Китай медицина здравоохранение. Как в Китае лечат людей (мифы о бесплатной медицине). Подбор клиники в Урумчи

Все знают, что Китай – страна победившего коммунизма. Наверняка в нём должна быть хорошая и бесплатная медицина. Те, кто бывал в Великом и Прекрасном, могли заметить одну странность: в Китае практически нет аптек, а на улице вы вряд ли встретите машину скорой помощи. Почему так? Давайте посмотрим, как лечат людей в Китае и стоит ли вообще там болеть...

Все вы наслышаны о китайской традиционной медицине — массажах, акупунктуре, цигуне и чудодейственных травах. Всем этим китайцы лечились многие века, и средняя продолжительность их жизни составляла 35 лет. В 50-х годах к власти пришли коммунисты, и Мао Цзэдун заявил, что китайская медицина — это, конечно, хорошо, но пора бы уже перенять западную. Он распорядился построить по всему Китаю нормальные больницы и подготовить квалифицированный медицинский персонал.

До 70-х годов в китайской медицине всё было хорошо. Она быстро развивалась, люди получали качественное бесплатное лечение и делали прививки, продолжительность их жизни резко возросла. Но потом стало ясно, что если государство будет лечить всех за свой счет, то у него просто не хватит денег. В стране провели экономические реформы, власти сильно сократили расходы на медицину, и лечение в Китае стало платным. Логика такая: если зарабатываешь, то плати сам, а если ты совсем бедный, то мы немножко поможем.

С тех пор темпы развития китайской медицины почему-то сильно замедлились. В крупных городских больницах и частных клиниках всё более-менее хорошо, там есть современное оборудование и даже хорошие понимающие врачи. А ситуация в глубинке, особенно в плане отношения персонала к пациентам, сильно напоминает российскую.

В статье используются фотографии современной китайской больницы, которую я снял в Нанкине. Мои знакомые китайцы говорят, что это скорее исключение. Но в другую больницу я не попал) Так что фото не очень точно иллюстрируют текст;)

01. Интересный факт: какой бы большой ни была китайская больница, она практически всегда будет забита пациентами.

Я пришел в больницу в спокойный день, но чтобы вы понимали, иногда тут бывает вот так. Это очереди на регистрацию...

02. Внутри китайской больницы можно встретить «Старбакс». Вообще, в Китае пациентов не кормят, поэтому им приходится самим добывать себе еду во время лечения.

03. Крупные больницы хорошо оснащены и выглядят очень прилично. Так что если вы считаете, что Китай в плане медицины — это страна третьего мира, то всё далеко не так. Даже если посетить какую-нибудь больницу в глубинке, то там всё равно с большой вероятностью будет набор всего необходимого оборудования. Но врачи там будут такие, что лечиться у них, скорее всего, не захочется)

04. В любой китайской больнице вы столкнетесь с большими очередями. В последние годы во многих больницах появилась возможность электронной записи на приём, но сами китайцы к этому ещё не привыкли.

Вот как бывает, когда наплыв пациентов особенно большой.

05. В больницах, где нет современного оборудования, людей лечат старыми способами. Например, операции на брюшной полости там до сих пор проводят с помощью огромного разреза, хотя во всем цивилизованном мире уже давно делают лапароскопию (это когда инструменты в брюшную полость вводят через несколько маленьких разрезов). Если вдруг вы попадете в такую больницу, то никто из врачей не порекомендует вам обратиться туда, где лечат более современными методами.

06. С введением электронных очередей в крупных и хорошо оборудованных китайских больницах всё стало более-менее цивилизованно. Но вообще прием у китайского врача выглядит довольно странно. Китайцы боятся, что они могут пропустить свою очередь или что кто-то проскочит впереди них, поэтому они любят всей гурьбой заваливаться в кабинет врача, даже если там уже идёт прием. Они становятся кружком вокруг врачебного стола и с нетерпением ждут, когда нынешний пациент закончит, наконец, жаловаться и освободит заветный стул. Они могут с интересом наблюдать, как врач тебя осматривает, и часто дают при этом дельные и не очень советы.

07. Навигация

08.

09. Хороших специалистов в китайских больницах достаточно мало. Чтобы найти хорошего врача, нужно потрудиться. Судя по отзывам, большинство врачей — это аморфные апатичные люди, которым наплевать на пациентов. Поток пациентов в Китае очень большой, поэтому работники больниц начинают воспринимать свои обязанности как надоедливую рутину.

10. Но зато профессия врача в Китае довольно престижная. У профессионалов есть хороший соцпакет, который зависит от их категории. Также у них есть план работ, за выполнение которого им дают дополнительные премии. Зарплата хороших врачей в крупных городах Китая — 10-12 тысяч юаней (90-110 тысяч рублей) плюс разные доплаты и льготы. Ну и левые заработки тоже наверняка есть.

11. Самое прекрасное в китайской больнице: можно приехать туда с ужасными травмами и в предсмертном состоянии, но никто не станет тебя лечить и даже не окажет первую помощь до тех пор, пока ты не заплатишь за прием у врача.

Шутка из китайского интернета: врачи ждут, когда умирающий пациент заплатит за лечение)

12. Были истории, что после драк в клубах в больницы приходили ребята с ножевыми ранениями и жесткими травмами, и им не оказывали помощь, потому что надо было платить залог в несколько тысяч юаней. Еще в Китае нет понятия скорой помощи. Если дело не касается реанимации, то скорая помощь, которую вы вызываете себе на дом, — это просто такси. Вас посадят в машину и повезут в больницу, и только там уже начнут осматривать и лечить. Намного быстрее и дешевле сразу вызвать обычное такси и на нем самостоятельно добраться до врачей.

13. Размер залога, который нужно внести до начала лечения, зависит от больницы и от срока пребывания в ней. Он может составлять 10 тысяч юаней (около 90 тысяч рублей). В эту сумму, как я уже говорил, не входит питание. Обычно пациентов больниц кормят родственники или платные сиделки.

14. Китайские врачи очень любят выписывать разные лекарства. Дело в том, что в Китае аптеки находятся в основном в больницах, поэтому врачи заинтересованы в том, чтобы продавать пациентам как можно больше лекарств. Часто бывает такое, нужные для лечения препараты выписывают в двойном или даже тройном объеме.

15. А вообще, наличие лекарств в аптеке зависит от уровня больницы. Чем она больше и современнее, тем больше шанс найти в ней импортные препараты, которые используются на западе. А в больницах попроще продают лекарства только китайского производства.

16. Но зато в китайских больницах за короткий срок можно сделать любые анализы и исследования. Людям не приходится ждать несколько месяцев, чтобы сделать какое-нибудь УЗИ или МРТ. Оборудования в больницах много, оно используется по полной, но всё это, естественно, платно. УЗИ стоит в районе 2 тысяч рублей, МРТ — 4-5 тысяч рублей, анализ крови — 150-500 рублей. Если у тебя нет денег всё это оплатить, то никто тебе не поможет.

17. Китайцы жутко завидуют тому, что в России медицина бесплатная. Но при этом, когда они попадают в российские больницу, у них случается шок. Во-первых, от вида больниц, а во-вторых, от того, что результаты анализов тут нужно ждать неделю и что МРТ делают только в областной больнице.

18. У китайцев есть приложение для смартфонов, в котором можно получить бесплатную врачебную консультацию. Это очень удобно, например, в период праздников, когда половина врачей не работает. Там нужно описать свои жалобы и симптомы, можно даже прикрепить фотографии. Любой дежурный врач в стране, подключенный к приложению, может наткнуться на на вашу проблему и рассказать вам, что с ней нужно делать.

19. Приложение объединяет большинство больниц по всему Китаю. В нем можно выбрать свой город, конкретную больницу, отделение или даже врача. Там же можно посмотреть отзывы.

А это аппарат для оплаты услуг врача)

Вот так вот. Как вам китайские больницы?




Страны БРИК Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (G7)


Растущие экономики (Emerging markets)- Страны с низкими/средними доходами на душу населения, демонстрирующие уверенный экономический рост благодаря внедрению рыночных принципов, реформ и притоку капитала Это 20% всей мировой экономики и 80% всего населения Экономический рост за 2000 – 2008 гг. в 3 раза превышал рост в странах G8 Предполагается двукратный экономический рост за 2009 – 2015 гг. Source: J. Cohen, Tufts center for the study of drug development


Экономическое неравенство Коэффициент Джини (Gini) – соотношение доходов 10% семей с наивысшим доходом и 10% семей с наиболее низким доходом. При сравнимых уровнях расходов на здравоохранение, более высокий коэфффициент Джини, как правило, ассоциируется с худшими показателямии здоровья населения (max) (min) Source: CIA Fact book, 2008






Структура смертности в 2005 и 2030 гг. Source: Deloitte Бразилия Россия Индия Китай 0% 20% 40% 60% 80% 100% Сердечно-сосудистые Онкологические ХроническиеИнфекционные Травмы


Рост расходов на здравоохранение Растущие доходы позволяют увеличивать расходы на здравоохранение Рост доли хронических заболеваний (в т.ч. сердечно-сосудистые, диабет, рак) связан со старением населения, изменением образа жизни –Половина всех курильщиков и 75% гипертоников проживает в странах БРИК –Только в Индии число больных СД достигает 31 млн. человек –В следующем десятилетии ожидается 50% рост онкологических заболеваний в странах БРИК –За прошедшие 10 лет заболеваемость диабетом и ожирением возросла на 20-40% Source: J. Cohen, Tufts center for the study of drug development




Расходы на здравоохранение* на душу населения в год Source: PPRI report 2008; WHO, World Health Statistics 2008 PPP** *Включают в себя все затраты на здравоохранение: лекарственное обеспечение, стационарное и амбулаторное лечение, стоматологию и т.д. **PPP- паритет покупательной способности в Евро






БРАЗИЛИЯ Население млн. человек ВВП - PPP $ 1,66 трлн. ВВП - на душу населения PPP $ 8800 Продолжительность жизни - 72 года (муж. 68 лет, жен. 75 лет) Расслоение общества - 31% дохода страны принадлежит 5% населения


Обзор системы здравоохранения Две системы здравоохранения: общественная (SUS) и частная (HMOs) Оплата дорогостоящих препаратов (онкология, рекомбинантные биотехнологические препараты и т.д.) преимущественно из третьих источников (напр. фонды) Первый в Латинской Америке институт оценки технологий (HTA*) – ценообразование и лекарственное возмещение * HTA - Health Technology Assessment = Оценка Медицинских Технологий Source: FIA, 2007www.portal Страховое покрытие по отличается в 3,5 раза


Ценообразование и лекарственное возмещение Система вступила в действие в 2007 г. Опубликовано первое Бразильское законодательство в области оценки медицинских технологий (HTA) Основано первое агентство HTA (CITEC) – имеет контакты с подобными агентствами в других странах: NICE (Великобритания), PBS (Австралия), CADTH (Канада) Национальный комитет по ценообразованию (CMED) обязал использовать данные фармакоэкономического анализа при обосновании цены Лица принимающие решения установили взаимодействие с CITEC и CIMED Частные системы страхования (HMOs) начали создавать свои внутренние комитеты по оценке медицинских технологий, используя в качестве образца федеральное законодательство по HTA Процесс оценки медицинских технологий становится все более ограничительным и требовательным Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Общественная система здравоохранения (SUS) В теории каждый гражданин по конституции имеет право на бесплатную медпомощь, однако: –Ограниченный доступ к медпомощи –Для многих нозологий в стандарты входят устаревшие препараты –Ограничения бюджета –Иски граждан к правительству для получения права иметь доступ к услугам, не входящим в стандарты SUS SUS является самым значимым игроком в обеспечении дорогостоящими препаратами В 2006 г. Минздрав установил обязательное дисконтирование – 25% скидка для всех препаратов, продаваемых в госучреждениях (Муниципальные и Федеральные госпитали, институтские клиники и т.д.) SUS - Sistema Único de Saúde Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Национальный перечень дорогостоящих препаратов $1,5 млрд. в 2008 г. 106 препаратов для 87 нозологий Для включения в перечень необходимо получить положительную экспертизу: 1. Минздрава/ Агентства по оценке мед. технологий (CITEC) 2.Государственных секретариатов по оказанию медпомощи (SHSs) – отвечают за выбор наилучшего терапевтического лечения среди имеющихся и за закупку препарата Система со-платежей: 1.Минздрав (80%) – центральный бюджет 2.SHSs (20%) – региональные бюджеты. Существует 26 различных штатов, каждый из них имеет собственные потребности/необходимость в закупках Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


75% финансирования за счет работодателя Более 1200 HMOs, однако 80% рынка принадлежит 12% HMOs ANS – региональные агентства, регулирующие рынок HMOs HMOs оплачивают только мед. процедуры (госпитальные/амбулаторные) – существует ANS список оплачиваемых процедур Препараты, необходимые для проведения процедур (напр. хирургические операции, в/в вливания, ангиография) должны также оплачиваться HMOs Частная система здравоохранения (HMOs) HMOs не финансирует другое медикаментозное лечение, кроме необходимого для проведения процедур Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Ценообразование Фармацевтическая компания Минздрав/ Национальный комитет по ценообразованию (CMED) Регистрация цены Анализ предлагаемой цены: Анализ клинических данных Данные «затраты-эффективность» Влияние на бюджет Сравнение с международными ценами: Португалия, Канада, Австралия, Испания, Греция и Италия Из предложенных цен на препараты только 15% было одобрено, для остальных было предложено снизить цену Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Возмещение (Reimbursement) Минздрав / Агентство по оценке мед. технологий (CITEC) Минздрав / Агентство по оценке мед. технологий (CITEC) Общественная система здравоохранения Частная система здравоохранения Подача всех видов мед. технологий (препараты, процедуры, вакцины …) Подача только мед. процедур REBRATS: Бразильская лига Совершенства Медицинской помощи – проводит необходимые клинические испытания и фармакоэкономические исследования, запрашиваемые Минздравом и CITEC Рекомендация (ДА/НЕТ) о возмещении в системе Минздрава Рекомендация (ДА/НЕТ) для ANS - агенства, регулирующего частные системы ANS принимает решение о включении мед. процедур в свой перечень Source: J. Wernli, Wyeth, 2009


Основные тренды в Бразилии Усиление давления на цены с целью их снижения Ограничение бюджетов Рост партнерства между плательщиками и фармкомпаниями с целью оптимального выбора препарата/цены для возмещения Лучшая осведомленность плательщиков по вопросам фармакоэкономики Улучшение эффективности процесса оценки медицинских технологий (HTA) Рост международного партнерства по вопросу HTA – сотрудничество с NICE, CADTH, PBS и др. Source: J. Wernli, Wyeth, 2009




КИТАЙ Население – 1,32 млрд. человек Городское население 600 млн. чел. (45,7%) ВВП - PPP $ 10,2 трлн. ВВП - на душу населения PPP $ 7740 Продолжительность жизни - 73 года (муж. 72 года, жен. 75 лет) Расслоение населения по доходам. У городских жителей: –на душу населения доход выше ~ в 3 раза –на душу населения затраты на здравоохранение выше ~ в 4 раза –на 100 тыс. населения количество медперсонала выше ~ в 2,5 раза


Расходы на здравоохранение в 2008 г. - $ 175 млрд. Базовая система мед. страхования для городских служащих – застраховано 200 млн. чел (15 % населения). Покрывает 87 % расходов Базовая система мед. страхования для городских жителей - застраховано 116,5 млн. чел (9 % населения). Покрывает 45 % расходов Новая кооперативная медицинская схема для села - застраховано 813 млн. чел (62 % населения). Покрывает 91 % расходов на домохозяйство Cистема здравоохранения, обзор Source: G&G, Dr L. Metz, 2009


Ценообразование и возмещение (reimbursement) Строгий контроль за ценами Свободное ценообразование Препараты без возмещения Государственный список возмещения препаратов препаратов традиционной китайской медицины 1000 препаратов западных фармкомпаний делятся на 2 списка: А и В А = 500 дешевых дженериков В = 500 инновационных препаратов 15% ЛС (75 препаратов) включены в региональные списки и регулируются на локальном уровне Source: Datamonitor (2006) The Chinese pharmaceutical market overview, DMHC2175


Основные проблемы Китайской системы здравоохранения Достижения в области экономики не совпадают с улучшением ситуации в области здравоохранения, скорее наоборот –Доля застрахованных пациентов упало с 90% в 1981 г. до 60% в 2008 г. В тоже самое время правительство ставит цель довести эту долю до 100% в 2010 г. – малореалистично! –Гигантский рост расходов на здравоохранение (на 10-15% ежегодно с середины 1990-х) –Почти в 100% обращений взимается плата за услуги, доля расходов из кармана пациента достигает 60% –Неравенство городского и сельского населения Нуждается в реформах –Необходимо увеличение госрасходов –Оплата по тарифу диагностически связанных групп (DRG) Source: Dr. J. Cohen, Tufts Center for the Study of Drug Development, 2009


Реформа здравоохранения В течение 3-х лет будет потрачено $ 124 млрд. Реформа в области базовой системы мед. страхования –Рост доли застрахованных пациентов почти до 100% –Рост доли государственного участия в мед. страховании граждан –Со-платежи со стороны государства будут увеличены. Максимальные цены возмещения и долю государства в данном процессе также предполагается увеличить Разработка национального перечня жизненно необходимых ЛС. Препараты, входящие в перечень, будут покрываться мед. страховкой Улучшение качества основных видов мед. помощи –Оснащение окружных госпиталей –Создание городских мед. центров –Создание сельских госпиталей в труднодоступных и бедных регионах Право всеобщего доступа к медицинскому обеспечению Разработка механизмов мониторинга за проведением реформы, качеством мед. обслуживания, управлением и финансированием Source: G&G, Dr L. Metz, 2009




ИНДИЯ Население – 1,15 млрд. человек Городское население 316 млн. чел. (28 %) ВВП - PPP $ 4,4 трлн. ВВП - на душу населения PPP $ 3800 Продолжительность жизни - 63 года (муж. 62 года, жен. 64 лет) Расслоение населения по доходам, неравенство городского и сельского населения


Индийская система здравоохранения Доля расходов из кармана пациента достигает 80%!!! По разным оценкам застраховано только 5-10% населения, в ДМС – 0,2% населения Менее 15% застрахованных пациентов имеет право на компенсацию медикаментов Неравенство в доступности медицинской помощи Необходимо резкое увеличение госрасходов, особенно для лечения бедных слоев населения Существующий список жизненно необходимых ЛС нуждается в актуализации, чтобы по крайней мере включать в себя препараты, рекомендованные для списка ЖНЛС ВОЗ (345 наименований) Законы о патентной защите и защите прав интеллектуальной собственности требуют доработки, исключения двоякого толкования В 2008 г. медицинские расходы составили $ 35 млрд. Source: G&G, Dr L. Metz, 2009


Ценообразование В 2006 г. для препаратов из списка ЖНЛС (354 препарата) было предложено ввести контроль за ценами, однако эта инициатива не получила поддержки. Суть инициативы –максимальная цена не должна превышать средневзвешенную из трех наиболее дешевых препаратов в сегменте –максимальная торговая наценка дистрибьюторов -15%, аптек - 35% Министерство Торговли опасается, что снижение цен на индийские препараты в Индии может привести к падению их цены и на других рынках. В итоге это может негативно повлиять на развитие Индийской фармпромышленности Для препаратов не входящих в перечень ЖНЛС цены не регулируются, однако государство имеет право ограничить цены, если они чрезмерно завышены С 2007 г. государство имеет право внести компанию в специальный список, если рост цены составил более 10% за 12 месяцев и попросить производителя объяснить данный рост или же снизить цену добровольно Source: Datamonitor, Dec 2007


Возмещение (reimbursement) Еще слабо развито Номинально только 354 препарата из списка ЖНЛС доступны для госпитального лечения, однако даже большинство из них оплачиваются пациентом самостоятельно Инициатива Минздрава, февраль 2007 г. - затраты на 522 препарата будут возмещаться, из них: –211 – генерические версии препаратов, у которых истек патент –259 – другие дженерики –52 – инновационные препараты Source: Datamonitor, Dec 2007


Возможное реформирование системы здравоохранения Правительство находится под давлением общественности в связи с необходимостью сдерживать госрасходы – это может повлиять на правительственные программы в области здравоохранения Снижение расходов на нецентрализованные (не координируются Минздравом) программы Реформа ДМС, предоставляемого работодателем –Исключение родителей застрахованного лица из схемы страхования –Уменьшение списка услуг, оплачиваемых страховкой –Введение верхних границ стоимости услуг включенных в страховку (напр. лечение катаракты, мед. обеспечение беременности и родов) –Возможное введение со-платежей со стороны застрахованного лица Source: G&G, Dr L. Metz, 2009




Общие проблемы Китая, Индии и Бразилии Государственные регуляторные органы отвечают за слишком многое, однако делают слишком мало при отсутствии прозрачности –Это относится к клиническим исследованиям, контролю качества производства, мониторингу безопасности ЛС, патентной защите, ценообразованию Высокая значимость традиционной медицины Основные рекомендации по политике здравоохранения: –Увеличение роли государства в обеспечении медпомощи при рациональном расходовании государственных средств –Улучшение доступности к основным видам медпомощи –Создание регулируемых рынков медицинского страхования: государство и работодатели должны взять на себя больше расходов Source: Dr. J. Cohen, Tufts Center for the Study of Drug Development, 2009



После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.

Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-

латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.

Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.

Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане 1 .

Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное - на 11% 2 . По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3 . Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год 4 .

Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году - 72%, а в 2003 году - 76%.

В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 года она охватила 730 млн чел., или 86% сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват этой системой сельских районов и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 года 5 . Пока что 80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. В расчете надушу населения эти ассигнования составляют в городе в четыре раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около I 000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.

В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетворительного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на рыночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.

Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Ho фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а соответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.

По данным на 2003 грд, 96% больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.

Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2 раза, в окружных - 6,8 раз, в уездных - в 5,5 раза.

Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.

Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.

Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США - несколько более 200 млн чел., а Китае - свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.

Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?

Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.

В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.

В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.

В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.

В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.

В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.

Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.

На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.

Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.

Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.

Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая

помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.

На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний - в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить - более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.

Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.

Справку подготовил Яков Бергер.

1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.

Истории успеха и новости.

Медицинская помощь в Китае

02.06.2016

Медицинское обслуживание в Китае для иностранцев платное, но оно может покрываться соответствующей страховкой. При этом уровень китайской медицины достаточно высокий. Это выражается и в качестве, и в скорости услуг.

У нас, людей, постоянно живущих в Китае, возникают различные потребности: еда, развлечение, конечно же, сон. Но зачастую бывает, что нам нужно и медицинское обслуживание. Сегодня я пришел в японо-китайский госпиталь, для того чтобы показать вам, что это такое. На самом деле вам не нужно знать китайский язык, достаточно базового английского, пообщаться с докторами, изъясниться, воспользоваться переводчиком и найти подходящее для себя решение.

На ресепшене вы просто говорите, что вас беспокоит, и вас направляют в нужное русло. С картой, выданной на ресепшене, вы проходите на стойку помощи, откуда вас отводят за ручку по нужным кабинетам. Но прежде, чем пойти по докторам, вам нужно оплатить их прием. Вы приходите в кассу, оплачиваете 200 юаней за консультацию и идете по нужным вам кабинетам, в которых находятся лаборатории и доктора. Вас отводят к доктору, где проводится консультация и выписывается направление для анализов и дальнейших исследований. После этого вы снова приходите в этот кабинет, и доктор говорит вам результат.

Возможно, он выпишет вам какие-то лекарства, которые вы сможете купить в медицинской лавке. Обычно очередей здесь нет, весь процесс покупки и оплаты проходит достаточно быстро. Главное – не забывать брать с собой карточку, на которой написано ваше имя. После того как мы получаем нашу коробочку здоровья, на которой написано, как нам кушать наши витамины.

Конечно, получать медицинскую помощь за границей достаточно сложно, потому что вы используете другой язык, и медицинские термины могут быть непонятными. Поэтому, если у вас есть возможность, обязательно возьмите с собой переводчика, который сможет вам правильно все перевести, чтобы вы правильно поняли диагноз и метод лечения.

Вообще, конечно, больница немного отличается от русской. Может быть, это потому что мы приходим в иностранное отделение, конкретно в японо-китайском госпитале. Здесь все достаточно быстро, но опять же все делается за деньги. Чтобы вам немного скостить стоимость, как я уже говорил, вам может помочь страховка, которую вы можете оформить здесь же, в Китае, а можете приехать со своей международной. Даже если у вас нет страховки, и есть небольшая сумма денег, вы можете получить здесь медицинское обслуживание. Вы можете прийти и в китайские госпитали. Там все будет немного дешевле. Обслуживание там тоже на уровне, и вообще, в Китае медицина достаточно хорошая. Потому что здесь стоит качественное оборудование, анализы вы можете получать достаточно быстро, это не Россия, где результатов своих анализов можно ждать несколько дней.

Японо-китайский госпиталь достаточно крутой. Вы можете увидеть огромное количество названий компаний, которые с ним сотрудничают. При выборе госпиталя просто смотрите на тот, что ближе всего к вам – они все хорошие.

Экстренную помощь здесь, как и в любом другом госпитале, вам могут оказать круглосуточно. Когда вы сюда приезжаете, то кто-нибудь будет на месте. Обычно это дежурные врачи или дежурное отделение. Если вам стало плохо дома, вы можете вызвать скорую, вам нужно позвонить по телефону 120 или 999. Как нам сказали, возможно, там разговаривают на английском языке.

Началась осень, скоро станет холодно, и мы все со своими болезнями, простудами и гриппом побежим по инфекционным отделениям. Такое отделение здесь тоже есть. Там люди работают конвейерным типом. Вы туда приходите, вас спрашивают, откуда вы, где учитесь, работаете. Вам даже потом могут позвонить на работу и сказать, что вы больны. Там все происходит достаточно быстро, вы сдаете анализы, вам выписывают таблетки и направляют.

Вообще, в Китае тема медицины достаточно обширная. Это и наши бытовые вопросы, и туристические медицинские туры – есть и такое понятие, люди сюда приезжают специально лечиться. Поэтому мы в «Китайской лапше» постараемся коснуться разных вопросов. Пожалуйста, задавайте свои вопросы, для того чтобы мы могли копать в правильных направлениях. Ставьте свои лайки – для нас это важно – и смотрите нас! Пока!