Курение в беларуси. Где в Беларуси курить нельзя и сколько жителей Витебской области раскошелилось на штрафы? Чем опасны электронные сигареты

Поправки в антитабачный декрет № 28, которые должны были ввести полный запрет на курение в общественных местах, отправлены на доработку. Медики, тем временем, продолжают бить тревогу о вреде курения, особенно пассивного, и начали борьбу с новой проблемой - электронными сигаретами.

Фото firestock.ru

На совещании по вопросам потребления табака 28 июля Александр Лукашенко о необходимости найти новые подходы в борьбе с курением. По его мнению, запретительных мер недостаточно: для начинающих курильщиков «запретный плод всегда сладок, а курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения» .

Как сообщила на пресс-конференции 17 августа заведующая отделом общественного здоровья Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ольга Бартман , в настоящее время над поправками в декрет снова работают «заинтересованные органы госуправления» .

Первоначально поправки предполагали полный запрет на курение на остановках, в лифтах, на балконах общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах и в других местах. Владельцы кафе и ресторанов, согласно проекту документа, должны оборудовать внутри помещений изолированные места для курения с системой вентиляции и вытяжки.

Попытки запретить в Беларуси курение в общественных местах предпринимались и раньше. В 2013 году Министерство здравоохранения разработало проект антитабачного закона, который предполагал полный запрет курения в закрытых общественных местах, повышение стоимости табачной продукции, запрет на скрытую рекламу сигарет и другие меры. Законопроект планировалось внести на рассмотрение парламента в 2014 году, однако документ не был включен в план законопроектной деятельности ни на тот, ни на последующие годы.

Некоторые меры по ограничению продажи сигарет все же были приняты: например, запрещена открытая выкладка табачных изделий в магазинах - теперь на кассах можно увидеть только перечень названий с ценами.

15 мая текущего года вступил в силу техрегламент на табачную продукцию, утвержденный Евразийской экономической комиссией. Этот документ вносит новые требования к упаковкам сигарет, которые будут выглядеть одинаково вне зависимости от производителя.

В частности, новая упаковка будет двухцветная - черно-белая. Не менее 50% площади с обеих сторон упаковки будут занимать устрашающие изображения последствий курения. Возможность для производителя обозначить себя остается только в нижней части пачки.

По словам Бартман, новая упаковка должна появиться не позже чем через год после вступления техрегламента в силу.

Для детей опасны даже шторы в накуренной квартире

Координатор программ по общественному здравоохранению странового офиса ВОЗ в Беларуси Валентин Русович считает, что ограничение мест, где разрешено курение, важно не только для потребителей табака, но и окружающих их людей - сотрудников кафе и ресторанов, детей, чьи родители курят.

По данным ВОЗ, ежегодно от курения умирает 6 млн человек, причем 10% из них - от пассивного курения. Причины смерти у них такие же, как и у активных курильщиков - онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, отметил специалист.

Разделение залов в ресторанах на зоны для курящих и некурящих не дает должного результата, отметил специалист.

«Технический подход, а именно внедрение систем вентиляции, раздельное пребывание курящих и некурящих не уберегает в полной степени от табачного дыма. Безопасной концентрации табачного дыма не существует», - сказал он.

Даже некурящие сотрудники баров и ресторанов, находясь в помещении, где разрешено курение, за смену вдыхают дым, аналогичный выкуриванию 7-10 сигарет.

Запретить курить, по мнению Русовича, необходимо не только в общепите, но и в гостиничных номерах, чтобы исключить так называемое третичное пассивное курение.

«Даже если в помещении нет табака и дыма, оно накапливает продукты дыма - в шторах и ковровых покрытиях. Все те же канцерогены, но в немножко меньшей концентрации, за счет третичного контакта оказывают свой вред. В бытовом плане третичное пассивное курение наносит огромный вред детям. Многие родители не понимают, что даже если они не курят в присутствии детей в доме, ребенок все равно имеет контакт с продуктами дыма», - рассказал представитель ВОЗ.

По его словам, третичное пассивное курение может влиять на развитие бронхиальной астмы и ухудшение ее течения, возникновение острых средних отитов у детей.

Более высокая распространенность курения среди мужчин, чем среди женщин, обусловливает и существенную разницу в продолжительности жизни - больше 10 лет, отметил Русович. В частности, в прошлом году ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила 68,6 лет, женщин - 78,9 лет.

«Смертность от острых инфарктов миокарда, которые во многом обусловлены курением, среди мужского населения в 20 раз больше, чем среди женского», - подчеркнул специалист.

Электронные сигареты могут покупать даже дети

Изменения в декрет № 28 предполагали также запрет на открытую выкладку электронных сигарет и введение ограничений на их продажу, однако пока этот товар находится вне контроля государства.

Одна из немногих ограничительных мер, которая сейчас действует в отношении электронных сигарет - запрет на использование термина «сигареты», при реализации этот товар именуют как «электронные парогенераторы».

«Мы пришли к ситуации, которая касается не только электронных сигарет, но и энергетических напитков, когда они у нас никак не регулируются - их может купить любой ребенок и где угодно. Самое ужасное то, что непонятно что они покупают: в республике не производится ничего. Ароматизаторы, наполнители для электронных сигарет, в основном, завозятся из других стран. Состав их неизвестен, и никакой оценки соответствия мы провести не можем», - отметила консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли Людмила Петрковская .

По ее словам, в настоящее время рассматривается вопрос о возможностях регулирования продажи и использования электронных сигарет, в том числе и проведение оценки их качества.

Между тем медики отмечают, что при курении электронной сигареты пропиленгликоль и никотин с паром сразу попадают в альвеолы легких. У некоторых людей, чаще всего у подростков, при использовании электронных систем курения наблюдались случаи отравления никотином, поскольку человек не дозирует курение.

По словам Ольги Бартман, проект обновленного декрета предполагал введение к продаже электронных сигарет таких же требований, как и к другим табачным изделия. В частности, планировалось запретить открытую выкладку электронных сигарет и их продажу лицам до 18 лет.

«В перспективе, я полагаю, работа будет активно продолжаться», - сказала она.

Пока в РБ не так сурово наказывают за курение. Запрещено курить в поликлиниках и больницах. Категорически, но это соблюдают и сами родители, курить нельзя на территории детских садиков и школ. Даже персонал идет курить за территорию. За этим строго смотрят. Запрещено курить на территории учебных заведений. Но студенты курят переходя из корпуса в корпус.

Запрещено курить в подземных переходах. Вот тут могут быть неприятности. Просто, как правило возле станций, в переходах где много людей, дежурят милиционеры, по мимо охраны метро. А возле входа как специально стоят урны. И многие по привычке останавливаются возле входа в метро и докуривают. Вот тут и ловят. Вход то в подземном переходе, а в нем и так курить нельзя.

Нельзя курить в подъездах домов. Штраф до 5 базовых. Если в долларах, то это до 50 баксов. Нельзя курить в парках отдыха. Но если в Минске в скверах на это милиция не обращает внимания, то в парке Горького и Челюскинцев запросто могут влепить штраф. Но милиция как правило относиться к этому лояльно. Обычно просто предупредит и попросит выбросить сигарету. Так же законодательно запрещено курить во всех административных зданиях. Запрещено курить на территории судов. Вот тут интересно. Возле исполкома можно. А вот на крыльце суда нельзя. В кафе некоторых в зале можно курить. В некоторых запрещено. Нельзя курить во всех туалетах общественных. Хоть и тут как где. Например, в театре балета нельзя курить категорически А вот в музыкальном курить можно. Там вытяжка стоит.

Есть еще одна особенность. Таблички курить в РБ вывешивают где не лень. В гостиницах, перронах, вокзалах и так далее. Но доходит до смешно. Стоит на перроне пепельница, возле которой табличка «Не курить», и куча встречающих курят. Спокойно проходит милиция не обращая внимание. Но стоило одному из пассажиров выбросить окурок на рельсы, как стражи порядка тут же подошли к нему и указав (!) на табличку провели душещипательную беседу. В общем ситуация довольно комичная. Но строгости вообще особой в РБ к курящим нет. Законы и ограничения есть, но к ним относятся в зависимости от обстоятельст.В гостинице запрещают курить на лестнице и в номере. А вот открыв окно никто вас не отругает. Но если вы будете окурками бросаться и это будет замечено, вот тут могут сделать замечания.

Еще пример – остановки. На них вообще-то курить нельзя. Но все курят. Но если обратить внимание, люди стараются стать с подветренной стороны. Под козырек с сигаретой не лезут. Или заходят за остановку. Открыто в толпе на остановке курить не принято. Но и не гоняет никто.

В общем к курильщикам в Белоруссии относятся вполне терпимо, если курение не сочетается с хамством и невоспитанностью. Штрафуют как правило тех, кто не реагирует на замечания, швыряет окурки куда и где угодно, не реагирует на остановке на просьбу не курить, либо в наглую курит в запрещенных местах и мусорит. Это, как и с пивом. В Белоруссии запрещено распивать пиво в общественных местах. Но если вы сидите в сквере и не афишируя пьете пиво, скорее всего на вас и не обратят внимание. А вот компанией, да с курением и разбрасыванием мусора, тут же будете задержаны. Надо отметить, что Минск например, да и все областные центры в РБ очень чистые города. И стражи порядка так же уделяют этому внимание. Лишь бы где компания не будет сидеть, разбрасывая пустые пачки из-под чипсов, кидая окурки и пластиковые бутылки. Но и душить вас на улице, за то, что вы присели на лавку выкурить сигарету никто вас не будет.

В Беларуси от болезней, связанных с курением, ежегодно умирает несколько тысяч человек. Причем очень часто табачный дым отправляет на тот свет трудоспособных и активных людей. В стране уже действует ряд нормативных правовых актов, направленных на сокращение потребления табачных изделий. Но люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, отмечает Президент Беларуси Александр Лукашенко. Для решения этой проблемы необходим продуманный комплекс мер, и административные ограничения следует органично сочетать с разного рода стимулами, поощрениями, а также информационной работой. Все эти вопросы и предлагаемые нововведения обсуждались 28 июля на совещании у главы государства на тему оборота и потребления табачных изделий и электронных систем курения.

Лукашенко призывает найти новые подходы в борьбе с проблемой курения

«Мы видим, что люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, — отметил Президент. — Не секрет, что запретный плод всегда сладок для начинающих (курильщиков. — Прим. БЕЛТА). А курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей».

Александр Лукашенко подчеркнул, что мировой опыт и практика показывают, что для достижения результата нужны не тотальные запреты, а продуманный комплекс мер. «Административные ограничения должны органично сочетаться с различного рода стимулами, поощрениями и информационной работой. Основная роль здесь отводится медикам, журналистам, педагогам, идеологам», — сказал глава государства.

По словам Президента, в Беларуси проблема потребления табачных изделий остается серьезной. Несмотря на принимаемые меры, в стране курит почти половина мужского населения, все чаще этой пагубной привычкой страдает молодежь. «Более того, появляются новые продукты для имитации курения, наносящие не меньший вред здоровью, чем табак. Речь идет об электронных сигаретах, которые становятся все более популярными. Они привлекают своей необычностью, доступностью, отсутствием информации о вреде их использования. Да и не все соглашаются с тем, что они вредны настолько, насколько вредны традиционные сигареты», — сказал глава государства.

Александр Лукашенко отметил, что поводом для нынешнего разговора стал проект декрета, который внесен на его рассмотрение. «Документ серьезный. Я его должен рассмотреть и подписать. Но счел необходимым по проблемам, которые относятся к проекту данного декрета, еще раз посоветоваться, вернувшись в целом к вопросам производства и потребления табачных изделий», — заявил Президент.

Он напомнил, что декрет, призванный снизить потребление табака жителями Беларуси, был принят еще в 2002 году и необходимые изменения вносятся в него регулярно. «Но должного результата, на который мы рассчитывали, пока нет. Поэтому, во-первых, нам следует проанализировать, как исполняются положения декрета в действующей редакции и каких подвижек удалось достичь. Во-вторых (об ответственных за реализацию его норм), насколько эффективно мы отслеживаем результаты проводимой работы?» — поставил вопросы глава государства.

Новым проектом декрета, в частности, предлагается приравнять электронные сигареты к табачным изделиям и расширить перечень мест, в которых курение запрещается. «Однако встает вопрос, принесут ли эти меры ожидаемый эффект, — отметил Александр Лукашенко. — Мы должны обсудить, все ли предусмотрено в проекте декрета, есть ли альтернативные пути для снижения табакокурения в Беларуси?»

Министр здравоохранения Василий Жарко на совещании рассказал, что потребление табака наносит существенный вред здоровью граждан, а это в свою очередь ложится тяжелым бременем на общество и государство. «Табакокурение является одним из основных и устранимых факторов риска развития неинфекционных заболеваний, их осложнений и преждевременной смертности», — подчеркнул он.

По данным министра, в Беларуси на долю неинфекционных заболеваний приходится около 86% всех болезней и 82% смертей. «В 2015 году смертность мужчин трудоспособного возраста превышала значение аналогичного показателя у женщин в 4 раза. А по отдельным причинам — болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования — до 7 раз. В табачном дыме содержится более 90 известных канцерогенов и около 250 токсических соединений», — сказал Василий Жарко.

Как сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера, по итогам совещания Президент в целом поддержал проект обновленного декрета. Отдельные нюансы документа будут в ближайшее время доработаны на межведомственном уровне, и окончательный вариант будет представлен главе государства для подписания. При этом главное требование заключается в том, чтобы каждая предлагаемая мера имела обязательный эффект.

«Состоялся обстоятельный взвешенный разговор. Речь идет не просто о запретительных мерах, а о комплексе информационных, просветительских, образовательных и других мероприятий, в результате они должны повлиять на уменьшение количества людей, которые потребляют табачные изделия», — отметил в интервью журналистам министр торговли Владимир Колтович.

Что планируется изменить

— Будет урегулирован оборот и использование электронных систем курения. По сути, планируется, что новый декрет по всем аспектам приравняет электронные сигареты, в том числе в отношении их продажи и рекламы, к обычным табачным изделиям.

— Ожидается введение запрета на потребление и оборот некурительных жевательных смесей.

— Проектом декрета уточняется порядок продажи, жестко регламентируются места для курения. «Будут определены такие требования, как оборудование мест для курения. Это в том числе касается кафе и ресторанов. Места, где предлагается ввести полный запрет: лифты, детские площадки, пляжи, производственные помещения, помещения, занимаемые организациями физкультуры, спорта, занимаемые детскими спортивными, оздоровительными и иными лагерями и их территории, остановки, станции метрополитена, общественный транспорт, а также автомобили и помещения, если в них присутствуют дети в возрасте до 14 лет», — сказал министр торговли.

— В объектах торговли, бытового обслуживания населения и общественного питания курить можно будет только в специально оборудованных для этого помещениях. «Это не отдельные залы для курящих и некурящих, а именно отдельные помещения для курения. Требования к таким помещениям будут разработаны отдельно», — добавил Владимир Колтович.

— Президент также поддержал предложение, чтобы до конца 2017 года реализация табачных изделий с помощью надкассового оборудования в организациях торговли площадью от 1 тыс. кв.м и более была прекращена. Для этого надо будет оборудовать специальные боксы или отделы магазинов. А до конца 2020 года эту меру предлагается внедрить во всех магазинах.

Медицинский аспект

Доля курящих среди онкологических больных составляет 84,5%, больных сердечно-сосудистыми заболеваниями — 80%, туберкулезом органов дыхания — 77,1%, хроническими неспецифическими заболеваниями глотки, гортани, бронхов и легких — 83%.

Курение является абсолютно доказанным фактором риска развития злокачественных новообразований целого ряда локализаций (губы, гортани, трахеи, легкого, желудка и других). По данным ВОЗ, табакокурение провоцирует 90% процентов смертей от рака легких, хронического бронхита и ишемической болезни сердца.

Число умерших от злокачественных новообразований в 2015 году, по данным Белстата, составило 17 тыс. 456 человек. Среди умерших от всех новообразований число смертей, связанных с курением табака, составляет 25-30%.

У тех, кто часто подвергается вредному воздействию табачного дыма, риск развития сердечно-сосудистых заболеваний выше на 60%. Как активное, так и пассивное курение ассоциируются с ускоренным развитием атеросклероза.

При пассивном курении в семье риск развития рака легкого у некурящего супруга повышается на 10-20%. Аналогичная ситуация наблюдается на рабочем месте, а также у людей, постоянно подвергающихся воздействию табачного дыма курильщиков.

Чем опасны электронные сигареты

Отмечается стремительный рост использования электронных систем курения (электронных сигарет) в мире, в том числе в Беларуси, что представляет новую угрозу здоровью, прежде всего, подрастающего поколения.

Электронные сигареты продуцируют аэрозоль (пар), который вдыхает пользователь. Основными компонентами используемого в таких устройствах раствора помимо никотина (когда он присутствует) являются пропиленгликоль с глицерином или без него, вода и ароматизаторы. От их процентного соотношения зависит конечный состав жидкости и, следовательно, ее токсические свойства.

Фактические данные свидетельствуют, что аэрозоль не является всего лишь «водяным паром», как часто утверждается в процессе сбыта этих изделий, а создает серьезную угрозу для окружающих путем усиления воздействия никотина и ряда токсичных веществ.

Повсеместное распространение электронных сигарет, целенаправленное дезинформирование о безопасности их использования способствуют приобщению к никотину некурильщиков и, в особенности, молодежи.

Немного социологии и статистики

Распределение курящих в зависимости от пола выглядит следующим образом: среди мужчин доля курящих «постоянно + от случая к случаю» составляет 43%, доля курящих женщин — 15,6%. Доля тех, кто курит постоянно, в группе мужчин составляет 30,6%, в группе женщин — 7,2%.

По данным Минздрава, за последние годы количество курильщиков в Беларуси уменьшилось на 14%. Вместе с тем, медики обеспокоены ростом потребления табака среди подростков, рассказал журналистам министр здравоохранения.

В то же время по информации Минторга, за 5 лет продажи табачных изделий на душу населения в Беларуси снизились на 18%.

В большинстве стран Европы доля взрослого населения, курящего ежедневно, находится в пределах 20-30% (по последним данным ВОЗ). В Латвии, Литве, Польше и Украине уровень распространенности ежедневного курения составил от 25% до 30%. В Беларуси, по данным социологического исследования 2015 года, курит почти 28%.

Самый низкий среди стран Европы уровень распространенности ежедневного курения отмечен в Швеции (11%), Исландии (12), Великобритании (14), самый высокий — в Австрии (44), Греции (36) и России (33).

Как сейчас с табакокурением борются в Беларуси

В нашей стране проводится целенаправленная политика по сокращению потребления табачных изделий, действуют соответствующие нормативные правовые акты. Они реализуют основные положения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Так, в Беларуси запрещены реклама, открытая выкладка табачных изделий, имитация внешнего вида и (или) использование наименований видов табачных изделий в наименованиях товаров, не являющихся табачными изделиями; оптовая, розничная торговля такими товарами, продажа табачных изделий гражданам Беларуси, иностранным гражданам и лицам без гражданства в возрасте до 18 лет.

Согласно статье 17.9 КоАП курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин. По информации МВД, количество привлеченных к административной ответственности за курение в запрещенных местах увеличилось с 888 человек в 2008 году до 11 тыс. 165 человек в 2015 году, в том числе несовершеннолетних с 123 до 1 тыс. 541 человека соответственно.

На сегодняшний день в Беларуси остаются не урегулированными вопросы распространения среди населения электронных сигарет, в том числе через интернет, а также о запрете их продажи несовершеннолетним и их рекламы.

Международный опыт

В Финляндии полностью запрещено курение в общественных местах, реклама табачных изделий, спонсорство и другие акции табачных производителей. Запрещена продажа табачных изделий через интернет. С 1 января 2012 года табачные изделия убраны с прилавков магазинов и киосков и заменены цифровыми табло. За последние 50 лет численность курильщиков в Финляндии снизилась с 70-75% до примерно 18%. В целом власти республики ставят перед общественностью задачу стать некурящей страной к 2040 году.

Жесткие меры в части ответственности за курение в общественных местах приняты в Катаре, где это деяние наказуемо штрафом в эквиваленте примерно от $55 до $136. Иные нарушения катарского законодательства в этой сфере влекут штраф до $1 тыс. 360, наказываются тюремным заключением на срок до 6 месяцев или иными мерами. В случае повторных нарушений сумма штрафа или срок заключения удваиваются.

Жесткие меры ответственности применяются также в Республике Корея, Болгарии.

В Австралии введен запрет на курение в общественных местах и общественном транспорте. В основном он касается закрытых помещений, но действует и в отношении остановок общественного транспорта, таких сооружений, как открытые стадионы или фестивальные площадки, а также на тротуаре вдоль зданий аэропортов, торговых центров и так далее. В ресторанах, кафе, барах, клубах и других подобных заведениях может быть предусмотрено отдельное помещение или зал для курения. Нарушение данного ограничения карается штрафом в размере около $430.

Запрет на выкладку табачных изделий в торговых объектах действует в Исландии, Канаде, Ирландии, Таиланде, Австралии, Боливии, Маврикии, Норвегии, Финляндии, Великобритании (за исключением Шотландии).

Электронные сигареты

Продажа электронных систем курения, содержащих никотин, запрещена в 13 из 59 стран, где они регулируются. Запреты на рекламу, продвижение и спонсорство в отношении электронных сигарет введены в 39 странах, а использование электронных сигарет в общественных помещениях запрещено в 30 странах.

В Австралии жидкости, которые содержат никотин, относят к медицинской продукции, а электронные сигареты — к никотиновым ингаляторам в качестве медицинского устройства. На данный момент в этой стране не имеется отдельного регулирования касательно электронных сигарет, не содержащих никотин. Однако начиная с 2015 года штаты стали включать в имеющееся законодательство относительно продажи и рекламы табачных изделий норму о том, что оно применяется также в отношении товаров, созданных с целью сходства с табачными изделиями, и в отношении «персональных паровых ингаляторов».

Россия поддерживает руководящие принципы ВОЗ в отношении электронных сигарет и предлагает запретить использование в электронных сигаретах вкусов табака, запретить производителям распространять информацию, что использование электронных сигарет снижает потребление табака.

В Дании электронные сигареты являются медицинским прибором и требуют соответствующей лицензии.

Продажа электронных сигарет разрешена в Канаде практически во всех штатах, однако в некоторых из них действует запрет на продажу жидкостей с содержанием никотина.

В Италии разрешена реализация электронных сигарет, но с 2013 года введен запрет на курение в общественных местах и запрещена продажа лицам, не достигшим 18 лет.

Полный запрет на электронные сигареты действует в Таиланде, Иордании, Иране, Кувейте, Норвегии, Бразилии, Турции, Панаме, Сингапуре.

Сегодня на совещании по вопросам оборота и потребления табачных изделий и электронных систем курения президент Беларуси высказался на эту тему. Лукашенко призывает искать новые способы борьбы с проблемой и не ограничиваться запретами, которых недостаточно. В ход должен идти продуманный комплекс мер.

- Мы видим, что люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, - сказал Лукашенко. - Не секрет, что запретный плод всегда сладок для начинающих. А курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей.

Президент подчеркнул, что мировой опыт и практика показывают: для достижения результата нужны не тотальные запреты, а продуманный комплекс мер.

- Административные ограничения должны органично сочетаться с различного рода стимулами, поощрениями и информационной работой. Основная роль здесь отводится медикам, журналистам, педагогам, идеологам, - добавил глава государства.

По словам Лукашенко, в стране курит почти половина мужского населения, все чаще этой пагубной привычкой страдает молодежь.

- Более того, появляются новые продукты для имитации курения, наносящие не меньший вред здоровью, чем табак. Речь идет об электронных сигаретах, которые становятся все более популярными. Они привлекают своей необычностью, доступностью, отсутствием информации о вреде их использования. Да и не все соглашаются с тем, что они вредны настолько, насколько вредны традиционные сигареты.

Лукашенко отметил, что поводом для нынешнего разговора стал проект декрета, который внесен на рассмотрение. Декрет, призванный снизить потребление табака жителями Беларуси, был принят еще в 2002 году, и необходимые изменения вносятся в него регулярно.

- Но должного результата, на который мы рассчитывали, пока нет. Поэтому, во-первых, нам следует проанализировать, как исполняются положения декрета в действующей редакции и каких подвижек удалось достичь. Во-вторых (об ответственных за реализацию его норм), насколько эффективно мы отслеживаем результаты проводимой работы?

Новым проектом декрета, в частности, предлагается приравнять электронные сигареты к табачным изделиям и расширить перечень мест, в которых курение запрещается.

- Однако встает вопрос, принесут ли эти меры ожидаемый эффект? - отметил Лукашенко. - Мы должны обсудить, все ли предусмотрено в проекте декрета, есть ли альтернативные пути для снижения табакокурения в Беларуси?

Министр здравоохранения Василий Жарко на совещании рассказал, что потребление табака наносит существенный вред здоровью граждан. По данным министра, в Беларуси на долю неинфекционных заболеваний приходится около 86% всех болезней и 82% смертей.

- В 2015 году смертность мужчин трудоспособного возраста превышала значение аналогичного показателя у женщин в 4 раза. А по отдельным причинам - болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования - до 7 раз. В табачном дыме содержится более 90 известных канцерогенов и около 250 токсических соединений.

Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам.