Влияние лекарственных веществ на организм человека. Действие нейролептических препаратов на организм беременной женщины и плода

В зависимости от целей, путей и обстоятельств использования лекарствен­ных препаратов могут быть выделены различные виды действия в соответствии с различными критериями.

1. В зависимости от локализаци и действия препарата выделяют:

а) местное действие - проявляется на месте нанесения препарата. Часто ис­ пользуется для лечения заболеваний кожи, ротоносоглотки, глаз. Местное дейст­ вие может иметь разный характер - противомикробное при локальной инфекции, местноанестезирующее, противовоспалительное, вяжущее и др. Важно запом­ нить, что основной лечебной характеристикой лекарства, назначаемого местно, является концентрация действующего вещества в нем. При использовании мест­ ного действия лекарств важно минимализировать его всасывание в кровь. Для этой цели, например, в растворы местных анестетиков добавляют адреналина гидрохлорид, который, суживая сосуды и, тем самым, уменьшая всасывание в кровь, снижает отрицательное действие анестетика на организм и повышает дли­ тельность его действия.

б) резорбтивное действие - проявляется после всасывания лекарства в кровь и более или менее равномерного распределения в организме. Основной лечебной характеристикой лекарства, действующего резорбтивно, является доза. Доза - это количество лекарственного вещества, вводимого в организм для про­ явления резорбтивного действия. Дозы могут быть разовыми, суточными, курсо­ выми, терапевтическими, токсическими и др. Напомним, что, выписывая рецепт, мы всегда ориентируемся на средние терапевтические дозы препарата, которые всегда можно найти в справочниках.

2. Когда лекарство попадает в организм, с ним контактируют большое ко­ личество клеток и тканей, которые могут по-разному реагировать на это лекарст-

во. В зависимости от сродства определенным тканям и по степени избирательно­сти выделяют следующие виды действия:

а) избирательное действие - лекарственное вещество действует избира­ тельно только на один орган или систему, совсем не затрагивая другие ткани. Это идеальный случай действия лекарств, который на практике встречается очень редко.

б) преимущественное действие - действует на несколько органов или сис­ тем, но имеется определенное предпочтение одному из органов или тканей. Это наиболее часто встречающийся вариант действия лекарств. Слабая избиратель­ ность лекарств лежит в основе их побочных эффектов.

в) общеклеточное действие - лекарственное вещество действует в равной степени на все органы и системы, на любую живую клетку. Препараты подобного действия назначаются, как правило, местно. Примером такого действия является прижигающий эффект солей тяжелых металлов, кислот.

3. Под действием лекарственного препарата функция органа или ткани мо­ жет изменяться по-разному, поэтому по характеру изм енения функци и можно выделить следующие виды действия:

а) тонизирующее - действие лекарственного вещества начинается на фоне сниженной функции, а под действием препарата она повышается, приходя к нор­ мальному уровню. Примером такого действия является стимулирующий эффект холиномиметиков при атонии кишечника, которая довольно часто возникает в послеоперационном периоде при операциях на органах брюшной полости.

б) возбуждающее - действие лекарственного вещества начинается на фоне нормальной функции и приводит к усилению функции этого органа или системы. Примером служит действие солевых слабительных веществ, используемых часто для очищения кишечника перед операцией на органах брюшной полости.

в) седативное (успокаивающее) действие - лекарственный препарат снижа­ ет чрезмерно повышенную функцию и приводит к ее нормализации. Часто используется в неврологической и психиатрической практике, есть особая группа препаратов, которая называется "седативные средства".

г) угнетающее действие - лекарство начинает действовать на фоне нор­ мальной функции и приводит к снижению ее активности. Например, снотворные средства ослабляют функциональную активность ЦНС и позволяют пациенту быстрее заснуть.

д) паралитическое действие - лекарство приводит к глубокому угнетению функции органа вплоть до полного прекращения. Примером является действие средств для наркоза, которые приводят к временному параличу многих отделов ЦНС, кроме нескольких жизненно важных центров.

4. В зависимости от способа возникновения ф армакологического эффекта лекарственного препарата выделяют:

а) прямое действие - результат непосредственного влияния лекарства на тот, орган, функцию которого он изменяет. Примером является действие сердеч-

ных гликозидов, которые, фиксируясь в клетках миокарда, оказывают влияние на обменные процессы в сердце, что приводит к терапевтическому эффекту при сердечной недостаточности.

б) косвенное действие - лекарственное вещество оказывает влияние на оп­ ределенный орган, в результате чего опосредованно, косвенно изменяется и функция другого органа. Например, сердечные гликозиды, оказывая прямое дей­ ствие на сердце, косвенно облегчают дыхательную функцию за счет снятия за­ стойных явлений, увеличивают диурез за счет интенсификации почечного крово­ обращения, в результате чего исчезают одышка, отеки, цианоз.

в) рефлекторное действие - лекарственный препарат, действуя на опреде­ ленные рецепторы, запускает рефлекс, изменяющий функцию органа или систе­ мы. Примером является действие нашатырного спирта, который при обморочных состояниях, раздражая обонятельные рецепторы, рефлекторно приводит к стиму­ ляции дыхательного и сосудодвигательного центров в ЦНС и восстановлению сознания. Горчичники ускоряют разрешение воспалительного процесса в легких за счет того, что эфирные горчичные масла, раздражая рецепторы кожи, запус­ кают систему рефлекторных реакций, приводящих к усилению кровообращения в легких.

5. В зависимости от звена па тологического процесса , на который действует лекарство, выделяют следующие виды действия, которые еще называют видами лекарственно й терапии :

а) этиотропная терапия - лекарственное вещество действует непосредст­ венно на причину, вызвавшую заболевание. Типичный пример - действие анти­ микробных средств при инфекционных заболеваниях. Это, казалось бы, идеаль­ ный случай, однако это не совсем так. Довольно часто непосредственная причина заболевания, оказав свое действие, утратила актуальность, поскольку запустились процессы, течение которых уже не контролируется причиной заболевания. На­ пример, после острого нарушения коронарного кровообращения, необходимо не столько ликвидировать его причину (тромб или атеросклеротическая бляшка), сколько нормализовать обменные процессы в миокарде и восстановить насосную функцию сердца. Поэтому в практической медицине чаще используется

б) патогенетическая терапия - лекарственное вещество влияет на патоге­ нез заболевания. Это действие может быть достаточно глубоким, приводящим к излечению больного. Примером является действие сердечных гликозидов, кото­ рые не влияют на причину, вызвавшую сердечную недостаточность (кардиодист- рофия), но нормализуют обменные процессы в сердце таким образом, что сим­ птомы сердечной недостаточности постепенно исчезают. Вариантом патогенети­ ческой терапии является заместительная терапия, например, при сахарном диабете назначается инсулин, который восполняет недостаток собственного гор­ мона.

в) симптоматическая терапия - лекарственное вещество влияет на опреде­ ленные симптомы заболевания, часто не оказывая решающего влияния на тече-

ние заболевания. Примером является противокашлевое и жаропонижающее дей­ствие, снятие головной или зубной боли. Однако симптоматическая терапия мо­жет стать и патогенетической. Например, снятие сильной боли при обширных травмах или ожогах предупреждает развитие болевого шока, снятие чрезвычайно высокого артериального давления предупреждает возможность возникновения инфаркта миокарда или инсульта.

6. С клинической точки зрения выделяют:

а) желательное действие - главный лечебный эффект, на который рассчи­ тывает врач, назначая определенное лекарственное средство. К сожалению, од­ новременно с ним, как правило, возникает

б) побочное действие - это действие лекарства, которое проявляется одно­ временно с желательным действием при назначении его в терапевтических дозах. Является следствием слабой избирательности действия лекарств. Например, про­ тивоопухолевые средства создаются так, чтобы они активнее всего влияли на интенсивно размножающиеся клетки. При этом, действуя на опухолевый рост, они также влияют на интенсивно размножающиеся половые клетки и клетки крови, в результате чего угнетается кроветворение и созревание половых клеток.

7. По глубине во здействия лекарства на органы и ткани выделяют:

а) обратимое действие - функция органа под действием лекарства меняется временно, восстанавливаясь при отмене препарата. Большинство лекарств дейст­ вуют именно так.

б) необратимое действие - более прочное взаимодействие лекарства и био­ логического субстрата. Примером может быть угнетающее действие фосфорор- ганических соединений на активность холинэстеразы, связанное с образованием очень прочного комплекса. В результате этого активность фермента восстанав­ ливается лишь за счет синтеза новых молекул холинэстеразы в печени.

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 53 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары.

Конспект интегрированного урока

(химия + биология)

по теме:

«Влияние лекарственных препаратов на организм человека»

Урок разработали:

Учитель биологии

географии, экологии;

Учитель химии.

Чебоксары – 2010г.

Предмет: биология + химия (интегрированный урок, изучение новой темы).

Тема: «Влияние лекарственных препаратов на организм человека».

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Класс: 11Б

Технологии:

- компьютер (ноутбук),

Презентация к уроку,

Аптечка с часто применяемыми в быту лекарственными препаратами.

Аннотация:

Данный интегрированный урок целесообразно провести при изучении раздела «Химия в жизни общества» и подраздела «Химия и повседневная жизнь человека». Этот урок будет выигрышным т. к. по биологии в это время наши учащиеся изучают раздел «Экология и человек».

На интегрированном уроке в 11 классе по теме «Влияние лекарственных препаратов на организм человека» использовались технологии ИКТ.

Учителями на уроке представлена электронная презентация, как дидактическое средство обучения. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, как технические средства обучения, позволяющие показ презентации в классе.

Создание и применение электронной презентации на данном уроке весьма актуально. Презентация состоит из 25 слайдов, что соответствует требованиям (не более 25 слайдов при объяснении учителем урока; до 50 слайдов, если урок используется для самостоятельного изучения материала). Разнообразие материала (химия, биология и история) в презентации помогает сделать урок интересным и запоминающимся.

Презентация используется на всех этапах урока. Презентация помогает ребятам познакомиться с новым материалом урока и узнать много интересного и полезного о лекарственных препаратах, которые мы часто используем в повседневной жизни. Кроме этого учащиеся 11 класса могут наглядно увидеть последствия, связанные с употреблением таких препаратов на организм человека и проанализировать их вместе с учителем. Это помогает учителю раскрыть важность правильного употребления лекарств для здоровья человечества и его будущего поколения.

Использование ИКТ позволяет задействовать у учеников несколько видов памяти: зрительной, слуховой, образной и др., благодаря чему учащимися лучше усваивается материал урока.

Интерактивный урок с использованием ИКТ повышает уровень знаний учащихся на 30 %, что способствует повышению качества знаний по предмету и помогает заинтересовать тех учеников, которые раньше не интересовались биологией и химией.

Интегрированный урок

(химия + биология) по теме:

«Влияние лекарственных препаратов на организм человека».

(Слайд №1)

Цель урока: (Слайд №2)

o Дидактическая:

Изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

Дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

Выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

o Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

Выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

o Воспитательная:

Показать практическое значение лекарственных препаратов;

Показать результаты работы медицинской химии как науки.

Задачи урока: (Слайд №3)

o - познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;

o познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами.

План урока: (Слайд №4)

История создания лекарственных препаратов и их применение; Классификация лекарственных препаратов; Влияние лекарственных препаратов на организм человека

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Изучение новой темы

Эпиграф к уроку:

(Слайд №5)

«Все есть яд, ничто не лишено ядовитости и все есть лекарство.

Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».

Теофраст Парацельс

(1493 – 1541)

Учитель химии:

Человечество во все времена страдало от болезней и искало лекарства от всяких недуг. Народная медицина за многие поколения людей целительные силы нашла в растениях и отдельных тканях животных.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII век до н. э.) описывались лекарственные средства растительного происхождения (например, касторовое масло, которое и по сей день используется в медицинской практике).

Великий древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 г. до н. э.) (Слайд 6) описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления, поэтому его называют «Отцом медицины». Он первым стал искать причины болезней не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питании. Он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного человека.

Клавдий Гален (129 – 201 г.) – является основателем «аптекарской науки» - фармакологии. Он широко применял различные вытяжки из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Экстракты и настойки находят широкое применение и в современное медицине, которые фармацевты называют «галеновыми препаратами».

Абу Али ибн Сина – Авиценна (980 – 1037 г.) (Слайд 7) – среднеазиатский медик эпохи Средневековья. Он описал большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения (например, камфора, препарат из белены и др.) и способыих приготовления, которые он описал в своих трудах: «Канон врачебной науки».

Луи Пастер (2 половина XIX века) (Слайд 8) – французский ученый, разработавший пути формирования иммунитета, создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины (например, от оспы, кори, полиомиелита). В этом ему помогли труды английского врача Эдуарда Дженнера, который впервые привил оспу 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу

Вакцина – (с греч. «vaccina» - коровья) это жидкость, которая содержит в своем составе ослабленные микробы и их яды.

1909 г. Пауль Эрлих создал препарат сальварсан – средство против сифилиса. Он является основоположником химиотерапии, которая сейчас активно используется при лечении раковых опухолей (Слайд 9).

1928 г. Александр Флеминг – открыл эру антибиотиков . Он впервые синтезировал антибиотик пенициллин из грибка рода Penicillum.

Наиболее активным антибиотиком этой группы является бензилпенициллин, который лечит такие опасные заболевания для человека как газовая гангрена, столбняк, пневмонию, менингит, гонорею, сифилис, дифтерию, сибирскую язву и многие другие инфекции.

В настоящее время среди антибиотиков активно используют оксациллин, ампициллин, тетрациклин, полимиксин, эритромицин, левомицетин, неомицин.

Среди современных препаратов выделяют следующие формы выпуска:

(Слайд 10)

Классификация лекарственных препаратов: (Слайд 11)

1) антибиотики

2) анальгетики

3) анестетики

4) антигистамины

5) комплексные препараты.

Остановимся на каждой группе препаратов подробнее.

Антибиотики (Слайд 12):

С греч. «anti» - нет, «bios» - жизнь.

Это лекарственные препараты, которые используются для подавления деятельности микроорганизмов в организме человека.

Известно более 6000 видов антибиотиков, из них около 100 активно используются в медицинской практике.

По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на бактерицидные (вызывающие уничтожение микроорганизмов) и бактериостатические (задерживающие их рост и размножение). (Слайд 13)

Воздействие антибиотиков на организм человека: (Слайд 14)

«+» - подавляют действие болезнетворных микроорганизмов.

Токсическое действие на ткани и органы;

Дисбактериоз, молочница, дрожжевой стоматит.

Внимание!!! Маленьким детям абсолютно противопоказан антибиотик – гентомицин! Он вызывает резкое снижение слуха.

Правила приема:

1) антибиотики принимают за полчаса до еды, запивая их водой, а не молоком и тем более алкоголем;

2) принимать нужно строго по дозе и через строго определенные промежутки времени;

3) курс лечения не должен быть более 5 -7 дней;

4) после приема антибиотиков нужно пропить курс препаратов: Бифидумбактерин, Линекс, чтобы восстановить в организме полезную микрофлору кишечника;

5) не принимать антибиотики без надобности.

Анальгетики (Слайд 15):

От греч. « analges» - обезболенный.

Данные препараты воздействуя на ЦНС, устраняют болевые ощущения в организме человека.

Анальгетики делятся на группы:

1) Болеутоляющие и жаропонижающие (парацетамол)

2) Болеутоляющие и противовоспалительные (аспирин или ацетилсалициловая кислота)

3) Болеутоляющие и наркотические (наркоз)

4) Комплексные препараты (цитрамон).

Аспирин - синтезирован Чарльзом Фредериком Герхардтом в 1853 году

«+» - помогает при простуде, лихорадке и головной боли; в небольших дозах для профилактики инфаркта и инсульта.

«-» - язва желудка и внутреннее кровотечение;

Понижает свертывание крови (опасно при операциях);

Ослабление слуха;

Воникновение аспириновой астмы;

Аллергические реакции

Внимание!!! Опасно употреблять аспирин совместно с алкоголем (Слайд 16)

Парацетамол (Слайд 17):

«+» - схож с действием аспирина, но не вызывает разжижение крови; реже вызывает аллергию и меньше раздражает желудок

«-» - в сочетании с алкоголем повреждает и разрушает клетки печени;

Угнетает деятельность пищеварительного тракта

Внимание!!! В день нужно употреблять не более 2 г парацетамола (4 таблетки по 500 мг).

http://pandia.ru/text/80/090/images/image004_232.gif" width="366" height="156 src=">

Анальгин (Слайд 18): синтезирован Людвигом Кнорром (Хёхст) в 1920 году.

«+» является дешевым обезболивающим средством

«-» - нарушение клеток печени;

Вызывает привыкание (анальгиновая наркомания – 4-5 табл. в день);

Разрушает белые кровяные клетки – эритроциты, вызывая при этом рак крови;

Раздражает ЖКТ;

Вызывает острую почечную недостаточность (у 10 % больных)

Внимание!!! Анальгин является запрещенным препаратом во многих странах мира, но в России он по прежнему разрешен и отпускается без рецепта врача.

http://pandia.ru/text/80/090/images/image006_191.gif" width="277" height="184 src=">

Наркотические анальгетики (Слайд 19) - В 1806 г Гэмфри Дэви синтезировал алколоид – морфин. Он обладает анальгетическим и наркотическим действием (формирует лекарственную зависимость). Его используют при операциях.

Данные препараты ослабляют и снимают чувство боли, и вызывают приятное чувство, которое называется эйфория (от греч. «eu» - хорошо,

- «phero» - приносить).

У человека отсутствуют неприятные ощущения и переживания, боли, недомогания, страхи, тревоги, голод и жажда; утрачивается чувствительность и происходит потеря сознания.

Позже были синтезированы и другие препараты: кофеин (обладает стимулирующим действием), хинин (используют для лечения малярии), атропин (используют для купирования бронхиальной астмы).

Главные правила употребления анальгетиков:

1) употреблять курсом лечения не более 7 – 10 дней;

2) исключить употребление данных лекарств больным язвенной болезнью желудка;

3) нельзя употреблять алкоголь во время лечения.

4) Применять под присмотром врача.

Антигистаминные препараты (Слайд 20):

К данной группе препаратов относят следующие лекарства: супрастин, тавегил, димедрол и др.

«+» Антигистаминные препараты назначаются людям, которые страдают поллинозом (сенной лихорадкой), астмой, крапивницей, дерматитом, аллергией. Данные препараты избавляют от насморка, першения в горле, приступов кашля и удушья, сильного зуда. «-» - вызывают сонливость;

Вызывает заторможенность реакций и общую слабость организма.

Внимание!!! Седативные препараты лучше всего принимать во второй половине дня и на ночь.

Средства от насморка (Слайд 21)

Примеры: санорин, нафтизин, галазолин, отривин и др.

«+» - при простуде ослабляется или прекращается насморк, восстанавливается дыхание через нос,

быстро проходит головная боль

«-» - сужение кровеносных сосудов может привести к гипертонии;

Вызывают привыкание к препарату.

Внимание!!! Курс лечения не более 5 дней. Нельзя совместно принимать с антидепрессантиами (пиразидол, пирмендол, ниаламид, новопассит и др.). Курс лечения не более 5 дней, так как данные препараты вызывают привыкание!

Комплексные препараты от простуды (Слайд 22)

Примеры: цитрамон, седалгин, алка – зельтцер, бикарминт, пентафлуцин, терафлю,

колдрекс, максиколд и др.

«+» - помогают избавиться от несколькихсимптомов болезни: кашля, насморка, боли,

лихорадки, аллергии.

«-» - при передозировке обостряют язвенную болезнь желудка и желудочные кровотечения;

Нарушают функции печени;

При употреблении с антигистаминами - повышают сонливость.

Внимание!!! Принимать только по назначению врача. Данные препараты вызывают стойкое привыкание!

Влияние цитрамона на организм человека: (Слайд 23)

Цитрамон пить надо крайне редко! Препарат не назначают в качестве обезболивающего средства лицам до 18 лет, в качестве жаропонижающего средства - детям до 15 лет с отрыми заболеваниями, вызванными вирусными инфекциями, из-за опасности развития синдрома Рейя!!!(это острая живая дистрофия печени с отрым развитием печеночной недостаточности).
Препарат не следует принимать более 3 дней подряд, т. к. могут быть побочные действия - тошнота, рвота, диарея, поражения желудочно-кишечного тракта, повышение артериального давления, тахикардия, кожная сыпь!
Нельзя принимать беременным и кормящим женщинам!

Заключение (рефлексия) (Слайд 24)

Правильное использование лекарственных препаратов:

Ø лечение препаратом должно быть назначено только врачом-специалистом согласно заболеванию больного;

Ø нельзя заниматься самолечением;

Ø принимать препарат строго по инструкции и согласно возрасту пациента;

Ø при приеме некоторых лекарств нельзя употреблять в пищу определенные продукты, при приеме других необходимо увеличить количество питья;

Ø нельзя использовать лекарственный препарат после истечения срока годности;

Ø хранить лекарственные препараты нужно в местах, недоступных детям.

Общий вывод урока:

Лекарства – это важнейшее средство лечения больных, назначаемое только врачом. Принимать лекарства из любопытства категорически нельзя. Лечиться ими нужно строго под наблюдением врача. Вы сможете извлечь из лекарства максимум пользы и уменьшить побочный эффект препарата, если будете принимать его строго по инструкции. Только в этом случае лекарство будет действительно вас лечить, а не калечить Ваш организм.

Домашнее задание (Слайд 25)

Описать положительное и отрицательное действие лекарственного препарата, который находится в вашей аптечке и чаще используется при лечении различных заболеваний.

1

Нейролептические препараты применяют для лечения психических заболеваний. При беременности женщина часто подвергается стрессам, депрессиям, эмоциональной нестабильности, что негативно сказывается на плоде. Поэтому применение нейролептиков в некоторых случаях бывает необходимо. Нейролептические препараты оказывают многофункциональное на организм, например, успокаивающее действие, снижение агрессивности и подавление галлюцинаций. Опасность применения антипсихотических средств состоит в том, что они способны проникать через плаценту и попадать в плод. Это чревато возникновением злокачественным опухолей у новорожденных. Применение психотропных препаратов может вызвать врожденные аномалии у плода. Благодаря клиническим исследованиям было выявлено, что среди антидепрессантов наиболее безопасным является флуоксетин. Перед тем, как начать лечение, женщине необходимо проконсультироваться у невролога и психиатра. Исходя из данных, полученных при обследовании врач решает вопрос о необходимости лечения нейролептическими препаратами.

психотропные препараты

воздействие

нейролептики

беременность

1. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. "Клиническая фармакология и фармакотерапия" Издательство: "Универсум Паблишинг" Год издания: 1997

2. Кулаков В.И. Серов В.Н. «Рациональная фармакотерапия в акушерстве и гинекологии» Издательство: Литтерра Год издания: 2006

3. Ушкалова Е.А. Журнал «Фарматека для практикующих врачей» Год издания: 2003 г. Выпуск №4, «Фармакотерапия нервно-психических заболеваний у беременных»

4. Джеральд Розенбаум, Джордж Арана «Фармакотерапия психических расстройств» Издательство: Бином Год издания: 2006 г.

5. Шацберг А.Ф., Коул Д.О., ДеБаттиста Ч. «Руководство по клинической психофармакологии» Год издания: 2013

Нейролептические препараты — оказывают влияние на высшие психические функции мозга. Это одна из важнейших групп современных психотропных препаратов.

К нейротропным средствам относятся антидепрессанты, местнораздражающие средства, местные анестетики, наркозные средства, нейролептики, общетонизирующие средства, психостимуляторы, седативные средства, снотворные средства и средства, влияющие на нервно-мышечную передачу.

В 1967 году разработали первую классификацию психотропных препаратов и назвали их «нейролептиками» (нейролептические средства). Они применяются при лечении психических расстройств, таких как шизофрения, психозы, невротические стрессы. В последние годы в некоторых странах заменяют термин «нейролептики» термином «антипсихотические препараты».

Нейролептические препараты оказывают многофункциональное воздействие на организм. К фармакологическим особенностям этих препаратов относят успокаивающее действие, которое сопровождается торможением реакции на внешнее раздражение, подавлением чувства страха, снижением агрессивности и психомоторного возбуждения. Эти препараты способны к подавлению галлюцинаций, бреда и других невротических синдромов и оказанию лечебного эффекта на больных психическими расстройствами.

Антипсихотические средства способны проникать через плаценту и попадать в плод и в амниотическую жидкость. При исследовании этих препаратов видимых признаков врожденных аномалий не было обнаружено. Однако, учитывая сравнительный недостаток сведений, применять данные препараты при беременности лучше не стоит. При этом существует множество ситуаций, в которых без лечения матери не обойтись, так как в противном случае создается высокий риск для плода. Существуют данные, которые указывают на то, что беременная женщина и плод хорошо переносили лечение традиционными нейролептическими препаратами.

Существует много сведений о проблемах, которые возникают при назначении нейролептических препаратов на поздних сроках беременности. В некоторых статьях указывалось на то, что у матерей, которые лечились антипсихотическими препаратами, рождались дети с признаками злокачественной опухоли. Период полувыведения нейролептиков у плода длится как минимум 7-10 дней, поэтому беременным женщинам рекомендуют отменять применение нейролептических средств за две недели до родов. Это позволяет избежать появления у новорожденного злокачественной опухоли.

Женщины детородного возраста более подвержены нервным психическим заболеваниям. Благодаря исследованиям последних лет получены новые данные о влиянии психотропных препаратов на плод, что позволяет оценить пользу и риск применения антипсихотиков и разработать рекомендации по рациональной лечебной терапии у беременных. Благодаря современным методам диагностики возможно выявление серьезных врожденных аномалий на ранних сроках беременности и своевременное решение вопроса о ее прерывании.

К негативным эффектам психотропных препаратов на плод и новорожденного относят: структурные нарушения (врожденные аномалии), интоксикацию и синдром отмены, внутриутробную смерть, замедление внутриутробного роста, нейроповеденческую тератогенность.

Врожденные аномалии делят на большие и малые. Большие аномалии - это структурные дефекты, которые формируются во время органогенеза. При отсутствии лечения они приводят к тяжелым нарушениям в работе органов, например, к врожденным заболеваниям сердца, расщелинам позвоночника, атрезии кишечника и урогенитальным дефектам. К малым аномалиям относятся незначительные структурные отклонения в строении организма, которые не приводят к отрицательным медицинским или косметическим последствиям. Такими структурными отклонениями являются нарушения морфологии лица (V-образные брови, низко расположенные уши, широкий рот) и гипоплазию дистальных фаланг и ногтей. Нейроповеденческая тератогенность - это нарушения в нервной системе, проявляющиеся в послеродовом периоде и приводящие к нарушению поведения и обучения.

Обычно побочные эффекты психотропных препаратов проявляются в изменении их фармакологического действия во время беременности, что требует изменения дозы препарата. Часть из них может накапливаться в организме плода, оказывая отрицательное воздействие в течение долгого времени в постнатальном периоде. Особенностью психотропных средств является то, что они могут вызвать синдром отмены у плода.

А сейчас рассмотрим действие антидепрессантов при беременности. Очень часто беременные женщины подвергаются нервно-психическим расстройствам, таким как депрессия. Их влияние на ребенка в утробе матери изучено недостаточно хорошо. Но выявлено, что после рождения у ребенка наблюдается нарушение когнитивных функций, также он становится эмоционально неустойчивым. Такие последствия выражаются не только в раннем детстве, но и в подростковом возрасте, что приводит к психическим нарушениям и проблемам с обучением. Мальчики более подвержены таким нарушениям, чем девочки.

При прекращении приема антидепрессантов во время беременности очень часто возникают рецидивы заболевания. Во многих случаях они имеют острое начало и продолжительный характер. В этот период беременная женщина подвержена суицидальным мыслям, угрожающим ее жизни, а также жизни ребенка. Поэтому при отмене таких препаратов стоит обдумать возможный риск рецидива заболевания и риск отрицательного воздействия на плод.

Современные антидепрессанты зарекомендовали себя довольно безопасными средствами при беременности. В настоящее время беременным женщинам чаще назначают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Среди них лучше всего изучен флуоксетин.

Ученые проводили клинические исследования флуоксетина. В одном из них выявлено увеличение возникновения малых аномалий у новорожденных, матери которых принимали этот препарат в I или III триместре беременности. Также отмечалось, что у матерей, принимающих флуоксетин в III триместре беременности, участились случаи преждевременных родов и затруднение дыхания, пугливость, цианозы, понижение веса у новорожденных. Причиной снижения веса новорожденных является гипоксемия плода.

В истории медицины известен только один случай синдрома отмены у плода, мать которого принимала флуоксетин в конце беременности.

В наблюдениях за детьми, которые подверглись действию флуоксетина в первом триместре беременности, не было выявлено задержки развития по сравнению с детьми, матери которых принимали другие антидепрессанты во время беременности.

Таким образом, среди антидепрессантов наиболее безопасным для применения во время беременности является флуоксетин, так как не вызывает седативного, гипотензивного и кардиотоксического эффектов.

В заключении хотелось бы сказать, что благодаря данным известным на сегодняшний день, можно составить рекомендации по назначению нейролептических средств в период беременности:

1. Исходя из сведений, полученных при обследовании пациентки должен решаться вопрос о продолжении приема лекарств. Последствия отмены нейролептических препаратов можно предсказать, зная диагноз, тяжесть предыдущих заболеваний.

2. В случаях, когда невозможно обойтись без лечения нейролептиками, следует выбрать препараты, наиболее подходящие состоянию пациентки.

3. Лекарственный препарат стоит назначать в минимальной дозе, позволяющей контролировать заболевание. Дозу препарата можно изменять по ходу беременности, основываясь на клинической картине.

4. Прежде, чем начать лечение, беременной женщине необходимо проконсультироваться с неврологом или психиатром.

5. Пациентка должна быть проинформирована о пользе, риске и непредсказуемости лечения нейролептическими препаратами и дать согласие в письменной форме.

Библиографическая ссылка

Багманова А.Р., Артамонова М.О. ДЕЙСТВИЕ НЕЙРОЛЕПТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ НА ОРГАНИЗМ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ И ПЛОДА // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4.;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11926 (дата обращения: 31.10.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Все мы, заболевая, вынуждены принимать противовоспалительные препараты и лекарства, снимающие боль. На первых порах процесс лечения идет без всяких эксцессов, но потом у некоторых больных возникают непредвиденные осложнения с желудочно-кишечным трактом, болезнями желудка или двенадцатиперстной кишки. У кого-то появляется отечность, связанная с нарушением работы почек, у кого-то начинает побаливать печень. Медикам известны случаи обострения аллергических заболеваний, ярко выражавшиеся зудом кожи и различными ее покраснениями.

Случалось, что происходило понижение слуха и ухудшение зрения у ряда пациентов. Всему виной становилось негативное влияние на организм противовоспалительных препаратов, которого лечащие врачи даже не могли предположить. Однако всякий организм человека индивидуален и то, что сотнями или тысячами больных переносилось без осложнений, у какого-то индивида вызвало нарушения других органов.

Именно поэтому все современные медицинские препараты противовоспалительного характера снабжены обширными инструкциями по применению с указанием возможных противопоказаний, а участковые терапевты, неврологи или другие узкие специалисты перед назначением лекарства уточняют у больных, на какие вещества у тех есть аллергии, не было ли раньше почечной недостаточности и заболеваний ЖКТ. Лишь после этого, но с оговоркой о срочном прекращении приема препарата в случае непредвиденных осложнений выписывается рецепт, так как влияние на организм противовоспалительных препаратов может произойти очень быстро.

Теперь самое время просветить наших граждан, кто не доверяет отечественной медицине, кто занимается самолечением, а только уже в экстренных ситуациях, когда негативный процесс идет полным ходом, вызывает «неотложки». Опасное влияние на организм противовоспалительных препаратов может произойти при частом и не разборчивом приеме самого обыкновенного анальгина и его производных - баралгина или торалгина, относящихся к средствам, снимающим боль и продающимся в аптеках без рецептов врачей. Однако все анальгетики при длительном приеме могут начать негативно воздействовать на кровь, вызывая анемию, а так же нарушить работу почек и печени.

Во многих зарубежных государствах анальгин снят с производства или же продается в аптеках строго по рецептам врача. Лечение детей данным препаратом не рекомендовано, но и не запрещено.

Противовоспалительные препараты назначаются при разнообразных заболеваниях суставов, таких как артрит, артроз, остеохондроз и его производных. Для снятия воспалений, отечности, снижения болей врачами назначаются: диклофенак, индометацин, мелоксикам или пироксикам, ибупрофен и другие. Все препараты предназначены для приема внутрь. Деклофенак же вводится еще как внутримышечный препарат.

Основными органами, которые раздражают кислотосодержащие таблетки, становятся почки, печень, слизистая оболочка желудка и двенадцатиперстной кишки.

Споры среди медиков по вопросу приема названных лекарств и вызываемых ими противопоказаний не прекращаются ни на минуту. Одна часть медиков считает, что препараты, влияющие на организм, надо принимать минимальными дозами на протяжении долгого времени, пока не прекратятся боли в суставах и костях. Другая часть, наоборот, придерживается мнения, что влияние противовоспалительных средств на иные органы будет значительно меньше, если их принимать в максимальных дозировках непродолжительное время. Но где есть та золотая середина, при которой у людей с хроническими заболеваниями желудка и кишечника, с повышенной чувствительностью к индолуксусной и фенилуксусной кислотам, не будет происходить дополнительных обострений застарелых болезней или аллергий?

Исчерпывающего ответа на спорные вопросы не найдено. Каждому больному следует лишь посоветовать, самостоятельно прислушиваться к позывным своего организма. Если возникают не предвиденные боли в желудке, кишечнике, если стали ныть и побаливать почки с печенью, значит, прием прописанных препаратов, но исключительно с рекомендации доктора, необходимо прекратить и искать альтернативные способы устранения основных болей в суставах. Тут можно практиковать безопасные гомеопатические препараты, рецепты из народной медицины.

Самое время вспомнить про заводские или самодельные мази, гели и натирки. Они тоже могут вызвать раздражения на коже, но она-то ведь не орган пищеварения или не сердце.

Снятию острых болей в суставах в прошлые века отлично помогали минеральные, бальнеологические и торфяные грязевые ванны, которые и сейчас назначаются в санаториях Калининградской области и на КавМинВодах. Да и ряд физиотерапевтических процедур вреда организму, как противовоспалительные препараты, не принесут.

В результате приема обезболивающих и нейтрализующих очаги воспаления таблеток частыми противопоказаниями становятся: язвы и кровотечения в слизистой желудка, артериальная гипертензия, повреждения печеночных клеток, почечные нефриты, которые и к летальному исходу могут привести. Таково влияние новейших противовоспалительных препаратов.

Как лечиться человеку, если возникают такие побочные эффекты, думать в первую очередь врачам, чтоб не претворялся в жизнь печальный житейский девиз: «Одно лечим, другое калечим». Именно медикам необходимо продумать комбинации препаратов, чтоб облегчить стенания больных.

А если старания участковых терапевтов тщетны, есть, смысл обратиться к знахарям, разным бабкам-шептуньям, магам, чародеям и экстрасенсам. Но если уж и их колдовские чары не помогут, больным останется одно: мужественно терпеть и переносить боль, вызванную естественным старением организма.

Лекарства, как представить современного человека без таблеток, пилюль, микстур, мазей. Когда мы оказываемся лицом к лицу с болезнью, первое что приходит в голову аптека и лекарства. Надо бежать в аптеку и купить медикаменты. Сегодня мы постараемся разобраться в том, как лекарства влияют на организм человека.

Кажется, что человечество не может болеть, ведь аптеки переполнены медикаментами. Практически на каждое заболевание найдется свое лечение. Побывав на приеме у врача, мы получаем список лекарств, с которыми мы идем в аптеку за спасительными таблетками.

Человек - это уникальное существо с очень сложным организмом. Наши органы и системы функционируют как часовой механизм. Поэтому любое вмешательство в тело человека может нести урон организму. Для того чтобы жить, двигаться, питаться, дышать, в теле происходят разные процессы, которые управляют всеми этими механизмами в том числе и химические. Все химические процессы имеют свой четкий план, и любой сбой оказывает негативную реакцию. Когда человек болеет, врач с помощью лекарственных препаратов, пытается восстановить нормальную работу органа. Иной раз мы в аптеке покупаем медикаменты, к ним обычно прилагается инструкция, с четким руководством к действию. Конечно же, в этой инструкции перечисляться противопоказания и предупреждается о побочных явлениях. Фармацевтам еще ни удалось придумать препаратов, которые бы не оказывали негативного свойства на организм. Как известно лекарственные препараты это химические вещества, которые попадают в наш организм и начинают влиять на ход всех процессов в организме.

Очень опасно самим себе назначать лекарства. Поскольку это может принести вред здоровью. Бывает так, что у человека обычная простуда подниматься температура, с носа течет, в горле першит и без посещения врача, больной идет в аптеку и покупает себе антибиотик, в надежде выздороветь. Лечение простуды антибиотиками абсолютно не возможно, поскольку простуду вызвал, вирус, а антибиотики не лечат вирусы. В итоге человек принимает лекарства и отравляет свой организм абсолютно ему, не помогая. Еще одно распространенное заболевание головная боль. Самое первое, зачем мы идем в аптеку обезболивающие препараты. Но причин головной боли довольно много, например пониженное артериальное давление и в таком случае нужно принять таблетку, которая повысит давления и тогда боль пройдет.

Гипертония, например, тоже может вызывать боль в голове, для этого нужно принять препарат, который понижает давление. Лекарственные препараты помогают справиться с недугами в том случае, если принимать их и точно знать что они помогут именно от этой проблемы. Простой пример: Чтобы открыть дверной замок нужно использовать ключ, который сделан для этого замка, и идеально ему подходит также и с лекарством, чтобы вылечить заболевание и нанести наименьший урон организму, нужно использовать самое подходящее лекарство.

Медикаменты помогают устранить заболевание. Но очень важно помнить, что для человека нет ничего лучше и ценнее чем то, что есть в природе.

Правильное питание

Питание играет важную роль, что бы организм работал хорошо. И чтобы не болеть важно кушать полезные продукты овощи, фрукты, зелень. Блюда из рыбы, нежирного мяса, яиц сказывают положительное влияние на организм. Также важно включить в рацион масла, например оливковое, кукурузное, тыквенное, льняное. Кисломолочные продукты, каши все это насыщает тело витаминами микроэлементами и полезными веществами, которые укрепляют иммунитет.

Лечение народными средствами хорошая замена медикаментам. Если принимать лечебные травы, делая все по рецепту, придерживаться дозировки то можно победить много болезней и при этом организму не будет нанесен урон.

Очень важно помнить, что самолечение приносит вред. Поэтому обращайтесь за квалифицированной помощью, и еще следите за здоровьем делайте профилактику, отдыхайте, полноценно питайтесь.