Министрерство народного образования республики узбекистан навоийский государственный педагогический институт кафедра: основы медицинских знаний. Учебное пособие для студентов педагогического института г

Здоровый сон – крепкие нервы

Когда ребенок бодрствует, его мозг находится в нервном возбуждении, которое провоцируют раздражительные факторы извне. Через слух, зрение, обоняние и осязание сигналы раздражителей проникают в кору головного мозга. Чем меньше ребенок, тем неустойчивее и слабее его нервная система, и тем скорее он устает. Ему необходимо восстановить свои нервные клетки, чтобы они могли снова нормально работать. В этом ребенку поможет только достаточный по времени и правильно организованный крепкий сон и соблюдение правил гигиены нервной системы. В существовании живого организма есть две фазы – возбуждение и торможение. Если первая – это активная жизнь во время бодрствования, то торможение - это состояние сна. В здоровом организме этот баланс соблюдается.

Когда человек засыпает, все его важные процессы, например, кровообращение, дыхание, переваривание пищи и т.д., приостанавливаются, переходят на более заторможенный ритм, нервные окончания, отвечающие за двигательную активность, совершенно расслаблены и заторможены, поэтому при таком положении человек отлично отдыхает и восстанавливает силы.

В детских садах и яслях первоочередная задача – обеспечение для детей всех возрастов спокойного, долгого и крепкого сна. Причем, для детей, которые недавно переболели или страдают хроническими заболеваниями, а также для гипервозбудимых детей должен организовываться более длительный сон, часа на полтора больше, чем для здоровых детей.

Мероприятия для обеспечения здорового сна

Перед укладыванием в кровать ребенка, нужно дать ему успокоиться после активных игр или напряженных занятий. Для этого не стоит разговаривать с ним громко, резко, движения и речь воспитателя должны быть мягкими, тихими, ласковыми, успокаивающими. Желательно отказаться от сказок и песенок перед сном, так как этот ритуал быстро войдет в обиход, и ребенок станет требовать каждый раз укачивать его. Это может негативно отразиться на его нервной системе, так как он уже не сможет нормально заснуть без долгого укачивания.

Прекрасным усыпляющим средством является прохладная температура в помещении и свежий чистый воздух. В детских учреждениях для этого днем выставляют кроватки на веранды, либо под навесы, если позволяет погода. Температура воздуха на улице должна быть не ниже 15 градусов и без ветра. В ночное время в спальнях оставляют открытыми форточки, через них хорошо проветриваются помещения.

Зимой следует поступать так: за полчаса до отхода детей ко сну проветрить спальню, затем снова открыть фрамугу, когда дети уже заснули, и закрыть ее за полчаса до пробуждения. Также обязательно нужно регулярно проветривать матрасы и постельное белье. Укладывать детей нужно в спальные мешки, если сон на улице, либо под теплые ватные одеяла.

В летний зной нельзя допускать, чтобы дети во время дневного сна находились на солнце и перегревались. Для защиты от прямых солнечных лучей на окна вешают жалюзи, шторы и прочие солнцезащитные устройства.

Необходимо следить за позой ребенка во время сна. Нежелательно малышу засыпать на животе, с одеялом на голове. Также недопустимы громкая музыка, смех, разговоры, включенный телевизор. Сон ребенка должен проходить в спокойной тихой обстановке, можно при негромкой приятной музыке.

Укладываться спать нужно в одно время, а перед сном лучше не слушать ужастиков, не бегать и не прыгать, это перевозбудит нервную систему ребенка. Плотно обедать также нежелательно, особенно давать малышу чай, какао, кофе. Эти напитки неполезны для нервной системы детей. Можно заменить их чистой.

Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и её интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется приём и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций - осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим -- определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни.

Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом -- сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала. На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов.

Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата -- языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условно-рефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами.

Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими).

Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче.

Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи. На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условно-рефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов.

Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка -- все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда -- вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6--7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3--4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6--7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Правильный режим дня -- это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -- раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.

Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

Слайд 1

ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего(полного)общего образования с углублённым изучением отдельных предметов г. Козьмодемьянска»
Гигиена высшей нервной деятельности Гилазова Любовь Николаевна, учитель биологии и химии, высшей квалификационной категории г.Козьмодемьянск, 2015

Слайд 2

Определение ВНД
Высшая нервная деятельность (ВНД) человека представляет собой совокупность нервных процессов, лежащих в основе поведения человека, обеспечивающих его приспособление к изменяющимся условиям существования. Материальной основой ВНД является головной мозг.

Слайд 3

Что такое гигиена?
Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни Цель: выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Слайд 4

Что такое здоровье?
Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Слайд 5

На здоровье человека влияют:

Слайд 6

Образ жизни
Под образом жизни обычно понимают характерные особенности повседневной жизни людей: их труд, быт, отдых, учёбу, форму проведения свободного времени, использование материальных средств, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, соблюдение норм и правил этического поведения людей.* *Советский энциклопедический словарь

Слайд 7

Факторы укрепляющие здоровье:
Четкий режим дня Высокая двигательная активность Сбалансированное питание Постоянное общение с природой
7

Слайд 8

Факторы ослабляющие здоровье:
Нерегулярный отдых Низкая двигательная активность Нерегулярное питание Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени Конфликтные ситуации Вредные привычки
8

Слайд 9

Стресс
Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.
9

Слайд 10

Стадии стресса:
1 стадия – возбуждения, тревоги (мобилизация сил организма) 2 стадия – адаптации к новым требованиям (сопровождается деятельностью, которая проходит на более высоком уровне и часто приводит к решению проблемы.) Но если стресс не снимается - наступает 3 стадия – истощение нервной системы – дистресс - это длительное стрессовое состояние.
10

Слайд 11

Неврозы
Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения. Психические компоненты невроза: раздражительность; колебания настроения; неуверенность в себе; навязчивые страхи; плохой сон.
11

Слайд 12

Психологический кризис
Развивается, если невроз не лечить и часто заканчивается бедой. Россия занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. За последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. Всего за период с 1990 по 2010 год в России было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств.
12

Слайд 13

«Служба доверия»
Общероссийский телефон доверия для подростков 8-800-2000-122, по Чувашии - 8-800-100-49-94. Звонки на указанные телефоны осуществляются бесплатно и анонимно со стационарных и мобильных телефонов. Работают телефоны доверия круглосуточно без выходных.
13

Слайд 14

Текст памятки «Колокола тревоги»
1 группа.О пагубном влиянии курения на центральную нервную систему и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И.Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». Прав ли был он, утверждая это? Обоснуйте свой ответ. 2 группа. Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит? 3 группа. Какая фаза наркомании описана в высказывании Ш.Бодлера: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, уставшие нервы, щекочущие приступы плача, невозможность отдаться систематической работе – всё это жестко доказывает вам, что вы играли в запрещённую игру»? Какие виды зависимости к наркотическому веществу сформировались у человека, переживающего данное состояние?
14

Слайд 15

Изменение в поведении школьников:
Происходят под воздействием повторных приёмов наркотических и токсических веществ. не свойственная ранее вялость; заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость; раздражительность, агрессивность; постоянные колебания активности и настроения; перемены в худшую сторону во внешнем облике, манерах.
15

Слайд 16

Влияние стресса на жизнедеятельность организма
Иногда на почве нервного расстройства или переутомления человек заболевал гипертонией или приобретал язву желудка, экзему. Почему охрана нервной системы есть охрана всего организма?
16

Слайд 17

Вывод:
организм человека – тонко сбалансированная система, где нет ничего лишнего, незначительного. Нервные перегрузки, курение, алкоголь, наркотики – не на пользу здоровью, самому ценному, что есть у человека. здоровье человека зависит от образа жизни самого человека, его умения контактировать с окружающим миром.

Значение состояния нервной системы для нормальной деятельности организма . Нервная система человека функционирует непрерывно и днем и ночью. Согласованная деятельность систем органов совершается под постоянным воздействием нервных влияний. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга. Сложные нервные процессы, протекающие в головном мозге человека, - это основа его сознательной деятельности, проявляющейся во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, занятия в школе и других учебных заведениях - связана с разнообразными проявлениями высшей нервной деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложнейшими мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается прежде всего в его центральной нервной системе.

Нормальная деятельность организма зависит в большой степени от состояния центральной нервной системы и особенно головного мозга. Вот почему переутомление центральной нервной системы влечет за собой расстройство ряда жизненных функций организма, ведет к резкому уменьшению или даже потере работоспособности.

Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной мере задерживается процессами торможения, постоянно протекающими в ней.

Защитная роль торможения . Торможение - это одно из защитных приспособлений организма. Оно предупреждает быстрое нарастание утомления в центральной нервной системе.

Вы уже знаете, что возникновение сильного возбуждения в каком- либо участке центральной нервной системы влечет за собой развитие торможения в других ее участках. Через заторможенные участки возбуждение не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.

Но если человек не соблюдает правил гигиены, то торможение в центральной нервной системе может принести ему и вред. Например, некоторые люди во время еды разговаривают, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов. Тогда отделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это сильно нарушает процессы пищеварения.

Гигиена физического труда . Физический труд обычно связан с продолжительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки центральной нервной системы, регулирующие деятельность этих мышц, подолгу находятся в состоянии возбуждения. С течением времени в них начинает развиваться утомление. Чтобы избежать чрезмерно быстрого утомления, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. При ее выполнении основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало участвуют в труде, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.

В наши дни в производство широко внедряются механизация и автоматизация трудоемких процессов, что облегчает труд рабочих. В тех отраслях хозяйства, где производство еще полностью не механизировано, большое значение приобретает рационализация труда. В результате рационализации устраняются лишние движения рабочих, устанавливается наиболее благоприятный ритм работы разных групп мышц. Такой ритм обеспечивает попеременное возбуждение и торможение участков мозга, регулирующих работу мышц, в наиболее выгодном для нервной системы темпе. Это способствует предупреждению ее перегрузки.

Гигиена умственного труда . Умственный труд связан с деятельностью огромного количества нейронов коры, которые участвуют в сложнейших процессах, обусловливающих мышление. Продолжительная умственная работа вызывает нарастание утомления в центральной нервной системе. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственном труде возбужденным участкам центральной нервной системы необходим отдых. Хорошим средством такого отдыха служит гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе. Занятия в учебных мастерских, на школьном участке не только готовят вас к будущему труду, но и препятствуют развитию утомления в центральной нервной системе. В тех участках мозга, которые были возбуждены во время уроков в классе, развивается торможение. Такое же значение имеют уроки физкультуры в школе, пятиминутные перерывы для занятий гимнастикой в учреждениях.

Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение в защите центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

Режим дня . Чтобы предотвратить чрезмерно быстрое развитие утомления в центральной нервной системе, важно соблюдать режим дня - точный ежедневный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. В течение дня, чередуя умственный труд с теми или иными видами физического труда и с отдыхом, надо отводить каждому из них раз навсегда установленные часы.

При строгом соблюдении режима дня у человека образуется много различных условных рефлексов на время. Это создает определенный ритм в жизни организма. Человек просыпается ежедневно в одно и то же время. У него начинается условнорефлекторное отделение пищеварительных соков, когда приходит пора завтрака, обеда, ужина. Это, как вы знаете, способствует хорошему перевариванию пищи. Если человек занимается физическим трудом в одни и те же часы, то у него еще до начала работы повышается обмен веществ, сердечная деятельность учащается и усиливается, дыхание становится более глубоким. Весь организм оказывается подготовленным к повышенной нагрузке. Если человек ложится спать каждый вечер в один и тот же час, то он быстро засыпает.

Поэтому у людей, строго соблюдающих распорядок дня, функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов повседневной деятельности к другим. Это предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы.

В режиме дня большое значение имеет правильно организованный отдых. В послеобеденное время очень полезно соблюдать тихий час. Но длительное безделье не дает организму настоящего отдыха. Каждый из вас замечал, что во время прогулки, игры в волейбол, катания на коньках, ходьбы на лыжах, чтения интересной книги вы хорошо отдыхаете. Это активный отдых. Его польза объясняется тем, что на участки коры, где развилось утомление, процессы торможения распространяются скорее тогда, когда возбуждены другие ее участки.

Физиология труда . Вопросы наиболее рациональной организации трудовой деятельности человека стали предметом исследования особой науки - физиологии труда, основанной на знаниях, которые накопила физиология человека. Основы физиологии труда были заложены И. М. Сеченовым. Эта наука разработала ряд мер, предупреждающих перегрузку нервной системы. Рассмотрим некоторые из них.

Различнее посторонние раздражители вызывают торможение условных рефлексов, связанных с трудовой деятельностью. Вот почему производительность труда снижается под действием шумов, чрезмерно сильного света, яркой окраски окружающих предметов, слишком высокой или низкой температуры. Эти воздействия тормозят условные рефлексы, связанные с трудом, способствуют развитию утомления. Поэтому при работе важно избегать каких бы то ни было посторонних раздражителей. На промышленных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях нашей страны создается обстановка, благоприятная для труда. Стены рабочих помещений, классных комнат окрашивают в неяркие тона, источники сильного света загораживают специальной арматурой, ведется борьба с производственными шумами. Проводится борьба с шумами и в населенных пунктах Советского Союза: в черте города Москвы и в других крупных промышленных центрах запрещены автомобильные и паровозные гудки, трамвайные звонки. Расширение и озеленение улиц также играют большую роль в ослаблении городского шума.

Рационализация труда, установление режима дня, чередование физического труда с умственным, правильная организация отдыха - все эти вопросы разрабатываются физиологией труда, которая играет очень важную роль в создании условий, препятствующих переутомлению нервной системы трудящихся.

Влияние на нервную систему спиртных напитков и курения . Алкоголь и никотин - очень ядовитые вещества. Наиболее сильное действие они оказывают на центральную нервную систему. Распространенное мнение, будто спиртные напитки бодрят человека, повышают его жизнедеятельность, неверно.

В лаборатории И. П. Павлова были проделаны над животными опыты, благодаря которым удалось выяснить, что опьянение нарушает условные рефлексы, ослабляет процессы торможения. Это делает поведение животных беспорядочным и нецелесообразным.

Такое же поведение наблюдается у пьяных людей. Движения их неточны, речь бессвязна и бессмысленна, мыслительные процессы нарушены. Несчастные случаи и крупные аварии на производстве бывают нередко следствием нетрезвого состояния одного из многих сотен рабочих.

Алкоголизм вызывает тяжелые непоправимые поражения центральной нервной системы. У алкоголиков расстраивается высшая нервная деятельность, постепенно слабеют умственные способности. В конце концов наступает полная потеря человеческого облика.

Очень вредно влияет на нервную систему людей никотин. Он настолько ядовит, что впрыскивание в кровь нескольких его капель смертельно для крупных млекопитающих животных. Курильщики отравляют себя постепенно. Подобно алкоголю, никотин особенно сильно действует на центральную нервную систему. Курящие люди становятся раздражительными, память их постепенно слабеет, так как ухудшается снабжение мозга кровью, руки начинают дрожать. Курение нередко становится причиной преждевременной смерти человека из-за спазмов мозговых сосудов.

Чтобы нервная система функционировала нормально, нужно ежедневно заниматься различными видами деятельности - физическим и умственным трудом, строго соблюдать режим дня, правильно сочетать работу с отдыхом, не пить спиртных напитков и не курить.

■ Защитная роль торможения. Режим дня. Рефлексы на время. Активный отдых. Физиология труда.

? 1. Почему однообразие деятельности человека способствует развитию утомления нервной системы? 2. Каковы гигиенические требования к организации физического и умственного труда? 3. Почему смена видов деятельности человека предупреждает быстрое развитие утомления? 4. Какое значение для человека имеет соблюдение режима дня? 5. Как влияют на нервную систему алкоголь и никотин?

▲ Составьте режим дня, основываясь на распорядке жизни дома и на расписании занятий в школе. При этом учтите, что на учебные занятия в школе отводится 5 - 6 ч в день, на приготовление домашних заданий для школы - 2 - 3 ч, что пребывание на свежем воздухе (различные работы, спортивные игры, прогулки) должно длиться не менее 3 ч, а сон - 8 - 9 ч в сутки. Отдайте составленный вами режим дня учителю для проверки и исправления, а затем строго соблюдайте установленный распорядок. Это поможет вам правильно наладить свой труд и отдых, уберечь свою центральную нервную систему от перенапряжения.

Гигиена нервной системы . Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека.