Почему ребенок не может уснуть и плачет, когда хочет спать: ночью, вечером, днем, без укачивания. Ребенок хочет спать но не может заснуть, что делать
Почему даже у самых подготовленных родителей малыш не желает ложиться спать, когда ему это так необходимо? Условия созданы, все нужное для ночного отдыха предоставлено, а дитя никак не укладывается. Засыпает, как в сказке, когда часы пробьют двенадцать раз, а утром из пушки стреляй – не разбудишь. Где же причина, из-за которой уставший малыш не может уснуть?
Сама собою проблема не решится. Поэтому нужно рассмотреть и проанализировать и теоретические выкладки, и родительский опыт. Тогда откроются знания, почему ребенок не может заснуть, хотя хочет спать
У каждого возраста свои причины нежелания сна. Ситуация серьезная, ведь от неполноценного отдыха страдают и дети, и близкие родственники, и даже соседи! Проблемы бывают общие и частные, объективные и субъективные, распространенные и единичные. Главное, правильно их обозначить и начинать решать незамедлительно.
Возраст от рождения до 3 месяцев
Счастливое время младенчества – первые три месяца после рождения. Маленькое солнышко спит часов по двадцать в сутки. Кушает молочко, и снова на бочок. Постепенно увеличиваются периоды активности.
Если ребенок в месяц не может заснуть, все дело в его физическом состоянии. У младенца могут быть боли при кишечных коликах довольно ощутимые, и новорожденный будет об этом сообщать надрывным криком. Начинается это примерно с двух недель и продолжается недель до двенадцати.
Здесь важно не навредить крохе лекарствами. Все реально привести в норму, используя народные проверенные рецепты.
Колики обычно проходят на четвертом месяце. Это временное явление, такое же, как перевозбуждение от воздействия внешнего мира. (Новые люди, красочные игрушки, встреча с домашним питомцем.)
Трудности совсем иного толка возникают, если любимое чадо плохо ведёт себя постоянно. Изводит своими капризами близких, отказываясь вовремя укладываться в кроватку. Ситуацию нужно взять под единоличный контроль.
Несоблюдение режима дня, скорее всего, приведет к похожим результатам. Когда малыш ощущает, что вокруг нет постоянства, он может не подчиняться даже главному человеку – матери. Новорожденный обычно спит днём три раза и всю ночь. Пробуждается, чтобы поесть, и сразу закрывает глаза… Это в идеале! А в подлинной реальности ребенок не может заснуть, плачет. Организм маленького человека испытывает стресс от невозможности полностью восстановиться.
Возраст от 3 месяцев до полугода
К счастью родителей, стали забываться крики детишек из-за неправильного пищеварения. Но пришли другие времена – явились иные трудности.
- Болезненное появление зубов;
- Спазмы от нехватки пищи;
- Дефицит эндорфинов;
- Боязнь чего-либо.
Прорезывание зубов – процесс весьма болезненный. Поэтому к ребеночку нужно отнестись с сочувствием и любовью. У маленького даже температура повышается от воспалительного процесса в дёснах. Он будет плакать от боли.
Звучит довольно странно: малыш плачет от голода. Но не надо спешить ругать родителей, здесь речь идёт о другом. Многие детки привыкли кушать мамино молочко в неограниченных количествах. По первому требованию им предоставлялась возможность полакомиться. Но есть ночью вредно, надо дать возможность отдохнуть желудку и кишечнику. В первое время и будет появляться чувство голода.
Дефицит эндорфинов, гормонов счастья, тоже повод поплакать. Если у человека забрали что-то дорогое, а взамен ничего не дали – вот и слезы из глаз! Если малыш получает совсем мало любви и заботы, часто слышит ссоры мамы с папой, то на фоне затянувшегося стресса будет развиваться дефицит эндорфинов.
Ещё один фактор влияет на психику младенца. Это подсознательный страх всего неизвестного, что пугает и заставляет лить слёзки.
Возраст от 6 месяцев до года
Если маленькому человеку полгода или год, проводить время во сне он должен около 15 астрономических часов.
Если ребенок не может заснуть ночью, значит, на это есть изрядная причина. Например:
- Переутомление (не выспался предыдущей ночью);
- Перевозбуждение (приходили гости);
- Перемена обстановки (уснул на руках, проснулся в незнакомом месте);
- Стрессовая ситуация (прекращение грудного вскармливания);
- Жара (спальня без кондиционера);
- Духота (непроветренная комната, спертый воздух);
- Неудобная кровать (жёсткая или неровная поверхность);
- Насекомые (все жужжащие и кусающие);
- Любая боль (зубки пробиваются сквозь распухшие десны.)
К моменту исполнения ребеночку 1 года у него должна быть сформирована четкая схема засыпания в 20.00. В тот период, когда вырабатывается гормон, способствующий полноценному ночному отдыху. Он и “уговорит” дитя за несколько мгновений.
Возраст старше года
Интересный возраст! Уже не младенец, не кроха! Человек, у которого был День рождения, как у всех взрослых. Когда бесконечные вопросы донимают родителей, а маленький человек узнает о мире много забавного и серьезного, постепенно заполняется разноцветная мозаика окружающего мира, как в волшебном калейдоскопе складываются яркие стёклышки.
Человек старше года восстанавливается во сне за 13 часов, за это время приходит в равновесие нервная система и готов дальше работать весь организм.
Когда кроху переводят с грудного вскармливания на обычную пищу, он испытывает сильный стресс. Он и является причиной плохого сна. Недобор “сонных” часов отразится на самочувствии и настроении. Ребенку год не может заснуть, стрессовое напряжение частично снимет приятный массаж и добрая сказка. В любом случае дети должны быть на своем спальном месте в 20.00.
Ребенку 1,5 года, а он плохо засыпает? Ищем пути решения проблемы
Только недавно семья вышла из крутого пике под названием здоровый сон. Вроде бы все уладили и настроили. Но тут инициативу перехватила проблема прорезывания зубов. Они начали медленно проявляться из набухших десен, причиняя сильную боль маленькому человеку. Тема засыпания снова вернулась. Ребенок долго не может заснуть, стал раздражительным, нервным. Перестал слушаться.
Исправить тупиковую ситуацию поможет только любовь, забота. Только терпение и понимание! В этой ситуации сразу будет видно, кто здесь ребенок на самом деле. Взрослый должен проявить сочувствие и максимально помочь маленькому страдальцу перенести очередное испытание.
Дети 2-3 лет. Пару слов о них
Дети в этом возрасте невероятно интересны. Они пытаются стать взрослыми, копируют чужое поведение, примеряют одежду и обувь, говорят по телефону с невидимым собеседником.
Пытаются расставить свои приоритеты, выставить условия жизни в семье. Дети хотят быть главными и все решать! Многие детишки могут управлять взрослыми. Добиваться криком новой игрушки, сладости. В крайнем случае, можно лечь на пол и дрыгать ногами, пока не купят.
Естественно, кто захочет вовремя укладываться спать? Криком тут не выиграть сражение. Вернуть все на свои места сумеет только доброта! Мудрость взрослого, способного переключить ситуацию, не обостряя.
Алгоритм нормального засыпания
А теперь конкретные действия, чтобы больше не возникал вопрос: почему ребенок не может заснуть? Дитя здоровенькое, просто капризное и непослушное. А значит надо раз и навсегда показать, кто в доме настоящий хозяин.
Прежде чем ввести довольно строгий режим дня, нужно выполнить довольно кропотливую предварительную работу.
- приучить засыпать при свете, звуках музыки или разговоре.
- отказаться от укачивания на руках или в коляске;
- не перекладывать спящего из коляски в кроватку;
- проконтролировать подготовку ко сну;
- проявить разумную настойчивость;
- успокоить, спеть нежную красивую колыбельную;
- приласкать, уложить до утра, мысленно пожелать самых счастливых снов;
В первую очередь проблемы засыпания терзают тех детей, которых укладывали в кромешной темноте, абсолютной тишине. Но в жизни такие идеальные условия бывают очень редко. Мешать будут тихие разговоры и аплодисменты по телевизору.
Беспокойный отдых будет у путешественников, которых укладывали спать в прогулочной коляске, находящейся в непрерывном движении. Пока коляска двигалась, малыш спал.
Как только останавливалась, кроха просыпался.
Ещё одной ошибкой считается перекладывание из коляски на кроватку. Малыш уснул в одной обстановке, а проснулся в другой. Перемена вызовет раздражение со слезами.
Для того чтобы сберечь драгоценные минуты вечернего времени, нужно заранее подготовиться ко сну. Поужинать, только лёгкой пищей, принять ванну или душ. Расстелить кроватку. Создать в комнате уютную атмосферу: приглушить свет, музыку.
Ровно в восемь часов вечера лечь в кровать.
Маленький бунтарь будет сопротивляться,
Но поддаваться нельзя. При необходимости напомнить,
Почему выбрано именно такое время.
Расписание не обсуждать, принять как закон.
Уступите пальчик – отхватят ручку!
Все пункты при запросе аргументируйте!
Самый гуманный выбор-это совместный сон. Только что-то подсказывает, что родители предпочтут провести вечер по-другому… Они взрослые, сами решают, когда и с кем им ложиться спать.
Список использованной литературы:
- Giedd JN, Rapoport JL; Rapoport (September 2010). “Structural MRI of pediatric brain development: what have we learned and where are we going?”. Neuron
- Poulin-Dubois D, Brooker I, Chow V; Brooker; Chow (2009). “The developmental origins of naïve psychology in infancy”. Advances in Child Development and Behavior. Advances in Child Development and Behavior.
- Stiles J, Jernigan TL; Jernigan (2010). “The basics of brain development”. Neuropsychology Review
Не менее половины всех мам хотя бы один раз обращались к врачу с вопросом, почему их ребенок долго не может уснуть. Причем речь шла не о младенцах, а о малышах, которым уже исполнился год, два и даже три. Врачи рекомендуют разделять отказ ребенка засыпать, когда он устал, капризничает и хочет спать, и просто его нежелание ложиться в кровать.
Почему ребенок не хочет ложиться спать?
Обычный отказ малыша закрывать глазки, когда он уже умылся, переоделся и лег, но не желает засыпать, продиктован причинами, скорее, психологического плана, которые заключаются в некоторых моментах.
Малыш находится в состоянии стресса.
Обычно в этом случае мама знает истинную причину отказа ребенка ложиться спать:
— он напуган;
— он находится в непривычной для него обстановке (к примеру, после переезда),
— он только что получил какие-то новые для него впечатления.
Ребенок просто не успел устать за день. Такая ситуация встречается, когда с малышом мало занимаются и играют, предоставляя его телевизору или компьютеру. Отсутствие физической и умственной нагрузки часто чревато нарушением сна.
Манипулирование родителями. Так происходит в тех случаях, когда ребенок привык, что его уговаривают лечь спать и материально поощряют согласие. Обычно это случается с детьми, которым уже больше двух лет, и они способны делать выводы.
Однако не всегда нарушение сна продиктовано нежеланием спать. Часто бывает так, что ребенок не может заснуть, хотя определенно этого хочет. И на это есть свои причины.
Почему ребенок не может заснуть, даже если хочет спать?
Когда ребенок становится вялым, капризным, зевает и трет глаза, ни одна мама не ошибется — ее кроха хочет спать. Но если при этом на попытки отнести его в кровать или на фразу «пора спать» (для детишек постарше) он реагирует бурным протестом со слезами, то причины такого поведения лежат совершенно в иной плоскости.
Почему обычно так происходит?
- Малыш очень не хочет расставаться с интересным ему обществом (к примеру, с родителями, которые еще не ложатся спать) или с какими-то увлекательными занятиями.
- Ребенок боится засыпать. Страх перед засыпанием — это серьезная проблема, которая связана с детскими кошмарами и боязнью темноты. В таких случаях придется запастись терпением, ведь невозможно за один день избавить ребенка от страха.
- Возможные проблемы со здоровьем или физически дискомфортные состояния
:
неудобная одежда для сна или сама постель;
некомфортная температура воздуха в помещении,
малыш голоден или хочет пить;
прорезывание зубов;
дискомфорт в животе и прочие болезненные состояния.
Трудности с дневным сном у детей до трех лет
Ребенок может не хотеть спать не только вечером, но и днем. И часто бывает, что родители после серии безуспешных попыток уложить чадо после обеда просто оставляют эту затею. Некоторые даже могут решить, что в этом случае малыш проще и быстрее пойдет спать вечером. Однако это не так.
Нервная система маленького человека не способна выдержать 10 или 12 часов бодрствования. Малыш перевозбудится, если не отдохнет днем, и вечером его будет еще труднее уложить. Поэтому обязательно после обеда надо выделить время на сон:
- годовалый ребенок должен спать днем около 3 часов;
- двухлетний — 1,5-2 часа;
- трехлетний — 1-1,5.
Чтобы уложить малыша в кровать днем, можно воспользоваться теми же способами, что и для ночного отдыха.
Как помочь маленькому ребенку уснуть?
Разумеется, дети, строго соблюдающие режим, будут засыпать быстрее и охотнее, чем те, чей распорядок нарушен или вовсе отсутствует. Но если ребенок, привыкший к режиму, отказывается засыпать, то сначала исключают все возможные проблемы со здоровьем, а потом уже исправляют его поведение.
Как исключить проблемы со здоровьем?
- Проверить , не режутся ли у малыша зубки.
- Исключить
:
больное горло;
насморк (затруднение дыхания через нос);
воспаление ушек (как правило, ребенок в этом случае плачет, закрывает уши, не дает к ним прикасаться и резко отдергивает голову при легком надавливании на козелок);
газообразования в кишечнике. - Можно проконсультироваться с неврологом , если есть подозрение, что проблема гораздо глубже, чем обычное недомогание.
Теперь, если к всеобщему облегчению подозрения не подтвердились, проблему засыпания можно попробовать решить самостоятельно.
Для начала надо «проанализировать» все внешние факторы:
- температура в комнате должна быть около 20 градусов, а воздух достаточно увлажнен;
- пижама и постель должны быть мягкими на ощупь, это можно проверить, прикоснувшись к материалу щекой;
- проследить за взглядом ребенка или спросить у него, не напуган ли он чем-то; возможно, простая тень от цветка на подоконнике или одежда, висящая на крючке, стали причиной беспокойства;
- оценить обстановку: если семья недавно переехала или сделала ремонт, то ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к изменениям.
Когда будут устранены внешние раздражители, можно переходить к налаживанию режима. Педиатры и детские психологи рекомендуют создать определенный ритуал, который будет повторяться изо дня в день. Он должен быть обязательно приятным для ребенка, чтобы создать позитивные ассоциации с отдыхом.
Как создать «сонный ритуал»?
- Игрушка. Купите игрушку, которая будет с малышом только во время сна, назовите ее интересно, скажем, Звездный Зайчик или Пижамный Медвежонок. Ее появление сразу будет указывать на то, что пора спать.
- Музыка. Попробуйте петь колыбельные, а если сомневаетесь в том, что ребенку они нравятся, то можно включить тихую, спокойную музыку. Это может быть классика, где преобладают звуки фортепиано, скрипки и флейты.
- Питье. За 30 минут до сна дайте малышу теплого молока, травяного сбора или просто теплой воды.
- Купание. Если добавить в ванночку отвары лаванды, мяты, пустырника, то водные процедуры будут еще и успокоительными. Однако не стоит усердствовать с играми в воде - малыш может развеселиться и потребовать продолжения после купания.
- Освещение. Если ребенку некомфортно спать в темноте, можно оставить ночник, но источник света должен находиться вне зоны видимости.
- Чтение. Сказка, прочитанная перед сном, завершит ритуал. Только надо читать ее монотонным голосом, а сюжет должен быть хорошо известен ребенку и не пугать его.
Если повторять одни и те же действия каждый день и не сдаваться, даже если малыш продолжает капризничать, то рано или поздно этот ритуал станет привычным для всех. Когда все действия доведены до автоматизма, то и у ребенка момент засыпания станет логическим продолжением «вечерней церемонии».
Доброго дня!
Очень нужна помощь психотерапевта.
Я-мама 10-летней дочери. Есть муж. Живём втроём. Дочь родилась неспокойной. Много плакала, путала день с ночью, чуть повзрослев истерики только увеличивались. В год-два она, если у неё не получался куличик в песочнице или что-либо ещё, она выгибалась и падала головой назад, при этом громко крича и плача. Я всегда была рядом, чтобы предотвращать эти падения. В 5 лет у неё возник логоневроз. Лечились 1,5 года (Психотерапевт, невролог, логопед). Когда дочери было 7 лет, мы переехали из "однушки" в "трёшку". У неё появилась отдельная комната. Дочь сама выбирала цветовую гамму и обстановку. Со второго класса с января месяца начались проблемы со сном. Вечером не могла заснуть, приходила к нам в спальню по 15 раз. Это продолжалось до часу ночи. Сначала я спокойно реагировала. Объясняла, что если ты не можешь уснуть, то почитай книгу, порисуй, а захочешь спать, выключишь свет и ляжешь. Она ни в какую, говорит не хочу, я хочу спать, а уснуть не могу и читать не буду. Мужу рано вставать на работу, он не высыпается, да и я тоже. Хотя на тот момент я не работала. Сходили к неврологу, вряч выписала целый список лекарств, который я ей исправно давала? Толку ноль.
Когда закончился учебный год, всё прошло. Дочь стала засыпать спокойнее.
Когда дочь училась в третьем классе, всё возобновилось. С января и по июнь всё было также, как Когда ей было 8 лет.
Сейчас дочь окончила 4 класс. С января у нас опять та же проблема. Только уже до такой степени невыносимо! Спрашивала ёё, чего она боится? Темноты? Может чего-то или кого-то ещё? Говорит, ничего не боюсь. Боюсь, говорит, что не смогу заснуть. Почему? Говорит, что сама не понимает, почему. Я два раза уходила жить на неделю к маме, потому что я просто хотела выспаться. А мама вместо меня приходила жить к нам домой. Если меня нет дома, дочь засыпает быстрее. Не кричит на весь дом, не истерит и не будит папу и бабушку. Со мной такого не бывает. Пока не накричу на нее (где-то к часу ночи терпение моё лопается и нервы не выдерживают) дочь таки уходит и засыпает. Но в этом году всё намного страшнее происходит.
К истерикам ещё прибавились навязчивые состояния. Когда ложимся спать дочь должна раз 15 пожелать мне спокойной ночи, а я должна 15 раз спокойно ответить. Она должна задать мне определенные вопросы, тоже одни и те же изо дня в день, а я столько же раз должна на них ответить. Она поправляет коврик у пастели несколько раз, очки на столе, портфель. Хотя всё стоИт ровно и поправлять это не требуется. Спрашиваю её, зачем ты это делаешь столько раз, говорит, сама не понимаю. Мне просто страшно. Что с ней? она серьёзно больна психически? что с ней происходит?
Помогите нам пожалуйста! Нет больше сил!
Детская бессонница, к сожалению, проблема довольно частая. Особенно часто наблюдается бессонница у ребенка дошкольного возраста. И родители, вынужденные заниматься ребенком во время его бодрствования, получают хроническое недосыпание. Что делать, если бессонница стала частой гостьей младенца или подростка, рассмотрим ниже.
Опасность недосыпа у малышей
Казалось бы, у маленьких детей вообще ненормированный режим сна и бодрствования, и страшного в том, что он не может спать именно ночью, нет. На самом деле бессонница (англ. “инсомния” ) способна нанести довольно сильный вред детскому здоровью.
Во время сна в организме малыша вырабатывается гормон с названием “соматропин”. Он влияет на нормальное физическое и умственное развитие и рост ребенка. Из-за недостатка сна вещества в организме меньше нормы, в результате чего младенец медленнее растет, в некоторых случаях приобретают проблемы с весом и умственным/психическим развитием.
Во время бодрствования нервная система вынуждена быть постоянно в напряжении. При недостаточном количестве часов отдыха она не успевает расслабиться и восстановиться полностью. Это негативно сказывается на общей активности ребенка:
- реакция на изменение внешних условий, обращение к ребенку окружающих людей замедляется;
- ребенок все бытовые действия совершает автоматически, не успевает их обдумать;
- мышление, учеба дается сложнее, появляются проблемы с успеваемостью в школе;
- при необходимости совершения обдуманных поступков, принятия самостоятельных решений чадо чувствует дискомфорт и впадает в некий ступор;
- при продолжительной бессоннице страдает психическое состояние — ребёнок впадает в депрессивное состояние, становится беспокойным, нервным;
- также при длительном недосыпании страдает и общее самочувствие: пропадает аппетит, изредка беспокоят головные боли, головокружение.
Хронический недосып приводит к серьезным сбоям в здоровье. Например, может возникнуть такая проблема как парасомния у детей — частичное резкое просыпание среди ночи. Поэтому важно приложить все усилия, чтобы чадо смогло спокойно спать.
Причины нарушения сна
Нарушение сна требует внимательного, тщательного лечения. А для его подбора нужно выяснить причины, повлекшие за собой такую серьезную проблему.
Обратите внимание! Дети разных возрастов по разным причинам. Поэтому в каждом случае необходим индивидуальный подход.
У грудничков и детей до 3 лет
У новорожденного нестабильный режим сна объясняется очень просто — их нервная система только формируется. Если грудной малыш большую часть времени пребывает в веселом или спокойном состоянии, достаточно много спит, но путает времена суток — причина только в еще не сформировавшихся суточных ритмах.
Но если малыш часто капризничает, спит меньше, чем бодрствует, плохо кушает — значит, причина инсомнии совсем в другом. Стоит отметить, что их может быть несколько. у грудничка могут быть следующие:
- температура окружающего воздуха слишком теплая, повышена сухость;
- недавно была смена обстановки (например, переезд);
- частый шум, который слышен в комнате ребенка, из-за чего он просто не может уснуть;
- яркий свет в детской;
- проблема в работе желудка или кишечника (например, плохо усваивается пища, вызывая чувство дискомфорта);
- появление опрелостей в сгибах тела доставляет дискомфорт, мешая спать;
- период появления зубов всегда сопровождается повышенной капризностью малыша;
- заболевания ушей инфекционной природы;
- энцефалопатия.
Малыш плохо спит в любое время суток, часто капризничает и плачет. В такой ситуации рекомендуется обратиться к педиатру, чтобы исключить какие-либо скрытые заболевания. Если заболеваний нет — значит, причина беспокойного сна в другом. Вероятно, нужно изменить на более комфортной обстановку в комнате.
Малыши в возрасте 1-3 года могут плохо спать по другой причине — они уже получили двигательный навык, и начали познавать окружающий мир. Это настолько сильно напрягает нервную систему, что заснуть становится трудно. Также малыш уже в возрасте двух лет потихоньку переходит на обычное меню взрослых, и адаптация желудочно-кишечного тракта происходит с трудом, страдая расстройством и диатезом.
Необходимо сделать ужин более легким, исключить подвижные игры за 3-4 часа до сна, чтобы нервная система успела немного успокоиться.
У дошколят
В возрасте от 3 до 5-6 лет нарушение сна у ребенка может происходить так: впервые случаются ночные кошмары, являющиеся результатом обработки мозгом полученной за день информации. Малыш уже может смотреть телевизор, общаться с другими людьми, слушать сказки. Подсознание спутывает все воедино, что в итоге становится причиной боязни темноты и страшных снов. Дети часто просыпаются с плачем, зовя родителей.
Дошколята в большинстве случаев ходят в детский сад, а как известно — именно там легче всего малыши делятся простудными заболеваниями, иногда приобретают гельминтных инвазий. При заболевании малыш чувствует неприятные симптомы, из-за которых не может уснут. Поэтому важно вовремя лечить заболевания, регулярно сдавать соответствующие анализы на исключение гельминтных инвазий.
Что касается дневной активности ребенка — в этом возрасте просмотр телевизора следует ограничить, а сказки и мультфильмы подбирать более тщательно, обходя стороной страшные сюжеты и злых персонажей.
У школьников и подростков
Причиной бессонницы у ребенка 6 лет в первую очередь становится большой объем новых впечатлений от поступления в школу и получения новой информации, в 8-9 лет адаптация к окружению.
В дальнейшем, например, у ребенка 10 лет, могут появиться причины похожей природы — боязнь экзаменов и контрольных, проблемы в общении со сверстниками, возможные проблемы семейного характера (например, ссоры родителей), и даже смерть любимого домашнего питомца может стать причиной бессонницы на несколько недель. В возрасте от 11-12 лет начинаются изменения у девочек в гормональном плане, что также может повлиять.
Причиной бессонницы также может стать одно из нарушений со здоровьем:
- заболевания сердца или сосудов;
- нарушения в работе эндокринной системы;
- нарушения работы нервной системы.
Для исключения проблем со здоровьем нужно обратиться на обследование к педиатру.
Бессонница у подростков может быть вызвана также эмоциональным напряжением — в этом возрасте довольно часто возникают ссоры с друзьями, родителями, случается первая влюбленность, высокая физическая активность и многое другое.
В этом возрасте решить причины бессонницы у подростков может помочь разговор по душам, возможно легкие успокоительные в виде травяных чаев. Если же нервное напряжение выходит из-под контроля, выливается в психические срывы, рекомендуется обратиться к специалисту в данной области — детскому психиатру.
В первую очередь нужно установить четкий график времени отхождения ребенка ко сну и бодрствования. В дневные часы нужно устраивать активные игры, слушать веселую музыку, а ближе к вечеру переходить в более спокойный режим, приглушать свет и звуки техники, даже разговоры делать тише.
Очень полезно днем проводить как можно больше времени на солнце. Это влияет на работу щитовидки и выработки ею некоторых гормонов, отвечающих за ощущение суточного ритма. На этом процессе основана фототерапия от инсомнии.
Частенько причиной плохого сна является неудобные спальные условия — жесткая подушка или матрас, узкая кровать. При устранении этих проблем сон очень быстро станет более качественным.
Перед сном важно закрепить день положительными эмоциями — объятиями на ночь, пожеланиями приятных снов. Ласка и нежность родителей лучше всего успокаивают и расслабляют малыша.
В детском возрасте медикаментозное лечение очень сильно ограничивается. Различные виды снотворного или седативные препараты детьми до 3 лет не могут употребляться.
В возрасте от 3 лет могут назначаться легкие препараты, основой которых являются растительные компоненты (Тенотен, Персен). Препараты могут быть назначены только по усмотрению доктора, возможно в редких случаях от двух лет. У подростка также возможно применение таких препаратов, а также прием травяных чаев, но не на постоянной основе, а курсами.
В остальном все зависит от причины бессонницы — при эмоциональных перегрузках рекомендуется психотерапия ребенка и родителей. При отсутствии аллергии и болезней дыхательных систем можно проводить ароматерапию в ванной с маслами.
Таблица препаратов от бессонницы для детей:
Название | Условия отпуска из аптек | Возраст | Цена |
Капли Береш Плюс | без рецепта | больше 10 кг | 160-500 руб. |
Дормикинд | без рецепта | до 6 лет | 500-700 руб. |
без рецепта | с 0 лет | 20-50 руб. | |
без рецепта | с 0 лет | 100-130 руб. | |
Пассифлора-Эдас 111 | без рецепта | с 0 лет | 100-200 руб. |
Вернисон | без рецепта | с 0 лет | |
Магне Б-6 | без рецепта | с 1 года | 400-600 руб. |
Рескью Ремеди | без рецепта | с 1 года | 700-1200 руб. |
без рецепта | с 12 лет | 200-600 руб. | |
Фитоседан | без рецепта | с 12 лет | 50-70 руб. |
без рецепта | с 12 лет | 170-700 руб. | |
Пустырник форте | без рецепта | с 12 лет | 50-200 руб. |
Валериана | без рецепта | с 12 лет | 13-200 руб. |
без рецепта | с 14 лет | 200-500 руб. | |
без рецепта | с 15 лет | 250-400 руб. | |
Реслип | без рецепта | с 15 лет | 200-300 руб. |
Тенотен детский | без рецепта | с 3 лет | 200-300 руб. |
Нотта | без рецепта | с 3 лет | 200-300 руб. |
Баю бай | без рецепта | с 3 лет | 100-200 руб. |
Морфей | без рецепта | с 5 лет | |
Дормиплант | без рецепта | с 6 лет | 300-400 руб. |
Валерианахель | без рецепта | с 6 лет | 400-600 руб. |
Нервохель | без рецепта | с 3 лет | 300-500 руб. |
по рецепту | с 8 лет | 50-400 руб. | |
Реладорм | по рецепту | с 1 года | |
Санвал | по рецепту | с 15 лет | |
Триттико | по рецепту | с 6 лет | 600-700 руб. |
Тизерцин | по рецепту | с 12 лет | 200-300 руб. |
Нозепам | по рецепту | с 6 лет | |
Тералиджен | по рецепту | с 7 лет | |
Анвифен | по рецепту | с 3 лет | 200-500 руб. |
Ноофен | по рецепту | с 8 лет | 900-1000 руб. |
по рецепту | с 4 лет | 200-500 руб. |
Профилактические меры
Главным правилом в профилактике является соблюдение правильного режима, а также здоровое питание, умеренные ежедневные физические нагрузки в виде активных игр. Стоит исключить совместный просмотр ужасов и триллеров — дети сложнее воспринимают сюжет фильма, не понимают смысла, из-за чего часто переносят увиденное в реальную жизнь.
Если причиной бессонницы может стать какое-либо заболевание, необходимо как можно скорее начать лечение. И тогда сон вскоре наладится самостоятельно, без приема тяжелых успокоительных и снотворных средств.
Восстанавливать силы, потрачены в период дневной активности лучше в период сна, когда организм ребенка отдыхает, набирается сил.
Сон считается единственным источником обеспечивающий активизацию гормона роста. Однако многие дети после дневного бодрствования не могут уснуть.
Согласно статистическим данным и социологическим опросам, было установлено, что более 25 % детей до 3-х лет имеют нарушений сон в дневное или ночное время.
Уложить ребенка спать иногда требует много усилий со стороны родителей, которые могут часами рассказывать сказки, петь колыбельные, но никакие уговоры не помогут сомкнуть глазки и погрузится в крепкий и здоровый сон.
Причины плохого сна у детей
Существует огромное количество причин, по которым ребенок не может уснуть, все они способны вызывается как физиологическими факторами, так и патологическими.
Одной из причин нарушенного сна считается детская психика, которая очень возбудимая и после активного дня не позволяет спокойно уснуть.
Беспокойный сон малыша часто проявляется вследствие неправильного и не сформованного распорядка дня, когда он поздно засыпает и поздно встает, ведет малоподвижный образ жизни.
Избавиться от несформированного дня можно только благодаря четкому произведенному режиму, где нужно уметь чередовать бодрствование со сном, который занимает большую часть отдыха.
В неправильном режиме, большая доля вины самих родителей.
Подготовка ко сну должна стать ежедневным и привычным ритуалом.
Непосредственно перед засыпанием, посидите с ребенком, почитайте сказку или расскажите интересную историю, можно включить мультфильм.
Еще одной причиной, почему ребенок не может уснуть, является плохая эмоциональная обстановка в семье, когда он ложится спать обиженным, раздражительным или взволнованный.
Не следует решать конфликтные ситуации, ругать или выяснять семейные отношения перед сном в его присутствие, лучше оставить разговор на утро.
Помимо нарушения эмоциональной обстановки, дети плохо спят при постороннем шуме, ярком свете, голоде и ряду других причин.
К патологическим особенностям способствующие нарушению сна, относятся следующие факторы и заболевания:
- нарушение работы нервной системы: стрессы, физические или психологические нагрузки;
- нарушения функциональности внутренних органов и систем;
- смена режима питания и рациона питания;
- прорезывание зубов, колики;
- нарушение температурных режимов: солнечный удар, переохлаждение;
- За 1 -2 часа до сна можно проводить вечернюю прогулку или хорошо проветривать комнату;
- Перед сном нежелательно играть активные и веселые игры;
- Исключить нервные перенапряжения;
- Питание должно быть легкое и не ставать причиной для расстройства пищеварительной системы, особенно важно не употреблять пищу непосредственно перед засыпанием;
- При отсутствии аллергии на лаванду, можно под подушку положить небольшой мешочек с этой травой. Она оказывает успокоительное воздействие.
- Можно напоить ребенка чаем из ромашки с добавлением меда.
- При ощущении страха, засыпать лучше с мамой, или папой, это поможет ощущать защищенность и безопасность.
При нарушенном процессе, важно следить за динамикой и его особенностями.
Распространенным среди детей дошкольного возраста считается ночное недержание мочи (энурез). При периодическом недержании мочи в ночное время не следует постоянно будить ребенка в туалет, это негативно отображается на состоянии нервной системы.
Часто дети во сне вздрагивают, скрипят зубами, просыпаются от кошмаров, в школьном возрасте, страдают сноговорением или сомнамбулизмом, когда во время сна может сидеть на кровати или ходить по комнате, в народе таких людей называют «лунатиками».
Данные нарушения могут встречаться в любом возрасте, за исключением новорожденных.
Причиной плохого сна у детей первых лет жизни считается невропатия, она характеризуется затрудненным засыпанием и беспокойством. При наличии данных расстройств, нужно обратиться к врачу невропатологу.
Как уложить ребенка спать
Если у малыша не наблюдаются патологические особенности сна, тогда следует придерживаться нескольких элементарных правил, которые помогут легко засыпать и с улыбкой просыпаться.
Родители должны стараться сделать сон своего чада полноценным, и здоровым. Это поможет улучшить состояние здоровья, настроение, а также позволит взрослым выспаться вместе и ним.
Одно из лучших лекарств от плохого сна, считается любовь, ласка, и забота, которые ребенок должен получать ежедневно от своих близких и родных людей.
Влияние мультфильмов на детей. Слабая детская психика и сознание. Стоит ли смотреть телевизор. Польза и вред от современных мультиков. Какой мультфильм лучше смотреть малышам. Основные позитивные и негативные факторы.
Дети и деньги, отношение родителей к карманным деньгам. Когда стоит приобщать детей к покупкам и деньгам. Цена труда — откровенный разговор с ребенком обязателен.
Почему ребенок не может уснуть?
Малыши должны спать крепко, чтобы расти здоровыми и умными. Однако не всегда младенческий сон безмятежен. Каждая мама, хоть раз да сталкивалась с тем, что ребенок не может уснуть, или его сон постоянно прерывался плачем.
Дети испытывают проблемы со сном гораздо чаще, нежели взрослые люди. Бессонница бывает не только у стариков, но и у маленьких детей. Чтобы понять, от чего Ваша кроха не спит, нужно знать некоторые физиологические особенности организма грудничка. Зная это, Вы можете помочь малютке заснуть.
- Первая причина – это голод. Новорожденный ребенок не всегда может терпеть длительные перерывы между кормлениями в ночное время. Вот он и будит мамочку своим плачем. Решить эту проблемы поможет совместный сон с грудничком. Тратя минимум усилий на изнуряющие подъемы ночью, мама в любой момент может дать грудь ребенку. Совместный сон благоприятно действует на психологическое и умственное развитие малышей. Они чувствуют маму и ощущают спокойствие.
- Вторая причина – это мокрые пеленки. Нерегулярная смена пеленок или подгузника вызывают пеленочную сыпь. Воспаленная кожа – сильный раздражитель. Ребенок может испытывать боль и жжение на кожных покровах промежности. Максимально тщательная гигиена и применение барьерных мазей или кремов не дадут развиться опрелости, а, значит и сон будет более продолжительным и спокойным.
- Третья причина – темперамент малыша. Он, просто еще не устал, или его нервная система требует больше времени на то, чтобы погрузиться в сон. Особенно сильно заметен повышенный темперамент в дневное время. Дневной сон необходим детям до трех лет в обязательном порядке. Груднички спят днем до трех-четырех раз. Если малыш еще не нагулялся, то, сколько его не качай, дневной сон ребенка не будет длительным и глубоким.
- Четвертая причина – болезни. Если кроха болеет, то самое первое, что начинает страдать – это сон. Заложенный носик при простуде не даст свободно дышать, кишечные колики мучительны для младенцев. Помимо этих причин, не давать спокойно спать, могут неврологические осложнения после родовых травм, такие как, внутричерепное давление, кривошеесть. Любые блоки и подвывихи на суставах, полученные во время тяжелых и затяжных родах, болят и не дадут прийти безмятежному сну. Если у мамочки есть подозрения на то, что ребенок не спит по этим причинам, то обязательно нужна консультация у детских специалистов. Своевременное лечение всех детских болезней очень важны для его здоровья на протяжении всей жизни.
- Пятая причина – эмоциональное состояние мамочки. Если мама много нервничает, переживает, в доме постоянные крики, то, даже если не будет других причин для беспокойного сна, ребенок никогда не будет спокоен. Психологическая атмосфера в доме растущего ребенка, закладывает в нем мироощущения, характер. А, мама – это индикатор происходящего вокруг. Если мамочка на грани нервного срыва, то малыш принимает этот мир, как враждебный, и своим криком протестует. Мама должна быть спокойной, ласковой и заботливой. В первые месяцы после родов, в этом мире ни что не должно для нее существовать, кроме ее долгожданного ребенка. Потом, когда малыш вырастет, он будет послушным и покладистым, умным и рассудительным, только по тому, что на первых порах его жизни, любящие родители оградили его психику от криков и скандалов!
- Шестая причина – это прорезывание зубов. У всех деток зубки лезут в разные возрастные периоды. Иногда это может происходить и в возрасте трех месяцев. Облегчить прорезывания можно специальными гелями для десен. И, тем не менее, есть высокая вероятность, что, пока не вылезут все зубки, Вы периодически будите сталкиваться с проблемами сна у ребеночка.
В заключении хочется сказать, что груднички не могут контролировать процесс засыпания. Поэтому, не воспринимайте его отказ спать, как протест и действие «на зло» маме. Пройдет немного времени и все встанет на свои места. Вы будите наслаждаться совместным сном, глубоким и спокойным, приносящим Вам обоим истинное наслаждение!
Вечером, перед сном надо загнуть уши и прижать их ладонями 5 раз. Затем большим и указательным пальцами как следует растирай ушные раковины во всех направления в течение минуты.
Олеся, такой активный массаж лучше делать утром, чтобы зарядиться энергией. А если ночью ты не можешь заснуть, то помогут мягкое спокойное поглаживание ушной раковины и глубокое спокойное дыхание.
mamochki-detishki.ru
Ребенок не может заснуть
С проблемой укладывания ребенка спать сталкиваются многие родители. Это связано с тем, что детская психика очень возбудима, и, наигравшись и набегавшись за день, малыш часто капризничает и долго не может успокоиться. Чтобы помочь малышу расслабиться и уснуть, детские психологи советуют сделать из процесса подготовки ребенка ко сну ритуал, который поможет крохе настроиться на засыпание.
Плач маленького ребенка является пока единственной возможностью сообщить окружающему миру о том, что с ним не все в порядке.
Однако не всегда плохой сон напрямую связан с неполадками в здоровье. Довольно часто нарушения вызваны внешними причинами. Для маленького ребенка, который еще плохо контролирует свои эмоции, причиной бессонницы или беспокойного сна может быть переизбыток впечатлений, как положительных, так и отрицательных. Изменение условий жизни тоже часто приводит к нарушению сна - переезд на новую квартиру, ребенок пошел в садик, рождение еще одного ребенка в семье - все это влияет на эмоциональное состояние малыша, тем самым отражается на сне.
Чтобы ребенок хорошо спал ночью, ему необходим дневной сон. Многие мамы после нескольких безуспешных попыток уложить спать ребенка днем, махают рукой на ситуацию. Мол, не поспит днем, значит, вечером лучше заснет. Однако дело обстоит с точностью да наоборот. Перевозбудившись за день, нервная система еще долго не дает ребенку заснуть. Вроде уже и глазки трет, и зевает во всю, но никак не засыпает. Кроме того такой ребенок и ночью спит беспокойно - ворочается, вскрикивает во сне.
Давайте рассмотрим с вами основные неприятности, которые могут помешать малышу заснуть, и провоцировать крик о помощи. Последовательно, исключая перечисленные пункты, вы, скорее всего, обнаружите причину беспокойства ребенка.
1. Ребенок голоден.
2. Ребенку неудобно: мешают пеленки, одежда, трет подгузник. Если вы пеленаете малыша, попробуйте освободить его. Иногда крохе наоборот может понравиться пеленание, своеобразная теснота напоминает о мамином животике и дарит уют и спокойствие.
3. Малышу жарко или холодно.
4. Самое частое объяснение беспокойства новорожденного ребенка-это так называемые колики.
5. У малыша режутся зубки.
6. Повышенное черепное давление всегда вызывает детские крики и бессонницу. Ответить на этот вопрос может только врач, сделав процедуру измерения давления, ЭЭГ.
Нужно добиться того, чтобы ребенок с удовольствием и без страха ложился в постель и засыпал. Совет "пусть покричит" не может быть признан лучшим выбором, так же как и привычка держать ребенка за руку, пока он уснет. Нужно научиться обращать внимание на сигналы ребенка, потому что, если он готов идти в кроватку, то он обязательно уснет. Неотъемлемой частью является ритуал отхода ко сну, иногда данная процедура может быть долгой, иногда — очень краткой. Дети, которые с удовольствием засыпают, лучше спят потом целую ночь.
Необходимо исключить просмотр телевизора ребенком. Вообще. Да, очень удобно, включить ребенку мультики, и пока он смотрит телевизор, переделать свои дела. Однако частая смена кадров очень негативно влияет на психику ребенка. Даже безобидные с нашей точки зрения мультики, которые ребенок видел не один раз, вызывает эмоциональную неустойчивость, тем самым влияя на качество сна.
Естественно, существуют грудные дети, для которых все добрые советы бесполезны и которые в течение всего первого года жизни имеют большие проблемы с засыпанием и сном. Даже если это, возможно, звучит жестоко и не нравится некоторым родителям, но ключ к решению данной проблемы находится в них самих. Большинству родителей трудно быть последовательными в действиях по отношению к своим детям, но последовательность необходима, чтобы, наконец, воцарился покой.
Наиболее частой причиной расстройств сна у детей первых лет жизни является невропатия. Как правило, она сопровождается затрудненным засыпанием и беспокойным сном. Проявлением невропатии будет и преждевременный отказ спать днем, обычно с 2-х или с 3-х лет. Психологически мотивированные нарушения сна представлены у эмоционально чувствительных детей, со склонностью к беспокойству и страхам.
При нарушениях дневного сна, недопустимы какие — либо принуждения в отношении не спящих детей, даже если они в раннем возрасте отказываются спать. Необходимо укреплять общее состояние организма ребенка, больше двигаться, а также своевременно обращаться к специалисту.
www.psychopro.ru
Днем ребенок хочет спать но не может уснуть
Моему сыну год и 1 месяц. Он просыпается утром в семь часов, потом в 10-11 часов утра засыпает на полчаса, просыпается соответственно в 10.30-11.30 и все,больше днем не спит. Потом он засыпает в восемь-девять часов вечера и спит до семи утра. Просыпается ночью иногда часто, иногда редко (4-5 раз я считаю редко), но каждый раз когда просыпается быстро опять засыпает с грудью.
После получасового сна утром,т.е. в 10.30-11.30 он просыпается невыспавшийся, трет глазки, зевает. Пыталась опять уложить его спать — безрезультатно. Обычно мы потом играем дома, в двенадцать или час дня я его кормлю и мы идем на 2-3 часа на прогулку.На прогулке он обычно сидит в коляске, иногда пускаю его побегать на полчаса (надеваю на него шлейку, но он предпочитает не сам ходить а висеть на шлейке, моих сил хватает максимум на полчаса т.к. ребенок весит 12.6 кг). Приходим домой, кормление, и пускаю его играть в комнате. Так он играет до восьми-девяти вечера, пока не уложу спать. Начал ходить без поддержки он около 10ти месяцев, сейчас бегает. Во время игр ходит по комнате, очень редко сидит спокойно и недолго (пока что-то разглядывает, например книги).
Собственно, вопрос заключается вот в чем: почему ребенок не засыпает,если хочет спать?
Он как просыпается в 10.30-11.30 невыспавшийся, глазки плывут, зевает, трет глазки, так и проходит весь день,но не спит. Такой режим у нас месяцев с 10ти. Раза три за все время удалось уложить его спать часов в пять вечера, но тогда он просыпается через полчаса и уже капризничает и ревет пока не уснет в восемь-девять вечера на ночной сон. Если не укладывать спать в пять вечера, то весь день проходит без капризов, настроение у малыша хорошее. Я бы подумала, что ему хватает сколько он спит, если бы он не тер глазки и по виду не было бы видно, что он хочет спать.
Еще хочу заметить, что он активный ребенок и перед сном он вялым не становится,все так же продолжает бегать, болтать. Перед утренним сном я его укачиваю на руках. Это происходит так: он играет, а я раз в минут 10 беру его на руки и пытаюсь укачать. Он или сам просится на руки, или я сама его беру. Если вырывается с рук, то кладу на пол, минут через 10 опять на руки, и так он один раз перестает вырываться и засыпает. На руках он засыпает обычно минут за 10. Если просто уложить на кровать, то он с нее слезает или на ней же играет (он встает на ноги и я его спускаю на пол, потому что с кровати легко упасть) и так и не уснет.Уложить так же,как я это делаю вечером, не получается, т.к. он так и не успокаивается и все продолжает играть.
Вечером я его на руках не укачиваю. Часов в семь-половине восьмого вечера я его укладываю на кровать и даю грудь. Он может поесть и сразу заснуть (что бывает редко), или поесть и потом начать играть. Я его спускаю с кровати и он играет на полу пока не начнет хныкать. Тогда я его опять кладу на кровать, даю грудь (если хочет), если он опять встает на ноги то я его опять спускаю на пол. Так продолжается пока он не уснет с грудью или не перестанет вскакивать на ноги на кровате, если он садится, то я его мягко опять укладываю в лежачее положение, и так несколько раз пока не перестанет вертеться и наконец не уснет. Таким образом обычно на то, чтобы уложить ребенка спать уходит час или два.
Спит ребенок со мной на двухспальной кровате.
Водила к нескольким неврологам, все говорят,что с ребенком все хорошо, значит, ему хватает такой сон, но вот то, что у него весь день плывущие глазки меня беспокоит.
Еще хочу заметить,что он с рождения днем мало спал, месяцев с 6ти у него такой же режим,как и сейчас плюс он еще один раз засыпал в час дня на полчаса. И всегда вид такой же невыспавшийся.
Ребёнок не хочет спать: 6 способов наладить укладывание
Укладывание спать - один из самых сложных режимных моментов в жизни с детьми. Мы не будем сегодня касаться вопросов физиологии, а поговорим о психологической стороне вопроса с точки зрения парадигмы Гордона Ньюфелда.
Очень часто родители видят, что ребенок оттягивает время сна любыми способами: ему нужно попить, поесть, сходить в туалет. Кому-то это может показаться манипуляцией, но маленькие дети - это самые искренние существа на свете, они показывают то, что есть, хотя и не могут это объяснить. Если мы посмотрим на суть этого поведения, то увидим, что ребенок по какой-то причине просто не может уснуть. Давайте попробуем понять, что же ему мешает.
Что нам нужно, чтобы уснуть? Самое главное - достичь состояния покоя. Ребёнок, который оттягивает сон, явно не спокоен, его что-то тревожит или пугает. Ребёнок может даже говорить, что боится темноты, но не сможет объяснить, что же такого страшного в темноте. Он может сказать, что у него монстры под кроватью или чудища в шкафу.
Есть книга Астрид Лидгрен про двух сестер «Мадикен и Пимс из Юнибаккена», в которой по сюжету родители однажды уезжают в поездку, а девочек отправляют на соседскую ферму с ночевкой. Все хорошо, пока дело не доходит до укладывания спать. Когда девочки зашли в комнату, где они будут спать, младшая сестра сразу же спросила, что в шкафу. Ей ответили, что там зимняя одежда.
Дальше девочки укладываются в кровати, и через некоторое время старшая замечает, что младшая еще не спит. Младшая предлагает ехать домой, потому что в шкафу привидение, но старшая понимает, что никакого привидения нет, просто младшая тоже скучает по дому и ищет способ скорее вернуться. И действительно, младшая девочка не может признаться в том, что хочет домой, потому что это сделало бы ее чересчур уязвимой.
Замечали ли вы, что если вы убедите ребёнка, что в шкафу никого нет, то он переключится на другие страхи? Эти страхи иррациональны, и поэтому они не поддаются нашим рациональным объяснениям. Астрид Линдгрен права, привидение появилось потому, что девочка скучает по дому, родителям и любимой служанке Альве.
Итак, больше всего ребёнка пугает то, что во сне он разлучается с нами; ему мешает уснуть тревога по поводу разлуки или ожидания разлуки с нами. Почему именно это, разве нет ничего важнее?
Основная потребность любого ребенка - это потребность в привязанности, это хорошие отношения с близким взрослым. Привязанность - это отношения, характеризующиеся стремлением к близости и ее поддержанию. Нужно понимать, что привязанность - это главная потребность, она значительнее, чем голод. Если мой муж куда-то пропал (хотя он обычно приходит домой вовремя), а телефон не отвечает, то я начну тревожиться. Разве я смогу в такое время думать о еде? То же самое бывает у детей. Разлука, ожидание разлуки оказывается тем, что тревожит ребенка.
Структура привязанности
Давайте посмотрим, как выглядит привязанность. Гордон Ньюфелд создал модель привязанности из 6 последовательно расположенных уровней. В течение первых 6 лет жизни ребенок будет каждый год проявлять новый способ привязанности, если для этого созданы хорошие условия.
Ньюфелд выбрал аналогию с растением. Над землей мы обычно видим только само растение, но знаем, что оно врастает в землю корнями. Это похоже на привязанность у людей: мы видим ее результат, но не видим самой привязанности. Если корни плохие и слабые, то растение не будет хорошо развиваться. Как и у растения, у нас уходит много энергии на наши привязанности.
Первый уровень - привязанность через ощущения
Мы стремимся находиться в контакте, в близости с теми, к кому привязываемся, видеть, слышать, чувствовать их запах. Это стремление к единению.
Ко второму году жизни корни углубляются, начинается подражание, имитация, ребёнок пытается нас копировать, если он к нам привязан. Дети стремятся быть похожими на нас. Я помню, как мой старший ребёнок в этом возрасте старательно писал бумаги, пытаясь копировать папу. Дети стремятся помогать нам в этом возрасте, они становятся старательными помощниками по хозяйству. Это сильнейшее стремление подражать.
К третьему году жизни появляется привязанность через принадлежность, преданность
Ребенок хочет принадлежать нам и хочет обладать нами. Он начинает говорить: «Это моя мамочка, это мой папочка». Ребенок становится ревнивым, собственником. Я помню, что в детстве мне хотелось такие же немного кривые мизинцы, как у мамы и бабушки, я чувствовала, что иначе я какая-то не такая, как все, к тому же у моей младшей сестры мизинцы были такие же, как у них, и это было ужасно. Я все время ходила и загибала свои мизинцы, чтобы стать как они все.
Вслед за принадлежностью приходит преданность. Ребенок принимает нашу сторону, слушается нас, не задумываясь, верно это или нет. Нам становится легче управлять им. Это одна из причин, почему ребёнок должен быть привязан к нам.
Четвертый уровень - привязанность через значимость
Это уже более уязвимый «корешок», здесь мы заходим на территорию, где ребёнка легко ранить. Если мы хотим быть значимыми, нас легко ранить. Ребёнок к четвертому году понимает, что мама и папа близки с теми, кто им дорог, а значит, стать дорогим - это способ стать близким. Мои дети всегда расцветают, когда я им рассказываю истории об их детстве, показываю фотографии и т.д. Еще им нравится, когда я покупаю для них любимую еду, они чувствуют, что я купила это специально для них. Я специально стараюсь запоминать их любимые вещи, то, что они хотят.
В пять лет, если все развивается так, как нужно, корни привязанности опускаются в самое сердце - уровень любви
Ребёнок по-настоящему отдает нам свое сердце, начинает искренне говорить «я тебя люблю». Мы чувствуем его уязвимость при этом, потому что он рискует, что сердце будет разбито. Ребёнок обычно начинает рисовать сердечки в этом возрасте. У меня целая коллекция этих сердец от моих детей – в виде открыток, рисунков, поделок и т.д.
Затем, если все идет как надо, то к 6 годам ребёнок привязывается через познанность
Ему хочется всем делиться, раскрывать все свои секреты. Я помню, как мой старший ребенок признавался мне, что съел конфету, которую ему было нельзя. Меня очень тронуло, что он не смог держать это в секрете от меня. К этому возрасту близость становится психологической. Тогда нам кажется неправильным, если что-то встает между нами.
Тревога привязанности
Теперь мы знаем, как выглядит привязанность, поэтому сможем понять, что такое тревога привязанности. Это все то, что нам угрожает. Давайте пройдемся по тем же уровням:
1. Угроза не быть вместе, не быть рядом. Если ребёнок привязан только на этом уровне, то он будет ощущать огромную тревогу, когда мы попытаемся уйти, оставить его одного. Когда мой старший ребенок был младенцем, я не могла оставить его ни на минуту, он постоянно должен был видеть меня.
2. Угроза не быть похожим . Многие дети тревожатся, когда чувствуют, что они отличаются. Даже в детской литературе встречается этот мотив, вспомните «Гадкого утенка». В конце сказки утенок нашел тех, на кого он похож, и тем самым проблема была решена.
3. Угроза не принадлежать. Например, когда мама и папа не принимают сторону ребёнка, это тоже разделение. Многие помнят по своему детству, как неприятно, когда родители принимают сторону учителей или воспитателей. Разделение происходит и тогда, когда ребёнок разрывается между мамой и папой, которые ссорятся.
4. Угроза не быть значимым , не чувствовать свою важность и нужность.
5. Угроза не быть любимым, не ощущать эмоциональной теплоты, не видеть радости в глазах любимого человека.
6. Угроза не быть познанным, понятым близким человеком.
Способы успокоить тревогу ребенка перед сном
Теперь, когда мы поняли, как ребёнка может тревожить разлука, мы можем подумать о том, как сохранить у него чувство близости перед сном, чтобы он успокоился.
Это самый простой способ: лежать вместе с ребёнком или сидеть с ним рядом. Для себя я сделала выбор спать вместе с детьми, пока они маленькие. Перед рождением старшего я прочитала, что совместный сон полезен и безопасен. Я пыталась уложить ребёнка в кроватку, но это оказалось совершенно невозможно. Я пробовала разные способы: например, пыталась его переложить, когда он засыпал на руках, но он все равно просыпался, как только касался кровати. В результате я перестала мучить ребенка и стала спать с ним в своей кровати.
Что еще относится к ощущениям? Например, грудное вскармливание, если оно есть. Постепенно оно может заменяться на поглаживание по спинке, объятия, какой-то физический контакт. Сейчас перед сном я читаю детям книжки, это тоже продление контакта через ощущения, потому что они слышат при этом мой голос. К ощущениям относится также пение колыбельных. Когда я была маленькая, папа играл мне на гитаре. Это тоже можно отнести к ощущениям.
Например, мы можем делать что-то одинаковое перед сном. Я надеваю пижамку, ребенок тоже надевает пижамку. У нас могут быть даже одинаковые или похожие пижамки. Когда мои дети едут с ночевкой к бабушке и дедушке, они слушают там проигрыватель с теми же пластинками, которые я слушала в детстве. Таким образом они ощущают, что они такие же, как я.
3. Через принадлежность
Мы можем давать ребёнку что-то свое: свою одежду, например. Мой старший ребёнок берет в кровать один из моих платков, потому что ему приятно ощущать, что с ним моя вещь.
Тут могут быть какие-то записочки, которые мы подкладываем под подушку ребенка, чтобы он утром прочитал, и ему было приятно. Я видела еще, как укладывают спать книжку под подушку, а с утра ее достают и читают вместе. Еще можно вести разговоры перед сном, вспоминать о детстве ребёнка. Дети очень любят слушать, как они появились на свет. Можно также вспоминать, что хорошего произошло за день.
5. Через эмоциональную близость
Это то, посредством чего мы можем наполнить ребёнка перед сном своей любовью. Это может быть массаж, специальные ванны с пеной, отдельное время, проведенное вместе. Это то тепло, которое ребёнок чувствует в нашем голосе, радость и блеск в глазах. Конечно, родителям может быть трудно, потому что они сами устают, но дети очень быстро почувствуют, если мы будем укладывать их без радости в глазах и голосе.
Если я буду укладывать ребёнка с легким раздражением, он это сразу же увидит, напряжется и будет тревожиться. С дочкой тоже замечала: если я долго ей не занимаюсь, например, работаю, то она довольно раздраженным голосом просит меня что-то сделать. Тут я взяла за правило: сразу же делать то, что она просит, если у меня есть силы, при этом с теплотой и радостью. Если бы я сделала это с раздражением, то ничего хорошего бы не было. Это требует, конечно, определенных усилий.
6. Через психологическую близость
То, что мы делаем в нашей семьей вместе с детьми, мы вырабатывали довольно долго. Сначала были сложности, но постепенно у нас начало получаться.
Перекрывая время разлуки
Давайте посмотрим, как еще мы можем перекрывать время разлуки во сне.
Перекрывание - это такая практика привязанности, которую мы интуитивно используем ежедневно, когда говорим «до свидания», «до завтра». Когда я ухожу из дома, я говорю детям, что вернусь во столько-то, что мы вместе почитаем книжку, чтобы наконец узнать, что же случится в следующей главе. Также мы придумали с детьми такой ритуал: я брызгаю себя и их своими духами, когда ухожу. Получается привязанность на трех уровнях: физическом (запах), на уровне похожести (одни и те же духи), на уровне принадлежности (эти духи мне принадлежат). Детям это очень нравится.
Осенью я уезжала из дома на 4-5 дней, это было первое длительное расставание с детьми. Я оставила детям письма на каждый день, в которых рассказывала, что я делаю в тот момент, когда они читают это письмо. Я писала, как я скучаю, рисовала картинки. Дети открывали каждый день новое письмо и видели, что со мной происходит. В последнем письме была картинка, на которой я сажусь на поезд и выезжаю домой, к ним. Таким образом, эти письма послужили мостиком между нами. Когда нас ждет разлука, разделение, нам нужно подумать о ритуале перекрывания, о том, как я могу обратить внимание ребёнка на воссоединение, на следующую встречу, а не на разделение.
Вернемся к теме сна. Мы уже поговорили о том, как мы можем продлевать ощущение близости, а теперь посмотрим, как нам не дать ребенку столкнуться с разделением. Нам нужно понять, сколько разделения может выдержать наш ребёнок, что ему по силам, а затем переместить фокус на воссоединение.
Я часто перед сном говорю своим старшим детям, что увижу их во сне. Мне и правда иногда снятся дети, а утром я им рассказываю об этих снах. Это может быть целый семейный ритуал. В Провансе есть такая традиция: перед сном семья накрывает стол к завтраку, таким образом они сосредотачиваются на воссоединении, на совместном приеме пищи, на том, как они все вместе будут с удовольствием завтракать и разговаривать. Я говорю детям перед сном, что мы с ними будем делать завтра. Если я еще не придумала, что именно мы будем делать, то я говорю, что мы будем завтра делать «что-то интересненькое». Смысл здесь в том, чтобы направить взор ребёнка на следующий день, когда мы будем вместе, а не на разделение.
Это все подходит для достаточно больших детей, которые уже могут справиться с разделением. Если ребенок еще маленький, младше 3-4 лет, или если он не может выдержать и 5 минут разлуки, мы можем ставить таймер и приходить периодически к нему в комнату, пока он не уснет. Своим старшим детям я таймер не ставлю, но говорю им, что еще обязательно зайду их проведать, и заглядываю в их комнату несколько раз, пока они не уснут.
Как в нашем обществе чаще всего принято бороться с проблемой укладывания? Чаще всего предлагают использовать разделение, приучать ребёнка оставаться одному. Это может работать в отдельных случаях, но мы должны задумываться, какой ценой это работает, ведь разлука - это самое тревожное чувство.
В нашем обществе изменилось понимание того, что такое здоровый сон. Людям кажется, что глубокий беспробудный сон - это норма для младенца, но это не так. Он должен спать периодами и обязательно просыпаться через определенные промежутки.
Если младенец спит в отдельной комнате, и у него действительно глубокий сон, то это просто защита от разделения. Мозг включает защиту и уходит в глубокий сон. Для него это нехорошо.
Мы должны не сталкивать ребёнка лицом к лицу с разделением, а напитывать его контактом и близостью с нами. Кстати, в книге «Мадикен и Пимс» младшая сестра все-таки настояла на том, чтобы поехать домой. Дома девочек встретила любимая служанка Альва, и они спокойно уснули.
Я хотела затронуть еще один важный момент, который Линдгрен хорошо подметила: дети только к вечеру осознают свою тоску по родителям, а днем они веселятся. К вечеру у нас действительно накапливаются эмоции, и это мешает нам уснуть. Может накапливаться тревога, фрустрация (досада из-за того, что что-то не получается), поэтому некоторым детям по вечерам требуется сброс эмоций. Мой старший ребёнок любит перед сном возиться и играть с папой.
В знакомой семье дети перед сном скачут на диване, пока не выплеснут все, что накопилось. Это не универсальный совет, потому что некоторые дети могут от этого, наоборот, перевозбуждаться. Если мы не видим у ребёнка потребности скинуть свои эмоции, то не нужно ему это навязывать. Надо смотреть по своему ребёнку.
Что нам мешает уложить ребёнка спать?
Какие могут быть сложности с укладыванием с нашей стороны?
Лежим мы с ребёнком, а он все никак не уснет, а мы мечтаем, что сейчас посидим с мужем или попьем чай на кухне, посмотрим кино и т.д. Ребёнок всегда считывает наше напряжение и засыпает хуже, чем обычно. Ребёнок чувствует, что мы не с ним, а где-то в своих мыслях, и ощущает при этом разделение.
Сложность с уравновешиванием наших импульсов к вечеру
Днем нам несложно уравновесить свое раздражение, сдержать себя. Утром нам это совсем легко, если мы выспались и позавтракали и полны сил. К вечеру способность к уравновешиванию негативных эмоций улетучивается. Это закономерно, потому что за день мы устаем. Мои ожидания, что ребёнок быстро уснет и я смогу уделить внимание себе - это голод по заботе о себе, потребность сбросить груз ответственности.
Мне помогает выпить чаю перед тем, как начать укладывать детей спать, или каким-то иным образом позаботиться о себе, чтобы расслабиться. Пока я отдыхаю, дети проводят время с папой, чистят зубы и т.д. Кроме того, меня очень наполняет чтение книг детям, я стараюсь выбирать книги, которые мне самой интересны, тогда эта часть ритуала становится для меня удовольствием и отдохновением. Если же я не успею ни позаботиться о себе, ни почитать детям интересную книжку, тогда мне труднее справиться со своим раздражением непосредственно при укладывании.
Нам очень важно быть заботливыми родителями, потому что только тогда ребёнок сможет успокоиться и уснуть. Перечисленные сложности будут присутствовать, мы должны ожидать их, быть готовыми к ним, чтобы предпринять какие-то меры и найти способ поддержать себя и успокоить своего ребёнка. Мы не должны ожидать от себя идеального спокойствия и самоконтроля к вечеру. Тогда мы заметим, что потихоньку станем менее раздражительными и более уравновешенными.
1. Как укладывать ребёнка спать без груди? Допустим, маме нужно уехать на несколько дней, лечь в больницу, или она просто хочет свернуть грудное вскармливание.
Напомню: грудное вскармливание - это уровень ощущений. Если мы будем давать ребёнку близость на уровне ощущений другим образом, то это поможет. Если мы будем отучать ребенка от ГВ, то ему понадобится в первое время гораздо больше ощущений, чем обычно. Нужно будет больше его обнимать, делать массаж, насыщать телесным контактом.
Перед сном можно постепенно сокращать время кормления, делать так, чтобы ребёнок засыпал уже не непосредственно на груди. Я замечала на своих детях, что, когда они готовы, они сами начинают отворачиваться от груди и засыпать. Когда мои дети были уже достаточно большие, я иногда гладила их по спинке, заменяя таким образом часть времени кормления.
Можно переключить ребёнка на что-то другое. Если будет совсем тяжело, то можно подключить папу. Папа точно справится. Вернется ли ребёнок к груди потом? Если ребёнок маленький, то он легко вернется.
2. Трехлетняя дочь сопротивляется сну даже в объятиях. Мама предполагает, что у дочки активный период, и ей жалко времени на сон.
Это скорее вопрос физиологии сна. У некоторых детей надо отслеживать малейшие признаки того, что они хотят спать, и начинать их укладывать уже в этот момент, иначе они перевозбудятся, и начнется следующий цикл возбуждения, когда дети не хотят спать. У других детей этот процесс занимает больше времени: сначала они начинают зевать, потом тереть глазки и т.д., у них этот процесс растянут во времени.
3. Обязательно ли укачивать ребёнка, лежать с ним рядом, когда он засыпает? Не достаточно ли просто поиграть с ребенком, накормить его?
Нам надо понять, сможет ли ребёнок это выдерживать. Игры я бы не стала применять, потому что это возбуждает, а, как правило, нужно, наоборот, что-то успокаивающее. Укачивания лично я не считаю обязательными, мои дети засыпали просто спокойно лежа рядом со мной, им этого было достаточно. Но не всем детям этого достаточно, кому-то необходимы укачивания.
Нужно смотреть по своему ребёнку, может ли он сам уснуть. Такое тоже бывает, если ребёнок очень спокойный.
4. Детям 2,5 и 4,5 года, учим их сейчас спать отдельно, а младший все равно ночью приходит ко мне.
Если ребёнок доставляет вам дискомфорт, когда приходит, то можно переложить его, когда он уснет. Нам сейчас, например, тесновато в кровати со средней девочкой, если она к нам приходит, что изредка случается. Можно заранее предупредить ребёнка, что если он проснется, а нас рядом не будет, то у него всегда есть рядом наша вещь: ночная пижама с нашим запахом, рубашка, что-то другое; или можно сказать, что ребёнка будет ждать книжка, пусть он сразу зовет маму, если проснулся утром один, и они почитают вместе книжку.
Главное - смотреть на ребёнка. Если он очень чувствительный, то может обидеться, ему будет тяжело в этой ситуации. Если же ребёнок не очень чувствительный, то, вероятно, он спокойно это перенесет.
Надежда Шестакова, мама троих детей (сыну 10 лет, дочкам – 7 и 5 лет), студентка преподавательской программы Института Ньюфелда, ведущая группы поддержки «Заботливая альфа в Санкт-Петербурге», модератор сообщества «Заботливая альфа», переводчица (в том числе перевела книгу Деборы Макнамары «Покой, игра, развитие») .
Если вы заметили в тексте ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или эту ссылку , чтобы сообщить нам.