Расстройство половой идентификации у детей. Расстройство идентификации и транссексуализм: причины, симптомы, диагностика, лечение

В процессах осознания половой принадлежности (аутоиндентификации пола) могут происходить нарушения, выраженные в различных вариациях транссексуальности. В медицине существует следующее определение транссексуализма: это устойчивое осознание собственной принадлежности к биологически противоположному полу при полном соответствии генетической половой конституции гонад, мочевыводящих путей, гениталий и явному наличию вторичных половых признаков. В источниках упоминаются различные показатели распространённости транссексуальности среди мужской части человечества: от одного на тридцать семь тысяч человек до одного на сто тысяч. По мнению одних авторов, транссексуальных мужчин в два раза меньше, чем транссексуальных женщин. Другие исследователи приводят иные пропорции: генетических мужчин с нарушением аутоидентификации аж в восемь раз больше, чем генетических женщин. Пытаясь рассчитать, в каком возрасте чаще всего обращаются к врачам по вопросам транссексуальности, учёные выяснили, что у мужчин это происходит в возрасте около 24 лет, у женщин - на год позже, в 25 лет.

Современная наука основывается на утверждении, что к нарушениям в сфере полового самосознания приводит сбой в дифференцировании структур головного мозга (самое важное место здесь отводится гипоталамусу), отвечающих за половые роли и поведение. При нарушении искажается половое самовосприятие, и возникает полная уверенность в собственной принадлежности к противоположному полу, даже при соответствующем анатомическому полу характере воспитания. Дифференцировка структур мозга у будущего мужчины закладывается ещё в период внутриутробного развития. Этот тонкий многоуровневый процесс для нормального протекания требует соблюдения большого числа условий, связанных с концентрированностью эмбриональных гормонов андрогенной группы, временным промежутком его влияния и воздействия, отсутствием женских гормонов эстрогенов. Невыполнение любого из перечисленных условий способно привести к нарушениям формирования гипоталамических структур. Если говорить обобщённо, и о мужчинах, и о женщинах, то необходимо помнить о наличии разнообразных внешних факторов, обуславливающих отклонения от нормального течения процесса развития. К числу экзогенных воздействий на плод следует отнести неблагоприятную экологическую обстановку, риски химических отравлений (например, на вредных производствах) и приём беременной женщиной некоторых медикаментозных препаратов.

Вариантность нарушений сексуальной аутоидентификации довольно широка, что отражено в полиморфии клинических проявлений транссексуальности: от самой малозаметной степени, выраженной в попытках заявления о принадлежности к противоположному биологическому полу и более ничем не проявляющейся с медицинской точки зрения, до, так называемого, ядерного транссексуализма - глубоко и чётко обозначенного, порой доходящего до гиперболизированных форм. Роль микросоциума в формировании транссексуальных явлений незначительна, особенно среда неважна при наличии ядерного транссексуализма. Методы и стили воспитания ребёнка не отражаются на половой самоидентификации (имеются в виду способы воспитывать, например, мальчика как девочку, и наоборот). Подобные гипотезы в медицинской и психолого-педагогической среде существуют, но пока не нашли обоснованного подтверждения. Самые ранние подозрения окружающих о наличии транссексуальности у ребёнка, как правило, возникают не раньше, чем он достигнет пятилетнего возраста - когда ребёнок обучается внятно высказывать свои мысли, идеи, становится способным делиться своими рассуждениями с семьёй и другими взрослыми, в достаточной мере овладевает грамотной речью. Но начав воспринимать как патологические транссексуальные наклонности мальчика или девочки, когда, по сути дела, сексуальное самосознание уже сформировалось (в последние десятилетия рубеж сместился с пяти лет на более ранний возраст), взрослые бессильны изменить ситуацию воспитательными мерами. С другой стороны, даже если бы действенные воспитательные меры и нашлись, для кардинальных преобразований и возвращения в рамки заложенной природой половой роли, потребовалось бы значительное время и обоюдное желание воспитателей и воспитанника.

Поведенческие нарушения

На передовых позициях при транссексуальности всегда оказываются поведенческие нарушения, объяснение которых надо искать в ощущении принадлежности не своему полу. Как это проявляется в период формирования сексуальной аутоидентификации? Во-первых, ребёнок выбирает для себя имя, которое обычно дают представителям другого пола. При бытовом общении в семье (не в игровых ситуациях!) и в присутствии чужих людей мальчик может настаивать, чтобы к нему обращались, как к девочке, или наоборот - девочка просит называть её мальчиком. Ребёнок не приемлет характерную для представителей его пола одежду, соглашаясь, в крайнем случае, на одежду «унисекс», или всё же добиваясь, чтобы ему было позволено надевать вещи противоположного пола.

Если ребёнок мал, особенно, когда малыш с характером, поведение может поначалу не насторожить - взрослые склонны воспринимать подобное как ребячество, шутку, проявление капризов или признаки кризиса возраста. Когда ребёнок подрастает, родственники начинают осознавать, насколько серьёзное положение сложилось в семье. Начиная с уговоров, увещеваний, высмеивания, родители постепенно переходят к более радикальным методам - принуждению, угрозам, нередко и физическим наказаниям. Но обычно все воспитательные меры оказываются неэффективными и приводят к противоположному результату: дети-транссексуалы вынуждены ежесекундно бороться за право быть собой. Отстаивание собственного «Я» нередко выглядит как перманентное, наполненное драматизмом противостояние неравных сторон. Если личностные качества ребёнка близки к лидерским, то он будет настойчиво добиваться соответствия между половой самоидентификацией и тем, как его видит окружение, и, скорее всего, не остановится, пока не добьётся разрешения на смену анатомического пола. Трагичность ситуации усугубляется тем, что окружающие могут полностью подавить поведенческие реакции, но не в силах изменить внутреннюю убеждённость человека - даже если ему всего пять лет, когда можно уже безошибочно определить гендер по декларативным действиям и заявлениям самого ребёнка.

Родители и воспитатели могут понаблюдать за распределением ролей в играх, которые расцениваются как индикаторы стандартов полового самовосприятия. Это любимые детьми номера репертуара полоролевых ситуаций: «семья», «дочки-матери», «пришли гости», «в больницу» (или в доктора). В случае распределения ролей игрового сценария взрослыми, поведение детей предсказуемо и обычно соответствует стереотипу. Но позволив участникам игры самостоятельно выбрать, кем они ходят видеть себя в игре, можно обнаружить интересные закономерности: дети в группе назначают «мамой», «папой», «медсестрой» товарищей по игре не всегда в зависимости от их биологической половой принадлежности. Часто критерием выступает стиль поведения, который группа сверстников квалифицирует как мужской или женский. Многое решает и способность участника игры настоять на собственном желании изображать то или иное действующее лицо.

Независимо от того, каков половой состав группы участвующих в ролевой игре детей, «папа», «дедушка» и остальные типично мужские роли достаются обладателям маскулинного резкого поведения и черт. Если роль не устраивает, протест выражается в выходе из игры. Роли, требующие от участника наличия маскулинных проявлений в манерах, в играх мальчишеских всегда считаются престижными, что приводит к соперничеству и представлению весомых доказательств права играть мужчину. Роли мужчин среди группы девочек не считаются самыми желанными и распределяются довольно легко, без борьбы. В повседневной жизни семьи бывает сложно заметить проявления транссексуальности мальчика или девочки, зато в ходе полоролевых игр, которые начинают привлекать детей именно на этапе формирования сексуальной аутоидентификации, можно с высокой долей вероятности определить, что ребёнок ощущает себя принадлежащим к другому полу - по его поведению и участию в сценарии игры.

Исследователи, наблюдая за группами детей возраста формирования полоролевого поведения, представили следующую статистику:

  • игра с представителями преимущественно противоположного пола: девочки - 92%, мальчики - 63%;
  • предпочтение игры, характерной для другого пола: девочки - 92%, мальчики - 67%;
  • испытывали чувство стеснения при раздевании в присутствии представителей своего пола: девочки - 46%, мальчики - 60%;
  • переодевание в одежду не характерную для своего пола:
    • иногда - девочки 23%, мальчики 37%
    • постоянно - девочки 46%;
  • осознавали принадлежность к другому полу: девочки - 100%, мальчики - 90%.

В детском возрасте заявления о принадлежности к противоположному полу расположены в сфере эмоций. Проанализировать медицинские, а равно и социально-юридические последствия, которые влечёт самоутверждение в роли противоположного биологического пола, маленький человек не в состоянии. Становление сексуальности, соответствующей норме, - процесс сложный, однако психические и половые аспекты при транссексуальности имеют ещё более неоднолинейные и прихотливые механизмы. Стадия формирования психосексуальных ориентаций стартует в начале периода полового созревания. Пубертат - время рывка в развитии органов половой системы и вторичных половых признаков. Рост организма сопровождается формированием сексуального влечения. В подростковом возрасте активизируется деятельность половых желез, что приводит к усилению чувства неприятия собственного анатомического пола. Негатив нарастает в связи с невозможностью изменить жизнь в теле, воспринимаемом как абсолютно чужое. В то же время транссексуалу требуется внешнее подтверждение правильности своего самовосприятия - это выражается в постоянном ношении одежды не характерной для своего биологического пола. Особенно обострённую реакцию у пациентов возраста пубертата вызывает маскулинность, появляющаяся во внешности в связи с развитием вторичных половых признаков и гениталий. Функционально развитые половые органы - это, с одной стороны, лишнее свидетельство об ошибке, случившейся при распределении природой половой принадлежности - «доставшийся» биологический пол воспринимается транссексуалом как совершенно чуждый и отторгается. С другой стороны, явные признаки пола - как первичные, так и вторичные - позволяют окружающим уличить человека в неправильном, противоестественном поведении. Недовольство изменениями во внешности приводит подчас к сомнительным способам подавления проявления признаков чужого во всех отношениях пола. Например, нередки случаи, когда девушка, осознающая себя принадлежащей к мужскому полу, чувствуя, как увеличиваются молочные железы, начинает туго перетягивать их бинтами, включает методы «заморозки», прикрепляя к груди ледяные компрессы или хлорэтил. Беспокойство у юных мужчин вызывает рост гениталий, появление на лице усов и бородки. Эрекция вызывает сильнейшие переживания, и юноша начинает бороться с ней всеми доступными методами: перевязывают пенис, крепко фиксируя его в области промежности бинтами. Крайним проявлением неприятия своего тела подчас становится готовность оскопить себя. Подобных случаев немало - медики отмечают, что 18 юношей-транссексуалов из ста предпринимали попытку кастрации или ампутации полового члена.

Ядерная транссексуальность выражается в стремлении любыми способами скорректировать пол. В ход идут самые изощрённые способы, вплоть до обмана. И главная цель, преследуемая транссексуалом в период формирования ориентаций в психосексуальной области, - не смена официальных документов и имени, а полное и безусловное признание его гендерной идентификации социумом. Это важно и с точки зрения реализации себя в сексуальной сфере, так как половое влечение в подавляющем большинстве случаев формируется в соответствии с самосознанием своего пола. То есть мужчина, идентифицирующий себя как женщина, будет испытывать сексуальное влечение к генетическим мужчинам, а женщина, которая воспринимает себя в качестве мужчины, объектом сексуального влечения выберет генетическую женщину. При поверхностном рассмотрении влечение выглядит как гомосексуализм, но если разобраться в сути проблемы, не противоречит гетеросексуальному поведению - так как транссексуал полностью идентифицирует себя с представителями другого пола, чем его биологический. Это доказывает и выбор объектов сексуального влечения: партнёрами транссексуалы-мужчины предпочитают видеть мужчин, ориентированных гетеросексуально. В то же время они не испытывают сексуального влечения к женщинам, считая такую связь противоестественной - гомосексуальной. Если приводить статистические данные, то 61 женщина из ста и 53 мужчины из ста, являющихся транссексуалами, вступают в интимную связь с представителем того же анатомического пола, что и они сами. Есть и исключения, когда внешне «благополучное» гетеросексуальное влечение на поверку оказывается гомосексуальной связью транссексуала и представителя противоположного паспортного пола. В цифрах наблюдение выглядит так: 20% мужчин транссексуалов и всего 8% женщин с транссексуализмом завязывают сексуальные отношения с противоположным полом. Женщины к тому же менее активны в сексуальной сфере.

На вопрос, насколько возможна успешная социальная адаптация при транссексуализме, специалисты дают следующий ответ: вписаться в микросоциум при «ядерном» транссексуализме возможно при смене пола, так как в этом варианте влияние извне не изменяет полового самовосприятия. «Краевые» неявно выраженные формы транссексуальности протекают иначе: человеку не требуется постоянного подтверждения со стороны его самоидентификации, в то же время ощущение, что он принадлежит к другому полу, сохраняется. В случаях «краевого» транссексуализма возможность адаптироваться в социуме без смены пола значительно выше. Исследователи объясняют разницу тем, что, чем менее грубые нарушения дифференцирования пола в мозговых структурах происходят во время эмбрионального развития, тем менее выражена транссексуальность, и к краевым вариантам приводят именно небольшие сбои онтогенетические дифференцировки перинатального периода.

Типы внешней компенсации

Как могут происходить компенсаторные процессы и социо-адаптация в мягких «краевых» вариантах? Выделяют два типа внешней компенсации:

  • Конформная
Происходит в случае, если личностные качества и особенности характера предопределяют склонность к приятию общих установок и значительную зависимость от норм микросоциума, облегчающую адаптацию. Корректирование поведенческих реакций возможно без выхода за рамки воспитательных методов. Причисленные к категории конформной компенсации пациенты адаптируются, подстраиваясь под каноны социума, подключая только самоконтроль для перманентной борьбы с нарушением аутоидентификации и становлением сексуальности.

Компенсаторные приёмы при конформном типе адаптации зарождаются на том этапе транссексуализма, когда ребёнок предпринимает попытки самоутвердиться в противоположном поле и стремится обрести внешнее сходство с представителями этого пола, например, соответственно одеваясь. Давление со стороны взрослых, пресекающих инициативу, приводит к внешне адекватному поведению. Однако, смирившись с требованиями микросоциума, ребёнок не изменяет самовосприятия пола. Таким образом, транссексуальность перестаёт быть явной, переходя в скрытую, инкапсулированную форму. Так как сексуальная аутентификация - стержневое понятие личностных свойств, неизбежно возникает внутренний конфликт. С одной стороны, транссексуал постоянно добровольно переламывает собственные представления, стремясь соответствовать стереотипному половому поведению. С другой стороны, биологическая организация диктует обратные мотивировки. При формировании полоролевого поведения нарушение аутоидентификации проявляется в реализации ролей противоположного пола в игровых сценариях, а также предпочтении игр, свойственных не своему полу.

В период становления сексуальности и формирования половых предпочтений аутоидентификация также оказывается во главе угла. Но под влиянием навязываемых социумом норм, следовать которым транссексуалы с краевыми вариантами нарушений считают обязательным, половое влечение к представителям того же пола (по документам) искусственно тормозится. Недопустимость направления либидо на объект влечения приводит к сублимации влечения и остановке на стадии эротизма или платонических отношений. Исследователи отмечают, что наиболее часто вынужденная задержка полноценной половой самореализации встречается у женщин. Внешне это проявляется как долговременная дружба, не имеющая сексуальной окраски. Отношения двух женщин могут ничем не походить на семейные, но одна из них в силу отличия сексуальной аутоидентификации отождествляет себя с мужчиной. В паре она старается выполнять свойственные социальные мужские роли: лидирует в принятии решений, выказывает заботу о материальном благополучии подруги, защищает и опекает её.

Необходимость постоянного самоконтроля и добровольной борьбы с собственной «порочностью», неразрешимое противоречие между заложенными в онтогенезе и устанавливаемыми социумом нормами поведения приводят к разладу внутренней гармонии, акцентуациям характера на границе нормы (при отсутствии психопатологических проявлений). Существующая, пусть даже в скрытой, смягчённой форме, дисгармония личности требует сублимирования в иные сферы деятельности. Большинство краевых транссексуалов для успешной адаптации ищут возможность перевести интересы в область профессиональной деятельности, характерной для представителей другого пола. Причём, чем больше потребность транссексуала реализоваться в роли противоположного пола, тем необычнее, «престижнее» они стараются выбрать работу. Например, чтобы не только проявить свои способности и таланты, но и утверждаться наравне с представителями сильной половины человечества и чувствовать свою принадлежность к их обществу, женщина может выбрать профессию следователя, геолога, лётчика, может оказаться на службе в армии или на флоте. Выполняя профессиональные обязанности, женщина пользуется возникшей благоприятной средой и полноправно носит мужскую одежду, обретает привычки мужчин, манеру общения и поведения.

Транссексуалам, родившимся в мужском поле, адаптироваться в социальной среде сложнее. Если «мальчикоподобные» девочки более стойко переносят некоторую напряжённость вокруг себя, проявляя упорство в отвоевании права своих взглядов, а девочки-сорванцы в подростковом возрасте могут даже вызвать восхищение у юношей-ровесников, то женоподобные мальчики, которых провоцируют сверстники, в силу мягкости характера не всегда способны противостоять травле ровесников. Ещё с раннего детства транссексуальные дети мужского паспортного пола испытывают пренебрежительное отношение товарищей по играм, терпят насмешки сверстников и взрослых (к сожалению, часто самых близких родственников). Это объясняется именно поведенческими установками социума, в котором феминные черты личности считаются менее престижными, нежели маскулинные. В сознании членов общества, где приоритет отдаётся мужчинам, освоение женщиной мужских специальностей, проявление твёрдости, предписываемой мужским стандартам поведения, расценивается как достижение, победа. И наоборот, если мужчина выполняет типично женские социальные обязанности или выбирает «второсортную» женскую профессию, он часто воспринимается как аутсайдер - неудачливый, нецелеустремлённый слабак, и автоматически становится на более низкую ступень в общественной иерархии. Вернее было бы сказать, что его выбор вызывает негативную оценку среди мужской части общества, так как девочки относятся к подобным мальчикам вполне благожелательно, и, повзрослев, женщины не меняют положительного настроя по отношению к мягкому и покладистому мужчине, лишённому напористости, грубости и прочих недостатков, свойственных сильному полу. Женоподобный мужчина быстрее приживается в дамском коллективе, и это понимание лежит в основе компенсаторных процессов, помогающих краевому транссексуалу адаптироваться в своей социальной роли.

Считается, что краевые случаи транссексуализма могут успешно корректироваться по конформному варианту адаптации на протяжении всей жизни. Но, как показывает практика, очень часто биологически заложенные мотивировки пробивают себе путь из глубины сознания, многие годы подавлявшего транссексуальность личности. Происходит актуализация желания соответствовать гендерному самовосприятию, что приводит человека в клинику реконструктивной хирургии по поводу операции коррекции пола.

  • Трансформационная
Компенсаторные процессы второго типа основаны на трансформации сексуального влечения. Вариант ядерного транссексуализма предполагает формирование либидо, направленного на представителей противоположного гендера, и тесно связано с аутоидентификацией пола. При краевых видах транссексуальности включаются процессы компенсирования, призванные доказать «адекватность» направленности полового влечения. Выбор объекта влечения определяется не аутоидентификацией, а направлен на представителей противоположного анатомического пола. Со стороны отношения между носителями разных гонад выглядят вполне гармоничными, а половая роль транссексуала соответствует ожиданиям социума и предписанным стереотипам. Трансформационные компенсаторные процессы, совпадающие с периодом становления ориентаций в психосексуальной сфере, воспринимаются окружением, как возвращение к «норме», как признак взросления, серьёзности. Наблюдая поощрительную реакцию ближайшего окружения и одобрение поведения «одумавшегося», транссексуал вынужден под давлением предъявленных норм вступать в связи, которые им самим расцениваются как гомосексуальные. И если посторонний взгляд фиксирует «правильность» распределения ролей в семейной паре, то на деле оказывается, что союз дисгармоничен и нестабилен.

Показательно для понимания сути процессов компенсации по варианту модификации сексуального влечения поведение в семье женщин с краевой транссексуальностью. В отношении к предписываемым женским обязанностям - ведению хозяйства, уходу за детьми, типичным женским занятиям и хобби - они проявляют полнейшее равнодушие. Их может поглотить общественная жизнь - такие женщины часто становятся самыми активными защитниками «угнетённых» домашней работой и неравноправием женщин. Вследствие несоответствия образа жизни раскрепощённой, пренебрегающей бытом, иногда агрессивной в борьбе за собственную независимость женщины семейная струна постепенно истончается - и в результате рвётся. В итоге от несложившегося брака остаются дети, изначально лишённые материнской ласки и внимания, и позже нередко возникают серьёзные проблемы с их воспитанием. Неудачный, заведомо обречённый семейный союз, особенно если он не был омрачён плохими межличностными отношениями, обычно через несколько лет легко распадается без взаимных претензий и внутренних терзаний. Подобный исход закономерен, потому что женщина с нарушением половой аутоидентификации не ощущает предназначения и потребности быть хранительницей домашнего очага. Нередко они пытаются построить новую семью, но повторный брак также не вносит гармонию в жизнь, и союз оказывается кратковременным. Традиционалистские взгляды на семейные ценности порой вынуждают пару сохранять брак, вопреки тому, что он полностью исчерпал себя. Трансформация полового влечения как элемент адаптации при краевой транссексуальности в этом случае может выступить причиной мнимой фригидности, когда половые контакты с партнёром вызывают у женщины резкое неприятие или как минимум безразличие.

У краевых транссексуалов-мужчин, адаптировавшихся по принципу трансформированного либидо, супружеский союз с генетической женщиной обычно не носит такой драматической окраски. Сами личностные качества уживчивого, мягкого, стремящегося создать уют в доме и обустроить благополучный семейный очаг, желающего и умеющего обращаться с детьми и принимать участие в их воспитании мужчины обуславливают счастливый брак. А его готовность выполнить любую типично «женскую» домашнюю работу - от мытья полов и посуды до пошива одежды и штор - служит предметом восхищения соседей, друзей и родственников удачливой жены. Подобные пары распадаются редко - в случае, если у женщины возобладает желание увидеть в роли мужа брутального самца. Далее может произойти разлад во внешне благопристойных отношениях, и дисгармоничная семейная жизнь станет невозможной.

Методы диагностики транссексуальности

Диагностировать транссексуальность при «ядерных» вариантах несложно, так как картина нарушения полового самосознания проявлена с раннего детства. Проследив динамику формирования сексуальности, можно с высокой долей вероятности определить наличие транссексуализма у пациента. Выявить пациентов с краевой формой транссексуализма намного сложнее. В любом случае, отправной точкой для определения формы нарушения сексуальной аутоидентификации является твёрдая уверенность пациента в ощущении принадлежности к другому полу.

Важным этапом при определении наличия транссексуальности, как основания для коррекции пола, становится дифференциальная диагностика. На практике возникает немало трудностей в отделении транссексуализма от психических патологий эндогенной природы. Если пациент обратится в непрофильную клинику, то его просьба о смене пола может быть воспринята врачом как признак психического расстройства. Нельзя отрицать, что идеа-фикс смены пола встречается при органических поражениях отделов головного мозга. Но в случае клинических психопатий параноидальная мысль сменить пол приходит не в раннем детском возрасте, не в период становления психосексуального поведения, а при первом ярком проявлении заболевания психики или в период очередного обострения. Целью дифференциальной диагностики траннсексуальности является исключение существования у пациента навязчивых идей трансформации пола, вызванных психическим расстройством эндогенной этиологии. Поэтому диагностика транссексуализма всегда сопровождается тщательнейшим обследованием в стационаре психоневрологического отделения клиники. В ряду методов диагностики часто стоит последующее длительное наблюдение у психопатолога для исключения психических заболеваний.

Краевые формы транссексуальности определить методом дифференциальной диагностики крайне трудно, поскольку нередко за транссексуальность можно принять гомосексуальное поведение, и наоборот: проявления транссексуальности маскируются под гомосексуальность. При обращениях пациентов в клинику, врачам необходимо обязательно выяснить, не является ли мысль о смене пола способом ухода от юридической ответственности и попыткой легализации изменённых половых предпочтений.

Человек уверен в том, что он является жертвой биологической катастрофы и заключен в тело, несовместимое с его половой сущностью. Людей с крайней формой расстройства половой идентификации называют транссексуалами. Такое нарушение считается психическим расстройством, потому что тело не соответствует психологическому полу человека.

Основа половой принадлежности состоит в субъективном ощущении своего пола, в осознании того, что "я мужчина" или "я женщина". Половая принадлежность - это внутреннее чувство мужественности или женственности. Тендерная роль - это объективное, публичное выражение принадлежности к мужскому, женскому полу или андрогинному типу (смешанному типу). Это все, что люди говорят и делают, указывая другим или себе на то, в какой степени у них выражена мужская или женская сущность. У большинства людей анатомический пол, тендерная идентификация и тендерные роли находятся в балансе между собой. Тем не менее лица с расстройством половой идентификации испытывают некоторые сложности в сохранении равновесия между анатомическим полом и половой идентичностью. Самые тяжелые несоответствия испытывают транссексуалы. Ярлык "патология" лишь усугубляет стресс. Этот термин нельзя толковать как осуждение. Лечение должно быть направлено на адаптацию человека, а не на насильственное исправление тендерной идентичности. В любом случае последний подход явно не эффективен.

Половое поведение традиционно разделяется на мужское и женское. В последнее время общество признает, что некоторые люди не вписываются в традиционные половые взаимоотношения. Западные культуры наиболее терпимы к «пацанскому» поведению молодых девушек, нежели к "бабскому" поведению мальчиков. Многие мальчики играют в детстве в "дочки-матери". Среди прочего, в процессе игры мальчики примеряют на себя женскую одежду (сестры или матери). Такое поведение рассматривается как часть нормального развития мальчиков. В очень редких случаях такое поведение выражает скрытое ощущение другого пола.

Причины

Хотя тендерная идентичность в большей мере определяется биологическими факторами (например, генетические факторы, пренатальный гормональный фон), нельзя недооценивать роль и социальных факторов (например, характер эмоциональной связи с родителями, отношения между родителями и ребенком). В редких случаях транссексуализм обусловлен патологией развития половых органов или генетической аномалией (синдром Тернера, синдром Кляйнфельтера).

Когда фактический пол и половое воспитание не соответствуют друг другу (в случаях патологии развития гениталий или при генетических синдромах, изменяющих внешний вид половых органов, как синдром нечувствительности к андрогенам), у детей может наступить конфликт половой идентичности и своей половой роли. Хотя значимость внешних факторов остается спорным. Тем не менее при половом воспитании, соответствующем фактическому полу, даже аномалии развития половых органов не нарушают половую идентичность ребенка.

Симптомы и признаки

Проблемы с тендерной принадлежностью у детей, как правило, проявляются в возрасте 2 лет. Распознать нарушения тендерной принадлежности у детей можно по следующим признакам:

  • переодевание в одежду противоположного пола;
  • ребенок говорит о себе как о личности другого пола;
  • интенсивное, настойчивое желание играть роль другого пола в детских играх и т. д.;
  • ребенок высказывает негатив по отношению к своим половым органам.

Нередко девочки мочатся стоя (как мальчики). Мальчик может фантазировать о том, как он станет девочкой и ему не нужно будет играть в эти грубые, мальчишеские игры. Мальчик может мочиться сидя (как девочка) и высказывать желание избавиться от пениса и семенников. У мальчиков с расстройством половой идентификации продолжительный стресс и физические изменения во время периода полового созревания часто сопровождаются лечением феминизации во взрослом возрасте. Большинство детей с таким нарушением не обследуются до 6-9 лет, а к этому возрасту нарушение переходит уже в хроническую форму.

Транссексуализм от мужчины к женщине может проявляться сначала переодеванием в женскую одежду, а уже в более позднем возрасте изменением тендерной принадлежности. Брак и военная служба достаточно распространены среди транссексуалов мужчин, которые стремятся убежать от своих кроссгендерных переживаний. Как только они принимают свои кроссгендерные (транссексуальные) чувства, многие транссексуалы принимают женский тип поведения. Некоторые из них получают удовлетворение от своего женственного внешнего вида и получения нового удостоверения личности (например, водительских прав) в качестве женщины.

Диагностика

Диагностика у детей требует наличия двух следующих факторов:

  • кроссгендерная принадлежность (желание или стойкое ощущение себя противоположным полом);
  • чувство дискомфорта по поводу своего пола или чувство подмены своей половой роли.

Кроссгендерная принадлежность - это не только желание получать преимущества от пребывания в теле противоположного пола. Например, если мальчик говорит, что он хочет быть девочкой, чтобы получать такое же внимание со стороны родителей, как его сестра, это не говорит о расстройстве половой идентификации.

Оценка взрослых фокусируется на определении степени стресса или проблем в социальной, профессиональной и других сферах деятельности.

Лечение

  • Для некоторых мотивированных больных -гормональное лечение, хирургическая смена пола и психотерапия

Кроссгендерное поведение (переодевание в женскую одежду) может не требовать лечения, если оно не сопровождается психологическим стрессом, или функциональными нарушениями, или если у человека имеются физические кроссгендерные признаки.

Большинство транссексуалов, которым нужно лечение, это мужчины от рождения, которые заявляют о своей принадлежности женскому полу независимо от своих половых признаков. Однако по мере совершенствования медицинской помощи все чаще в медицинской и психиатрической практике встречаются случаи смены пола на мужской. Основная цель транссексуалов при обращении за медицинской помощью состоит не в том, чтобы получить психологическую помощь, а в том, чтобы с помощью гормонального и хирургического лечения поменять свою внешность согласно их тендерной принадлежности. Комбинация психотерапии, гормональной и хирургической смены пола эффективна в тех случаях, когда расстройство правильно диагностировано и соблюдены международные стандарты лечения расстройств половой идентификации, разработанные Всемирной профессиональной ассоциацией медицинской помощи транссексуалам, WPATH).

Транссексуализм от мужчины к женщине. Умеренные дозы женских половых гормонов (например, этинилэстрадиола) в сочетании с электроэпиляцией и другими методами феминизации может стабилизировать женскую тендерную роль.

Многим транссексуалам от мужчины к женщине требуется хирургическая смена пола. Хирургическое вмешательство заключается в удалении полового члена и семенников и создании искусственного влагалища. Часть головки полового члена сохраняется в качестве клитора, который в большинстве случаев сохраняет чувствительность и способность к оргазму. Решение о хирургической смене пола поднимает важные социальные вопросы. Многие из этих больных замужем и имеют детей. Человек, меняющий пол, радикально меняет свои отношения с окружающими, что может иметь весьма негативные последствия. В ходе катамнестических исследований было выяснено, что хирургическая смена пола помогла некоторым транссексуалам достичь счастья в жизни. Это метод оправдан в тех случаях, когда человек внутренне мотивирован на смену пола и прожил несколько лет в роли человека противоположного пола. До операции транссексуалам нужна помощь в формировании соответствующего поведения, включая изменение походки, голоса и т. п. Достаточно эффективно групповая психотерапия используется во многих крупных городах США.

Транссексуализм от женщины к мужчине. Как правило, сначала больные обращаются за мастэктомией, затем за гистерэктомией и овариоэктомией. Для изменения голоса, формирования мускулатуры и жировой ткани по мужскому типу, роста волос на лице и теле применяют андрогены (тестостерон в/м в дозах 300-400 мг каждые 3 недели или сопоставимые дозы андрогенов в трансдермальных пластырях или геле).

Пациенты могут выбрать способ формирования искусственного фаллоса (неофаллос) из кожи внутренней поверхности предплечья (фаллопластика), либо микропенис формируется из жировой ткани клитора, гипертрофированного на фоне тестостеронового лечения (метоидиопластика). Хирургия может помочь некоторым больным лучше адаптироваться к новой жизни. В любом случае транссексуалы из женщины в мужчину также должны прожить в роли мужчины как минимум 1 год перед операцией. Анатомические результаты по формированию неофаллоса менее привлекательны, с точки зрения функциональности и внешнего вида, чем операции по формированию влагалища у транссексуалов из мужчины в женщину. Осложнения встречаются достаточно часто, особенно при операциях формирования уретры в неофаллосе.

Расстройство половой идентификации у детей (ранее транссексуализм) – психосексуальное отклонение, проявляющееся в неприятии ребенком своего биологического пола. Ребенок часто выказывает желание принадлежать к противоположному полу или убежден, что он принадлежит к нему. Он недоволен полом, своими анатомическими особенностями и гендерными ролями, принятыми в обществе.

Расстройство развивается в возрасте 3-5 лет, реже в младших классах школы, но всегда до подросткового возраста. Для него характерно устойчивость симптомов – то есть ребенок ведет себя как представитель противоположного пола ежедневно на протяжении нескольких месяцев или лет.

Точной статистики данного отклонения нет, поскольку не все родители обращаются к специалисту при появлении симптомов. Исследование, проведенное в скандинавских странах, выявило, что частота данного отклонения составляет 1:11 000 среди мальчиков и 1:30 000 среди девочек. Как видно, мальчикам данный диагноз ставят в 3 раза чаще, чем девочкам. Однако такое соотношение объясняется не только особенностью мужской психики, а лояльным отношением родителей и общества к тому, что девочка ведет себя «по-мужски».

В современной психиатрии ведутся споры можно ли считать расстройство половой идентификации психическим расстройством. Согласно медицинским критериям, психическое расстройство причиняет душевное страдание самому пациенту или нарушает его возможности приспосабливаться к действительности. Данное состояние не подходит под эти критерии. Поскольку страдания возникают только в том случае, если окружающие пытаются переубедить ребенка относительно его убеждений, касающихся пола. В остальном его умственное и физическое развитие не отличается от других детей. В связи с этим в некоторых европейских странах таких людей называют средним полом, а их права закрепили на законодательном уровне.

Причины

Вероятной причиной расстройства половой идентификации считаются гормональные отклонения у матери во время беременности. Так болезни надпочечников могут вызвать нарушение уровня тестостерона, что сказывается на развитии плода. Однако последние исследования подтверждают, что одну их ведущих ролей играют психологические факторы.

Органические причины:

  • патология височных долей мозга;
  • дефицит или избыток тестостерона;
  • эпилепсия;
  • шизофрения (однако, в этом случае проявляются и другие симптомы, характерные для данного заболевания: паранойя, бред, галлюцинации).

Психологические причины:

  • Жестокое обращение с ребенком. После пережитого насилия у ребенка может укорениться мысль, что родители обращались бы с ним лучше, если б он был другого пола.
  • Недостаток внимания со стороны родителей . Переодевание в одежду другого пола и демонстративное поведение могут быть попыткой привлечь к себе внимание, вызвать у родителей сильные эмоции. Такая манера обращать на себя внимание может проявляться у эгоцентричных требовательных детей.
  • Воспитание в неполной семье. Для формирования половой идентификации ребенок должен видеть модель поведения представителя своего пола. Для мальчиков это может быть отец, дед, или другой мужчина из его окружения. Отсутствие положительного примера своего пола, с которым бы ребенок мог себя идентифицировать может нарушить половую идентификацию.
  • Сложные взаимоотношения между родителями. Например, ребенок регулярно становится свидетелем семейных конфликтов и видит, как унижают родителя одного с ним пола. В этом случае у него может сформироваться установка, что противоположный пол лучше и сильнее.
  • Чрезмерная привязанность к родителю противоположного пола. Сильная любовь и привязанность вызывает у ребенка желание во всем походить на объект обожания и подражать даже в мелочах.
  • Неудовлетворенность полом ребенка. Например, такое случается в семьях, где родители хотели мальчика, а родилась девочка. Один или оба родителя не стесняются об этом заявлять и стремятся воспитывать ее как сына. Покупают одежду и игрушки для мальчиков, воспитывают в ней мужские качества.
  • Безразличие родителей к проявлению ребенком черт, противоположных для данного пола. В некоторых семьях такая манера поведения даже поощряется. Например, родителям нравится, что девочка растет сорванцом, или воспринимают переодевание мальчика, как смешную шутку.
  • Подчеркивание в ребенке черт, характерных для противоположного пола. Например, родители часто восхищаются миловидностью мальчика, чрезмерно ухаживают за его внешностью, принимают участие в детских конкурсах красоты. Для девочки вредна подготовка к силовым видам спорта, где необходимо проявлять силу, выносливость.

Следует отметить, что в связи с тем, что такое расстройство встречается редко, оно еще недостаточно изучено. Поэтому точную причину его развития удается установить редко.

Симптомы

При расстройстве половой идентификации ребенок чувствует, что родился в теле не того пола. Например, ребенок чувствует себя девочкой, но все говорят ему противоположное. Это вызывает у него недоумение, а затем протест или депрессию.

Родители могут определить расстройство по особенностям в поведении ребенка.

У мальчиков:


  • Проявляют сильное желание походить на девочку, маму, сестру. Они надевают женскую одежду или симулируют женские наряды с помощью подручных средств.
  • Не принимают свои половые органы, считая их отвратительными. Утверждают, что с возрастом те исчезнут.
  • Выказывают сожаление, что не родились девочками.
  • Убеждают окружающих в своей принадлежности к женскому полу – «когда вырасту – буду женщиной».
  • Предпочитает общество девочек и женщин, даже если есть мальчики-сверстники.
  • Стараются подражать девочкам, перенимают их манеру поведения;
  • Выбирают игры, характерные для девочек: дочки-матери, принцессы, ведьмы. При этом отвергают типично мальчиковые игры и игрушки.
  • В характере доминируют деликатность, чувствительность, мягкость.
  • В школьном возрасте отсутствует половой интерес к противоположному полу, не возникает детская влюбленность. Все девочки воспринимаются только как подруги по играм или соперницы.

У девочек:

  • Выказывают чувство дискомфорта от необходимости жить в теле девочки. В подростковом возрасте стремятся избежать изменений, происходящих с телом – перематывают грудь, худеют, чтоб не появлялось округлости в области бедер и живота.
  • Утверждают, что у них есть или будет пенис и вторичные признаки мужского пола.
  • Утверждают, что они относятся к мужскому полу или когда вырастут, станут мужчинами.
  • Проявляют сильную привязанность к отцу, перенимают его манеру вести себя, стараются ему подражать.
  • Предпочитают компанию мальчиков даже при наличии девочек-сверстниц.
  • Отказывается мочиться в сидячем положении;
  • Предпочитает спорт и активные игры. Не любят играть в игры типичные для девочек.
  • Одеваются в мальчиковую одежду, никогда не надевают юбки или платья.
  • Не выказывают полового интереса к противоположному полу в школьном возрасте.

И девочки, и мальчики с подобными нарушениями не страдают от своих убеждений и не воспринимают свое состояние, как болезнь или отклонение. Проблемы возникают только в том случае, если окружающие показывают негативную реакцию на их поведение. В связи с этим большее давление испытывают мальчики, поскольку мужественное поведение девочек считается более социально приемлемым.

Необходимо отметить, что у дошкольников единичные или изредка появляющиеся симптомы, описанные выше, не могут свидетельствовать о расстройстве. Полоролевому поведению дети учатся на протяжении первых лет своей жизни. В этот период они обязательно совершают поступки, присущие противоположному полу. Во время игры дети младшего возраста часто не обращают внимания на гендерные стереотипы, поскольку им присуще желание опробовать новые роли.

Не является признаками расстройства половой идентификации

  • Желание принадлежать к противоположному полу, которое связано с конкретными привилегиями. Например: «Я хочу быть девочкой, их все жалеют и защищают» или «Я хочу быть мальчиком, им можно лазать по деревьям и гулять допоздна».
  • Ребенок соглашается принимать участие в играх, характерных для другого пола, навязанных сверстниками. Он стремиться общаться и стать частью компании.
  • Во время игры может надеть одежду противоположного пола. Пристрастие к ярким красивым вещам характерно для детей обоих полов. Достаточно мягко объяснить ребенку, что так делать не нужно и предложить ему что-то взамен.

Также к расстройству половой идентификации не относятся случаи, связанные с генетическими аномалиями, когда у ребенка присутствуют признаки обоих полов.

Диагностика

Диагноз «расстройство половой идентификации у детей» согласно критериям МКБ-10 ставится в том случае, если у ребенка, не достигшего полового созревания, более 6-ти месяцев устойчиво проявляются отклонения в полоролевом поведении.

У мальчиков:

  • Дискомфорт, вызванный принадлежностью к мужскому полу.
  • Сильное желание быть девочкой.
  • Частые заявления о принадлежности к женскому полу.
  • Один из двух симптомов:
  • женская модель поведения, ношение женской одежды, активное участие в играх и увлечениях девочек, при одновременном отвержении общества, игрушек и игр мальчиков;
  • отвержение своих половых органов: отвращение к ним, желание, чтобы их не было, высказывания, что, несмотря на их наличие, вырастет женщиной.

У девочек:


  • Дискомфорт, вызванный принадлежностью к женскому полу.
  • Высказывания о том, что лучше было бы родиться мальчиком (не связанные с социокультурным превосходством мальчиков).
  • Утверждения о том, что она принадлежит к мужскому полу или станет мужчиной, когда вырастет.
  • Один из двух симптомов:
  • отвращение к женской одежде, устойчивое желание носить мужские вещи и аксессуары;
  • отвержение женских половых признаков, нежелание роста груди, менструаций, утверждения, что у нее имеется (или появится в будущем) мужской половой член.

Лечение

Лечение расстройства половой идентификации заключается в психотерапии. Медикаментозное лечение назначают редко. Гормональные лекарственные препараты не применяются, поскольку у детей это состояние не связано с нарушениями в работе эндокринных желез. В том случае, если расстройство вызвано эпилепсией, то назначают антикольвульсанты.

В странах ЕС и США стандарты медицины позволяют назначать детям гормональное лечение для торможения развития вторичных половых признаков и формирования у них «желаемого» пола. В странах СНГ это не практикуется, поскольку считается, что в подростковом возрасте значительная часть детей избавляется от расстройства под влиянием гормональных изменений.

Психотерапия

Психотерапия детей младшего и среднего школьного возраста проводится с их согласия. К лечению приступают в том случае, если ребенок сам выказывает желание избавиться от расстройства. Если он против, то ограничиваются разъяснениями в рамках рациональной психотерапии.

В любом случае работа психиатра и психолога будет также направлена на решение сопутствующих проблем. Например, проводят тренинги, помогающие ребенку достичь эмоциональной стабильности, направленные на уменьшение чувства подавленности, тревожности, развитие навыков общения и устранение конфликтов со сверстниками.

  1. Рациональная психотерапия

Это направление опирается на переубеждение и перевоспитание. На индивидуальных занятиях психотерапевт в доступной для ребенка форме рассказывает о различиях полов и их значении, роли мужчин и женщин в обществе. Особенное внимание он уделяет преимуществам и возможностям, которые дает и даст в будущем натуральный пол ребенка. Ребенка учат, какие поступки считаются правильными для его пола и возраста, а каких действий следует избегать и почему.

  1. Когнитивная психотерапия

Работа психотерапевта направлена на изменение мыслей ребенка, касающихся своего тела и пола. У ребенка формируют правильное понятие о собственном теле, значении всех его органов, о важности и привилегиях его натурального пола. Половое просвещение, проведенное в доступной и интересной ребенку форме, оказывает сильное влияние на его идентификацию. И чем младше ребенок, тем сильнее влияние психотерапевта, поскольку в дошкольном возрасте убеждения определяют его поведение.

  1. Игровая психотерапия

Во время игры моделируются ситуации, в которых ребенок должен вести себя соответственно своему натуральному полу, проявив при этом все лучшие качества, присущие представителям этого пола. Например, игра «Супермен спасает планету» или «Принцесса в волшебном саду».


  1. Семейная психотерапия

На консультациях решается вопрос, как вести себя с ребенком, принимать его позицию или переубеждать его, информировать ли окружающих о расстройстве. Также родителей учат справляться с тревогой или неприятием, вызванными особенностями поведения ребенка. Им объясняют, как необходимо скорректировать свое поведение и стиль взаимоотношений в семье, чтобы изменить отношение ребенка к своему полу.

  1. Гипнотерапия

Лечение расстройства гипнозом должен проводить психотерапевт, имеющий соответствующую подготовку. Как правило, на сеансах присутствуют и родители. Ребенку, находящемуся в состоянии гипнотического сна, проводят гипнотическое внушение. Оно может иметь вид коротких понятных формул: «Мне нравится, что я мальчик. Я принимаю свое тело». Внушение может быть в виде специально составленных сказок, суть которых убедить ребенка в том, что ему комфортно в его теле.

Психиатры установили закономерность, что чем младше ребенок, тем успешнее лечение. В связи с этим родителям рекомендуют не игнорировать признаки расстройства, а поправлять ребенка при отрицании его натурального пола, активно заниматься профилактикой расстройства в домашних условиях. Если симптомы постоянно проявляются более 6-ти месяцев, то необходимо обратиться к детскому психиатру.

Возможные последствия

У детей и подростков с данным расстройством очень часто возникают проблемы в поведении и эмоциональной сфере. Они вызваны тем, что ребенок страдает от несоответствия пола, с которым он родился, и его представлениями о себе. Проблемы значительно усугубляются из-за давления сверстников и взрослых, высмеивания или физической агрессии.

Самым распространенным последствием является депрессия. У детей она может проявляться отказом от еды и других занятий, ранее вызывавших интерес, плаксивостью, раздражительностью, негативизмом, замкнутостью, бессонницей , ночными кошмарами.

Среди тех, у кого расстройство сохранилось во взрослом возрасте, в 14% случаев формируется склонность к гомосексуализму.

Отсутствие поддержки, постоянные упреки родителей и буллинг сверстников могут привести к попыткам суицида.

Профилактика

Профилактикой расстройства половой идентификации должны заниматься родители с первых лет жизни ребенка. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка принимать свое тело и свой пол естественно и спокойно.

  • Положительный пример поведения своего пола. Мальчик должен знать, как ведут себя мужчины. Хорошо, если такую модель поведения демонстрирует отец. Даже если родители в разводе мать должна одобрительно отзываться о нем, ставить в пример его поступки. В неполных семьях пример для подражания также может быть выбран среди знакомых или персонажей.
  • Теплые взаимоотношения между родителями. Когда ребенок видит восхищение или одобрение к родителю одного с ним пола, у него формируется установка «Хорошо быть мальчиком, как папа. Мама его хвалит».
  • Уход за своим телом. Желательно, чтобы пример подавал родитель, одного пола с ребенком. Уход включает не только гигиену, но и физические упражнения, выбор одежды и др.
  • Откровенные и спокойные разговоры с ребенком на любую тему, в том числе о взаимоотношении полов и продолжении рода. «Запрещенные» темы и формирование ложного стыда в вопросах пола могут способствовать развитию расстройства.
  • Объяснять ребенку, какое поведение считается неприемлемым для его пола . Если родители заметили поведение, не соответствующее полу ребенка, то на это необходимо указать: «Мальчики ведут себя по-другому. Ты же мальчик!».
  • Переключение внимания ребенка в том случае, если игры не соответствуют половой роли. Отвлечение на что-то интересное намного эффективнее, чем жесткий запрет.
  • Знакомство со своим телом. Начиная с двухлетнего возраста, дети при каждом раздевании и купании изучают свое тело, в том числе и половые органы, задавая при этом вопросы. Родители должны спокойно и доброжелательно отвечать на эти вопросы, а не стыдить ребенка. Реакция «Не трогай! Не смотри! Не спрашивай!», особенно от родителя противоположного пола приводит к тому, что ребенок воспринимает свои половые органы, как нечто отвратительное, что в дальнейшем может привести к расстройству половой идентификации.

В заключение, хотим успокоить родителей. Исследование, проведенное австралийскими учеными в 1995 году, установило, что у большинства детей к отрочеству или юности данное расстройство проходит самостоятельно и лишь немногие сталкиваются с его проявлениями во взрослом возрасте. Это также доказывается фактом, что среди опрошенных взрослых трансвеститов и трансгендеров редко встречаются тех, кто имел расстройство половой идентификации в детском возрасте.

В списке медицинской помощи людям с расстройствами половой идентичности, у которых диагностирован транссексуализм, рекомендуется психотерапия. Ее целью является дать возможность таким пациентам реально оценить свои представления о поле, в котором он себя ощущает, устранить возможность конфликтов в личной жизни и на работе в биологической половой роли, увеличить сферу выбора поведения. После психотерапии транссексуал решает, адаптируется ли он в своем теле или попробует жить в ощущаемой им половой роли для получения опыта, а также решиться на радикальные методы (гормональную терапию, хирургическое вмешательство).

Специалист также помогает транссексуалу освоиться в своей новой биологической половой принадлежности после коррекции пола хирургическим путем. Измененный анатомически человек довольно часто сначала чувствует себя ущербным, хоть и стремился к новой жизни, но психотерапия позволяет ему обрести себя и стать уверенней в новой гендерной роли.

То есть, психотерапия поддерживает транссексуала на разных, важных для него этапах медицинской помощи .

Сколько сеансов понадобиться определенному пациенту-транссексуалу, не может точно сказать ни один, самый лучший специалист . Это связано с тем, что каждый человек индивидуален и одинаковые цели каждый достигает за разный срок. Если пациенту огласить минимальное количество сеансов, то он примет их за барьер и это помешает результативности процесса.

Именно поэтому психотерапевт, ориентируясь на личностные и другие характеристики пациента, разрабатывает для него индивидуальную программу психотерапии, ставит преследуемые цели, определяет длительность, а также частоту сеансов.

Специалист обязательно разъясняет пациенту его право выбора сроков терапии и методик, в ней применяемых. Психотерапия проводится без учета таких этапов медицинской помощи, как жизненный опыт в другой половой принадлежности, терапия гормональная и операция по коррекции пола. Вполне возможно, что пациент не будет к ним прибегать, если психосоциальная адаптация будут достигнута. Но психотерапевт ни в коем случае не должен останавливать стремление транссексуала к противоположной половой роли.

Принципы и методы

    Признавать нормой би- и гомосексуальное поведение и фантазии, когда как обусловленные транссексуализмом желания считать нарушениями, неподдающимися исправлению.

    Объяснять приоритетность семьи, детей работы над поведенческим стремлением демонстрировать предпочитаемую гендерную роль;

    Стремится к объединению женских и мужских проявлений в обычной каждодневной жизни.

    Находить психический комфорт.

    Определить события, усиливающие стремление пациента к выполнению не своей врожденной половой роли, благодаря чему выработать приемы противодействия этому.

Психотерапия для транссексуалов может быть следующих видов:

    когнитивная;

    психодинамическая

    клиент-центрированная и др.

В период подготовки к половой переориентации используются рациональная и разъяснительная методики, проводится семейная терапия с партнерами пациента и его близкими родственниками (индивидуальная и групповая). Также терапевтическая помощь оказывается перед началом приема гормональных препаратов и коррекции пола с помощью операции.

Если у пациентов имеются нервно-психические расстройства, то им в процессе психотерапии показаны седативные средства, транквилизаторы, ноотропы, антидепрессанты.

Следует упомянуть, что психиатр, установивший пациенту диагноз «транссексуализм» не может выполнять для последнего функции психотерапевта. Но если больной отказался от психотерапии, то психотерапевт сообщает об этом ведущему пациента специалисту в письменном виде. Он также в этом случае письменно дает разрешение на прохождение ТС программы лечения, минуя психотерапию.

Некоторые родители стараются пораньше сделать из своего сына «настоящего мужика»: «Ты чего нюни распустил! Утри сопли! Не будь девчонкой!» Применяют жесткие методы воспитания, отдают ребенка в традиционно мужские виды спорта, учат драться и давать сдачу. К их удивлению, их старания не всегда оказываются полезными, а наоборот, могут приводить к противоположному результату.

Нарушения половой идентичности у мужчин встречаются не так часто, как об этом рассказывают представители ЛГБТ. Тем не менее, неоднократно приходилось слышать, как молодые отцы обсуждают между собой признаки мужских и немужских проявлений: от приемлемости розовых рубашек и мужского маникюра до выступления на Евровидении Кончиты Вюрст. И однозначный вывод некоторых их них: «Не дай бог, мой таким вырастет - убью!»

Вот как раз для таких отцов и предназначена наша статья - для тех, которые хотят, чтобы их сыновья выросли настоящими мужчинами, без каких-бы то ни было половых нарушений. В ней мы расскажем, как нужно воспитывать мальчика, чтобы он не вырос гомосексуалистом, трансвеститом или не захотел сменить пол.

Нарушения половой идентичности. Кто виноват: природа, порода или воспитание?

Апологеты свободных нравов считают, что социум не должен посягать на человеческую свободу выбора и с детства навязывать ребенку половую идентичность: он сам вправе выбрать, кем он будет себя считать - мальчиком или девочкой.

Другие утверждают, что половая идентичность человека врожденна и обусловлена нехваткой или избытком половых гормонов у плода еще во время внутриутробного развития и от воспитания уже ничего не зависит.

Поборники традиционной морали пугают вырождением человечества и защищают идею о том, что все отклонения в сексуальной ориентации, когда мальчик не вырастает мужем и отцом, а девочка женой и матерью, обусловлены именно неправильным воспитанием и распущенностью.

Родители, особенно папы, в современных условиях абсолютной доступности информации озабочены тем, как обезопасить своего ребенка от возможных нарушений половой идентичности. Некоторые стараются пораньше сделать из своего сына «настоящего мужика»: «Ты чего нюни распустил! Утри сопли! Не будь девчонкой!» Применяют жесткие методы воспитания, отдают ребенка в традиционно мужские виды спорта, учат драться и давать сдачу. К их удивлению, их старания не всегда оказываются полезными, а наоборот, могут приводить к противоположному результату. Мужественность не приобретается, а некоторые мальчики становятся еще более робкими, плаксивыми, у кого-то даже начинаются неврологические нарушения, такие как энурез или тики.


Так и хочется воскликнуть: «Ну разве это мужик?!»

Наверное, не откроем секрет, если скажем, что природа не ошибается и не помещает девочек в тело мальчиков. Геями, транвеститами и трансгендерами не рождаются (мы не говорим здесь о крайне редких случаях физиологических аномалий). А те, кто утверждают обратное, некомпетентны или защищают чьи-то интересы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает механизмы формирования половой идентичности и сексуальной ориентации. А очное прохождение тренинга «Системно-векторная психология» уже помогло многим родителям вовремя скорректировать воспитание, чтобы избежать возникновения нарушения половой идентичности сыновей и помочь им реализоваться в жизни.

Почему становятся гомосексуалистами?

Даже при сильном желании не из каждого мальчика можно сделать гомосексуалиста. Для этого мальчик должен обладать рядом врожденных свойств, которые при деформациях развития, а также разного рода психотравмирующих воздействиях дают печальный результат - нарушение половой идентичности. Итак, что же это за свойства?

Это наличие определенных векторов или их связок, которые задаются при рождении и обуславливают способности, склонности, желания, интересы.

Если посмотреть на взрослых мужчин-гомосексуалистов, то бросаются в глаза две категории. Первая - «брутальные бородачи» (можно и без бороды), оберегающие и опекающие своего партнера. Вторая - принимающие опеку, более утонченные душой и хрупкие телом. У них совершенно разные врожденные свойства, поэтому механизм и причины формирования гомосексуальных предпочтений будут в корне отличаться. Есть более сложные варианты, когда в человеке сочетаются и анальный, и кожный, и , тем не менее, корневой механизм формирования нарушений тот же самый.

Первая категория мужчин - это обладатели . А вторая категория - это мужчины с кожно-зрительной связкой векторов, тонкие и ранимые, которые при перекосах в развитии могут себя вести гомосексуально, или могут представлять себя девушкой и переодеваться в женскую одежду, или вовсе захотеть сменить пол.

Гомофоб и гомолюб

У мужчин с анальным вектором никакого нарушения половой идентичности нет: он всегда чувствует себя мужчиной и только мужчиной. В норме мужчины с анальным вектором - это самая стабильная и надежная часть общества. Их ценности - это крепкая семья, верность, преданность, профессионализм, традиции, любовь к Родине и патриотизм. Их видовая роль, задача, возложенная самой природой, - это накопление и передача опыта следующему поколению.

И для того, чтобы они могли справляться со своей задачей, от природы им дано специфическое либидо - недифференцированное, направленное не только на женщин, но и на мальчиков-подростков. Ведь для того, чтобы учить детей, их надо любить. Эта часть влечения (к своему полу и к детям) бессознательно ингибируется, то есть подавляется, и в культуре сублимируется, то есть преобразуется, - в самоотверженную любовь к детям и к своей профессии без малейшей тени сексуального влечения или каких-бы то ни было половых нарушений. Никто, кроме педагога с анальным вектором, не сможет так долго, подробно и терпеливо объяснять подросткам принцип действия механизма, ни у кого другого не хватит упорства и настойчивости до автоматизма отрабатывать с ними навыки, доводя вчерашних школяров до уровня профессионалов.

И наоборот, профессиональная несостоятельность или невостребованность формирует у такого человека глубокую внутреннюю неудовлетворенность. Если к ней добавляется плохой опыт интимных отношений с женщиной, обиды, сексуальная неудовлетворенность, то фрустрации накапливаются и табу на влечение к своему полу может быть нарушено. Мужчина начинает испытывать влечение, с которым сознательно не может справиться. Гомосексуальное влечение у таких мужчин может возникать и в результате нарушений психосексуального развития. Выходом из этого тупика на Западе являются узаконенные гомосексуальные связи. Еще раз повторим: у мужчин с анальным вектором нет нарушений половой идентичности. Их гомосексуализм - это изменение направления полового влечения.

Рецепт профилактики гомосексуализма для родителей мальчиков с анальным вектором довольно прост: не дергать, не торопить, хвалить за дело, помогать в реализации его увлечений, помочь выбрать соответствующую его особенностям, востребованную и уважаемую профессию - то есть создать все предпосылки, чтобы он нормально развился и смог состояться в жизни. Подробнее о том, как воспитывать мальчика с анальным вектором, читайте в этой .

Но гораздо большие риски подстерегают родителей при воспитании мальчиков с кожно-зрительной связкой.


Половая идентичность: нежный мальчик. А может, девочка?

Умненький, сообразительный, глазастый, добрый, артистичный, нежный, ранимый и пугливый, красивый, как девочка, - кожно-зрительный мальчик и по характеру с детства напоминает девочку. Для мальчика он кажется слишком нежным и впечатлительным. Да и играть с детства больше любит с девочками, чем с мальчиками, не умеет и не хочет драться, не может постоять за себя.

И у обычного, нормального отца, то есть у лучшего в мире отца с анальным вектором, возникает устойчивое желание сделать из «этого слюнтяя» - «настоящего мужика». И, как мы и сказали, от такого жесткого и агрессивного давления становится еще хуже. Часто именно из-за такого противостояния отца с анальным вектором и кожно-зрительного сына и происходят нарушения половой идентичности у мальчиков. Им начинает нравиться переодеваться в женскую одежду, или вовсе возникает желание сменить пол. Откуда такие реакции? Рассмотрим дальше.

Когда страх всему голова

Кожно-зрительные мальчики на самом деле особенные, они рождаются с самой большой чувствительностью и с самым большим страхом. Неспособные к убийству («мамонта»), они не могут себя защитить. Такими их делает наличие зрительного вектора. Присущий им страх смерти происходит с тех незапамятных времен, когда таких нежных и бесполезных с точки зрения первобытного человека особей проще было съесть, чем кормить. Их страх абсолютно бессознательный и выражается в самых разных проявлениях: страх темноты, страх оставаться одному, страх высоты, докторов, незнакомых людей - чего угодно. Зрительный вектор наделяет своего обладателя прекрасным воображением, поэтому фантазия всегда подсказывает, кого нужно бояться.

Кожно-зрительных девочек в первобытной стае не ели. Благодаря хорошему зрению они пригождались в качестве дневных охранниц. И поэтому до сих пор - если кожно-зрительный мальчик постоянно находится в состоянии страха, у него возникает архетипичное непроизвольное желание притвориться девочкой. Он надевает женскую одежду и чувствует облегчение - чувство защищенности и избавление от бессознательных страхов.

Именно от страха быть съеденным берут начало разного рода нарушения половой идентичности у мальчиков, им начинает казаться, что природа совершила ошибку, поместив их в мужское тело. Системно-векторная психология Юрия Бурлана четко раскрывает феномен трансгендерных желаний и показывает, почему стремление сделать операцию по смене пола может возникнуть только у мужчины с кожно-зрительной связкой векторов.

Точно так же кожно-зрительный мужчина, съедаемый бессознательным чувством страха, ищет защиту и находит ее у мужчины с анальным вектором, который (в вышеописанных состояниях) бессознательно чувствует к нему половое влечение. Так складываются гомосексуальные пары.

Можно ли из него сделать «настоящего мужика»?

Из мальчика с кожно-зрительной связкой можно вырастить самого настоящего мужчину безо всяких нарушений. Вопрос в том, кого мы считаем настоящим мужчиной?


Если мы имеем в виду способность зарабатывать, иметь жену и детей, содержать свою семью, то никаких сомнений нет в том, что мужчины с кожно-зрительной связкой векторов могут делать это не хуже, а в современном мире даже иногда и лучше, чем другие мужчины. Но для того, чтобы это произошло, воспитывать их нужно по-особому.

Их врожденный страх быть съеденными можно и нужно победить. Но не путем жестких тренировок: они даже муху обидеть не могут, поэтому не бойцы. Единственный путь -развивать их зрительный вектор в культуре, превращая их особую эмоциональность в способность сочувствовать и сопереживать, преобразовывать страх в любовь.

Чтобы у кожно-зрительного мальчика развилась правильная половая идентичность, его необходимо воспитывать мальчиком, но среди девочек. Полезно будет отдать его не в секцию каратэ, где другие мальчишки его будут обижать, а на бальные танцы, в музыкальную школу, где по сравнению с девочками он все-таки сможет почувствовать себя мужчиной, кавалером. А еще лучше - в театральный кружок, где его эмоциональность будет развиваться через проигрывание ролей.

Очень важно не пугать его с детства, не читать страшных сказок, не показывать ужастиков: корень нарушений половой идентичности у мальчиков - это страх. Наоборот - как можно больше читать классическую литературу на сострадание и сопереживание героям. Слезы жалости и сочувствия развивают душу и нисколько не вредят мужественности.

А если вы еще сомневаетесь, то скажите, чемпион олимпийских игр по фигурному катанию кожно-зрительный Евгений Плющенко, который на играх в Сочи вышел на лед и победил с адской болью и железной пластиной в спине, - он «настоящий мужик» или нет?

Хотите разобраться, как правильно воспитывать подростка, чтобы избежать нарушений половой идентичности, не навредить ему и вырастить успешным, счастливым, приходите на бесплатные вводные лекции тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »