Медико-социальная помощь лицам пожилого возраста и инвалидам. Как оформляется социальная помощь на дому пожилым людям. Помощь пожилым на дому

Введение

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. Эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов требует формирования единства взглядов на понятия “инвалид” и “инвалидность”.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам и старым немощным людям оказывалась в домах-интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства делают дома-интернаты малопривлекательными для пожилых людей и инвалидов, заставляя их "не торопиться" с переездом в дом-интернат. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались. На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально-бытовой, социально-психологической и социально-средовой адаптации лиц, находящихся в домах-интернатах. В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных работников в домах-интернатах и на основании этого показать целесообразность введения этой категории работников в стационарных учреждениях Минсоцзащиты России. На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

Социальная работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области отводится зарубежным странам. Между тем, России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, находящихся в семьях. История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпидемий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от государства организацией и существовало на пожертвования населения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие, белье и другие предметы первой необходимости).

Общество объединяло 94 общины, в которых на общественных началах трудились 2780 сестер милосердия, занималось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение получило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий население о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красного Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года деятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан сосредоточить свою деятельность на " восстановлении здоровья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что медико-социальное обслуживание носило, в основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инвалидов войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоставления одноразовой материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому" в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы специальные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патронажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умывании, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры оказывали также социальные услуги: покупали лекарства, продукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных.

Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно росла, ежегодно увеличивалась численность патронажных медицинских сестер и, кроме того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей групп патронажных медицинских сестер, в примерный перечень обязанностей которых включалось осуществление деловых контактов с соответствующими организациями по решению социально-бытовых вопросов (доставка на дом продуктов, горячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство престарелых в дома-интернаты, больницы и т.д.). Кроме того, руководители групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного Креста. В этот период произошло важное событие в системе государственного социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента впервые организуется надомное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения (в Свердловской, Ивановской, Куйбышевской областях, Северо-Осетинской АССР). Эта деятельность регламентировалась “Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами”.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Основными принципами охраны здоровья являются: 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; 3) приоритет охраны здоровья детей; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; 6) доступность и качество медицинской помощи; 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; 9) соблюдение врачебной тайны.

Слайд 3

Описание слайда:

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Статья 1 Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 172-ФЗ) Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Слайд 6

Описание слайда:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Статья 1. Социальное обслуживание Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Слайд 7

Описание слайда:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста. Услуги при стационарном социальном обслуживании: - предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности; - социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера гражданам пожилого возраста, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры - приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; Услуги при полустационарном социальном обслуживании: - предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности; - обеспечение горячим питанием; - предоставление постельных принадлежностей, спального места в специальном помещении.

Слайд 8

Описание слайда:

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 562-ст) Социальные услуги гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам) должны предоставляться при соблюдении следующих принципов социальной справедливости: а) соблюдения прав гражданина и человека; б) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; в) приоритета мер по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов; г) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех граждан пожилого возраста и инвалидов; д) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания населения.

Слайд 9

Описание слайда:

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания: Материально-бытовые услуги Услуги по организации питания,быта и досуга Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги Услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: Правовые услуги: Содействие в организации ритуальных услуг. Услуги по организации питания, быта и досуга: Социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: Содействие в трудоустройстве

Слайд 10

Описание слайда:

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг (далее именуются - социальные услуги), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151 "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4798), предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания (далее именуются - учреждения социального обслуживания) бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. 2. Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; 3. Социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях частичной оплаты:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами. 1. Основные виды социальных услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и реабилитационные услуги) предоставляются населению государственными социальными службами бесплатно и за плату. 2. За плату (частичную или полную) основные виды социальных услуг предоставляются гражданам государственными социальными службами на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания", за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего Положения.

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Бывает так, что в России старики остаются без поддержки детей и родственников, при этом остро нуждаясь в помощи. По состоянию здоровья или в силу возрастных ограничений пожилые люди имеют трудности с уборкой дома, приготовлением еды, стиркой и глажкой одежды, походом в магазин и так далее. Если доказано, что поддержка старику необходима, со стороны государства ему будет оказана социальная помощь на дому пожилым людям. В статье рассмотрим какая социальная помощь на дому пожилым людям в 2019 году предусмотрена.

Какие бывают виды социальной помощи

В понятие социальной поддержки пожилых людей включаются следующие виды услуг:

  1. Оказание социально-консультативной помощи с целью помочь старикам и людям с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе.
  2. Оказание разовой экстренной помощи.
  3. Предоставление полустационарной помощи.
  4. Обслуживание в условиях стационара (дома-интерната, пансионата и т.п.).
  5. Оказание помощи социальным работником на дому.

В чём заключается социальная помощь на дому пожилым людям

В силу того, что пожилые люди являются наиболее слабой категорией граждан страны, государство предусматривает для них возможность получения социальной помощи на дому.

Разберёмся, какие виды услуг может предложить социальная служба:

  1. Вызов скорой помощи на дом.
  2. Сопровождение во время поездки в санаторий, на оздоровительный курорт, в лечебные учреждения.
  3. Сопровождение до банковского учреждения, до отделения Почты России, до органов соцзащиты с целью написания заявлений, оплаты коммунальных услуг, подачи прошений и т.п.
  4. Помощь в получении инвалидности через прохождение медико-социальной экспертизы.
  5. Уборка дома и осуществление косметического ремонта жилого помещения.
  6. Проведение манипуляционных и прочих гигиенических процедур.
  7. Доставка питьевой воды, твёрдого топлива старикам, проживающим в помещениях без центрального отопления и водоснабжения.
  8. Поход в аптеку за медикаментами.
  9. Поход по магазинам за покупкой еды, бытовой химии, средств первой необходимости и пр.
  10. Помощь в организации быта, досуга, питания.

При оказании помощи пожилым людям непременно учитывается его состояние здоровья. Так, лицам, которые не могут осуществлять полноценный уход за собой, будет обеспечен должный уход и гигиена. Если гражданин нуждается в какой-либо ещё помощи, социальный работник обязан рассмотреть возможность её предоставления. Например, если речь идёт о помощи в оформлении документации, получении консультации юриста, получения среднего или высшего образования.

Условия предоставления социальной помощи

Чтобы социальный работник начал приходить на дом к пенсионеру, необходимо предварительно заключить , в котором будут указаны все условия предоставления человеку утверждённого перечня услуг. В договоре также будет указано, как часто помощник будет приходить к нему домой – раз в неделю, ежедневно или несколько дней в течение недели. Это зависит от того, насколько самостоятельным в уходе за собой и своим жильём заявитель.

Договор должен быть подписан самим пожилым человеком или его доверенным лицом. Соглашение действует на протяжении года, но при наступлении нового года не нужно обращаться за продлением – договор будет продлён автоматически.

Кто имеет право на получение социальной помощи

Получить положительный ответ от уполномоченных на оказание социальной помощи на дому органов могут граждане пенсионного возраста:

  • инвалиды любого возраста;
  • женщины на пенсии с 55 лет;
  • мужчины на пенсии с 60 лет.

Главным критерием отбора особо нуждающихся в сторонней помощи людей является определение возможности самостоятельного передвижения и полного обеспечения своих жизненных нужд.

Кому могут отказать в предоставлении социальной помощи

Решение о предоставлении помощи или об отказе в ней принимается специальной комиссией.

  • наличие туберкулёзного заболевания или другой заразной болезни, в связи с чем её носителю полагается пребывать в специализированном лечебном учреждении закрытого типа;
  • наличие венерического или карантинного заболевания;
  • отнесение гражданина к числу зависимых от приёма наркотических средств;
  • алкоголизм;
  • наличие психических отклонений, ввиду которых социальному работнику может быть причинён вред;
  • отсутствие жилья у нуждающегося в помощи;
  • недостаток социальных работников для оказания помощи всем желающим.

Куда обратиться, и кто предоставляет социальную помощь

Для того, чтобы попросить о предоставлении социальной помощи, обращаться следует в региональное отделение:

  • органов социальной защиты населения;
  • районного комплексного центра.

Специалисты указанных учреждений определят, действительно ли пожилой человек нуждается в сторонней помощи, и требуется ли её предоставлять.

Как оформляется социальная помощь на дому пожилым людям

Подать заявление на оказание социальной помощи может как сам нуждающийся, так и его родственник или даже сосед, в случае, если сам он ограничен в движении. Специально организованная комиссия рассматривает дело, проверяет наличие свободных социальных работников и определяет, действительно ли заявитель нуждается в социальной поддержке, и какие ему понадобится оказывать услуги.

По итогам работы комиссии будет составлена индивидуальная программа социальной поддержки. Работник социальной службы будет проинформирован о необходимости оказания определённых видов услуг.

Изучение материалов и документов займёт максимум 10 календарных дней с даты подачи заявления. В случае вынесения положительного решения, пожилой человек должен подписать договор с социальной службой об оказании ему помощи.

Ограничения прав граждан при получении социальной помощи

Если гражданин получает социальную помощь ввиду того, что он не в состоянии активно передвигаться или ухаживать за собой, соблюдать правила личной гигиены, готовить себе пищу и так далее, по решению суда или после получения согласия родственников пожилой человек может быть направлен в специализированное учреждение. Там человеку будет прописан курс лечения, или он будет определён туда для дальнейшего постоянного проживания.

Сколько стоит предоставление социальной помощи на дому

Услуги социального работника могут ничего не стоить пожилому человеку, а могут предоставляться за определённую плату.

С начала 2015 года социальная поддержка предоставляется бесплатно некоторым льготным категориям заявителей и тем, чей доход за месяц оказывается меньше регионального прожиточного минимума или равным ему. Также услуги будут бесплатными для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны.

Все прочие пожилые люди будут платить за услуги социальной службы, но сумма оплаты не будет превышать 250 рублей вне зависимости от перечня услуг и их количества.

Какие документы понадобятся для оформления социальной помощи

Для оформления социальной помощи на дому, потребуется предоставить в социальный центр комплект документов, включающий в себя:

Документ

Где получить

Заполняется на месте по образцу соц. службы

Ксерокопия паспорта заявителя

Справка о составе семьи

ЖЭУ, паспортный стол

Доверенность, заверенная у нотариуса, и паспорт доверенного лица (для заявителей, оформляющих документы через доверенное лицо)

Удостоверение инвалида или участника ВОВ (при наличии)

УСЗН

Заключение медико-социальной экспертизы (для инвалидов)

Бюро МСЭ
Справка о ежемесячных доходах (для малоимущих, при наличии)

По месту получения дополнительных доходов кроме пенсии

Законодательные акты по теме

Указ Президента РФ от 29.01.2000 № 115

О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296

О социальной поддержке граждан

Типичные ошибки

Ошибка: Родственник просит выдать ему заключение о недееспособности пожилого человека на основании того, что тот пользуется социальными услугами на дому.

Изменение социального статуса человека в старости и положение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и связанная с ней трансформация ценностных ориентиров. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «социальная реабилитация » включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.

Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной формах, в виде льгот и услуг, предоставляемое с учетом законодательных норм и социальных гарантий, установленных государством для престарелых и инвалидов.

Ктрадиционным формам социального обеспечения относятся денежные выплаты (пенсии, пособия и др.); натуральное обеспечение (продукты, медикаменты, одежда и др.); услуги и льготы; стационарное и нестационарные виды обслуживания. На современном этапе развития экономических отношений важным условием социальной реабилитации данной категории общества является поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. С учетом предложений и возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации установлен новый минимальный размер пенсии и введен механизм индексаций пенсий в зависимости от роста цен. В Московской области на базе Пенсионного Фонда России проводится эксперимент по обработке модели будущей Федеральной пенсионной службы как самостоятельной финансово-банковской системы.

В настоящее время развивается сеть негосударственных пенсионных фондов как дополнительный источник социальной защиты пожилых людей. Одной из эффективных мер социальной реабилитации престарелых и инвалидов является их трудовая занятость .

Установлены льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Учреждения и организации, в которых занято 30% инвалидов от общей численности работающих, пользуются правом на льготное налогообложение, свыше 50% – полностью освобождаются от уплаты налогов и платежей. В связи со структурной перестройкой экономики отдается предпочтение созданию новых отраслей, экологически чистых производств (фермерские хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса и др.).

Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инвалидов принадлежит медико-социальной реабилитации . Создается сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специализированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые задачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, бывшая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов натурального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государственного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.


В современных условиях происходит перенос центра тяжести социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосредственно на местные органы власти. Во многих регионах установлены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществляются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы лечебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Развивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вечера, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы организации труда, коллективный и арендный подряд. Важное значение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магаданская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).

Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная защита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие маломобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает систематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).

В России началась реформа всей системы социального страхования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Необходимо совершенствование правовой основы системы социальной защиты данной категории населения.

Одной из актуальных является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных работниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем пожилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенствование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях – необходимая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нормальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.

Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осуществляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации», в которой дается оценка современного состояния пенсионного обеспечения, намечены основные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы, роль персонифицированного учета, даны необходимые рекомендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социального развития РФ, 1998, №6).

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Действующим законодательством установлены два вида пенсий: трудовые и социальные . Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индексации регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины – по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже
20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми условиями труда. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии , назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерства труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной – 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы(службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

· Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней – на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч.1 ст. 17 Закона);

· чемпионам Олимпийских игр – на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона);

· участникам Великой Отечественной войны – на 100%
(ч. 1 ст. 17 Закона);

· гражданам – бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания – на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

· гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным – на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

· инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями – на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды до 16 лет; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия – это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

Инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери – в размере минимальной пенсии по старости
(ч. 1 ст. 17 Закона);

Инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), – в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

Инвалидам III группы – в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляций. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов; в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пенсионного обеспечения.

Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия . Особую заботу проявляет государство об охране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия: на детей до 1,5 лет – в размере минимальной заработной платы, до 6 лет – 70%, от 6 до 16 лет – 60%.

В 1,5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается законодательством с учетом семейного положения и местных условий.

За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка выплаты пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабатываются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и компенсаций по безработице, стипендий на период прохождения переобучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.

В 1995 году была разработана Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показатель утраты нетрудоспособности.

Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?

2. Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».

3. Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.

4. Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.

5. Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.

1. Александрова Г. Годы и заботы. М., 1990.

2. Висневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М., 1989.

3. Гордин В. Чем старость обеспечена? М., 1988.

4. О пенсионном обеспечении граждан РФ. М., 1992.

5. Жилая среда для инвалидов. М., 1990.

6. Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. М., 1984.

7. Старченко Н.А., Алилова Ю.М. Врачебно-трудовая экспертиза. М., 1997.

Первый (подготовительный) этап психодиагностического исследования заканчивается выработкой стратегии последующего инструментального исследования, которая предполагает подбор экспериментальных методик, а также определение последовательности предъявления методик, согласно существующим в психодиагностике традициям и личному опыту экспериментатора.

Подбор экспериментальных методик (вопросов к анкетированию) осуществляется строго индивидуализировано в контексте поставленных задач психодиагностического исследования.

Для исследования эффективности проводимых психокоррекционных мероприятий и учета динамики состояний целесообразно использовать методы экспресс-психодиагностики (шкал, анкет, одномерных опросников). Эти методы позволяют быстро и надежно оценить характер происходящих изменений в психическом состоянии испытуемого или изменений в системе отношений в связи с осуществляемой психокоррекционной (психотерапевтической) работой. Результаты использования методов экспресс-психодиагностики (шкал, анкет, одномерных опросников), как правило, выражаются количественно в виде баллов, оценок, коэффициентов, что обеспечивает легкость сопоставления результатов исследования до и после.

Этап проведения экспериментального исследования (второй этап клинической психодиагностики) включает предъявление испытуемому сформированного на первом (подготовительном) этапе комплекса методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий по каждой методике должна предшествовать четкая и лаконичная инструкция. Во время выполнения испытуемым экспериментальных заданий психолог наблюдает за поведением больного и ведет точную запись проводимого опыта.

Этап экспериментального исследования завершается представлением полученных результатов в виде, который задается типом методики. Социальный работник с подсчитывает «сырые» баллы, которые затем по специальным таблицам или путем вычисления по определенной формуле переводятся в стандартные оценки.

Завершающий этап — это этап психодиагностического заключения является третьим, завершающим этапом практического диагностического исследования. На этом этапе происходит обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об испытуемом в контексте поставленной задачи исследования. Полученная на предыдущем этапе исследования с помощью экспериментальных психодиагностических методов количественная и качественная информация соотносится с данными анамнеза, беседы, наблюдения.

Изучение знаний пациентами и медицинскими работниками своих прав и обязанностей проводилось на базе Городской клинической больнице № 31.

В соответствии с этой программой в нашем исследовании были выделены следующие этапы.

Организация исследования. В соответствии с программой исследования в нашей работе были выделены следующие этапы.

На первом этапе с медицинскими работниками и пациентами была проведена беседа и предложен график работы.

Среди эмпирических методов был использован метод анкетирования (с помощью бланков).

На втором этапе было проведено обследование, которое проходило в малых группах по 2−3 человек — респонденты приглашались в заранее определенное время в конференц-зал, где предлагалось в индивидуальном темпе выполнить задания по методикам.

На третьем этапе было проведено анкетирование 10 медицинских работников и 10 пациентов.

В ходе четвертого этапа была проведена обработка и интерпретация результатов с последующим анализом результатов исследования. Анализ результатов пола респондентов показал, что в исследовании участвовали 5 респондентов — мужчины и 5 респондентов — женщины.

Таблица 1

Таблица результатов возраста респондентов Показатель Количество человек % До 30 лет 2 20 31−40 лет 4 40 41−50 лет 3 30 Старше 51 года 1 10

Исследуя возраст респондентов можно сделать следующие выводы:

20% респондентов находятся в возрасте до 30 лет;

40% находятся в возрасте от 31 до 40 лет;

30% находятся в возрасте от 41 до 50 лет.

10% старше 51 года.

Рисунок 1. Анализ результатов возраста респондентов Таблица 2

Таблица результатов семейного положения респондентов Показатель Количество человек % Замужем/женаты 6 60 Разведены 2 20 Не замужем/женаты 2 20

Исследуя семейное положение респондентов можно сделать следующие выводы:

60% респондентов замужем/женаты;

20% разведены;

20% не замужем/женаты.

Следовательно, можно сделать вывод, что преимущественно респонденты находятся в браке.

Таблица 3

Таблица результатов образования респондентов Показатель Количество человек % Среднее 1 10 Среднее специальное 5 50 Высшее 4 40

Исследуя образование респондентов можно сделать следующие выводы:

У 10% - среднее образование;

У 50% - среднее специальное образование;

У 40% - высшее образование.

Рисунок 2. Анализ результатов образования респондентов.

Исследуя информированность медицинских работников о статьях и законах, посвященных оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы:

80% знают эти статьи и законы;

20% - не знают эти статьи и законы.

Таблица 4

Таблица результатов информированности медицинских работников о статьях и законах, посвященных оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам Показатель Количество человек % Знают статьи и законы 8 80 Не знают статьи и законы 2 20

Эти результаты говорят о недостаточной информированности медицинских работников о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

Рисунок 3. Анализ информированности о статьях законах, посвященных оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

Исследуя информированность о правах и обязанностях медицинских работников по оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы:

40% знаю о правах и обязанностях;

50% - не знают о правах и обязанностях;

10% - затруднились с ответом.

Таблица 5

Таблица результатов информированность о правах и обязанностях медицинских работников по оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам Показатель Количество человек % Знают о правах и обязанностях 4 40 Не знают о правах и обязанностях 5 50 Затруднились с ответом 1 10

Эти результаты говорят о том, что половина медицинских работников не информирована о своих правах и обязанностях.

Исследуя мнение респондентов о том, соблюдает ли медицинский персонал права и обязанности пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы:

80% считают, что медицинский персонал соблюдает права пациентов;

10% считают, что медицинский персонал не соблюдает права пациентов;

10% затруднились с ответом.

Таблица 6

Таблица результатов мнения респондентов о том, соблюдает ли медицинский персонал права и обязанности пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам Показатель Количество человек % Да 8 80 Нет 1 10 Затруднились с ответом 1 10 Это говорит о том, что преимущественно медицинский персонал уважает пациентов и соблюдает их права в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

Исследуя соблюдение своих обязанностей пациентами можно сделать вывод, что все 100% соблюдают или стараются соблюдать свои обязанности.

Анализируя отношение медицинского персонала к пациентам можно сделать вывод, что все 100% считают, что медицинский персонал к пациентам относится с уважением.

Все 100% медицинских работников согласны с правами и обязанностями пациентов в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам, но некоторые говорили что не помешают небольшие изменения.

Таблица 7

Таблица результатов источников, от которых респонденты узнали о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам Показатель Количество человек % Из СМИ 3 30 В ходе получения образования 5 50 На консультации в поликлинике 2 20

Исследуя источник, от которого респонденты узнали о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать вывод, что:

30% узнали из СМИ;

50% узнали в ходе получения образования;

20% узнали на консультации в поликлинике.

Рисунок 4. Анализ источников, от которых респонденты узнали о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

Все 100% пациентов ответили, что случаев нарушения прав пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам медицинским персоналом не было.

Таким образом, медико-социальную работу следует рассматривать с одной стороны, как деятельность, направленную на охрану и поддержку физического, психического и социального здоровья, а с другой стороны деятельность, направленную на достижение «социального благополучия» и значительного улучшения качества жизни с социальным неблагополучием. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом конкретном случае определяется индивидуальным профилем патологии или проблемной жизненной ситуацией, в которой оказался клиент.

Все 100% респондентов ответили, что им требуется информирование о правах и обязанностях пациента. Из них:

10% хотят получать информацию в устном виде;

10% хотят получить информацию на плакатах;

60% - в брошюрах;

20% - в виде памятки.

Таблица 8

Таблица результатов способа информирования о правах и обязанностях пациента Показатель Количество человек % В устном виде 1 10 На плакатах 1 10 В брошюрах 6 60 В виде памятки 2 20 Таким образом, можно сделать вывод о необходимости создания для медицинских работников информации в виде памяток и брошюр, а также проведении информационно-просветительской беседы по проблеме изучения прав и обязанностей в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

Рисунок 5. Способ информирования респондентов в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

Все 100% респондентов считают, что информирование поможет в улучшении качества оказания медицинской помощи.

Проблемы укрепления здоровья, профилактики болезней и ухода за больными и умирающими с незапамятных времен вызывают озабоченность всего человечества. Большинство людей, нуждающихся в какой-либо поддержке, в основном находят, и дальше будут находить ее в кругу своих близких людей, семьях, где они проживают. В настоящее время в рамках служб здравоохранения важную роль в укреплении здоровья населения, профилактике болезней, а также в уходе и реабилитации играют медицинские сестры. В первую очередь медицинский персонал имеет дело со здоровым человеком, его проблемами, окружающей его средой, профилактикой заболеваний.

Во вторую очередь, что, несомненно, бывает чаще, медицинский персонал вступает в общение с больным человеком, имеющим свои социально-психологические и другие проблемы, которые персонал должен решать самостоятельно.

Вывод. 1) Исследуя информированность медицинских работников о статьях и законах, посвященных оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы: 80% знают эти статьи и законы; 20% - не знают эти статьи и законы. Эти результаты говорят о недостаточной информированности медицинских работников о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

2) Исследуя информированность о правах и обязанностях медицинских работников по оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы: 40% знаю о правах и обязанностях; 50% - не знают о правах и обязанностях; 10% - затруднились с ответом. Эти результаты говорят о том, что половина медицинских работников не информирована о своих правах и обязанностях.

3) Исследуя мнение респондентов о том, соблюдает ли медицинский персонал права и обязанности пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы: 80% считают, что медицинский персонал соблюдает права пациентов; 10% считают, что медицинский персонал не соблюдает права пациентов; 10% затруднились с ответом. Это говорит о том, что преимущественно медицинский персонал уважает пациентов и соблюдает их права в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

4) Все 100% медицинских работников согласны с правами и обязанностями пациентов в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам, но некоторые говорили что не помешают небольшие изменения.

5) Все 100% респондентов ответили, что случаев нарушения прав пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам медицинским персоналом не было.

6) Все 100% респондентов ответили, что им требуется информирование о правах и обязанностях пациента. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости создания для медицинских работников информации в виде памяток и брошюр, а также проведении информационно-просветительской беседы по проблеме изучения прав и обязанностей в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам. Все 100% респондентов считают, что информирование поможет в улучшении качества оказания медицинской помощи.

Предложения по организации медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам

1. Учитывать особенности статуса пациента могут только специально подготовленные медицинские и социальные работники.

2. На постдипломной стадии подготовки врачей необходимо вводить узкоспециализированные практикумы «медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам».

3. Ежеквартально проводить семинары — практикумы на базе ЛПУ для специалистов по социальной работе и медицинской работе.

4. Проводить профессиональные учебы с целью повышения квалификации, как в направлении социальной работы, так и в направлении медицинской работы.

5. Увеличить объем дополнительных социально-медицинских услуг.

6. Использовать различные методы сбора информации об эффективности социально-медицинской работы и ее оценки.

7. Главная роль в повышении эффективности медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам принадлежит информации, поэтому необходима разработка и внедрение как групповых образовательных программ, так и организация в крупных медицинских центрах консультационных пунктов по эстетическим, психологическим, правовым, финансовым и собственно медицинским вопросам.

8. Медико-социальная работа патогенетической направленности с лицами пожилого возраста и инвалидами, являющимися инвалидами, включает следующие мероприятия:

Социальная диагностика: комплексная оценка социального статуса клиента-инвалида с целью выявления медико-социальных проблем;

Определение потребностей пациента — инвалида в различных видах социальной защиты;

Содействие в организации медико-социальной экспертизы для очередного переосвидетельствования группы инвалидности по зрению или усиления группы инвалидности по общему заболеванию;

Содействие в направлении инвалида по зрению на санаторно-курортное лечение;

Содействие инвалиду в получении льготных лекарственных препаратов;

Содействие инвалиду предоставление ему лекарственного препарата, не вошедшего в льготный перечень;

Содействие в получении материальной компенсации за проведенную специализированную медицинскую помощь;

Содействие в проведении специализированной медицинской помощи;

Содействие в предоставлении квоты Министерства здравоохранения и социального развития, необходимой для оплаты специализированной медицинской помощи;

Содействие в получении технических средств реабилитации, необходимых для коррекции зрения и ориентации в пространстве;

Направление на психологическую консультацию, психокоррекцию и психотерапию при наличии оснований;

Содействие в предоставлении услуг социального обслуживания на дому;

Содействие в организации медицинских осмотров инвалида по зрению на дому врачами-специалистами;

Содействие в проведении медико-социальной экспертизы на дому.

9. Для обеспечения эффективного взаимодействия с клиентами, имеющими в анамнезе социально-значимые заболевания, непременным условием профессиональной деятельности специалиста социальной работы является сотрудничество с членами их семьи, которые могут выполнять исключительную роль в разрешении медико-социальных проблем. Речь идет о вовлечении их в сообщества самопомощи и взаимопомощи реабилитационного, психологического и иного характера. Медико-социальная работа с родственниками пациентов включает в себя такие мероприятия, как:

Предоставление родственникам пациента в доступной для них форме информации о заболевании;

Предоставление родственникам пациента в доступной для них форме информации об особенностях режима труда и отдыха;

Предоставление родственникам пациента в доступной для них форме информации о лекарственной терапии;

Предоставление родственникам пациента в доступной для них форме информации о необходимости стационарного лечении по медицинским показаниям;

Формирование групп повышенного риска родственников пациента, которые могут включать в себя семьи с низким уровнем материального положения, а также семьи, далеко проживающие от своего родственника, не принимающие участия в его жизни, асоциальные семьи;

Консультирование членов семьи по вопросам особенностей поведения с пациентом в зависимости его психологических особенностей;

Комплексная оценка социального статуса семьи клиента с целью выявления у них медико-социальных;

Определение потребностей семьи пациента в различных видах социальной защиты;

Содействие в предоставлении социальных услуг.

10. Сотрудничая с учреждениями социальной защиты, а в частности с комплексными центрами социального обслуживания, специалист социальной работы может содействовать своим клиентам в:

Предоставление полного объема информации о деятельности КЦСО.

Информирование о правах граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Помощь в выборе ближайшего КЦСО согласно месту жительства клиента.

Содействие в получении социальных услуг КЦСО.

Сотрудничая с реабилитационными учреждениями для лиц с различной патологией, специалист социальной работы может содействовать своему клиенту в предоставлении реабилитационных услуг.

11. Лица пожилого возраста и инвалиды испытывают потребность в проведении санаторно-курортного лечения, как в специализированных, так и в обще профильных санаторно-курортных учреждениях. В связи с этим специалист социальной работы может:

Информировать своих клиентов о правах пациентов на санаторно-курортное лечение.

Информирование о профилях санаторно-курортных учреждений, их месторасположении, оказываемых услугах.

Содействовать в оформлении документов, необходимых для санаторно-курортного лечения.

Содействовать в предоставлении путевки, как в профильный санаторий, так и санаторий общего типа.

Вывод. Таким образом, мы предполагаем, что пациенты будут иметь высокий уровень информированности о своем заболевании, об особенностях образа жизни при имеющемся заболевании, о необходимости посещения диспансерных осмотров и прочих мероприятиях; благодаря совместной квалифицированной деятельности специалиста социальной работы и других специалистов будут решены многие медико-социальные проблемы клиентов.

Заключение Подводя итог проведенным нами исследованиям можно отметить актуальность решения медико-социальных проблем пациентов с привлечением к данной деятельности специалиста социальной работы.

На основе анализа результатов проведенного нами исследования, мы определили, что большинство инвалидов и пожилых людей испытывают не только медицинские, но и огромное количество социальных проблем, решение которых не входит в компетенцию врача и его ассистента. Основная нагрузка по разрешению данных проблем может быть возложена на специалиста социальной работы.

Деятельность специалиста социальной работы с инвалидами и пожилыми людьми должна строиться с учетом правовой базы в деятельности медико-социальной работы.

1) Таким образом, в России действует обширная нормативно-правовая база, призванная обеспечить повышение уровня социальной поддержки пожилых людей. Она предусматривает достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. Однако многие нормы существуют лишь на бумаге, к примеру некоторые статьи Закона «О ветеранах» и др.

2) Все права на пенсию, которые приобрели жители Российской Федерации до начала реформы, подлежат оценке в денежном выражении. Сумма, определенная при такой оценке, отражена на индивидуальном счете каждого застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ, которая составляет стартовый пенсионный капитал. К нему в дальнейшем будут добавляться суммы страховых взносов, перечисляемые за работника. При выходе на пенсию сумма пенсионного капитала идет напрямую и без ограничений определять размер страховой части трудовой пенсии каждого застрахованного лица.

3) Исследуя информированность медицинских работников о статьях и законах, посвященных оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам можно сделать следующие выводы: 80% знают эти статьи и законы; 20% - не знают эти статьи и законы. Эти результаты говорят о недостаточной информированности медицинских работников о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам.

4) Все 100% респондентов ответили, что случаев нарушения прав пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам медицинским персоналом не было. Все 100% респондентов ответили, что им требуется информирование о правах и обязанностях пациента. Таким образом, можно сделать вывод о необходимости создания для медицинских работников информации в виде памяток и брошюр, а также проведении информационно-просветительской беседы по проблеме изучения прав и обязанностей в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам..

5) Высококвалифицированные знания медицинскими работниками в области медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам помогут не только в оказании помощи на высоком уровне, но и самим пациентам. Пациенты будут иметь высокий уровень информированности о своем заболевании, об особенностях образа жизни при имеющемся заболевании, о необходимости посещения диспансерных осмотров и прочих мероприятиях; благодаря совместной квалифицированной деятельности специалиста социальной работы и других специалистов будут решены многие медико-социальные проблемы клиентов.

Список литературы Нормативно-правовые акты Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». — Система ГАРАНТ, 2007 г.

Благодир А.Л., Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный). — «Деловой двор», 2010.

Кошелев Н. С. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». — Система ГАРАНТ, 2009 г.

Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации (А.В. Михайлов, «Работодатель», N 1, январь 2006 г.)

Мониторинг эффективности правового механизма оказания социальных услуг (Н.Н. Черногор, Е. В. Пуляева, М. Д. Чеснокова, М. Е. Глазкова, «Журнал российского права», N 8, август 2010 г.)

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 880−2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 558-ст) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53 058−2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст) Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52 884−2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 562-ст) Постановление Правительства Р Ф от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»

Постановление Правительства Р Ф от 15 апреля 1996 г. N 473"О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"(с изменениями и дополнениями Постановление Правительства Р Ф от 24 июня 1996 г. N 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Основная литература Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2006. — 768 с.

Авербух М. Двигайся больше, живи дольше. М.: Апрель, 2005. — 312 с.

Альперович В.Д. и др. Справочник социального работника. Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 336 с.

Безденежная Т. И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 320с.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 346 с.

Генш Н. А. Справочник по реабилитации. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 348 с.

Гусов К. Н. Право социального обеспечения. М.: ИНФРА-М, 2005. — 406 с.

Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2005. с. 176.

Дементьева Н. Ф., Старовойтова Л. И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы. М.: Академия, 2010. — 272 с.

Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М.: ИНФРА-М, 2005. — 412 с.

Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 160 с.

Нестерова Г. Ф., Астэр И. В. Технология и методика социальной работы. М.: Академия, 2010. — 400 с.

Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П. Д. М.: ИНФА-М, 2008. — 560 с.

Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В. З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 560 с.

Основы социальной работы. Ответственный редактор Павленок П. Д. М.: ИНФРА-М, 2006. — 560 с.

Основы социально-психологических исследований. Под редакцией Бодалева А. А. , Деркача А. А. , Лаптева Л. Г. М.: Гардарики, 2007. — 334 с.

Платонова Н. М., Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы. М.: Академия, 2010. — 400 с.

Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В. И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 480 с.

Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Под редакцией Кукушкина В. С. М.: МарТ, 2005 — 336 с.

Социальная политика. Под общей редакцией Волгина Н. А. М.: Экзамен, 2006. — 734 с.

Теория и практика социальной работы. Под редакцией Е. И. Холостовой. М.: Дашков и Ко, 2008. — 860.

Холостова Е. И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. — 296 с.

Холостова Е. Н. Социальная работа. М.: Дашков и К., 2008. — 860 с.

Щепин О.П., Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 592 с.

Энциклопедия социальных практик / Под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой.—М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 660 с.

Приложения АНКЕТА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Уважаемый специалист, данный опрос, гарантирует полную анонимность. Ваши индивидуальные ответы будут использованы для статистической обработки данных.

Порядок заполнения анкеты.

1. Внимательно прочтите вопрос анкеты и все предложенные варианты ответов,

2. Обведите в кружок номер (а) варианта (ов) ответа на вопрос. с которым Вы согласны.

3. Если предложенные варианты ответа не соответствуют Вашему мнению, то в позиции «другое» вписывайте свой ответ на вопрос.

Анкетирование является анонимным, его результаты будут использоваться в обобщенном виде.

Заранее благодарю за участие в анкетировании.

1) Укажите Ваш пол:

2) Укажите Ваш возраст:

старше 51 года.

3) Укажите Ваше семейное положение: ______________________________________.

4) Укажите Ваше образование: ___________________________________________.

5) Знаете ли Вы статьи и законы, посвященные оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам?

6) Знаете ли Вы о правах и обязанностях медицинских работников по оказанию медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам?

затрудняюсь ответить.

7) На Ваш взгляд соблюдает ли медицинский персонал права и обязанности пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам?

затрудняюсь ответить.

8) Соблюдаете ли Вы свои обязанности?

затрудняюсь ответить.

9) На Ваш взгляд как медицинский персонал относится к пациентам? ______

_________________________________________________.

10) Согласны ли Вы с правами и обязанностями пациентов в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам? ______________

____________________________________________________.

11) Откуда Вы узнали о медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам? _____________________________________________.

12) Были ли нарушения прав пациента в части медико-социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам медицинским персоналом?

затрудняюсь ответить.

13) Нужно ли Вам информирование о правах и обязанностях пациента?

затрудняюсь ответить.

14) В каком виды Вы бы хотели получить данную информацию? __________

______________________________________________.

15) На Ваш взгляд поможет ли информирование в улучшении качества оказания медицинской помощи?

затрудняюсь ответить.

Спасибо за ответы!

Павленок П.Д., Руднева М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. с. 163.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 56.

Холостова Е. И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. С. 112.

Там же. С. 114.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 60.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 62.

Основы социальной работы. Под редакцией Н. Ф. Басова. М.: Академия, 2007. С. 93.

Основы социальной работы. Под редакцией Н. Ф. Басова. М.: Академия, 2007. С. 94.

Холостова Е. И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. С. 115.

Холостова Е. И. Практикум по социальной работе. М.: Дашков и К, 2008. С. 116.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 66.

Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В. З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 264.

Медик В.А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 608 с.

Медик В.А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 608 с.

Щепин О.П., Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. С. 88.

Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В. З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 267.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 114.

Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 118.

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ

1.1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ И ИНВАЛИДАМИ

1.2. ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ

1.3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ

2.1.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ О МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». — Система ГАРАНТ, 2007 г.

2. Благодир А. Л. , Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный). — «Деловой двор», 2010.

3.Кошелев Н. С. Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». — Система ГАРАНТ, 2009 г.

4.Комментарий к законам о социальном обслуживании и социальной защите инвалидов в Российской Федерации (А.В. Михайлов, «Работодатель», N 1, январь 2006 г.)

5.Мониторинг эффективности правового механизма оказания социальных услуг (Н.Н. Черногор, Е. В. Пуляева, М. Д. Чеснокова, М. Е. Глазкова, «Журнал российского права», N 8, август 2010 г.)

6.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 880−2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 558-ст)

7.Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53 058−2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 435-ст)

8.Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52 884−2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 562-ст)

9.Постановление Правительства Р Ф от 25 ноября 1995 г. N 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»

«О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"(с изменениями и дополнениями

11.Постановление Правительства Р Ф от 24 июня 1996 г. N 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами».

12.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

13.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

14.Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

15.Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Основная

1.Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2006. — 768 с.

2.Авербух М. Двигайся больше, живи дольше. М.: Апрель, 2005. — 312 с.

3. Альперович В. Д. и др. Справочник социального работника. Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 336 с.

4.Безденежная Т. И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 320с.

5.Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 346 с.

6.Генш Н. А. Справочник по реабилитации. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 348 с.

7.Гусов К. Н. Право социального обеспечения. М.: ИНФРА-М, 2005. — 406 с.

8.Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2005. с. 176.

9. Дементьева Н. Ф. , Старовойтова Л. И. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы. М.: Академия, 2010. — 272 с.

10.Лепихов М. И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М.: ИНФРА-М, 2005. — 412 с.

11.Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 160 с.

12. Медик В. А. , Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 608 с.

13. Нестерова Г. Ф. , Астэр И. В. Технология и методика социальной работы. М.: Академия, 2010. — 400 с.

14.Основы социальной работы. Под редакцией Паленок П. Д. М.: ИНФА-М, 2008. — 560 с.

15.Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению. Под редакцией В. З. Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 560 с.

16.Основы социальной работы. Ответственный редактор Павленок П. Д. М.: ИНФРА-М, 2006. — 560 с.

17.Основы социально-психологических исследований. Под редакцией Бодалева А. А. , Деркача А. А. , Лаптева Л. Г. М.: Гардарики, 2007. — 334 с.

18. Платонова Н. М. , Нестерова Г. Ф. Теория и методика социальной работы. М.: Академия, 2010. — 400 с.

19.Социальная работа. Под общей редакцией Курбатова В. И. Ростов на Дону: Феникс, 2006. — 480 с.