Учебник: Основы медицинских знаний. Понятие здоровья. Здоровье и болезнь 1 определение понятий здоровье и болезнь

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек - homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек - социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек - это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь - нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеции писал, что человек - животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия - это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья - «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь - нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье - такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

СТРУКТУРА валеология как наука. ВАЛЕОЛОГИЯ

. Предмет валеологии - индивидуальное здоровье человека, его механизмы. Проанализируем более конкретно эту категорию

. Здоровье и болезнь - основные категории научного познания в медицине. Так как это связано с человеком, проживающего в обществе, то эти категории имеют медико-социальный характер, то есть здоровье и болезнь - социально-дете ерминований состояние человека. Но они имеют четкую основу, так как природа человека биологическая, а суть социальная (человек не может развиваться вне социума). Все свои потребности она реализует через функции физиолог ичних систем и все социальное не реализуется без биологического (например, мышление базируется на рефлекторной деятельности головного мозгаку).

Таким образом, биологическая природа человека реализует ее социальную сущность

Болезнь - это патологический процесс. Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, теряет оптимальную связь со средой и окружающим его социумом. Болезнь есть приоритеты етом медицины, ии теоретической и практической стороны. Медицина занимается именно больным человеком, а не ее здоровьем. Она излечивает человека, возвращая ей здоровье. Но, имея конкретный предмет научного пиз ния (болезнь), медицина не может обеспечить достижение высоких показателей здоровья населениялення.

Известно, что болезнь как категория медицины имеет конкретное, доступное описание: название, особенности развития, симптоматика, диагностика, распространенность, лечение, профилактика и тд. Этого нельзя сказать и относительно здоровья"я.

Согласно. ВП. Куликовым, индивидуальное здоровье - это отсутствие болезни, здоровье как норма и здоровья как успешное приспособление

Если при обследовании пациента врач не находит признаков болезни, то ставит диагноз"здоров"Но такой вывод довольно сомнительный. Например, начальные стадии атеросклероза или злокачественных новообразований н не проявляются симптоматически, а фактически человек уже нездоровая. Другой пример, одна и та же человек по состоянию"нормы"может работать бухгалтером, учителем, но не пилотом, водолазом. Дело в том, что"физиологическая норма", еще не отражает состояние здоровья. Принцип"нормы"не может быть использован и по той причине, что на сегодня можно говорить о разных уровнях здоровья у вполне здорового человека. Так, на пример, у высококвалифицированного спортсмена после физической нагрузки анаэробного характера (работа максимальной и субмаксимальной мощности) рН крови достигает 7,0, но это не аргумент, чтобы говорит и о патологии. Поэтому правомерно говорить о здоровье как динамическое состояние, что позволяет проявиться как можно большему количеству. Видоспецифические функций при экономном расходе биологического субстрата, т.е. с доров - это способность индивида проявлять свои биологические и социальные функции проявляти свої біологічні та соціальні функції.

Согласно. ММ. Амосовым, который ввел понятие"количество здоровья", здоровье - это максимальная мощность органов и систем при сохранении качественных физиологических пределов их функций

По мнению. ВВ. Подвысоцкого (одного из основателей патофизиологии) не существует абсолютного здоровья и абсолютной патологии, так как между ними есть множество связей и переходов 00. Богомолец сформулировал понятие о единство нормы и патологии. Это можно продемонстрировать примером системы сообщающихся сосудов: чем больше здоровья, тем меньше возможности для болезни и наоборотавпаки.

Между состоянием здоровья и болезнью существует переходный, или"третье сословие", который дополнительно разделяют на передх-Воробей и недемонстративно патологические процессы

Главный признак предболезни - возможность развития патологического процесса вследствие уменьшения резервов здоровья, когда количественные изменения переходят в качественные

Есть два подхода к определению индивидуального здоровья - адаптативний и креативный

Врач-натуропат. Герберт. Шелтон дает следующее определение здоровья:"Здоровье - это состояние целостного и гармоничного развития при адаптации каждого из органов друг к другу. При этом каждый орган более эффективно в работает в интересах целого (организма), чем в свою пользу. Любая болезнь - это нарушение законов жизнедеятельности организма, законов природырироди".

Другие авторы, рассматривая индивидуальное здоровье, учитывают определению. Всемирной организации здравоохранения! льного и социального благополучия и способность приспосабливаться к условиям внешней и внутренней среды и естественного процесса старения, а также отсутствие болезни и физических дефектов. Но наведет не определение здоровья полностью исключает умственное благополучие. Следует помнить, что современный человек активно творит историю, создает новые формы социального и экономического уклада на планете. Земля. Но при этом 90% всех современных факторов риска существующих болезней цивилизации, а также угроза в целом экологическому благополучию природы имеет антропогенное происхождение, то есть является следствием творческой цивилизованной действие льности человека. Все глобальные кризисы е производными от человеческой деятельностиості.

Известный ученый и теоретик медицины. АИ. Струков взаемоповьязував понятия здоровья и свободы человека. Согласно его учению, болезнь - это нарушение нормального (оптимального) способа реализации потребностей (мат материально, духовных). Здоровье - это нормальный психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Здоровье и мировоззрение взаимосвязаны и взаемообумовле ни. Струков считает, что только духовное мировоззрение является главной основой настоящего здоровьеоров"я.

Согласно. ВП. Казначеевым, здоровье следует рассматривать как валеологический процесс формирования организма и особенности человека

По. А. Маслоу, основными потребностями человека есть не только потребности тела, но и стремление к безопасности, надежности, защиты, иметь семью, принадлежать к обществу, клана, друзей, иметь уважение, самоуважение, свободу, я которая обеспечит полное развитие своих талантов тощо.

ПВ. Симонов создал триадных структуру основных потребностей человека в его актуальном жизни:

1 гостиная (биологические) потребности

2. Социальные потребности

3 идеально потребности (познание окружающего мира и своего места в нем, смысла и назначения своего существования на земле

Принципиально эти потребности отражают три уровня организации существования человека - биологический (физиологический), сознательный (сверх жизни - интеграцию человека в социум), духовный (сверх-сознание) - духовную культа ур.

Согласно учению. Аристотеля, растения имеют вегетативную душу, животные - вегетативную и чувственную, люди - вегетативную, чувственную и рациональную. Нормальный человек имеет гармоничную целостность всех трех порядков с своего существования: физического (биологического), душевного (социальной адаптации) и духовного (личной удовлетворенности).

ВИ. Вернадский назвал оболочку земли, где живет человек, ноосферой, а не антропосферы именно потому, что за исключением ума остальное в человеке принадлежит биосфере. По. ОО. Ухтомским, человеком могли быть н ней только можно статстати.

Таким образом, начиная с уровня сознания, человек существует в двух качественно различных сферах своего существования: адаптационном и креативному. Первостепенное значение в адаптационного существования приобретают факторы внешн среды: физические, социальные, экологические. При этом человек приспосабливается к действию реального окружающей среды. В методологическом плане процессы адаптации нашли свое полное отражение в раб отах. ИП. Павлова об условных рефлексах, в бихевиоризме. Дж. Уотсона и его схеме 7 * -. К, где каждый стимул или ситуация (2) соответствует определенном поведении (или реакции -. К) -. К),

Креативное существования человека, в отличие от адаптационного, направлено на осмысление высших, отсутствующих в меняющейся реальности, ценностей и их практическое достижение. Швейцарский психолог. Ж. Пиаже считает, что в процессе социализации человек постоянно осмысливает новые для себя ценности и стремится к практическому достижению новых для себя целей. Этот социальное движение вперед и есть креативиою деятельностью человекини.

Таким образом, деятельность человека как продукта биологической и социальной эволюции направлена, с одной стороны, на адаптацию к условиям существования (физических и социальных), а с другой - на творческое осмысление жизни и постоянное движение вперед. Эта деятельность обусловлена??физическим, душевным и духовным здоровьям.

По. БН. Чумаковым, здоровье человека - прежде всего процесс сохранения и развития. ЕЕ психических и функциональных качеств, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни ття.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

1) биологические возможности;

По данным академика. ЮП. Лисицина, факторами, которые определяют здоровье, являются:

Здоровый образ жизни - 50-55%;

Экологические факторы - 15-20%;

Наследственность - 15-20%;

Медицина - 10-15%

Экономическую (уровень жизни);

Социальную (качество жизни);

Социально-психологическую (стиль жизни);

Социально-экономическую (уклад жизни)

Здоровье человека – это сложное, многомерное, интегральное понятие. Оно является центральным в корпоративной культуре целой профессиональной группы – работников системы здравоохранения и медицины, студентов медицинских вузов и колледжей. В современных условиях, когда процесс урбанизации и бум технического прогресса охватил большинство сфер жизнедеятельности человека, становится все более значимой проблема здоровья как индивидуального, так и общественного. Именно здоровье абсолютно необходимое, хотя и недостаточное условие позитивного существования и развития отдельного человека и социальных общностей, вплоть до человечества в целом. В перечне прав человека, гарантированных Конституциями ряда стран, с недавних пор появилось и право на здоровье. В статье 25 «Всеобщей декларации прав человека» закреплено следующее положение: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи». В «Конституции Российской Федерации» аналогичная статья (41) также закрепляет право россиянина на охрану здоровья. Существует программа государственных гарантий, выраженная в финансовых нормативах и в объемах медицинской помощи, которую государство гарантирует населению бесплатно.

Государство кровно заинтересовано в здоровье своего населения. Здоровье обеспечивается основными социальными институтами – здравоохранение и медицину. В них формулируются фундаментальные категории «здоровье», «болезнь»; выстраивается концепция здоровья нации; определяется тактика достижения поставленных целей.

Здоровье и болезнь человека – это сложный социально-обусловленный феномен, объединяющий в себе биологические и социальные свойства. Этот сам по себе сложный конгломерат еще и корректируется воздействием факторов окружающей среды. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ожегова читаем: «Здоровье – это нормальное состояние правильно функционирующего неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма» . В современной научной литературе существует более ста определений и подходов к этому понятию. Большинство по смыслу сводится к следующему: здоровье – это отсутствие болезней; здоровье и норма – это понятия тождественные..Эта концепция известна как «медико-биологическая», она базируется на « микробной теории болезни», кото­рая доминировала в медицинском мышлении X1X века. Медицина рассматривала человека как сложный механизм, бо­лезнькак следствие поломки этого механизма, как состояние, предшествующее смерти. Эта идея не нова, еще античный поэт Назон писал, что болезнь это смягченная смерть. Здоровье трактуется как нормальное состояние, как состояние свободы от физических и психических дефектов или заболеваний. Таким образом, болезнь становится окончательной целью медицины. Биомедицинская модель, несмотря на успехи в понимании механизма возникновения болезни и медикаментозных способов ее коррекции вплоть до полного излечения, все же является недостаточной. В быту здоровье понимается только как отсутствие болезней. Получается, что и в обыденном сознании и в некоторой части научной литературы здоровье определяется через понятие «нездоровье». Значит, доминируют маркеры патологии и сведены к минимуму показатели, отражающие качество и количество личного и общественного собственно здоровья. В настоящее время, на ряду с теорией патологии существует и теория здоровья – валеология, не получившая в нашей стране ни общественного признания, ни институционального статуса.



Всемирной Организацией Здравоохранения в 1948 году было дано следующее определение: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезни и физических дефектов». ВОЗ провозгласила принцип, в соответствии с которым «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека». Этот принцип является главной этической, профессиональной ценностью всех врачей и студентов медицинских вузов. Таким образом, здоровье – социально детерминированное явление, представляющее собой гармоничное взаимодействие биологических и социальных качеств. Другими словами, у здоровья биосоциальный статус.

Необходимо отметить и наличие социотических характеристик, поскольку здоровье является важнейшей, естественной, непреходящей для всех без исключений групп и слоев ценностью. Более того, чем выше в социальной иерархии место человека или группы, тем более осознана эта ценность и социально, и материально обеспечена. Последние условия (социальное и материальное благосостояние) позволяют более полно и интенсивно реализовывать многообразие человеческих потребностей и возможностей.

Очень интересным и полезным является психологическая интерпретация здоровья. Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетной в исследовательских интересах психологии. Скорее наоборот, повторялись общие алгоритмы рассуждений. Психология 20 века упивалась феноменологией человеческого страдания, внутреннего конфликта и кризиса. Через картины психических нарушений, методологию психотерапии складывались популярнейшие теории З.Фрейда, А. Адлера, К.Юнга. Иными словами, болезнь, психопатология была началом построения фундаментальных психологических теорий личности. Болезнь, внутриличностный конфликт казались гораздо более интересными, чем способность сохранять здоровье и душевное благополучие. Это и оказалось причиной довольно длительного периода отсутствия в психологии целостной, структурированной и аргументированной психологической теории здоровья. Сегодня психологи предлагают свою модель здоровой личности. Согласно этой концепции, «…здоровый человек способен самостоятельно, т.е. на основе собственных внутриличностных ресурсов поддерживать структурную и процессуальную согласованность психики, обеспечивать ассимиляцию жизненного опыта и интегрированность личности, достигать полноты самореализации». (Васильева О.С., Филатов Ф.Р.«Психология здоровья» Р/Д., 2005) Другими словами здоров не тот, у кого нет проблем, а тот кто способен их разрешить.

Социально-экономический статус здоровья является необходимым условием ресурса трудоспособности, эффективности труда. От производительности труда во всех сферах (умственного и физического) зависит степень вознаграждения. Это, в свою очередь определяет уровень удовлетворения всех потребностей человека. Здоровье, в некоторых случаях, предопределяет возможность приобщения к труду и использования его как источника материального благосостояния.

Сегодня медицинская практика активно использует промежуточный термин «практически здоров», предопределяя тем самым еще один вариант интерпретации здоровья. Подход к категории «здоровье» как дискретной, мозаичной, состоящей из понятий «здоров», «практически здоров» и «болен», скорее функциональный и более пригодный для бытового использования, поскольку чрезвычайно упрощен. Здоров – значит, в субъективном ощущении - способен осуществлять биологические и социальные функции. Даже если в организме у человека уже есть патологические изменения и процессы, но они позволяют ему заниматься общественно-полезной деятельностью – медицина констатирует «практически здоров». Это пограничное состояние, когда уже наличествуют соматические или психические проблемы, но существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Но со временем патология приводит к нарушению физиологических, психологических, социальных и экономических функций. Таким образом, можно сказать, что болезнь это процесс нарушения жизнедеятельности человека, а значит и жизнеобеспечения.

Болезнь также можно трактовать многоаспектно. Например, с позиции работодателя - болезнь это неспособность работника выполнять свои профессиональные функции. Биолог видит в болезни нарушение биологических ритмов организма, темпов жизненных процессов и реакций, а патолог – нарушение процессов физиологического жизнеобеспечения. Наконец, для самого больного болезнь – это изменение образа жизни его самого и его семьи, зачастую переоценка всей системы ценностей и приоритетов.

По существу, понятия здоровье и болезнь выходят далеко за рамки медицины, хотя у большинства людей слово «болезнь» ассоциируется только с медициной. Эти состояния определяются образом жизни, экологической безопасностью среды обитания, структурой питания и бытовыми условиями, характером труда, возможностями отдыха, социально-психологическим климатом, чувством защищенности медициной, государством и обществом.

В мировой практике принято выделять 4 уровня оценки здоровья:

1-й уровень – здоровье отдельного человека (индивидуальное здоровье);

2-й уровень – здоровье малых социальных групп или этнических групп (групповое здоровье);

3-й уровень – здоровье населения (людей проживающих в определенных административно-территориальных единицах – селах, городах, областях и т.д.);

4-й уровень – общественное здоровье – здоровье общества, людей целого государства, континента, популяции в целом.

Здоровье и болезнь в большой степени определяются так называемыми факторами риска. Фактор риска – потенциально опасные для здоровья условия поведенческого, социального, генетического, экологического и природно-климатического характера. В отличие от непосредственных причин заболевания (травм, вирусов, недостатка каких-либо микроэлементов и т.д.) они действуют опосредованно, создавая негативный фон, способствующий возникновению и прогрессу болезни. Известный российский ученый, академик РАМН Ю.П.Лисицин выстроил иерархию факторов риска по отношению к здоровью. К первой группе самых значимых факторов риска (определяющих на 49-53% качество здоровья) относятся условия, формирующие образ жизни:

Курение, употребление алкоголя;

Наркомания;

Неправильное питание;

Дистрессы (стрессовые ситуации);

Неблагоприятная производственная среда;

Гиподинамия;

Некомфортные бытовые условия;

Чрезмерное и некорректное употребление лекарств;

Непрочность института семьи;

Одиночество;

Высокий уровень урбанизации.

Вторая по значимости группа – генетические и биологические факторы, удельный вес которых приблизительно 18-22%:

Наличие наследственных болезней;

Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням.

Третья группа (занимающая около 17-20%) – условия, связанные с внешней средой:

Загрязнение воздуха;

Плохое качество или отсутствие питьевой воды;

Дегенерация и загрязнение почвы;

Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения;

Климатические изменения.

Четвертая группа факторов риска - условия, связанные непосредственно со здравоохранением и медициной (их удельный вес от общего числа - 8-10%):

Неэффективность профилактических мероприятий;

Низкое качество медицинской помощи;

Недостаточное количество лечебных учреждений;

Несвоевременность оказания медицинской помощи.

При анализе факторов, влияющих на общественное здоровье принято выделять их еще и следующим образом:

1. Социально-экономические (материальный статус, условия труда, образовательный и культурный уровень);

2. Социально-биологические (пол, возраст, генетические предрасположенности и т.д.);

3. Экологические и климатические;

4. Организационные и медицинские.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ,

В ХХ-м столетии, во все более усложняющемся социуме и бурно развивающейся науке сложилось новое направление, которое имело длинную историю сочетания медицинских и социальных проблем – общественное здоровье и здравоохранение. Оно анализирует комплексное влияние различных факторов на здоровье отдельного человека и на здоровье всего населения, Доминирующим является интерес не к конкретной болезни конкретного человека, а к формированию здоровья большого количества людей (поселка, города, этноса, нации и т.д.). В настоящее время эта научная деятельность обрела четкие контуры с присущим для нее объектом и предметом изучения, называемая в нашей стране «общественным здоровьем и здравоохранением». Первое название «социальная гигиена» употреблялось с 19 века наряду с другими - «профилактическая медицина», «социальная медицина», «теория здравоохранения», «теория и практика общественного здравоохранения». «превентивная и социальная медицина» в противовес карательной медицине. Так, В.О. Португалов, писал, "степень заболеваемости и смертности че­ловечества совершается в силу существующих условий социального быта. Не карательная (лечебная) медицина, какого бы совершенства она ни достигла, спасет челове­чество от пожирающего зла (заболеваний), а лишь преду­предительная, состоящая в улучшениях социального быта. И по мере того, как предупредительная медицина или социальная гигиена будет входить в свои права и распространять свою силу, по мере того, как будет воз­растать ее влияние, значение, а главное - применение в обширнейших размерах, по мере всего этого карательная медицина будет ослабевать. Есть еще и гигиена социаль­ная, общественная, регулирующая отношение лица к обществу и обязанности или отношения общества к лицу". В 1922 году основоположник советского здравоохранения Н.А.Семашкоопределил, что « социальная гигиена изучает вопросы оздоровления с социальной точки зрения, т.е. анализирует влияние социальных факторов на здоровье всего населения и отдельных групп его, намечает не только индивидуальные, но и социаль­ные мероприятия, направленные к сохранению или восстановлению здоровья населения

По-прежнему актуальными остаются слова великого русского врача Н.И. Пирогова: "Уменьшениесмертности в массах зависит от дельного, энергичного и рационального применения администра­тивных и гигиенических мер против первоначального развития болезней…Будущее общественной медицины в руках государственной и научной администрации, а не во врачебнойтехнике. Только идя, рука об руку с рациональными государствен­ными распоряжениями во всех отраслях народного хозяй­ства и просвещения, медицина может содействовать уменьшению распространения и предупреждению болез­ней, и тогда этим косвенным путем, а не лечением может содействовать уменьшению смертности масс". Со своих социал-гигиенических позиций он пришел к пониманию здравоохранения как важнейшего общественного и государственного социального института.

Открытия в области социологии, антропологии, биологии, психологии сделали общезначимыми понимание социальной обусловленности многих болезней, а так же важности социальных последствий массовых болезней. Процесс институционализации социальной гигиены стал тотальным и необратимым.

В России в1922 году уже были разработаны учебные программы и пособия по социальной гигиене. При Московском университете Н.А.Семашко организовал кафедру социальной гигиены. В последующие годы аналогичные кафедры были учреждены в других высших медицинских заведениях.

Политическая ангажированность, свойственная нашему государству того периода, стала проникать во все сферы жизни общества, включая, как ни странно, и в сферу социальной гигиены. Наивная логика, заключающаяся в том, что в социалистическом государстве, основанном на социальной справедливости, нет объективных социальных оснований для болезней, стала легитимной. Ее официальный политический статус проявился в факте переименования кафедр социальной гигиены в кафедры организации здравоохранения. С ослаблением официальных идеологических установок приходило трезвое понимание того, что здоровье человека определяется реальными, а не декларированными условиями общественной жизни. Получили применение более рациональные методы решения проблем здоровья советских людей. Стали активно развиваться и использоваться социологические исследования, математическое и логическое моделирование, системный анализ, экспертная оценка, автоматизированная система управления и т.д.

В 1994году предмет «социальная гигиена» пере­именовали в социальную медицину, а 1999 - в «общественное здоровье и здравоохранение». Новое название более конкретно и адекватно отражает содержание предмета, его самостоятельность и важность в системе профилактических дисциплин. Этот предмет обобщает данные о состоянии здоровья населения, создавая у врачей комплексное представление об объективном состоянии дел в медицине и здравоохранении и о необходимой политике в сфере охраны здоровья.

Сегодня круг научных и учебных интересов "общественного здоровья и здравоохра­нения" составляют курсы по истории медицины, фарма­ции и здравоохранения; по биомедицинской этике; по медицин­ской информатике; по социальной (общей) эпидемиологии; по теории и организации здравоохранения; по экономике; ме­неджменту; маркетингу и правовым основам здравоохранения

В рамках социальной гигиены, социальной эпидемиологии, общественного здоровья и здравоохранения зародилась еще одна наука – медицинская социология. Принято считать, что социология медицины возникла после второй мировой войны в США и Великобритании. Методологической основой для нее служила структурно-функциональная школа (Т. Парсонс, Т.Миллс, С. Липсет) В 20 веке усилиями ряда врачей, обществоведов, философов стала обозначаться отдельная сфера проблем медицинской социологии. Сегодня растет ее значимость в решении ряда врачебных проблем.

В России возникновение социологии медицины до сих пор связывают с деятельностью Н.А.Семашко в рамках социальной гигиены. Начало научно-практической деятельности социологии медицины совпало с послереволюционным периодом политической эйфории, когда считали, что кардинальные социально-политические перемены в нашем обществе уничтожают объективные основы заболеваний. В действительности снижение заболеваемости было общемировым культурным процессом. Не только в советском государстве, но и почти во всем мире были побеждены чесотка, туберкулез, оспа, бытовой сифилис и другие инфекционные болезни.

Индустриализация и урбанизация советского государства принесли с собой так называемые «цивилизационные болезни». Их объяснить и тем более преодолеть политическими методам уже, конечно, не удалось. Они требовали к себе иного концептуального отношения. Появилась необходимость в медицинской социологии с ее многофакторностью в определении причин заболеваемости (мультиказуальностью). Она изучает комплекс социальных факторов, приводящих к заболеванию. В ее задачу входит поиск и анализ тех связей и отношений, которые предопределяют поведение человека; бытовые, социальные, политические факторы, детерминированные его местом в социальной иерархии. В арсенале социологии медицины - умение подвергнуть предикативному анализу (осмыслению свойств) индивида, группу (напр., студенческую), общность людей (город, этнос), либо социальный институт (семья, государство). А также дать определенный прогноз или траекторию поведения, щадящего или ущемляющего здоровье. Интерпретация статистических данных, наблюдения за состоянием различной величины популяционных групп требуют специальных, узкодефференцированных профессиональных навыков медицинской социологии. В большинстве западных стран такая работа ведется, начиная с 60-х годов.

В США организация с названием «Общественное здоровье государства» исследует изменения в медико-социальной сфере общества, публикует результаты социологических исследований. В этой стране медицинская социология обрела статус точной экспериментальной науки. Она основана на общей социологии, прикладной социологии, основных понятиях медицины и выработанной собственной системе понятий. У нее есть свой предмет изучения – стыковая область общества и медицины. Хотя этим же сегментом интересуется эпидемиология, медицинская статистика, социальная гигиена, демография, организация здравоохранения.

Особое место среди них занимает «клиническая эпидемиология», получившая признание во второй половине прошлого века. Государства всего мира, пытаясь обеспечить высококачественную охрану здоровья, столкнулась с нарастающими трудностями контроля за расходами на медицинскую помощь. Несоответствие между потребностью в медицинской помощи и ресурсами здравоохранения привело к пониманию необходимости использования информации о клинической эффективности различных вмешательств при выборе приоритетов. Клиническая эпидемиология это наука, позволяющая осуществлять прогнозирование для каждого конкретного пациента на основании изучения течения болезни в аналогичных случаях с использованием строгих научных методов. Помощь конкретному больному рассматривается в контексте большой популяции, к которой принадлежит больной (Р. Флетчер, С. Флетчер, Э.Вагнер «Клиническая эпидемиология»). Главная цель клинической эпидемиологии – внедрить методы клинического наблюдения и социологического анализа данных, обеспечивающие принятие верных решений.

Возможны два практических направления в исследовании проблем медицинской социологии:

Социологические проблемы внутри медицины (например, клиническая эпидемиология). Это означает, что результатами совместной работы социологов, квалифицированных врачей и медицинских учреждений может воспользоваться любой врач в процессе лечения.

Социологические проблемы, имеющие значение для медицины. В этом направлении актуальны исследования социально-культурных изменений, определяющих человеческий фактор в медицине. Они дают возможность анализа организации медицинской лечебной деятельности в межличностном взаимодействии «врач-пациент». В этих исследованиях наиболее эффективной является методика, разработанная американским социологом Т.Парсонсом. Он считал необходимым преодолеть узость соматической модели врача моделью здоровья и заболевания на основе исследования американского общества. Этот прагматичный алгоритм действий актуален и для решения современных проблем здравоохранения России.

Здравоохранение выполняет организационные, социальные, нормативные функции. Оно – «деятельность общества, его представителей, его учреждений и организаций (политических, экономических, общественных, государственных, частных, религиозных, филантропических и др.), в том числе медицинских, по охране здоровья…Здравоохранение – социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья» (Ю.П. Лисицин «Общественное здоровье и здравоохранение»). Основными субъектами здоровьесберегающей деятельности являются государство, общество, население. Что касается основополагающих принципов здравоохранения, то они были адекватно сформулированы еще в 1970 году делегацией СССР на Всемирной ассамблее ВОЗ в докладе «Основные принципы развития национального здравоохранения» в следующих положениях:

1. Провозглашение ответственности государства, общества за охрану здоровья.

2. Организация рациональной подготовки национальных кадров здравоохранения и осознание всеми медицинскими работниками своей высокой социальной ответственности перед обществом.

3. Развитие здравоохранения в первую очередь на основе широкого проведения мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики.

4. Обеспечение всему населению страны наивысшего возможного уровня квалифицированной, общедоступной профилактической и лечебной помощи.

5. Широкое использование в каждой стране достижений медицинской науки и практики здравоохранения.

6. Санитарное просвещение и привлечение к участию в проведении всех программ широких кругов населения, являющееся выражением личной и коллективной ответственности всех членов общества за охрану здоровья людей.

Несмотря на прошедшие четыре десятилетия, эти принципы остаются актуальными не только для нашей страны, но и для многих других. Из перечисленных главным был и остается принцип профилактики. Имеет место дифференциация профилактики на:

Индивидуальную (личную)

Общественную (выявление причин заболеваний и травм, искоренение или сглаживание острых клинических проявлений у отдельных людей, групп и всего населения)

Первичную (меры по нейтрализации непосредственных причин заболевания)

Вторичную (влияния на условия, способствующие возникновению и развитию болезни).

К первичной и вторичной профилактике относятся вакцинация, соблюдение режима труда и отдыха, структура питания, физическая и интеллектуальная активность и др.

Профилактика, конечно, не сводится к отдельным мероприятиям. Наиболее полное определение дал Н.Я.Семашко, обобщив его до уровня заботы общества о здоровье «путем осуществления социально-экономических мероприятий по улучшению, преобразованию условий труда, быта, самого образа жизни населения, направленных на охрану здоровья населения, предупреждения причин и факторов риска заболеваний и повреждений, на осуществление определенной социальной политики». Т.е. профилактическое направление в здравоохранении сводится к системе медицинских и социально-экономических мер. Превентивно-медицинские, санитарно-технические, гигиенические мероприятия являются специфическими для здравоохранения. Между тем, здоровье человека и особенно общественное здоровье в большей степени зависит от обстоятельств, слабо контролируемых здравоохранением. Например, от особенностей климатических, географических, стратификационных, культурных, этнических, религиозных, наконец, от образа жизни.

Образ жизни – способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-политической и культурной), типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений . (Социологический энциклопедический словарь. – М., 2000) Выделяют образ жизни коллективный и индивидуальный. В структуре образа жизни есть элементы, регулируемые человеком, зависящие от него (курить или не курить, есть фаст-фут или нет) и внешние условия и причины (экономический уровень страны, климатические условия, религиозные традиции, социальная стратификация и др.).

Образ жизни – интегральное понятие, отражающее уровень и качество жизни. Уровень жизни и качество жизни – важные и для общей и для медицинской социологии категории. А.В. Решетников дает им следующее определение: уровень жизни это социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Качество жизни – это совокупность материальных, социальных, демографических и т.п. условий жизни и уровень их развитости. Качество жизни можно трактовать и как субъективное восприятие и оценку своей жизни. В отличие от понятия «уровень жизни» качество жизни включает уровень демократизации, состояние здоровья населения и состояние окружающей среды, возможности образования, степень защищенности и т.д. (Социологический энциклопедический словарь. М., 2000)

Элементы образа жизни, позитивно влияющие на здоровье, в совокупности формируют здоровый образ жизни. Этот термин все чаще используются в нашей стране, но пока нет общепринятого его определения. Здравый смысл обыденного сознания позволяет нам коротко сформулировать определение здорового образа жизни как любой вид деятельности благотворно влияющий на здоровье . Термин деятельность очень широкий, многоаспектный, включающий и коллективные и персональные мероприятия, а так же трудовую, досуговую, физическую, интеллектуальную, социальную, медицинскую активность. Особенно стоит выделить медицинскую активность, поскольку этот вид деятельности является показателем общей медицинской культуры каждого члена общества: знать некоторые медицинские азы, регулярно проходить диспансеризацию и сразу начинать лечиться, если выявляются какие-то проблемы и т.д.

Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Патология акушерская -раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития осложнений беременности, родов и послеродового периода.

Патология военная -раздел П. и военной медицины, изучающий боевые поражения людей, а также особенности возникновения, развития и течения у них различных патологических процессов в условиях войны и прохождения военной службы в военное и мирное время.

Патология географическая -раздел П., изучающий закономерности возникновения болезней, патологических процессов и состояний, связанные с географическими факторами.

Патология гуморальная (истор.; р. hurnoralis)-направление в П., объясняющее возникновение болезней изменениями состава внутренней среды организма.

Патология клеточная (истор.)-см. Патология целлюлярная.

Патология клиническая -см. Патология частная.

Патология констелляционная (истор.)-направление в П., рассматривавшее возникновение болезней как результат воздействия сочетания (констелляции) различных внешних и внутренних факторов без четкого выделения главных этиологических моментов.

Патология кортико-висцеральная (истор.) -- направление в П., объяснявшее возникновение ряда болезней нарушением корково-подкорковых взаимоотношений и нейрогуморальной регуляции функций внутренних органов.

Патология молекулярная (р. molecularis)-раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития патологических процессов на молекулярном уровне.

Патология общая (р. generalis) - раздел П., изучающий общие закономерности возникновения, течения и исхода болезней, патологических процессов и состояний.

Патология реляционная (истор.) - направление в П., ограничивавшееся при исследовании болезней анализом связей между различными защитными и патологическими реакциями организма.

Патология солидарная (истор.; лат. solidus плотный) - направление в П., согласно которому сущность всех болезней (в отличие от гуморальной П.) состоит в первичных изменениях состава плотных частей организма; разновидностью П. с. является целлюлярная П.

Патология специальная - см. Патология частная.

Патология функциональная (р. functionalis) - направление в П., согласно которому доминирующее значение в патогенезе имеют функциональные нарушения.

Патология целлюлярная (истор.; р. cellularis; син.: Вирхова целлюлярная патология, П. клеточная) - направление в П., рассматривавшее клетку как материальный субстрат болезни, а саму болезнь как некую сумму поражений множества отдельных клеток.

Патология частная (р. specialis; син.: П. клиническая, П. специальная) -- раздел П., изучающий закономерности возникновения и развития отдельных болезней, патологических процессов и состояний.

Патология эволюционная -- раздел П., изучающий в сравнительном аспекте болезни, патологические процессы и состояния представителей животного и растительного мира, находящихся на разных стадиях эволюционного развития.

Патология экспериментальная (р. experimentalis) - направление в П., основным методом которого является моделирование патологических процессов и болезней на экспериментальных животных.

Общая патология служит прежде всего для изучения биологических аспектов медицинских проблем и самой сущности болезней человека. Главной целью как общей патологии в целом, так и отдельных ее разделов является разработка стройного учения о болезни. В этом остро нуждается прежде всего практическая медицина: только опираясь на такое учение, можно разработать научные основы профилактики болезней, дать правильную оценку первым клиническим проявлениям недуга, ясно представить себе сущность различных его периодов, в том числе рецидивов, и в итоге -- повысить рациональность и эффективность врачебного вмешательства.

Общая патология на современном этапе развития состоит из трех разделов. Один из них включает сведения о таких вопросах, как периодизация болезни, причины ее возникновения, механизм развития и выздоровления, значение конституции, наследственности, реактивности и др.

Изучение патологии в курсе спортивной медицины необходимо для студентов институтов и факультетов физической культуры университетов прежде всего потому, что у спортсменов и школьников нередко встречаются самые различные заболевания и изменения опорно-двигательного аппарата. В одних случаях это связано с тем, что при недостаточном врачебном контроле начинают заниматься физкультурой и спортом лица, уже имеющие те или иные заболевания или отклонения в состоянии здоровья; в других -- отклонения в состоянии здоровья возникают уже в процессе занятий спортом. Появлению травм и заболеваний у спортсменов способствуют тренировки без учета состояния их здоровья и функционального состояния, возраста, пола и других факторов.

Чтобы правильно решить вопрос, Продолжать ли тренировки или немедленно их прекратить, обратиться ли за консультацией к врачу или оказать спортсмену какую-либо первую помощь и т.д., преподавателю важно знать основные проявления патологии, понимать причины и механизмы развития болезней.

Не зная общих закономерностей возникновения патологических процессов, нельзя понять изменения, происходящие в организме спортсменов при тех или иных заболеваниях. Знакомство с частной патологией необходимо и при изучении применения средств физической культуры с лечебной целью в системе реабилитации при различных травмах и заболеваниях и пр.

Знание того, что такое здоровье, что такое болезнь и при каких условиях она возникает, является существенным фактором профилактики заболеваний и травматизма при занятиях физкультурой и спортом.

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления. Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Высокая приспособляемость организма к изменениям внешней среды необходима спортсменам при тренировках и участии в соревнованиях.

Следует отметить, что границы между нормой и патологией нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам либо когда снижены приспосо-бительные функции. Тогда и возникают морфофункциональные изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме ОДА.

Болезнь - это процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с реактивно-детерминированными изменениями степени компенсаторно-приспособительной саморегуляции живых систем. Норма есть мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования гомеостатической саморегуляции. Болезнь связана с превращением нормального состояния живой системы в патологическое, то есть с переходом в новое качественное состояние.

Любая болезнь есть поражение всего организма. По характеру протекания болезни делят на острые, подострые и хронические. Острое заболевание начинается внезапно, сразу появляются ярко выраженные симптомы. Подострое заболевание протекает более вяло. Хроническое заболевание продолжается много месяцев или лет. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение, а в спорте - раннее возобновление тренировок или участие в соревнованиях.

Понятие о болезни включает в себя представление о патологическом процессе и патологическом состоянии.

Патологический процесс - это реакция организма на болезнетворное раздражение, в основе которой лежит нарушение функции органа или его структуры. При болезни могут возникать различные патологические процессы, например повышение температуры и воспаление желез при ангине, повышение температуры и кашель при пневмонии и т.п.

Патологическое состояние - один из этапов патологического процесса или его следствие. Примером патологического состояния может быть ревматизм, который приводит в дальнейшем к пороку сердца, миокардиту и т.д.

Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Чаще всего болезни возникают в результате воздействия внешних факторов. Однако болезни могут возникать и от внутренних причин, лежащих в самом организме. Внешние причины - переохлаждение, перегревание, радиация, недоедание и др. - изменяют внутреннее состояние организма, в результате чего снижается иммунитет, сопротивляемость болезнетворным факторам. Внутренние причины болезни связывают с наследственностью, конституцией, реактивностью, иммунитетом и др.

Патогенез - это учение о механизмах возникновения, развития и течения болезни. Патологический процесс может развиваться на различных уровнях: молекулярном, тканевом, органном, наконец, захватывать целую систему. Следует отметить, что в организме все клетки, ткани и органы неразрывно связаны. Поэтому нет местных болезней, всегда болеет весь организм. Отсюда вытекает основной принцип лечения: надо лечить не болезнь, а больного.

В течении каждой болезни различают следующие периоды: 1 - скрытый, или латентный; 2 - продромальный, или период предвестников болезни; 3 - период развернутого течения болезни; 4 - период завершения болезни.

Скрытый период - это время от внедрения болезнетворного агента в организм до первых проявлений болезни. При инфекционных заболеваниях скрытый период называют инкубационным.

Продромальный период проявляется в недомогании, головной боли, ознобе, повышении температуры и т.д.

Период развернутого течения для каждой болезни имеет определенные проявления, характеризуется сочетанием некоторых симптомов. Совокупность симптомов называется симптомокомплексом или синдромом.

Период завершения болезни бывает различным: выздоровление с восстановлением функций, переход в хроническую форму, осложнение или смерть.

При нарушениях метаболизма в организме возникают различные изменения. Известно, что всем тканям требуются кислород и питательные вещества при своевременном выведении метаболитов. Процесс усвоения питательных веществ называется ассимиляцией, процесс распада -диссимиляцией. Питание тканей обеспечивается адаптационно-трофическим влиянием ЦНС.

Ассимиляция- это совокупность следующих процессов создания живой материи: прием из внешней среды необходимых для организма веществ; превращение веществ в соединения, приемлемые для тканей организма; синтез клеток, ферментов и других регуляторных соединений и замена устаревших новыми; синтез простых образований в более сложные соединения; отложение запасов.

Диссимиляция - совокупность следующих процессов распада живой материи: мобилизация запасов организма; расщепление более сложных соединений до более простых; распад устарелых тканевых и клеточных элементов; расщепление энергобогатых соединений вместе с высвобождением энергии; устранение продуктов распада из организма.

Другими разделами основ патологии человека являются дистрофия, нарушение кровообращения, воспаление, регенерация и т.п.

Дистрофия проявляется в нарушении тканевого обмена, ведущем к структурным изменениям тканей и клеток. Поэтому дистрофия рассматривается как один из видов повреждений. Непосредственной причиной развития дистрофии могут стать нарушения клеточных или внеклеточных механизмов. Среди них можно выделить такие, как: расстройства ауторегуляции клетки, ведущие к ее энергетическому дефициту и нарушению ферментативных процессов в клетке; нарушение работы транспортных систем трофики, обусловливающие гипоксию, которая становится ведущей в патогенезе дисциркуляторных дистрофий; расстройства эндокринной или нервной регуляции трофики, лежащие в основе эндокринных и нервных дистрофий.

Дистрофии разделяют на паренхиматозные, мезенхимальные и смешанные; на белковые, жировые, углеводные и минеральные; на приобретенные и наследственные; на общие и местные.

Известно, что различные травмы и заболевания нервной системы вызывают различные изменения в тканях. Атрофия -- уменьшение в объеме и понижение функциональной активности органов и тканей вследствие гибели клеточных и тканевых элементов при каком-либо патологическом процессе из-за нарушения питания тканей либо длительного снижения степени их вовлеченности в общий физиологический процесс.

Гипертрофия - увеличение органа или его части вследствие увеличения объема и числа клеток. Может быть гипертрофия викарная; гормональная; истинная; компенсаторная; коррективная, при изменении функции другого органа, находящегося с ним в единой функциональной системе; ложная; нейрогуморальная; регенерационная; физиологическая.

У спортсменов, систематически тренирующихся в циклических видах спорта, может развиться гипертрофия миокарда, то есть увеличение сердечной мышцы. Более того: сегодня считается, что у каждого спортсмена имеется гипертрофия миокарда в начальной стадии. Гипертрофия миокарда, переходящая определенные границы, способствует усилению работы сердца, как это считали раньше.

В развитии гипертрофии миокарда у спортсменов определяющую роль играют различные неблагоприятные факторы: участие в соревнованиях и тренировках в болезненном состоянии или после перенесенных заболеваний, наличие хронических очагов инфекций. В основе патологической гипертрофии лежит ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы, дистрофические изменения, которые приводят к ухудшению сократительной способности миокарда и, следовательно, к снижению спортивной работоспособности.

Довольно часто при тренировках в зонах с жарким и влажным климатом, чрезмерном увлечении баней в организме спортсмена возникает нарушение водного и минерального обмена. Проявляется это в изменениях кислотно-щелочного состояния, электролитного, водно-солевого и других показателей гомеостаза.

Кислотно-щелочное состояние обеспечивает нормальное функционирование клетки при постоянстве объема, состава и рН жидкостей организма. Кислотность или щелочность растворов зависят от концентрации Н4, увеличение ее делает раствор кислым, уменьшение - щелочным. Внеклеточная жидкость слегка щелочная, и рН ее находится в пределах 7,35-7,45.

Водно-солевой обмен - совокупность процессов распределения воды и электролитов между, вне- и внутриклеточным пространством организма, а также между организмом и внешней средой. Распределение воды в организме неразделимо связано с электролитным обменом.

Водно-электролитный гомеостаз-поддержание постоянства осмотического объемного и ионного равновесия вне- и внутриклеточных жидкостей организма с помощью рефлекторных механизмов.

Водный баланс - соотношение между количествами поступившей в организм и выведенной из него воды.

У спортсменов, особенно тренирующихся в циклических видах спорта, встречаются маршевые переломы костей, судороги и т.п. У спортсменов, сгоняющих вес фармакологическими средствами и баней, возникают нередко серьезные нарушения минерального обмена.

Некроз-омертвление части живого организма, необратимое прекращение жизнедеятельности его элементов. Это не просто местная реакция клетки, ткани или органа на повреждение, а полное прекращение их жизнедеятельности.

Некроз как биологическое явление нельзя считать только патологическим процессом, поскольку он является необходимым моментом в развитии и функционировании организма. Постоянно отмирают клетки эпидермиса кожи, эпителия слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, некоторых железистых органов. В организме широко распространен физиологический аутолиз как необходимая часть самообновления системы на клеточном, тканевом и органном уровнях, но имеющая различное биологическое значение.

Некроз как патологическое явление может вызвать необратимые изменения в организме вплоть до смерти. Клинически некроз выражается в конкретных заболеваниях: инфаркт миокарда, гангрена конечности и др. Кроме того, некроз может явиться составной частью, патогенетическим звеном другого процесса или болезни.

Переход органа, ткани или клетки из одного качественного состояния в другое следует рассматривать в целом, совокупно, а не по оценке и регистрации изменений части.

Заболева?емость - медико-статистический показатель, определяющий число заболеваний, впервые зарегистрированных за календарный год среди населения, проживающего на какой-то конкретной территории. Является одним из критериев оценки здоровья населения. Болезнь по ВОЗ - это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными и (или) морфологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов. Популярно также определение нормы как оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях среды (А.Д.Степанов, 1975). По мнению А.Д. Степанова саму болезнь следует в некоторых случаях рассматриваться как форму адаптации организма. Организм приспосабливается к среде через различные состояния, такие как здоровье, болезнь, недомогание, и даже смерть. И. В. Давыдовский (1971) писал, что «между здоровьем и болезнью располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию, и все же не являющиеся ни тем, ни другим». Размытость границ между принятыми в медицине понятиями «здоровье» и «болезнь» явилась причиной появления термина «третье состояние», обозначающее неуверенность в благополучии организма при отсутствии диагноза. В связи с этим появилось и понятие «практически здоровый человек», под этим подразумевается, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы, не сказывающиеся существенно на самочувствии и работоспособности человека, не могут еще расцениваться как состояние болезни. Вместе с тем отсутствие видимых признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о полном здоровье, так как болезнь, например в скрытом периоде, может и не иметь внешних проявлений. Третье состояние или предболезнь - это состояние, при котором резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения и человек не полностью располагает психофизиологическими возможностями своего организма. Третье состояние - это поставщик болезней. С другой стороны, это время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей. Наш организм способен компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формирования новых внутрисистемных и межсистемных взаимоотношений. Третье состояние характерно не только для людей, у которых по причине инфекции, травмы, наследственной предрасположенности развивается патологический процесс. Сюда же относятся лица, систематически употребляющие алкогольные напитки, наркотические средства, ведущие нездоровый образ жизни. Нарушения питания и низкая двигательная активность приводят в это состояние людей с лишней массой тела. Особого внимания заслуживает распространение пограничных психических расстройств. В третьем состоянии, будучи «практически здоровыми», люди могут находиться годами или провести всю жизнь, так и не использовав полностью все возможности своего организма. Умение распознать третье состояние, предотвратить или ликвидировать его - важнейшая задача валеологии как науки. Между здоровьем и болезнью нет резких граней. Это отметили еще древние медики. По Галену, существует три состояния человеческого тела: «здоровье - состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь - противоположное состояние; третье состояние - ни здоровье, ни болезнь». На первых страницах своей книги «Канон врачебной науки» Авиценна писал, что врачебная наука исследует тело человека - как оно бывает здоровым и как болеет, и призывал к знанию «причин здоровья». По его мнению, степеней здоровья и болезней существует шесть. Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Основные методы: 1. По данным обращаемости. 2. По данным медицинских осмотров. 3. По причинам смерти. 4. По данным специальных научных исследований. Все методы изучения заболеваемости дополняют один другой и в целом дают наиболее полное и объективное представление о состоянии здоровья населения по одному из критериев, т.е. заболеваемости. Метод обращаемости характеризуется учетом всех первичных случаев заболеваний, а также первичных обращений в поликлинику больных с хроническими заболеваниями, дает наиболее полное выявление острых заболеваний. По данным медицинских осмотров активно и наиболее полно должны выявляться хронические заболевания и патологические состояния в начальной стадии. Необходимо иметь ввиду, что патологические состояния и заболевания выявляются только на момент проведения осмотров, что затрудняет сравнение данных заболеваемости в динамике. По причинам смерти – изучение заболеваемости этим методом дает возможность сплошного учета всех случаев смерти с указанием диагнозов, а также пола и возраста, места жительства умерших и позволяет учесть заболевания, которые не были диагностированы при жизни.