Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьми. Крахмал. Опыты с крахмалом

Мы продолжаем проводить опыты для детей. В прошлый раз мы рассказывали об , а сегодня представляем вашему вниманию опыты для детей с йодом .

Наверняка вы помните из курса школьной биологии о том, как картофель окрашивался в синий цвет, когда на него капали разведенным раствором йода. Нечто подобное, но в более занятной форме, мы проделаем и сегодня. Итак, в сегодняшней статье, опыты для детей:

— в поисках крахмала,

— интенсивное окрашивание,

— заметаем следы,

— рисование на молоке.

Опыт для детей «В поисках крахмала»

На первой фотографии вы видите, что нам понадобится для сегодняшних опытов:

  • 5% йод
  • Пипетка
  • Крахмал
  • Одноразовые стаканчики
  • 10% раствор аскорбиновой кислоты

Но для первого опыта нам еще потребуется тарелка с продуктами. Я не стала ее включать в общий список, поскольку продукты, в которых вы будете с крохой искать крахмал, могут быть самыми разнообразными. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.

Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и .

Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, крахмал окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с крахмалом – сине-фиолетовыми.

Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах крахмала нет.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Опыт для детей «Интенсивное окрашивание»

Для этого опыта нам понадобится сварить крахмальный клейстер. Клейстер нужен для того, чтобы показать малышу, как зависит окраска крахмала от термической обработки. Берем чайную ложку крахмала и стакан воды и варим на огне несколько минут до загустения. Половину клейстера наливаем в стакан. Во второй стакан с водой насыпаем 0,5 чайной ложки крахмала.

В этот момент дочка предложила поставить еще один стаканчик с молоком, ведь все растворы белые. Поставили молоко и стали капать раствор йода в каждый стаканчик. После тщательного размешивания сравнили стаканчики по интенсивности окрашивания: молоко осталось белым, раствор крахмала – стал светло синим, клейстер – окрасился в насыщенный синий цвет. Мы сделали следующие выводы:

  1. в молоке крахмала нет,
  2. термически обработанный крахмал дает более интенсивный цвет, поскольку молекулы крахмала становятся более доступны йоду.

Подобное различие в интенсивности окрашивания должно получится и в варианте: сырой – вареный картофель. Если решитесь попробовать, напишите в комментариях, что у вас получилось!

Опыт для детей «Заметаем следы»

Открываем пять ампул 10% аскорбиновой кислоты и выливаем ее в стаканчик, добавляем воду. Теперь смешиваем раствор йода и раствор аскорбиновой кислоты в одном стакане, он моментально обесцвечивается. Мы все таки решили еще капнуть немного концентрированного йода. Вы тоже попробуйте – очень красиво получается: капли йода, вступая в реакцию с аскорбиновой кислотой, создают на поверхности рисунок «бенгальских огней», как назвала его дочка. Аскорбиновая кислота обесцветила даже окрашенный крахмал и окрашенный клейстер.

Этот опыт вызвал большое удивление у доченьки. Она любит смешивать цвета, смешивать разноцветные растворы и, конечно же, ожидала, что раствор станет немного светлее, но не обесцветится совсем. Я рассказала о том, что раньше мы смешивали краски между собой и с водой, а теперь мы смешиваем разные химические соединения, они реагируют друг с другом, и получаются новые соединения, которые по цвету могут отличаться от изначальных. Здесь же мы вспомнили химический , когда выделялось много пены. Дочь аналогию поняла.

Опыт для детей «Рисование на молоке»

И напоследок мы провели творческий опыт с рисованием на оставшемся молоке, поскольку ребенок возмутился, что все цветные растворы мама обесцветила, и творить ей нечем. На молоко капнули несколько капель гуаши. Рисовать мы решили ватной палочкой и обмакнули ее в средство для мытья посуды. Было очень интересно наблюдать, как краска убегает от нас и образует причудливые узоры.

Дочь не выдержала и спросила: «Что ты натворила? Я хочу порисовать, а от меня краска убегает!». Я образно рассказала о том, что средство для мытья посуды отталкивает жир, и разбегаясь, молекулы жира уносят за собой и краску. Поняв суть, дочка согласилась еще «порисовать».

Это все наши опыты на сегодня. Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях. Также буду рада прочитать ваши идеи опытов для детей с йодом!

Понравилась подборка опытов? Сохраните себе на стену, нажав на кнопочки социальных сетей!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»

Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»

Исследовательская работа

«Крахмал. Опыты с крахмалом».

Руководитель: учитель начальных классов

Алексеева Светлана Александровна

г. Первомайск

2016 г.

Оглавление

    Введение 3 - 4

Актуальность темы

Цель исследования

Гипотеза

    Теоретическая часть 5 - 9

Получение крахмала

Свойства крахмала

Поиск крахмала в продуктах питания

Применение крахмала

    Вывод 10

    Библиографический список 12

    Приложения 13 - 17

Введение

Правильное питание – залог здоровья.

Сейчас много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Наряду с этим врачей тревожит другая крайность – лишний вес школьников. Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным.

О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник.

Основным источником энергии являются углеводы. Интересно узнать об углеводах больше.

Из книг мы узнали, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости, сахар, мёд. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы - главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.

Современная проблема гиподинамии (по­нижен­ная по­движ­ность, уменьше­ние си­лы и ­объема движе­ний вследствие развития автоматизации производства и ­быта, при этом снижа­ется ра­бо­то­спо­соб­ность че­ло­ве­ка, появляется уста­лость, нер­воз­ность) отсутствовала, когда человек трудился в поте лица, добывая хлеб насущный. Потому в фольклорных произведениях нет и намёка на диеты, на ограничение в потреблении углеводов. Уважительное отношение к хлебу, каше, крупяным изделиям можно проследить в народных пословицах: Каша – мать наша. Что за обед, коли каши нет. Хлеб всему голова. Хлеб да каша – пища наша. Хлеб да крупы на здоровье лупи. Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал, потому и диету начинают с ограничения крахмала. Ещё одна распространённая точка зрения, что картофельный крахмал самый вредный, а кукурузный значительно полезнее.

Оказывается дело не в конфетах, а в крахмале?

Книжные источники повествуют, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях. Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных. Это картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.

Если такое повышенное внимание к крахмалу, интересно узнать о его роли в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мы не привыкли отступать! Открываем лабораторию, где предмет наблюдения – крахмал .

Тема исследования: «Крахмал. Опыты с крахмалом».

В связи с противоречивой информацией возникло много проблемных вопросов:

    Что за волшебное вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?

    Как получают крахмал и где используют? Возможно ли получить крахмал в домашних условиях?

    Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

    Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

    Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования:

    собрать и изучить информацию о крахмале;

    изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;

    подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;

    познакомиться и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;

    выделить крахмал из картофеля;

    узнать о сфере применения крахмала;

    проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

Методы исследования:

    изучение литературы;

    сбор информации в сети Интернет;

    опыты;

    консультация учителя;

    обработка информации;

    подготовка презентации и защита работы.

Теоретическая часть

Как получить крахмал?

Крахмал – толкование, значение, смысл

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ ( слово из польского языка, с польского krochmal , немецкого Kraftmehl ) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности».

Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля : «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала: У нас только тонкое белье крахмалится . Барыня сильно крахмалится, любит пышное, крахмальное платье . Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света (хим., бот.). || Продукт из таких зёрнышек различных растений, употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Проанализировав эти определения, мы наметили план работы по исследованию крахмала :

1) попытаемся выделить крахмал из клубней картофеля;

2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений (листьях, клубнях, корнеплодах, плодах), продуктах питания;

3) покажем практические способы применения крахмала в быту и творчестве.

В далёком прошлом

Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной во­дой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали нога­ми, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крах­мал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.

История про то, как мы получали крахмал из картофеля

Опыт 1 (Приложение 1)

1. Хорошо помыли и очистили картофель.

2. Натерли картофель на мелкой терке.

3. Залили натертый картофель холодной водой.

4. Перемешали.

5. Процедили через два слоя марли.

6. Хорошо отжали.

7. Подождали, крахмал опустится на дно.

8. Аккуратно слили воду.

9. Еще раз налили в чашку холодной воды и перемешали.

10. Подождали и аккуратно слили воду.

11. В третий раз налили холодную воду и снова перемешали.

12. Когда крахмал опустился на дно, аккуратно слили воду.

13. Собрали ложкой полученный крахмал и выложили на тарелку.

14. Оставили, чтобы крахмал высох.

15. Растерли полученный крахмал в порошок.

Крахмал-невидимка

Каков крахмал на вкус?

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства. (Приложение 2)

Опыт 2. Добавляем некоторое количество крахмала в воду.

Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство мы наблюдали в процессе выделения крахмала их картофеля и пшеницы (крахмал оседал на дно ёмкости).

Вывод : крахмал не растворяется в воде.

Опыт 3. Сравниваем крахмал, изготовленный в домашних условиях, и промышленный продукт.

Наименование продукта

Крахмал промышленного производства

Крахмал, полученный в домашних условиях

Внешний вид

Кристаллический порошок

Цвет

Белый с кристаллическим блеском

Белый

Запах

Свойственный крахмалу, без постороннего запаха

Вывод : существенных отличий не наблюдается.

Опыт 4. Пробуем крахмал на вкус.

Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.

Вывод : вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.

Опыт 5. Проверили реакцию йода с крахмалом.

  1. На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.

  2. Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой.

  3. Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.

  4. Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.

Вывод : данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

  1. В горячей воде набухает. Это свойство мы проверили, когда варили клейстер и кисель.

Опыты на кухне

В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи и фрукты: картофель, морковь, грушу, капусту, апельсин, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике. (Приложение 3)

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!

Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом , который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Проделаем то же с яблоком.

Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится, то в каком количестве.

Можно сделать первые выводы : йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше.

Проверяем, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие - нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на ломтики моркови, апельсина, капусты

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезе капусты, огурца синих пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, брокколи, морковь, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

Исследуем продукты, которые ежедневно употребляем в пищу сахар, соль.

Йодное пятно не изменило цвет, значит в этих продуктах нет крахмала.

Исследуем продукты, которые используем в пищу ежедневно – это молочные продукты сметана, кефир, молоко, масло В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал или муку. Проведём опыты.

Результат исследования молочных продуктов порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Подвергли проверке майонез, сыр, колбасу…

Наблюдали, что и в этих продуктах йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Хлебец белый и ржаной, бублики-баранки…

В злаковых культурах крахмала содержится больше, чем в картофеле. Понаблюдаем, как будут вести себя изделия из муки, злаки.

Хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал.

Проверяем пшеничную муку. Пятно синеет – крахмал содержится в муке, в манке (эту крупу производят из зёрен пшеницы).

Вывод: многие продукты, которые мы исследовали на нашей кухне, содержат крахмал.

Как сделать правильный выбор? Есть или не есть?

Так что же теперь вообще отказаться от продуктов, которые содержат крахмал? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала – это источник энергии. В нашем традиционном питании крахмал – важная часть в рационе питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, которая производится для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. «Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90, как это принято сейчас».

Сфера применения крахмала

Крахмалопродукты, полученные из кукурузы и картофеля, имеют важное хо­зяйственное значение и используются для пищевых и тех­нических целей.

При температуре 60 градусов крахмал набухает (растворяется ), образуя вязкий раствор – клейстер. Это свойство используют в приготовлении киселя.

Современные кондитеры используют крахмал, как загуститель, в мармеладе.

Клеящие свойства крахмала позволяют включать его в строительные смеси, при малярно-отделочных работах.

Особенно широко крахмал используются в текстильной промышленности для придания тканям плотности и для загустки печатных красок.

Уют в доме создают накрахмаленные скатерти, салфетки, шторы. Подкрахмаленное постельное бельё выглядят опрятно, долго сохраняют свежий вид.

Крахмал и его производные широко применяются в бумажной промышленности при изготовлении мелованной бумаги, картона и бумажной тары.

Крахмал идёт на производство спичек, кра­сок.

Крахмал используется в кожевенной, полигра­фической, фармацевтической промышленности.

Картофельный крахмал служит основой для различных мазей, таблеток, порошков, присыпок, компрессов, используется в качестве обволакивающего, смягчающего и противовоспалительного средства при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Он предохраняет слизистую оболочку кишечника от раздражения при приеме лекарств. Ванны из крахмала снимают зуд диатезах у детей.

Кажется, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.

Забавные игрушки-мнушки

из крахмала и шариков (Приложение 4)

Хочешь помять в руках такой шарик, «вылепить» забавную рожицу когда станет скучно и нечем заняться? Сделать его не трудно.

1. Подготовили воздушный шарик, картофельный крахмал, маркер и пряжу.

2. Насыпали крахмал в шарик с помощью картонной трубки от пищевой фольги и завязали узел.

3. Нарисовали личико и сделали волосы из пряжи.

Вывод

Главный источник энергии для человеческого организма - уг­леводы. В рационе человека на них приходится более 70%. Ос­новной представитель углеводов в питании человека - крахмал.

Являясь главнейшим резервным углеводом растений, крахмал принадлежит к числу наиболее распространенных в раститель­ном мире веществ. Образуется в зеленых частях растений под действием лучей солнца. В зернах пшеницы, ржи, кукурузы, риса содержится до 65-82% крахмала, в клубнях картофеля - до 25%.

Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, мы постарались узнать о нём как можно больше, изучили литературу по теме исследования. При более внимательном изучении крахмала с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам :

    крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;

    крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т.д.) плохо усваивается организмом;

    крахмал – важная часть в рационе питания;

    но его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;

    не на все производители указывают на этикетке, что в состав данного продукта входит крахмал;

    отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит, но нужно учитывать, что наш дневной рацион питания не должен полностью состоять из углеводов.

Результатом исследовательской работы считаем и то, что:

    мы учились работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую нас информацию;

    освоили технологию проведения опытов с крахмалом;

    изучили свойства крахмала;

    научились выделять крахмал из картофеля и пшеницы;

    в ходе экспериментов обнаружили продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашли продукты, в которых его нет;

    обсудили с одноклассниками проблему правильного питания и здорового образа жизни.

Это исследование еще раз убедило нас в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что о результатах исследования можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе познакомить с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.

Библиографический список

    Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

    Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

    Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.

Интернет-ресурсы:

    http://www.sergey osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm

Игрушки-мнушки:

Мармелад:

Приложение 1

Крахмал, картошка и йод годятся не только для киселей и соусов. При желании с помощью различных опытов можно целый вечер развлекать любознательного малыша дома или в детском саду.

Затрат - минимум, удовольствия и развития - максимум. Попробуйте повторить что-нибудь из списка ниже, и киселей вам больше не видать - всё будет уходить на фокусы.

Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты.

Крахмал - белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель.

Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода - жидкость станет синей.

Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит.

Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне - нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких.

Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

Как мы знаем, неньютоновская жидкость - это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко.

Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять - она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить - почувствуете, что материал вновь становится твёрже.

Интересно попробовать переливать жидкость - если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать. Можно предложить ребенку поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если ребёнок попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на нее ручку, то она погрузится в жидкость.

Крахмал танцует

Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер.

Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40-60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище.

Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное - смогут стать участниками удивительных экспериментов.

«Лизун» из крахмала

Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет.

Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.

Мой личный опыт преподавания химии показал, что такую науку, как химию, очень тяжело изучать без каких-либо первоначальных сведений и практики. Школьники очень часто запускают этот предмет. Лично наблюдала, как ученик 8 класса при слове «химия» начинал морщиться, словно съел лимон.

Позже выяснилось, что из-за нелюбви и непонимания предмета, школу он прогуливал втайне от родителей. Конечно, школьная программа составлена таким образом, что учитель должен дать на первых уроках химии много теории. Практика как бы отходит на второй план именно в тот момент, когда школьник еще не может самостоятельно осознать, нужен ли это предмет ему в дальнейшем. В первую очередь это связано с лабораторным оснащением школ. В больших городах в настоящее время с реактивами и приборами дело обстоит лучше. Что касается провинции, то, как и 10 лет назад, так и в настоящее время, во многих школах нет возможности проводить лабораторные занятия. А ведь процесс изучения и увлечения химией, также как и другими естественными науками, обычно начинается с опытов. И это неслучайно. Многие знаменитые химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Парацельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (всех этих исследователей школьники изучают также и на уроках физики) уже с детства начинали экспериментировать. Великие открытия этих великих людей были сделаны именно в домашних химических лабораториях, поскольку занятия химией в институтах было доступно только людям с достатком.

И, конечно, самое главное — это заинтересовать ребенка и донести ему, что химия окружает нас повсюду, поэтому процесс ее изучения может быть очень увлекательным. Здесь на помощь придут домашние химические опыты. Наблюдая такие эксперименты, можно в дальнейшем искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. А, когда на школьных уроках юный исследователь столкнется с подобными понятиями, объяснения учителя ему будут более понятны, так как у него уже будет свой собственный опыт проведения домашних химических экспериментов и полученные знания.

Очень важно начинать изучение естественных наук с обычных наблюдений и примеров из жизни, которые, как вы считаете, будут наиболее удачными для вашего ребенка. Вот некоторые из них. Вода-это химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды - всего лишь несколько суток.

Речной песок – это не что иное, как оксид кремния, а также основное сырье для производства стекла.

Человек сам того не подозревает и осуществляет химические реакции каждую секунду. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов — химических веществ. В процессе выдыхания выделяется еще одно сложное вещество — диоксид углерода. Можно сказать, что мы сами это химическая лаборатория. Можно объяснить ребенку, что мытье рук мылом это тоже химический процесс воды с мылом.

Ребёнку постарше, который, например, уже начал изучать химию в школе можно объяснить, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева. В живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию.

Химия-это и лекарства, без которых в настоящее время многие люди не могут прожить и дня.

Растения тоже содержат химическое вещество хлорофилл, которое придает листочку зеленый цвет.

Приготовление пищи — это сложные химические процессы. Здесь можно привести пример того, как поднимается тесто при добавлении дрожжей.

Один из вариантов, как заинтересовать ребенка химией — это взять отдельного выдающегося исследователя и прочитать историю его жизни или посмотреть обучающий фильм про него (сейчас доступны такие фильмы про Д. И. Менделеева, Парацельса, М.В. Ломоносова, Бутлерова).

Многие полагают, что настоящая химия это вредные вещества, экспериментировать с ними опасно, тем более в домашних условиях. Есть много очень увлекательных опытов, которые вы сможете провести со своим ребёнком, не навредив здоровью. И эти домашние химические опыты будут не менее увлекательные и поучительные, чем те, которые идут с взрывами, едкими запахами и клубами дыма.

Некоторые родители опасаются также проводить дома химические опыты из-за их сложности или отсутствия необходимого оборудования и реактивов. Оказывается, что можно обойтись подручными средствами и теми веществами, которые есть у каждой хозяйки на кухне. Их можно купить в ближайшем бытовом магазине или аптеке. Пробирки для проведения домашних химических опытов можно заменить флакончиками от таблеток. Для хранения реактивов можно пользоваться стеклянными банками, например, от детского питания или майонеза.

Стоит помнить, что посуда с реактивами должна иметь этикетку с надписью и быть плотно закрыта. Иногда пробирки нужно нагреть. Чтобы не держать ее в руках при нагревании и не обжечься, можно соорудить такое устройство с помощью бельевой прищепки или куска проволоки.

Также необходимо выделить несколько стальных и деревянных ложечек для перемешивания.

Штатив для держания пробирок можно сделать самим, просверлив в бруске сквозные отверстия.

Для фильтрования полученных веществ вам понадобиться бумажный фильтр. Сделать его очень легко согласно приведенной здесь схеме.

Для детишек, которые еще не ходят в школу или обучаются в младших классах, постановка домашних химических опытов с родителями будет своеобразной игрой. Скорее всего, объяснить какие-то отдельные законы и реакции еще не удастся такому юному исследователю. Однако, возможно, именно такой эмпирический способ открытия окружающего мира, природы, человека, растения через опыты заложит фундамент для изучения естественных наук в дальнейшем. Можно даже устраивать своеобразные конкурсы в семье — у кого опыт получится более удачным и затем демонстрировать их на семейных праздниках.

Независимо от возраста ребенка и его способности читать и писать, советую завести лабораторный журнал, в который можно записывать эксперименты или зарисовывать. Настоящий химик обязательно записывает план работы, список реактивов, зарисовывает приборы и описывает ход работы.

Когда вы вместе с ребенком только начнете изучать эту науку о веществах и проводить домашние химические опыты, первое, что нужно помнить это безопасность.

Для этого нужно следовать следующим правилам безопасности:

2. Лучше выделить отдельный стол для проведения химических опытов в домашних условиях. Если у вас дома не найдется отдельного стола, то опыты лучше проводить на стальном или железном подносе или поддоне.

3. Необходимо обзавестись тонкими и толстыми перчатками (их продают в аптеке или в хозяйственно магазине).

4. Для проведения химических экспериментов лучше всего купить лабораторный халат, но также можно вместо халата использовать плотный фартук.

5. Лабораторная посуда не должна в дальнейшем использоваться для еды.

6. В домашних химических опытах не должно быть жестокого отношения с животными и нарушения экологической системы. Кислотные химические отходы нужно нейтрализовать содой, а щелочные — уксусной кислотой.

7. Если хочешь проверить запах газа, жидкости или реактива, никогда не подноси сосуд прямо к лицу, а, удерживая его на некотором расстоянии, направь, помахивая рукой, воздух над сосудом по направлению к себе и одновременно нюхай воздух.

8. Всегда используй в домашних опытах реактивы в небольшом количестве. Избегай оставлять реактивы в посуде без соответствующей надписи (этикетки) на склянке, из которой должно быть ясно, что находится в склянке.

Начинать изучение химии следует с простых химических экспериментов в домашних условиях, позволяющих ребенку освоить основные понятия. Серия опытов 1-3 позволяют ознакомиться с основными агрегатными состояниями веществ и свойствами воды. Для начала ребенку-дошкольнику вы можете показать, как растворяется в воде сахар и соль, сопроводив это объяснением, что вода универсальный растворитель и является жидкостью. Сахар или соль — твердые вещества, растворяющиеся в жидкости.

Опыт № 1 «Потому что — без воды и ни туды и ни сюды»

Вода-это жидкое химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов, растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, сода, лимонная кислота, вода

Эксперимент: Взять две пробирки. Насыпать в них в равных количествах соду и лимонную кислоту. Затем в одну из пробирок налить воды, а в другую нет. В пробирке, в которой вода была налита вода стал выделяться углекислый газ. В пробирке без воды — ничего не изменилось

Обсуждение: Данный эксперимент объясняет тот факт, что без воды невозможны многие реакции и процессы в живых организмах, а также вода ускоряет многие химические реакции. Школьникам можно объяснить, что произошла обменная реакция, в результате которой выделился углекислый газ.

Опыт № 2 «Что растворено в водопроводной воде»

Реактивы и оборудование: прозрачный стакан, водопроводная вода

Эксперимент: Налить в прозрачный стакан водопроводную воду и поставить ее в теплое место на час. Через час вы увидите на стенках стакана осевшие пузырьки.

Обсуждение: Пузырьки – это не что иное как газы, растворенные в воде. В холодной воде газы растворяются лучше. Как только вода становится теплой, газы перестают растворяться и оседают на стенки. Подобный домашний химический опыт позволяет также познакомить ребенка с газообразным состояние вещества.

Опыт № 3 «Что растворено в минеральной воде или вода — универсальный растворитель»

Реактивы и оборудование: пробирка, минеральная вода, свеча, лупа

Эксперимент: Налить в пробирку минеральную воду и медленно выпаривать ее над пламенем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кристаллы будут хуже видны). По мере испарения воды на стенках пробирка останутся мелкие кристаллы, все они разной формы.

Обсуждение: Кристаллы – это соли, растворенные в минеральной воде. У них разная форма и размер, так как каждый кристаллик носит свою химическую формулу. С ребенком, который уже начал изучать химию в школе, можно почитать этикетку на минеральной воде, где указан ее состав и написать формулы соединений, содержащихся в минеральной воде.

Опыт № 4 «Фильтрование воды, смешанной с песком»

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, воронка, бумажный фильтр, вода, речной песок

Эксперимент: Налить в пробирку воду и опустить туда немного речного песка, перемешать. Затем по схеме описанной выше сделать фильтр из бумаги. Вставить сухую чистую пробирку в штатив. Медленно выливать смесь песка с водой через воронку с бумажным фильтром. Речной песок останется на фильтре, а в штативной пробирке вы получите чистую воду.

Обсуждение: Химический опыт позволяет показать, что существуют вещества, не растворяющееся в воде, например, речной песок. Также опыт знакомит с одним из метод очистки смесей веществ от примесей. Здесь можно внести понятия чистые вещества и смеси, которые даются в учебнике химия 8 класса. В данном случае смесью является песок с водой, чистым веществом — фильтрат, речной песок – это осадок.

Процесс фильтрования (описывается в 8 классе) применяют здесь для разделения смеси воды с песком. Чтобы разнообразить изучение данного процесса, можно немного углубиться в историю очистки питьевой воды.

Процессы фильтрования применялись еще в 8-7 веках до н.э. в государстве Урарту (ныне это территории Армении) для очистки питьевой воды. Её жители осуществили постройку водопроводной системы с применением фильтров. В качестве фильтров использовали плотную ткань и древесный уголь. Подобные системы из переплетённых водосточных труб, глиняных каналов, снабженные фильтрами были и на территории древнего Нила у древних египтян, греков и римлян. Воду пропускали через такой фильтр нескскали через такой фильтр несколько раз, в конечном итоге доболько раз, в конечном итоге добиваясь наилучшего качества воды.

Одним из самых интересных опытов является выращивание кристаллов. Опыт очень нагляден и дает представление о многих химических и физических понятиях.

Опыт № 5 «Выращиваем кристаллы сахара»

Реактивы и оборудование: два стакана воды; сахар - пять стаканов; деревянные шпажки; тонкая бумага; кастрюля; прозрачные стаканчики; пищевой краситель (пропорции сахара и воды можно уменьшить).

Эксперимент: Опыт следует начинать с приготовления сахарного сиропа. Берем кастрюлю, выливаем в нее 2 стакана воды и 2,5 стакана сахара. Ставим на средний огонь и, помешивая, растворяем весь сахар. В получившийся сироп высыпаем оставшиеся 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения.

Теперь приготовим зародыши кристаллов – палочки. Небольшое количество сахара рассыпаем на бумажке, затем обмакнем палочку в получившейся сироп, и обваляем ее в сахаре.

Берем бумажки и протыкаем шпажкой дырочку посередине таким образом, чтобы бумажка плотно прилегала к шпажке.

Затем разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам (важно, чтобы стаканы были прозрачными — так процесс созревания кристаллов будет более увлекателен и нагляден). Сироп должен быть горячим, иначе кристаллы не будут расти.

Можно сделать цветные сахарные кристаллы. Для этого в получившейся горячий сироп добавляют немного пищевого красителя и размешивают его.

Кристаллы будут расти по-разному, некоторые быстро, а некоторым может понадобиться больше времени. По окончании опыта получившиеся леденцы ребенок может съесть, если у него нет аллергии на сладкое.

Если у вас нет деревянных шпажек, то опыт можно повести с обычными нитками.

Обсуждение: Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства. Например, алмаз – природный кристалл и самый твердый и редкий минерал. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода – это расплавленный лёд). Пример кристаллизации из раствора в природе – выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды. В данном случае, при выращивании кристаллов в домашних условиях мы имеем дело с наиболее распространённым способам искусственного выращивания — кристаллизация из раствора. Кристаллы сахара растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя – воды или при медленном понижении температуры.

Следующий опыт позволяет получить в домашних условиях один из самых полезных для человека кристаллических продуктов — кристаллический йод. Перед проведением опыта советую посмотреть вместе с ребенком небольшой фильм «Жизнь замечательных идей. Умный йод». Фильм дает представление о пользе йода и необычной истории его открытия, которая надолго запомниться юному исследователю. А интересна она тем, что первооткрывателем йода была обыкновенная кошка.

Французский ученый Бернар Куртуа в годы наполеоновских войн заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые выбрасывались на берег Франции, находится какое-то вещество, которое разъедает железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

На своем небольшом заводе по производству селитры в г. Дижоне Куртуа собирался провести несколько опытов. На столе стояли сосуды, в одном из которых была настойка морских водорослей на спирту, а в другом — смесь серной кислоты с железом. На плечах у ученого сидела его любимая кошка.

В дверь постучали, и напуганная кошка спрыгнула и убежала, хвостом смахнув колбы на столе. Сосуды разбились, содержимое смешалось, и внезапно началась бурная химическая реакция. Когда небольшое облачко из паров и газов осело, удивленный ученый увидел на предметах и обломках какой-то кристаллический налет. Куртуа начал его исследовать. Кристаллы никому до этого неизвестного вещества получили название «йод».

Так был открыт новый элемент, а домашняя кошка Бернара Куртуа вошла в историю.

Опыт № 6 «Получение кристаллов йода»

Реактивы и оборудование: настойкой аптечного йода, вода, стакан или цилиндр, салфетка.

Эксперимент: Смешиваем воду с настойкой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ставим всё в холодильник на 3 часа. В процессе охлаждения йод выпадет в осадок на дне стакана. Сливаем жидкость, вынимаем осадок йода и кладем на салфетку. Выжимаем салфетками до тех пор, пока йод не станет рассыпаться.

Обсуждение: Данный химический эксперимент называется экстрагированием или извлечением одного компонента из другого. В данном случае вода экстрагирует йод из раствора спиртовки. Таким образом, юный исследователь повторит опыт кота Куртуа без дыма и биения посуды.

О пользе йода для дезинфекции ран ваш ребенок уже узнает из фильма. Таким образом, вы покажите, что между химией и медициной есть неразрывная связь. Однако, оказывается, что йод можно применять в качестве индикатора или анализатора содержания другого полезного вещества – крахмала. Следующий опыт познакомит юного экспериментатора с отдельной очень полезной химией – аналитической.

Опыт № 7 «Йод-индикатор содержания крахмала»

Реактивы и оборудование: свежая картошка, кусочки банана, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Эксперимент: Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Наблюдаем:

Яблоко — не посинело вообще. Банан – слегка посинел. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Таким образом, йод является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.

Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

Следующий опыт будет полезен ребятам, которые уже начали изучение химии в школе. Оно знакомит с такими понятиями, как химическая реакция, реакция соединения и качественная реакция.

Опыт № 8 «Окрашивание пламени или реакция соединения»

Реактивы и оборудование: пинцет, поваренная пищевая соль, спиртовка

Эксперимент: Возьмем пинцетом несколько кристалликов крупной поваренной соли поваренной соли. Подержим их над пламенем горелки. Пламя окрасится в желтый цвет.

Обсуждение: Данный эксперимент позволяет провести химическую реакцию горения, которая является примером реакции соединения. Благодаря наличию натрия в составе поваренной соли, при горении происходит его реакция с кислородом. В результате образуется новое вещество – оксид натрия. Появление желтого пламени свидетельствует о том, что реакция прошла. Подобные реакции является качественными реакциями на соединения, содержащие натрий, то есть по ней можно определить содержится натрий в веществе или нет.

Краткое содержание: Опыты с йодом и крахмалом. Занимательная химия в домашних условиях. Занимательная химия для детей. Занимательная химия опыты. Увлекательная химия. Занимательные опыты по химии.

Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимыми ингридиентами, но чудо-превращение того стоит.

Вам потребуются:

3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки

План работы:

1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.

2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В. Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.

3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.

4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор В в чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.

Объяснение опыта:

Объяснить дошкольнику суть опыта на доступном ему языке можно следующим образом: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.