - понимание идеи упражнения
  • - понимание других участников
  • - принятие решений
  • - изменения в поведении
  • - изменение на эмоциональном уровне и в степени участия каждого.

Вопросы ведущего должны быть нейтральными и оставлять свободу выбора, анализа и фантазии: - Что вы чувствовали?

  • - Что изменилось в момент?
  • - Почему вы выбрали это решение?

Упражнение "Говорю, что вижу"

Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.

Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт. Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру: “Коля сидит, положив ногу на ногу”, “Катя улыбается”.

Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.

Ведущий обращает внимание на то, что одной из целей занятия является изучение возможностей целесообразного выбора стратегий поведения в конфликте на основе вероятностного прогнозирования.

Существует как минимум три метода решения любого содержательного конфликта.

  • 1. Силовое решение. Предмет конфликта присваивается путём силовых действий, волевого решения, применения власти.
  • 2. Физическое разведение сторон. Стороны выводятся из конфликтного поля, столкновения не происходит по причине физического невозможности. В ряде случаев произвольный выход из конфликтного поля одной из сторон приводит к невозможности достижения цели другой стороной. В этом случае исход один - выигрыш не достаётся никому.
  • 3. Поиск решения, устраивающего оппонентов. Здесь также возможны два исхода. Компромисс - доступ к предмету конфликта получают все участники, но не в полной мере: приходится делиться. Конструктивное решение - такое решение, которое обеспечит максимальную реализацию интересов обеими сторонами.

Таким образом, три способа поведения в конфликте могут привести к пяти различным исходам: победа, поражение, уход, компромисс и решение. Последовательное осуществление стратегий, направленных на достижение заранее намеченного исхода, называют стилем разрешения конфликта.

Занятие 2

Ролевая игра "Сглаживание конфликтов"

Цель - обработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

  • - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
  • - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
  • - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Упражнение "Адские башни"

Цель - это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров между участниками. Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В « Адских башнях» эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды.

Инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по 6 человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек.

Условия: комната для семинаров или конференц-зал - при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои "строения".

Описание упражнения.

  • 1. Разбейте группу на команды по 6 человек.
  • 2. Дайте каждой команде побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню.
  • 3. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться.
  • 4. Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу.

Инструкции для карточек:

  • - Башня должна состоять из 20 блоков.
  • - Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
  • - Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков».
  • - Башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».

Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных.

Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.

Обсуждение итогов игры:

За игрой в «Адские башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других, от каких бы то ни было действий вообще, и т.д.

По окончании действия полезно обсудить ситуации - они повторяются всякий раз, когда используют эту игру.

1. Побеждает игрок, которому поручено быть единственным строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо - в зависимости от темперамента -- сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем». Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены - тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи.

Такое поведение команды чаще всего оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом. Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них «не потерял лица». Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями «строителю», как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными.

  • 2. Самозваный строитель терпит поражение от мощной оппозиции в лице других игроков, которые настаивают, чтобы их допустили до «кирпичей». Такое поведение обычно приводит к серьезным конфликтам. Мы видели, как люди вырывали «кирпичи друг у друга или вынимали их из конструкции. Если события примут такой оборот, башня вряд ли будет построена.
  • 3. Налицо комбинация описанных стратегий. Между потенциальными строителями идут непрерывные переговоры, которые отнимают много времени. Каждый «кирпич» становится предметом невербальной, иногда горячей, дискуссии. При достаточном времени башня, в конце концов, вырастет, но команда, ведущая себя подобным образом, обычно проигрывает соперникам, которые выбирают стратегию 1.

Упражнение "Преувеличение или полное изменение поведения"

Цель - формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения. Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается. Если член группы не осознает выбранного для него группой типа поведения, он должен преувеличить его выражение. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь своими успехами. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен при разыгрывании роли полностью изменить его на противоположное. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

Занятие 3

Упражнение "Приветствие"

Цель - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствую друг друга, обязательно подчёркивая индивидуальность партнёра, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.

Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов.

По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.

Упражнение "Сигнал"

Цель - разминка, улучшение атмосферы в группе.

Участники стоят по кругу достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передаётся по кругу, пока не вернётся к автору.

Упражнение "Печатная машинка"

Цель - разминка, выработка сплочённых действий. Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причём каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Занятие 4

Упражнение "Оправдание"

Цель - упражнение направлено на снятие стереотипов восприятия и действий, развитие понимания партнера.

Участники оправдывают свои странные позы. и действия. По очереди предъявляют их и по очереди оправдывают.

Ведущий обращается к участникам: «Оправдайте крик, прыгание на одной ножке, чесание за ухом, кривую физиономию, высунутый язык, кривую позу, странные вопросы и ответы». Оправдание должно быть «чистой правдой».

В конце все дружно оправдывают свое участие в группе.

Упражнение "Если бы... я стал бы..."

Цель - выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Упражнение "Контраргументы"

Цель - создание условий для самораскрытия, умение вести полемику и контраргументацию.

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Занятие 5

Упражнение "Сказка"

Цель - члены группы учатся взаимодействовать друг с другом и внимательно относится к словам свои партнеров по общению, развивают фантазию; снятие напряжения.

Группа садится в круг, и руководитель начинает рассказывать историю, например:

  • - Жил-был король, у которого была невеста, и любил он её больше всех на свете...
  • - Жил-был замечательный музыкант, который как-то шёл через лес и думал о разных вещах.

Когда больше не осталось ничего, о чём он мог бы подумать, он сказал себе: «Время течёт очень долго в этом огромном лесу; я хотел бы найти себе хорошего попутчика.

  • - Жила-была старая королева, которая была очень, больна и думала про себя: «Я, наверное, скоро умру...».
  • - Жила-была одна девушка, которая целый день ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала...
  • -Жил-был могучий король, у которого было три сына, и любил он их больше жизни. Он думал: «Хорошо бы было, если бы мои сыновья отправились посмотреть мир...»

Руководитель держит в руках небольшой мяч, после начала рассказа он бросает мяч кому-нибудь из группы. Этот человек должен будет продолжить историю -- можно произнести слово, а можно и несколько предложений. После этого он бросает мячик другому участнику. Никто из игроков не знает, когда наступит его очередь, и поэтому вынужден очень внимательно слушать то, что рассказывают другие. Постепенно в историю вводятся новые герои и новые сюжетные линии, но участников нужно предупредить, что придуманная ими сказка должна иметь хороший конец.

Также участники предупреждаются, что рассказ каждого должен состоять не более чем из 3-4 предложений.

В обсуждении обращается внимание на различия взглядов и мнений (проявляющиеся в изложении сюжета), умение участников принимать чужую точку зрения, находить конструктивное решение. Эти навыки необходимы для эффективного разрешения конфликтов.

Упражнение "Позиция"

Цель - рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остаётся на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают своё впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы "Я вижу тебя", "Я хочу сказать тебе", Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.

Упражнение "Последняя встреча"

Цель - совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников.

Занятие 6

Упражнение "Пойми меня"

Цель упражнения: развитие коммуникативных умений участников, отработка навыков бесконфликтного общения.

Ход упражнения. Для участия в упражнении группа разбивается по парам. Один из участников пары играет роль руководителя организации, второй - роль подчинённого. Каждому партнёру предлагается описание ситуации.

После знакомства с ситуацией участникам предлагается вступить в диалог, в результате которого постараться прийти к компромиссу, единому решению ситуации. Время диалога ограничивается ведущим - 10 мин.

В результате работы участниками анализируются следующие моменты:

  • 1. К какому варианту решения пришли руководитель и подчинённый?
  • 2. Является ли конечное решение компромиссом для обеих сторон?
  • 3. Почувствовали ли они настроение друг друга в ходе общения?
  • 4. Определите, какую стратегию поведения выбрал каждый из партнеров в ходе беседы: сотрудничество, компромисс, соперничество, избегание, приспособление.
  • 5. Какие трудности испытывали участники при нахождении единого решения проблемы? Удалось ли их разрешить?
  • 6. Какие методы разрешения конфликтных ситуаций были использованы в сложившейся ситуации?

Упражнение «Конфликтные ситуации»

Цель упражнения - отработка эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Примерные темы ситуаций:

Ход упражнения. Участники тренинга разбиваются по парам или тройкам, выбирают конфликтную ситуацию и разыгрывают ее по ролям. Время на подготовку - 5-10 минут. Затем все возвращаются в круг и по очереди проигрывают свои ситуации перед всеми.

Реакции педагога можно классифицировать:

  • -по типу поведения в конфликтах: (приспособление, избегание, соперничество, сотрудничество),
  • -стилю педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический),
  • -ролевой позиции (взрослый, ребенок, родитель).

Конструктивным считается поведение, направленное на сотрудничество, проявляющееся в демократическом стиле поведения и позиции взрослого.

Упражнение "Поддержка"

Цель - упражнение способствует групповому сплочению.

Группы в общем составе, взявшись за плечи друг друга, опускается на пол. Начальная позиция меняется лицом или спиной в центр.

Ведущий обращается к группе: "Встаньте в круг спиной к центру, руки положите на плечи рядом стоящих. Все одновременно сядьте. Опираясь на пол и на партнеров, одновременно встаньте, не нарушив круга. Проделайте то же лицом в круг".

Общее обсуждение. Как вы себя чувствовали? Что вам понравилось? Что возмутило? Какие у вас возникли вопросы?