Развитие жировой ткани. Конспект: Типы тканей в организме человека

08.10.2015 4348 498 Гладкова Елена Николаевна

Цель урока: сформировать у школьников знания об основных тканях человека.
Задачи урока:
1. расширить понятие о тканях; сформировать представление о строении и функциях эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей, раскрыть связь строения и функции на примере этих тканей;
2. совершенствовать навыки работы с микроскопом, продолжить развивать умения рассуждать, систематизировать полученную информацию, рассказывать по рисункам, самостоятельно делать выводы;
3. воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: таблица «Ткани», микроскопы, микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Виды соединительной ткани», «Мышечная ткань», «Нервная ткань»,
Тип урока: урок формирования новых знаний
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Постановка целей и задач.
III. Актуализация опорных знаний.
Тест. 1 - Задание
1.Ядро клетки содержит: А) ядерный сок В) цитоплазму С) лизосомы Д) митохондрии
Е) ЭПС F) клеточной мембраной.
2. Функция митохондрий – это:
А) синтез белков В) окисление органических веществ С) синтез липидов
Д) синтез органически веществ Е) синтез крахмала
3. Синтез белков происходит в
А) цитоплазме В) лизосомах С) вакуолях Д) рибосомах Е) гладкой ЭПС
4. В клетках человеческого организма содержатся:
А) 48 хромосом В) 46 хромосом С) 44 хромосомы Д) 23 хромосомы; Е) 22 хромосомы
5. «Пищеварительная» функция характерна для
А) ядра В) митохондрий С) лизосом Д) ЭПС Е) мембраны
6. Главная роль ДНК в клетке – это: А) образование клеточной мембраны
В) накопление питательных веществ С) образование белков Д) хранение и передача наследственных признаков; Е) защита клетки.
7. Ферменты – это:
А) белки, замедляющие химические реакции в клетке
В) нуклеиновые кислоты, ускоряющие химические реакции в клетке
С) углеводы, ускоряющие химические реакции в клетке
Д) липиды, ускоряющие химические реакции в клетке
Е) белки, ускоряющие химические реакции в клетке
8. Наука о клетке – это
А) цитология В) биология С) гистология Д) анатомия Е) гигиена
9. Способность клетки реагировать на изменение окружающей среды – это:
А) рост В) размножение С) раздражимость Д) развитие Е) дыхание
10. Бывает гладкая и гранулярная (шероховатая):
А) лизосомы В) ЭПС С) ядро Д) митохондрии Е) цитоплазма
Коды ответов:
1 – А 2- В 3 – Д 4- В 5 – С 6 – Д 7 – Е 8 – А 9 – С 10 – В
2 -Задание
Перепишите текст, вставляя пропущенные слова:
Основные части любой клетки - … и …. В ядре расположены нитевидные образования - …. Клетка покрыта …. В цитоплазме расположены мельчайшие структуры - …. . … называют «силовыми станциями» клетки. Белки образуются в … . Эндоплазматическая сеть бывает … и …. Также к органоидам клетки ещё относятся …, … ….
(Ответы: цитоплазма, ядро, хромосомы, оболочка, органоиды, митохондрии, рибосомы, гладкая, шероховатая, лизосомы. Комплекс Гольджи, клеточный центр).
Взаимопроверка. Шкала оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1- 3 ошибки
«3» - 4- 6 ошибок
«2» - более 6 ошибок
Изучение нового материала.
А). Характеристика тканей.
Как называется наука о тканях? (гистология).
Вспомните определение «ткань»?
Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением (запись в тетрадь).
В организме человека различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная.
Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.
Заполнить таблицу «Особенности тканей»
Ткани Разновидности Функции Особенности строения Месторасположение
Эпителиальная Однослойный, многослойный, железистый,
мерцательный Защитная, секреторная, всасывающая клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации) Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела
Соединительная
Костная

Хрящевая

Жировая ткань

Эластичная соединительная ткань
Опорная, защитная, кроветворная
Опорная, защитная
Дыхательная, транспортная, защитная

Запасающая, защитная

Опорно-защитная Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей Скелет

Органы дыхания, ушная раковина, связки

Полость сердца и кровеносных сосудов
Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма
Мышечная
Гладкая,

Поперечнополосатая,

Сердечная Сократительная

Сократительная

Сократительная Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром

Длинные многоядерные волокна

Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы

Сердце
Нервная Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна
Группы тканей человеческого организма
Группа тканей Виды тканей Строение ткани Местонахождение Функции
Эпителий Плоский

Железистый

Мерцательный (ресничный)

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно примыкают друг к другу.

Однослойный. Покровный.
Железистые клетки, вырабатывающее секрет.

Однослойный. Железистый.
Состоит из клеток с многочисленными волосками (ресничками). Однослойный. Покровный. Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов, плевра, брюшина.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути, спинномозговой канал, желудочки мозга, яйцеводы

Покровная, защитная, выделительная (газообмен, выделение мочи).

Выделительная (выделение пота, слез), секреторная (образование слюны, желудочного и кишечного соков, гормонов).

Защитная (реснички задерживают и удаляют частицы пыли), организует ток жидкости, перемещение яйцеклетки.
Реабсорбция при образовании вторичной мочи, выделение слюны, секретов с гормонами. Слизистая оболочка желудка и кишечника. Защитная, покровная, терморегулирующая. Растягивается у органов, изменяющих свой объем.
Нервная Нервные клетки (нейроны)

Нейроглия Тела нейронов разнообразные по форме и величине, до 0,1мм в диаметре.

Короткие отростки нейронов-древовидно- ветвящиеся дендриты.
Длинные отростки нейронов – дендроны длиной более 1м.
Нервные волокна – аксоны (нейриты)-длинные выросты нейронов до 1м длины. В органах заканчиваются ветвистыми нервными окончаниями.

Нейроглия состоит из клеток нейроцитов. Образуют серое вещество головного и спинного мозга.
Соединяются с отростками соседних клеток.
Соединяют рецепторы с телом чувствительного нейрона по центро-стремительному нерву.
Нервы перифериической нервной системы, которые иннервируют все органы тела.
Находятся между нейронами. ВНД. Связь организма с внешней средой. Центры условных и безусловных рефлексов.
Нервная ткань обладает свойствами возбудимости и проводимости.

Передают возбуждение одного нейрона на другой, устанавливая связь между всеми органами тела.

Передают возбуждение от рецепторов по чувствительным нейронам к нервной клетке (телу нейрона)
Проводящие пути нервной системы. Передают возбуждение от нервной клетки к периферии по центробежным нейронам.

Опора, защита, питание нейронов.

Соедини-тельная Плотная волокнистая
Рыхлая волокнистая
Хрящевая (гиалиновая, эластическая волокнистая)
Костная компактная и губчатая

Кровь и лимфа Группы плотно лежащих волокон, состоящих из белка коллагена, почти без межклеточного вещества

Рыхло расположенные волокна и клетки, переплетающиеся между собой. Межклеточное вещество бесструктурное, с тучными и жировыми клетками.

Живые круглые или овальные клетки хондроциты, лежащие в капсулах.

Живые клетки остеоциты с длинными отростками, соединенными между собой. Коллагеновые волокна. Межклеточное вещество – неорганические соли кальция и фосфора, белок оссеин.

Жидкая соединительная ткань. Состоит из форменных элементов и плазмы (жидкости с растворенными в ней органическими и минеральными веществами). Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы, кровеносные сосуды, брыжейки.

Межпозвонковые диски, хрящи, гортани, трахей, ребер, ушная раковина, поверхность суставов, основания сухо-жилий, скелет зародыша.

Кости скелета.

Кровеносная и лимфатическая системы всего организма. Покровная, защитная, двигательная.

Соединяют кожу с мышцами, поддерживает органы в организме, заполняет промежутки между органами. Участвует в терморегуляции тела.

Сглаживает трущихся поверхностей костей. Защита от деформации дыхательных путей, ушных раковин. Присоединение сухожилий к костям.

Опорная, защитная, двигательная, кроветворная.

Разносит кислород и питательные вещества по всему телу. Собирает углекислый газ и продукты диссимиляции. Обеспечивает постоянство внутренней среды, химический и газовый состав организма. Защитная (иммунитет – выработка антител). Регуляторная (гуморальная – разносит гормоны).
Мышеч-ная
Попоречнопо-лосатая Многоядерные волокна цилиндри-ческой формы длиной до 10см, исчерченные поперечными полосами (нитями актина и миозина). Скелетные мышцы, сердечная мышца
(у этой мышцы волокна соединены вставочными дисками) Имеет свойства возбудимости и сократимости. Произвольные движения тела и его частей, мимика лица, речь (подконтрольная соматической нервной системы). Непроизвольные сокращения (автоматия) сердечной мышцы для проталкивания крови через камеры сердца (эта мышца подконтрольная вегетативной нервной системы).
Гладкая Одноядерные клетки с заостренными концами длиной до 0,5мм Стенки пищеварительного тракта, кровеносных и лимфатических сосудов, мышцы кожи. Имеет свойства возбудимости и сократимости. Непроизвольные сокращения стенок внутренних полых органов. Поднятие волос на коже. Подконтрольная
вегетативной нервной системе.
Закрепление:
1. Гистология – наука о тканях.
2. Ткань - группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением.
3. Эпителиальная ткань - клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало. Виды: железистый, однослойный, многослойный, мерцательный (ресничный). Функции: защитная, всасывающая, секреторная.
4. Соединительная ткань - клетки расположены рыхло, сильно развито межклеточное вещество. Виды: костная, хрящевая, жировая, кровь, волокнистая. Функции: опорная,
защитная, кроветворная, запасающая, дыхательная, транспортная.
5. Мышечная ткань – образована мышечными волокнами, способна возбуждаться и сокращаться. Виды: поперечнополосатая (скелетная и сердечная) и гладкая.
Функция: сократительная.
6. Нервная ткань – состоит из клеток с отростками. Способна возбуждаться и передавать возбуждение.
7. Что такое ткань?
8. Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.
9. Какие виды соединительной ткани вы знаете?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Открытый урок

По биологии

На тему:

«Ткани»

Подготовила учитель биологии

МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская»

Габанова Залина Владимировна

План-конспект урока по теме «Ткани»

Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная : раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая : развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная : воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Тип урока:

По дидактическим целям: изучение нового материала с элементами лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа, и компьютерной поддержки.

Формы работ : индивидуальная,

групповая.

Оборудование:

1. Микропрепараты ткани:

а). гладкая мышечная ткань;

б). поперечно-полосатая ткань;

в). однослойный эпителий;

г). нервные клетки;

д). гиалиновый хрящ;

е). костная ткань;

ё). рыхлая соединительная ткань;

ж). кровь человека;

2. Школьные микроскопы.

3. Цифровой микроскоп.

4. Компьютер

5. Телевизор.

6. Таблица: «Ткани»

Ход урока:

1 . Орг. момент. Запись в дневник домашнего задания $.3, оформить лабораторную работу.

II . Теоретическая часть.

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань- это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань - самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3 . Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4 . Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

III Практическая часть с пояснениями учителя и компьютерной поддержкой.

    Просмотр микропрепаратов ткани под микроскопом. Используя

цифровой микроскоп.

А) Изучить гладкую мышечную ткань.

Б) Изучить поперечно полосатую мышечную ткань.

В) Изучить однослойный эпителий

Г) Изучить нервную ткань (нервные клетки)

Д) Изучить гиалиновый хрящ

Е)Изучить костную ткань

Ж)Изучить рыхлую соединительную ткань

З)Кровь человека

2) Сделать зарисовку тканей, обозначить их составляющие

IV Закрепление изученного материала

Используя учебник Батуева А.С. заполнить таблицу стр.15

Ткани и их функции

Название

Строение

(описание)

Функции

Расположение в организме

V Вывод

В выводе необходимо раскрыть связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями и местом расположения в организме, то есть с системой органов.

VI Итог урока

Вывод учителя:

В зависимости от выполняемых функций и места положения тканей в процессе эволюции сформировались некоторые приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это привело к дифференциации тканей и последующей классификации.

Эпителиальные

А) Железистые (железы)

Б)Покровные (дерма, слизистые оболочки)

В)Полостные(органы внутренней полости)

Мышечные

А)Гладкие (органы внутренней полости)

Б)Поперечно-полосатые:

Скелетные

Сердечные

Соединительные

А)Опорно-механические (хрящевая, костная, жировая)

Б)Трофическо-защитные (кровь, лимфа)

Нервная ткань

Литература

    Ю. П. Антипчук «Гистология с основами имбриологии. М., «Просвещение» 1983г

    М. Л. Анастасова. О. В. Казакова «Развитие общебиологических понятий» М., «Просвещение» 1967г

    М. Б. Беркипблит А. В. Жердев «Задача по физиологии человека и животных» М., «Мирос» 1995г

    А. С. Батуев «Биология. Человек» М., «Дрофа» 2001г

    Л. Г. Воронин Р. Д. Маш «Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека». Книга для учителя М., «Просвещение» 1983г

    И. С. Гильбо «Знаете ли вы себя?» Ленинград «Медицина» 1973г

    Р. Д. Маш А. Г. Драгомилов «Биология. Человек» Методическое пособие М., «Вента Граф» 2005г

    Р. П. Самусев, В. Я. Липченко «Атлас анатомии человека М., «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» 2004г

Цель урока: ознакомить учащихся со строением эпителиальной и соединительной тканей.

Тип урока: раскрывающий содержание темы

Вид урока: урок лабораторной работы

Задачи:

Образовательная:

Сформировать понятия: ткань, эпителиальная ткань, соединительная ткань;

Продолжить формировать понятия: клетка, межклеточное вещество, виды соединительной ткани: хрящевая, костная, жировая, кровь.

Развивающая:

Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, микроскопом и микропрепаратами;

Продолжить развитие трудолюбия через заполнение дидактической карточки.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методы:

    Словесные (беседа, рассказ, объяснение);

    Наглядные (демонстрация рисунков в учебнике);

    Практические (работа с учебником, микроскопом, дидактической карточкой).

Оборудование: микроскопы с разрешением 160 и выше, микропрепараты «Однослойный эпителий почечных канальцев кошки», «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань», учебник, дидактический материал.

Литература: Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.

Этапы урока:

    Организационный момент

    Изложение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Задание на дом

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего нашего занятия «Ткани. Эпителиальные и соединительные ткани под микроскопом». По этой теме мы выполним лабораторную работу. Прежде чем начать делать лабораторную работу, я отмечу отсутствующих (отметка отсутствующих). Откройте рабочие тетради и запишите сегодняшнюю дату, тему урока.

Изложение нового материала

Учитель: В многоклеточном организме группы клеток приспособлены к выполнению определенных функций. Такие группы клеток, сходных по строению и происхождению, выполняющих определенную функцию и соединенных между собой межклеточным веществом, называют тканью.

У человека, как и у животных, выделяют четыре типа тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную.

Эпителиальные ткани . Эпителиальные ткани образуют поверхностные слои кожи, слизистые оболочки внутренних органов (пищеварительного тракта, дыхательных и мочевыводящих путей), образуют многочисленные железы, выстилают изнутри сосуды.

Эпителий кожи, роговицы глаз защищает от неблагоприятных внешних воздействий, а эпителий желудка, кишечника предохраняет их стенки от действия пищеварительных соков. Через кишечный эпителий питательные вещества всасываются в кровь, а в легких через клетки эпителия осуществляется газообмен.

Железистые эпителиальные клетки выделяют различные вещества (секреты). Железистый эпителий образует железы. Различают железы внешней и внутренней секреции.

У первых секрет выделяется через специальные протоки на поверхность тела или в полость тела (таковы, например, потовые, слюнные, молочные железы). Железы внутренней секреции не имеют протоков, и их секрет (гормон) выделяется непосредственно в кровь.

Несмотря на многообразие функций, эпителиальные ткани имеют ряд характерных особенностей. Их клетки плотно прилегают друг к другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо. Клетки эпителиальных тканей при повреждении быстро замещаются новыми.

Соединительные ткани . В организме человека различают несколько видов соединительной ткани, на первый взгляд очень разных: хрящевая, костная, жировая, кровь. Их строение и функции различны, но все они имеют хорошо развитое межклеточное вещество. Межклеточное вещество в зависимости от выполняемой тканью функции может быть различным. Так, у крови оно жидкое, у костей - твердое, у хрящей - упругое, эластичное.

Соединительные ткани выполняют различные функции. Волокнистая соединительная ткань заполняет промежутки между органами, окружает сосуды, нервы, мышечные пучки, образует внутренние слои кожи - дерму и жировую клетчатку. Опорную, механическую функцию выполняют костная и хрящевая ткани. Кровь выполняет питательную, транспортную и защитную функции.

Задание 1. Рассмотрите микропрепарат «Однослойный эпителий почечных канальцев кошки» сначала при малом, а затем при большом увеличении. Отметьте особенности строения данной ткани (форму клеток, их расположение, особенности их соединения). Зарисуйте основные структуры однослойного эпителия, обозначив все перечисленные детали его строения.

Порядок описания препарата

Результаты наблюдения

Название препарата

Однослойный эпителий почечных канальцев кошки

Тип ткани

Эпителиальная

Местонахождение ткани

Стенки канальцев, в которых образуется моча, на поперечном сечении имеют вид прозрачных кружков и эллипсов

Тип клеток

Однотипные

Расположение клеток

Выстилают стенку канальца, образуя сомкнутый ряд

Вид клеток и ядра

Клетки цилиндрической формы, ядро одно, крупное

Еле заметная полоска позади клеточного ряда, бесструктурная

Рисунок ткани

Задание 2. Рассмотрите микропрепарат «Гиалиновый хрящ», «Костная ткань» под микроскопом. Отметьте особенности строения этих тканей (форму клеток, их расположение, особенности их соединения). Зарисуйте рассмотренные препараты тканей. Сделайте вывод об особенностях строения тканей.

Порядок описания препарата

Результаты наблюдения

Название препарата

Гиалиновый хрящ или Костная ткань

Тип ткани

Соединительная

Местонахождение ткани

Тип клеток

Расположение клеток

Вид клеток и ядра

Наличие межклеточного вещества

Рисунок ткани

Закрепление изученного материала

Учитель: Для закрепления изученного материала давайте решим задачу.

После сильных травм раны не всегда заживают полностью, и на месте повреждения остается рубец, вывести который бесследно практически невозможно. Рубец - это участок соединительной ткани, функции кожи он не выполняет. Он менее эластичен, в нем нет волосяных фолликулов, потовых и сальных желез. Через три месяца после образования не леченый рубец прорастает сосудами, через девять месяцев на всю глубину поражения рубец прорастает нервной тканью.

Вопрос: Какая функция эпителия проявляется, если накладывать на лицо питательный крем? Какие особенности строения эпителиальной ткани вам известны?

Тема урока: ткани растений

Цель урока: познакомить с понятием «ткани » в биологии

Задачи урока:

а) образовательные — понимать смысл биологического термина ткани, знать типы тканей;

б) развивающие – формировать умение устанавливать взаимосвязь строения и функции, выделять главное;

в)воспитательные – формировать бережное отношение к природе, чувство патриотиза, любви к малой Родине.

Формирование УУД.

Познавательные: выявлять особенности объектов изучения, находить сходство и различие, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать информацию.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; воспринимать речь учителя, одноклассников; оценивать свои достижения, причины неудач; проявлять доброжелательность, терпение к одноклассникам.

Регулятивные: формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, оценивать результаты деятельности, своей и чужой.

Коммуникативные: формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие, инициативное сотрудничество в группе для поиска и сбора информации для решения поставленной задачи.

Методы: словесные (рассказ, эвристическая беседа), наглядные, практические.

Оборудование: раздаточный материал: лен, яблоко, спилы; препаровальные иглы, ванночки, динамическое пособие «Деление клетки», проектор.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: учебник, ЭОР «Биология 6 класс», дидактический материал.

Технология: проблемного обучения, ТКМ.

Межпредметные связи: биология, технология.

Основные понятия: ткань, механическая ткань, покровная ткань, образовательная ткань, основная ткань, проводящая ткань.

Ход урока

I .Повторение изученного материала.

1.Организационный момент. Учитель приветствует учащихся: «Добрый день! Я рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо себя чувствуете, у вас хорошее настроение и вы готовы продолжить постигать тайны жизни растений». Учитель просит учащихся проверить все необходимое для урока: книги, тетрадь, дневник, письменные принадлежности -1 мин.

2.Актуализация знаний.

Учитель просит напомнить тему предыдущего урока -1 мин.

3.Проверка домашнего задания.

А)Учитель просит учащихся составить небольшой рассказ о жизнедеятельности клетки, используя термины: клетка, рост, кислород, размножение, дыхание, питание, движение цитоплазмы. Учащиеся выполняют работу либо индивидуально, либо в парах -3 мин.

Заслушиваются рассказы 2-3 учащихся, затем предлагается сравнить свою работу с образцом и оценить ее -2 мин.

Образец: клетка живая. Она дышит, питается, размножается, растет. Для дыхания она использует кислород. В клетке можно наблюдать движение цитоплазмы.

Б) Выполнение заданий у доски: вставить пропущенные буквы в терминах: ц.т.плазма, хр.м.сома, м..клетники, в.куоль, .б.лочка – 1 учащийся, второй устанавливает последовательность деления клетки, используя магнитное пособие -2 учащийся, установление соответствия между термином и его значением с помощью ЭОР. После выполнения каждого задания учащийся с места проверяет правильность выполнения задания – 3мин.

3. Учитель просит рассказать о делении клетки. После рассказа учитель просит проанализировать ответ одноклассника-3 мин.

Учитель подводит итог, выставляет и комментирует оценки1-2 мин.

II . Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации учителем: на столе стоит шкатулка, что в ней находится, вы должны угадать. «Здесь находится творение рук человеческих. По мнению ученых, это появилось 5 тысяч лет до н.э. Изготавливают это, переплетая нити на станке. Это находится на каждом из нас. Из этого шьют одежду для различных сезонов. Что в шкатулке? »

Учащиеся высказывают свои предположения и дают ответ: ткань.-1 мин.

Учитель просит объяснить, почему на уроке биологии мы заговорили о тканях. Учащиеся излагают свое мнение и кто-то высказывает предположение, что в у растения есть тоже ткани. Так с помощью учащихся называется тема урока, записывается в тетрадь.

Учитель подтверждает гипотезу существования тканей в растении, объяснив, что растительные ткани состоят из клеток.

Учащиеся совместно с учителем формулируют цель, задачи урока, предварительно вспоминая, что им известно о тканях из их жизненного опыта: они разные, имеют различное назначение, обладают различными свойствами (на доске учителем фиксируются высказывания, а затем по аналогии формулируются цели и задачи урока). Учащиеся предлагают выяснить, что такое ткань, какие виды тканей есть в растении, для чего они. На вопрос учителя, где мы можем найти ответы на интересующие вопросы, учащиеся предлагают: обратиться к учебнику, послушать учителя, найти информацию в интернете -3 мин.

Начинается поиск ответов на вопросы. Учитель просит дать определение растительной ткани, опираясь на определение ткани в технологии: ткань – полотно, состоящее из переплетенных нитей, изготовленных на станке.

Учащиеся пытаются формулировать определение растительной ткани, сравнивают с определением в учебнике на стр.46 и замечают, что их высказывания схожи с определением – 2мин.

Затем на рис. 27 учащиеся определяют количество растительных тканей, их разновидности.

Учитель предлагает обратиться к учебнику для нахождения информации о строении и функциях тканей. Данные учащиеся заносят в таблицу. Учитывая важность изучаемой темы, учитель учит учащихся отбирать необходимый материал (взаимосвязь строения и выполняемой функции красной нитью проходит через весь курс биологии), затем учащиеся работают в парах – 10мин.

Ткани растения

Название ткани

Особенности строения

Выполняемая функция

1.Покровная

Живые и мертвые клетки с плотно сомкнутыми, утолщенными оболочками

Защита

2.Механическая

Клетки с утолщенными оболочками

Прочность, форма, опора

3.Проводящая

Живые или мертвые в форме трубок

Передвижение воды, минеральных и питательных веществ

4.Основные

Живые, несколько видов

Синтез и запасание веществ

5.Образовательные

Небольшие размеры, тонкая оболочка, крупное ядро

Деление, образование других тканей

III .Закрепление– 10мин.

1.Проверка правильности заполнения таблицы.

Учитель обращает внимание, что повреждение покровной, механической ткани может привести к заболеванию и гибели растения, поэтому не стоит ломать растения, вырезать на коре деревьев слова, знаки и т.д. – 2мин

2. Практическая работа «Наблюдение растительных тканей».

Учащиеся рассматривают яблоко, спил дерева, определяют, находят растительные ткани. Учитель, а потом и учащиеся, демонстрирует механическую ткань льна, напоминает, что Смоленщина была до недавнего времени центром льноводства – 8мин.

IY .Домашнее задание -2мин.

П.10, знать определение, типы тканей, уметь объяснять взаимосвязь строения и выполняемой функции тканей.

По желанию подготовить сообщение на тему «Растительные волокна и их использование человеком», «Растительная пробка, получение и использование».

Написать мини-сочинение «Путешествие внутри растения»

Y .Рефлексия. -2мин.

Выскажи свое мнение о работе на уроке:

Я раньше не знал, что….

Мне было интересно…

Для меня было сложно понять….

Я научился (лась)