Взаимодействие ощущений. Open Library - открытая библиотека учебной информации Взаимодействие ощущений имеющих разную модальность

Страница 9 из 10


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ: СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ И СИНЕСТЕЗИЯ.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .

В литературе описаны многочисленные факты изменения чувствительности, вызванные взаимодействием ощущений. Так, чувствительность зрительного анализатора изменяется под влиянием слухового раздражения. С.В. Кравков (1893-1951) показал, что это изменение зависит от громкости слуховых раздражителей. Слабые слуховые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. В то же время наблюдается резкое ухудшение различительной чувствительности глаза, когда в качестве слухового раздражителя применяется, например, шум авиационного мотора.

Зрительная чувствительность повышается также под влиянием некоторых обонятельных раздражений. Однако, при резко выраженной отрицательной эмоциональной окраске запаха наблюдается снижение зрительной чувствительности. Аналогично этому при слабых световых раздражениях усиливаются слуховые ощущения, при действии интенсивных световых раздражителей слуховая чувствительность ухудшается. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.

Изменение чувствительности какого-либо анализатора может иметь место и при подпороговом раздражении других анализаторов. Так, П.П. Лазаревым (1878-1942) были получены факты снижения зрительной чувствительности под влиянием облучения кожи ультрафиолетовыми лучами.

Таким образом, все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей степени влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные – понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И. П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора.

При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком.

Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У разных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако, они довольно постоянны для каждого отдельного лица. Известно, что способностью цветного слуха обладали некоторые композиторы (Н. А. Римский-Корсаков, А. И. Скрябин и др.).

На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые, и интенсивное исследование цветомузыки. Реже встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражений, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т.д. Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она довольно широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как “острый вкус”, “кричащий цвет”, “сладкие звуки” и т. п. Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира (по мнению Т.П. Зинченко).

Известно, что все органы чувств умеют приспосабливаться к изменившимся физическим условиям. Это явление называется сенсорной адаптацией: глаз может привыкнуть к темноте или - наоборот - к яркому свету, ухо привыкает к шуму или тишине, кожа - к теплу или холоду, вкус и обоняние - к химическим веществам.

Одна из непосредственных причин сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Но процессы адаптации происходят также при участии нервных центров анализаторов. Нейроны могут повышать или понижать свою возбудимость.

На работу рецептора оказывают влияние его соседи. Внутри одного органа чувств мы имеем не один рецептор, а множество. Мы видим не одну точку, а миллионы. Кожей воспринимаем не одно прикосновение, но множество. Таким образом мы воспринимаем внутри каждой модальности как бы поле ощущений. В этом поле чувствительность одного участка влияет на чувствительность другого. Именно по этой причине серая точка кажется почти черной на белом фоне и почти белой на черном.

Долгое время в науке считалось, что изменение чувствительности того или иного органа происходит лишь вследствие изменения физических параметров сигнала, принимаемого этим органам. На самом деле оказалось, что изменение чувствительности в одном органе приводит к изменению чувствительности в другом. Это явление называется взаимодействие ощущений .

Взаимодействие ощущений бывает двух видов:

Взаимодействие между ощущениями одной модальности,

Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

П.П. Лазарев в экспериментах обнаружил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. С.В. Кравков вообще пришел к выводу, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Некоторые запахи могут повышать или понижать световую и слуховую чувствительность.

Все анализаторы оказывают влияние друг на друга. Это взаимовлияние выливается или в повышении чувствительности, или в понижении. Типичная закономерность взаимодействия ощущений: слабые раздражители повышают, а сильные - понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Таким образом, изменение чувствительности в отдельно взятом рецепторе происходит под воздействием трех факторов:

Физического (изменение параметров воздействия непосредственно на этот рецептор),

Внутримодального (уровень чувствительности соседей имеет значение),

Интермодального (уровень чувствительности в других органах тоже имеет значение).

Были разработаны способы нарочитого повышения чувствительности органов чувств. Такое повышение чувствительности, которое является следствием взаимодействия анализаторов или упражнения, получило название сенсибилизация .

А.Р. Лурия выделил две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации:

Длительная, постоянная сенсибилизация,

Временная, неустойчивая сенсибилизация.

Первая происходит на фоне устойчивых изменений, произошедших в организме. Особенно активно такая сенсибилизация в подростковом и юношеском периодах. Вторая сторона сенсибилизации носит временный характер и зависит от физиологических, психологических воздействий психическое состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии - возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. У некоторых людей существует так называемый "окрашенный слух", который особенно часто встречается у музыкантов. При такой синестезии, высокие звуки воспринимаются как "светлые", а низкие как "темные". Синестезия может являться признаком одаренности человека.

Взаимодействие ощущений - довольно любопытная и до конца не изученная тема. С одной стороны, тесная взаимосвязь анализаторных систем налицо, чему подтверждение явление синестезии. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия и не очень понятно, в какой степени их можно развивать.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации : первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условно-рефлекторного повышения чувствительност и. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов . В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Исследования, проведенные С.В.Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей, или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах - повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией. А.Р Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая - временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта - физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Тесное взаимодействие отдельных форм ощущений открывает путь для более сложного условнорефлекторного повышения чувствительности. Отечественные ученые проводили опыты, показывающие такую возможность. Так, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово. Особенно нагляден такой эффект, если перед пробой чувствительности глаза произносить слово, связанное в прошлом опыте испытуемого со значением слова. Экспериментально было доказано, что изменение чувствительности наступало в том случае, когда перед измерением чувствительности испытуемый произносил слово «пламя», однако такой эффект не наступал, если испытуемый произносил близкое по звучанию, но далекое по смыслу слово (например, «племя»).

В другом эксперименте были получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов «кислый как лимон». Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией - возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии - известный мнемонист Ш. был подробно изучен А.Р Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие, как «соленые» или хрустящие. Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Явления синестезии - еще одно свидетельство постоянной.взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира

Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:

1. Зрительные

2. Слуховые

3. Обонятельные

4. Осязательные

5. Вкусовые.

Э. Вебер расширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:

1. Чувство прикосновения

2. Чувство веса

3. Температурное чувство

4. Чувство боли

5. Чувство равновесия

6. Чувство движения

7. Чувство внутренних органов, объединив их под названием «общих ощущений».

Г. Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация - также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом - к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений

В. Вундт считается родоначальником классификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:

1. Физические (зрение, слух);

2. Механические (осязание);

3. Химические (вкус, обоняние).

Классификация ощущений И.П. Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:

1. Световые

2. Звуковые

3. Кожно-механические

4. Запаховые и т.д.

Х. Хэд предложил генетический принцип классификации. Разделял:

· протопатическую чувствительность (низшую)

· эпикритическую чувствительность (высшую).

Под протопатическими ощущениями он подразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).

Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.

Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных соотношениях. А.А. Ухтомский также применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта - упругости, плотности и т.д. Высшие реакции - слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.

Ч. Шеррингтон разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:

1. Экстероцепция (внешняя поверхность):

а)контактная

б)дистантная.

2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):

а)статическая

б)кинестетическая.

3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).

Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч. Шеррингтона.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ -- повышение чувствительности центров нервных под влиянием действия раздражителя. При действии раздражителей сенсорных она обычно маскируется одновременно развивающимся процессом адаптации сенсорной. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить параллельным измерением чувствительности к раздражителю электрическому и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением чувствительности световой (адаптация) наблюдается повышение чувствительности электрической (сенсибилизация). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и служит прямым способом измерения сенсибилизации (=>сенситизация). Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений.

СИНЕСТЕЗИЯ -- явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры -- «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.

Самое распространенное проявление синестезии -- так называемый цветной слух, при коем звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Римского-Корсакова, Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый -- холода. По природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Ее своеобразные формы -- например, визуализация слышимого -- встречаются в патологии.