Признаки аутоагрессии у детей и взрослых. Работа с аутодеструкцией у подростков. Причины аутоагрессии. Саморазрушающее поведение Аутоагрессия у ребенка

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.

Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

    Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

    Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

    Застенчивость, низкая коммуникабельность.

    Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

    Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

    Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

    Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

    Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

Аутоагрессия – это одна из разновидностей агрессивного поведения, при котором разрушительные действия или враждебное отношение направлено против самого себя. При этом человек может причинять себе вред как на физическом уровне, так и на психологическом, осознанно или бессознательно. К наиболее частым проявлениям физической аутоагрессии относятся: причинение себе боли, вырывание волос, нанесение телесных повреждений – порезы, ожоги, удары, царапины, расчесывание кожных покровов, кусание губ и щек и т.п. К психологическим проявлениям аутоагрессии можно отнести негативные эмоции и мысли по отношению к себе, самобичевание и самоуничижение – то есть любое нанесение ущерба своему душевному равновесию и благополучию. Люди со склонностью к такому виду саморазрушения долго и мучительно переживают свои даже самые незначительные ошибки, корят себя за промахи, часто позволяют в отношении себя принижающие мысли и высказывания, а в некоторых случаях – испытывают ненависть или чувство отвращения к себе.

Те или иные проявления саморазрушительного поведения встречаются у людей любого возраста, однако наиболее часто аутодеструкции подвержены дети подросткового возраста. Самым распространенным и широко известным типом такого поведения подростков являются порезы на бедрах или предплечьях – так называемые “вскрытые” или “перерезанные вены”. Сами вены при этом чаще всего не задеваются, ведь у ребенка, как правило, нет желания совершить суицид. Также довольно распространенным среди подростков способом причинения себе физического вреда является царапание себя ногтями или другими острыми предметами, щипки, удары головой или кулаком о твердые предметы, обжигание себя, регулярное раздирание или расчесывание уже существующих ран. Иногда аутоагрессия у подростков проявляется в форме постоянного самоунижения и самообвинения. У каждого склонного к аутоагрессии ребенка имеется свой “любимый” способ самоповреждения, и в основном он использует только его.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Как реагировать и чем помочь аутоагрессивному подростку

Психологи не рекомендуют родителям, заметившим у своего ребенка какие-либо проявления аутоагрессии, устраивать скандал, наказывать или высмеивать его. Это только усилит внутренние переживания и отдалит вас друг от друга. Но и оставлять без внимания проявления саморазрушительного поведения не стоит – со временем они могут усугубляться и переходить в куда более тяжелые и опасные формы.

В такой ситуации рекомендуется постараться исключить любые проявления агрессии как в отношениях с ребенком, так и с остальными членами семьи – это поможет создать приятную, дружелюбную атмосферу. Выражая (или проявляя) соучастие, заботу и понимание, родители дадут почувствовать аутоагрессивному подростку, что его любят, поддерживают и ни в чем не винят. Очень важно найти способ выйти с ним на диалог, после чего можно мягко и ненавязчиво предложить вместе сходить на консультацию к психологу .

В нашем центре психологической помощи специалист поможет ребенку понять, что именно стало причиной направленной на себя агрессии. Определив факторы, которые спровоцировали развитие аутоагрессивного поведения, и учитывая особенности характера подростка, психолог подберет оптимальный для конкретного случая метод снятия аффективного заряда, внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Важнейшими этапами психотерапии являются повышение самооценки ребенка, проработка и устранение комплексов – подросток постепенно учится принимать и любить себя, свое тело, избавляется от стеснительности и скованности.

Параллельно психолог работает и с родителями, ведь очень часто именно напряженная атмосфера в семье является главной предпосылкой развития аутоагрессии у ребенка. В ходе семейной терапии специалист поможет родителям подростка найти способ улучшения взаимопонимания между членами семьи, создания доверительных и теплых отношений с ребенком.

Аутоагрессия – одна из разновидностей агрессивного поведения, при которой человек не может выместить свою агрессию на предмет, вызвавший это чувство, по причине его недосягаемости, большой силы или просто неуязвимости. В этом случае агрессия начинает проявляться по отношению к самому себе. Поэтому такой вид психического расстройства в психоанализе рассматривается как защитная реакция психики человека на окружающую среду.

Человек начинает заниматься откровенным самобичеванием, унижением самого себя, причиняя себе как моральные, так и физические страдания. В тяжелых случаях аутоагрессия проявляется нанесением себе физических повреждений. Например, при таком психическом расстройстве, как трихотилломания, человек вырывает себе волосы. Особо тяжелые формы могут закончиться попыткой самоубийства (суицида). Подвержены данной форме психического расстройства люди, страдающие депрессивными и невротическими состояниями.

В обычной жизни аутоагрессивное поведение может быть не сразу распознано, человек может не причинять себе откровенного вреда, но при этом расстройство может проявляться в увлечении опасными для жизни видами спорта, в саморазрушении — пьянстве, наркомании, провоцирующем и рискованном сексуальном поведении.

Если говорить простым языком, аутоагрессия у взрослых может проявиться во время очередной атаки и характеризоваться осознанными или неосознанными поступками, направленными на разрушение своего организма. Испытывая злобу, сильную обиду или ненависть, человек может позволить себе выпить большое количество спиртного, выкурить не одну пачку сигарет подряд, во время ссоры с партнером в приступе агрессии ударить кулаком о стену и сильно травмироваться.

Если же психика у человека уязвима, а нервная система отличается сильной возбудимостью, последствия могут быть гораздо печальнее. Многие встречали среди своих знакомых или родных людей, склонных сесть за руль в приступе сильного гнева после ссоры с партнером и мчаться по дороге, даже не глядя на встречную полосу, или пытаться покончить с собой, считая, что этим способом конфликт будет решен раз и навсегда. Чаще такое суицидальное поведение бывает демонстративным, а проявляется на фоне истерического нервного расстройства.

Подытожив, можно назвать основные проявления аутоагрессивного поведения. Это:

Проявляются эти действия в момент стрессовых ситуаций и неосознанно используются психикой для защиты от внешних раздражителей.

Разновидности нарушения

Аутоагрессия, а точнее ее проявления, разделяются на несколько разновидностей. Виды аутоагрессии классифицируются по степени осознанности человеком собственных действий – склонность к самоубийству и тщательное ее планирование осознается человеком, вождение же автомобиля в экстремальных условиях или занятие заведомо опасными видами спорта определяется как неосознанная разновидность аутоагрессивного поведения. Также, отличаются друг от друга непосредственность действий (когда человек наносит себе физический вред самостоятельно) и опосредованное действие (создание ситуаций, когда возможно травмирование).


Виды аутоагрессии отличны у детей и подростков от ее проявлений у взрослых людей.

У детей младшего возраста возникает расстройство, называемое аутизм, проявляется в замкнутом поведении, молчаливости, стремлению к монотонным, повторяющимся действиям, задержкой в развитии. У подростков такая форма аутоагрессивного поведения проявляется ограниченностью интересов, трудностями в общении и поиске близких друзей.

Для взрослых людей более характерны следующие виды аутоагрессии:

Нужно уточнить, что существует также форма «растянутого» суицида, когда человек может долгие годы садиться за руль в нетрезвом состоянии или гонять по опасным трассам, так или иначе подвергая себя реальной опасности и смертельного исхода, что и может случиться в один прекрасный день.

Причины

Разобравшись с тем, что такое аутоагрессия, нужно понять, по каким причинам возникает это расстройство и где искать корни проблемы. В большинстве случаев, причины аутоагрессии скрываются в тяжелом детстве. Приступы агрессии, направленные на самого себя, встречаются у взрослых людей, переживших в детстве жестокое обращение со стороны родителей, испытывавших частые физические наказания, претерпевших постоянное психологическое давление со стороны отца или матери.

Обычно такое давление проявляется постоянными сравнениями с другими детьми, причем сравнение идет не в пользу собственного чада. Если ребенок постоянно слышит от своей матери фразы «был бы ты такой же умный, как…», «соседский Коля опять медаль получил, а ты ни на что не способен…», то это приводит к отстраненным последствиям и отклонениям в полноценном психологическом развитии. Во взрослой жизни эти психологические раны могут проявиться невротическими и депрессивными состояниями, часто приводящими к аутоагрессивному поведению.

Причины аутоагрессивного поведения у детей и подростков могут быть различными:

Если признаков аутоагрессивного поведения еще нет, значит, воспитание происходит правильно, и родители уделяют достаточное внимание проблемам взросления и развития своего ребенка. А следующие факторы с уверенностью можно назвать залогом будущего возникновения расстройства:

Лечение

Такое расстройство у взрослых поддается корректировке только при полном осознании проблемы и желании ее решить. Существует масса способов, как избавиться от аутоагрессии самостоятельно. В основном, это советы по вымещению гнева, направленного вовне, на посторонние предметы. Например, можно написать все причины своей агрессии на бумаге, а потом ее разорвать. Можно побить подушку или боксерскую грушу, постучать по кастрюлям, покричать в одеяло. Чтобы научиться расслабляться без алкоголя и наркотиков, можно во время атаки агрессии принимать релаксирующие ванны, слушать спокойную, красивую музыку, смотреть хорошее, доброе кино.

Агрессия хорошо выражается на бумаге, поэтому можно чаще рисовать, а также выпускать злобу вербально – петь, читать стихи, рассказывать истории. Общение с незнакомыми людьми в социальных сетях, не сосредоточенное на своих проблемах – также один из способов лечения аутоагрессивного поведения у взрослых.

Если проблема расстройства поведения коснулась ребенка, нельзя запрещать ему выпускать свой гнев наружу. Нужно научиться понимать его, поддерживать, выражать свои эмоции. Частые проявления ласки, повышение самооценки за счет похвалы малыша, разговоры по душам помогут ребенку обрести душевную гармонию и избавиться от проявлений расстройства.

Если такие простые меры не помогают избавиться от аутоагрессивного поведения, на помощь придут врачи – психологи и психотерапевты. Обращение к врачу – не постыдный поступок и признание себя больным, неполноценным человеком. Это самый правильный шаг для тех, кто заботится о своем здоровье и благополучии своих близких.

Лучшей мерой станет профилактика аутоагрессии, предпринятая с раннего детства, во избежание появления деструктивных тенденций в поведении ребенка.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Что такое аутоагрессия у детей

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Аутоагрессия проявляется как в словах (дети могут ругать себя, даже обзывать), так и в поступках (дети бьют себя по голове, кусают себя и пр.).

Мальчику было 4 года, когда родители развелись: отец ушел из семьи, а мать занялась своими проблемами. Ребенок остался на попечении бабушки. Эмоционально он был очень скован и закрыт. Бабушка постоянно была им недовольна. И с какого-то момента, желая выплеснуть накопившееся напряжение, ребенок стал биться головой об стенку.

Многие родители испытывают шок, впервые увидев, как ребенок бьет себя по голове. И задаются вопросами: что делать, как реагировать и нормально ли это. Попытаемся разобраться. Во-первых, такое поведение — это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана.

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я грязнуля! Неряха! Ничего-то я не могу!» — сквозь слезы говорит семилетняя девочка, пролив суп за обедом. Девочка знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает ее за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, она начинает обвинять себя. Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения.

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:

Отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении);

Имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;

Застенчив, имеет проблемы в общении;

Относится с уважением к другим и принимает их ценности.

Дети от рождения до 3 лет , как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что делать?

Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.

Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.

Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.

Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Дошкольники проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики, потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если шарик застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Мой брат в этом познавательном возрасте запихнул в нос витаминку, пока «скорая помощь» ехала, витаминка, к счастью, растаяла. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.

Что делать?

Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную.

Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью.

Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе.

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, чем дошкольники. Аутоагрессия у младшего школьника может быть одним из способов манипуляции родителями. Обычно это происходит из- за недостатка внимания со стороны родителей. Дети знают, что родители обязательно уделят им внимание, если заболеть. Иногда они могут нарочно простудиться, чтобы можно было не идти в школу.

Что делать?

Демонстративное проявление аутоагрессии лучше пресекать сразу, просто игнорируя неблаговидное поведение ребенка.

Если у ребенка низкая самооценка, больше хвалите его и поддерживайте во всех трудных ситуациях.

Будьте внимательны к переживаниям ребенка, поговорите с ним, если заметите, что он чувствует себя одиноко. Пусть ребенок чувствует вашу заботу, нежность и ласку.

Не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований. Учеба ребенка нужна не для удовлетворения ваших родительских амбиций. Если ребенок чувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, он может начать сам наказывать себя, боясь вашего гнева.

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль. Когда вы сможете уделять ребенку больше внимания, будете мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведете к минимуму ваши критические замечания, вы увидите, что ваш ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер, и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое недовольство.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:

Отказ сверстников принять ребенка в игру, соперничество при распределении ролей в игре и т. д.;

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т. д.);

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т. д.);

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и т. д.);

Усталость (дополнительные занятия в кружках и секциях после детского сада);

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват);

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и т. д.);

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и т. д.);

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярным способом воспитательного воздействия является наказание в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и т. д.).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

Игнорирование . «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ — десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на «агрессора», и он замолкает.

Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение.

«Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка . «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а... (указывается проступок)».

Юмор или шутка . Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания («Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова...) — ревушка!»). Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Апелляция к жалости . Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются неприемлемы (грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и мн. др.). Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме («Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!»). Но лучшим способом является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Мне не нравится, когда дети так грубо высказываются»).

Выпускание пара . Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

Мусорная корзина . Этот метод заключается в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину). Объясните ребенку так: «И мне, и папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

В случае негативного высказывания в адрес вашего ребенка вы можете прибегнуть к приему «Соблюдение ритуалов» . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи!», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т. п.