В школу не пойдём: Истории детей, которые учатся дома. «В современном мире дети учатся не только в школе.От того что они видят,слышат,от того что они читают,во многом зависит морально нравственный климат,зависит общество в целом»В.В.Путин ЕГЭ обществознан

Почему? Они очень стеснительные, несмелые. Уверены, что целиком состоят из недостатков, а положительных качеств у них нет. Эти дети боятся выглядеть смешными в глазах учителя и одноклассников. Им страшно отвечать у доски, потому что там нужно говорить что-то умное, а они чего-то не знают и не умеют. А если и знают, то все равно что-то пойдет не так - кому-то покажется, что они не так причесаны, одеты...

Робкие и застенчивые дети редко проявляют инициативу, часто сомневаются в своих силах. Им трудно принять решение и защитить себя. Поэтому обычно их просто не замечают, а свои возможности и таланты они не реализуют.

Советы родителям:

  • Отмечайте любые победы и достижения ребенка - это повышает его уверенность в себе, поднимает самооценку.
  • Окружите его дружелюбно настроенными людьми - приглашайте в гости знакомых с детьми, отдыхайте в семейных лагерях, помогайте ребенку находить друзей на детских площадках. Чем шире будет круг общения, тем легче ему будет справляться с робостью.
  • Не опекайте его и постепенно «отпускайте» - попросите, например, чтобы он сам купил что-то в магазине. Почаще создавайте безопасные ситуации, в которых он мог бы общаться с другими людьми.
  • Отрепетируйте дома «опасные» ситуации. Пусть, например, представит, что он отвечает у доски.
  • Ведите календарь достижений. Вместе с ребенком отмечайте любые его победы - сегодня он не побоялся и сделал доклад, завтра прочитал стихотворение на школьном утреннике.
  • Выберите подходящий кружок. Есть теория, по которой у ребенка старше 6 лет обязательно должно быть три социальные роли - во дворе, в стенах школы, на секции.
  • Обратитесь к психологу и пройдите групповой тренинг по развитию коммуникативных навыков.

Левши

Почему? Если у правшей доминирует левое полушарие мозга, то у левшей функции между полушариями распределяются более сложным образом. Это объясняет различия в познавательной деятельности.

Левшам чаще, чем правшам, «не дается» счет, письмо и чтение - все то, в основе чего лежит зрительно-пространственное восприятие. Они часто путают овал с кругом, прямоугольник с ромбом, часто «зеркалят» буквы. Им труднее запоминать сложные сочетания букв, а потому они, как правило, медленнее читают, пишут с ошибками.

Советы родителям:

  • Не переучивайте ребенка в правшу. Просто научите правильно держать ручку в левой руке - можно купить специальные прописи для левшей.
  • Выполняйте упражнения на координацию действий обеих рук - их могут посоветовать нейропсихологии. Хорошо подойдут игры с мячом, плетение, лепка, вышивание.
  • Отдайте ребенка на плавание, фигурное катание, фехтование, теннис. Выберите такой вид спорта, где особенно важна скоординированность движений.

Тревожные дети

Почему? Все, что связано со школой, вызывает у них страх. Они боятся самостоятельных работ, публичных выступлений, «троек» и «двоек». При этом они очень старательные и ответственные, часто испытывают чувство вины. Из-за постоянного внутреннего напряжения их работоспособность снижается, им трудно переключаться с одной деятельности на другую.

Часто тревожностью страдают дети, которых слишком рано отдали в школу. Они постоянно расстраиваются, очень эмоционально реагируют на замечания педагога. Такая возрастная тревожность постепенно пройдет. А вот если ребенок стал тревожным в 5-11 классе, имеет смысл посетить психотерапевта.

Советы родителям:

  • Не ругайте ребенка, не предъявляйте к нему чрезмерных требований. Чтобы он не тревожился из-за оценок, можно даже посоветовать ему хотя бы раз в четверти получать «двойку». Поставить такой эксперимент - получится ли?
  • Почаще проговаривайте с ним тревоги и страхи. Попросите ребенка нарисовать его страх, сочинить про него сказку: превращенный в рисунки и слова, страх теряет силу.
  • Говорите ребенку, что ошибки бывают у всех, и их не надо бояться. Ведь на самом деле любая ошибка - это ценный опыт. На ошибках учатся, без них невозможно ни одно достижение.
  • Помогите ему найти любимое дело. Для тревожных детей крайне важна точка опоры.
  • Выберите талисман. Наделите волшебной силой игрушку, ручку, браслет, кулон - пусть эта вещь помогает на уроке, во время самостоятельных работ, на экзаменах.
  • Обучите сына или дочь техникам саморегуляции: визуализация, «мысли на бумаге», расслабляющее дыхание.
  • Не смейтесь над его страхами. Если ребенок боится темноты, позвольте ему спать с ночником.

Агрессивные дети

Почему? Они с трудом вписываются в детский коллектив, постоянно всем мешают - могут делать какие-то пакости на переменах или уроках, провоцировать драки, устраивать травлю. Они ужасно надоедливые, небрежно относятся к чужим вещам, часто их ломают или пачкают.

Интересно, что «агрессивные» мальчики дерутся «как девочки» - царапаются, кусаются, нападают и отступают, плюются. Стараются обидеть или унизить обидчика. Эти дети всеми пытаются манипулировать. Сверстники «агрессоров» не любят, стараются с ними не общаться, и те в итоге часто превращаются в изгоев.

Советы родителям:

  • Поймите, в чем причина агрессивности. Может быть, ребенок просто привык быть центром вселенной? Такое бывает с долгожданными, единственными детьми в семье. А может, ему, наоборот, недостает внимания и заботы. Часто «агрессоры» вырастают у жестких, авторитарных родителей. Или становятся такими после травматичных событий. В этих случаях показана семейная психотерапия.
  • Проговаривайте с ребенком каждый неприятный инцидент. Объясняйте ему, что происходит, как реагируют другие люди, почему надо договариваться, а не «махать кулаками». Предлагайте иные пути решения проблемы: «Можно было бы сделать так и так, и тогда все было бы по-другому». Ребенок должен знать, что существуют альтернативные модели поведения, которые менее травматичны и в итоге более выгодны.
  • Исключите агрессивные мультики, криминальные программы, боевики и ужастики. Не разрешайте ребенку играть в «войнушки» на компьютере и планшете. Проговаривайте, что происходит на экране, оценивайте, хорошо это или плохо, переключайте сына или дочь на другие активности.
  • Не унижайте ребенка, не наказывайте физически, не обсуждайте его поведение при других. Почаще обнимайте его, используйте позитивное подкрепление - хвалите за то, что сегодня он ни разу не подрался, а в конфликтной ситуации повел себя достойно.
  • Следите, чтобы он гулял не меньше двух часов в день. Физическая активность очень важна. Хороший вариант - спортивная секция. Будет лучше, если занятия проводятся на свежем воздухе. Обучите ребенка приемам, которые снимают напряжение и дают выход эмоциям («скомкай бумагу», «побей грушу», «покалякай на холсте» и т.д.)

Часто болеющие дети

Почему? Из-за того, что они часто пропускают уроки, им постоянно приходится «догонять» одноклассников. И пропускают они не только уроки, но и школьные праздники, экскурсии, и со временем становятся «выключенными» из жизни класса. Болезненные дети быстрее, чем другие, устают, они часто склонны к эмоциональным вспышкам. Как правило, у них заниженная самооценка.

Советы родителям:

  • Подберите для них оптимальный уровень нагрузки. Не старайтесь записать в самую сильную школу, к самому сильному учителю, «нагрузить» дополнительными занятиями - от этого ребенок будет только страдать.
  • До мелочей продумайте режим дня. Пусть встает, обедает, учится «по часам». Чем более предсказуемым будет день, тем легче ребенку будет переключиться с одной деятельности на другую. По возможности чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенок будет общаться с другими детьми, желательно - на улице.
  • Следите за тем, чтобы болезнь не стала для ребенка «вторичной выгодой».

В последнее время всё больше семей решают отказаться от традиционной школы и выбирают для своих детей домашнее обучение. Главный аргумент - желание дать ребёнку более качественное образование. Накануне 1 сентября The Village поговорил с родителями детей, которые не ходят в школу, о плюсах, минусах, результатах и возможных последствиях альтернативной формы обучения.

Светлана Науменко

Мои старшие дети, десятилетние двойняшки Кирилл и Валера, никогда не ходили в школу. Мы занимаемся дома с семи лет и раз в год проходим государственную аттестацию. Ребята прикреплены к районной школе, в которой сдают экзамены и пишут итоговые контрольные. При этом у нас не такой вариант домашнего обучения, где мама - мастер на все руки. У меня свой бизнес и младшая шестилетняя дочь Лиза, поэтому мальчики занимаются в основном с репетиторами.

В первом классе к нам приходила педагог, которая была в числе первых последователей домашнего обучения, - его тогда только начал развивать Игорь Чапковский, основатель проекта «Семейное образование». Эта женщина, которая таким же образом воспитывала своего сына, приходила к нам домой и преподавала в течение года письмо, чтение и математику. Однако через некоторое время она эмигрировала, и мы начали искать другие варианты. Пытались посещать частную школу на «Новослободской», но, к сожалению, пришлось оставить её, потому что было далеко ездить.

В итоге во втором классе русским и математикой с детьми занималась я. Плюс был репетитор по английскому. На школьную программу мы ориентируемся как на то, что нужно сделать обязательно, но тратим на неё значительно меньше времени. Я просто сказала парням: «Если вы не хотите ходить в школу, то нужно взять учебники, прочитать и понять материал, чтобы сдать экзамены». Всех такой вариант устроил. И, к примеру, программу по математике за третий класс они освоили за два с половиной месяца: начали в ноябре и закончили в середине января. Но в школе зимой у них не стали принимать экзамены, так как аттестация по графику в марте.

Сейчас мы начинаем программу четвёртого класса, она довольно простая и включает в основном повторение пройденного за предыдущие три года. Нам даже учитель посоветовала прийти и сдать все уже в сентябре, чтобы не тратить год. Но я не хочу торопиться: если получится договориться со школой, ребята, возможно, пройдут аттестацию в декабре и потом будут заниматься тем, что им действительно нравится.

Сейчас, помимо занятий по математике, русскому, литературе и окружающему миру, у нас есть ещё музыкальная школа, архитектурная студия, английский, горные лыжи и основы предпринимательства. Я смотрю на их график, расписанный на шесть дней, и понимаю, что распорядок обычных школьников - просто рай. Спасает то, что большая часть занятий проходит онлайн по скайпу.
В общей сложности я трачу на все это около 30 тысяч в месяц. Но сразу скажу, что я ленивая мать, поэтому у меня куча кружков и репетиторы. При желании, если самостоятельно заниматься ребёнком, вполне реально не тратить на это ни копейки.

При этом принципиально я не против обычной системы образования, просто домашнее обучение, на мой взгляд, более разумно с точки зрения соотношения затраченного времени и полученных знаний. Вообще, изначально школа задумывалась как инструмент по ликвидации безграмотности, и эту функцию она более или менее выполняет. Но дети зачастую там нацелены на то, чтобы заработать пятёрку, написать контрольную и сдать ЕГЭ, а не на то, чтобы получить знания, которые можно применять на практике.

Все это сужает диапазон возможностей ребёнка. Вместе с ребятами на горные лыжи ходит девочка-отличница, так вот Кирилл решил ей рассказать забавную школьную задачу по математике, на что она ему сказала, что умножение трёхзначных чисел они ещё не проходили. Хотя речь шла не об этом, задачу нужно было решить логическим путём.

Для меня как раз важнее, чтобы они понимали математическую суть, могли объяснить своё решение, поэтому на какие-то нюансы вроде красивого почерка, оформления я даже не обращаю внимания. Мы пишем карандашом, много раз что-то стираем, исправляем, и ребята не боятся совершать ошибки. Представьте, как бы эта ситуация выглядела в школе: им бы уже десять раз ткнули на эти помарки, исправили сначала синим, потом красным, а затем ещё заставили все переписать.

И это вместо того, чтобы просто похвалить ребёнка за то, что он, к примеру, в семь лет вообще пытается писать прописью. С точки зрения физиологии это рано, до девяти лет дети могли бы писать печатными буквами. Занятия дома проходят в более спокойной и комфортной обстановке. У ребят всегда есть возможность подойти к взрослому, который к ним расположен и может несколько раз ответить на один и тот же вопрос. Здесь нет страха того, что тебе поставят двойку и выставят неучем перед всем классом. Плюс ко всему дети учатся сами управлять своим временем. А в школе у тебя всегда есть какая-то взрослая тётя, которая всегда скажет, когда и чем нужно заниматься, и после окончания учёбы ты выходишь и не понимаешь, что дальше делать.

Что касается социализации, которую приводят в качестве довода в пользу посещения школы, то у нас с этим проблем нет: на кружках и секциях есть с кем подраться и в кого влюбиться (мы уже копили на кольцо для любимой девочки). Отдавать в школу младшую дочь Лизу, которой только исполнилось шесть лет, я пока не планирую. Она проводит много времени с братьями, и я с удивлением узнала, что образовательный процесс у неё уже начался: старшие учат её математике, она немного говорит по-английски и читает.

Евгения Юстус-Валинурова

Три месяца назад мы с детьми вернулись с острова Бали, где старший сын, семилетний Рамиль Хан, в течение двух лет посещал международную Green School. Она единственная в своём роде: эта школа расположена на лоне природы, в джунглях, она построена из бамбука, там все работает на солнечных батареях, а система образования в ней не подразумевает классической классно-урочной системы.

Там дети постоянно двигаются, получают знания об окружающем мире на практике, а учитель очень редко выходит к доске, чтобы объяснить что-то. Обучение проходит в форме свободного общения, и даже столы у педагогов там чуть ниже парт учеников, чтобы их глаза были на одном уровне. То есть дети воспринимают учителя как друга, к которому можно обратиться в любой момент и получить ответ на свой вопрос, и не вроде такого: «Иди-ка ты почитай» или «Почему ты об этом не знаешь, ведь об этом уже сто раз говорили?»

Мы были вынуждены вернуться сюда, чтобы проводить больше времени с мужем, у которого в России свой бизнес. И к идее домашнего обучения я пришла, осознав, что такого же подхода, как на Бали, в российских школах не будет. Поэтому мы зарегистрировались в экстерн-офисе Алексея Битнера (это система дистанционного обучения, которая позволяет подготовиться к экзаменам средней школы), получили доступ к материалам за первый класс и уже летом начали заниматься, стараясь сохранить принципы, заложенные в Green School. Там, например, если ребёнок пишет корявым почерком, никто не заставляет его как можно скорее это исправить - навык сам придёт со временем.

Наши занятия проходят в свободной форме. Я не бужу сына по утрам. Он просыпается, когда захочет, обычно это около восьми часов утра. После этого он завтракает, делает зарядку, немного играет и семь-десять минут занимается тем, что ему интересно. Затем он снова отвлекается на игру и через некоторое время возвращается к чтению или письму. Таких заходов за день бывает три-четыре, расписание мы составляем с вечера, причём Рамиль Хан сам определяет, чем бы он хотел заняться.

Я считаю, что это очень важно: представьте, что вас заставляют читать неинтересную книгу. Разве после этого что-то отложится в голове? Тем, что ему нравится, он может заниматься 20–30 минут подряд, и я, видя это, стараюсь ещё больше подогреть его интерес: нахожу познавательное видео на YouTube о каких-нибудь вулканах, читаю дополнительную литературу. Если ему что-то, наоборот, не нравится, я пытаюсь найти какой-то другой подход.

Например, читает он сейчас медленно, не очень это любит, поэтому я включаю ему аудиокниги. Они вроде бы звучат фоном во время игр, но у него все равно что-то откладывается. Пусть он не будет читать сейчас положенные 25 слов минуту, я вообще против подобных норм. Рано или поздно он научится читать быстрее, как это умеют все взрослые люди. Просто я прошу его прочитывать каждый день понемногу, хотя бы по страничке в день. Кроме того, мы не идём строго по программе, можем начинать с середины или конца. Я даю ему книгу и говорю: «Открой, где тебе интересно, давай почитаем».

В нашей домашней программе сейчас есть письмо, чтение и изучение окружающего мира. Плюс с осени начинаются разные кружки: робототехника, программирование, английский. Также я хочу попробовать ментальную арифметику - это такие японские счеты, с помощью которых дети пяти-шести лет могут в уме складывать и вычитать даже трёхзначные числа. Дома мы уже играем в игру «Архикард», которую изобрёл известный психолог Александр Лобок, - она помогает понять систему умножения без зазубривания.

Со стороны может показаться, что домашнему обучению нужно посвятить все своё время, но это не совсем так. У меня ещё двое младших детей, и я успеваю работать из дома: занимаюсь своими делами, когда они играют или выполняют задания самостоятельно. Возможно, в средней и старшей школе придётся сложнее, нужно будет привлекать сторонних специалистов для более глубокого изучения отдельных предметов, но сейчас в этом нет необходимости. К тому же домашнее обучение хорошо ещё и тем, что оно позволяет путешествовать: мы можем уехать из дома когда угодно, не дожидаясь каникул.

Что касается социализации, которой, как принято считать, способствует школа, то с этим я тоже проблем не вижу. По-моему, социализация - это не умение выстраивать отношение в одном коллективе, который ты хорошо изучил на протяжении десяти лет учёбы, а способность адаптироваться в любой среде, вне зависимости от круга общения и обстоятельства. У моего сына так и получится: он будет менять кружки, везде будут разные товарищи, поэтому он получит даже больше навыков общения, чем если бы учился в школе.

ЕГЭ меня сейчас тоже мало волнует. Возможно, за десять лет эта система претерпит изменения, и потом, к экзаменам можно будет подготовиться с репетиторами. Вообще, главное в конечном счёте не то, сдаст он эти тесты или нет, а то, что у него останется в голове. Может быть, он даже не захочет поступать в ВУЗ, а решит сразу начать работать и откроет своё дело. Конечно, наши бабушки и дедушки волнуются, что у ребёнка все не как у всех, что у него не будет 1 сентября. Они ещё рассчитывают, что это все временно и рано или поздно их внук пойдёт в школу. Но у меня в планах этого нет.

Анна Высоцкая

У меня трое детей. Две старшие дочери, Агата и Ева, в этом году будут учиться дома по программам третьего и четвёртого класса, сын Филипп идёт в школу, в первый класс. Это не связано с какими-то идейными соображениями, просто дети разные: кому-то нужно одно, кому-то другое.

К тому же все это продиктовано конкретными условиями. К примеру, со старшей дочерью, десятилетней Агатой, три года назад мы просто не смогли найти подходящую школу. Ребёнок у меня способный, к первому классу она уже сама читала довольно толстые книги, и мне не хотелось отдавать ее в обычную школу. Кроме того, в сад она не ходила, и с пяти лет у нас было много дополнительных занятий: Агата занималась шахматами, спортивной гимнастикой, живописью. Мне было жалко ломать весь этот график ради школы. В итоге я решила, что в плане учёбы точно не проиграем, потому что программу первого класса можно освоить самостоятельно. Мы решили остаться дома и постепенно искать подходящую школу.

В течение первого года Агата занималась математикой, английским по скайпу с преподавателем из Лондона. Она много читала и училась писать. А в школу, в которой числились, приносила свои работы и приходила туда на контрольные. Кроме того, она начала заниматься синхронным плаванием, тренировки были практически ежедневными.

Мы сразу столкнулись с тем, что обучение на дому требует жёсткой дисциплины. Программа за первый класс была простой, и иногда получалось так, что мы не занимались по несколько недель, а потом садились и делали все за пару дней.
К примеру, задания из рабочей тетради по математике, рассчитанной в школе на полугодие, дочка выполнила за два дня.

Я стала дополнять программу какими-то более сложными, олимпиадными задачами и решила сделать наши занятия регулярными. Мы стали заниматься понемногу каждый день: раньше это было около часа, сейчас иногда доходит до трёх. Ребёнок, по сути, учится самостоятельно, моя задача - менеджерская: подобрать интересные задания, что-то объяснить.

Качеством домашнего обучения я была довольна - правда, во время контрольных в школе учитель обращала внимание на то, что Агата очень тревожная, делает все медленно. Потом я поняла, что для неё временные рамки - действительно стресс, потому что дома никто её не ограничивает, она выполняет задание столько, сколько хочет.

Но, несмотря на какой-то внутренний дискомфорт, она решила вслед за младшей сестрой пойти во второй класс обычной школы, который окончила без четвёрок. Однако ровно через год она попросилась домой: ей стало скучно. Она говорила о том, что в классе душно, на уроках тянет в сон, а с другими детьми ей не о чем говорить. Агата не понимала всех этих школьных интриг, перешептываний.

Кроме того, к этому времени у неё выросла нагрузка на тренировках и, просыпаясь в школу в семь утра, она просто не успевала восстанавливаться.
В итоге в конце второго класса я забрала документы из школы, чтобы не быть привязанными к выполнению заданий по программе. Мы приписались к онлайн-экстернату, школе Алексея Битнера, которая содержит структурированную программу по всем предметам. Экзамены там сдаются раз в год по скайпу, а потом ребёнок получает точно такой же аттестат государственного образца, как в обычной школе.

Девятилетняя Ева - полная противоположность Агаты. Это ребёнок с трудностями в обучении, её невозможно было посадить заниматься с раннего детства, и к первому классу она практически не читала. У неё были большие проблемы с удержанием внимания, и нейропсихолог на консультации сказал, что отодвигать начало обучения не имеет смысла. Психологически ребёнок готов к школе, а проблемы с вниманием компенсируются не один год. По совету специалистов я решила отдать Еву в обычную школу, чтобы, смотря на других детей, она приучилась к учебному процессу. К тому же она ходила в садик, была компанейской и общительной.

Первый класс ей много дал: она действительно научилась читать, писать, считать, то есть приобрела все необходимые базовые навыки. Но во втором классе случился провал: Ева ходила в школу тусоваться и в какой-то момент просто перестала учиться. Она получала двойки, которые её совершенно не расстраивали, зато началось общение с мальчиками, Ева узнала много бранных слов.

Во втором классе мы совершенно неожиданно столкнулись с темой преждевременного сексуального воспитания, потому что, как выяснилось, на своих смартфонах дети смотрели ролики на продлёнке. В обычной школе учитель не может за всем этим уследить, ему главное, чтобы дети друг друга не переубивали, приходили на занятия и выполняли задания. Винить кого-то в этом бесполезно.

К концу второго класса я вдруг обнаружила, что по математике дочь вообще ничего не понимает, как и по английскому, за который ей ставили, кстати, хорошие отметки. За лето, проведённое на даче, мы кое-что наверстали, и я поняла, что совместные занятия дают лучшие результаты. В этом году с Евой мы тоже начинаем учиться дома, для общения мы с ней вместе выбрали серьёзную спортивную секцию.

В школу у нас идёт только младший сын, семилетний Филипп. Он всё-таки мальчик, для него важны дисциплина и мужское приятельство, да и дома с сёстрами ему немного скучно. При этом я гибко отношусь ко всему этому: не исключаю, что и Филипп станет в какой-то момент учиться дома или что Ева и Агата пойдут опять в школу. Мне кажется, не нужно бояться менять что-то в своей жизни, если того требуют обстоятельства.

По данным Минобрнауки РФ, за последние 10 лет число детей, которые занимаются дома, возросло в десять раз. Формы обучения самые разные – от надомного и семейного обучения до экстерната.

Работа, учёба и проект

Житель Строгино Павел Гусев – студент 1-го курса МГИМО, факультет информационные технологии в международном бизнесе. Последние два года он учился в школе по форме экстерната. Не путать с экстерном, когда школьная программа изучается в ускоренном темпе. При экстернате школьники учатся столько же, только появляются в школе не каждый день, а раз в месяц.
Паша перешёл на экстернат по необходимости. К 9-му классу у мальчика уже была работа, учёба и разработка программного обеспечения информационного проекта, который он не хотел бросать. Совмещать всё было тяжело. И на семейном совете решили после 9-го класса пойти в экстернат. Как выяснилось, не прогадали.

– Я учился в школе №1130 (м. Крылатское). Там меня не согласились учить по форме экстерната. Тогда мы нашли школу №518 в ЦАО, которая на тот момент опробовала пилотный проект по мультимедийному и дистанционному обучению. Меня с радостью взяли на бесплатную форму экстерната, – вспоминает Павел.

Сильная мотивация

Экстернат требует от ребёнка большой самостоятельности. У Паши с этим не было проблем.

– Я с 14 лет сам учился программированию, был сильный интерес к этому, мотивация. Этот навык самостоятельного обучения помог мне и в изучении других предметов, — говорит Паша.

Первую половину дня Паша занимался своим проектом, затем — уроки с репетитором по математике для внутреннего экзамена в университет. А вечером делал школьные задания.

Павел решил не погружаться глубоко в непрофильные предметы – вроде химии и биологии, сдавал их на четвёрки. Зато информатику и историю сдал на «отлично»: ведь его проект – игра-стратегия, где нужно было управлять древнерусскими князьями, предполагала знание отечественной истории.

В результате Паша успешно сдал ЕГЭ, внутренние экзамены по математике и немецкому языку и поступил в университет. Помогло ещё и то, что до этого Павел два года жил и учился в Германии.

Экстернат или семейное?

Паше повезло с бесплатным экстернатом. Но чаще в школах по месту жительства отказываются от формы экстерната, так как это невыгодно. С переходом на финансирование по количеству учеников плата на экстерна не поступает, а учебный процесс ему обеспечить надо – принять экзамены, предоставить учебный материал. В городе есть хорошие школы-экстернаты, но учиться там дорого – плата составляет от 40 тыс. рублей за 3 месяца. Остаётся семейное обучение.

Семья Левковых из Митина учит двоих 10-летних сыновей дома. И не только из соображений экономии.

— Мы православные, и нам важно воспитывать детей в русле наших ценностей, — говорят Олег и Марина.

По закону, таким родителям обязаны немного доплачивать за обучение своих детей, но на практике школы на это не идут. Родители машут рукой – хорошо хоть разрешили перевести ребёнка на такую форму.

Дети у Марины заняты целый день – кружки, занятия спортом, и конечно, «домашка». Пока Марина сама справляется с обучением детей – учит по программе Занкова. Время от времени дети ходят в школу, где у них проверяют знания.

Что будет, когда потребуется более серьезное обучение, Марина пока не знает. Как вариант – репетиторы или специальная православная школа.

— Согласно закону «Об образовании» (2012), есть две альтернативные формы образования: «семейное образование» — 1-9 класс и «самообразование» — 10-11 класс. Такое разделение связано с тем, что ответственность за обучение ребенка с 1-го по 9-й класс делится между школой и семьей. И если ребёнок на домашнем обучении не получил хороших оценок во время периодической аттестации в школе, то его обязаны перевести в обычный школьный класс, чтобы гарантировать право на получение начального и основного общего образования (до 9-го класса включительно), — поясняет директор школы «Первый экстернат» Татьяна Дюкарева.

Эксперты рассказали, отстает ли школа от современных реалий и чему все-таки должен учить настоящий учитель

Современное школьное образование вызывает много вопросов у общества. И не только из-за ЕГЭ и прочих образовательных реформ. Сегодня школа не всегда может дать ученику знания и навыки, необходимые ему в современном мире. В FM-Продакшн прошел "круглый стол", посвященный проблемам современного образования. Нашими гостями стали эксперты в области как традиционного образования, так и альтернативного, школьники и родители, дети которых в школу не ходят.

Учат не только в школе

У многодетной мамы Елены Степановой дети в школу не ходят. Для их обучения Елена выбрала систему Хоумскулер (семейную форму образования). По ее мнению, в традиционной школе убивают инициативу и желание идти вперед, требуя от ребенка "быть как все": "Когда мы жили еще в Москве, попали в лучшую школу нашего района – русско-испанскую. Ребенок принес домой тетради и за неделю заполнил их все, потому что ему было интересно и не трудно. Ему сказали, что так делать не надо. Он сходил в музей и предложил сделать проект про Куликовскую битву, ему сказали - нет, ты еще не готов, сначала ты должен выучить, что такое рабочая гипотеза. Потом ему сказали, что он не должен решать задачи повышенной сложности, потому что их никто не решает, — рассказала Елена, — И мы ушли из школы. Сейчас получается, что у меня один ребенок ходил в школу, а второй в школе не учился. И я вижу последствия. После ухода из школы мы с сыном "расшколивались" целый год: он плакал из-за каждой ошибки, нуждался в одобрении. Дочери сейчас 8 лет. Она пишет сценарии, она многое умеет, всем интересуется. Она не боится отстаивать свою точку зрения. И еще один момент - время. Дети занимаются танцами, рисованием, судомодельным конструированием, борьбой. И если бы мы ходили в школу, то ничего бы этого не успевали."

Учитель больше не является носителем знаний, соглашается учитель истории и обществознания лицея №121, педагог центра "Грани" Елена Никитенко: Есть интернет, из которого можно почерпнуть всю информацию. А потому у учителя иная роль: "У меня есть ученик, который лучше меня знает историю. Но учитель все-таки важен: только он может показать, что предмет интересен. И это должен быть именно учитель: не эффективный менеджер, в кого мы сейчас превращаемся, а эффективный мотиватор, который должен увлечь ребят. К сожалению, часто школа предлагает только формализм, скучные бумажки. Потому и родителям и ученикам хочется чего-то другого, более интересного, найти альтернативные формы образования и разыскать учителей, которые, пусть за дополнительные деньги, но будут по-настоящему учить детей."

Ученики 10А класса МБОУ "Лицей №121" Ксения Горулева и Илья Воронов из тех детей, которые добывают научные знания за пределами школы. Ксения серьезно изучает психологию и занимается рисованием, а Илья самостоятельно начал изучать английский язык (в школе учил немецкий) Нужные знания находят на видеокурсах в интернете. Ребята говорят, что у них много друзей, которые также предпочитают обучаться отвлеченно от школы.

"Современное образование направлено на однозадачность, то есть предполагается, что человек будет нацелен только на одну специальность. На самом деле необходимо дать больший простор и больше возможности для сочетания различных сфер, так как сейчас на рынке профессий актуальны смежные области: например биология и математика, нейропсихология и другие знания", — говорит Ксения.

Илья уверен, что школа должна научить учеников спрашивать, спорить и аргументировать: "Современные дети быстрее находят информацию. А потому такая система уроков, как лекция, а потом вопросы, уже не работает. Я считаю, что школа должна учить детей спрашивать и думать. Нужно ввести культуру споров. Сейчас люди не умеют вести спор с достоинством, а сразу переходят на личности и оскорбления. Но только через диалог мы можем высказывать наши аргументы, смотреть, как они действуют на нашего собеседника, можем приходить к новым идеям и находить общее решение".

Не знать, а понимать

Директор 42-й гимназии Генриетта Татарникова не согласна с обвинениями в адрес школы. Альтернативные формы образования доступны каждому, в том числе и в школе, считает Генриетта Викторовна. Причем, учителя идут навстречу ребятам, выбравшим для себя такую форму: "Дети в 42-ой гимназии имеют возможность заниматься по индивидуальным образовательным программам, они могут посещать уроки тех преподавателей, которые они выбрали, и в то же время получать знания помимо школы — это очно-заочная форма образования. Есть семейная форма обучения детей до 9 класса, или самообразование в 10-м и 11-м классах. У нас двое ребятишек закончили 10-11-й классы за год. Педагоги давали консультации, потом приняли зачет", — рассказала Татарникова.

По ее словам, метапредметность, которой так славится европейское образование, в наших школах тоже набирает обороты. Это подразумевают и ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты).

И все же главное, по мнению директора школы, не знание предметов, а их понимание. Именно поэтому традиционное образование выигрывает перед альтернативными формами: "Иметь глубокие знания необходимо, чтобы анализировать и получать конкретные знания в той или иной области. Стать "шапкосшибателем" и забивать учителя фактами, которых начитался в интернете, очень легко. А вот анализировать понимать эти факты, знать, где их использовать, это то, чему мы учим в школе. Этому чаще всего сегодня учат учителя старшего поколения, которые много в свое время читали, думали над тем, что они прочитали, соединяли и анализировали эти факты. Это старое поколение и наиболее ценное."

Такой же точки зрения придерживается и победитель конкурса "Учитель года Алтая-2018", преподаватель информатики барнаульской гимназии № 74 Иван Гребенкин : "Кроме предметных результатов, мы,учителя, формируем личностные результаты, пытаемся готовить людей, которые думают, решают. И мы также должны готовить их к тому, что придется постоянно переучиваться. Например, когда я вышел из института, все, что я учил, безнадежно устарело. Мы должны научить детей учиться и подстраивать свой опыт под современные реалии. И для этого есть много инструментов. Но в этом случае все решают кадры. Самое главное — это отношение учителя к тому, что он делает. Учитель должен быть крутым образовательным технологом, который смог бы мотивировать детей учиться."

Кирпич разбивается на пазлы

Директор по развитию языкового центра "Тринити" Ольга Згордан считает, что современное школьное образование устарело: "Сегодня традиционное школьное образование можно сравнить с кирпичами, которые ты под себя никак переложить не можешь. А современному обществу нужны пазлы, которые подходят именно тебе. Я иногда сталкиваюсь с детьми, которые в школе на уроке информатике пишут алгоритмы и ждут, что в 9-ом классе их наконец впустят в компьютерный класс. Но сегодня уже все дети имеют гаджеты. И существует нативное обучение через гаджеты, есть адаптивное обучение, нелинейное, когда ты сам составляешь себе программу. Я понимаю, что школа сегодня может только подвести к этому. К сожалению, не все учителя сегодня могут за собой вести. Современные потребности дальнейшей профессиональной деятельности и то, что предлагает школа - это огромный разрыв. Даже лексика, которая сегодня преподносится детям в учебниках иностранного языка,- а я знаю все эти учебники — устарела. И чтобы чего-то добиться, надо учить намного дальше."

В качестве альтернативного примера глубокого образования Згордан приводит "Университет 20.35", который умеет создавать "цифрового двойника" обучающегося: "Система полностью учитывает, что ты изучил, что ты прошел, чтобы не было такой поверхностной темы. Тебе подсказывает, что ты должен изучить еще по этой теме и почему. В школах пока мы этого сделать не можем".

Руководитель рекрутингового агентства "DELO" Наталья Соколова подтверждает, что сегодня рынок труда выдвигает иные требования к специалистам, чем 10 лет назад. В первую очередь они должны быть "подкованы" в разных отраслях: "Рынок труда сегодня — это рынок талантов. И Ксения права, говоря о необходимости получить знания в разных отраслях. Сегодня надо сочетать в себе большое количество разных знаний, которые, казалось бы, не связаны между собой. Школа не много этому учит. И если раньше опасались людей, которые успели поработать в разных сферах, то сегодня они приветствуются. Раньше со страхом относились к людям, которые начинали свое дело, сейчас работодатель говорит "дайте мне человека с опытом предпринимательства, неважно какой у него был результат - но он будет понимать, чего от него хотят". Бизнесу сегодня выгодно оптимизировать все возможные ресурсы. Чтобы в человеке сложилось много всего: менеджер, маркетолог, тут же пиарщик, хороший коммуникатор и так далее. И проявлять себя надо как можно раньше."

Спор про ФГОС

С тем, что подход к образованию меняется, не спорит и начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Дроздова : "Да, раньше все воспринималось так: выучился, пришел работать, и по этой специальности работаешь всю жизнь. Сегодня человек должен быть готов к тому, что он несколько раз поменяет работу. И все же школа ориентирована на среднестатистического ученика. Введение ФГОС и альтернативных форм образования дают возможность развиваться каждому ребенку. Каждый ребенок талантлив, если только появится педагог, который увидит этого ребенка и раскроет его талант.

У нас в Родинском районе есть небольшое село, там всего 60 человек. Но в селе есть талантливейший педагог-музыкант, он не сотрудник этой школы, но у него все дети из этой школы играют на каких-то инструментах. Они то в Германию, то в Австрию, то еще куда-то выезжают с концертами. Одни дети выпускаются, а он других берет - и они такие же талантливые!

Вот на это сегодня нацелены ФГОС, которые предусматривают занятия с детьми в рамках внеурочной деятельности. Да, он это предполагает, но пока нет тех, кто бы в школе смог организовать такие занятия. Педагоги к этому не готовы. Но с другой стороны педагоги и не могут быть семи пядей во лбу. Все же это должна быть работа в совокупности, с подключением других институтов - спорта, культуры. ФГОС предполагают и нелинейное расписание. Но сегодня мало это ввести, это надо готовить."

Разговор сводится к индивидуализации обучения, считает Иван Гребенкин. Однако, насколько это необходимо средней образовательной школе - это, по его мнению, еще вопрос: "Когда я учился, было то же самое. Я в школе хотел программировать, но учитель не мог мне этого дать. И я сам это изучал, ну и что? Школа позволила мне сформировать мировоззрение. Не все дети понимают, что они хотят. Не все высокомотивированные, чтобы изучать то, что хотят. И если мы этих детей ничему учить не будет, то что получится тогда? С другой стороны есть дети, в которых учителя видят какие-то задатки, мы можем их сориентировать. Именно это позволяет ФГОС, который вводит системно-деятельный подход и нативное обучение".

По словам Елены Никитенко, тот самый "системно-деятельный подход к обучению", который сейчас пропагандируют ФГОС, талантливые педагоги осуществляли и раньше. А вот сейчас далеко не все учителя понимают, что прячется за этим выражением: "ФГОСы хороши для тех, кто хорошо понимает их структуру, кто уже подготовлен. Я была на открытом уроке по ФГОСам, его вела учитель, которая мне очень нравится и, на мой взгляд, очень умная. Но. как такового, урока я не увидела. Детей посадили по группам и сказали: "А сейчас каждая группа должна выбрать лидеров. Лидер - это тот, человек, который сейчас подойдет ко мне и получит инструкцию". "Лидеры" подошли, инструкцию получили и стали писать по ним весь урок. Потом их попросили заполнить розовые и голубые бумажки. А после этого им сказали: " На этих маленьких бумажках еще нарисуйте смайл". По итогам урока учитель сказала "Я выполнила урок по ФГОСам, которые требуют деятельного подхода". Я хочу сказать, что когда есть правила и регламенты, прописанные сверху, и которые не идут от моей души и сердца, то происходит формализм."

Почему дети стали меньше знать

Ирина Дроздова просит не забывать, что помимо детей, которые постигают науки самостоятельно, в школе есть и другие дети - с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), либо не успевающие. "В прошлом году у нас в крае экзамен по математике в 9-ом классе с первого раза не сдали более шести тысяч человек! Хотя, кажется, все элементарно, но дети это решить не могут. Поэтому школа направлена на среднестатистического ученика. Все желающие имеют право выбрать альтернативные формы: очно-заочные, семейное образование, самообразование, частные школы."

Родители против


Любопытно, что, в свою очередь, родители задаются вопросом, почему школа культивирует несамостоятельность в детях, в результате чего они не могут справиться с заданиями.

"Еще в начальной школе детям дают задания, которые ребенок в принципе выполнить не может, а потому привлекаются родители. Более того, в некоторых школах даже поощряется, когда это задание выполняет родитель. Например, у нас на урок труда дети принесли поделки, которые явно выполнили родителями. Тех же детей, которые сами сделали работу, и, конечно, не так красиво, как взрослые, просто высмеяли. Мой ребенок теперь отказывается ходить на этот урок," — рассказала читательница Оксана.

"У нас преподаватель не принимала у ребенка рисунок на уроке рисования. Ставила двойку. Дочка несколько раз перерисовывала рисунок, и все равно педагог его не принимал. Тогда я сама нарисовала этот рисунок. Учителя и в этом случае не удовлетворила работа. Тогда к нам подключилась бабушка с профессиональным художественным образованием. И только после этого преподаватель поставила положительную оценку со словами: "Что раньше то так не делала?" — написала Кристина.

"У нас в классе даже сочинения за детей пишут родители. Во время урока дети составляют план сочинения, а родители дома "сочиняют", чтобы у всего класса были хорошие оценки", — утверждает Ирина.

"Сейчас родители настолько включены в школьную жизнь, что детям там, практически, и места уже нет, — подтверждает рассказы родителей и Наталья Соколова — С чем это связано? Слишком сложные задания? Или родители сами берут на себя слишком много, обесточивая сами своих детей, не давая им себя проявить? А потом с такими детьми родители приходят на трудоустройство и присутствуют на собеседованиях и при этом уверены, что их такого ребенка должны взять на эту работу. А брать не хочется - он ни к чему не приспособлен".

Куда бежать родителям?

Во всем винить только школу, очень удобно. Но что же все-таки делать родителям и ученикам, если не повезло встретить талантливого педагога?

Елена Степанова: Родителям надо начинать с себя. Надо учиться. Сейчас в интернете огромное количество бесплатных семинаров-вебинаров. Начни с себя, ответь на вопрос - что ты сам хочешь от себя, что хочешь от ребенка. Заинтересуй его своим примером.

Ольга Згордан: Родителям надо обращать внимание на ребенка. Ко мне часто приходят родители с детьми на тренинги. И первая стадия - это интервьюирование отдельно ребенка, отдельно родителя. И оказывается, что родители про своего ребенка ничего не знают. И я думаю: "Родитель, все понятно: ты стараешься заработать денег, чтобы ребенка привести на тренинг. Но если бы ты с ребенком хотя бы иногда разговаривал, то этот тренинг тебе бы не понадобился". Хоть как-то показывайте свой интерес. Не обычным "как день прошел", на который он что-то буркнет. Вопрос по-другому постройте: "что случилось в школе за день?". Или, "а если бы на твою школу напали инопланетяне, как бы твои одноклассники и учителя себя повели? И вы поразитесь, насколько ваш ребенок разговорчив!"

Илья: Нужно воспитывать ответственность перед самим собой. Ответственность — это самоуважение. Это понимание, что никто никому ничего не должен. И школа тоже ничего не обязана. И все библиотеки мира в том числе онлайн заполнены работами оскорбительно-интеллектуальных, ужасно красноречивых людей. И мы все это можем просто взять и учиться у них.

Ксения: Сегодня очень актуальна проблема созависимости в семьях. Родители проецируют свои неудачи и свои школьные годы на детей. То есть, после школы обязательно идти учиться в вуз и обязательно на профессию врача, потому что все в нашей семье врачи и так далее. И корень проблемы не всегда в детях и не совсем в самих родителях, а в нашем менталитете. Может быть, в школе полезно будет ввести курсы по психологии, чтобы узнать самого себя и окружающих его людей.

Генриетта Татарникова: Поколения очень отличаются. Нам давали возможность бегать на улице, принимать решения и самим нести за них ответственность. Сейчас родители боятся за своих детей и создают барчуков. Иногда я задаю вопрос: а если я заберу сегодня вашего ребенка, что изменится в вашей семье? Ваш дом занесет снегом, вы зарастете грязью, в вашем доме настанет полная тишина? И мне чаще всего говорят - "ничего". Тогда зачем вам ваш ребенок? И вот это ощущение ненужности детей в семьях очень сильно прослеживается. Они не мешают, не бегают по подворотням, не приходят с синяками. Они всего двумя кнопками работают. Это удобные дети. И им удобно защищать себя, пороча других: плохая учительница, плохие одноклассники, плохой тренер. Все плохие, а я бедный и несчастный. И мамочка кидается к нему: "ах, да я сама нарисую!" Я бы родителям пожелала, чтобы они давали больше ответственности своим детям."

Иван Гребенкин: Проводите время со своими детьми. Прямо сегодня, сейчас. Пришли домой и уберите телефоны, телевизоры. Побудьте с ребенком. Поговорите с ним. И только с ним.

Ирина Дроздова: Ребенка необходимо слышать. Его нужно принимать таким какой он есть, даже если он избирает свой путь и выбивается из плеяды врачей. Важно принимать то, что нравится ему.

Наталья Соколова: Это действительно так. Проводите время с детьми. И начинайте с себя: учиться, развиваться, жить. Потому что ребенок будет учиться только если перед глазами есть пример. Если ты живешь и ты счастлив, занимаясь своим делом, тогда и ребенку будет интересно учиться и жить, он будет связывать полученные знания с предстоящим профессиональным опытом и не будет бояться взрослой жизни. Сегодня страхов очень много и несчастные родители задавленные этим страхом берут на себя ответственность за домашние задания, за поступки ребенка, воспитывая его инфантилизм. А главное — показать ребенку мир возможностей, а не мир проблем.

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.