За что отвечает правое и левое полушарие мозга. Подробно о больших полушариях мозга

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.

Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и большой мозг — к переднему мозгу.

В продолговатом мозге находятся центры защитных рефлексов — мигательного и рвотного, рефлексов кашля и чихания, и некоторых других. Другая группа центров связана с питанием и дыханием — это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.

Мост , отвечает за движения глазных яблок и мимики. Также через мост проходят слуховые пути.

Мозжечок осуществляет координацию движений, делает их плавными, точными и соразмерными, устраняет лишние движения, например, возникшие в силу инерции.

Средний мозг — отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие чёткость зрения и слуха. Они регулируют величину зрачка и кривизну хрусталика, мышечный тонус. Благодаря им поддерживается устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы.

Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

Промежуточный мозг состоит из трёх частей — верхней, центральной и нижней. Центральная часть таламусом . Сюда стекается вся информация от органов чувств. Здесь происходит первая оценка её значимости. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.

Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом . Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и её утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза.

С участием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между движениями.

Большие полушария головного мозга. Каждое полушарие разделено на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.

В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств. Так, в затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной — слуховой. В теменной доле, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.

Правое полушарие управляет органами левой части туловища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа.

Основная особенность большого мозга человека заключается в том, что правое и левое полушарие функционально различны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся центры речи. Здесь происходит анализ обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. В правом полушарии происходит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

Старая и новая кора большого мозга. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, памятью.

Старая кора даёт возможность организму различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранится информация о пережитых событиях. Это даёт возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху.

В новую кору, поступает информация от внутренних органов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель деятельности, план достижения цели на основании анализа обстановки и прошлого опыта.

Из вышесказанного мы заключаем, что мозг — орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения, связаны с работой мозга. И если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Учёные выявили, что:

Левое полушарие руководит следующими видами умственной деятельности:

— Математика

— Языки

— Логика

— Анализ

— Письмо

— Другие аналогичные виды деятельности;

Правое полушарие отвечает за:

— Воображение

— Восприятие цвета

— Музыка

— Чувство ритма

— Мечтания

— Другие аналогичные виды деятельности.

Наш интеллектуальный труд, можно сравнить с работой наших мускулов. Мозг, также как и мышцы можно и нужно тренировать, чтобы он всегда был в отличном состоянии. Чем больше мы будем развивать его, тем более весомую пользу он принесёт нам в будущем. Погружение в рутину не улучшит его и не принесёт нам никакой пользы.

С научной точки зрения, чем старше мы становимся, тем более важную роль играет тренировка мозга. Она останавливает ухудшения, связанные со старением мозга и замедляет этот процесс. С медицинской точки зрения — это конечно не исцеляет от болезни Альцгеймера или слабоумия, но значительно уменьшает скорость развития этих процессов.

Если Вы хотите, чтобы Ваш мозг всегда был на пике своей формы, тогда Вам необходимо выполнять предложенные ниже, несложные рекомендации:

Наш мозг любит:

1) Умственная активность. Больше читайте. Посвящайте больше времени чтению разнообразной литературы: книги, газеты и журналы. Старайтесь охватить широкий спектр областей знаний. Изучение чего-то нового не только заставит ваш мозг работать, но и сделает Вас более умным. Играйте в развивающие игры. Шахматы, шашки, эрудит, кроссворды и судоку, рисование и шитьё — помогут развить способности вашей памяти.

2) Полноценное питание. Для плодотворной работы мозга и памяти необходимо полноценное разнообразное питание. Недостаток некоторых аминокислот, витаминов и микроэлементов приведёт к провалам памяти и дегенеративным изменениям мозга.

Углеводы: Мозг составляет всего 2% от веса организма, но потребляет 20% энергии. А основной источник энергии – это углеводы. Полезные для мозга углеводы — это сложные углеводы (каши, макароны из твердых сортов пшеницы, фрукты и овощи. Если углеводы будут поступать в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости, потому что вашему мозгу элементарно не будет хватать энергии. Углеводов в рационе должно быть порядка 70%.

Белки: Роль белка для мозга и памяти огромна. Белки – это строительный материал и для нервных клеток, и для нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания невозможен; и для гормонов, которые определяют активность мозга. Белки также выполняют функцию получения и перемещения энергии – даже если вы хорошо питаетесь углеводами, но в вашем организме недостаточно белков, то вы тоже будете чувствовать усталость и подавленность, потому как энергия не сможет ни усваиваться клетками, ни доставляться в необходимые участки мозга. И мозгу уже не из чего строить необходимые ткани, гормоны и нейротрансмиттеры.

Поэтому, регулярно не менее 3 раз в неделю в вашем меню должен присутствовать белок: говядина, свинина, мясо птицы, рыба, творог, яйца, молоко). В рационе должно быть порядка 15% белков.

Жиры: Наравне с углеводами жиры выступают источником энергии. Самый полезный жир — это Омега-3 полиненасыщенная жирная кислота, которая напрямую влияет на умственные возможности и память человека. Поэтому, в вашем меню должна присутствовать не реже чем 2 раза в неделю жирная рыба (сельдь, лосось, форель, семга). Жиров в рационе должно быть 15%.

3) Витамины, аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты , макро и-микро элементы.

4) Спокойный продолжительный сон. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещества, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами) ГАМК. Без нормального сна, память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же, мозг человека настроен на биологические ритмы, смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью, так как именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга.

5) Классическая музыка благотворно воздействует на клетки мозга.

6) Спорт способствует развитию серых клеток (Во время физических нагрузок мозг лучше снабжается кровью и кислородом, что помогает сохранять его активность. Не менее важно и то, что в то время, когда работают мышцы, выделяется ряд гормонов, необходимых для работы памяти.

Если же у вас по каким-либо причинам нет возможности или желания ходить в спортивный зал, то увеличьте двигательную активность: ходите на танцы, откажитесь от лифта, постарайтесь больше ходить пешком. Ежедневные часовые пешие прогулки улучшают работу головного мозга и предупреждают множество болезней. Бездеятельность тела рано или поздно приведёт к отсутствию активности в мозге.

7) Ароматерапия – активизирует и расслабляет мозг (Розмарин и шалфей увеличивают приток крови к мозгу, способствуют лучшему функционированию ума и тела).

8) Новые впечатления. Всё новое благотворно воздействует на мозг (новые люди, новое место, новые впечатления и т. д.).

9) Секс и любовь.

Наш мозг не любит:

1) Нехватка сна провоцирует развитие в мозге токсичных компонентов.

2) Алкоголь – убивает клетки мозга.

3) Отрицательные эмоции (стресс, гнев, рутина).

4) Неполноценное скудное и однообразное питание.

5) Малоподвижный образ жизни.


Это чрезвычайно сложная система. Благодаря этому органу люди достигли того уровня развития, который наблюдается сейчас. Что же он собой представляет?

Эволюционное развитие

В современном школьном курсе биологии рассматриваются темы от простых к сложным. Сначала речь идет о клетках, о простейших, бактериях, растениях, грибах. Позднее происходит переход к животным и человеку. В какой-то степени это отображает предположительный ход эволюции. Рассматривая строение, например, червей, легко заметить, что оно гораздо проще, чем у человека или высших животных. Но у этих организмов есть кое-что важное - нервный узел, выполняющий функции мозга.

Передний мозг

Если попросить кого-нибудь нарисовать содержимое черепной коробки человека, скорее всего, будут схематично изображены полушария. Это действительно одна из самых заметных и больших частей. Но передний мозг также вмещает в себя продолговатый. В целом их структура довольно сложна. А если принять во внимание более подробное деление, то можно и вовсе назвать все отделы переднего мозга:

  • гиппокамп;
  • базальные ганглии;
  • большой мозг.

Безусловно, есть и еще более подробное деление, но, как правило, оно интересно только специалистам. Ну а тем, кто просто занимается расширением своего кругозора, будет гораздо более занимательным узнать, чем же заняты все эти отделы. Итак, каковы функции переднего мозга? И почему есть различия между мышлением правшей и левшей?

Функции

Передний мозг включает в себя части, развившиеся самыми последними. И это значит, что именно благодаря им человек обладает теми качествами, что у него есть. И если промежуточный мозг занимается в основном регуляцией обмена веществ, примитивными рефлексами и потребностями, а также простой двигательной активностью, то полушария - это то самое место, где зарождаются осознанные мысли, где происходит обучение и запоминание информации, а также создается нечто новое.

Полушария также условно делятся на несколько частей-зон: теменную, лобную, заднюю и височную. И здесь располагаются клетки, которые занимаются в том числе анализом поступающей извне информации: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные центры.

Самое интересное, что с функциональной точки зрения левое и правое полушарие различны. Конечно, известны случаи, когда при повреждении одной части мозга другая брала на себя ее задачи, то есть определенная взаимозаменяемость есть, но в обычном случае ситуация может быть такой: левое полушарие занимается анализом интонации речи другого человека, а правое - интерпретацией смысла сказанного. Именно поэтому левши и правши, у которых более развиты различные части, думают немного по-разному.

Также функции переднего мозга включают в себя память, различную реакцию на внешние раздражители, планирование и построение будущих сценариев и ситуаций. Также тут располагается речевой центр. Здесь происходит вся высшая нервная деятельность: творчество, размышления, идеи.

Довольно интересно и то, что передний мозг активно развивается не только во внутриутробном периоде, но и в первые несколько лет жизни. Каждое новое умение и навык, выученное слово, любая важная информация - все это формирует новые нейронные связи. И эта своеобразная карта уникальна для каждого человека.

  • Мыслительные способности не зависят от массы мозга, но коррелируют с такой величиной, как количество извилин.
  • Скорость сигналов между нейронами достигает 288 километров в час. К старости этот показатель снижается.
  • Мозг потребляет самое большое количество энергии среди человеческих органов - около 20%. Это огромный показатель, учитывая, что его масса по отношению к телу составляет лишь 2%. Также для его нормальной работы необходимо достаточное количество жидкости в организме.
  • Утверждение о том, что мозг использует свои ресурсы лишь на 10% - это миф. Одновременно действительно может работать не так много центров, но так или иначе они задействуются все.

Разнообразны, но основное отличие человека - уникально развитый передний мозг, а потому большинство высших функций, отличающий человека от животных, выполняет именно этот отдел. У автора данной статьи была возможность прочитать наиболее интересную и современную литературу по данному вопросу, поэтому вы можете почитать про функции отделов головного мозга, связанных с интеллектом.

Самая новая функция переднего мозга - планирование и общение . Данная составляющая интеллекта позволяет нам выбирать в процессе общения стратегии, которые будут выгодными в долгосрочном плане. Занимаются этим передние доли коры мозга. Данный отдел отвечает за способность размышлять, вспоминать прошлое и критически оценивать свою деятельность, продумывать возможные сценарии событий и решать старый добрый гамлетовский вопрос, о том, действовать нам или нет. От степени зрелости данной зоны мозга зависит наша организованность. Так что функции переднего мозга - не такое уж отвлеченное от жизни знание. Хотя, конечно, не стоит винить в разгильдяйстве только свои биологические особенности. Эту функцию можно развить.

Все студенты и школьники не сомневаются в важности такой функции переднего мозга, как память . Это тоже функция коры мозга. Почему мы не помним то, что было с нами до двух лет? Потому что зона коры, которая отвечает за сознательное воспоминание, была еще незрелой. Последние исследования позволяют сделать вывод, что хранение информации находится в тех зонах, куда поступил импульс от органов ощущений, поэтому разные виды памяти связаны с разными зонами в мозге. Однако для всех зон характерно пресыщение и утомление, поэтому критически важно для хорошей памяти спать достаточно (не менее 7 часов), потому что именно во сне мозг передает данные из временных ресурсов в постоянные. Поэтому при подготовке к экзаменам хорошо разбивать свой день на две части послеобеденным сном.

Эмоции тесно связаны с памятью , чем пользуются самые лучшие учителя и руководители. Они преподносят материал так ярко, что у учеников или работников остается сильный эмоциональный след в сознании, и человеку даже не приходится прикладывать усилия, чтобы запомнить. Эмоции не только связаны с нашей работоспособностью, но и с иммунитетом. У людей, которые постоянно испытывают отрицательные эмоции, снижается количество клеток, которые борются с развитием проникающих внутрь нас возбудителей болезней. Также отрицательные эмоции повышают уровень кортизола, который разрушает мозг. Поэтому нужно стараться обмануть зоны в мозге, отвечающие за эмоции. Как это сделать? Заставлять мышцы лица расслабиться, затем заставить себя улыбнуться искусственно. Вы сразу почувствуете, как меняется настроение. Этой функции переднего мозга придается недостаточно значения в нашем рациональном мире, но подавленные эмоции очень жестоко мстят человеку болезнями. За эмоции отвечают разные отделы человека, работает не только передний мозг, но и мозжечок.

Функция речи критически важна для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо в обществе. Ученые, кроме того, заметили, что человек, который постоянно проявляет речевую активность, меньше рискует заполучить Так что разговаривайте, читайте про себя, пишите - и вы будете здоровы очень долго. За речь отвечают, как минимум три зоны в мозге: часть фронтальной извилины, задняя часть слуховой коры головного мозга и спрятанный в глубине островок Рейля.

Математические способности очень важны для нас в повседневной жизни, пусть даже девушки и позволяют себе время от времени ошибаться, списывая все на «женскую логику». Значимость этой функции переднего мозга подтверждается тем, что для большинства высокооплачиваемых профессий критически важно иметь хорошую аналитическую функцию головного мозга. Базовый уровень математических способностей приблизительно одинаков у всех, и очень многое зависит от отношения к данной деятельности и настроения. Еще интересно, что хорошие музыканты нередко обладают впечатляющими математическими способностями.

Пространственное мышление - также очень полезная «по жизни» функция. Оно включает в себя целый комплекс умений - это и способность подмечать детали, и способность формировать схему расположения частей и сопоставлять уже имеющиеся данные о подобных структурах с новыми. Заняты этим процессом, в основном те же области, которые отвечают за зрение.

Как вы видите, передний мозг - это база нашего интеллекта, в статье было рассказано о разных функциях, которые являются составляющими интеллекта. Для тех, кто заинтересовался подробностями, рекомендую книгу Дэвида Гэймона и Аллена Брэгдона, которая называется «Супермозг. Руководство по эксплуатации.»

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?
2. Какие нервные пути
проходят через мост?
3. В чём проявляются
функции среднего
мозга?
4. Какова роль
мозжечка?

ПЕРЕДНИЙ МОЗГ

Промежуточный
мозг
Большие
полушария
головного мозга
Это задний отдел
переднего мозга, состоит
из:
Таламуса
Гипоталамуса
Эпиталамуса (Эпифиз)
Метаталамуса
Состоят из коры
головного мозга и
лежащей под ней
центральной
массы белого
вещества
головного мозга.

ТОПОГРАФИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА

Промежуточный мозг,
(diencephalon) отдел
головного мозга,
составляющий у человека
самую- верхнюю часть
мозгового ствола, над
которой расположены
большие полушария.

ЧАСТИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО МОЗГА

Мозолистое тело
Эпифиз
Таламус
Гипоталамус
Гипофиз
мост
Продолговатый
мозг
мозжечок

ТАЛАМУС – ЗРИТЕЛЬНЫЙ БУГОР

Таламус (thalamus, зрительный бугор) - структура, в которой
происходит обработка и интеграция практически всех
сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего
мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга.
Функции:
Сбор и оценка всей
поступающей
информации от органов
чувств.
Выделение и передача в
кору мозга наиболее
важной информации.
Регуляция
эмоционального
поведения

ГИПОТАЛАМУС - ПОДБУГОРЬЕ

Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье - отдел головного
мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных
бугров», за что и получил своё название.
Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и
всех жизненно важных функций
Функции:
Обеспечение постоянства
внутренней среды и обменных
процессов организма.
Регуляция мотивированного
поведения и защитные реакции
(жажда, голод, насыщение, страх,
ярость, удовольствие и
неудовольствие)
Участие в смене сна и
бодрствования.

ГИПОТАЛАМО - ГИПОФИЗАРНАЯ СИСТЕМА.

Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее
или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через
гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию
периферических желез внутренней секреции.

ЭПИФИЗ – ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Основные функции эпифиза в организме
Регуляция сезонных ритмов организма
Регуляция репродуктивной функции
Антиоксидантная защита организма
Противоопухолевая защита
«Солнечные часы старения»
эпифиз
Мелатонин – гормон эпифиза.
И если эпифиз уподобить
биологическим часам, то
мелатонин можно уподобить
маятнику, который
обеспечивает ход этих часов
и снижение амплитуды
которого приводит к их
остановке.

10. БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

.
Самая
большая часть мозга,
составляющая у взрослых
примерно 70% его веса. В
норме полушария
симметричны. Они соединены
между собой массивным
пучком аксонов (мозолистым
телом), обеспечивающим
обмен информацией.
Каждое полушарие состоит из
четырех долей: лобной,
теменной, височной и
затылочной. Доли мозговых
полушарий отделяются одна от
другой глубокими бороздами.
Центральная борозда
Боковая
борозда
Теменнозатылочная
борозда

11. КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении
высшей нервной (психической) деятельности.
У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего
полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у
взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные
части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами
- 2/3 всей площади коры.

12.

13. ПОДПИШИТЕ ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1 – конечный мозг
2 – промежуточный
мозг
3 – средний мозг
4 - мост
5 – мозжечок
6 – продолговатый
мозг

14. ПОВТОРИ И ЗАПОМНИ.

Продолговатый мозг
Промежуточный мозг
Мост
Таламус
Средний мозг
Гипоталамус
мозжечок
Большие
полушария мозга

15. ОПРЕДЕЛИТЕ ОШИБКИ

1. Гипоталамус
2. Мост
5. Продолговатый мозг
6. Средний мозг
1 – Большие полушария
4 – Мост
7 – Таламус
3. Промежуточный
мозг
7. Большие
полушария
4. Таламус
8. Мозжечок
2 - Мозжечок
3 - Продолговатый мозг
5 – Гипоталамус 6 -Промежуточный мозг
8 – Средний мозг

Передний мозг состоит из двух отделов – промежуточного моз­га и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

Промежуточный мозг состоит из трёх частей - верхней, центральной и нижней. Центральная часть про­межуточного мозга называется таламусом. Он состоит из двух парных образований, разделённых III желудочком мозга. Сю­да стекается вся информация от органов чувств. Здесь проис­ходит первая оценка её значимости. Благодаря таламусу толь­ко важная информация поступает в кору большого мозга.

Нижняя часть промежуточного мозга называется гипотала­мусом. Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и её утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и под­держание постоянства внутренней среды - гомеостаза. С учас­тием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между дви­жениями.

Большие полушария головного мозга разделены глубокой переднезадней щелью на левую и правую части. В её глубине находится соединяющая их перемычка из белого вещества - мозолистое тело.

Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества. Там сосредоточены тела нейронов. Они располагаются столбиками, образуя несколько слоев.

Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон, связывающих нейроны коры между собой и нижележащими отделами мозга. В толще полушарий среди белого вещества находятся в виде ядер островки серого вещества, образующие подкорковые центры.

Поверхность полушарий собрана в складки. Выступающие части поверхности образуют извилины, а углубления - борозды. Они намного увеличивают поверхность коры больших полушарий. Самые глубокие борозды делят каждое полушарие на четыре доли лобную, теменную, затылочную и височную (рисунок 29). Они примыкают к соответствующим костям и потому носят их названия. Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая - височную долю от лобной и теменной.

Рисунок 29 –Доли больших полуша­рий головного мозга: 1 - лобная; 2 - теменная; 3 - затылочная; 4 - височная

В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств (рисунок 30). Он осуществляется в чувствительных зонах, которые занимают среднюю и заднюю части головного мозга. Так, в затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной - слуховой. В теменной зоне, позади центральной извилины, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зо­на расположена впереди центральной извилины.

Правое полушарие управляет органами левой части туло­вища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа. Основная особенность большого мозга человека заключает­ся в том, что правое и левое полушария функционально различ­ны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся центры речи. Здесь происходит анализ

Рисунок 30 Основные зоны коры больших полушарий головного мозга человека с наружной (А) и внутренней (Б) сторон: 1 - двигательная; 2 - кожно-мышечной чувствительности; 3 - зрительная; 4 - слуховая; 5 - обонятельная и вкусовая

обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. Правое полушарие воспринимает обстановку в целом. Здесь возникают так назы­ваемые интуитивные решения. В правом полушарии происхо­дит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

В полушариях большого мозга образуются временные свя­зи между сигнальными, условно-рефлекторными раздражи­телями и жизненно значимыми событиями. Благодаря этим связям накапливается индивидуальный опыт.

Старая и новая кора большого мозга. Старая кора имеется уже у рептилий. У млекопитающих её появление связано с раз­витием обоняния. Она, как пояс, окружает основание мозга и включает подкорковые ядра. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, па­мятью. Старая кора даёт возможность организму различать бла­гоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранит­ся информация о пережитых событиях. Это даёт возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху. В отличие от новой коры, старая кора не может точно распознавать объекты, оценивать вероятность бу­дущих событий и планировать ответы на их появление.

В новую кору поступает информация от внутренних орга­нов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель де­ятельности, план достижения цели на основании анализа об­становки и прошлого опыта.

Здесь с участием речевых центров вырабатываются сцена­рии будущего поведения. Они реализуются другими отделами головного и спинного мозга, связанными с исполнительными органами.

Сведения о достигнутых результатах приходят по обратным связям в лобные доли полушарий и, в зависимости от полу­ченного эффекта, деятельность прекращается или продолжа­ется в измененном виде.